Святитель тихон задонский - о духовной прелести. Житие святителя тихона задонского, молитва тихону и чудеса


Молитесь, и молитвы ваши будут обязательно услышаны! В трудную минуту мы всегда можем рассчитывать на святых покровителей.

Одним из святых, является Тихон Задонский, ему молятся от уныния, и он дарит радость! Его просят об исцелении и здоровье душевнобольных, он помогает. Девы просят Тихона о замужестве и он дарит им мужа.

Если вы попросите его о чем то от чистого сердца, с открытой душой, он обязательно поможет и вам! Храни вас господь.

Будучи великим христианским учителем и проповедником, Тихон также стал автором известных сочинений. Вел религиозную пропаганду среди населения, бросил все силы на искоренение языческих верований и традиций. Отказывался от всех жизненных удовольствий, проводил много времени за молитвой, был примером смирения и любви к пастве. Удивлял окружающих своей прозорливостью и чудотворением. Даже после кончины Тихона христиане не перестали почитать, восхвалять, уважать святого, а также обращаться к нему за помощью. Каждый христианин может рассчитывать на защиту и поддержку святого.


Молитвы Тихону Задонскому обращают, когда нуждаются в кротости и незлобии, душевных силах и здоровье. Особую силу молитва имеет при наличии душевных болезней. Речь идет о печали и унынии, алкоголизме, наркомании, душевном помешательстве и бесновании. Тихон помогает вернуть зрение, возможность ходить. Люди, испытывающие крайнюю нужду, пребывающие в условиях нищеты, обращаются к Тихону за защитой.

Чаще всего человек прибегает к Богу в дни скорби и трудностей. Как только становится невмоготу на душе, так сразу идём в церковь и начинаем просить о милосердии, обращаясь в молитвах к Богу и святым, которыми щедра земля русская, каждый из них совершил свои чудеса и подвиги. Среди православных святых оставил весомый след Святитель Тихон Задонски й, житие которого скорбью и лишениями богато, он узкой дорогой шёл, но в минуты отчаяния много духовных утешений от Отца Небесного получал.

Выдающийся богослов, величайший православный просветитель и автор большого количества посланий и наставлений епископ Тихон Задонский за свою короткую, по человеческим меркам, жизнь сотворил множество трудов, содержащих милосердие, любовь, душеспасительные наставления, ставшие неиссякаемым светом Божьей благодати. Православные христиане всего мира припадают к Святому угоднику, дабы испить живительной росы, исходящей от Спасителя через Святого чудотворца.

Путь от рождения до епископства

В неимущей семье церковного служащего Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии Савелия Кирилова в 1724 г. родился сын Тимофей, которому при вступлении в духовную семинарию, сменили фамилию на Соколов. Лишившись отца, его семья из положения бедности, пришла в состояние полной нищеты. Исходя из его же слов, он вынужден был за кормёжку хлебом световой день боронить пашню у зажиточного селянина.

В раннем детстве тёмные силы чуть не сбили Тимофея с Пути, по которому он пришёл к святости в лике святителей. Кроме него, в семье были ещё три брата и две сестры, отца не помнил. Старший брат служил дьяком, а второго по старшинству взяли в армию, остались одни мальцы. И на фоне крайней нищеты приходскому ямщику, имевшему состояние, но не имевшему детей, приглянулся Тимофей. Ямщик предлагал матери взять на воспитание мальчика как сына, оставляя всё наследство ему,и оставшимся детям дать на пропитание.

Крайнее положение семьи, заключающееся в голоде, вынудило поддаться мать на уговоры ямщика и повести Тимофея к нему. Но старший, брат, прослышав об этом , бросился догонять идущую по пути мать, с умыслом отговорить. Догнав, он стал просить мать, умоляя её на коленях, не отдавать Тимофея, предлагая лучше выучить его грамоте. Тогда он сможет поступить на службу в церковь.

Образование

Вышедший указ императрицы от 1735 года брать в армию всех не учащихся или оставивших обучение детей из семей духовенства, подтолкнул принять решение определить Тимофея в духовное училище. В декабре 1738 года мать привезла его в Новгород. Где по ходатайству старшего брата, бывшего на тот момент служащим одной из новгородских церквей, его приняли в Новгородскую духовную славянскую школу при избе высших чинов церкви.

Мать на последние деньги привезла сына учиться, будучи весьма болезненной, что привело к смерти. Оставшись круглой сиротой, без стипендии Тимофею пришлось вспомнить времена детства, когда недоставало еды. Брат хоть и взял на себя иждивение, но на его скудное жалование не было возможности платить за полное содержание. Мальчику приходилось зарабатывать на хлеб, обрабатывая землю в свободное время.

Через два года обучения Тимофею представилась возможность свободное время занимать не подработками, а полностью отдаваться просвещению. В 1740 году школу преобразовали в Духовную семинарию и ему удалось перевестись в неё учиться, став избранным, из всех обучавшихся, к числу самых способных к наукам и поставленным на казённый счёт. Вот тогда и поменяли ему фамилию на Соколова.

Получая паёк, он половину хлеба продавал для покупки свечей, чтобы читать в вечернее время, уединяясь в уголке, за что подвергался насмешкам со стороны семинаристов, особенно из обеспеченных семей, которым был невдомёк подобный образ жизни. Они, махая в его сторону лаптями, кричали ему слова «Величаем тя, святителю!», оказавшиеся пророческими.

Прозанимавшись в семинарии 14 лет, из которых два изучал грамматику и остальные по четыре правила построения речи (ораторское искусство), философию и богословие. Семинарист Соколов за время обучения зарекомендовал себя прилежным, с незаурядными способностями учеником, в связи с чем ему по окончании было предложено преподавать риторику и богословие.

Постриг в монахи

По достижению 34 лет, 10 апреля 1758 году Тимофей принял постриг от архимандрита Антониева монастыря в Новгороде, нарекшись Тихоном. Сразу получив должность преподавателя философии звание перфекта. Уже летом того же года он принял посвящение в иеромонахи. Спустя год, его возводят в сан архимандрита Жолтикова Успенского монастыря, с переводом в Тверь. Где вскоре получил перевод на ту же должность в Успенского Отроча монастыря и став ректором духовной семинарии.

Отец Тихон относился к своему служению в свойственной ему манере, чтобы слушатели прониклись сердцем к его лекциям и проповедям. Читал лекции нравственного богословия настолько увлекательно, что послушать их приходили совершенно посторонние люди, читал при этом на русском языке вместо латинского, принятого в те времена. Впереди его ожидали ещё более значительные повышения в церкви и уровня духа.

Нежданное продвижение по иерархической лестнице

Его мечтам о пустынной жизни в монастыре близ Твери не суждено было сбыться. В Синоде на должность новгородского епископа выбирали кандидатуру, кидая жребий, который три раза падал на святителя Тихона. 13 мая 1761 года он был возведён в епископа Кексгольма и Ладоги в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Назначая руководить Хутынским Спасо Варлаамиевым монастырём и епарным епископом Новгородского прихода. Сам Святитель признавался , что никогда не думал, что станет епископом.

В этом назначении Святитель Тихон Задунайский пробыл короткое время, меньше года. В 62-ом он временно был назначен председателем Синода Санкт-Петербурга. После ухода в мир иной епископа Иоанникия (Павлуцкого), главы Воронежской и Елецкой епархий его поставили на Воронежскую кафедру.

Жизнь Святителя сопровождалась особенными событиями , ведущими его к святости:

Деятельность в Воронежской и Елецкой епархиях

Воронежская епархия распространялась на огромную территорию, кроме Воронежской губернии, в неё входили многие города соседствующих трёх губерний: Курской, Орловской и Тамбовской, с землями Войска Донского. Она к его приходу пребывала в упадочном состоянии, многое требовало перестройки. Дикие нравы казачьей вольницы , невежество народа и даже части духовенства требовали незамедлительных действий.

На пути реформ стояли устоявшиеся настроения в духовной жизни общества, мешающие рассмотреть их актуальность для общего блага. Препятствия чинили отдельные личности, группы людей, светских обывателей и даже представителей духовенства. Особую заботу Святитель Тихон Задонский проявлял о подготовке достойных звания пастыря последователей, путём подъёма и верной организации религиозного обучения, вводя богослужения, со строгим предписанием придерживаться уставных канонов. Требовал исполнения.

Вспоминая своё тяжелое детство Тихон, во вверенной епархии, организовал школы для детей из бедных семей духовенства. Ставил на должности самых благородных , непрестанно беседами пробуждая в них должное понимание обязанностей своего звания. Проявляя заботу о духовном состоянии пастырей, Святитель помнил о внешнем виде храмов, реликвий, икон и утвари. Храмы ремонтировались и благоустраивались.

Обладая писательскими способностями, отец Тихон, для назидания пастырей подлинным пониманием о творимых ими таинствах, составил короткое наставление «О седьми Святых Тайнах». Следующее писание являлось инструкцией для отцов церкви к действиям во время проведения исповеди. В зависимости от степени веры кающегося, его поступков, одного следует подталкивать, побуждать к искреннему покаянию, когда исповедуясь, сокрушаются. Других же от безысходности , по причине чрезмерной горести и печали, успокаивать милосердием.

Всего во время управления Воронежской епархией были составлены им следующие сочинения:

Ввёл необходимые правила, побуждающие к проповедованию и чтению для развития, и на литургии. Каждое воскресенье проводились проповеди в кафедральном соборе и предписано было всем церковным служащим присутствовать. Святитель, увидев плачевное состояние монастырей, взялся исправлять положение. Он не удовлетворялся одними проповедями, а издавал свои труды, рассылая по храмам для народа.

Радея за вверенную паству, Тихон Задонский уделял особое внимание обучению будущих пастырей, взращивая в них смирение, прощение, веру и любовь. Много преобразований свершил он на своём посту, подняв материальный и духовный уровень церковной жизни, а также общества во вверенной губернии. Из запустения церкви и безграмотности духовенства он привёл к порядку, возродив храмы и монастыри, воспитал целое поколение молодых пастырей. Оставил после себя множество наставлений в виде сочинений .

Непомерный труд и испытания на протяжении всей жизни отрицательно отразились на здоровье Святителя. Стали часто проявляться сердечные приступы, мелочная простуда давала тяжкие осложнения.

Выход на покой

Чтобы не допустить промаха на своём посту, ввиду болезненного состояния Тихон Задонский настойчиво подавал прошения отойти на покой. Очередное его обращение удовлетворили и разрешили уйти на отдых с назначенной пенсией и местом жительства по желанию. Святитель с марта 1769 г. разместился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре под Воронежем, но неподходящий для здоровья климат вынудил его вскоре переехать, до самой смерти, в Задонский монастырь.

На покое Тихон продолжал жить во христе , плодотворно используя освободившееся время, стал усиленно молиться и много писать. Проводя время в духовных беседах о Боге и молитве, кроме 4 - 5 часов беспокойного сна. Требовательный к себе, он часто занимался физическим трудом, не обращая внимания на свои болезни. Импульсивный и несдержанный по своей природе, он добился полного смирения и кротости, что при таких качествах является подвигом.

За свою жизнь он сотворил множество произведений:

  • Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Святитель Тихон Задонский. Письма
  • Бальзам для души. Таинство радости
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского (комплект из 2 книг)
  • Наставления о собственных всякого христианина должностях Святителя Тихона Задонского епископа Воронежского. Репринтное издание
  • Духовный посох. Избранные места из трудов архипастыря
  • О страстях и добродетелях
  • Молитвы и духовные размышления
  • Наставление христианское
  • Молитвослов
  • Слава Богу за все!
  • Учение Святителя Тихона об истинах веры и церкви
  • Собрание творений (комплект из 5 книг)

Обиталище Святителя Тихона стало центром божественного образования для множества людей, к нему стягивался народ с близлежащих и отдалённых земель для обретения совета, указания или благословения. Детей учил молиться , прививая церковный уклад и религиозность. В эти дни он создал шедевры духовных писаний, результат размышлений о мире и людях.

Конец земной жизни

На Рождество 1779 г. Святитель в последний раз посетил церковь. В январе 1782 г. он составил завещание, воздавая славу Господу за все благодеяния по отношению к нему, выразив надежду на милость Божию после жизни. За свою кончину он прознал за три дня и допускал к себе всех желающих проститься с ним. 13 августа 1783 г. Святитель Тихон Задонский покинул этот бренный мир в полном спокойствии, будто уснул.

До самого погребения народ со всех окрестностей стягивался и добивался постоянного проведения панихид, на что не хватало священнослужителей. После отпевания, совершённого 20 августа, отца Тихона похоронили в склепе под алтарём собора.

Проявление чудес

Жизнь Тихона постоянно сопровождалась проявлением чудес. Подвиги, самоотречения и проявляемая любовь возвысили его душу, ему снились вещие сны, проснулся дар предвидения. Он предсказал множество людских судеб и России, в частности, победу над Наполеоном. Он чувствовал происходящее вдали и кто нуждается в нём, сразу же появляясь вовремя. Видел мысли и настроения собеседников.

Всегда, в случае необходимости Святитель приходил на помощь, помогал всем, чем мог. Как-то двое крестьян, обманув Тихона, получили деньги, словно погорельцы. Возвращаясь домой , они смеялись с этой ситуации и вдруг с ужасом увидели, что их дома действительно горят. Подобных случаев было множество, когда люд получал наставления от святого даже путём наказаний Бога.

После смерти Тихона поток людей к нему только увеличился, стали происходить исцеления больных и иные чудеса на его могиле. Молитвы помогали при наличии разных болезней, трудностей, устраняя препятствия. Народ при жизни почитал его как святого , а после ещё больше уверовал в это. Известны случаи излечения от неизлечимых и хронических заболеваний. Молитва Тихону Задонскому влекла к исцелению даже холеры. Целебными свойствами обладали иконы святого.

Молитвы Тихону Задонскому лучше произносить на его икону и тогда явится помощь от:

  • злобы;
  • потери духовных сил;
  • от душевных болезней;
  • и печали;
  • зависимостей (алкоголь, курение, наркомания);
  • бесноватости и помешательства;
  • нищеты.

Исключительную силу имеют молитвы к святому от колдовства. Обращаясь с открытой душой и чистым сердцем, мы можем быть убеждены в его помощи от всякого зла чародейства и лукавого, особенно произнося молитвы на икону Тихона Задонского.

Обретение мощей

В 1845 году в Задонском монастыре решили возвести новый Владимирский собор, разбирая старый, обнаружили нетленные святого Тихона , даже Архиерейское одеяние было не тронуто, невзирая на продолжительное пребывание в сырости тела Тихона Задонского. Мощи перенесли в новый гроб и захоронили в Рождественской церкви монастыря. А в Синод и императору были отправлены документы о нахождении нетленных мощей, с документами находилось прошение причислить почитаемого всей Россией Тихона Задонского к лику святых.

По неизвестным причинам принятие решения затягивалось и 13 августа 1861 в день памяти Тихона произошло прославление его в лике святых.

Второе обретение мощей

После революции 1917 г. монастырь был упразднён, вся церковная утварь, иконы были подвержены описанию, после чего мощи снова положили в серебряную раку. Затем монастырь переходил из рук в руки, а после 1932 года мощи покинули Задонск, попав в антирелигиозный музей Ельца, а после краеведческий музей города Орла. Во время ВОВ верующим удалось спасти святыню . После войны в 47-м их открыто выставили в кафедральном Богоявленском соборе Орла, но Хрущевская антирелигиозная компания снова закрыла святыню в краеведческом музее.

Лишь в 1988 г. мощи Тихона Задонского передали Орловской епархии, в 1991 они наконец-то вернулись во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Христианский святой, Тихон Задонский, известен своими трудами на духовные темы, строгий аскет и молитвенник, непримиримый борец с языческими традициями, и в то же время обладающий кротостью и смирением по отношению к вере Христовой, еще при жизни обрел славу чудотворца и целителя. После его кончины, Тихон Задонский был канонизирован, признан святым и чудотворцем, защитником христиан, небесным покровителем монахов и миссионеров.

О чем молятся святому Тихону Задонскому?

Святой Тихон много и истово молился, обладал даром провидца. Окружающих он удивлял своим даром чудотворения. И сегодня, многие люди обращаются в молитве к Тихону Задонскому о помощи и исцелении и помощь эта приходит. Святителю Тихону Задонскому молятся, чтобы он помог обрести кроткий нрав и усердие в благих делах, смирение и миролюбие. К нему обращаются в молитве об исцелении болезней, в том числе и душевных, от депрессий и беснования, пагубных пристрастий, в том числе от табакокурения, алкоголизма и наркомании.

Текст молитвы

О, великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне!

Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога, и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к вся содержащему и спасающему человеколюбцу Господу, Емуже ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей - право верующия соблюдати, слабый и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближняя твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возстановление, заблуждающим на путь истины возвращение, подвизающимся в делех благих укрепление, благоделающим преспеяние, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведущим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение.
Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение.

Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святителю Тихону Задонскому Чудотворцу об исцелении

Тихон Задонский вел аскетический образ жизни и был скромен, но его дар чудотворца невозможно было скрыть. Слава о Святителе Тихоне как о чудотворце и молитвеннике распространилась по Руси еще при его жизни.

Большому количеству верующих, святитель помог исцелиться и обрести зрение, даровал возможность ходить, тем кто не вставал с постели, излечивал и другие тяжелые недуги больных людей. При молитве Тихону Задонскому об исцелении и сейчас больше количество верующих излечиваются от тяжелых болезней.

Текст молитвы

О всехвальный Святителю и Угодниче Христов, отче наш Тихоне!
Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.
Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуещи нашему спасению.
Приими убо, ублажаемый Угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да прибавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми Святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва Тихону Задонскому от колдовства

Тихон Задонский вел просветительскую работу среди населения об искоренении традиций язычества и установлении веры христианской на Руси. Он был яростным противником язычества и колдовства, вел обличительные проповеди и увещевания. Его духовная борьба с магией велась с помощью бесед с прихожанами и молитв. После его кончины, люди стали обращаться за защитой к нему с помощью молитвы от колдовства. Сам факт того, что эта молитва дошла до наших дней, говорит об ее эффективности.

Текст молитвы

О святителю, отче наш Тихоне! Услыши нас и потщися благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго, да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение, да тако сподобимся, со Ангелы и со всеми святыми, славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Молитва о душевнобольных

Особую силу имеют молитвы Тихону Задонскому при исцелении душевных болезней. Больной одержимый бесами, может обрести помощь Святителя Тихона, при обращении к нему самого больного или его близких. Главное, чтобы сам больной и люди, которые помогают ему бороться с недугом, хотели и верили в чудодейственную силу молитвы и совместно боролись с духом нечистым, соблюдая христианские обряды и заповеди. Молиться надо обязательно перед образом святого Тихона. Святитель еще при жизни учил духовному подвигу и молитве, и настаивал на ежедневном молитвенном труде, который только в этом случае позволял избавиться от тяжелых недугов, в том числе и беснования. Молитва очищала и просветляла молящегося и создавала невыносимые условия для нечистой силы и болезнь оставляла его.

Текст молитвы

Отец наш Тихон, восхваляем тебя! Ты угодник Христовый, святитель Божий! Бытие твое подобно ангельскому, подобно ангелу ты явился и даровал людям надежду. Направляем тебе свою веру и мысли свои благие. Благосердие твое, помощь твоя наши души спасает. Ходатайствуй о нас перед Господом, проси для нас спасения душевного. Услышь наши мольбы недостойные, будь милостив к нам, заступись за нас. Одари нас мудростью, убереги от зловерия человеческого, защити нас от деяний и помыслов недобрых. Помоли о нас перед Господом, подаруй нам силу великую, милость благую. Обращаются к тебе грешные и недостойные рабы Божьи (имена), просим об исцелении язв наших телесных и душевных. Избави нас от ран на телах наших. Пусть растворят слезы умиления и сокрушения каменные сердца наши. Вразуми нас о покаянии, избави от вечных мук и огня геенского. Пусть верным людям будет дарован мир и тишина, здравие и спасение, успех в делах, людей добрых на пути, благочестие и чистоту. Молимся тебе и воспеваем образ твой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.

Молитва о замужестве

Хотя сам Святитель Тихон Задонский вел аскетический образ жизни, но был милосерден к прихожанам и ратовал за здоровый образ жизни и установлению крепких семейных отношений. До сих пор считается, что Святитель Тихон покровительствует семьям, и женщины обращаются в молитве к Тихону Задонскому о замужестве, и он помогает им обрести хороших добропорядочных мужей.

Текст молитвы

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче святителю отче наш Тихоне! Со умилением припадающе к иконе твоей, молим тя: принеси молитву нашу к человеколюбцу Господу, да дарует же с долгоденствием душевное же и телесное здравие рабам Божиим (имена) и прихожанам святаго храма сего, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих, да растворит окаменелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенского, да поем и славим неизреченныя щедроты Человеколюбца Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, во веки веков. Аминь.

Для наших читателей: икона тихона задонского с подробным описанием из различных источников.

Икона святителя Тихона Задонского известна многочисленными исцелениями физических и духовных недугов. И по сей день любая молитва подле лика святого непременно получает отклик.

Великий святитель Тихон Задонский отличался своей горячей любовью к Господу. Он жил в суровые времена 18 века, когда уклад жизни во многом отличался от привычного нам сейчас. Но его творения и труды уже в те времена, когда народ был ослеплен безверьем и беснованием, разжигали горячую любовь и пламенную веру в сердцах каждого человека. И по сей день молитвы, обращенные к богослову Тихону, не утратили своей силы и помогают во врачевании депрессии, пьянства, душевного помешательства.

История иконы

Изображения преосвященного святителя были написаны еще при жизни сподвижника церкви. Причиной такой горячей любви выступала праведность Тихона, его святость и высокий церковный сан. Современники святителя независимо от гражданского состояния желали иметь в своем доме прижизненные портреты епископа, потому что видели в нем сияние истинной праведности и смиренное постижение глубин веры и любви к Господу. Тихон же не очень любил позировать, считая столь обширное поклонение незаслуженным. Художникам приходилось ухищряться и писать его втайне, пока епископ занимался повседневными делами.

Преосвященный Тихон обладал даром прозрения, умел читать мысли собеседников и отличался среди всех праведников способностью творить божественные чудеса. К его предсказаниям относят яркие события жизни Александра I, в особенности крах Наполеона и освобождение Русских земель.

Святитель любил вести беседы с простым народом, утешая и помогая во всем. Жертвенность и ходатайство пред Господом не знали границ: за каждую пришедшую душу святой возносил горячие молитвы к Небесам, прося высшего заступничества, а после одаривал деньгами. Смерть настигла великого епископа в 1783 года 13 августа.

И вот спустя ровно 63 года произошло обретение нетленных мощей старца, сопровождаемое многочисленными исцелениями. Изображение святого Тихона было снято с мощей покойного святителя. Сделано это было из-за многих разногласий в иконописной трактовке святого образа. Ведь на тот момент икон Тихона Задонского было бесчисленное множество. А определить время их происхождения, авторство, а также точность передачи образа святого подвижника было достаточно сложно.

Где находится образ Тихона Задонского

Образ святителя и подвижника православной церкви можно встретить во многих храмах России. Горячая любовь людей вынудила их писать пожизненные портреты церковного просветителя Тихона. Но основным местом почитания, куда устремляются паломники со всех стран, является город Задонск, где богомольник проводил последние дни своей праведной жизни. Старец был захоронен под алтарем в Соборном храме Задонского монастыря.

В 1861 году мощи святого Тихона были открыты. В Задонск съехалось бесчисленное множество паломников, дабы ощутить на себе благодатную помощь святого. Очевидцы тех событий сообщают, что всякий больной исцелился: слепой прозрел, хромой окреп, а к глухому вернулся слух.

Описание иконы

Изображение Тихона предстает перед глазами зрителя в основном по пояс, но есть и варианты написания святого в полный рост. Тело Тихона покрывает архиерейское облачение, демонстрирующее святость и церковный сан.

Левой рукой богомольник удерживает жезл, а правой посылает благословение каждой молящейся душе. Также на иконе присутствует частица нетленных мощей, помещенная в мощевик в правом нижнем углу. Именно поэтому от иконы нисходит еще больше благодатной помощи. Списки с лика принято делать схожими с настоящим оригиналом, поэтому в вариациях святого образа нет видимых отличий.

В чем помогает икона святого Тихона

Исцеления подле благодатного образа святого Тихона не перестают удивлять и вселять веру в каждого, кто с последней надеждой обращается к богомольнику в молитвенной просьбе. Икона исцеляет при панических атаках, буйствах, устрашающих видениях, депрессиях, пьянстве, расстройстве психики.

Народной памяти известны случаи благодатной помощи незрячим и полностью ослепшим людям, недуги которых мгновенно исчезали после прочтения молитвы подле образа чистого и праведного Тихона. Молитвенные просьбы к святителю излечивают даже от холеры, паралича и эпилепсии.

Святой образ поможет каждому побороть и избавится от затяжных болезней, запущенных и сложных случаев.

Молитва перед иконой Тихона Задонского

«О, Святой Приспешник Божий Тихон! Прожив на земле праведную жизнь, ты прославил бытие свое навечно. Мы верим всей душой в Твое ходатайство пред Господом Богом о нашем скором спасении. Ведь Ты ревностный помощник каждой заблудшей души. Прими молитвы наши и не отвернись в тяжелый час. Мы как никогда нуждаемся в Твоем покровительстве и заступничестве от мыслей дурных, очерняющих и темных. Упаси нас от неверия, злости и бесовского плена. Сжалься, скорый на помощь приспешник Божий, ведь лишь ходатайство Твое прибавит Божией милости к недостойным и грешным рабам Божьим (имена). Исцели своей благодатной помощью болезни затянувшиеся да души растленные. Пусть слезы радости растворят каменный плен согрешений наших, и избавимся мы от мук адских и огня дьявольского. Подари праведным людям, колени пред тобой преклонившим, мир и спасение, здравие, святость и чистоту ангельскую. Со всеми ангелами и всем собором святых славься, Великий Тихон. Воспеваем имя Твое, и имя Отца, Сына и Святого Духа. Аминь».

День почитания приходится на 13 августа. Приспешник Божий отличился жизнью праведной и был вознесен к лику святых. Жизнь его и высокое положение не очернили душу его, а напротив, сделали великим и всеми любимым угодником Господа. Пусть его заступничество поможет вам исцелить недуги избавиться от пагубных пристрастий. Мы желаем вам мира в душе. Берегите себ я и не забывайте нажимать на кнопки и

Святитель Тихон Задонский

Память 13 августа по старому стилю Святитель Тихон (в миру Тимофей) родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда) и вскоре после рождения лишился своего родителя. Детство и отрочество его прошли среди ужасной нищеты: иногда целый день ему приходилось работать у жителей родного села ради куска хлеба. Он едва избежал набора в солдаты и поступил учиться в Новгородскую семинарию, в которой потом стал наставником. Некоторые особенные обстоятельства (чудесное спасение от смертной опасности и некоторые видения) расположили его к принятию иночества. В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц.

В 1761 г., на 37 году жизни иеромонах Тихон, по явному указанию свыше, был избран епископом. Около двух лет он был викарием в Новгороде и около четырех (1763-1767 гг.) самостоятельно возглавлял епископскую кафедру в Воронеже. Все время своего епископства он усердно проповедовал и побуждал к тому же подчиненных ему священников. В Воронеже со времен язычества соблюдался праздник в честь Ярилы, соединенный со множеством всяких бесчинств. Однажды святитель неожиданно явился на народную площадь среди самого разгара веселья и начал обличать бесчинников. Его слово так подействовало, что праздник более уже не возобновлялся.

Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре. Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз. По природе горячий и вспыльчивый, он был удивительно кроток и незлобив. До земли кланялся келейнику, прося прощения за какое-либо слово, показавшееся тому обидным, и старался всегда платить добром, когда кто наносил ему какое-либо оскорбление. Раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.

Святой Тихон обладал даром прозрения и совершения чудес, читал мысли собеседников. В 1778 году, когда родился император Александр I, святитель предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет. «Господь Бог во многих случаях его слушал», - писал келейник святителя Тихона. Особенно святитель любил беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, помогал разоренным. Из монастырской слободы его навещали дети. Он учил их молитве, а после беседы оделял деньгами. Блаженная кончина святителя Тихона последовала 13 августа 1783 г. Через 63 года были открыты его нетленные мощи, а в 1861 г. его причислили к лику святых. Среди письменных трудов святителя Тихона Задонского особой популярностью пользуется сборник коротких поучений, полных приме

ров из жизни, называемый: «Сокровище духовное, от мира собираемое».

Посмертные исцеления Тихона Задонского

Много исцелений произошло в день обретения мощей старца. Рака с нетленными мощами святого собрала много народу, и каждый мог своими глазами видеть, как, прикладываясь к мощам, исцелялись самые тяжелые больные: слепые обретали зрение, неслышащие начинали слышать, а косноязычные мгновенно избавлялись от дефектов речи, у людей проходила хромота, беснование и психические болезни.

Святой образ Тихона Задонского помогал избавиться от болезней затяжных, запущенных, сложных. Монахиня, 6 лет страдавшая водянкой, циррозом печени, асцитом, приехала в Задонск помолиться святому, и в течение суток ее заболевание, так плотно укоренившееся в организме, прошло.

Десница Тихона Задонского
(Фото с сайта svt-georg.orthodoxy.ru)

Просящим о выздоровлении Тихон часто являлся во сне. Женщина после рождения мертвого ребенка с тяжелыми кровотечениями именно так и выздоровела. Она долгое время молилась Тихону и дома, и в церкви. После явления ей во сне монаха она, к своему удивлению, проснулась абсолютно здоровой.

Употребив освященное масло над гробом Тихона Задонского, от трехлетнего тяжелого паралича исцелился тульский крестьянин. Родители 5-летнего мальчика дали обещание святому Тихону поклониться его гробу, если он поможет их ребенку избавиться от проблем с речью. Уже после родительского обета мальчик стал говорить отдельные слова, а когда посетил Задонск с родителями, все речевые трудности прекратились.

Молитвенные обращения за помощью к Тихону Задонскому приводили к исцелению даже от холеры. Так любящая жена в усердных молениях добилась выздоровления своего уже умиравшего супруга. Многочисленны исцеления с помощью святого Тихона от тяжелых воспалительных болезней, проблем зрения, истерии.

По сей день святой источник Тихона Задонского собирает возле себя многих, страдающих от глазных заболеваний. Проблемы со зрением после молитв к святому уходят практически мгновенно. Известен случай, когда Тихон явился маленькому мальчику, терявшему зрение вследствие недиагностированного расстройства. Во сне ребенок заплакал, а проснувшись, открыл глаза и понял, что теперь может видеть и что болезнь его миновала.

Женщина с наростом в нижнем веке слушала неутешительные прогнозы врачей: нарост увеличивался, и глаз вот-вот должен был потерять свои функции. Приехав в Задонск, женщина протерла глаз покрывалом с надгробия святителя - и чудесным образом образование из века исчезло.

Тихон Задонский. Икона
(Изображение с сайта pravoslavie.ru)

С последней надеждой обращались к Тихону Задонскому для исцеления панических атак, устрашающих видений и расстройств психики. Одна молодая девушка переживала эти состояния весьма остро, и с каждым днем ее страдания увеличивались троекратно. Припадки больной продолжались по несколько часов, а их источник для врачей оставался неизвестен. В перерывах между приступами девушке, а также ее матери, во снах являлся святой Тихон Задонский. Именно его образ женщины попросили принести знакомую монахиню.

Прикосновение к образу святого лишь немного сокращало силу приступов девушки, но успокоение ее было очевидно. Впоследствии больную отвезли в монастырь к гробу святителя. Пробыв в обители несколько недель, девушка стала чувствовать себя лучше, но ее болезнь не покидала ее, периодически возвращаясь в форме ужаснейших приступов. Лишь спустя год усердных молений матери страдающей девушке явился во сне старец, сказавший, что лекарь у нее только один, и у него стоит просить выздоровления. Вторая поездка ко гробу Тихона и искренние молитвы над мощами наконец-то освободили девушку от припадков, уже более никогда не возвращавшихся. После исцеления от припадков беснования обессилевшая женщина, пробыв двое суток у мощей Тихона Задонского, обрела настолько много сил, что смогла пешком дойти до дома более 24 верст.

Тихон Задонский (в миру Тимофей Савельевич Соколов , при рождении Кириллов ; 1724, Короцко, Санкт-Петербургская губерния - 24 августа 1783, Задонский монастырь) - епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский и Елецкий, богослов, крупнейший православный религиозный просветитель XVIII века.

Канонизирован Русской церковью в лике святителей, почитается как чудотворец.

Жизнеописание

Родился в 1724 году в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в семье бедного псаломщика Савелия Кириллова. Новая фамилия - Соколов - была присвоена ему в Новгородской духовной семинарии.

Тимофей рано лишился отца, после смерти которого семья осталась в почти нищенской обстановке. «Как я начал себя помнить, в доме при матери нашей было нас четыре брата и две сестры, отца своего я не помню. Старший брат был дьячком, средний взят на военную службу, а мы все ещё малы были и жили в великой бедности, так что нуждались в дневной пище. В нашем приходе был ямщик богатый, но бездетный. Он часто приходил к нам и полюбил меня. Не раз он просил меня у матушки: „Отдай мне Тиму своего, я воспитаю его вместо сына, и все мое будет принадлежать ему“. Жаль было матушке отдать меня, но крайний недостаток в пропитании заставил её согласиться, и она повела меня за руку к ямщику. Старшего брата в то время не было дома, но возвратившись и узнав от сестры, что матушка повела меня к ямщику, он бросился за нами и, став на колени, стал умолять матушку: „Куда вы ведёте брата? Не хочу я, чтобы брат был ямщиком; лучше сам пойду по миру, а не отдам ямщику; постараемся выучить его грамоте, тогда он может определиться в пономари или дьячки“. Матушка вернулась домой».

Бедность в семье была страшная. «Бывало, как в доме есть нечего, так целый день бороню пашню у богатого мужика, чтобы только хлебом меня накормили».

Образование

В 1738 году Тимофей был привезён матерью в Новгород для поступления в духовное училище. 11 декабря 1738 года Тимофей, по просьбе старшего брата, бывшего причетником в Новгороде и взявшего его на своё иждивение, был зачислен в Новгородскую духовную славянскую школу при архиерейском доме.

В 1740 году старанием архиепископа Новгородского Амвросия (Юшкевича) Духовная славянская школа была преобразована в Духовную семинарию. Из всего тысячного состава учащихся Духовной школы Тимофей, как один из способнейших к наукам, был переведён во вновь открытую семинарию и принят на казённое содержание. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“».

Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет: два года - грамматике и по четыре года - риторике, философии и богословию. Длительный период обучения связан с тем, что в недавно открытой семинарии был недостаток учителей. По окончании же семинарии в 1754 году Тимофей получил кафедру риторики, одновременно преподавал греческий язык и богословие.

Монашество

10 апреля 1758 года, в возрасте 34 лет, архимандритом Новгородского Антониева монастыря Парфением (Сопковским) Тимофей был пострижен в монашество с именем Тихон и назначен преподавателем философии в Новгородской семинарии.

18 января 1759 года определён префектом Новгородской духовной семинарии и по просьбе Тверского епископа Афанасия (Вольховского) назначен архимандритом Тверского Желтикова Успенского монастыря.

В том же году переведён архимандритом Тверского Успенского Отроча монастыря с назначением ректором Тверской духовной семинарии, учителем богословия и присутствующим в духовной консистории.

Епископ

13 мая 1761 года в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии, с назначением управляющим Новгородским Хутынским Спасо-Варлаамиевым монастырем.

По поводу хиротонии архимандрита Тихона во епископа интересен следующий факт. Когда потребовалось назначить викария в Новгородскую епархию, архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) предложил семь кандидатов. В первый день Пасхи архиепископ Димитрий с епископом Смоленским Парфением (Сопковским) должны были метать о них жребий. Владыка Парфений просил включить в число кандидатов и ректора Тверской духовной семинарии, архимандрита Тихона. «Он ещё молод, время не ушло», - заметил владыка Димитрий, хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако по просьбе Парфения велел записать и Тихона. В это же время архимандрит Тихон служил с преосвященным Афанасием пасхальную литургию в Тверском соборе. Во время Херувимской песни архиерей, стоя у жертвенника, вынимал частицы о здравии. В числе прочих сослужащих к нему подошёл и архимандрит Тихон с обычным прошением: «Помяни мя, владыко святый». - «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», - отвечал владыка Афанасий, и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом». В тот же день в Санкт-Петербурге трижды метали жребий, и трижды выпадал жребий Тихона.

Новгородским викарием святитель Тихон был недолго. В 1762 году он временно председательствовал в Санкт-Петербургской Синодальной конторе, а 3 февраля 1763 года, после кончины епископа Воронежского и Елецкого Иоанникия (Павлуцкого), он получил новое назначение - на Воронежскую кафедру.

На воронежской кафедре

Воронежская епархия, в состав которой помимо Воронежской губернии входили некоторые города Тамбовской, Орловской и Курской губерний, а также Область Войска Донского, нуждалась тогда в преобразованиях. Широкие степи Дона сделались с конца XVII века удобным и излюбленным местом укрытия преследовавшихся правительством старообрядцев и сектантов. Нелегко было святителю Тихону бороться с нестроениями в церковной жизни. Его добрым намерениям ставились препятствия как со стороны отдельных лиц, так и со стороны светской власти, и даже духовенства.

Святитель Тихон в первую очередь заботился о подготовке достойных пастырей - через развитие и правильную постановку школьного духовного образования - и ввёл строго уставное богослужение и требоисполнение. Святитель обратил особенное внимание на духовное образование. Поэтому-то его первой заботой была как организация школ для бедных детей духовенства, так и для самого духовенства. Святитель Тихон также старался ставить на духовные должности лиц достойных, внушал им правильное понятие об обязанностях своего звания. Заботясь о пастырях, святитель не забывал и о церковном благолепии: о ремонте и благоустройстве храмов, о церковной утвари, священных сосудах и святых иконах.

Чтобы дать священнослужителям истинные понятия о совершаемых ими таинствах, епископ Тихон в первый же год своего пребывания в Воронеже написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». В следующем году им написано «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». В этом сочинении он руководствует духовных отцов, как им поступать при исповеди, как в одних возбуждать чувство истинного раскаяния и сокрушенного исповедания своих грехов, а других, которые предаются неумеренной скорби о грехах, доходящей до отчаяния, - утешать милосердием Божиим.

Чтобы побудить священнослужителей к проповеданию слова Божия и приучить их к чтению душеполезных книг, святитель Тихон предписал, чтобы на литургии всякий воскресный и праздничный день читать или Толковое Евангелие того дня, или из какой-либо другой книги, принятой в Церкви. Он установил в кафедральном соборе (по воскресным дням) проповедание слова Божия, вызвав для этой цели из Московской Славяно-греко-латинской академии И. В. Турбина. К слушанию его поучений должны были собираться священнослужители. В уездные города была разослана особая книжка для чтения в церквах. Духовенству было дано наставление, в котором разъяснялись высокие обязанности священника.

Он первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал своих подчинённых и от светских властей.

Воспитание будущих пастырей находилось постоянно в центре внимания преосвященного Тихона. По прибытии его в Воронеж в епархии имелось всего две школы, да и те пришлось закрыть из-за нерадивости духовных воспитателей и побегов учеников. Он предписал по всем городам открывать славянские школы, но они оказались малополезными. Тогда были открыты два латинских духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году святитель преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Преосвященный Тихон часто посещал классы, отмечал лучшие места из писателей для толкования воспитанникам. Для нравственного руководства учеников составил инструкцию («Инструкция, что семинаристам должно наблюдать»).

Поражённый дурным состоянием воронежских монастырей, святитель Тихон усердно принялся за их исправление и сочинил 15 статей увещания к инокам.

Не довольствуясь одною устною проповедью, которую не все могли слышать, епископ Тихон писал и рассылал по церквам особые сочинения для народа, в которых боролся против «годового торжества» в честь языческого божества Ярилы, с сумасбродством и пьянством во время масленицы.

Современники единодушно свидетельствуют о громадном нравственном влиянии святителя Тихона на общественную и культурную жизнь Воронежа.

С юных лет святитель Тихон стремился к уединённой иноческой жизни. Но многосложные и многочисленные епархиальные дела не позволяли осуществиться его желанию. Ни одной праздничной церковной службы не пропускал святитель Тихон и не оставлял без назидания свою паству. В своих поучениях он особенно ополчался против сребролюбия и различных видов хищения, безнравственных увеселений, против роскоши, скупости и недостатка любви к ближним.

Постоянные труды и заботы, от которых святитель Тихон никогда не имел отдыха, а также неприятности и частые затруднения при исполнении благих намерений, сильно расстроили здоровье святителя. Все чаще стали появляться и нервные, и сердечные приступы, самые незначительные простуды давали тяжелые осложнения.

На покое

Святитель Тихон Задонский

В высшей степени требовательный к себе святитель не счёл себя вправе занимать епископскую кафедру из-за опасения хотя бы малейших упущений по службе, которые могли быть вызваны его болезненным состоянием. По своему настойчивому прошению 17 декабря 1767 года он получил разрешение удалиться на покой. Ему была назначена пенсия и дозволено жить там, где он пожелает. Святитель сначала поселился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре (в 40 верстах от Воронежа), с марта 1769 года (из-за неблагоприятных климатических условий) переехал в Задонский монастырь, где и жил до самой кончины.

Живя на покое, святитель Тихон показал пример высокого благочестия и аскетизма. Все время его проходило в богословских занятиях и молитве, за исключением 4-5 часов тревожного сна. Он жил среди самой бедной обстановки, пищу употреблял самую скудную. Несмотря на слабость сил, часто занимался тяжёлыми работами (колол дрова, косил сено и т. д.). Строгий к себе, он был любовно снисходителен к другим. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательнее, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием.

Келия святителя Тихона сделалась источником духовного просвещения для обширного округа. Из ближних и дальних мест сюда стекался народ, чтобы получить его наставления и благословение. Особенно любил святитель беседовать с простым народом, утешал его в тяжкой доле, увещевал не роптать, разоренным помогал деньгами. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к церкви. Иногда он сам являлся в дома нуждавшихся в его участии. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем пред ними за их угнетенных крестьян. На благотворения шла вся его пенсия и все, что он получал в дар от знакомых.

На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Кончина

В праздник Рождества Христова 1779 года в последний раз был в храме на Божественной литургии. 29 января 1782 года святитель составил духовное завещание, в котором, воздав славу Богу за все Его благодеяния к нему, словами апостола Павла выразил упование на милость Божию и за пределами земной жизни.

Скончался святитель в воскресенье, 13 августа 1783 года. «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, где и ныне почивают его мощи.

Канонизация и почитание

Благодаря многочисленным свидетельствам о чудесах, совершавшихся при его мощах, Тихон Задонский был причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1861 году.

13 августа 1861 года в городе Задонске, в торжественной обстановке, при огромном стечении паломников со всех концов России, митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Исидором (Никольским), в сослужении многочисленных иерархов и духовенства, были открыты мощи святителя Тихона. Митрополит Исидор при открытии святых мощей в своем слове говорил: «Горел здесь светильник, поставленный Богом, - и блистание его озаряло всех животворным светом разума и благочестия… Поистине это был свет мира, соль земли… Светильник не угас… Он перенесен на свещник к Престолу Отца светов, чтобы с высоты освещал не одну, а все области отечества земного…»

Особо принято молиться святителю Тихону о врачевании душевных недугов: депрессии, алкоголизма, помешательства, беснования.

События XX века

В 1919 году по приказу Чрезвычайной комиссии монахи вскрыли мощи, которые, как сообщалось в отчёте, представляли собой выветрившийся череп и истлевшие от времени, рассыпавшиеся при прикосновении части костей. Облик человеческой фигуры этим останкам был придан при помощи картона, ваты и бинтов. Процесс вскрытия мощей снимался на киноплёнку, эти кадры, наряду с аналогичным вскрытием мощей Сергия Радонежского, вошли в один из хроникальных атеистических фильмов, распространённых в то время.

В 1932 году мощи передали в музей, вначале в Елец, а затем в Орёл. В 1942 году при немецких властях в Орле возобновили работу церкви, и мощи были положены в Богоявленском соборе. С возвращением большевистской власти положение вновь изменилось. В 1960 году был закрыт Богоявленский собор, после чего мощи во второй раз оказались в музее.

Во время празднования 1000-летия Крещения Руси мощи были возвращены Церкви и находились в кафедральном Ахтырском соборе. 26 августа 1991 года мощи святителя Тихона возвратились в Богородицкий монастырь Задонска, а в Ахтырском соборе Орла осталась десница, которая издавна хранилась отдельно.

Богословие

В «Сокровище духовном» Тихон призывает к терпеливому перенесению скорбей («нашествия иноплеменников»), сравнивая Бога с отцом, который наказывает своих детей ради их исправления. Помимо традиционных грехов он также критикует «танцы», «лошадиные скачки», «кулачные бои», «пиршенства» и празднование Ярилы.

Относительно иудеев Тихон исповедует «теологию замещения», утверждая, что от них «отнимется царство» (Мф. 21:43), а «христиане заняли место иудеев» и стали «новым Израилем».

Особо он останавливается на проповеди добрых дел, которые являются благодарностью за спасение человечества Богом и распространяются на «всех, знакомых и незнакомых, своих и чужих, единоверных и иноверных». Недостаток добрых дел бывает в том числе и от «недоброго воспитания», когда родители больше пекутся о том, чтобы выучить детей «по-французски» говорить и танцевать, а не о том, чтобы «по-христиански жить».

Помимо соблюдения заповедей большую роль для христианина играет молитва, ибо «без молитвы невозможно исправить себя». При этом Тихон настаивает на необходимости молитвы не только в церкви, но и «в доме, в собрании, при делах, в пути, на ложе, идя и сидя, трудясь и отдыхая».

Жизнь христианина проходит в состоянии невидимой брани, то есть сражений с демонами, которые не прекращаются до самой смерти. Оружием демонов являются страсти, а оружием христиан «слово Божие и молитва». Союзниками демонов являются злые люди, а союзниками христиан - пастыри.

Тихон принимает католическое учение о семи таинствах и семи смертных грехах. При этом в согласии с греко-православной традицией он настаивал на причащении квасным пшеничным хлебом. Для обозначения превращения хлеба в Тело он использовал глагол «прелагаются».

Влияния

Вероятно влияние немецкого пиетизма на жизнь и творчество святителя Тихона через книги Иоганна Арндта (1555-1621), которые переводились на русский языке и издавались в Заале. В свою очередь, святитель повлиял на творчество Фёдора Достоевского.

Сочинения

  • Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Об истинном христианстве
  • Проповеди краткие
  • Наставление монашествующим
  • Письма келейные
  • Письма к некоторым приятелям посланные
  • Наставление христианское
  • Плоть и дух
  • Увещание жителям Воронежа об уничтожении ежегодного празднества, называвшегося Ярило

Примечания

  1. Тихон Задонский // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 4 т. - СПб., 1907-1909.
  2. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119049082 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  3. Faceted Application of Subject Terminology
  4. LIBRIS
  5. Тихон Задонский // Русский биографический словарь: в 25 томах. - СПб.-М., 1896-1918.
  6. Вскрытие мощей Тихона Задонского и Митрофана Воронежского // Документы
  7. Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов // Отрывки из журнала «Революция и церковь», № 9-12. 1920 г.
  8. Рождение советского кино. Русское кино. Глава 1. Революция и кинематограф // История советского кино. - М.: Искусство, 1969. - Т. 1. - С. 53. - 756 с. - 50 000 экз.
  9. Шатров Е. В. Дважды разоблачённые. Повествование не только сатирическое, но и документальное. М., 1967
  10. Десница Тихона Задонского
  11. ср. Слово о законе и благодати, XI век
  12. ДОЛЖНОСТЬ СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ О СЕМИ СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ
  13. Хондзинский, свящ. Павел. Два труда об истинном христианстве: Святитель Тихон Задонский и Иоганн Арндт // Журнал Московской патриархии, 2004, № 2, 62-73.
  14. Berry, T. Dostoyevsky and St. Tikhon Zadonsky // New Zealand Slavonic Journal, 1989-1990, 67-72.

Литература

  • Лебедев А. (прот.) Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. - 3-е изд. - СПб., 1896.
  • Попов Т. Д. (свящ). Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. - М., 1916.
  • Тихон Задонский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Gorodetzky N. St. Tikhon of Zadonsk: Inspirer of Dostoevsky. - London, 1951. (2nd ed. - Crestwood (NY), 1976)
  • Михаил (архиепископ). Учение святителя Тихона Задонского о истинном христианстве // Журнал Московской патриархии. - 1971. - № 10. - С. 60-75.
  • Döpmann H.-D. Johann Arndt und Tichon von Sadonsk «Über das wahre Christentum» // Der Pietismus in seiner europäische und außereuropäische Ausstrahlung. - Helsinki: Suomenkieliset tiivistelmät, 1992.
  • Knechten H. M. Evangelische Spiritualität bei Tichon von Zadonsk // Studien zur russischen Spiritualität 2. - Waltrop, 2006.
  • Жития святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. - М.: Сретенский монастырь, 2007.
  • Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония по творенията на св. Тихон Задонски. - София, 2007.
  • Reichelt S. Der hl. Tichon von Zadonsk // Johann Arndts «Vier Bücher von wahrem Christentum» in Russland. Vorboten eines neuzeitlichen interkulturellen Dialogs. - Leipzig, 2011. - S. 454-464.
  • Коледич Е. Н. «Сокровище духовное, от мира собираемое» Тихона Задонского. Особенности поэтики. - LAP Lambert Academic Publishing, 2014. ISBN 978-3-659-50978-0.

Ссылки

  • Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме. - СПб., 1864.
  • Житие Святого Тихона Задонского.

Аудио

(фрагменты проповеди Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Святогорского в день памяти святителя Тихона Задонского 26.08.2009 г.)

«Православия наставниче , благочестия учителю ,

покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю ,

пастырю предобрый» (из тропаря святому)

Почитание сего угодника Божия было ещё при его жизни, а молитвы святого - всегда действенны и слышимы Богом. Кроме того, после себя он оставил множество своих духовных чад, многие из которых прославились дарами чудотворения и прозорливости, а впоследствии и нетленными своими мощами почивали в Задонской обители. При её закрытии в советское время эти мощи его учеников, иссохшие, нетленные вилами погрузив на подводы, безбожники увезли их и закопали на задонском кладбище городском, предварительно разбивши мощи камнями.

Чудо, случившееся на праздник прославления святителя Тихона

После кончины святителя Тихона почитание его не прекращалось в Задонской обители, и постоянно много народа шло к нему на гробницу за утешением. И вот в 1860-е годы встал вопрос о его прославлении в лике святых.

Предполагалось, что к этому событию в Задонск съедется множество народа. И накануне прославления свершилось следующее чудо. Купцы задонские, рассудив между собою, что народа-то в город приедет множество, решили построить целую улицу гостиниц, где планировали за высокую плату сдавать номера приезжающим паломникам. И договорились между собой, что даже воду они будут продавать за деньги. И в городе была построена целая улица гостиниц.

В ряду с этими гостиницами на этой же улице стоял дом бедной вдовы. Она, не зная, чем бы ей послужить святителю Тихону, но искренне почитая угодника Божия, весь свой двор устлала соломой и купила несколько кадушек солёных огурцов. Чтобы приезжие на прославление святителя Тихона паломники хотя бы на соломе могли расположиться на отдых, и что-нибудь имели бы для трапезы, хотя бы хлеб с огурцами.

На прославление святителя Тихона собиралось множество народа. И вот, накануне праздника вдруг среди ясного неба ударила молния, от которой зажглись все гостиницы в городе Задонске. Новые здания загорались и пылали, как порох. Дом же вдовы, её двор, застланный полностью соломой, остались огню непричастны - там даже ни одна соломинка не затлелась. И остался среди двух рядов обгорелых гостиниц этот дом вдовы целым и невредимым, словно разоблачение нечистых замыслов горе-строителей.

И задонские купцы, видя таковое обличение от самого святителя Тихона и такое вразумление от Бога, принародно, на солее храма Задонского монастыря принесли покаяние. Они раскаялись в своём корыстолюбии и принесли покаяние за своё безумство, что память угодника Божия хотели в свою корысть и пользу обратить.

Крестный ход на праздник прославления святителя Тихона

Как говорят очевидцы, до трёхсот тысяч народа было на прославлении святителя Тихона - так много, что больных по головам передавали, чтобы только их приложить к мощам святителя Тихона. Но, несмотря на это, за время праздника не было никакой давки, и ни один человек не пострадал, не умер, но было множество исцелённых. Крестный ход вокруг Задонского монастыря с мощами святителя Тихона шёл в продолжение нескольких часов. Продвигался он крайне медленно, поскольку народ по усердию к любимому им святителю, нёс с собою холсты полотна, истканного их труженическими руками, и бросал эти холсты на пути крестного хода. И набросали вокруг Задонского монастыря этих холстов до 6 метров в ширину и до метра толщины, так что духовенство шло, и ноги путались в холстах, потому и крестный ход продвигался чрезвычайно медленно.

С тех пор память святителя Тихона всегда собирала и собирает в Задонскую обитель множество народа.

Явление святителя Тихона в Великую Отечественную войну

Было явление святителя Тихона в недавнее время в Великую Отечественную войну. Жители города Ельца видели святителя Тихона, как явился он на городском кладбище у могилы блаженного старца Космы. Подойдя к гробнице и постучав по ней посохом, святитель сказал: «Вставай, брат Косма, пойдём город Елец и отечество наше защищать».

Мощи святителя Тихона в советский период были перенесены сначала в Орлов, когда был закрыт Задонский монастырь. В городе Орле они находились в кафедральном соборе, и в 1991 году торжественно были возвращены в город Задонск при открытии Задонской обители.

Возвращение мощей святителя Тихона в Задонск: воспоминания владыки Арсения

Господь судил мне участвовать в возвращении святых мощей святителя Тихона в город Задонск. Это, братья и сестры, было величайшее торжество. После безбожного советского периода истосковавшийся по церковным службам, по открытому исповедованию веры христианской верующий народ во множестве собрался в Задонск.

Мы из своего села, взявши школьный автобус, вместе с 20-тью односельчанами поехали в Задонск. Ещё подъезжая за 20-30 км до Задонска, мы видели множество народа, которые пешком шли в этот город. Сколько могли, мы, конечно, людей в автобус посадили, подвезли, но огромное количество верующих продолжали свой путь пешком.

И когда приехали в монастырь, увидели, что в город транспорт не пропускают, а проехать можно было только по окружной дороге, настолько всё забито народом. Множество народа стояло на входе в город, толпы были по улице, ожидали, когда привезут мощи святителя Тихона, полно народу было и в монастыре, в соборном храме.

И вот принесли святителя Тихона. Народ стоял на крышах, в окнах домов, на сложенных на монастырской территории стройматериалах - обитель только открылась и в ней начинались строительно-ремонтные работы. Это было такое величайшее торжество, особое торжество, которое составляло особое впечатление и вызывало слёзы радости и умиления. Святитель Тихон Задонский возвращался в свою обитель, к своей пастве. И по сегодняшний день святитель Тихон Задонский мощами почивает в Задонской обители.

Святитель Тихон Задонский и Святогорская обитель

В нашей обители тоже хранится частица его святых мощей - в иконе, которая лежит в боковом приделе. Этот придел Успенского собора посвящён трём святителям Российским - Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому.

Тропарь и кондак этим угодникам Божиим совместной им памяти был составлен святителем Иннокентием Херсонским, уроженцем города Ельца и почитателем святителя Тихона.

А учреждён был здесь придел в честь святителя Тихона по следующей причине. В своё время наш настоятель, путешествуя в Москву, в зимний период тяжко заболел в дороге, да так, что в Воронеже его уже на руках выносили из повозки, а сопровождавший его келейник уже думал, что преподобный Герман в обитель живым и не вернётся.

У мощей святителя Митрофана получил некое облегчение в своей болезни, и велел ехать дальше. Но на пути в Задонск ему опять стало хуже. Так что в Задонск его вынесли на руках и хотели нести в келью гостиницы, но он сказал: «Несите меня в храм к святителю Тихону». Его принесли в храм. Преподобный попросил поставить его на ноги, и поддерживаемый под руки, он из последних сил, перекрестившись, встал на колени и положил земной поклон перед мощами святителя Тихона. И как говорил впоследствии сам , «Когда я вставал от поклона, то вдруг почувствовал, что как будто какая-то сила пронизала меня. Поклон я ложил безнадёжно больным человеком, а встал абсолютно здоровым, полным сил и энергии. После молебна святителю Тихону пошёл пить чай к настоятелю Задонского монастыря. В Москву я совершил путь абсолютно здоровым, от моей болезни не осталось никакого следа». В благодарность о своём исцелении , наш настоятель, основал в левом приделе Свято-Успенского собора нашей обители престол, посвятивши его трём святителям - Димитрию Ростовскому, Митрофану Воронежскому и Тихону Задонскому. И мы видим большую икону в иконостасе, на которой изображены эти три святителя вместе.

Непрекращающиеся чудеса исцелений

Множество, братья и сестры, чудес святитель Тихон и по сегодняшний день изливал и изливает.

Так, в Воронежской епархии существует давняя благочестивая традиция: 20 августа, в день памяти святителя Митрофана Воронежского, отслуживши Божественную литургию в праздник покровителя Воронежской епархии - святителя Митрофана, из кафедрального собора выходит крестный ход и следует в город Задонск.


От 20-го до 26-го августа (до дня памяти святителя Тихона) крестный ход пешком идёт 90 километров от села к селу, от храма к храму. При сельских храмах поставляются навесы, трапезы для паломников, люди ночуют в храмах, встречающихся на пути, и торжественный крестный ход по доброй древней дореволюционной традиции входит в город Задонск 25-го числа, накануне памяти святителя Тихона, где торжественно встречается братией Задонской обители и многочисленными паломниками.

Эта традиция, братья и сестры, существует в наше время, и люди, которые участвовали в крестных ходах, посвящённых святителю Митрофану и святителю Тихону, свидетельствовали, что во время крестного хода многие из них шли на крестный ход больными, а возвращались здоровыми. Исцелялись даже неисцелимые болезни, которые, казалось бы, и врачи уже отказались лечить и опустили руки.
(По материалам сайтов: Воронежская митрополия и ).

«Мало почтить угодника Божия, только вспомнив его житие»: наставления владыки наместника

Святитель Тихон Задонский по сегодняшний день оставался и остаётся добрым пастырем своей пастве. И в сегодняшний день мы, братья и сестры, его паства, наставляемые его учениями, собрались в святых храмах почтить его святую память.

Но мало почтить угодника Божия, только вспомнив его житие. Если, братья и сестры, встретятся вам его труды богословские, пастырские, во множестве издающиеся в наше время, творения святителя Тихона Задонского, то постарайтесь купить эти книги и почитать. Это такие слова, что сами ложатся на душу, на сердце, переворачивают все наши помышления, все наши чувства изменяют на доброе. И, кроме того, читая творения святителя Тихона, им оставленные, мы, братья и сестры, как будто с самим святителем Тихоном будем беседовать. И вот эта беседа святителя Тихона, его наставления через его богословские труды, - пускай будут они для нас живым словом пастыря, спасающего наши души не столько своими богословскими творениями, не только примером жития своего, данного нам для подражания, но ещё, кроме того, своими молитвами в Небесном Царстве у престола Вседержителя. Аминь!