Почему у воды с крана есть привкус. От чего зависит привкус и запах воды


Химически чистая вода не имеет запаха и вкуса. Тем не менее в природе такой воды не бывает, она в любом случае будет содержать какие-либо элементы в своем составе. По мере того как увеличивается концентрация тех или иных органических и неорганических веществ, вода начинает приобретать определенный привкус и запах. В нашей статье мы подробнее остановимся на том, каким нормам должна соответствовать безопасная для здоровья питьевая вода, а также как убрать неприятный запах и привкус воды.

Из этой статьи вы узнаете:

    Какие требования к запаху и привкусу воды предъявляет ГОСТ

    О чем говорит тот или иной запах воды

    Что значит солоноватый или горький привкус воды

    Как решить проблему плохого запаха и привкуса воды

Запах и привкус воды по ГОСТу

Нормативные показатели качества воды определяет и устанавливает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а для некоторых стран существует государственный стандарт.

На территории РФ технические и гигиенические нормативы качества воды, подача которой осуществляется посредством централизованных водопроводов, устанавливается ГОСТ 2874-82 (96) «Вода питьевая». Вода, соответствующая нормативам ГОСТа, должна отличаться безопасностью в эпидемиологическом отношении, безвредным химическим составом и высокими органолептическими качествами.

Показатели качества воды представлены следующими группами: физическими (органолептическими), химическими (токсикологическими) и микробиологическими. Органолептическими показателями качества воды являются запах, привкус, цвет и прозрачность (или мутность).

Природная вода приобретает запах и привкус из-за растворенных в ней минеральных и органических соединений, попадающий в жидкость естественным образом. По причине цветения водоемов и гниения в них органических веществ в воду выделяются пахучие соединения (к примеру, сероводород), к тому же, в воде содержатся хлорфенолы, придающие ей плохой запах и способствующий тому, что она становится непригодной к употреблению. Запахи воды различаются на естественные и искусственного происхождения.


Запах воды определяют при температуре +20 °С и при нагревании до +60 °С ощущением характера воспринимаемого запаха и его интенсивностью, которой присваивают тот или иной балл.

Привкус воды определяют в безвредной воде при ее нагревании до +20 °С ощущением характера воспринимаемого вкуса и его интенсивностью, которую, как и интенсивность запаха жидкости, определяют в баллах. Интенсивность запаха и привкуса воды для питья и хозяйственных нужд не должна быть выше трех баллов.

Интенсивность запаха и вкуса (привкуса) воды:

Интенсивность запаха,

вкуса (привкуса)

Характер проявления запаха, вкуса (привкуса)

Оценка

интенсивности,

баллы

Не ощущается

Очень слабая

Не ощущается потребителем, но его без труда можно обнаружить при лабораторном исследовании

Потребитель заметит запах, вкус, если обратить на это его внимание

Заметная

Легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде

Отчетливая

Обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья

Очень сильная

Настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

О чем говорит запах и привкус воды

Запах

Запах является показателем качества воды, определяемым посредством органолептического метода. Запах и привкус воды меняется под воздействием состава растворенных элементов, температуры, значений рН и целого ряда иных факторов. Интенсивность запаха воды определяют экспериментально при температуре +20 °С и +60 °С и присваивают тот или иной балл, в соответствии с требованиями.

Запахи воды разделяются на две категории:

  • естественного происхождения , которые формируются под воздействием живущих и отмерших в воде организмов, загнивающих растительных остатков и т. д.;
  • искусственного происхождения , образующихся под воздействием примесей вод промышленного и сельскохозяйственного назначения.

Характер и обозначение запахов воды первой группы (естественного происхождения):

Интенсивность запаха по ГОСТ 3351-74* оценивается по шестибальной шкале.

Оценка интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Никакого запаха

Ощутимый запах отсутствует

Очень слабая

Запах не замечается потребителем, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

Запах обнаруживается потребителем, если обратить на это его внимание

Заметная

Запах легко обнаруживается; вода неприятна для питья

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание, может заставить воздержаться от питья

Очень сильная

Запах очень сильный, такая вода непригодна для питья

Неприятный запах воды, как правило, свидетельствует о наличии проблем с трубопроводом или краном. Часто наличие неприятного запаха еще не говорит о том, что в воде присутствуют вредные для здоровья загрязнители, но указывает на то, что вода не соответствует норме. В данном случае необходимо проводить дополнительные исследования для того, чтобы восстановить ее оптимальное состояние. Когда вода проходит путь от очистного сооружения до вашего крана, она подвержена воздействию вредных веществ на различных этапах этого процесса. Иногда вода может отличаться металлическим привкусом или запахом хлора.

  1. Серный запах.

Вода, обладающая ярко выраженным запахом серы (запахом тухлых яиц), скорее всего, содержит бактерии серы или сероводорода. Данный запах не всегда свидетельствует об опасности, но этот факт, как правило, указывает на высокий уровень загрязнения окружающей среды или наличие химических элементов. Серобактерии обитают в среде, где содержится небольшое количество кислорода, например, в глубоких колодцах или сантехнических системах, и употребляют в пищу разлагающиеся органические вещества, образуя при этом газообразный сероводород, попадающий в «ловушку» в источниках воды.

Когда источник серобактерий будет локализован в источнике воды, следует наладить систему вентиляции, чтобы газ имел выход. Серобактерии обитают в грунтовых водах и совершенно неопасны для здоровья человека. Запах сероводорода очень сильный, его без труда можно уловить даже при очень низкой концентрации в воде.

Если вы ощущаете посторонний запах от воды только в том случае, когда используете горячий кран, тогда причина его может крыться в химической реакции, происходящей в процессе подогрева воды. Если запах воды уменьшается или вовсе пропадает, когда вы включаете воду из обоих кранов или увеличиваете напор воды, либо интенсивность запаха меняется со временем, тогда, скорее всего, серобактерии находятся в скважине или водораспределительной системе.

Также данный факт может свидетельствовать о наличие опасной проблемы в системе водоснабжения. Сероводород, находящийся в системе водоснабжения, может спровоцировать повреждение труб, поскольку данное вещество способно разъесть различные виды металла.

  1. Запах сточных вод.

Вода может отличаться запахом сточных вод в том случае, когда в ней содержатся бактерии, поступающие из пищи, мыла или иных материалов, попадающих в канализационную систему. По этой причине тяжелый газ может скапливаться возле слива раковины. Так, когда вы включаете воду, газ поднимается в воздушное пространство возле раковины, из-за чего вам может показаться, что вода издает этот неприятный запах.

Иногда неприятный запах проявляется в том случае, когда вы используете горячую воду, тогда, скорее всего, причиной того являются бактерии, обитающие в нагревателе горячей воды. Если вы используете воду из скважины, тогда там может образоваться сероводород. В таком случае рекомендуется обратиться в лабораторию для того, чтобы осуществить исследование состава воды.

Сероводород, как правило, вызывают бактерии, образующиеся в нагревателе горячей воды, когда он функционирует при низкой температуре или выключен в течение длительного времени. Чтобы определить, что является источником неприятного запаха – вода или трубы, налейте воду в стакан и отойдите от крана, чтобы ее понюхать. Если же от воды неприятного запаха не исходит, тогда проблема заключается в сливе или трубах.

Чистая природная вода не обладает запахом и привкусом.

Привкус воды

Вкус воды зависит от растворенных в ней органических и неорганических веществ и отличается характером и интенсивностью. Вкус воды может быть:

Другие вкусовые ощущения называют привкусами воды, которые могут быть щелочными, металлическими, вяжущими и т. д.

По своим качественным характеристикам привкус воды может быть хлорным, рыбным, горьковатым и т. п. Наиболее распространенным вкусом воды является соленый, обычно его причиной является хлорид натрия, растворенный в воде. В свою очередь, горький вкус воды может возникнуть по причине наличия в ней сульфата магния, а кислый – образуется под воздействием избытка свободного диоксида углерода и т. д.

Интенсивность вкуса и привкуса воды определяется при +20 °С и оценивается по пятибальной шкале, в соответствии с требованиями таблицы, указанной ниже:

Интенсивность вкуса и привкуса

Характер появления вкуса и привкуса

Оценка интенсивности, балл

Вкус и привкус не ощущаются

Очень слабая

Вкус и привкус не ощущаются потребителем, но обнаруживаются при лабораторном исследовании

Вкус и привкус замечаются потребителем, если обратить на это его внимание

Заметная

Вкус и привкус легко замечаются и вызывают неодобрительный отзыв о воде

Отчетливая

Вкус и привкус обращают на себя внимание и заставляют воздержаться от питья

Очень сильная

Вкус и привкус настолько сильные, что делают воду непригодной к употреблению

Как мы уже говорили ранее, запах и привкус воды указывает на наличие какой-либо проблемы.

  1. Солоноватый привкус.

Вода, отличающаяся соленым привкусом, как правило, содержит хлорид-ионы или сульфаты, либо и то, и другое. Довольно часто высокий уровень хлоридов вызван промышленными отходами или мелиорацией. Жители прибрежных районов сталкиваются с данной проблемой в том случае, когда морская вода оказывается в местной системе водоснабжения. Сульфат магния и натрия также могут стать причиной появления в воде привкуса физиологического раствора.

Данные сульфаты образуются естественным путем в определенных типах грунта и горной породы. Так, к примеру, сульфаты попадают в систему водоснабжения посредством подземных или дождевых вод, движущихся по земле. Кроме того, большая концентрация сульфатов (>500 мг на литр) в жидкости негативно влияет на организм человека, вызывая слабительный эффект. Несмотря на то, что такая вода не представляет большой опасности для здоровья, следует провести исследование состава воды, поскольку данные вещества могут спровоцировать повреждение труб в многоквартирных домах или офисных помещениях.

  1. Сладкий привкус.

Сладкий привкус воды может свидетельствовать о высоком содержании природных минералов (например, кальция или железа), либо о нарушении кислотно-щелочного баланса воды. В том случае, когда данная проблема вызвана не минералами, причина заключается в водопроводе. Трубы могут способствовать образованию соленого или сладкого привкуса воды, при этом не имеет значения, сколько лет зданию. Также вкус воды может измениться по причине проведения санитарно-технических работ, поэтому вы можете устранить сладкий запах и привкус воды посредством промывки.

  1. Землистый или заплесневелый запах и вкус воды.

Вода, проходящая через торф, может обладать землистым, затхлым привкусом и запахом. Действие водоочистных систем направлено на устранение органических материалов, вызывающих данный привкус.

Различают некоторые типы бактерий и водорослей, обитающих в водоемах, которые способны произвести вещества, не представляющие угрозы для здоровья, но могут стать причиной затхлого, землистого запаха и привкуса воды. Такие организмы также способны нарастать на внутренней стенке водопровода в многоквартирных домах.

  1. Резиновый или пластиковый.

Вода может отличаться неприятным запахом или привкусом из-за контакта с некоторыми сантехническими материалами. Например, вода, соприкасаясь с пластиковыми или резиновыми элементами, может наполниться небольшим количеством данных веществ. То же самое может произойти при контакте с резиновыми и пластиковыми шлангами, которые служат для соединения труб системы водоснабжения со смесителем.

  1. Горький.

Медь, железо или оцинкованные трубы также могут стать причиной металлического или горького привкуса воды. Довольно быстро трубы забиваются такими веществами, как ржавчина, бактерии и другие отложения.

  1. Бензин или масло.

Если вы заметили при использовании водопроводной воды, что она стала отдавать бензиновым или масляным запахом, а также привкусом, тогда ее ни в коем случае нельзя использовать для питья, поскольку это может очень негативно сказаться на здоровье человека. Вполне вероятно, что неподалеку произошла утечка нефти или масла.

Что делать, если появился плохой запах и привкус воды

Если вода имеет неприятный запах или привкус, это еще не означает, что она непригодна для использования. Если вы привыкли пить воду из-под крана – установите фильтр, сертифицированный для очистки жидкости от опасных загрязнителей.

Чаще всего для этих целей используют угольный фильтр, удаляющий различные примеси, оказывающие влияние на запах и привкус воды. За счет его пористой структуры удерживаются различные примеси и выводятся токсины. Для более высокой степени очистки профессионалы рекомендуют помимо угольного фильтра использовать еще и ультрафиолетовую обработку, предотвращающую процесс размножения бактерий.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что неприятный запах и привкус воды возникают из-за различных бактерий, представляющих угрозу для здоровья человека. Поэтому крайне важно своевременно обратиться к специалисту, чтобы выявить причину и устранить данную проблему.

На российском рынке немало компаний, которые занимаются разработкой систем водоочистки. Самостоятельно, без помощи профессионала, выбрать тот или иной вид фильтра воды довольно сложно. И уж тем более не стоит пытаться смонтировать систему водоочистки самостоятельно, даже если вы прочитали несколько статей в Интернете и вам кажется, что вы во всем разобрались.

Наша компания Biokit предлагает широкий выбор систем обратного осмоса, фильтры для воды и другое оборудование, способное вернуть воде из-под крана ее естественные характеристики.

Наша компания Biokit предлагает широкий выбор систем обратного осмоса, фильтры для воды и другое оборудование, способное вернуть воде из-под крана ее естественные характеристики.

Специалисты нашей компании готовы помочь вам:

    подключить систему фильтрации самостоятельно;

    разобраться с процессом выбора фильтров для воды;

    подобрать сменные материалы;

    устранить неполадки или решить проблемы с привлечением специалистов-монтажников;

    найти ответы на интересующие вопросы в телефонном режиме.

Доверьте очистку воды системам от Biokit – пусть ваша семья будет здоровой!

Задачи:

  • Образовательные :
  • познакомить учащихся с распространением воды в природе, уточнить и расширить знания о значении воды для живых существ.
  • организовать исследование детьми основных свойств воды.
  • сформировать понятие бесцветности, прозрачности, безвкусности.
  • познакомить с фильтрованием как одним из способов очистки загрязненной воды.
  • Развивающие :
  • развивать связную речь, ввести в активный словарь термины и понятия: свойства, фильтрование, фильтр, бесцветность, безвкусность, прозрачность, текучесть, растворитель.
  • развивать зрительное восприятие, произвольную и непроизвольную, зрительную и слуховую память, произвольное внимание; умение сравнивать, наблюдать, анализировать и делать выводы на примере материала темы.
  • Воспитательны е:
  • воспитывать интерес к урокам окружающего мира, формировать элементы научного мировоззрения, бережное и активное отношение детей к живой природе.

Оборудование: учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс; карточки с условными знаками погоды, меловая схема на доске для проверки домашнего задания, запись темы и целей урока, ребус, аудиозапись с шумом дождя, ручья, океана, схема рассказа «Вода в природе», глобус, инструкции к опытам, вода, стаканы, воронки, шарики, фильтры из салфеток, песок, сахар, таблица у детей в тетради и учителя на доске к опытам, опорные слова к опытам, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организация класса (1 мин.)

– Сядет тот, кто правильно назовет условный знак: ясно, пасмурно, переменная облачность, дождь, снег, слабый, сильный, умеренный ветер, гололед, кучевые, перистые, слоистые облака.

2. Природоведческая минутка (2 мин.)

– Послушаем наших дежурных, которые расскажут об изменениях в природе за неделю.

3. Проверка домашнего задания. Введение в тему (5 мин.)

– На прошлом уроке мы изучили тему: Тела, вещества, частицы. Проверим, как вы ее поняли.

1. Составь схему у доски и расскажи:

Пример заполнения схемы учеником:

2. Индивидуальные карточки:

1. Что такое тело?

Тело бывает только у человека и животных
Тело – любой предмет в окружающем мире

2. В каком ряду перечислены тела только неживой природы, а в каком – только живой?

Сосулька, снежинка, капля воды, пузырек воздуха _______________
Растения, животные, грибы______________

1. В чем отличия тел природы от изделий?

Тела природы только в природе, а изделия – в домах
Изделия созданы человеком, а тела природы человек не создавал
Изделия состоят из глины, а тела природы из древесины

2. Что такое вещество?

Это разные вещи в доме

1. Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.

Стакан Тела неживой природы
Кровать
Заяц
Снежинка Тела живой природы
Ромашка
Тетрадь
Сосулька Изделия
Бабочка
Камень

2. Что такое вещество?

Это разные вещи в доме
Это то, из чего состоят тела
Это листопад, снегопад, гололёд

1. Каким общим словом называются тела живой природы? Подчеркни правильное.

Вещества, животные, организмы.

2. Перечисленные вещества раздели на 3 группы. Соедини слова первого столбика со словами из второго столбика.

Вода Жидкое
Соль
Природный газ Твёрдое
Воздух
Молоко Газообразное
Сахар

3. Дать краткий ответ:

– Что такое тело? В какие группы объединяются тела? Примеры.
– Что такое вещество? В какие группы объединяется вещества? Примеры.
– Почему надо изучать свойств разных веществ?

4. Проверка задания № 1

5. Фронтально: Заполнить таблицу по образцу (устно):

4. Сообщение темы, цели урока (1 мин.)

– Вот мы и подошли к теме нашего урока. Отгадайте ребус и определите, чему мы будем учиться на уроке.

  • Свойства воды
  • Где встречается вода в природе?

5. Объяснение нового материала (5 мин.)

а) Прослушивание стихотворения (2 мин.)

Рассказывают два ученика.

– Послушайте стихотворение и скажите, в каких природных явлениях и телах присутствует вода?

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
– Откуда ты?
Вода в ответ:
– Из далека, из океана.
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
– Откуда ты? – спросил росу.
– Поверь, и я из океана!
На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
– Откуда ты? Ты кто такой?
– И я дружок, из океана!
– Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шёпот:
– Знай, малыш, и я пришла из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в снежинке,
И в дождинке,
И в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

– Где еще мы можем встретить воду?
– Почему в стихотворении говорится об океанской воде, мы ведь не пьем соленую воду?
– Здесь имеется вся вода нашей планеты. Вода Мирового океана: соленая и пресная.

б) Сообщение учащегося (2 мин.)

План рассказа в виде рисунков на планшете.
– Послушаем сообщение Лены, а затем вы ответите на вопрос: в каких состояниях встречается вода в природе и для чего она нужна?

ВОДА В ПРИРОДЕ

– Ребята, что это такое? (Показать глобус)
– Какого цвета на глобусе больше?
– Голубым цветом изображаются моря, океаны, реки, озёра нашей планеты. Они занимают места в 2 раза больше, чем суша.
Толстый слой воздуха опутывает нашу Землю. В воздухе находится много воды в виде туч, пара.
Вода есть и под землей и в почве.
На Северном и Южном полюсах вода в виде льда.
Вода есть и в животных и растениях. А некоторые, например рыбы, вообще без воды жить не могут.
Наше тело больше, чем на половину состоит из воды. Она разносит питательные вещества по организму и удаляет из него вредные вещества.
Без пищи человек может прожить 30 – 40 дней, а без воды 4 – 5 дней. В сутки человеку требуется 2 – 2,5 литра воды (часть он выпивает, а часть содержится в пище).
– Где же встречается вода в природе, в каких состояниях? (в почве, под землей, в морях, океанах, в воздухе, во льдах, в человеке, в растениях; твердая, жидкая, в виде пара).
– Что интересного запомнили?

6. Физминутка (1,5 мин.)

– Давайте с вами немножко отдохнем.

Дети имитируют движения под шум воды.

От зеленого причала оттолкнулся теплоход.
Раз, два!
Сделал шаг назад сначала.
Раз, два!
А потом шагнул вперед,
И поплыл, поплыл по речке
Набирая полный ход.
Рыбки плавали в водице,
Веселились все в ручье,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

7. Практическая работа (11-12 мин.)

а) Изучение свойств воды (10 мин.)

– Мы много знаем о воде, но постараемся узнать еще больше. Давайте познакомимся со свойствами воды с помощью опытов. Возьмите лист-инструкцию к работе (см. учебник А. Плешакова «Мир вокруг нас», 3 кл.)

СВОЙСТВА ВОДЫ

Ты уже знаешь, что вода - жидкость. Познакомимся с её свойствами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Опыт 1. В один стакан положи шарик или другой предмет, а в другой стакан налей воды. Изменилась ли форма шарика? А воды? О каком свойстве воды это говорит?
Опыт 2. Определи, имеет ли чистая вода запах.
Опыт 3. Попробуй воду. Имеет ли она вкус. Сравни со вкусом молока, сахара, соли. Какой вывод можем сделать?
Опыт 4. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Опыт 5. Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых на листе. Имеет ли вода цвет?
Опыт 6. Вылей на линейку немного воды. Что заметил? Наклони линейку. Что произошло с водой?
Опыт 7. Насыпь в один стакан с водой немного соли или сахара, а в другой - столько же песка. Помешай воду. Что ты заметил? О чём говорит этот опыт?
Опыт 8. Мутную, загрязнённую воду можно очистить. Для этого её нужно пропустить через фильтр.
– Сколько опытов мы должны сделать?
– Читаем опыт, выполняем, делаем выводы, и результат заносим в таблицу. Вы у себя в тетради, а я на доске.

Опыты проводятся с помощью учителя. По ходу учитель задает вопросы:

– Что видите?
– Что чувствуете?
– Какой вывод можем сделать?

б) Обобщение (1 мин.)

У доски отвечает 1 ученик, рассказывая о своих наблюдениях с опорой на таблицу.

8. Закрепление (10 мин.)

а) Проблемная ситуация

– В одной из русских загадок говорится, что воду нельзя вкатить в гору, не унести в решете, в руках не удержать. Почему? О каких свойствах воды вы вспомнили?
– Мы узнали, что дома воду можно очистить с помощью фильтра, а как же в природе происходит очистка воды?
– Прочитаем об этом на странице 65 в учебнике (с помощью песка).

б) Работа по карточкам

Сильным учащимся:

1. Некоторой своей деятельностью человек загрязняет воду. Выдели ее в перечисленном.

Моют машины на берегах водоемов ; пьют воду ; спускают отработанную на заводах и фабриках воду в водоемы ; бросают мусор в водоемы ; смотрят телевизор .
Допиши, если ты знаешь другие источники загрязнения воды.

1. Как знание свойств воды помогает охранять здоровье?

Если вода непрозрачная или имеет вкус, ее нельзя пить ; если вода имеет вкус, ее надо пить ; вода текуча, значит, хорошо смывает грязь с тела ; если вода имеет запах, ее нельзя пить и нюхать ; горячая вода может вызвать ожоги тела, а холодная - простуду .

2. По описанию определи, о каком свойстве воды идет речь. Запиши название этого свойства. Если в описании идет речь о свойстве, которого нет у воды, напиши слово «нет».

Из чашки на стол пролилась вода. Вода растеклась по столу. Вода...
Чашку с водой поставили вверх дном. Чашку убрали. Осталась чашка из воды. Вода…
В стакан с водой положили сахар. Вскоре сахар растворился. Вода...
Водой выкрасили дом в желтый цвет. Вода...
В стакан с водой опустили ложку. Ложка хорошо видна. Вода...

Средним учащимся:

1. Какой бывает вода в природе? Продолжи примеры из своих наблюдений.

Жидкая вода: роса, ________________________________________________ .
Твёрдая вода: лёд, __________________________________________ .
Газообразная вода: _______________________________________________ .

2. Как называется этот способ очистки воды?

В опыте

В природе

Слабым учащимся:

Соедини слова с рисунками стрелками.

1. Текуча 2. Прозрачна

3. Без вкуса

4. Без запаха

в) Проверка работы по карточкам

Дети меняются карточками и проверяют ответы друг друга по карточкам с правильными ответами, выданными учителем.

9. Итог урока

– Какие свойства воды вы узнали?
– Как называется способ очистки воды?
– Где встречается вода в природе?
– Какое значение имеет вода для живых организмов?
– Для чего нужно знать свойства воды?

Оценка работы учащихся учителем, отметка за урок.

10 . Домашнее задание (2 мин.)

Скважина — часто единственный источник воды на участке. К ней предъявляется сразу же множество требований: пригодность для бытовых и технических целей. А именно — полива земли, водных процедур и главное, для питья и приготовления пищи. Это значит, что вода должна соответствовать нормам СанПин по содержанию различных примесей. Так как она поступает напрямую из земли, в составе всегда частицы металлов, газов и других элементов. Чаще всего они превышают нормативные требования и на скважину ставится фильтр, бывает, что и не один. Одной из частых проблем является запах воды из скважины. Неприятный запах может быть обусловлен разными причинами.

1. Например, если вода стала пахнуть внезапно, впервые за долгое время, это может быть временно и вызвано сбросом отходов со стороны близлежащих предприятий или другими факторами среды.

2. Если запах появился сразу же, как только открылся доступ к воде, но быстро пропал - наиболее вероятной причиной является наличие железа.

3. Вода неприятно пахнет также в связи с примесью сероводорода. Это крайне неприятный вариант, так как в этом случае пахнет вода тухлыми яйцами. Руки после мытья будут ароматизировать воздух примерно так же, мыло бесполезно. В отличие от железа, запах никуда не выветривается без специальных фильтров.

4. Болотный запах — органика. Он возникает при соответствующем соседстве участка и болотистой местности.

5. Аммиак или моющие средства (различные септики) — может быть из-за разных событий. Если наблюдается только запах аммиака, то вполне возможны естественные причины. Если же и то, и другое — возможно попадание содержимого канализации. Поэтому важно не только поддерживать ее в приемлемом состоянии, но и бурить скважину на достаточном расстоянии.

6. Бензин и другие нефтепродукты — характерный запах связан либо с близким расположением к природным залежам нефти, либо, что бывает чаще - из-за утечки с ближайшего предприятия.

Почему пахнет вода из скважины — даже артезианской?

С детства мы слышим о вкусной и чистой студеной воде из родника или колодца, восстанавливающей героям силу. Поэтому ждем, что и в жизни подземные воды будут такими же освежающими и чуть ли не стерильными. Но толстый слой земли над водой — не герметик. И сквозь него все равно сверху потихоньку проникают в воду всевозможные примеси: металлы, газы, микроорганизмы, нитраты и все прочее. Железо и другие металлы окисляются, органика, например, остатки водорослей — гниет, а как пахнет, например аммиак, знают все.

Если вода стала пахнуть неприятно, следует, в первую очередь, выяснить причину. В случае искусственного происхождения вопрос решается путем обращения в соответствующие службы. Если же причина естественна, нужно подобрать сопутствующий метод очистки.

Как избавиться от запаха воды из скважины

Органический запах. В первую очередь, необходимо промыть скважину, так как, вероятнее всего, в ней задерживаются органические соединения и затем гниют, “ароматизируя” воду. Кроме этого, придется потратиться и на соответствующие фильтры, чтобы убрать запах.

Сероводород убирается разными методами. Наиболее распространенный — установка аэрационной колонны. Метод хорош отсутствием реагентов. К минусам можно отнести необходимость выделения свободного места и, чаще всего, серьезные затраты на установку и обслуживание.

Железо . Несмотря на то, что сам запах быстро улетучивается, он обычно не бывает один. Вместе с ним присутствует соответствующий привкус воды, цветность, мутность, ржавый осадок на нагревательных приборах и многих других поверхностях, контактирующих с железистой водой.

Нефтепродукты и аммиак убираются различными фильтрами, от угольных до титановых. В первую очередь также часто производится промывка скважины.

Какое бывает железо в воде

Вода с железом - часто встречающаяся проблема с водой из скважин или колодцев. Жителей городов, впрочем, она также не обходит стороной. В колодцах чаще преобладает окисленное железо, что сразу же можно определить по ржавой воде. Постоянно контактируя с кислородом, железо легко окисляется и его достаточно просто очистить.

С растворенным железом несколько сложнее. Именно в скважине оно встречается чаще всего и поначалу практически незаметно. Прозрачная на вид вода с растворенным железом не всегда имеет неприятный запах. Зачастую металл обнаруживается после отстаивания воды на воздухе. При нагревании железо также быстро окисляется и оставляет ржавый налет на дорогостоящей технике. И если чайник поменять не особенно сложно, то ремонт или покупка нового бойлера или котла — не самое дешевое мероприятие.

Несмотря на то, что запах железа по большей части быстро выветривается, он также неприятен. Чтобы устранить запах воды из скважины, вызванный железом, устанавливается подходящий фильтр.

Есть разные варианты, от обратного осмоса и аэрационных установок и до реагентных фильтров и ионного обмена. Сочетанием эффективности очистки, компактности и экономичности будет безреагентный фильтр из 100% титана. Измельченный в порошок, титан спечен в форме трубки с пористой структурой.

Все тонкие примеси (от 0,8 мкм) задерживаются порами фильтра. Растворенное железо также не может пройти титановый барьер, так как частицы окисляются при контакте с диоксидом титана. После чего окислы также остаются снаружи картриджа.

Помимо железа и сопутствующего запаха, титановые фильтры также убирают следующие примеси:

  • аммиак
  • марганец
  • свободный хлор (снижение в 7 раз)
  • нефтепродукты
  • нитраты
  • радон.

Очистка воды от неприятного запаха — не просто повышение уровня комфорта. Избыточное содержание вызывающих эти запахи примесей приносит вред здоровью при контакте с такой водой.

Вред для здоровья — примеси в воде из скважины

Сероводород вызывает отравления при вдыхании: наблюдается головокружение, вялость, снижение общего тонуса. Особенно высокие концентрации могут стать смертельными. Риском для здоровья дело не ограничивается — сантехника запросто выходит из строя при частом и продолжительном контакте с сероводородом.

Переизбыток железа может вызывать различные недомогания при регулярном употреблении такой воды внутрь. “Нужное” нам железо мы получаем из продуктов питания, а лишнее, поступающее с водой, не получается выводить целиком естественным образом. В результате органы начинают его накапливать. Симптомы отравления железом:

  • вялость
  • усталость
  • снижение иммунитета
  • нарушения работы почек, печени, других внутренних органов
  • проблемы с суставами
  • высыпания на коже, аллергические реакции, зуд.

Проделай опыты по инструкции учебника. Оп­редели и назови цель каждого опыта, устно опиши его ход. Выводы из опытов запиши в ра­бочей тетради.

Опыт 1. Опусти в стакан с водой ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?

Цель этого опыта, определить, является ли вода прозрачной.

Опускаем в стакан с водой ложку и видим, что ложку видно, как над поверхностью воды, так под водой.

Вывод: вода прозрачная

Опыт 2.

Сравни цвет воды с цветом полосок, изображённых в учебнике. Имеет ли вода цвет?

Цель опыта определить, какой цвет имеет вода.

Сравниваем воду в стакане с полосками из учебника. Убеждаемся, что вода не красная, не зеленая, не синяя, и даже не белая.

Вывод: вода бесцветная.

Опыт 3 . Определи, имеет ли чистая вода запах.

Цель опыта определить имеет ли вода запах.

Понюхаем воду в стакане. Никакого запаха мы не ощущаем.

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 4. Насыпь в один стакан с водой немного соли, а в другой столько же измельчённого мела. Помешай. Что произошло? О чём говорит этот опыт?

Цель опыта определить, может ли вода растворять различные вещества.

Поместим в стакан с водой немного соли и размешаем. Соль исчезла, она растворилась в воде. В другой стакан бросим измельченный мел и размешаем. Мел не растворился.

Вывод: вода может растворять многие вещества, но не все.

Опыт 5. Из специальной бумаги по рисунку-инструкции сделай фильтр. Пропусти через фильтр загрязнённую воду. Что наблюдаешь?

Цель опыта проверить, можно ли очистить загрязненную воду.

Нальем в стакан загрязненную воду чрез бумажный фильтр. Вода в стакане окажется чистой, а фильтр станет грязным.

Вывод: воду можно очистить от примесей с помощью фильтров.

Опыт 6. Колбу с трубкой, заполненную подкрашенной водой, опустим в горячую воду. Мы увидим, что вода в трубке поднимается. Почему?

Цель опыта узнать, как ведет себя вода при нагревании.

Колбу с водой поставим в горячую воду и увидим, что вода в колбе поднимается.

Вывод: при нагревании вода расширяется, так как частицы воды начинают двигаться быстрее.

Опыт 7. Ту же колбу поставим в тарелку со льдом. Вода в трубке опускается. Как ты это объяснишь?

Цель опыта узнать, как ведет себя вода при охлаждении.

Колбу с водой поставим в тарелку со льдом. Вода в колбе опускается.

Вывод: при охлаждении вода сжимается, так как частицы воды начинают двигаться медленнее.

Свойства воды

1. Прочитайте текст на с. 51. Найдите в нём два предложения, которые коротко раскрывают значение воды для живых существ. Согласишься ли ты с тем, что эти предложения следующие: «Вода входит в состав любого организма»; «Для многих организмов вода - природный дом»? Раскройте эти мысли, используя информацию из текста.

Это верные предложения, которые раскрывают значение воды для живых существ.

Из текста мы узнаем, что вода входит в состав любого живого организма, а значит живой организм не может существовать без воды.

Также, мы узнаем, что для многих организмов вода - природный дом. А значит эти организмы не могут существовать без воды.

2. Рассмотрите нижний рисунок на с. 53. Объясните, что происходит с частицами воды при её нагревании и охлаждении.

При нагревании частицы воды начинают двигаться быстрее, они сильнее соударяются друг с другом и разлетаются на большие расстояния. А значит вода при нагревании расширяется, увеличивает свой объем.

При охлаждении происходит обратное. Частицы воды движутся медленнее, слабее соударяются, и разлетаются на небольшие расстояния. Значит, при охлаждении вода сжимается, уменьшает свой объем.

3. Вода растворяет многие вещества. Где в быту используется это её свойство? Свой ответ сравните с ответами других ребят. Сделайте общий вывод.

Свойство воды растворять другие вещества используется в кулинарии. Мы растворяем в воде соль, сахар, кофе, чтобы придать пище вкус или получить вкусный напиток.

Вывод: способность воды растворять другие вещества давно используется человеком для своих целей.

Проверь себя

1. Какую роль играет вода в жизни организмов?

Без воды невозможно существование живых организмов, ведь она входит в состав любого живого организма, а для некоторых является еще и домом.

2. Как мы изучали свойства воды?

Мы изучали свойства воды с помощью опытов.

3. О каких свойствах воды ты теперь знаешь?

Я знаю такие свойства воды как прозрачность, бесцветность, отсутствие запаха, способность расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении, способность растворять другие вещества.

4. Как можно очистить загрязнённую воду?

Загрязненную воду можно очистить с помощью специальных фильтров.

Задание для домашней работы

Отмечай в рабочей тетради, сколько стаканов воды, чашек чая, других напитков ты и члены твоей семьи выпиваете в день. Сделай вывод.

Каждый день члены моей семьи в среднем выпивали около полутора литров воды. Потому что без воды человек не может прожить ни дня.

На следующем уроке

Вспомни свойства снега и льда. Ответь на вопросы:

1. Из чего состоят облака?

Облака состоят из водяного пара и капелек воды.

2. Почему идёт дождь?

Дождь идет потому, что капли воды в облаках становятся слишком большими, и не могу удерживаться в воздухе.

3. Как образуется снег?

Снег образуется при замерзании в воздухе капелек воды.

К органолептическим свойствам воды относятся такие показатели: запах, вкус (привкус), мутность и цветность воды. В этом материале мы поговорим о первых двух показателях вкусе и запахе. Помимо того, что эти показатели являются определяющими в эстетическом аспекте, они могут косвенно указывать на наличие в воде определенных загрязнений.Запахи и привкусы воды – признак содержания в ней определённых веществ, обуславливающих эти явления: растворённых солей, различных химических и органических соединений.Стоит обратить внимание, что эти параметры оцениваются по пяти бальной шкале, которая наводится в таблице ниже.

Стоит заметить, что оценка запахов производится для воды любого происхождения. Для воды, которая заведомо загрязнена вредными примесями такое определение не производится.

Оценка запахов и привкусов воды

Интенсивность запаха или привкуса

Характеристика интенсивности

Отсутствие ощущения запаха или привкуса

Очень слабая

Запах или привкус, не поддающийся обнаружению, но определяемый в лаборатории опытным аналитиком

Запах или привкус, не привлекающий внимания потребителя, который можно обнаружить, если обратить на него внимание

Заметная

Запах или привкус, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде неодобрительно

Отчетливая

Запах или привкус, обращающий внимание и делающий воду неприятной для питья

Очень сильная

Запах или привкус настолько сильный, что делает воду непригодной для питья

Почему вода неприятно пахнет и как с этим бороться?

Запах гнилостный, рыбный или землистый

Наиболее часто встречается в воде из открытых водоемов. Обусловлен присутствием в воде природных органических соединений. Из таких природных соединений наиболее известны геосмин и 2-метилизоборнеол. Данные соединения чаще всего безопасны для человека, хотя иногда могут быть обусловлены наличием в воде сине-зелёных водорослей и бактерий. Наиболее сильно вода обогащается такими соединениями в период цветения водоёмов.

Запах хлора

Встречается в основном в центральном водопроводе. Обусловлен сильным хлорированием воды на муниципальных очистных сооружениях.

Удаление: фильтры с активированным углем (адсорбция), для питья – бытовой обратный осмос.

Запах тухлых яиц

Наличие в воде растворённого сероводорода (Н 2 S). Реже – наличие сульфидных бактерий, которые вырабатывают сероводород. Вода из крана воняет тухлыми яйцами, если получается непосредственно из скважин без последующей очистки.

Удаление фильтры с загрузкой Centaur (активированный уголь – каталитическое окисление и адсорбция) или MGS (марганцевый зелёный песок). Для удаления бактерий необходимо хлорирование воды.

Химический запах, запах фенола

Данный вид запахов обусловлен попаданием сточных вод в систему водоснабжения либо в водоносный горизонт (в случае забора подземных вод).

Удаление фильтр с активированным углем (адсорбция).

Другие неестественные запахи

Обусловлены попаданием бытовых и производственных сточных вод и других продуктов жизнедеятельности человека в водоёмы и подземные водоносные горизонты.

Удаление устранение причины попадания данных веществ в воду. В некоторых случаях возможно использование фильтров с активированным углем (адсорбция).

Солоноватый привкус

Обусловлен повышенным содержанием в воде солей: NaCl, NaSO 4 , MgSO 4 .

Удаление обессоливание воды (деионизация или обратный осмос). Для питья – бытовой обратный осмос.

Металлический привкус

Говорит о повышенном содержании в воде железа и/или марганца. При очень высоких концентрациях вода из крана пахнет железом.

Удаление: BIRM, MGS и другие методы обезжелезивания.

Щелочной привкус

Обусловлен высоким показателем щёлочности воды.

Удаление: системы обратного осмоса или деионизации (Н-катионирование). Для питья – бытовой обратный осмос.

В таблице ниже наводим более подробную классификацию запахов с указанием их происхождения.

Характеристика всех привкусов и запахов

Характеристика привкуса или запаха

Причина появления

Привкусы без запахов

солоноватый

Вода с солоноватым привкусом зачастую содержит хлористый натрий

сернокислый магний или натрий

горький, вяжущий

сернокислые железо и алюминий, избыток извести

горький, металлический

Вода с привкусом железа обычно содержит сернокислые железо, марганец и медь

углекислый натрий

сладковатый

двууглекислая сода

торфяной или растительный

гуминовые кислоты

безвкусный, вялый (слабый)

недостаток растворенного кислорода, солей жесткости и высокая температура (теплая вода)

вяжущий, раздражающий, вызывающий першение и сухость во рту

Наличие стирола - данная вода не может применятся для питья

Запахи без привкусов

сероводородный

сероводород в скважинной воде

запах нефти и парафина

Наличие в воде нефтепродуктов, такое загрязнение может иметь как природное происхождение так и промышленное

Привкусы в сочетании с запахами, природные или существующие до обработки

землистый

жизнедеятельность лучистых грибков в речной воде, особенно часто встречается в периоды паводков

запахи герани, фиалки, огурцов, настурций, рыбный, свинарника

свидетельствуют о зарастании водоема сине-зеленіми водорослями

запахи бурьяна, землистый, травянистый, затхлый, плесени, гниющих растений

гниение растений в водоемах или в сооружениях

запахи фенольный, ароматический, химических продуктов

Вода с кислым привкусом, с нотками химических реагентов подвержена загрязнению стоками от промышленных предприятий

Привкусы и запахи, приобретенные в результате обработки воды

плесневый запах

образуется вследствие хлорирования воды богатой водорослями

хлорфенольные (лекарственные), йодоформа, химических товаров

следствие хлорирования воды, содержащей промышленные стоки

запах хлора

хлорирование относительно чистой воды

Привкусы и запахи, возникающие в трубопроводах

смолистый, нафталиновый

выщелачивание смолистых веществ в новых водопроводах и других сооружениях

креозотовый, рыбный

следствие загрязнения промышленными стоками

безвкусный, вялый

образуется при длительном отстаивании воды в резервуарах, емкостях

часто бывает следствием расположения горячих и холодных трубопроводов рядом

неприятный привкус и гнилостный, растительный запах

говорит о размножении гидробионтов в резервуарах и других водопроводных сооружениях