Конспект занятия лепка девочка играет в мяч. Конспект занятия из цикла «Школа мяча


Лепка в подготовительной возрастной группе носит характер отработки освоенных ранее навыков, поэтому усложняется содержательная сторона занятия. Если раньше дети лепили животных, игрушки, продукты, то в 6–7 лет в центре композиции будет находиться фигура человека (например, девочка, которая играет с мячом, солдат и лыжник). Рассмотрим этапы подготовки занятия, посвящённого лепке человека в движении.

Подготовительный этап

Дети подросли, и для них доступны новые техники работы с пластилином. От лепки на плоскости, подразумевающей создание своего рода картин, пластилиновых барельефов на листе картона или бумаги, и от простых форм (шарики, комочки, фигуры без сложных деталей) ребята переходят к объёмным стоящим и идущим фигурам, требующим учёта пропорций и законов равновесия.

Игры с пластилином - важная часть подготовки к школе

Какие способы лепки из пластилина можно применять

Ребята 6–7 лет уже знакомы с конструктивным (композиция создаётся из отдельных деталей, наподобие конструктора), скульптурным (все части фигурки делаются из одного куска) и комбинированным способами (совмещение конструктивного и комбинированного). Для лепки фигуры в движении удобнее использовать конструктивный способ - так легче передать мелкие детали, такие как, например, ладони, рельефность лица и т. д.

Приёмы лепки

В этой группе дети закрепляют уже освоенные ранее способы лепки, среди которых:

  • раскатывание элементов (создание «шарика»);
  • скатывание (перекатывание «колбасок»);
  • вдавливание, то есть создание пальцами углублений на форме;
  • сплющивание (изготовление «блинчиков» из шариков);
  • прищипывание (зажим кусочка и сплющивание его двумя пальцами);
  • оттягивание (вытягивание элемента из куска);
  • присоединение;
  • примазывание (наращивание элементов на основу и размазывание границ соединения);
  • защипывание (зажим детали, но без сплющивания);
  • вытягивание (растягивание элементов при сохранении общей формы);
  • сглаживание (плавный переход элементов поделки друг в друга).

Практически все эти способы пригодятся при работе с фигурой человека.

Варианты композиции на тему «Человек в движении»

Лепка нестатичной фигуры может быть представлена в следующих вариантах тем для композиции, которые можно приурочить к определённому образовательному блоку:

  • «Девочка играет в мяч» (при изучении тем, касающихся летних забав);
  • «Лыжник» (в процессе изучения материалов, касающихся зимних видов спорта);
  • «Девочка и мальчик пляшут» (например, в преддверии Нового года);
  • «Солдат» (эта композиция может быть посвящена 23 февраля или 9 Мая) и т. д.

Как видно из этих примеров, большинство вариантов такой лепки в календарно-тематическом планировании соотносится с зимней темой. Это объясняется просто: ко 2 семестру ребята повторяют и закрепляют все основные приёмы и способы лепки, что позволяет создавать усложнённые конструкции, к которым относится и фигура человека.

Предварительная работа с группой

Хотя методика лепки фигуры человека относительно несложна, воспитатель на занятиях по развитию речи и на физкультурных разминках предварительно разбирает с детьми особенности позы человека, обращая их внимание на такие нюансы, как:

  • угол наклона тела;
  • поворот головы;
  • сгиб рук и ног и пр.

Кроме того, ещё до начала работы с пластичным материалом взрослый максимально индивидуализирует процесс. То есть

  • делит обязанности по подготовке рабочего места и необходимого инструментария между ребятами;
  • позволяет выбрать цветовую гамму пластилина для поделки;
  • помогает определиться с положением конечностей (если дети выполняют композицию, где поза фигурки может варьироваться) и т. д.

Желательно, чтобы выбор цветовой гаммы костюма человечка оставался за ребёнком

Мотивация

Уже на этапе индивидуализации (то есть подготовки к занятию) начинается мотивация карапузов. Однако и первая часть занятия должна быть спланирована так, чтобы малыши заинтересовались и результатом работы, и - что очень важно - самим процессом лепки. Для этого воспитатель может использовать ряд приёмов.

Это интересно. Известный итальянский педагог, философ и гуманист конца XIX - начала XX века Мария Монтессори говорила: «Не ограничивайтесь только одним методическим пособием, например, карточками. Освещайте одну тему по-разному: в играх, плакатах, книгах, мультфильмах».

Одним из вариантов мотивации может быть предварительный рисунок-образец человечка в движении

Беседа и наглядность

Если составлять рейтинг самых действенных способов настроить детей на работу, то, безусловно, у беседы будет первое место. Главное только правильно её выстроить. Обычно это вопросы взрослого, на которые малыши отвечают по одному или хором. Например, перед созданием фигуры танцующих детей вопросы могут быть такие:

  • Когда танцуют люди?
  • Вы любите танцевать?
  • Как располагаются ноги и руки танцующих в движении?
  • Во что должен быть одет человек, занимающийся танцами?

Однако эти вопросы не могут носить умозрительный характер. Дети воспринимают мир образно, так что без наглядности не обойтись. Это могут быть картинки с изображением спортсменов, кадры из известных мультфильмов (например, «Ну, погоди!») или же фотографии самих детей. Если же малыши лепят композицию «Девочка играет в мяч», то для мотивации можно предложить всем ребятам повторить 2–3 упражнения с мячом, а потом обсудить, какие движения были одинаковые, какие различались, а также - какие позы принимало тело.

Игра

Особую заинтересованную рабочую атмосферу занятию придаёт сюжетная игра. Если говорить о работе над пластилиновыми фигурками, то таким персонажем, включающим ребят в работу-игру, может стать герой мультфильма или книги. Например, на занятие по теме фигуры лыжника в гости может прийти символ прошедшей в Сочи Олимпиады - Чебурашка, который предложит малышам создать собственную команду лыжников.

Дети с особым удовольствием работают на занятии, если к ним в гости «приходит» любимый герой

Стихотворения

Ритм и динамика рифмованных строк также хорошо организует ребят и настраивает на рабочий лад.

  • Однажды природа и люди О первенстве спор завели. Примчались тут бури и вьюги, Снега всё до крыш замели. «Ура! - ликовала природа, - В снегах не пройти им, не выжить!..» Смекалка не зря у народа… И люди придумали ЛЫЖИ!
  • Если вам с утра не спится, Сон куда-то убежал, Так и тянет в пляс пуститься - Значит, танца день настал!
  • Я военный капитан! Мне не страшен ураган! Вся команда на подбор, Мы ведём корабль в шторм. На посту стоим не зря! Защитим тебя, страна!

Методика составления конспекта

Работа над составлением плана занятия начинается с формулирования целей и задач. Основными целеполагающими факторами лепки движущегося человека можно назвать:

  • обучение делать сложную сюжетную композицию;
  • работа над умением соблюдать пропорции тела и других сопутствующих элементов композиции;
  • воспитывать самостоятельность и терпение.

Задачи занятия носят более конкретный характер:

  • закрепить способ создания валика-цилиндра для создания основы фигурки;
  • развитие умения передавать лепной конструкцией несложные телодвижения (сгибание рук/ног, наклон тела);
  • обучение передавать динамику движения человека;
  • продолжать отрабатывать сглаживания;
  • закрепление навыка передавать динамику тела человека в пластичном материале;
  • повторить изученные геометрические фигуры (круг, овал, цилиндр, шар и т. д.);
  • развивать умение работать со стекой;
  • продолжить тренировать мелкую моторику, глазомер и зрительное восприятие;
  • расширять границы воображения;
  • воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

После того как цели и задачи сформулированы, воспитателю необходимо распланировать этапы занятия так, чтобы каждая минута была задействована, и дети, соответственно, не успевали отвлекаться.


Пример конспекта занятия (в сокращении) – таблица

Каргина Наталья «Зимние забавы, лепка фигуры человека в движении» Воспитатель показывает детям карточки со схематичным изображением человечка в движении. Далее демонстрирует позу человека в движении с помощью наглядного пособия - фигуры человека. Обращает внимание детей, на то, как располагаются руки и ноги лыжника.
После ознакомления с характерными особенностями человека находящегося в движении, воспитатель задаёт вопрос детям: «Ребята, как должен быть одет лыжник?».
Ответы детей: «На нём должна быть тёплая куртка, штаны, варежки, шарф, ботинки».
Воспитатель: правильно.
А теперь давайте сейчас каждый из вас слепит своего лыжника и подберёт свой цвет одежды для него.
Последовательное выполнение:
  • Для начала, ребята, давайте рассмотрим геометрические фигуры, стоящие у меня на столе. Вместе с детьми воспитатель называет фигуры. Демонстрирует разницу между: круг - шар, квадрат - куб, треугольник - призма, пласт - прямоугольник и т. д.
  • Теперь ребята давайте определим, какие геометрические фигуры похожи на части тела человека. Ответы детей: шар - голова; цилиндр - руки, ноги; конус - туловище.
  • Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь для начала скатайте большой шар (любого цвета).
  • Шарик раскатайте в конусовидный валик (воспитатель демонстрирует макет конуса) - это будет туловище.
  • Более широкое место разрезаем пополам стеком, придаём форму ног, выравнивая по форме.
  • Скатайте два шарика (выбираем любой другой цвет) и придайте им форму бочонка - это будет обувь.
  • Скрепляем ноги с обувью.
  • Скатайте два шарика такого же цвета небольшого размера и ещё два маленьких шарика другого цвета.
  • Два шарика, что побольше, раскатываем в конусовидные валики - это будут ручки.
  • А из двух маленьких скатываем конусовидные валики с одним заострённым кончиком и слегка сгибаем - это будут варежки.
  • Соединяем рукава с варежками, слегка надавив.
  • Прикрепляем рукава к туловищу, чуть согнув рукав.
  • Скатываем один шарик телесного цвета, для головы. Разрезаем чуть больше половины.
  • Скатываем небольшой шарик - это шапочка, и скрепляем шарик с плоской частью головы. Придаём форму шапочки.
  • Небольшим нажатием соединяем голову с туловищем.
  • Теперь нам нужно слепить лыжи и лыжные палочки. Для начала скатываем из любого пластилина колбаску, сжимаем её, обрезаем стеком неровные края и разрезаем эту пластину на две - это получились лыжи.
  • После скатываем два кружочка и сплющиваем их, получились блинчики. Потом прижимаем к концу зубочистки блинчик - получилась лыжная палочка (повторяем ещё раз).
  • Ставим нашего человечка на лыжи, передавая движение. И крепим лыжные палочки к рукам.
  • Лепим глаза, рот и намечаем стеком нос (глаза круглой формы, рот колбаской).

Воспитатель: Ну, вот и готов наш лыжник. Какие вы молодцы. Какие хорошие лыжники у нас получились!

Воспитатель подводит итоги занятия: Ребята выставляют своих лыжников на заснеженную равнину макета, подготовленного заранее, под названием: «Зимняя прогулка». (Воспитатель заранее оформляет площадку из пенопласта и гофрированной бумаги).
Рассматривают, у кого какой получился. Воспитатель: Ребята, теперь вы можете представить себя в роли своих вылепленных лыжников и поиграть с ними у макета…

Поэтапная работа над композициями «Девочка играет в мяч», «Лыжник», «Солдат»

Гибкие фигурки, способные принимать самые разные позы, хороший материал для проявления творческой фантазии ребёнка. А требование реалистичности изделий, заданное темой, приводит к необходимости думать логически и осмысливать известные факты.

Лепка в подготовительной группе «Девочка играет в мяч»

Эта композиция состоит из двух частей: лепка девочки и создание мяча. Если время позволяет, оба задания можно выполнить за одно занятия. В противном случае лучше разделить этапы работы на 2 занятия. Последний вариант более рациональный, так как предложенная композиция предполагает лепку девочки с чертами лица и искажениями ткани платья в процессе движения, то есть поделка довольно сложная.

Поэтапная инструкция (человечек):


Поэтапная инструкция (мяч):

  1. Скатываем шарик синего цвета.
  2. Формируем 2 колбаски жёлтого и 2 колбаски красного цвета.
  3. Каждую колбаску приплющиваем и растягиваем в форму овала.

    Для создания полосок на мячике дети используют приёмы сплющивания и растягивания

  4. Накладываем на шарик, немного примазываем.
  5. Из 2 кусочков белого пластилина делаем блинчики, которыми скрываем места, где сошлись цветные полосочки.

    Готовый мячик вкладываем в руки девочки

Мячик можно вложить в обе руки девочки или положить на одну.

Фигура «Лыжник»

Чтобы ножки и ручки фигурки не отваливались, они формируются из частей туловища.

Поэтапная инструкция (лыжник):

  1. Берём кусок пластилина оранжевого цвета и делаем продольный надрез до середины - это верхняя часть туловища с руками.
  2. Выгибаем обе тонкие части наружу, немного скатываем их.
  3. Кусок пластилина зелёного цвета (это нижняя часть туловища с ногами) надрезаем также вдоль почти до основания.

    Расщепление пластилиновой детали

  4. Слегка скатываем обе части.
  5. Соединяем туловище в единую фигуру.
  6. Из зелёного пластилина делаем по 2 шарика - ручки в перчатках.
  7. Крепим детали к рукам.

    Так делаются руки и ноги для лыжника

  8. Из оранжевого пластилина делаем овалы, вдавливаем их посередине - это обувь человечка.
  9. Вставляем ноги в ботинки.
  10. Из пластилина бежевого цвета делаем голову, маленькой точкой показываем нос.
  11. Крепим голову на туловище.
  12. Делаем тонкий шарфик - сплюснутую колбаску, которым скрываем место соединения головы и туловища.
  13. Из небольшого шарика зелёного цвета делаем шапочку, сделав в заготовке углубление.
  14. Небольшим кусочком оранжевого цвета обозначаем на шапке помпон.
  15. Надеваем шапку на голову.
  16. На головку 2 спичек накладываем по кусочку пластилина - это лыжные палки.
  17. Из куска жёлтого цвета формируем 2 длинные колбаски, на которых слегка заостряем и загибаем вверх по одному концу - это лыжи.
  18. Ставим человека на лыжи, в руки даём палки.

    Для лыжных палок можно использовать зубочистки, но со спичками детям работать удобнее

Фигура «Солдат»

Инструкция:

  1. Кусок пластилина зелёного цвета разрезаем до середины пополам, отгибаем две части вниз, слегка заглаживаем элементы, скругляя их. Это верхняя часть туловища с руками».

    Так делается туловище с руками

  2. Ещё один кусок разрезаем почти до основания, снова скатываем две тонкие части. Это нижняя часть туловища с ногами.
  3. Соединяем части.
  4. Из кусочка пластилина бежевого цвета формируем шарик - голову солдатика.
  5. Из двух небольших кусочков бежевого цвета делаем по шарику для ладошек, сжатых в кулаки.

    Туловище и ноги пластилинового солдатика

  6. Формируем тонкую длинную колбаску коричневого цвета - пояс гимнастёрки солдата.
  7. Из материала зелёного цвета делаем шарик, формируем из него блинчик - форменную фуражку.
  8. Из кусочка чёрного пластилина делаем сапоги. Для этого скатываем колбаску, загибаем 1/3 под прямым углом.

    Добавляем пояс и сапоги для фуражки

  9. Делаем второй сапог и крепим оба на ноги.
  10. Разводим руки и ноги так, чтобы было видно, что солдат шагает. Для этого одну руку сгибаем в локте, вторую отводим назад. Ноги растягиваем в шаг.

    Ножки конькобежца нужно хорошо скатать, чтобы они не сломались, когда ребёнок будет их сгибать Лепка на плоскости. Движущуюся фигуру человека ребята делали ещё в старшей группе Наш мальчик ещё и снег убирать может Рассмотренный способ лепки даёт большой простор для фантазии Для опоры в пластилиновые скульптуры иногда вставляется каркас

    Пластилиновая фигура человека, у которой есть выраженные конечности, хороша тем, что позволяет придумать много игр и комбинаций. Можно даже снять целый пластилиновый мультфильм.

    В подготовительной группе лепка человека в движении позволяет применить на практике все приёмы работы с пластилином, которые были известны ребятам до этого. Создание сложных композиций можно приурочить практически к любому поводу (празднику, памятной дате) или теме в календарно-тематическом планировании. Однако составление конспекта занятия по лепке человека в динамике требует от воспитателя чётко продуманной структуры, грамотного распределения времени (вплоть до разделения объёма работы на 2 урока), так как в поделке достаточно много мелких элементов, с которыми малышам может оказаться трудно справиться.

Татьяна Клеенко
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Наш веселый звонкий мяч!»

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя, произносительной, связной речи) в различных видах деятельности.

Программные задачи:

Образовательные: расширять и обогащать знания детей по теме «Спорт», совершенствовать умения в подборе прилагательных и глаголов к названию предмета, упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие: развивать дыхание и правильный речевой выдох (звуковая культура речи, развитие координации речи с движением, развивать познавательный интерес, непроизвольное внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление;

Воспитательные: Воспитывать потребность получать новую информацию о знакомых предметах, формирование навыков сотрудничества и доброжелательности.

Здоровьесберегающие: Профилактика утомления детей на занятии, сохранение функции зрения.

Материалы и оборудование: мяч, мячи разных размеров и цветов, слайды с изображением разных видов мячей, демонстрационный материал – мультимедийное оборудование с видео – игры «Водное поло», зеленый листы бумаги с разметкой футбольного поля, картинки «футбольные мячи» на каждого ребенка, мыльные пузыри.

1 часть

Воспитатель. Сегодня в гости мы пригласили самую веселую и любимую игрушку детей, о которой послушайте загадку.

Не обижен, а надут.

Его по полю ведут,

А ударят, нипочем,

Не угнаться за (мячом)

Воспитатель. Правильно! Это мяч! (Педагог показывает мяч).

Воспитатель: Знаете ли вы, что мяч возник давно и за свою историю существования его вид много раз менялся. (показ слайдов) Сначала его плели из травы, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, скручивали из ткани, вырезали из дерева, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим материалом. Сейчас предлагаю поиграть в известную вам игру «Чудесный мешочек». А задание такое: нужно достать мяч из мешочка и определить, из чего он сделан.

ИГРА «Чудесный мешочек»

Если мяч сделан из дерева, то он какой? (деревянный)

Если мяч резиновый, то он сделан из чего? (из резины)

Если мяч сшит из меха, то он какой? (меховой)

Если мяч сделан из бумаги, то он какой? (бумажный)

Если мяч железный, то он сделан из чего? (из железа)

Если мяч сделан из пластмассы, то он какой? (пластмассовый)

Если мяч стеклянный, то мяч сделан из чего? (из стекла)

Если мяч из пластилина, то он какой? (пластилиновый)

Если мяч кожаный, то он сделан из чего? (из кожи)

Если мяч сделан из поролона, то он какой? (поролоновый)

Воспитатель: Вот сколько много бывает разных мячей.

2 часть

Воспитатель: Современные люди научились надувать мяч воздухом. И я предлагаю вам научиться правильно надувать. Мячи будут необычные, их мы надуем из мыльных пузырей. Для этого нужно сделать глубокий вдох через нос, губы сложить трубочкой, а потом долго, свободно и легко выдохнуть воздух через рот, не надувая щек. Посмотрите, как это делаю я. (показ воспитателем)Теперь давайте вместе сделаем.

(самостоятельное выполнение упражнения с использованием мыльных пузырей)

3 часть

Воспитатель: С мячом любят играть не только дети, но и взрослые. Существует много спортивных игр с мячом. Назовите виды спорта, где используют мяч? (футбол, волейбол, баскетбол, теннис (большой, настольный) и т. д.)

Воспитатель: Вы много знаете спортивных игр с мячом. Играли ли вы в мяч на воде? Это весело, увлекательно и интересно. Из этой забавной игры возникла новая игра, с которой я вас познакомлю, называется она – водное поло. (показ видео)Эта игра похожа на футбол (есть ворота, куда забивают мяч, только игроки плавают в бассейне и передают мяч друг другу руками.

4 часть

Воспитатель: Многие из вас сегодня назвали игру футбол. Хотите в неё поиграть?

Присаживайтесь за столы. У каждого из вас лежит лист с изображением футбольного поля, на котором есть ворота, и мяч. Возьмите «мяч» в руки. Положите его в центр листа. Чтобы правильно играть с мячом, нужно внимательно слушать и выполнять задание. Итак, игра начинается:

настольная игра «Футбол»

Воспитатель: Молодцы. Вы оказались отличными футболистами.

Воспитатель: Мне кажется к нам кто-то спешит.

5 часть

Под веселую музыку в зал вбегает Попрыгунчик.

Хореограф (мяч): Здравствуйте, дети! Я – Попрыгунчик! Когда я был маленьким, я прыгал, как маленький мячик, вот так (прыгает). Повторите. (Дети прыгают). А теперь я вырос, стал большим мячом и прыгаю вот так - высоко (прыгает). Повторите. (Дети прыгают).

Хореограф (мяч): Я люблю, когда со мной играют, вот так (Попрыгунчик выполняет движение «мячик». Воспитатель «играет» им).

Хореограф (мяч): Предлагаю мальчикам превратиться в мячики, а девочкам поиграть с ними. (Мальчики выполняют движение «мячик», девочки «играют» с ним).

Посмотрите, мальчики

Прыгают, как мячики:

Прыг-скок, прыг-скок,

Мячик долго прыгать смог.

Хореограф (мяч): Отлично! А теперь давайте потанцуем.

Танец «Мой веселый мячик»

Хореограф (мяч): Молодцы! Мне очень понравилось играть с вами. Я дарю вам эти мячи, с которыми вы сможете играть в интересные игры. (Дарит детям сюрпризы – мячи). Затем прощается с детьми и уходит.

Воспитатель: Мне кажется, что у нас сегодня получилась интересная игра в мяч. А вам понравилось. Что вам запомнилось и понравилось больше всего? Теперь эти мячи будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече.

Тема: Мой веселый мяч

Возраст: 1.5 – 2 года

Количество часов: 2

1) Двигательная разминка

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Качаем головой,
Качаем головой.
Мы ручки поднимаем,
Мы ручки опускаем.
Раз-два, раз-два.
Заниматься нам пора!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебное путешествие к морю.

«Полоса препятствий» до игровой зоны с сухим бассейном.

- «Развивающая дорожка» (тренируем координацию движений)

Перешагиваем через обручи.

Воспитатель: Добрались до моря, можем и поиграть!

(свободная двигательная деятельность)

Воспитатель: Продолжим с вами заниматься, поиграем с веселим мячами.

«Игра в мяч» (Железнова)

Делаем движения в соответствии со словами песни:

По мячу ладошкой бьём
Дружно, весело вдвоём.
Мячик - мячик, мой дружок,
Звонкий, звонкий, звонкий бок.
По мячу ладошкой бьём,
Дружно, весело вдвоём.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.
Мячик, мамочка, не прячь,
Мне бросай обратно мяч.
Мяч бросаю и ловлю,
Я с мячом играть люблю.

Смена деятельности

«Корзина с мячами» - сравниваем мячи – цвет, размер, материал.

Воспитатель: Смотрите, это большой шарик, а это совсем маленький, этот твердый, а этот мягкий, и т.п.).

Какой шарик у нас самый большой? Вот он! А какой самый маленький? Вот он! Молодцы!

«Сюрпирзики» - развиваем мелкую моторику.

В бумагу заворачиваем разные предметы, воспитатель предлагает малышам самостоятельно открыть сюрприз.

Озвучиваем предмет, обращаем внимание на цвет и форму.

(Для 2 часа занятия по теме) «Ищем предметы в крупе» - массаж, развитие моторики, сенсорный опыт.

В манной крупе размещены различные предметы круглой формы, воспитатель показывает малышам, что в крупе кто-то спрятал клад, и предлагает его поискать (круглые предметы, кружки из картона ярких цветов).

Смена деятельности

1) Аппликация «Разноцветные мячи» – развитие творческих способностей, закрепление понятие "круг", "большой-маленький", учим основные цвета.

В ходе работы воспитатель комментируем цвет каждой фигуры: «Какой красивый кружочек ты взял! Он красный, большой! И т.д.»

2) Сюжетная аппликация «Мячи для собачки» (для 2 часа занятия по теме)

Смотрите, какой милый щенок! Ему скучно! Давай наклеим ему веселых мячиков, чтобы он мог поиграть!

Смена деятельности

« Веселая зарядка» – катаем мячи друг другу, догоняем мяч, бросаем.

Воспитатель:

Девочки и мальчики прыгают, как мячики,

Ручками хлопают, ножками топают,

Глазками моргают, после отдыхают (повтор).

Смена деятельности

Сидя на коврике, воспитатель читает малышам е стихи С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч».

Логопедические игры с мячом

Первые игрушки в образе любимых детских героев сказок и мультфильмов (Колобок, Лошарик, снеговик, Винни-пух, Крош, Чебурашка) имеют форму шара или состоят из шариков. Мяч имеет форму шара. Детям нравится играть с мячом, шарами. Почему?

Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению! Мяч - прекрасный инструмент для развития у детей общей и мелкой моторики, закрепления правильного произношения звуков и умения ориентироваться в пространстве.

Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью. Это соприкосновение даёт полноту ощущения формы. Игры с мячом считаются самыми распространенными, встречаются они почти у всех народов мира. В наше время любой ребёнок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк. В продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества- выбирай на вкус. Как правило, ребенка привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители игр с мячом, соответственно не могут научить и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.

Игровые действия с мячом,шариками, бусинами всегда были любимыми средствами организации и надежными помощниками в коррекционной работе. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливают эффект занятий. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов  века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики, назвав его «идеальным средством для упражнений». Поэтому я использую мяч на каждом занятии, проводя игры-упражнения по всем разделам коррекционно-логопедической работы: усвоении грамматических конструкций, автоматизации звуков, совершенствовании просодики речи, увеличении лексических единиц. Ребенок лучше усвоит, если повторит нужные слова 20-30раз, придерживаюсь принципа: « Многократность повторения - залог успеха».

На первоначальном этапе применяю игровые упражнения с воздушными шарами, так как «праздничный» атрибут позволяет установить контакт с самым застенчивым или упрямым ребенком. В непринужденной игре легче выяснить уровень моторной активности, общего развития, ориентировки в пространстве. В ходе таких игр отношения с обследуемыми детьми становятся более доверительными. Далее следует перейти к использованию неречевых игр с мячом, направленных на развитие координации движений и высших психических функций. Такие игры хороши тем, что позволяют педагогу в естественных для ребенка условиях выяснить на сколько ребенок ловок, сообразителен, умеет ли выслушать игровую задачу, как долго способен помнить задание, может ли соблюдать правила, как взаимодействует с партнерами по игре.

На следующем этапе в ходе индивидуального или подгруппового занятия можно использовать игры с мячом в качестве динамических пауз, с целью повышения двигательной активности. Активизации непроизвольного внимания, формирования произвольного внимания, развития пространственных представлений и повышения эмоционального тонуса. Универсальны игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Ребенок выполняет действия с мячом, сопровождая эти действия речью.

На всех этапах работы по автоматизации поставленных звуков использую игровые действия с мячом, шариками и фитболом, включая фразы- рифмовки, чистоговорки, стихи. А рифмованные фразы не только помогают уточнять игровую задачу, заинтересовать ребенка, но и побуждают к творчеству: дети включаются в сочинительство. Этот прием особенно важен, так как активизирует артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми фонетико-фонематическими нарушениями речи.

Еще ценность логопедических игр с мячом в том, что игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, конструироваться, даже когда игра уже сыграна. Дети воспроизводят игровые действия с мячом, шариками самостоятельно, дома с родителями, на даче, во дворе со сверстниками. Так например: считалки с мячом «Вот со звуком Р считалка: рукавица, рак, русалка,

груша, кенгуру, топор,

ранец, зебра, мухомор,

морж, тропинка, барабан,

тигр, парта, таракан»

В работе использую игры с мячом известных петербургских логопедов Т.А.Воробьевой, О.И.Крупенчук, которые представлены в книге «Логопедические игры с мячом» для развития мелкой и общей моторики, отработки звукопроизношения и многие др. Авторы «Двигательного игротренинга для дошкольников» А.А Потапчук и Т,С, Овчинникова разработали нестандартный подход к занятиям на фитболах с дошкольниками, имеющими проблемы в развитии. Эти игры прекрасны в коррекционной практике. Система логопедических игр может использована в работе логопедами, воспитателями, родителями, дефектологами и др. Итак,игра с мячом несет только положительный результат: оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков, развивает общую и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, повышает эмоционального тонус и побуждает ребенка к общению.

Литература: 1.Воробьева Т.А, О.И.Крупенчук Логопедичекие игры с мячом –СПб: Изд.Дом «Литература, 2009

2. Филичева Т. Б. , Г. В. Чиркина. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: Школьная пресса, 2002.- 32с

3. Ткаченко Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. – М.: Владос, 2005.- 112с

4. Павлова Л. Н., Теречева М. Н. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. Гласные и свистяшие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 240 с

5.Потапчук,А.А.Двигательный игротренинг для дошкольников / А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова. –СПб.: Речь; Сфера, 2009

6.Тарасова, И. Баскетбол для самых маленьких/ И. Тарасова//обруч -2000.№2

Н.Ж. Степанюгина, логопед я/с №116 г.Павлодара. Казахстан.

Интегрированное физкультурно-речевое занятие в подготовительной группе с диагнозом ФФНР

Тема:

Дифференциация звуков «Ш» и «Ж» в слогах, в словах

Цель: Практическое усвоение правильного произношения звуков «Ш», «Ж» и их различие при помощи движений.

Задачи:

Способствовать формированию у детей таких физических качеств, как: ловкость, развитость координации, быстрота реакции с мячом\, развитию глазомера при метании в горизонтальную цель.

Воспитывать интерес к спортивным играм: «Здоровый» соревновательный дух.

Развивать мелкую моторику рук, автоматизировать в упражнениях звуки «Ш», «С», «Ж», «З»,и закрепить звуки «Ш», «Ж» в слогах, словах.

Продолжать работу над развитием фонематического слуха, над диафрагмальным дыханием, зрительно-моторной координации.

Оборудование:

Малые мячи

Корзины для метания

Домики с буквами

Предметные картинки со звуками «Ш», «Ж» в разных позициях

Кубики разных размеров

Скамейка

Стрелки-указатели

Ход занятия:

1. Сообщение цели занятия:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие и необычный гость-

Чтение загадки: Без тропинки, без дорог

прикатился к нам клубок.

Он в иголках острых сплошь,

Потому что это … (ЁЖ)

он приглашает вас в Лесную школу, чтобы вы научили его различать звуки:

Эти звуки спрятались в начале слов –отгадок:

« на сосну забрался мишка, там росла большая …(ш ишка)

«Узнать его нам просто, узнать его легко:

высокого он роста и видит далеко» (ж ираф)

В лесную школу нелегок путь, но вместе мы все преодолеем.

1 ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

Вам будут помогать схемы звуков. Чем отличается звук «Ж» от «Ш» (Он звонкий) - губы выдвинуты вперед, м/у зубами небольшая щель, язык поднят к небу « чашечкой», воздух проходит поверху «чашечки»Чтобы легче было идти, мы разделимся на команды: «Жучки»(показ картинки) и команда «лягушата»Если одна команда попадет в беду, то другая поможет. Давайте выбирем детей с помощью чистоговорок на звук «Ш» для команды «лягушат», остальные попадут в команду «Жуков»

ША-ША-ША МАМА МОЕТ МАЛЫША

ШУ-ШУ-ШУ ПАША КУШАЕТ ЛАПШУ

ШИ-ШИ-ШИ ЗАШУМЕЛИ КАМЫШИ

На пути мы встретили непроходимую чащу(заросли леса), чтобы их пройти нам нужны пилы

Игра «Пила»- команда «Лягушата» -Ш-Ш-Ш (ничего не спилили, потому что звук «Ш» глухой)

Позовем команду «Жуков» -Ж-Ж-Ж (у жуков пила острее, так как звук «Ж» звонкий) Молодцы, помогли друг другу, теперь мы можем идти дальше

«Полоса препятствий»:

а) Ходьба с высоким подниманием колен – перешагивание ч/з бруски правой и левой ногой. (Ш-Ж)

Слова: Чтобы нам быстрей добраться

Нужно очень постараться

Поднимайте выше ноги,

Коль идем мы по дороге.

б) вот пенёчки впереди, змейкой их ты обойди(ШИ-ЖИ)

Ждет овраг нас на пути

в)По мосточку ты пройди (ходьба по ребристой доске,руки в стороны)

г) От лисички убеги (бег со сменой направления по указателям- стрелкам)

е) Вот мы и нашли тропиночку.(звучит музыка: пение птиц)

Улучшает настроение. Мы на солнечной поляночке.

Дыхательная гимнастика: « Шарик»

Я надул упругий шарик (пальцы в щепотки, пальцы разжимаются и образуют шарик)-«С»-«С»-«С»-

Укусил его комарик (сжимают в щепотки)

Спустился шарик –«Ш»-«Ш-«-«Ш»

Не беда (качают головой)

Новый шар надую я- С»-«С»-«С»

Лопнул шарик – «Ш»-«Ш»-«Ш»

«Лягушата»

Лягушата улыбаются, лапки выпрямляются(пальцы вверх)-вдох,губы трубочкой –выдох, руки сжать.

Общеразвивающие упражнения: (с малым мячом)

    « Полет жука»»- ЖУ-ЖУ-ЖУ-над цветком я покружу –Ж-Ж-Ж

И.П. –основная стойка, руки вытянуты в перед, перенести мяч через стороны перед грудью со звуком «Ж»(6раз)

2.«Ежик прячется» (исходное положение- основная стойка)

ЗЫ-ЗЫ-ЗЫ- спрячусь я от стрекозы- З-З-З

поднять подбородок вверх, положить мяч под подбородок и прижать к груди, руки убрать за спину, после чего откинуть голову назад, поймать мяч в подставленные ладони.:(6-8р)

3.«Покатился ежик вверх по горам- Ш-Ш-Ш

Вниз по долам-С-С-С- прокатить мяч по туловищу и прямым ногам вверх и вниз. (6р)

4. «Жи-жи-жи

Мне ежаток покажи» - основная стойка на коленях с мячом в руках. Надо наклониться вперед, после чего вернуться в исходное положение и сказать: Жи-Жи-Жи (повт. 6-8р)

5. «Кобра» - Чу-Чу-Чу – вместе с коброй шепчу- Ш-Ш-Ш- основная стойка- лежа на животе руки под подбородком, мяч рядом на полу. поднять верхнюю часть туловища, заложив руки за голову, зашипеть – Ш-Ш-Ш (повт. 6-8 раз)

6. «Как лягушонок поскачу»- прыжки вокруг мяча, чередовать с ходьбой.

ΙΙ основная часть:

Вот и «Лесная школа» .

Давайте поможем другу ежика бельчонку собрать шишки на зиму.

«Эстафеты» - соревнование команд будет оценивать все участники (гости) путешествия (у всех по два сигнальчика желтый и зеленый, «желтый»-за команду-«жуков»,а зеленый за команду «лягушат»,а счет сигнальчиков будет вести жюри.

    «Слоги с гласными поем мы с мячом моим вдвоем, дружно шишки соберем»

(ша-жа- шо-жо и. т.д..) прыжки на фитболах, метание шишек в корзинку-(гласные буквы на полу.)

2 «Ползи и мяч толкай - и животных называй »- ползти на четвереньках и толкать мяч –фитбол головой до домиков, вставить нужную картинку в домик со звуком «Ш» и «Ж»

    Конкурс: « Кто лучше расскажет считалку на звук «Ш» «Мяч руками отбивай – считалочку считай»- отбивание мяча двумя руками на стихотворный ритм.(картинки) Пока жюри будет подводить итоги, мы поиграем.

ΙΙΙ часть: Чтобы не попасть в беду, все жители леса всегда очень внимательны. Игра называется: «Кто внимательный?»-дети танцуют под музыку, имитируя животных, птиц, а затем забегают в нужный обруч под хлопок и звучащее слово со звуком «ш» или «ж». (2-3раза)

Итог занятия : Вот путешествие и закончилось, вы помогли выполнить все задания и научили ежика правильно говорить, и различать звуки «Ш» и»Ж». А для чего их различать?(иначе изменится слово.)Назовите ежику слова со звуком «Ш», которые встречались вам на пути, а теперь со звуком «Ж».Вы молодцы, все умения бегать, прыгать, метать, ловить и правильно произносить пригодятся вам в школе. Слово жюри: дети награждаются шариками.

Программные задачи:

    Закреплять умение ходить и бегать по кругу.

    Учить энергичному отталкиванию мяча при прокатывании друг другу.

    Упражнять в ползании на четвереньках.

    Развивать интерес к действиям с мячом в соответствии с его свойствами (круглый, гладкий – можно катать).

    Развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве.

    Формировать умение самостоятельно действовать с предметами.

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Методические приёмы:

    Художественное слово.

    Игровой приём.

    Сюрпризный момент.

    Вопросы к детям.

    Обследование свойств мяча на ощупь.

    Целостный показ.

    Поощрение.

    Напоминание.

    Указание.

    Имитационные движения.

    Использование фонограммы.

Предварительная работа:

    Подвижные игры: «Догони мяч» (бег в заданном направлении), «Доползи до домика» (ползанье в заданном направлении), «Попрыгаем, как зайки.

    Индивидуальные и совместные игры с мячами: на бросание, прокатывание, ловлю с использованием зрительных ориентиров.

    Чтение стихов А.Барто «Мячик», С.Маршак «Мой весёлый, звонкий мяч».

    Занятия по художественной деятельности: «Мячики катятся по дорожке» (рисование), «Круглый мяч» (лепка).

Материал и оборудование:

    Мячи размером 12-15 см (по количеству детей): красные и зелёные.

    Мяч размером 22 см (яркий, красочный).

    Эмблемы для детей «Мячики» (красные и зелёные).

    Ориентиры – прямые линии, кольца по размеру мячей, расположенные по кругу, выполненные из плёнки с клейкой основой.

    Коврики: по количеству детей.

    Магнитофон с аудиозаписями.

Индивидуальная работа:

    Активизировать Диму, Артёма во время бега.

    Поупражнять Соню, Диму в умении отталкивать мяч двумя руками при прокатывании мяча в парах.

    Поупражнять Сашу, Аню в прыжках вокруг себя на месте.

Дифференцированный подход:

По уровню физической подготовленности (по усвоению программы «Детство») -

1 подгруппа: учить прокатыванию мячей друг другу в парах на расстоянии 1,5 м (в основных движениях), упражнять в прыжках на месте с поворотом вокруг себя (в ОРУ).

2 подгруппа: учить прокатыванию мячей друг другу в парах на расстоянии 1,3 м (в основных движениях), упражнять в прыжках на месте без поворота (в ОРУ).

По половому признаку –

Девочки – при прокатывании мячей друг другу в парах принять И.П.: сидя, ноги слегка разведены в стороны (в основных движениях),

Мальчики – при прокатывании мячей друг другу в парах принять И.П.: стоя на коленях (в основных движениях).

Литература:

    Детство: Комплексная образовательная программа дошкольного образования.- СПб: Детство пресс, 2015.

    Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.,2014.

    Хухлаева Г.В. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.,2000.

    Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят / Серия «Мир вашего ребёнка». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

    Синкевич Е.А., Большева Т.В. Физкультура для малышей. Методическое пособие для воспитателей. – СПб.: Детство-пресс, 2003.

    Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.

    Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005.

Ход занятия:

60 сек

Я прочту вам стихотворение, а вы отгадайте, про что в нём говорится:

«Стукнешь о стенку –

А я отскочу.

Бросишь на землю –

А я подскочу.

Я из ладоней

В ладони лечу –

Смирно лежать

Я никак не хочу.» (А.Рождественская)

Догадались, это… («Мяч»).

Посмотрите, какой красивый мяч пришёл к нам в гости (показ).

Какой он красивый, красочный, очень яркий. Какого он цвета? («Красный, с желтой и голубой полосками».)

Посмотрите, какой он? Мяч круглый или квадратный? («Круглый».) Потрогайте его! Какой он: гладкий или шероховатый? («Гладкий».)

Мячик сказал мне по секрету, что он хочет, чтобы мы познакомились с его друзьями – другими мячами. Они тоже пришли к нам в гости, и сегодня они вас научат делать то, что умеют сами. Вот они нас ждут. Какой красивый кружок из мячей! Покажем, как мы будем ходить вокруг них, не задевая.

Ходьба колонной по кругу

(вокруг мячей).

свободное

30 сек

средний

Построились все ребята в шеренгу, повернулись друг за другом в колонну, шагаем вокруг мячиков, старайтесь их не обидеть.

«Мы играем целый день

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Друг за другом ты шагай!

Друг за другом ты шагай,

Мячики не задевай! ».

Вот какой красивый у нас круг получается!

Бег колонной по кругу

(вокруг мячей).

свободное

20 сек

средний

Побежали по кругу, не задеваем мячики!

Остановка по сигналу воспитателя, поворот, бег в другую сторону.

свободное

20 сек

средний

Как музыка перестанет звучать, сделаем остановку.

А теперь в другую сторону побежали!

А теперь остановились все около мячиков, возьмите каждый по мячику. (Дети с зелёными эмблемами – зелёные мячи, с красными – красные мячи). Будем с ними играть!

2.Основная часть.

Общеразвивающие упражнения:

«Играем с мячами».

1. «Полюбуемся на свои мячи».

4-5 раз

средний

«Вот какой красивый мяч,

Хочет с нами поиграть!»

И.П.: о.с., руки с мячом внизу.

1–поднять мяч вверх.

вдох

Подняли мячи высоко, вот какие красивые!

2 –вернуться в и.п.

выдох

Опустили мячики вниз.

2. «Покажем мячи друг другу ».

4-5 раз

средний

«Мячик другу покажи!

Повернулись, малыши».

И.П.: о.с., мячик в руках внизу.

1–повернуться вправо.

вдох

Вот как показали мячик в правую сторону, голову держим прямо.

2–вернуться в и.п.

выдох

А теперь выпрямились.

3– повернуться влево.

вдох

Вот как показали мячик в левую сторону, голову держим прямо.

4–вернуться в и.п.

вдох

Теперь выпрямились.

3. «Покажите мне мячик».

«Мы на мячик посмотрели,

И тихонечко присели».

И.П.: ноги «узкой дорожкой», руки с мячом внизу.

Ножки поставьте узкой дорожкой, руки внизу.

1 – присесть, мячик в согнутых руках.

выдох

4 раза

медленный

Присели, держим мячик, не роняем. Спинку держим прямо.

2 – вернуться в и.п.

вдох

Встали, выпрямились, опустили мячики.

4. «Попрыгаем, как мячики».

свободное

20 сек

(повторить

2 раза)

быстрый

Встали, ножки вместе, мячики держим перед собой.

И.П.: стоя, ноги вместе, мяч в согнутых перед грудью руках.

«Вот какой весёлый мячик,

Так и скачет, так и скачет!»

Выполнение: прыжки на месте прямо (СУ) и вокруг себя (ВУ)

Дети с зелёными мячами прыгаем, стоя прямо, на месте. Дети с красными мячиками прыгают вокруг себя.

в чередовании с ходьбой.

Прыгаем, как мячики.

Дышим только носом.

(После выполнения упражнений половина мячей убирается в корзину).

«Положим мячики в домики».

Основные движения

(способ организации: фронтальный).

1.Катание мячей друг другу

на расстоянии

1,5м (ВУ) и 1,3м (СУ) .

Девочки:

из положения сидя, ноги врозь,

Мальчики:

стоя на коленях.

свободное

Повторить

6-8 раз

средний

«Любят мячики

С нами поиграть,

Ну-ка, попробуйте

Вы его поймать».

Будем катать мяч друг другу от черты до черты. Дети с красными эмблемами подойдите к красной линии, с зелёнными – к зелёной.

Девочки сядут, разведя ноги в стороны, мальчики будут стоять на коленях.

Пальцы рук надо чуть развести, сильнее отталкивайте мяч, чтобы он катился, а не подпрыгивал.

Старайтесь точнее прокатить мяч товарищу. Ловим мяч двумя руками.

(После выполнения движения оставшаяся половина мячей убирается в корзину).

«Положим мячики в домики».

2.Ползанье на четвереньках в прямом направлении.

свободное

3-4 раза

средний

Наш мячик умеет быстро катиться, потому что он круглый.

«Вот какой весёлый мячик,

Покатился он от нас!

Мне б скорей его поймать,

Чтобы снова поиграть».

Не умеем мы катиться как мячики, но умеем быстро ползать.

Давайте покажем как мы умеем ползать на четвереньках.

Осторожно опустимся на колени и обопрёмся на ладони, доползём вслед за мячиком до линии (у противоположной стены).

Подвижная игра

«Мой весёлый,

звонкий мяч».

свободное

3 раза

средний

Наш мячик весёлый, озорной, он очень любит играть с ребятками.

Посмотрите, как мяч прыгает (отбиваю мяч правой рукой на расстоянии 50 см от поверхности пола, повторяя стихотворение С.Маршака «Мяч»).

Дети прыгают на месте, затем бегут до обозначенной линии.

«Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!»

Теперь вы попрыгайте вместе с мячиком, а я ещё раз прочту стихотворение, а теперь убегайте, а я вас сейчас догоню!

3.Заключительная часть.

Малоподвижная игра «Найди мяч».

свободное

30 сек

медленный

А теперь мячик хочет, чтоб вы его нашли. Закрывайте глазки. Никто не подглядывает.

(Прячу мяч, дети его находят).

А теперь приглашайте мячик к себе в гости. Он ещё к вам придёт.