Стиль минимализм в одежде: отходим от стереотипов и однообразия. Японский минимализм в интерьере московской квартиры


Думаю, ни для кого не секрет, что большинству жителей Японии приходится ютиться в крохотных квартирках, но я даже и подумать не мог, что японский минимализм может быть в действительности настолько реальным. Итак, смотрим далее на то, как можно жить в квартире с площадью в 10 кв. метров.








А теперь вопрос на засыпку - как думаете, сколько метров эта квартира?)

Не буду долго мучить - 10 метров!!! Кто не верит и может читать по-японски - вот дополнительная информация - _^
場所東京都中野区本町
立地東京メトロ丸ノ内線新中野駅 徒歩2分
面積10m² ワンルーム(アパート)
築年1990
家賃2万円強

Размер жилья в Японии измеряется в татами.

Татами имеют строго определённые площадь и форму. В Японии площадь
комнат традиционно измеряется в татами (дзё), что учитывается при
постройке дома. Площадь татами - 90×180 см (1,62 м²). В высоту мат имеет
5 см. Иногда встречаются татами в половину традиционной площади - 90×90
см. Татами, сделанные в Токио и восточной части Японии чуть уже обычных
- 85×180 см.

Самые маленькие квартиры имеют размер 3-4 татами, это где-то шесть квадратов.
Обычно в таких квартирах нет даже душа, но зато цена очень
демократичная, для бедных студентов в самый раз. Работающий японец может
позволить себе снять квартиру побольше: стандарт на одного человека это
6 татами (10 кв. метров), здесь уже присутствует ванная комната, правда
ванна сидячая, но это уже японская традиция оставшаяся с древних
времён. Кухня же обычно совмещена с прихожей – с порога и сразу к столу.
Но и цена за такую квартиру будет низкая, всего около 300–400 долларов в
месяц.

а это такие квартирки после обжития японцами:

















ЯПОНСКАЯ ВАННАЯ КОМНАТА

Собственно сама ванна:

А это УНИТАЗ-РАКОВИНА! исключительно в целях мега экономии пространства времени и воды. Посидел, помыл-смыл.

Кто не заметил и отвлекся на пульт - раковина на бачке сверху, там же смеситель)))
вот пролетарский вариант того же изобретения:

про пульт у унитаза особенно не обольщайтесь. ДА! он измеряет все от
температуры до сахара в крови. Но главное не в этом. Главное то что
раковита тут же на бачке, и что он подогревается от нажатия кнопки на
дистанционном пульте. Тоесть ты только решил что пора, нажал кнопочку и
идешь в туалет. А он уже тепленький. А почему? да потому что в Японии ну
нету совсем центрального отопления. Грей как хочешь. И чтобы не
отморозить случайно самое важное эти унитазы были ВЫНУЖДЕНЫ придумать.

А теперь снова идем в соседние посты планировать наши квартиры студии и хрущевки
..... попробовала сделать визуализацию)))) вот диван наш (еврокнижка) только и вошел:

вот что вошло: ванна сидячая, в нашем понимании, не в японском. тоесть
ноги можно вытянуть. кухонная мебель - стандартная четырехкомфорочная
плита (куда им столько?) и стол с мойкой 80 см.
Диван пришлось поставить "на заказ" плтора метра длиной, такие в детских
отделах есть. Рядом пара табуретое для еды и ноутбука. Так пол России
телек смотрит))) нопротив дивана телек и шкафы! вошло достаточно! не
понимаю зачем все по стенам развешивать.. или на фотках и 6-ти метровые
квартирки тоже представлены? письменный стол не вошел. но он не всем
нуженю А вот туалет можно и уменьшить. На теплоходах есть есть
пластиковые кабины с раковиной унитазам и душем между ними... намного
компактнее. .. но опять же японцу ванна ооччень нужна! они там греются.



Только непонятно, почему у них унитазы не допускают сидение лицом к умывальнику вмонтированному в сливной бачок - это ж какая экономия времени, гадишь и параллельно умываешься.

бестселлер Мари Кондо «Магическая уборка. Японское искусство наведения порядка дома и в жизни». Автор книги превратила уборку в дело всей жизни. Теперь она учит других людей наводить порядок у себя в шкафу и, в идеале, применять эти же навыки в остальных сферах жизни. Для западного читателя советы Кондо, не ограничивающиеся максимально утилитарными рекомендациями (вроде «сложите вещи в прямоугольник»), могут показаться странными - многие воспринимают наставления мастера уборки слишком буквально. Разбираемся, как на самом деле стоит трактовать правила жизни самого организованного человека в мире и правда ли они способны помочь навести порядок в жизни.

даша татаркова


Довольствуйтесь малым

Японская культурная традиция построена на принципе минимализма. Вспомните, как выглядит классическая японская комната на шесть татами: в ней фактически нет ничего, кроме, собственно, самих татами на полу. В стене может прятаться шкаф, в котором будет лежать одежда и футоны. Иногда в такой комнате можно увидеть японский комод и столик, а в специально отведенном месте «токонома» - несколько эстетически важных предметов (например, икебану), но на этом всё. Все вещи выполняют конкретную функцию, нет ничего отвлекающего. Современные дизайнерские дома отличаются лишь исполнением, но принцип отсутствия лишнего остается на месте. Заполняющая комнату осмысленная пустота называется «ма », или негативное пространство - термин, знакомый любому, занимавшемуся рисованием.

Такое представление японцев о минимализме обусловлено духовными учениями. Пустота, отсутствие наполнения - одна из трех характеристик существования в буддизме. Буддизм, в различных формах плотно вплетенный в культуру Японии, завещает довольствоваться тем, что имеешь, - и эта нарочито смиренная догма может оказаться полезной даже для далеких от любой религии людей. Другой столп - синтоизм - закрепил представление о том, что чистый дом - залог удачи, даже если сегодня большинство не ассоциируют это с благосклонностью божеств напрямую. Само слово «кирэи», то есть «чистый», также обозначает «красивый». Японская духовная чистота напрямую связана с физическими ритуалами, например мытьем рук, и общей внешней опрятностью.

Впрочем, в современной Японии многие люди склонны к избыточности - с этого откровения Кондо начинает свою книгу. Хорошо, что мастер уборки никогда не видела советских антресолей. И наша, и японская склонность хранить всё нужное и не очень возникла по схожим причинам - виной тому послевоенная бедность и поздний приход рыночной экономики. Мари Кондо уверена, что если люди избавятся от действительно ненужных вещей, то станут намного счастливее. Оставив в стороне мистическую составляющую, которой предпочитает придерживаться Кондо, остановимся на фактах. Чистое, незахламленное пространство, в котором находится человек, может значительно улучшить его психологическое состояние. Аккуратная комната помогает бороться с депрессией, тревогой и всеми прилагающимися последствиями, лучше спать и вести куда более продуктивную жизнь.

Кондо уверяет, что, наводя порядок в комнате, мы наводим порядок в голове. Безусловно, чистая квартира или офис магическим образом не избавят ото всех проблем, но точно помогут подойти к их решению спокойно и рассудительно. Обилие вещей может стать причиной дополнительных переживаний: чем меньше времени будет потрачено на поиски, стирку или, например, перекладывание с одного места на другое, тем больше времени освободится для собственно жизни.

Максимальная визуальная нейтральность повседневных вещей также помогает мозгу расслабиться, пока вы дома. Многих смущает предложение Кондо снимать ярлыки с косметики или банок - как же тогда человек будет знать, что именно у него в руках. Но это лишь вопрос приоритетов: если благодаря бланковым флаконам и банкам вам станет легче на душе, то наверняка запомнить, где шампунь, а где пена для ванны, будет несложно.


Будьте благодарны

Как известно, японцы - очень вежливая нация. Это отражается и в языке: многие знают, что в японском есть несколько регистров вежливости, которые используются в зависимости от ситуации. Мари Кондо признаётся, что каждый вечер благодарит - вслух или про себя - сумку, с которой она ходила целый день. Многих западных читателей это шокирует: книга про уборку подсовывает вместо практических советов странный антропоморфизм. На этом «причуды» профессионального наводителя порядка не заканчиваются: Кондо требует доброго отношения к уставшим носкам, а сама всегда здоровается, приклонив колени, с домом клиента.

Синтоизм - собственно, японская религия - подразумевает, что духи живут везде. По сути, такое одушевление самых разных предметов - это язычество: взять к примеру легендарную песню про бога туалета и то, почему мыть унитаз не стыдно. Да, японцу не кажется странным сказать предмету спасибо, но это вовсе не означает, что человек представляет, как по ночам его сумка оживает и постанывает от усталости. Такое одушевление говорит куда больше о самом человеке, чем о предмете. Оно помогает примириться с миром и подвести черту или же, наоборот, приступить к делу, настроившись на него, как поступает Кондо - поклониться дому согласно правилам поведения в синтоистских святилищах.

Испытывая чувство вины перед свитером, мы одушевляем его куда сильнее,
чем синтоистский жрец

Не стоит забывать, что разные культуры приходили к одним и тем же выводам своими путями (чего стоит история открытия лекарства от малярии, за которое в этом году вручили Нобеля по медицине), и уборка здесь не исключение. Умение быть благодарным подразумевает не только послушание - в большей степени оно отражает внутренний психологический настрой человека. То, что Кондо объясняет при помощи духовности, можно трактовать с точки зрения психологии.

Человеку важно напоминать, что вещь, которой он обладает, - это результат коллективных сил, вложенных в нее: его собственного труда, того, кто ее продал, привез, произвел, придумал. Консюмеризм порождает полное обесценивание всего, что нас окружает. Это, в свою очередь, делает нас не просто неблагодарными, но и откровенно несчастными. Необязательно говорить своей сумке буквально «спасибо!» просто потому, что так написано в книге Кондо. Постарайтесь подойти к покупкам максимально осмысленно - тогда и удовлетворения от них будет больше, и получится придушить вечный страх, что у соседа-то трава зеленее.

Интернет привык шутить о проблемах первого мира, однако одними насмешками ничего не изменить. Куда эффективнее будет переучить себя мыслить новыми категориями, посмотрев на имеющиеся объекты как на привилегию. Кондо предлагает, по сути, несколько практических упражнений, полезных для психики, в их числе - привычка к осознанному потреблению. Западных читателей удивляет разговор с предметами, при этом ежедневное чувство вины по отношению к вещам, от которых жалко избавиться, предстает чем-то нормальным. На самом деле всё наоборот: испытывая чувство вины перед свитером, мы одушевляем его куда сильнее, чем синтоистский жрец. Так почему бы не сказать старой вещи спасибо за ее службу и не отпустить с миром?


Подходите к обладанию осознанно

Кондо постоянно говорит о том, что ее самый важный критерий во время очищения домов от хлама - это ответ на вопрос, доставляет вещь радость или нет. Сложно поспорить с тем, что если вокруг будет только самое любимое, то находиться в таком пространстве будет действительно приятно. Многих возмущает такой подход, потому что какие-то вещи, кажется, по определению не могут вызывать восторг - например, держатель для туалетной бумаги. Однако и здесь можно попасть в ловушку слишком буквальной интерпретации.

Простую мысль Кондо можно переформулировать как «покупайте вещи осознанно» или «не разменивайтесь по мелочам», ну или просто назвать это «культурой быта». Вот простая параллель. Известно, что масс-маркет-одежды производится в разы больше, чем необходимо потенциальным покупателям, и весь ее рынок превратился в порочный круг искусственного стимулирования потребления. Мы хотим еще и еще, не задумываясь о том, насколько нам это нужно.

Та же история с абсолютно всеми вещами в нашей жизни. Не обязательно любить свою сырорезку и украшать ее кристаллами Swarowski. Но если она будет удобно лежать в руке, занимать нужный объем в ящике, не тупиться и так далее - это ли не сырорезка вашей мечты? Когда все нужные вещи вокруг - те самые, то можно больше не думать, чего бы еще такого прикупить. Кондо предлагает простое упражнение: задавать себе вопросы в духе «а зачем мне это нужно?» до победного конца, встречая каждый ответ новым вопросом - «почему?». Так можно постепенно снять шелуху внешних наслоений и признаться себе в том, что же на самом деле нас устраивает или не устраивает.

Кондо не зря сравнивает уборку с буддистской медитацией. О том, что это такое на самом деле, стоит спросить у тех, кто ее практикует, однако одним из важных следствий медитации всегда становится более осознанное отношение к миру, и вещам в том числе. Мари Кондо признаётся, что любит складывать вещи, а иногда доставать и трогать те, что убраны далеко, и таким образом поддерживать диалог со своей одеждой. Японка сравнивает это с «тэатэ», «наложением рук» - видом традиционного лечения.

Если вы не фанат односторонних разговоров - можно посмотреть на это иначе. Все движения руками и пальцами, то есть та самая мелкая моторика, активизирует когнитивные процессы, помогает нам думать и анализировать. Это всё тот же путь к осознанности, постоянное напоминание о том, что уже есть, и как реальны, а не эфемерны эти вещи. Материальность напрямую связана с другим японским культурным концептом, пестрящим на вывесках сетевого кафе. «Ваби-саби» подразумевает, что жизнь несовершенна, а сколы, трещины и шероховатости придают предметам особую красоту и наполняют их историей - это, кстати, тоже происходит из буддистского учения, в данном случае связанного с бренностью и непостоянством.


Живите настоящим

Пресловутое наложение рук, о котором мы говорили выше, - отличное упражнение, чтобы найти себя в конкретном моменте, здесь и сейчас. Рассеянное внимание - бич современности. Мы всё время вынуждены переключаться с одного уведомления на другое, перескакивать между экранами монитора и смартфона, работой и домом. Такое положение дел не дает зацепиться за одно конкретное переживание и может повлечь общее чувство неприятной отстраненности от происходящего. Не помогает и FOMO (fear of missing out) - страх не успеть взять от жизни всё, тем более когда друзья в инстаграме живут полной жизнью и принимают как будто бы (на самом деле, конечно, нет) только правильные решения.

Дзен-буддизм, в различных формах существующий в Японии, построен на том, что жизнь - это здесь и сейчас. Японская культура возвела умение находиться в моменте в настоящее искусство. Времена года сменяются в Японии не в пример нашим куда более плавно и четко, и в каждый из них принято принимать участие в коллективных событиях, продиктованных этой традицией. Осенью это любование осенним кленом и луной, весной - сакурой и сливой, всё лето же пускают фейерверки. Осознание времени года играло для японцев большую роль: под него, если средства позволяли, было принято подбирать узоры на одежде, еду и сладости, а также указывать отсылки на него в письмах и поэзии.

Не стоит стыдиться ошибок и неудач, лучше примириться с ними и оставить позади,
и выбрасывание предметов в этом поможет

Другой способ достичь схожего с буддистской медитацией эффекта Кондо объясняет на примере своей клиентки. Она просила ее визуализировать свою идеальную жизнь; то, чего бы ей хотелось, когда клиентка возвращается домой. Конечно, всё это работает в уже заданных жизнью рамках: если вы хотите возвращаться во дворец, устланный шкурами, а сами живете в однушке на отшибе, то ничего не получится. Однако такая визуализация - неплохое терапевтическое упражнение, которое позволяет не отвлекаться и сосредоточиться на себе и своих желаниях.

Избавление от вещей, которые символизируют закончившиеся отношения, помогает мысленно подвести черту, а также задать себе вопрос, почему именно вы за них цепляетесь. Закончить с прошлым и жить настоящим - очень буддистский подход. Как и с вещами, отжившими свое, Кондо предлагает читателям не стыдиться ошибок и неудач, а примириться с ними и оставить позади, и пусть выбрасывание предметов в этом поможет. Ее постоянные призывы слушать свою интуицию - это, по сути, предложение не откладывать жизнь на завтра, когда случится что-то невероятное, потому что это невероятное, возможно, никогда не произойдет, а вот время обязательно закончится.

Большинство соображений Кондо вполне универсальны, несмотря на их кажущуюся наивность или особый культурный контекст: пользуясь ее же подходом, в них стоит видеть суть, отсекая детали. Ведь даже рекомендацию «быть женственной» дома с помощью «красивой» одежды, обусловленную патриархальными японскими традициями, можно трактовать так, что дома жизнь тоже не останавливается. В конце концов, даже треники и растянутая майка могут быть самым классным домашним нарядом, не вызывающим уныния и приступа апатичного возлежания на диване (что, впрочем, тоже порой нужно).

Не секрет, что крупнейший мегаполис мира — Токио — одно из самых густонаселённых мест на земле. Вот в каких условиях обитают многие жители города.

Девушка арендовала самую среднюю в соотношении «цена-качество» квартиру, в которой есть все необходимое. К слову, этот уровень жизни и жилья имеет японское большинство. В подобных крошечных квартирках вынуждены ютиться не только молодые люди, но и люди постарше, так как позволить себе жилье побольше могут лишь обеспеченные граждане страны

Вот еще один образец минимализма в плане японской квартиры.

Миниатюрные размеры начинаются ещё с входной двери в квартиру. Приходится пригибаться, чтоб не ударить голову о дверной косяк.

Около входа нас ждёт полочка «кавайи» — милых симпатичных вещей и персонажей, с помощью которых хозяйка Кейко пытается расположить квартирантов к своей квартирке, чтобы ей оставили потом хороший отзыв.



Около входа крохотная «прихожая», на самом деле — Гэнкан. Здесь надо снимать уличную обувь и оставлять мокрые зонтики. Вдвоём на этом пятачке еле развернёшься.



Здесь единственное окно на улицу. Возле него стоит двухспальная кровать.

Пространство между занавесочкой и кроватью можно считать гостиной. Здесь можно отдохнуть и посмотреть что-нибудь. Вообще-то низкий столик рассчитан, чтоб вокруг него сидели до трёх человек. Вместо стульчиков на полу для этой цели лежат подушки


Большинство декоративных вещей висят на стенах, чтоб не занимать драгоценного места на полу. Исключением является растение в горшке — оно всё же стоит на полу. Зелень — важная часть японского интерьера


Рядом с выключателем приклеен зайчик. Ещё кавайи


В углу этого помещения стоит тотемный столб — холодильник-микроволновка-электрочайник. Всё очень компактное.



А окно за кроватью то — не просто так окно! Это выход на балкон. Да, японцы очень любят балконы, и даже в таких маленьких квартирках их можно найти. К сожалению, на балкон надо лезть через постель — для нормального прохода места нет.

Балкон тоже миниатюрный. Здесь есть палка для сушки белья (ни о какой сушилке в такой квартире не может быть и речи).



Вид на соседские дома через дорогу. Тут мы видим традиционные для Японии фасады под наклоном.



Прекрасное место для селфи. Тут видно, что половина балкона занята кондиционером.


А внутренний блок кондиционера прикреплён прямо над дверью балкона, опять же, чтоб не тратить место по пустякам.


Вернёмся в коридор. Помните все эти двери? Как вы думаете, что за ними?



Правильно, тут небольшой стенной шкаф. Как раз на минималиста, у которого не больше десяти вещей есть.


Зато за соседней дверцей прячется целая кухня!


Здесь и раковина, и плитка, и сушилка для посуды. Можно жить! Кухня закрывается дверцей, чтоб не мозолить глаза, когда ей не пользуются.



С левой стороны в коридоре ещё одна дверь


Она ведёт в совмещённый сан-узел. В крохотном пространстве, размером с туалет в первом классе самолёта, умудряются тесниться раковина, ванна и унитаз.


На раковину и ванну здесь один кран, его можно направить по желанию. А можно сразу душ включить. Опять японская экономия!


Унитаз тут самый обычный — никаких тебе технологических чудес, которые можно встретить во многих туалетах Японии.



Последний штрих. Ради экономии места, вместо традиционного роутера и стандартного подключения через кабель, вай-фай в квартире поставляется через вот такой переносной девайс, подключённый к мобильному интернету. Зато его можно взять с собой, и смело пойти гулять по районам Токио — батарейки хватит на несколько часов, а с интернетом легче ориентироваться

Татами имеют строго определённые площадь и форму. В Японии площадь
комнат традиционно измеряется в татами (дзё), что учитывается при
постройке дома. Площадь татами - 90×180 см (1,62 м²). В высоту мат имеет
5 см. Иногда встречаются татами в половину традиционной площади - 90×90
см. Татами, сделанные в Токио и восточной части Японии чуть уже обычных
- 85×180 см.

Самые маленькие квартиры имеют размер 3-4 татами, это где-то шесть квадратов.
Обычно в таких квартирах нет даже душа, но зато цена очень
демократичная, для бедных студентов в самый раз. Работающий японец может
позволить себе снять квартиру побольше: стандарт на одного человека это
6 татами (10 кв. метров), здесь уже присутствует ванная комната, правда
ванна сидячая, но это уже японская традиция оставшаяся с древних
времён. Кухня же обчно совмещена с прихожей – с порога и сразу к столу.
Но и цена за такую квартиру будет низкая, всего около 300–400 долларов в
месяц,

Беспорядок время от времени посещает квартиру каждого из нас. Иногда это явление временное, но бывает и так, что он остается в квартире на постоянной основе. Сначала ты называешь это творческим беспорядком, а потом раз - и твоя квартира уже похожа на свалку. Ненужные старые вещи, которые просто жалко выбросить, превращаются в гору хлама. Он ворует не только место в твоей квартире, но и твою жизнь.

Именно так и случилось с Фумио Сасаки. Раньше в его квартире было не протолкнуться от хлама. Его жизнь была наполнена ненужными вещами и занятиями. Он не мог найти время и силы на себя, на свое хобби и даже на свою жизнь. Но всё кардинально изменилось, когда в жизни Фумио появился минимализм.

Историей парня вдохновился фотограф Thomas Peter , который с помощью фотопроекта Less is Less показал жизнь Сасаки до и после перемен, а также проиллюстрировал другие потрясающие примеры минимализма в повседневной жизни японцев. Эти снимки просто завораживают!

Японский минимализм

Сейчас в квартире Фумико не насчитается и 200 предметов, хотя раньше его квартира была завалена вещами. Книги, которые он даже не читал, множились на полках. Коллекция CD- и DVD-дисков занимала почти всё свободное пространство. Шкафы были забиты, казалось бы, любимыми вещами, хотя надевал он их не чаще раза в год. Велосипед, гитара, усилители - хобби Сасаки, которые просто пылились в углу.

Сасаки вспоминает: «Я всё время думал о том, чего у меня еще нет. Мне постоянно чего-то не хватало» . Каждый вечер он садился перед телевизором, пил пиво, а после ложился спать. Утром он едва просыпался и шел на работу, ненавидя всех и вся. Денег постоянно не хватало, из-за этого он даже расстался с девушкой.

Жизнь медленно катилась под откос. Как раз тогда он наткнулся на статью о минимализме и людях, которые ведут такой образ жизни. Он осознал, что беспорядок вокруг его раздражает, но вещей слишком много, поэтому силы на уборку найти непросто. Тогда он и решил избавиться от всего лишнего.

Для этого ему понадобился год. Фумио раздал часть своих вещей друзьям, а остальное сдал в комиссионные магазины. Памятные письма или фотографии мужчина отсканировал, чтобы сохранить в цифровом виде. Сейчас его жизненное пространство простирается всего на 20 кв. м. Вот только выглядит оно куда просторнее. А на уборку он тратит не более двух минут.

Ниже будет видео, в котором мужчина демонстрирует все вещи, что у него есть и проводит небольшую экскурсию по дому. Там видно, что в шкафу Сасаки есть 3 рубашки, 4 пары носков, 2 куртки и еще пара необходимых вещей. В шкафчике в ванной у него только бритва, ножницы и баночка с мылом на все случаи жизни.

И дело вовсе не в деньгах. Мужчина хорошо зарабатывает, просто предпочитает тратить деньги не на хлам, а на путешествия, качественную еду, встречи с друзьями и саморазвитие. Ему больше не нужны многие вещи, они не отнимают у него ни деньги, ни время. А что такое бардак в квартире он уже давно забыл.

Вместе с квартирой преобразился и сам Сасаки. Он изменил свое мировоззрение, и его жизнь стала совсем другой. Он говорит: «Тратя меньше времени на уборку или покупку вещей, я получил время на то, что мне действительно нравится. Я стал больше двигаться, выходить на улицу и путешествовать» . Сасаки считает, что из-за большого количества вещей мы забывает, что из дома можно и нужно выходить.

В этом видео ты сможешь посмотреть на квартиру Фумио Сасаки до и после его увлечения минимализмом.

Вообще, вся традиционная японская культура стремится к простоте: дзен-буддизм, черно-белая каллиграфия, сумиэ, хайку. Такой образ жизни предполагает отказ от бездумного потребления и владение лишь самыми необходимыми вещами. Всё больше японцев становятся минималистами. И редакция «Так Просто!» делится с тобой самыми потрясающими примерами японского минимализма в интерьере .


Как видишь, для счастья абсолютно не нужно покупать дорогие вещи и захламлять ими весь дом.

Дом мечты - минимализм, дети и интерьер в японском стиле August 30th, 2015

Это пост про дом, в который я просто влюбилась. Конечно, вы мне скажете, что в наших условиях такое сделать нереально, и поддерживать такой порядок с детьми невозможно, и что они там просто прибрались перед приходом фотографа:) Но это неважно. Такие дома существуют для того, чтобы ими восхищаться и вдохновляться! Я буду рада, если хотя бы у одного из моих читателей эти фото вызовут такие же эмоции и стремление сотворить дома красоту. Я скомпилировала две статьи из разных источников в один пост, надеюсь, получилось гармонично. Источники указаны в конце поста. Один из них - сайт по теме интерьера и дизайна, поэтому там приводилось много названий фирм и марок, отвечающих за ремонт и дизайн; я позволила себе опустить часть из них, потому что для наших читателей это все равно не очень актуально.

Нью-Йоркский архитектор Такааки Кавабата и его жена, дизайнер Кристина Кавабата, превратили бревенчатый дом 1960х годов в потрясающее пространство с открытой планировкой, в архитектуру которого "встроены" семейное единение и жизнь без излишеств. Поразительно то, что это не просто жилой дом, а дом для семьи с двумя маленькими детьми!

Такааки и Кристина верят, что эстетика ультра-минимализма и маленькие дети совместимы, а открытое пространство с минимумом игрушек и вещей - залог домашнего уюта. Приходя к ним в дом, люди бывают шокированы тем, как они живут и растят детей - без игрушек и разбросанного повсюду хлама. Кавабата смеется, что их называют тибетскими монахами.


Им пришлось выбросить половину своих вещей, когда они переехали в этот дом. Они объясняют свою философию так: мы любим то, что имеем, и стараемся не тратить впустую; всё остальное можно поменять.


Перед семьей Кавабата стояла задача перебраться из Уильямсбурга (Бруклин), где их арендная плата выросла в 4 раза за два года, в сельскую местность в пределах досягаемости для ежедневных поездок на Манхэттен.

На первый взгляд, срубовой дом в 100 кв.м. выглядел настолько ужасно, что риелтор извинился перед Такой, что отнял его время. Прежде чем сесть на поезд до дома, Така позвонил Кристине, сказать что ничего не удалось. Но к тому моменту, как его поезд достиг Нью-Йорка, и он успел взглянуть на планировку дома, он перезвонил, чтобы сообщить, что они нашли то, что искали.

Образцом для дизайна послужили японские общинные дома из одной комнаты - минка - которые строили в 17 веке. Така, архитектор в третьем поколении, вырос в таком доме в одну комнату на острове Исикава. Он вспоминает, что там не было отопления, поэтому когда мать готовила еду, бабушка вязала у огня, и все члены семьи были всегда в одной комнате.

Дом расположен на 2,5 акрах земли в лесу и был построен в 1960х как срубовой дом. Така решил заменить срубы панелями из черного кедра, в стиле традиционных японских деревенских домов. Изначально он намеревался использовать shou sugi ban, жженое дерево, но не нашел правильного кедра и вместо этого использовал морилку. Процесс перестройки проходил не без проблем: Така нанял и уволил двух подрядчиков, которые не укладывались в сроки и не удовлетворяли его вкусу. В итоге он сам делал большую часть работы по выходным, с помощью семьи и друзей - "мой отец приехал из Японии, чтобы помогать мне крепить сайдинг, а моя мать помогала чинить каминную трубу, мы разбили лагерь на территории, а соседи приносили нам обеды". Дом стоил 335 тыс. долл., а ремонт вышел в 50 тыс. долл. и занял год.

На фото сверху: дети (Тодзаи, 6 лет, и Акари, 3 года) играют на скамьях и стульях, сделанных их родителями из остатков дерева. Как и все дети, они привлекают внимание взрослых танцами, песнями, показывают свои рисунки. "Дети всегда удивляют и восхищают нас," - говорит Кристина. "Когда нет стен, всегда есть общение," - добавляет Такааки.


Для создания открытой планировки пришлось убрать много стен и консультироваться с инженером, чтобы убедиться, что это осуществимо и допустимо. Основной этаж занимает 102 кв.м., а спальный - 18,5 кв.м.

Интерьер состоял из кучи маленьких, темных комнат, никак не связанных с внешним миром. Така исправил ситуацию, сделав в крыше с северной стороны окно 6 на 2 метра, плюс ряд окон на южной стороне. Он спланировал размещение окон с учетом того, как перемещается солнечный свет в течение дня.

Така и Кристина сконструировали обеденный стол с видом на горы. Чтобы придать дому цельный вид, они покрасили в черный цвет старые дубовые и кленовые полы.


В гостиной - минималистичный камин со сланцевым очагом в отдельно стоящей стене. Всю мебель легко передвигать, и пара часто меняет расстановку.

Окно в крыше, хребет дома, - это коммерческая модель, сделанная A.I.A. Industries. Ее доставили в трех частях, и Така нанял местных профессионалов, чтобы установить ее, но прежде чем работы начались, он сам поднялся на крышу с командой, чтобы проверить все детали. Открытые балки такого типа, он говорит, привычны для японских домов: "это самый дешевый способ стабилизировать конструкцию крыши, мне нравится идея подчеркивания простой конструкции".

Така и Кристина выбрали жизнь в доме, где каждый объект на виду и тщательно выбран. На этом шкафчике выставлены некоторые из их любимых вещей.

Кухня находится в дальнем конце комнаты (а холодильник и плита спрятаны за стеной). Така собирал раковину в спешке, прежде чем семья въедет в дом, из частей, купленных в Home Depot (крупнейший ритейлер инструментов для ремонта и стройматериалов - прим.перев.). Он использовал покрашенные в серый цвет металлические ножки, большую раковину из нержавейки, которая у них уже была, и столешницу из клееной фанеры, покрашенной в два слоя морилкой под грецкий орех. Стальная лестница, сделанная соседской фирмой по дизайну Таки, ведет на второй этаж, где Така и Кристина спят.

Промышленные металлические полки хранят все самое необходимое для кухни (больше кухонных припасов хранится за стеной). Чикагский кран - "самый утилитарный выбор", говорит Така. "Архитекторы любят его за цену и функциональность".

Металлическая ширма, обмотанная струнами, отделяет угол жилого пространства под комбинацию детской игровой/спальни, шкаф и художественную галерею. "Мы думали о ширмах сёдзи, но они слишком хрупкие для дома с маленькими детьми," - говорит Така. - "В конечном счете, мы, возможно, сделаем бумажные вставки".

Вся семья вешает свою одежду на металлическую штангу (маленький чердак на втором этаже очень удобен для хранения внесезонной одежды и детских постельных принадлежностей). Исходный потолок деревянного дома оставлен не заделанным в этой части комнаты.

Детям разрешается устраивать бардак на отведенной для них территории - их спальне - но перед сном они все убирают. Каждый раз, когда они берут свои игрушки, они должны положить их в корзину, прежде чем взять другие. Если они хорошо себя вели друг с другом и в школе, они могут попросить поменять используемые игрушки на другие, те что хранятся в подвале. Недавно Тодзаи, ученик первого класса, начал осознавать, что не все живут вот так. Родители вышли из ситуации, повторяя семейную мантру: со сколькими игрушками ты можешь играть одновременно? Пока что это срабатывает.

Дети Таки выбрали изображения из книг по искусству для развешивания в галерее. "Они показали мне, что им нравится, я отсканировал страницы и распечатал их. Мы используем металлические зажимы и кнопки".

Каждый вечер, Така и Кристина спускают свернутые футоны детей и постельное белье со спального этажа, и дети сами расстилают свои постели; по утрам, они сворачивают свои постели, чтобы убрать их.

"Мы сделали ширму из белых нейлоновых струн," - рассказывает Така. - "Кристина наматывала и наматывала их на раму".

Така и Кристина спят на втором этаже на футоне с восточной стороны. На втором этаже, как во всем доме, на окне нет штор - "вот в чем прелесть жизни на севере штата, никто не подглядывает," - говорит Така. - "Примерно в 5.30 утра солнце начинает светить в окно, и мы просыпаемся. Это прекрасный мягкий свет. Очень тихо, потому что дети еще спят, мы обожаем это время". Прикроватных светильников тоже нет. "Если мы хотим почитать, мы приносим с собой лампу и включаем ее в розетку. Еще мы используем наши лэптопы". У них нет телевизора, но они смотрят фильмы и мультики на своих компьютерах.

6-метровая отдельно стоящая стена позади кухни скрывает ванную (в отсутствие двери, ее заменяет занавеска, а установка раздвижной двери - один из пунктов в списке задач Таки.

Душ выложен серой перламутровой итальянской плиткой. Пометки на потолочных балках обнаружились во время реконструкции, и Таке понравилась эта деталь.

Така и Кристина спроектировали подвесную сушилку для полотенец.

Вторая сушилка для полотенец прислоняется к стене. Мобиль в стиле Колдера из картона и проволоки - результат совместного труда Таки и детей.

Офис Кристины располагается в полуподвале с окнами в сад. У нее своя компания по интерьерному дизайну, "Такатина", и она работает из дома. Стол сделан из полой двери - "самое дешевое, что вы можете найти в Home Depot" - и металлических ножек от козел для пилки дров. Стул - MR Chair от Knoll - был бОльшим транжирством ($1200).

Жизнь в доме из одной комнаты идеальна сейчас, пока дети маленькие, но семья планирует расширить строительство в будущем - построить еще один дом площадью 140 кв.м., соединенный со старым домом открытым переходом.