Умирает не крещеный человек. «Чин о умерших некрещеными младенцах»: о чем и как молиться


Православная церковь установила порядок действий из которого состоит обязательное богослужение или отпевание усопшего. Речь тут идет о последовательном сочетании молитв и песнопений, которые могут быть проведены как в Святом храме, так и в доме, где жил усопший или на кладбище.

Каждому принявшему Таинство Крещения на любом этапе жизни начиная с младенчества и заканчивая преклонным возрастом, получает право, чтобы над ним, после его смерти, провели чин погребения. Для некрещенных такая возможность исключена.

Кого принято отпевать, а кого нет

У православной церкви лояльное отношение к каждому верующему христианину. Совершение чина погребения не возбраняется над убийцами, ведущими неправедный образ жизни и постоянно совершающих при жизни неправомерные действия. Но есть и такие кому отказывают в отпевании:

  • Самоубийцам.
  • Некрещенным.
  • Принадлежащим к другой вере.

Православные христиане убеждены в том, что физическая смерть является переходом души из земной оболочки в Царствие Небесное, чтобы там возродиться для вечности. Поэтому покойников священники называют усопшими, то есть теми, кто спит. Основой для главного догмата христианства является будущая жизнь и всеобщее воскрешение людей.

У большинства похоронных обрядов много общего с христианским обрядом Крещения. По утверждению священнослужителей именно процесс крещения возрождает человека от жизни полной греха к той, что богоугодна и свята. А смерть позволяет душе возродиться для лучшей, вечной и новой жизни с Христом.

Обряд погребения был описан еще в Евангелии, и он включает в себя:

  • Омовение тела.
  • Его облачение.
  • Размещение в гробу.

Но как поступать если приходится хоронить человека не познавшего таинства Крещения? А если он совершенно сознательно сам отказался прикоснуться к таинству? В современном мире с такими вопросами приходится сталкивать все большему количеству людей.

  • Безусловно каждому хочется сделать так, чтобы были произведены все необходимые обряды. Ведь иначе очень сложно будет спасти его душу. Однако у церкви на этот случай имеются жесткие установления, преодоление которых порой становится просто невозможным.
  • Производить отпевание некрещенного человека нельзя. Если ему не хватило жизни для того, чтобы сделать нужный выбор и прийти в лоно церкви, то и отпевание ему уже не поможет.
  • Родственникам остается найти канон «Святому Мученику Уару» и читать его дома, поставив свечи. А молится в церкви как за истинного сына церкви, подавать проскомидии, вынимать частицы, проводить панихиды за него нельзя. В Храме молитвы возносятся исключительно за членов церкви, перешедших в вечную жизнь.
  • Правда иногда родственники подходят к священнослужителям и говорят, что покойный собирался крестится, но обстоятельства помешали ему это сделать. Они получают ответ, согласно которому молится можно даже за некрещенных, но делать это надо вне храма и знать какие молитвы должны быть произнесены.

Как следует хоронить некрещенных младенцев

В тех случаях, когда роды ребенка произошли преждевременно, когда плоду не исполнилось двадцати восьми недель, то вопросы его захоронения или утилизации являются компетенцией медицинского учреждения.

А если рождение младенца имело место после озвученного выше срока, и он умер либо в процессе родов, либо сразу после них, то тело забирают родители и хоронят как обыкновенного человека. И все проблемы ложатся именно на их плечи.

С учетом того, что этим малышам не дано было познать таинства Крещения, то их нельзя поминать в церкви. Православной церковью утверждается, что таким малышам не будет дано прославится и их не настигнет наказание праведного Судьи. Следовательно, для их душ будет отведено место в некой промежуточной сфере.

Православная Церковь не молится за усопших некрещеных, неправославных, еретиков и самоубийц.
К сожалению, очень часто в церковь приходят люди и со слезами на глазах спрашивают, можно ли помянуть умерших некрещеных родственников. А некоторые (по незнанию) даже спрашивают: «А нельзя ли окрестить умершего?», - что звучит почти кощунственно. Мертвого крестить уже незачем.
Что же касается некрещеных, то Церковь за них не молится, так как эти люди еще при жизни лишили себя возможности получить православное церковное поминовение, не вошли в спасительную ограду Церкви.
По Уставу Церкви нельзя также совершать православные обряды погребения и церковного поминовения и людей крещеных, но отрекшихся от веры и отошедших от веры (еретиков), которые при жизни относились к Церкви с насмешкой, враждой. Или считаясь православными, увлекались мистическими восточными религиями, искажали и толковали Евангелие по своему усмотрению, ища в нем скрытый смысл для посвященных.
Раньше таких людей отлучали от Церкви, провозглашали анафему (вспомним Л.Н. Толстого и его религию «непротивления злу»). Сегодня такое делается очень редко, потому что такие крещеные люди и в церковь-то не ходят, и по сути они уже отлучили себя от Церкви сами.
Странно было бы совершать молитвы наравне с верными чадами Церкви и за людей неправославной веры, не признающих нашу Православную Церковь за Церковь истинную и даже откровенно враждебно относящихся к ней и выступающих против нее.
Поскольку во все времена при служении Православной Церкви поминались души только усопших православных христиан, потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, так как нигде и никогда их не поминали.
Святые апостолы и отцы Церкви не могли даже и предполагать, что кому-либо из членов Православной Церкви когда-либо придет в голову отыскивать в их правилах запрещение церковного моления за усопших иноверцев.
Еще живых их Церковь молитвенно зовет к покаянию, следуя древней традиции молиться об обращении заблудших – еретиков, язычников и всех неверующих.
Но поскольку умершие неправославными лишены уже возможности соединиться с Церковью, то совершать за них молитвы представляется невозможным.
Церковные правила весьма определенно и строго запрещают молиться с неправославными совместно любой молитвой и в любом месте (10-е Апост. правило, 2-е правило Антиох. Собора). С другой стороны, нет запрещения молиться о неправославных, еще живущих на земле, к чему и призывает апостол Павел: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих» (1 Тим. 2. 1-2).
«Нет никакого основания поминать в церковных молитвах, ни отступников и отлученных от церкви, ни неправославных и старообрядцев, потому что они не принадлежат Церкви», - сказано в Настольной книге священнослужителя.
Некрещеные люди, как и еретики, есть мертвые члены, отсеченные от целого тела Церкви, поэтому и бесполезно заботиться о мертвом члене, бесполезно молиться о нем. Об отрезанном и загнившем пальце можно лишь сожалеть, но вылечить его уже невозможно.
Некрещеные и отступники, души которых отошли в мир иной в неприятии Бога, уподобляются гнилому зерну, брошенному в землю вместе с зерном здоровым.
И такому зерну, в отличие от зерен, не поврежденных гнилью, не поможет уже ни обильное орошение, ни воздействие животворного солнца. Так и душам, погасившим в себе Дух Христов, не помогут молитвы близких.

Часто можно слышать упреки, что Церковь, мол, жестоко поступает по отношению к умершим некрещеным, ведь среди них встречаются очень хорошие и добрые люди.
Так что же мешало этим хорошим людям стать членами Церкви? Ведь для этого нужна только вера в Спасителя а не требуются какие-то нечеловеческие усилия.
Нужно лишь прочесть Евангелие – слово Божие и принять его сердцем, а не разумом, как некую красивую сказку. «Вера твоя спасла тебя!» – говорит в нем Иисус Христос именно такому человеку, который в конце концов уверовал в него.
У некрещеных людей всегда найдутся «уважительные причины». Один боялся потерять положение, другой – должность, третий – потерпеть по службе.
Ведь раньше верить было запрещено. У целых поколений была своя «религия» - партия, атеизм, и искра Веры так и не загорелась в них до самой кончины. Третьи и теперь боятся крещения или им некогда.

Но в основе всех этих причин лежит одна – неверие в Бога. И это неверие, то есть отрицание Бога, эти души так и уносят с собой в загробную жизнь, где уже новые качества они не приобретают. Можно только представить, каково для них бывает начало новой загробной жизни: удивление, отчаяние, угрызения и муки совести, чувство безвозвратно утерянного времени на земле.
Поэтому молитва за неверующего даже опасна для души молящегося. По своей сути, неверующий человек – это человек противящийся Церкви.
«Спрашиваете, будет ли принято церковное поминовение о противившихся Святой Церкви. Отвечаю: если вы говорите о противящихся Соборной Церкви, и в противлении и нераскаянии своем умерших, то поверьте мне, что церковное поминовение таковых не только будет приятно, но противно будет и Богу, и Святой Церкви, и священник, дерзнувший по таким творить поминовение, смертно согрешает», - говорит прп. Паисий Величковский.
Если усопший был православным христианином и еще в земной жизни обращался к Богу с молитвенной просьбой о милосердии и прощении, то молящийся о нем теми же молитвами преклоняет к нему Божие милосердие и прощение.
А если душа перешла в иной мир в настроении, враждебном к Церкви? И ведь нежелание креститься нельзя объяснить только равнодушием, так как Сам Христос сказал нам: «Кто не со Мной, тот против Меня».
Как можно, молясь за некрещеного или вероотступника, допустить себя до некоторого прикосновения к его богоборческому настроению, которым его душа была заражена?
Как воспринять в свою душу все те насмешки, хулы, безумные речи и помыслы, которыми были полны их души? Не значит ли это – сознательно подвергать свою душу опасности заражения такими же настроениями?
Вот о чем должны подумать те, кто упрекает Церковь в немилосердии.
Если человек по слабости плоти и имел грехи, но провел свою жизнь в истинном покаянии, в стремлении изжить их из себя, то стремление это и покаяние, становясь состоянием его души, переносятся в загробную жизнь после смерти человека и становятся благодатной почвой для восприятия молитв живущих.
Неверие же, жестокосердие, нераскаяние, насмешливое или враждебное отношение к Церкви – это не что иное, как самый тяжкий смертный грех – хула на Духа Святого.
В Евангелии сказано, что все может проститься человеку, но хула на Духа Святого – не прощается.
Загробная участь душ, просветившихся истинной верой, но отошедших от нее или ее не принявших, приоткрывается из жития преподобного Макария Египетского.
Проходя по пустыне, преподобный нашел человеческий череп, который оказался черепом языческого жреца, и заговорил с ним. Рассказывая про адские мучения, череп поведал: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хоть некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас».
Православная Церковь не молится и о людях, нарушивших шестую заповедь Закона Божия, - самоубийцах.
Преступность греха самоубийства состоит в том, что человек, дерзнувший на это, восстает на самого Бога, на его Промысел и свое назначение, произвольно прекращает свою жизнь, которая принадлежит не только ему, но и Богу и окружающим людям.
Жизнь дарована человеку для нравственного совершенствования, а не для злоупотребления ею. По сути дела, самоубийство – это поваленный крест, а самоубийцы – люди, отказавшиеся нести этот жизненный крест.

— Правильно ли говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещеных младенцев? О чем в действительности говорится в чине последования, в чем его смысл?

— Нет, неправильно говорить, что Церковь «разрешила отпевать» некрещенных младенцев. Отпевание — это особое последование, которое содержит тексты, говорящие об усопшем члене Церкви. В текстах отпевания, в частности, содержится молитва к Богу с просьбой принять усопшего в Свое Царство, в том числе потому, что он являлся членом Церкви. Ведь мы знаем слова Спасителя: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие».

В последовании, принятом на заседании Священного Синода 14 июля, речь идет, в первую очередь, об утешении родителей умершего младенца. Кроме того, в последовании содержится несколько просьб к Богу относительно посмертной участи умершего младенца.

Это ектенийное (включенное в состав ектении — просительной молитвы. — прим. ред.) прошение: «О еже неосужденно и милостивно прияти Господу усопшаго младенца и даровати ему (ей) жизнь будущаго века, Господу помолимся»; фраза из молитвы по ектении: «А иже от них рожденнаго младенца и не приемшаго Святаго Крещения благости Твоея сподоби»; и упоминание в отпусте: «Христос <…> не приемшаго Святаго Крещения усопшаго младенца благостию Своею в недрех Авраама учинит».

По этому поводу уже возникли трактовки, что, будто бы, речь идет о вхождении в Царство Божие, что противоречит процитированным ранее словам Спасителя. Между тем, в приведенных цитатах из последования говорится о том, что мы просим о некоей благой участи для умершего младенца, не предвосхищая то, какой она может быть.

В частности, если помните, выражение «лоно Авраама» для описания благой посмертной участи употреблено Спасителем в причте о богаче и Лазаре, произнесенной, конечно же, еще до Крестной смерти и Воскресения, то есть до того, как двери Рая были открыты Спасителем.

Другими словами, в последовании подчеркивается, что мы не знаем, какую участь уготовал Бог тем младенцам, которые умерли без Крещения, но просим, чтобы эта участь была благой.

Когда эта тема обсуждалась несколько лет назад в Межсоборном Присутствии, в заключении соответствующей комиссии подчеркивалось, что: «Если для отпевания младенцев, отошедших в мир иной уже крещеными, существует особое чинопоследование, то прочих почивших младенцев, в том числе скончавшихся во чреве матери, в Церкви не отпевают и не поминают за Божественной литургией.

Однако то, что некрещеные младенцы не совершали личных грехов и не имели возможности сделать какой-либо нравственный выбор, отличает их от прочих усопших некрещеных людей».

— Можно ли совершать последование в связи со смертью лишь только новорожденных (до какого возраста?), или всех детей до 7 лет? Есть ли смысл совершать его в случае выкидыша?

— По своему названию и намерению последование относится к тем младенцам, которые умерли во чреве или вскоре после рождения.

— Как теперь действовать родителям, если у них случилось такие горе? Умершего младенца или мертворожденного можно будет принести в храм для совершения последования, священника можно будет позвать на кладбище?

— В отличие от отпевания в данном последовании не прописаны принесение гроба в храм или какие-либо иные подобные действия. Ведь принесение гроба в храм — это, в каком-то роде, последнее посещение храма усопшим прихожанином, то есть крещеным человеком. Гроб в храме ставят так, чтобы умерший был обращен лицом к открытым Царским вратам, что символизирует устремление в Царство Божие.

Принесение в храм гроба с некрещеным человеком, в том числе младенцем, будет не вполне соответствовать этой духовной символике.

Полагаю, что последование могло бы совершаться в храме без принесения гроба в присутствии родителей и иных родственников, либо на кладбище при погребении.

— Кто может просить о совершении такого последования — только родители, другие родственники, кто угодно?

— В первую очередь родители. Но в последовании говорится и об утешении скорбящих сродников. Поэтому обращаться может всякий, нуждающийся в утешении в связи с кончиной младенца.

— Можно ли его совершать, если ребенок был причислен к другой религии, или прошел обряд там, где действенность крещения не признается (у украинских раскольников, в секте)?

— Еще раз обратите внимание на то, что значительная часть последования посвящена утешению родителей и сродников. Если таковые допустили причисление младенца к другой религии, то почему они желают утешения от Православной Церкви? Это какая-то духовная всеядность.

Тут, скорее, следует начать с покаяния и обращения к Православной Церкви. Впрочем, если ситуация обусловлена тем, что родители относятся к разным религиям или конфессиям, она могла бы разрешаться решением архиерея.

Ситуация на Украине носит особый характер и требует авторитетного разъяснения Священноначалия .

— Можно ли за умерших некрещеными младенцев ставить свечки за упокой, если можно — зависит ли такая возможность от того, совершался ли этот чин, или нет? Можно ли писать их имена в записках?

— Свеча — это, во-первых, форма жертвы, и, во-вторых, внешнее выражение нашей молитвы. И жертвовать (в храм или нищим) ради усопшего, и молиться о его благой посмертной участи можно и нужно. А вот так называемые записки — это просьба совершить поминовение членов Церкви на проскомидии, то есть в связи с совершением таинства Церкви — Евхаристии. Здесь поминаются только крещеные люди.

— Можно ли обратиться в храм за совершением последования в отношении младенцев, умерших много лет назад?

— Почему бы и нет? Если родители или другие родственники до сих пор нуждаются в молитвенном утешении.

— Можно ли совершать это чин в отношении младенцев, погибших из-за абортов?

— Младенцы, убитые посредством аборта, не отличаются от других «усопших младенцев, не приемших благодати святаго Крещения».

Но не дай Бог кому-либо воспринять принятое Священным Синодом последование в том духе, что, дескать, «сделаю аборт, все равно Церковь помолится».

Тягчайший грех аборта требует, в первую очередь, покаяния со стороны родителей, решившихся на убийство младенца. Не уверен, что здесь будет вполне уместно именно данное последование, значительная часть молитвословий которого направлена на утешение родителей, потерявших младенца по тем или иным не зависящим от них причинам. Здесь, скорее, требуется покаянный чин. Быть может с присовокуплением тех прошений о младенце, о которых я упомянул ранее.

Милосердие.ru /Патриархия.ru

Материалы по теме

[Приветствия и обращения]

Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Евангелистской ассоциации Билли Грэма Ф. Грэмом

Председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи выступил на II Гиппократовском медицинском форуме

На вопрос Похороны. Если человек был не крещен и не был верующим, надо ли его отпевать умершим? заданный автором Прослышать лучший ответ это просто по-человечески похоронить.
Можно, конечно, соблюсти все те обряды, которые считают для себя обязательными и важными родственники. Ну, например, положить в гроб, одеть и накрыть как положено, руки на груди скрестить и т. д. Это же все христианские уже традиции идут. Можно и церковные покрывало с венчиком и рукописанием положить, даже крестик с иконкой оставить. Но все это не ему нужно, а родственникам.
Отпевать нельзя, да и ни к чему это. Мы можем с трупом делать что угодно, он сопротивляться не может, но это уже не человек, а труп. Поэтому "не прокатит". "невольник - не богомольник" Если при жизни не хотел человек, то не стоит насиловать его волю после смерти. Это будет уважением к его выбору и к нему как к человеку.
В конце концов отпевание - это всего лишь обряд. Пусть важный, но только обряд.

Ответ от Европейский [активный]
Как по мне, умер человек и умер. Соблюли чисто гигиенический обряд. Закопали труп. И все. Собрались компашкой помянули, и все на этом. Ему уже будет до фонаря. И к тому же, если он не верил в бога, то и хрен с ним. Это выбор человека. Ему уже точно все равно. Лучше не занимайтесь ерундой. А лучше всего закопайте труп и посадите дерево.


Ответ от Лидия... [гуру]
Если человек при жизни отверг Бога то после смерти ему отпевание уже не поможет.


Ответ от Александр К [гуру]
Когда человек умирает по своей смерти или случайной то отпевать обязательно надо.это делается для того чтоб грехи остались бы с телом в земле и на том свете душе легче жить было бы.
А если самоубийца то таким не должны отпевать,душа грешна,потому что Бог дал тело и только Бог может забрать душу с тело.
Крестить надо в какую то веру.Иначе если не крещёный никто отпевать не будет и не будет ангела,ангел будет по любому у ребёнка с рождения.Но там просто нету веры,ребёнок в жизни будет мучется не крещёный и бесы его сожрут



Ответ от OgnenniyStrannik [гуру]
атеист это человек которий вобще ни во что не верит и я сомневаюсь что на земле такие есть хоть и в самого дявола но человек во чтото или в когото верит вы спросите зарание как он хочет чтоб его похоронили это будет его волей и заповедю


Ответ от Yury Tuev [гуру]
Надо. Душу свою успокоите.


Ответ от Михаил Тимаков [гуру]
А зачем отпевать? Подумайте, как он воспринял бы это, если бы видел? Я, атеист, воспринял бы как оскорбление, что меня называют "рабом божьим".
Так что просто соберитесь с друзьями и помяните этого человека - каким он был хорошим и добрым (надеюсь, что это так).


Ответ от . [гуру]
Отпевать вообще никого нельзя, это обряд разрывания сущности и запечатывания ее части в землю. Лучше всего кремировать без вскрытия. Чем меньше людей участвуют в похоронах, тем лучше. Никаких цветов и никакой музыки. Тихо, спокойно, интимно и без каких-либо ритуалов - это то, что нужно умершему.


Ответ от Наташа журкина [гуру]
если неверующий - просто хороните. Мои мне сами говорили - церковных обрядов не хотим. В памяти сохраняйте, соболезную


Ответ от Иван Иванов [эксперт]
Ибо сказано: пейте песни, отпевайте и выпивайте. Псалом 10.


Ответ от Александр [гуру]
Отпевать можно, но не обязательно. То что он был не верующий, это сугубо его дело. То что не крещённый, это не повод не отпевать. Главное в морге возьмите справку, что тело бальзамировано и готово к проведению религиозных обрядов, без неё не пустят. Ибо церковь (храм) - общественное место.
А какой город? Помощь агента нужна?


Ответ от Незнакомка [гуру]
если будет его воля перед смертью


Ответ от *Евгений* [гуру]
Я думаю не стоит. Если он не верил в него при жизни, то и при смерти вряд ли станет.
Лучше в Церкви спросить.


Ответ от Ноуникнейм [гуру]
Да ты сама пошутила....Нахрена неверующего отпевать то???


Ответ от Batterian [гуру]
Не надо отпевать.
Хоронить по гражданскому обряду.


Последовательное сочетание молитв и песнопений, четко установленных порядками Православной церкви действий, является обязательным богослужением или отпеванием усопшего. Может проводиться, как в пределах Святого храма, так и в помещении, где жил покойный, на кладбище.

Все, кто принял Таинство Крещения при жизни, со младенчества и до зрелого возраста имеют право на проведение чина погребения. Некрещеные же такой возможности лишены.

Когда и кого нельзя отпевать

Православная церковь лояльно относится ко всем без исключения верующим христианам. Чин погребения совершается над убийцами, лицами, совершающими неправомерные действия, ведущими греховный образ жизни. Когда же не отпевают умершего человека, и по какой причине:

  • самоубийц;
  • некрещеных;
  • представителей другой веры.

Что касается людей, совершивших суицид не по своей воле, а на фоне психических заболеваний, отпевание проводится. Жертвы несчастных доказанных случаев тоже могут рассчитывать на чин погребения православной церкви.

Возможно и заочное отпевание, без присутствия тела покойного на службе или после проведения похорон. Пропавшие без вести люди, смерть которых доказана, но тела отсутствуют, представителями церкви отпеваются.

Что делать, если умер некрещеный

Взрослый человек, который не принадлежал к христианскому вероисповеданию, не посещал церковь и отказывался совершать Таинство Крещения, не может быть погребен по правилам Православия. Умершего же человека крестить нельзя, так как этот выбор должен совершаться осознанно и по собственной воле.

Существует «Чин погребения неправославного усопшего», который был издан Московской Патриархией еще в 1984 году. Но на практике он не применяется и отвергается представителями Православной Церкви, как несоответствующее вере служение.

Семье умершего некрещеного предлагают дома обращаться к Святому мученику Уару, перечитывать соответствующий канон, разрешается ставить свечи за упокой души усопшего. Заказывать отпевание, заведомо зная об отсутствии принадлежности покойного к Православной Церкви, считается большим грехом.

Устанавливать символ христианской веры в виде креста запрещено. Такой поступок приравнивается к богохульству со стороны родственников и близких покойного.

Почему нельзя отпевать некрещеных младенцев

В случае внутриутробной гибели плода, самопроизвольного прерывания беременности, выкидыша, смерти грудничка православный чин погребения или богослужение отпеванием не совершается. В этом случае ребенок приравнивается к остальным категориям людей, которые не принадлежат к православной вере и не имеют принадлежности к церкви.

Вопрос об отпевании некрещеных младенцев до сих пор остается открытым. Нет единого мнения на этот счет среди служителей церкви. Единственный выход - провести таинство крещения детей с угрозой для жизни в пределах больницы. При смерти в утробе матери над еще не рождённым плодом обряд не совершается.

Заказывать литургию, панихиду, молитвы у служителей церкви запрещено. Крест на могиле некрещеного ставить нельзя, так как он не имеет отношения к православной вере. Такой поступок является греховным для родителей. Что делать, если умер некрещеный младенец:

  • самостоятельно дома разрешается прочитать молитвы об упокоении души усопшего ребенка;
  • обратиться к Святому мученику Уару;
  • поставить свечи в церкви за упокой души.

Все без исключения младенцы, которые преждевременно умирают, считаются безгрешными. Поэтому родителям остается единственное утешение - обращаться к Богу с искренними молитвами.