Виды ширм в детском саду. Кукольный театр дома


Дида ктическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»


Дидактическое пособие «Многофункциональная ширма как элемент предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ»

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка ».

Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка . А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ , В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной) .

В ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая , подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи:

Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

Способствовать развитию мышления ребенка , стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

Формировать ;

Работать над звукопроизношением и связной речью.

Характеристика пособия

Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей: центральная (65 см 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см ) и боковые части (55 см 135 см) .

К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы .

Первая секция ширмы :

Имеет прозрачные карманы: форматов А3 – 1 шт., А4 – 2 шт. и 2 широких, но не глубоких кармана.

Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин , наглядного пособия , различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.

Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.

Вторая секция ширмы :

Эта часть имеет шторки и карманы из ткани, которые при необходимости увеличиваются. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.

Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности (СОД) и в самостоятельной деятельности детей (СД, предназначена для показа театрализованных постановок с разными видами кукол, а также для сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин» и др. В этих видах деятельности проглядывается интеграция всех образовательных областей: социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие , а также физическое развитие (например, пальчиковый театр) .

Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство , с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря : «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.

Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Третья секция ширмы :

Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (12 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок , счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.

Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности (ООД, совместной организованной деятельности (СОД, а также в самостоятельной деятельности детей (СД) .

Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать детей грамоте, формировать элементарные математические представления , целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка , развивать творческую активность.

Работая на этой части ширмы , также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ .

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения.

Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.

Рассмотрим варианты уединения:

Ребенок уединился частично.

Ребенок уединился полностью.

К ширме прилагается дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри ширмы .

Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.


Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» .

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» .

С помощью дополнительных элементов , ширма превращается в медицинский кабинет.

Сюжетно-ролевая игра "Больница".

Ширму можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной организованной деятельности.

Например, формировать целостную картину мира или элементарные математические представления .


Ну и конечно, одна из основных форм применения многофункциональной ширмы , это театрализованная деятельность.

Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной , поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.

Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами , позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику , математические способности , ориентироваться в пространстве.

Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде , где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды , окружающей мальчиков и девочек.

Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.

Многофункциональная ширма «Трансформер»

Введение

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную организацию образовательного процесса, создавать благоприятные условия для разностороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями (ФГОС ДО). В работе по физическому развитию дошкольников актуальна тенденция к становлению у детей ценностей здорового образа жизни, формированию потребности в физическом совершенствовании. Оборудование спортивного зала должно способствовать созданию у детей мотивации к занятиям физической культурой, обеспечивать для них эмоциональный комфорт, должно быть эстетичным и привлекательным.

Ширма «Трансформер» изготовлена с учетом основных требований ФГОС Дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде:

· насыщенность;

· трансформируемость;

· полифункциональность;

· доступность;

· безопасность.

Основная часть

Цель: использование нестандартного оборудования в процессе совершенствования физических качеств детей дошкольного возраста.

Задачи двигательной деятельности:

· совершенствовать двигательные навыки: ловкость, точность, четкость, гибкость, координацию движений, ориентацию в пространстве, быстроту реакции, зрительно-моторную координацию;

· обогащать двигательный опыт, развивать креативность в двигательной деятельности.

· создавать условия для получения детьми положительного коммуникативного опыта совместной деятельности в паре, в группе и команде;

· развивать позитивное отношение к себе и другим детям;

· развивать сообразительность, креативность в решении проблем.

Задачи познавательного развития:

· закреплять понятия форм, цветов, геометрических фигур;

· уточнять представления детей о частях тела и способах тренировки разных групп мышц.

Описание пособия:

Каркас ширмы-раскладушки изготовлен из пластиковых водопроводных труб, соединенных уголками. Четыре секции (55 на 140 см) скрепляются специальными соединителями. Внутри каркаса могут использоваться: тканевые растяжки (красного, синего, желтого и зеленого цветов) с прорезями в форме геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат), колокольчики на лентах, разноцветные резиновые шнуры, легкие подвесы (перья, ленты, платки и т. д.). В качестве дополнительного оборудования могут использоваться мячи большого, среднего и малого диаметра (футбольные, резиновые, пластиковые, вязаные), мелкие сыпучие предметы, массажные коврики и т. д.

Использование ширмы «Трансформер»:

Ширму «Трансформер» можно использовать во всех частях НОД по физической культуре с детьми 3-7 лет для практики основных видов движений, совершенствования навыков владения мячом, при проведении подвижных и малоподвижных игр, дыхательных упражнений, в ходе применения технологии босохождения, с целью зонирования пространства спортивного зала. Способы организации деятельности при работе с ширмой:фронтальный, подгрупповой, парный, совместная деятельность инструктора по физической культуре с детьми, индивидуальная работа.

Способы трансформаций:

Трансформация «Вертикальная мишень»

· Метание в вертикальную цель правой и левой рукой из разных положений (стоя, сидя на коленях, сидя). Упражнение можно выполнять в парах (партнер называет геометрическую фигуру или цвет секции, в которую нужно попасть), в подгруппах (дети находятся по обе стороны ширмы и перебрасывают мячи друг другу), поточным способом (каждый старается попасть в заданную или в любую секцию), в ходе индивидуальной работы инструктора по физкультуре с детьми с целью совершенствования навыков метания.

· Перебрасывание мяча большого диаметра друг другу через ширму способами снизу, из-за головы.

https://pandia.ru/text/80/417/images/image004_86.gif" alt="DSC_0478.JPG" width="351" height="284">

· Подлезание под подвешенными колокольчиками разными способами (правым и левым боком, головой, спиной вперед), стараясь не задеть колокольчики.

· Подвижная игра «Не задень». По сигналу дети пробегают через ширму, прогибаясь под колокольчиками. Задевшие за колокольчики выбывают из игры.

Трансформация «Воротики»

· Упражнение «Змейка». Может применяться поточным и подгрупповым способом при ходьбе и беге различными способами, прыжках с продвижением вперед.

· Подвижная игра «Паровозик». Дети должны преодолеть все секции ширмы, не расцепив рук.

· Упражнение «Футболисты». Дети в парах и в четверках передают мяч друг другу через « секции ширмы, отбивая его правой и левой ногой, строя на месте.

Трансформация «Паутинка»

· Упражнение «Паучок». На секциях ширмы натягиваются резинки. Детям предлагается пролезть через любую часть паутинки. Данное упражнение можно применять поточно «змейкой» или дать задание подгруппе детей найти различные способы преодоления «паутинки». Также можно поручить детям самим натянуть «паутинку» так, как они захотят.

Трансформация «Ветерок»

· Дыхательная гимнастика «Ветерок». На секции ширмы можно подвешивать различные пособия, предлагая детям устроить «ветерок», чтобы подвес зашевелился (упражнения: «Сушим платочек», «Чудо-перышко», «Ветер в осеннем лесу», «Ленточка танцует»).

Трансформация «Тоннель»

· Упражнение «Тоннель» помогает совершенствовать навык ползания различными способами (на четвереньках, животе и спине). Можно преодолевать тоннель поточным методом или парами, предлагая детям посмотреть на друга в соседнем тоннеле, заглянув в «окошко».

· Упражнение «Прокати мяч». Выполняется в парах из положения: сидя на коленях, ноги скрестно, ноги вытянуты вперед, лежа на животе лицом к «тоннелю», на корточках, стоя лицом или спиной к «тоннелю» с широкой или узкой постановкой ног.

Трансформация «Перекладины»

· Упражнение «Перешагни и не задень» можно применять в парах, по одному, подгрупповым и поточным способом. Высота «перекладин» может регулироваться в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей.

· Упражнение «Проползи под перекладиной» - подлезание различными способами. Можно комбинировать подлезание с перешагиванием, предложив детям проползти под первой перекладиной и перешагнуть вторую.

Трансформация «Лесенка»

· Упражнения в прыжках с продвижением вперед: на двух ногах, на одной ноге, лицом или спиной вперед, правым или левым боком вперед и т. д.

· Упражнение «Лесенка». Перешагивание через перекладины, или наступая на перекладины.

· Босохождение различными способами: передвижение боком или лицом вперед по ребрам ширмы, использование секций ширмы в качестве зон с различными заданиями и упражнениями в самомассаже или босохождении.

Трансформация «Полоса препятствий»

· Комбинация «Полоса препятствий» позволяет применять различные упражнения во всех секциях ширмы одновременно.

Заключение

Многофункциональность ширмы «Трансформер» позволяет использовать ее в работе с детьми и другим педагогам ДОУ. Музыкальные руководители и воспитатели применяют данное нестандартное оборудование в организации музыкально-театральной деятельности, в ходе сюжетно-ролевых игр, для демонстрации материала, в процессе зонирования помещений зала или группы. Педагог-психолог задействует ширму в индивидуальной работе с детьми.

Ширма «Трансформер» применяется в самостоятельной, игровой, познавательно-исследовательской и музыкально-художественной деятельности детей. Кроме того, яркая ширма используется при организации детско-родительских событий, развлечений и праздников физкультурно-оздоровительного характера, как в спортивном зале, так и на физкультурной площадке ДОУ.

Вывод

Ширма «Трансформер» внесла новизну в НОД по физической культуре. Дети с удовольствием включаются в любой вид деятельности с использованием ширмы, а благодаря ее полифункциональности каждый находит задание по душе. Яркое нестандартное оборудование способствует укреплению мотивации детей, поддерживает их интерес к занятиям по физической культуре, увлекает, создает положительный эмоциональный фон и имеет разносторонний развивающий эффект.

Список литературы:

1- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией, ;

2- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Мария Бикеева

В ноябре 2015 года в нашем детском саду прошел семинар Научно-методического центра г. Кемерово на тему "Построение развивающей предметно-пространственной среды - условие готовности перехода ДОУ на ФГОС ДО". Готовясь к семинару педагоги нашей группы приводили развивающую предметно-пространственную среду (РППС) в соответствие с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Мы с вами помним, что РППС должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Доступной;

Безопасной.

Перечисленным требованиям соответствует "Многофункциональная ширма", которую приобрели для нашей группы. Предлагаю вам подробно рассмотреть нашу ширму и тогда, может быть, у вас возникнет желание изготовить такую же для своего детского сада. Тем более, что "Многофункциональная ширма" изготовлена из недорогих материалов и вообще проста в исполнении.

Цель мастер-класса: показать возможности использования дидактического пособия "Многофункциональная ширма" в различных видах детской деятельности.

Итак, для начала, посмотрим на ширму со всех сторон. Ширма состоит из трех частей.

Центральная часть:

Боковые части:



А теперь все части с другой стороны:




Другие ракурсы:



Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб (да-да, из тех самых труб, которые сантехники используют для того, чтобы смонтировать водоснабжение в квартире, для соединения использованы полипропиленовые фитинги.

Фитинг - соединительная часть трубопровода, устанавливаемая в местах его разветвлений, поворотов, переходов на другой диаметр, а также при необходимости частой сборки и разборки труб.


Здесь использован фитинг-угольник.


Этот фитинг соединяет рамы между собой.


В качестве ножек использована опора одинарная.

Диаметр труб, которые использованы для изготовления ширмы, примерно, 2,5 см.

Замеры боковой рамы:

ширина - 79 см, высота - 118 см.

Замеры центральной рамы:

От нижней до средней трубы - 72 см.

К рамам крепятся полотнища из кожзаменителя, у центральной рамы к верхней трубе крепятся шторки из полиэстера.

Замеры полотнищ из кожзаменителя:

боковые полотнища - 112 см на 65 см.

Замеры нижнего центрального полотнища из кожзаменителя:

65 см на 65 см.

Замеры одной шторки:

длина - 48 см, ширина - 42 см.

И полотнища кожзаменителя, и шторки крепятся к рамам с помощью широкой резинки и кнопок.


Длина резинки - 12 см.

Вот так выглядит шторка с креплениями:


Многофункциональная ширма имеет прозрачные карманы, куда помещается лист формата А4:


Карманы пристрочены к кожзаменителю:


Ширма украшена красивой аппликацией также из кожзаменителя. Детали аппликации пристрочены:


Мы рассмотрели ширму фабричного производства, а сейчас давайте посмотрим на ширму, которую изготовили умельцы из нашего детского сада. Ничем не хуже, а даже лучше!


Если ширма-образец из кожзама, то здесь использован ФЕТР, что делает ширму еще более функциональной. Фетровая ширма используется и как фланелеграф, и как основа для мягкого конструктора, и много чего еще можно с ней делать, была бы фантазия у воспитателя!



А еще натянули шнуры с декоративными прищепками.


Эта ширма используется в яслях, им кармашки сделали покрупнее, под большие картинки.

Еще интересное "приложение" к ширме: из садовой сетки вырезали и обработали тканью прямоугольник, который можно пристегивать на кнопки к ширме. С помощью декоративных прищепок можно прикрепить детские работы или фотографии, а можно привязать ленточки, шнурочки. Вариантов масса.


Ребенок уединился полностью:


Ребенок уединился частично:


Показываем кукольный театр:


Если накрыть тканью, получится палатка:


Можно и вдвоем посидеть:


Можно использовать как стенд:


Создаем пространство сюжетно-ролевой игры "Гости".


Делим пространство и играем по интересам:


Шумные игры не отвлекают других детей от чтения, например.


Надеюсь, что моя публикация будет полезной, спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Каждый раз восхищаюсь творчеством воспитателей, причем любого возраста. Дай нам задание, из ничего сделаем что-то, достойное восхищения.

Уважаемые коллеги, хочу я хочу рассказать о том, как быстро и просто, без особых затрат можно изготовить увлекательное пособие. Ведь.

Для того чтобы сформировать у ребенка правильное дыхание, следует сформировать правильный, плавный выдох. Данное дидактическое пособие позволит.

Цель игры: развивать представление детей о составе числа в пределах 5; закреплять умение соотносить число с цифрой в пределах 5; Материалы.

Ирина Чеусова

Цель :

Оптимизация предметно -пространственных условий для расширения игрового и социального опыта дошкольников.

Задачи :

Развивать умение детей самостоятельно организовывать деятельность, трансформируя пространство в зависимости от замысла игры.

Способствовать развитию мышления детей , развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия между детьми.

Продолжать развивать моторику рук детей .

Развивать математические способности детей.

Внешний вид и примечания :

Данная многофункциональная ширма изготовлена из пластиковых труб для кабеля (диаметром 24 мм., конструкция ширмы легкая и устойчиво стоит на полу. Ширма состоит из трех секций, каждая из которых имеет свое предназначение , и выполняет определенные функции для решения поставленных задач. Размеры ширмы , в частности ее высота (1,2 м.) предусмотрена тем , что бы ребенок без усилий доставал до нужной комплектующей ширмы .

В первой секции ширмы с одной стороны - это математический уголок в нем представлены цифры от 1 до 5 и счетный материал. Также имеются домики с различными геометрическими фигурами. Данная часть ширмы может использоваться детьми самостоятельно, а так же при совместной деятельности с педагогом.

С другой стороны это центр моторики в его составляющие входят шнуровка, плетение косичек, накручивание лент, замочки, и мешочки с наполнением.

Вторая секция это центр театрализации. Данная часть ширмы служит для организации режиссерских игр, театрализации, игр фантазирования, дети могут разыгрывать спектакли по знакомым сюжетам или придумывают и показывают свои собственные истории.

Третья секция с одной стороны это панно "Времена года". На нем изображен ствол дерева и меняющаяся наполнение (зима – снег, весна-травка, цветочки, лето : зеленая листва, травка, цветы, осень : красные, желтые листья) так же возможно прикреплять различных животных и птиц в зависимости от времени года.

С другой стороны это натянутое полотно с прозрачными карманами, где педагог может размещать дидактический и наглядный материал в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Помимо секций каркаса ширмы , так же имеется не сложный механизм для рулонных штор с прикрепленными картинами для сюжетно-ролевых игр, что так же упрощает деятельность детей при смене игровой обстановки. Данные механизмы имеют пластиковую основу без, каких либо мелких деталей, что тоже не мало важно для безопасности детей.

Полотна использованные для ширмы изготовлены из эко кожи, для обработки которых необходимо просто протереть их мыльным раствором. Остальные части съемные их обрабатывают при стирке. Те детали, которые не снимаются можно стирать вместе с основой. Многофункциональная ширма яркая , что привлекает детей. Ширма легка в эксплуатации, как взрослым, так и детям.

Публикации по теме:

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Выполнила: воспитатель МАДОУ «Детский сад №350» Курчатовского района г. Челябинска Максимова Галина Георгиевна «Проектирование развивающей.

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Макет как элемент предметно-развивающей среды по обучению детей дошкольного возраста безопасному поведению на дороге В настоящее время наблюдается неуклонный рост мощности и скорости транспортных средств, плотности движения автомобильных потоков, что в.

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ После внедрения ФГОС ДО в РППС произошли большие изменения. Всем педагогам.

Групповое помещение условно подразделено на центры, которые оснащены в соответствии с возрастными особенностями детей. «Спортивный.

Всем известно, что музыка обогащает духовный мир ребёнка, оказывает влияние на развитие его творческих способностей. Развитие музыкальных.

Екатерина Лам

В основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложен один из основных принципов дошкольного образования : «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка ».

Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка . А как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка , источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ , В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования : «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной) .

В ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. А также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Чтобы предметно-пространственная развивающая среда выступала как развивающая , подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей.

Многофункциональная ширма помогает решать следующие задачи :

Предоставить детям возможность самостоятельно менять игровую среду для обогащения игрового опыта;

Развивать все компоненты детской игры : обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации;

Способствовать развитию мышления ребенка , стимулировать психические процессы и развивать творческую активность, создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной театрализованной и сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия с детьми;

Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре;

Формировать целостную картину мира, расширять кругозор;

Формировать ;

Работать над звукопроизношением и связной речью.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОСОБИЯ

Основа ширмы изготовлена из полипропиленовых труб диаметром 2,5 см. Состоит из трех частей : центральная (65 см 135 см, от нижней до средней трубы – 87 см ) и боковые части (55 см 135 см) .

К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна.

Имеются дополнительные элементы к сюжетно-ролевым играм или украшения, которые крепятся также на тесьму-липучку к полотнам ширмы .

Рассмотрим все части ширмы с другой стороны .

Первая секция ширмы :

Имеет прозрачные карманы : форматов А3 – 1 шт., А4 – 2 шт. и 2 широких, но не глубоких кармана.

Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности (ООД, в организованной совместной деятельности (СОД, для демонстрации дидактических картин , наглядного пособия , различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.

Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.

Вторая секция ширмы :

Эта часть имеет шторки и карманы из ткани, которые при необходимости увеличиваются. В них можно положить атрибуты для игр или инсценировки.

Данная секция может использоваться в совместной организованной деятельности (СОД) и в самостоятельной деятельности детей (СД, предназначена для показа театрализованных постановок с разными видами кукол, а также для сюжетно-ролевых игр, например, «Магазин» и др. В этих видах деятельности проглядывается интеграция всех образовательных областей : социально-коммуникативное развитие , художественно-эстетическое, речевое, познавательное развитие , а также физическое развитие (например, пальчиковый театр) .

Как известно, игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра – это то средство , с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи.

Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определённую группу словаря : «профессиональный» язык воспитателя, врача, продавца, домашней хозяйки и др.

Еще одним важным средством в повышении уровня речи детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы , краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Третья секция ширмы :

Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы-липучки (12 полос, предназначенными для прикрепления дидактических картинок , счетного материала, а также для показа театра на фланелеграфе.

Секцию можно использовать во время организованной образовательной деятельности (ООД, совместной организованной деятельности (СОД, а также в самостоятельной деятельности детей (СД) .

Через организацию непосредственно образовательной деятельности мы сможем обучать детей грамоте, формировать элементарные математические представления , целостную картину мира, расширять кругозор, а также способствовать развитию мышления ребенка , развивать творческую активность.

Работая на этой части ширмы , также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.

ВАРИАНТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШИРМЫ .

Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения.

Внутри ширмы можно создать такой уголок уединения, где дети могут отдохнуть, посмотреть книги, пообщаться, поиграть.

Рассмотрим варианты уединения :

Ребенок уединился частично.

Ребенок уединился полностью.

К ширме прилагается дополнительное полотно – крыша со шторами, с помощью которого, дети могут поиграть, уединившись внутри. Шторы изготовлены из сетки, поэтому хорошо видно, что происходит внутри ширмы .


Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.



Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно-ролевых игр. Рассмотрим некоторые из них.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин» .


Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» .

Сюжетно-ролевая игра «Семья» .


С помощью дополнительных элементов , ширма превращается в медицинский кабинет.

Сюжетно-ролевая игра "Больница".


Ширму можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, в совместной организованной деятельности.

Например, формировать целостную картину мира или элементарные математические представления .



Ну и конечно, одна из основных форм применения многофункциональной ширмы , это театрализованная деятельность.


Я надеюсь, что ширма станет действительно многофункциональной , поможет создать благоприятные условия для развития познавательных процессов, интеллектуального развития детей а также творческой активности в различных видах деятельности, как того требует ФГОС ДО.

Также, я ожидаю, что данное пособие станет обучающим пособием с интересными элементами , позволяющими решать воспитательные, развивающие и обучающие цели и задачи.

Кроме этого, ширма поможет развивать мелкую моторику , математические способности , ориентироваться в пространстве.

Немаловажным считаю и то, что наличие ширмы поможет реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде , где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе. Важнейшее условие формирования гендерной идентичности – это создание полифункциональной предметно- развивающей среды , окружающей мальчиков и девочек.

Именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. В игре закладываются и основы нравственности : великодушие, надежность, уважение друг к другу, доброта, терпеливость.