Где появилось первое в мире метро. История компьютеров в картинках: репортаж из Немецкого технического музея


Многие люди, ежедневно пользуясь метро, не задумываются о том, как оно появилось. Такой вид транспорта настолько привычен для жителей мегаполисов, что трудно представить современную городскую жизнь без метро.

Впервые о строительстве метро заговорили в Лондоне в середине XIX века. Это было вызвано необходимостью модернизировать транспортное сообщение внутри города.

К 1855 году население Лондона достигло 2 млн человек, соответственно возник вопрос о том, как добраться из одного конца столицы в другой.

Решение было найдено в построении необычной железной дороги, проходящей под землей. За дело взялась компания Metropolitan Railway.

Первое в мире метро было торжественно открыто 10 января 1863 года в Лондоне принцем Уэльским, который стал первым человеком, воспользовавшимся услугами этого транспорта.

Однако этому событию предшествовало грандиозное строительство, навсегда изменившее облик английской столицы. Возведение метрополитена включало в себя масштабную реконструкцию тех участков города, где должна была пролегать новая подземная железная дорога. Были снесены многие здания, мешающие построению тоннелей.

Нужно заметить, что в те времена тоннель представлял собой прокопанный ров с рельсами и кирпичной крышей, засыпанной сверху землей.

  • Глубина подобной траншеи не превышала 10 метров.

Поездки первых пассажиров на этом диковинном транспорте вряд ли можно было назвать комфортными: система вентиляции оставляла желать лучшего, а вагоны ездили на угле. До полной электрификации метро оставалось еще сорок с лишним лет. Но, вопреки всем недостаткам, жители Лондона по достоинству оценили удобство подземного транспорта.

  • Только в первый день работы, метро приняло более 30 тыс. пассажиров, несмотря на то, что транспортная ветка состояла всего из семи станций.

Общая протяженность подземной железной дороги составляла 3600 метров. Этот транспорт моментально приобрел большую популярность. По сегодняшний день метро является излюбленным транспортом множества людей.

На данный момент метрополитен Лондона считается четвертым по величине в мире: общая протяженность железнодорожных линий составляет 402 км. Лондонская подземка состоит из 270 станций, формирующих 11 направлений. Метро Лондона перевозит огромное количество людей – около 3 млн пассажиров в день.

Интересно, что сами лондонцы в разговоре между собой именуют этот вид транспорта «трубой» (The Tube). Такое название произошло от внешнего вида подземной железной дороги – тоннели имеют форму трубы.

Схема этого метрополитена узнаваема не только жителями самого Лондона, но и многими туристами из других стран. Эмблема лондонского метро является атрибутом столицы.

И пусть метрополитен Лондона и уступает в размерах аналогичному транспорту, расположенному в Сеуле, Пекине и Шанхае, но это не умаляет его гордого звания первой в мире железной дороги, пролегающей под землей.

4.7 (93.53%) 337 votes


Сидел я как-то за компьютером, работал себе спокойно, и тут, вдруг, меня посетила мысль, а с чего все началось и каким был самый первый компьютер в мире? Конечно же я решил найти ответ на этот вопрос, уж сильно он меня зацепил. И ответ был найден! Естественно, он и стал темой следующего поста в блоге обо всем самом интересном в мире, что не оставляет равнодушным. Как всегда с определением первенства оказалось все не просто, но к этому уже можно привыкнуть…

Самый первый компьютер в мире был создан и построен в США математиком из Гарвардского университета Говардом Эйксном еще в 1941 году. Вместе с четырьмя специалистами из компании IBM, которая и заказала ему его, они создали компьютер на базе идей Чарльза Бэббиджа. После всех испытаний, состоялся его запуск седьмого августа 1944. Он получил название от своих создателей «Марк 1», и его поставили работать в Гарварде.


Тогда этот компьютер стоил пятьсот тысяч долларов, баснословная по тем временам сумма. Его собрали в специальный корпус, который был сделан из стекла и стали, не поддающейся коррозии. Сам корпус в длину был не менее семнадцати метров, высота была более 2.5 м. Его масса была около 5-ти тонн и занимал он пространство объемом в несколько десятков кубических метров.
«Марк 1» состоял из множества переключателей и прочих механизмов, общая численность которых составляла 765 тысяч.
Его провода составляли общую длину около восьмисот километров!

Возможности самого первого компьютера в мире сейчас нам кажутся смешными, но на тот момент мощнее не было ни одного вычислительного устройств на планете.

Машина могла:

  • оперировать семьюдесятью двумя числами, которые в свою очередь состояли из двадцати трех десятичных разрядов
  • компьютер мог вычитать, складывать и на каждую из операций у него уходило по три секунды.
  • кроме этого, он также умножал и делил, тратя на эти операции по шесть и пятнадцать секунд.

Для ввода информации в этот аппарат, который по сути был всего лишь более быстрым арифмометром применяли специальную перфорированная ленту из бумаги. Это был первый ЭВМ, которому не нужно было вмешательство людей для своих вычислительных процессов.

Еще в 1942 разработка Джона Маучли послужила толчком к созданию первого компьютера, но в тот момент на него мало кто обратил внимание. После того, как к нему присмотрелись военные инженеры американской армии в 1943 были предприняты попытки создать аппарат, получивший тогда имя «ENIAC». Финансами занимались военные и она выделили около пятисот тысяч долларов на этот проект, так как они хотели конструировать новые типы вооружений.
«ENIAC» потреблял столько энергии, что во время его работы, рядом расположенный город все время испытывал нехватку электричества и люди сидели без света иногда по несколько часов.

Технические характеристики Eniac

Посмотрите на некоторые очень интересные характеристики самого первого компьютера в мире, по второй версии. Впечатляет не правда ли?

  • Вес у него был 27 т.
  • В нем было 18000 ламп и прочих деталей.
  • Память была 4 КБ.
  • Занимал площадь 135 кв. м. и весь был опутан множеством проводов.

Программировали его вручную, и операторы просто меняли сотни переключателей, и нужно было каждый раз его выключать и включать из-за того, что на нем не было жесткого диска. Клавиатуры не было и монитора тоже. Стоял ряд десятков шкафов с лампами, машина часто выходила из строя, так как часто перегревалась. Потом он использовался еще для проектирования водородного атомного оружия. Проработала эта машина больше десяти лет, и в 1950 году, когда создали транзистор, компьютеры стали уже меньше в размерах.

Где и когда продали самый первый ПК?

За два десятка лет в концепции компьютеров мало что изменилось. Благодаря тому, что был внедрен микропроцессор, само создание компьютера пошло более быстрыми темпами. Еще в 1974 IBM хотела выпустить на рынок первый компьютер, однако продаж почти не было. IBM5100 использовал кассеты, где хранилась информация, и стоил он по тем временам очень дорого – десять тысяч долларов. Поэтому мало кто мог себе позволить тогда купить такой аппарат.
Он мог сам исполнять программы, которые были написаны на языках BASIC и APL, созданные в недрах IBM. Монитор мог отображать шестнадцать линий по шестьдесят четыре знака, память его была шестьдесят четыре КБ. Сами кассеты были очень походи на обычные аудио кассеты. Продаж почти не было из-за высокой цены и из-за непродуманного интерфейса. Но все -таки нашлись люди, которые его приобрели и которые начали новую эру в истории мировых рынков — торговлю компьютерами

Вы думали, какие они будут через десять лет?

Не так давно IBM показала прессе суперкомпьютер «Roadrunner» с 1 квадриллионом операций. Его собрали для Министерства энергетики США. Он включает в себя 6480 двухъядерных процессоров, и 12 960 процессоров Cell 8i. Он состоит из 278 шкафов, 88 километров кабеля. Весит 226 т. Расположен на площади 1100 м², стоит такой 133 000 000 долларов.

Как видите, шкафы для суперкомпьютеров все также в моде, все дело в дизайне…

Смотрите про самый первый компьютер в мире в видеоформате:

Вот такая получилась компьютерная история. А интересно было или нет — пишите в комментариях!

Три российских литератора, Короленко, Горький и Маяковский, в разное время посетили Нью-Йорк. И все они описывали потрясающее впечатление от приближения берега, застроенного гигантскими зданиями. Правда, во времена Короленко эти здания были высотой в 5-6 этажей, во времена Горького – в 10-15, а вот глаз Маяковского радовали небоскребы уже вполне в современном смысле этого слова.

В конце 19-го века в Европе и в США началось строительство высотных зданий. Причиной тому было удорожание земли в центре больших городов. Высокие здания позволяли использовать городскую площадь с максимальной выгодой.

Казалось бы, нет четкого критерия, что считать просто высоким зданием, а что небоскребом. Однако такой критерий есть. Точные формулы строительной механики показывают: из кирпича возможно построить башню высотой только в 33 метра. Большей нагрузки кирпич не выдерживает. Следовательно, максимальная высота здания с несущими кирпичными стенами – около 30 метров. А выше… Но можно ли построить здание выше?

Можно! В 1880-х годах американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (англ. William Le Baron Jenney) предложил новую технологию строительства. При этой технологии вес здания несла внутренняя стальная конструкция, несущий каркас. Известно, что сталь раз в 10 прочнее самого крепкого бетона. Поэтому, благодаря несущему каркасу стало возможным строить дома высотой более 30 метров. Такие здания стали называть высотными зданиями или «небоскребами». Слово «небоскреб» – это прямой перевод американского слова «skyscraper».

Первое здание по этой технологии было построено в Чикаго в 1885 году. Это было десятиэтажное здание страховой компании, которое называлось «The Home Insurance Building». Первоначальная высота этого здания была 42 метра. Через 6 лет надстроили еще два этажа и высота чикагского небоскреба стала почти 55 метров. В таком виде он просуществовал вплоть до 1931 года.

Поскольку несущий каркас принимает на себя всю тяжесть здания, стены небоскреба можно делать тоньше и применять для них новые, необычные материалы, например, стекло или алюминий. Подобная мысль вдохновила конструктивистов и лежала в основе сумасшедшее красивых проектов Ле-Корбюзье. Однако Ле-Барон, по проекту которого был построен первый небоскреб, все же не решился сделать свое здание «прозрачным». В «The Home Insurance Building» была и массивная несущая стена (правда одна, задняя) и гранитные колонны. И та, и другая детали выполняли главным образом декоративные функции, делали здание более солидным.

Однако строительство небоскребов было связано не только с решением главной задачи – преодолеть порог прочности прежних конструкционных материалов, кирпича и бетона. Построить здание – половина дела. Вторая половина – обеспечить его обслуживание. И здесь тоже было немало проблем. Например, подниматься даже на десятый этаж по лестнице – занятие малоприятное и, строго говоря, вредное для здоровья. Поэтому при строительстве небоскребов возникла необходимость в сооружении лифтов. Первые лифты были гидравлическими, что позволяло поднимать пассажиров только на высоту двадцатого этажа. Только в 1903 году был разработан лифт с электрическим приводом. Это позволило снять любые ограничения на высоту возводимой постройки.

Подача воды на верхние этажи тоже была одной из проблем, возникавших при строительстве небоскребов. Для этого надо было включать в инфраструктуру высотного здания мощные насосы. Кстати, потребовалось создать и новую систему канализации. Представляете разрушительную силу воды, падающей по трубе хотя бы с высоты пятидесяти метров! Возникли проблемы с вентиляцией и очисткой окон. И все эти проблемы были разрешены инженерами-строителями, после чего небоскребы стали расти, как грибы в самых разных городах Европы, Азии, Америки и Австралии.

Кстати, сооружение небоскребов во многом обусловило победу переменного тока над постоянным в борьбе за то, какой из них использовать для освещения улиц и жилищ. Дело в том, что постоянный ток нельзя передавать на дальние расстояния. При использовании постоянного тока существенное падение напряжения обнаруживалось уже на четвертом-пятом этаже. При этом в подвале каждого дома должен был стоять свой домовый электрогенератор. Переменный ток, напряжение которого можно было понижать и повышать с помощью трансформаторов, и потому передавать на дальние расстояния, выиграл соревнование.

В Москве строить высотные здания начали только в конце 1940-х годов. Это – семь так называемых «сталинских» высоток. Целью этого строительства было поднять среднюю этажность Москвы, в центре которой предполагалось построить 400-метровый Дворец Советов. Хотя советская пропаганда утверждала, что московские высотные здания строятся по оригинальным, советского производства, проектам, во многих из них довольно четко видны американские прототипы. Так, одно из самых красивых московских высотных зданий – здание МГУ на Воробьевых горах, имеет своим прототипом Муниципальное здание Манхэттена (Manhattan Municipal Building). Этот сорокоэтажный небоскреб, высота которого достигает 177 метров было построено в 1909 – 1912 годах.

Строительство небоскребов не только решало проблемы больших городов, но и способствовало развитию экономики. Так, строительство небоскребов в Нью-Йорке и в Чикаго вызвало повышенный спрос на стальной прокат для несущих каркасов. В результате в штате Пенсильвания началось строительство металлургических заводов, которые, в свою очередь, стали основой для дальнейшего развития американской индустрии.

Первобытные люди, выбравшись из пещер, стали строить примитивные дома. В теплом климате возводили жилища из веток, травы, соломы. В холодных климатических условиях в качестве древнейших строительных материалов использовали камень и дерево. На следующей ступеньке цивилизации появился кирпич. По определению, кирпич – это строительное изделие правильной формы, изготовленное из минеральных материалов.

Современный кирпич, в зависимости от исходных материалов и техники изготовления, бывает керамическим, силикатным, гиперпрессованным и др.

При производстве первых кирпичей люди применяли глину и наполнители типа соломы. Технология не предусматривала обжига. Из таких кирпичей, которые называются саман, южные славяне строили свои хаты вплоть до прошлого столетия. Такую технологию используют и в наши дни поборники экологического жилья. В саманных домах тепло зимой и прохладно летом.

Большой недостаток кирпича-сырца – разрушительное воздействие дождя, отчего построенные из него здания не отличаются прочностью. Считается, что секрет обожженного кирпича открыли египтяне. Жители древней Месопотамии сырые кирпичи догадались обжигать под жарким солнцем, отчего строительный материал приобретал нужную прочность.

В странах с жарким климатом здания из высушенного на солнце самана, изготовленного из известковой глины с добавлением кварца и смолы, стоят веками. Так, пирамида Солнца, возведенная ацтеками в XV в., сохранилась до наших дней. Археологические раскопки в Египте, Месопотамии, Среднем Востоке позволяют утверждать, что сооружения из глиняного камня люди начали возводить задолго до нашей эры.

Обожженный кирпич

Ученые предполагают, что следующий этап – обжиг кирпича в печах, люди освоили уже в III-II в. до н. э., что подтверждают древнеегипетские изображения, дошедшие до наших дней. Древние римляне и греки обжигали кирпич и возводили из него здания. В ту пору этот строительный материал по форме был совсем непохож на современный, и представлял собой тонкие кирпичи квадратной формы, которые назывались плинфами. После формовки сырые плинфы две недели сушились на солнце, затем обжигались в печах.

В начале нашей эры люди постепенно отошли от обжига, так как этот процесс был долгий и дорогостоящий. Техника производства обожженных кирпичей была на время забыта. Бедные слои населения строили здания из кирпичей, высушенных на солнце, богатые – из мрамора. Толчком к возрождению старых технологий стали завоевания Римской империи, которая на европейских территориях начала строить кирпичные мосты и крепости.

В связи с упадком господства римлян изготовление кирпичей в Европе практически прекратилось. Стремительный рост европейских городов в XI-XII вв. способствовал возобновлению производства обожженного кирпича. Плинфу постепенно начал вытеснять кирпич, по форме близкий к современному.

Первые здания из кирпича на Руси

В связи с крещением Руси в самом конце X в. в Киев вместе с византийскими священнослужителями прибыли строители, благодаря которым русичи узнали о технологии производства плинфы. При монастырях создавались мастерские по ее изготовлению. При правлении князя Владимира Святославовича было построено первое кирпичное здание в Киеве – Десятинная церковь. На кирпичах (плинфах) сохранившегося под землей фундамента этой церкви можно увидеть греческие и болгарские клейма, что свидетельствует о национальном происхождении древних строителей.

Первые кирпичные здания в Москве появились в середине XV века. При постройке Московского кремля использовался кирпич, который производился при монастырях. Строительством руководили итальянские мастера. В 1475 году был построен первый кирпичный завод на территории России. В Петербурге первым кирпичным зданием считаются палаты советника адмиралтейства Кикина, возведенные в 1707 году.

Вывод: невозможно точно установить, где и когда был возведен первый кирпичный дом, но, на основании раскопок археологов, мы можем проследить историю появления и технологию изготовления прекрасного строительного материала.

Речь идет не о христианской церкви, как теле Христа, а о здании, в стенах которого свершались богослужения.

В течение многих лет после распятия Христа, его ученики и последователи собирались в пещерах и в частных домах. Понятия храм в христианстве долгие годы не существовало. Но еще задолго до гонений христиан при римских императорах Нероне и Диоклетиане, во французском городе Безье вполне мог появиться христианский храм, названный его создателями «Домом Иисуса». В этом меня убедили многолетние изыскания, посвященные мессианской деятельности Марии Магдалины в Южной Галлии.
Начнем по порядку. За два года до смерти римского императора Тиберия (37 год н. э.) Мария Магдалина по приговору первосвященников Иерусалимского храма была выслана в Южную Галлию. Причиной ее высылки стала публичная проповедь об Иисусе. Разделить судьбу изгнанницы, о чем есть масса свидетельств, добровольно согласились разделить Мария Клеопова, Мария Саломея, мэр Вифании - Лазарь, его сестра Марфа и отец Марии Магдалины - Сир. Последний тайно покинул галилейский портовый город Таричею, губернатором которого он был. За самовольное оставление государственной должности, согласно римским законам, полагалась смерть.
Прибыв в Нарбоннскую Галлию, изгнанники смогли заручиться поддержкой местного префекта.
Причиной стало то, что по молитвам Марии Магдалины бесплодная жена префекта смогла родить наследника. Но, если говорить о первом храме, то основной упор придется сделать на отце Марии Магдалине. Всю жизнь мечтая о внуках, отец Марии Магдалины организовал приют для беспризорных галльских детей. Кельты, которых римляне называли галлами, в виду врожденного пристрастию к вину, были чрезвычайно внушаемы. Римляне этим удачно пользовались, регулярно поставляя в Галлию тысячи литров италийского вина. Интересно и то, что свои виноградники кельтам-галлам приказано было вырубить под предлогом борьбы с пьянством и алкоголизмом. Вместе с тем, каждый галл обязан был выпить в течение года большое количество италийского вина. За этим строго следили римляне. Тех, кто не добирал до назначенной нормы, ждал большой штраф. Кельт, не сумевший выплатить штраф, мог лишиться своей земли и даже продан в рабство. Понятно, что насаждаемое пьянство родителей пагубно сказывалось, прежде всего, на детях
Реализуя свою мечту о внуках, отец Марии Магдалины организовал первый приют для социальных сирот города Безье. Первоначально этот приют располагался в типовой римской армейской палатке, рассчитанной на десять воинов. В дальнейшем, был построен небольшой деревянный дом, названный «Домом Иисуса». В строительстве этого дома принимали активное участие сами галльские беспризорники. Этом дом впервые за всю истории христианства стал тем рукотворным строением, которые люди позже назовут храмами. Напомню, это случилось в Европе вскоре после смерти императора Тиберия и воцарения младшего сына полководца Германика – Калигулы. Между 38- 40 годами нашей эры. Мне сразу могут возразить, что Мария Магдалина высадилась со своими спутниками на юге Франции в городке Сент - Мари - де - ла-Мер, а вовсе не в городе Безье. Но это опровергается тем фактом, что Мария Магдалина часто ездила в столичную магистратуру - город Нарбонну. От города Безье до Нарбонны сорок два километра, тогда как от городка Сент-Мари-де-ла- Мер до Нарбонны более ста. Учитывая конный способ передвижения, Мария Магдалина не могла часто преодолевать такие значительные расстояния. Вместе с тем, на пути в Массалию (современный Марсель) Мария Магдалина могла останавливаться в городке Сент-Мари - де ла- Мор и даже оставить там своих спутниц, кроме своей служанки Сары. Но, если говорить о первом в истории христианском храме Европы, то он, скорее всего, был выстроен в городе Безье и, именуемый «Домом Иисуса», был первоначально построен как детский приют.