Кресты на могилу: приметы и религиозные правила. Могильные кресты и их отличия


Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.

Деревянный крест на могилу устанавливается чаще всего. Делается это сразу после того, как гроб с усопшим опускается в землю. Их приобретают в ритуальном магазине, одновременно с прочими необходимыми для похорон аксессуарами.

Однако иногда такого магазина при кладбище нет, и появляется необходимость изготовить распятие для могилы самостоятельно. Чтобы крест соответствовал всем христианским канонам, необходимо знать некоторые данные, о которых и пойдет речь в нашей статье.

Какими бывают кресты

Православная древнерусская традиция, которая неукоснительно соблюдается и сегодня, принято использовать деревянные кресты на могилу двух типов:

  1. Шестиконечный. В этом варианте имеется нижняя косая перекладина (ее принято назвать «праведным мерилом»). Вся сущность греховной человеческой сущности и возможность получения прощения от Господа символизируется ее двумя концами:
  • нижний левый конец, означающий грех нераскаяния, направлен в сторону распятого слева, хулившего Иисуса и попавшего в Ад;
  • верхний правый конец символизирует очищение после покаяния, так как именно с этой стороны распяли покаявшегося и попавшего в Рай разбойника.
  1. Восьмиконечный. Здесь имеется укороченная верхняя перекладина, расположенная несколько выше длинной горизонтальной. Принято считать, что таким образом полностью повторяется форма креста, использованного для распятия Иисуса. Верхней укороченной планке отведена роль таблички, которую перед казнью написали по приказу Понтия Пилата. Она гласила, что это «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».

Рассчитываем и создаем модель

Для начала следует нарисовать эскиз будущего креста, выбранного из двух вышеописанных вариантов. На нем, помимо дизайнерского решения, следует отобразить все размеры, которые будет иметь готовое изделие. Для их расчета принято ориентироваться на пропорции «золотого сечения», которые отображают идеально сложенное тело человека.

Размеры

За базовую высоту восьмиконечного креста берется значение 1, 618 м. В соответствии с этим, все остальные размеры будут выглядеть следующим образом:

  • Вертикальная перекладина имеет длину 1,618 м.
  • Длина верхней перекладины равна 0,382 м. Устанавливается она на расстоянии 0,146 м от верхнего конца вертикальной перекладины.
  • Далее, отступив от центра еще 0,236 м, монтируется перекладина, имеющая размер 1,000 м.
  • От нижнего конца отмеряется 0,500 м и устанавливается косая перекладина.

Только произведя точные расчеты и отрисовав эскиз, можно начинать изготавливать макет. После того как он будет готов и проверено соответствие всех установленных христианскими канонами пропорций, можно приступать к изготовлению самого креста.

Из каких материалов можно изготовить крест на могилу

Для изготовления могильных крестов могут быть использованы следующие материалы:

  • Дерево.
  • Металл.
  • Камень.

Дерево легче всего поддается обработке и его стоимость доступна практически для всех. Правда, для изготовления качественного креста понадобится наличие некоторых столярных навыков. Впрочем, даже при их неимении, они довольно быстро могут быть приобретены, тем более, что сам процесс изготовления очень прост.

Чтобы готовый крест простоял как можно дольше на могиле близкого человека, его необходимо защитить от воздействия влаги и прямых солнечных лучей. Для этой цели могут быть использованы несколько вариантов, о которых и пойдет дальше речь.

Покрытие деревянного креста лаком

Перед нанесением любых видов защиты, поверхность креста необходимо очистить и ошкурить. Только после этого можно приступать к нанесению лака, который должен был предназначен для наружного использования. То есть он заранее рассчитан на противостояние воздействию влаги, отрицательных температур и прямых солнечных лучей.

В чем плюсы использования:

  • Лак, нанесенный на деревянный крест, позволяет продолжительное время защитить его от влаги.
  • Химические особенности лака позволяют ему глубоко проникать в структуру дерева, наполняя ее маслами.
  • Паропроницаемость лака позволяет дереву дышать, что предотвращает его порчу.
  • Лакированная поверхность обладает устойчивостью к механическим воздействиям и истиранию.
  • Лак способен обеспечить защиту от вредоносного воздействия солнечных лучей.
  • Через лак в дерево не могут проникнуть насекомые-вредители, грибки и плесень.

Отрицательные свойства:

  • При покрытии лаком меняется оттенок дерева, из которого изготавливался крест.
  • Для полного высыхания лака требуется довольно много времени.

Использование краски

Краски, как и лаки, могут иметь разную основу. Для покраски деревянного креста на могиле необходимо использовать ту, у которой основа масляная.

К плюсам можно отнести:

  • Масляная качественная краска, предназначенная для проведения наружных работ, хорошо противостоит воздействию влаги.
  • Масляное покрытие предохраняет дерево от развития в нем вредоносных микроорганизмов.
  • Хорошо просушенный слой масляной краски практически не реагирует на механическое воздействие и устойчив к истиранию.
  • Сквозь масляную краску не проникают ультрафиолетовые лучи.

Показатели, относящиеся к минусам:

  • Сильно изменяется цвет деревянного креста, так как основа совершенно непрозрачна.
  • Скрывается структура дерева.
  • Со временем первоначальный цвет краски выгорает под солнечными лучами.

Покрытие морилкой

Применяются исключительно те виды морилки, которые предназначены для производства наружных работ.

  • Пропитка является отличным антисептиком.
  • Морилка глубоко проникает в структуру дерева, что способствует защите материала изнутри.
  • Предупреждает развитие плесени, грибков и развитие насекомых.
  • Наносится очень легко и не требуется много времени для впитывания.
  • Морилкой образуется защитный слой на дереве.
  • В составе имеются неиспаряемые и невымываемые биоциды.
  • Обеспечивается максимальное сохранение таких декоративных функций дерева, как структура и цвет.
  • Недолговечность нанесенного слоя.

Покрытия, содержащие воск

Чем хорошо:

  • Осуществляет защиту от атмосферных явлений.
  • Не пропускает солнечные лучи.
  • Несколько изменяя цвет, сохраняет структурную особенность дерева.
  • Имеется большое цветовое разнообразие.
  • Поверхность становится шелковистой.
  • Отталкивает воду.

Что плохого:

  • Эластичность покрытия не обеспечивает защиты от механических воздействий.

Обрабатываем деревянный крест бесцветным покрытием, содержащим абсорбенты и УФ-фильтры

Положительные свойства покрытия:

  • Способно защитить деревянный крест от солнечных лучей.
  • Структура дерева не только сохраняется, но еще и дополняется блеском.
  • Наличие абсорбентов и УФ-фильтров продолжительное время сохраняют изделие в первозданном виде.
  • На поверхности не возникает трещин, она легко обновляется.
  • Препятствует проникновению вредителей.

Отрицательные свойства покрытия:

  • Для полноценного высыхания требуется много времени.
  • Необходимость нанесения в несколько слоев.

Где и каким образом ставится деревянный крест на могиле

После окончания работ по изготовлению, можно переходить к установке. Где должен стоять крест? Покойного опускают в могилу, чтобы он был повернут лицом на восток, ожидая Утра вечности, сразу увидел приход Спасителя.

Деревянный крест, как символ спасения, ставится в ногах похороненного. При этом распятие должно быть обращено к лицу упокоившегося. В этом случае, когда наступит воскресенье покойных, он, восстав из гроба, увидит знамение, означающее победу Господа над дьяволом.

Мнение священнослужителей

Крест является главным на могиле, в которой лежит православный. И стоять он должен в полный рост, а не быть, например, нарисованным на надгробной плите. Крест - упование и надежда христианина. Памятник же - не что иное, как бездушная глыба, он никак не может заменить стоящего креста.

Если же поставить памятник очень хочется, то это следует сделать таким образом, чтобы и крест остался на своем месте. При этом памятник можно поставить как рядом с крестом, так и напротив него, то есть в головах. Если не получилось сохранить крест, то его следует положить на землю рядом с могилой.

Могильные кресты, которые устанавливают на христианские могилы сразу после похорон усопшего, чаще всего бывают выполнены из дерева.

Обычно их вместе с другими необходимыми аксессуарами приобретают в ритуальном магазине. Однако иногда возникают ситуации, когда, например, магазин недоступен, а крест необходим. Кроме того, кто-то может просто захотеть сделать распятие для могилы самостоятельно, чтобы таким особенным образом выразить свою любовь к умершему.

Конечно, для этой работы от человека потребуются и художественные, и специальные технические данные.

Только их наличие позволит плодотворно работать с тем материалом, из которого планируется произвести крест. Кроме того, на каждой стадии процесса изготовления понадобится свой специальный инструмент.

Расчеты и создание модели

Вначале необходимо нарисовать эскиз модели будущего креста.

При этом вы разработаете дизайнерскую концепцию и заложите необходимые размеры изделия. Они рассчитываются в соответствии с пропорциями «золотого сечения», характерного для идеального тела человека.

Эта традиция идет из античной древности. Таков был и крест Спасителя, на котором его распяли.

Размеры

Если в качестве базовой высоты креста принять значение в 1,618 м., то дальнейшие

соотношения должны иметь следующий вид:

— длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м;

— расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м.;

— верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м.;

— от вершины до первой короткой поперечины расстояние рассчитывается в 0,146 м.;

— между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м.

Только после тщательных измерений и расчетов, а также последующей точной отрисовки эскиза приступайте к созданию макета, по которому впоследствии и можете начинать мастерить сам крест.

Материалы для изготовления

Необходимо определиться, из чего будет сделано могильное распятие. Именно от этого в первую очередь зависит и весь последующий процесс подготовки, а потом и собственно изготовления изделия.

Наиболее популярными материалами в нашем случае являются дерево, металл и камень.

Легче всего самостоятельно сделать деревянный крест. Чтобы получился правильный и красивый остов модели, вам понадобятся базовые столярные навыки.

Если же вы захотите затем украсить почти готовое изделие резьбой, потребуются еще и художественные способности. В самом конце работы древесину необходимо обработать морилкой и покрыть лаком, чтобы защитить ее от негативного воздействия окружающей среды.

Металл является менее податливым материалом, чем дерево, и требует совершенно особых навыков и подходов.

При этом он не менее пригоден для художественной обработки. Искусный мастер способен произвести из него очень красивые вещи. Наиболее распространенным способом изготовления металлического могильного креста считается ковка.

Результаты обмеров оказались очень радостными. Крест 1637 года практически совпал с , в котором в качестве большой перекладины используется царская сажень, а ось составляет сумму церковной и народной саженей!
Действительно:
1) Большая перекладина креста Никона равна 193,5 см. Это только на 4 см. меньше величины царской сажени, приведенной в и использованной при составлении проектов. При рассмотрении надо учесть, что проекты предусматривают изготовление крестов из бревен с вытесыванием верхней части оси и перекладин на брус. А крест Никона сделан из толстых досок.
2) Высота креста Никона от Голгофы составляет 309,5 см. Точная высота первоначальной Голгофы не известна. Если положить ее равной 20 см., то высота креста Никона с Голгофой точно совпадает с высотой креста проекта (тоже с Голгофой).
3) Ширина перекладины креста Никона равна 21,5±0,3 см., что наиболее В проектах автора сайта этот размер предлагается брать как пяди от базовых саженей: царской, церковной и народной. Следовательно, в кресте 1637 года использовалась, по-видимому, четвертая базовая сажень - мерная маховая.

При анализе полученных результатов надо учитывать следующие обстоятельства:
1) Размеры древнерусских саженей определялись в на основании обмеров многочисленных сооружений. Причем в основном больших сооружений - церковных зданий. А при обмерах больших сооружений погрешности неизбежно большие, чем при обмерах относительно небольших сооружений, таких как крест. имеют неизбежно оценочный характер, при этом оценка погрешности полученных результатов не дается. Из этого можно предположить, что или номинал значения царской сажени, приведенный в требует коррекции, или проведение , снимающий различие между 197,4 и 193,5.
2) Любой крест при установке уходит в землю чуть больше или чуть меньше, чем планировалось. Голгофа из валунов складывается тоже без использования миллиметровки.
3) Существуют и производственные погрешности. Наметил, например, сделать перекладину шириной 23,3 см., а после разметки бревна, затески топором, зачистки скобелем можешь получить и 22 см. При этом на разных сторонах перекладины размеры всегда хоть немного, но различаются. Кстати, производственная погрешность по ширине перекладин на кресте патриарха Никона составляет около 0,6 см.
Следовательно, некоторое расхождение размеров крестов (которые даже не переносились с места на место) совсем не говорит, что они изготовлялись по разным проектам. Перенос креста на другое место (как случилось с крестом патриарха Никона) неизбежно изменяет его размеры.
Интересно, относительные параметры проектов и креста 1637 года практически совпадают:
Таблица №8.

H/A B/A D/A
Крест 1637 г. 339,4/193,5=1,75 274,9/193,5=1,42 21,5/193,5=0,11
Проекты (старинная схема)
Dнародная=19,9 см. 1,72 1,41 19,9/197,4=0,1
Dцерковная=23,3 см. 1,72 1,36 23,3/197,4=0,12
Dцарская=24,68 см. 1,72 1,34 24,68/197,4=0,13

С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что проекты крестов точно совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года. Поскольку проекты разрабатывались на основании древнерусской системы мер длины без использования обмеров креста Никона, можно с большим основанием надеяться, что проекты крестов приближаются к Божественному Закону. Одновременно можно с большой долей уверенности считать, что раскрыт метод, которым пользовались древние мастера при проектировании креста Никона и, по-видимому, и других подобных крестов.
Учитывая, что наши предки значительно более ревностно следовали традициям, можно предположить, что на кресте именно таких размеров был распят Спаситель.

Правило определения размеров крестов

Можно сформулировать следующее правило проектирования крестов:
При определении габаритных размеров крестов надо использовать 2-4 сажени из . Между большой перекладиной (A) и расстоянием от большой перекладины до земли (B) должно выполняться соотношение B = sqrt(2)* A. Наилучшим набором саженей является церковная, царская, народная. Именно этот набор саженей использовался при проектировании храмов.
Важно отметить, что в таком кресте оказывается зашифрованной формула, спасительная для России: "Православие, Самодержавие, Народность".

Прежде чем устанавливать на могиле крест, нужно учесть все детали, потому, что от них будет зависеть процесс монтажа и материалы, которые могут понадобиться.

Подготовительные работы начинаются с того, что необходимо определиться из какого материала будет изготовлено надгробие. В основном кресты делаются из дерева и металла.

Более тяжелые надгробия и кресты - из камня и различной каменной крошки. Рассмотрим установку всех видов крестов.

Также все памятники в виде креста можно разделить на православные и католические .

Деревянный

Если крест будет изготовлен самостоятельно, то необходимо уделить внимание правильному подбору породы дерева, а также тщательной его подготовке и обработке.

Так как дерево не долговечный материал, и сильно зависит от влажности, то лучше при выборе остановиться на хвойных породах или же отдать предпочтение дубу. В первом случае природа пропитала древесину хвойными смолами, защищающими ее от любых погодных условий. Что же касается дуба, то это крепкое дерево достаточно устойчиво к влаге и долго простоит в земле.

Теперь можно приступать к установке. Чтобы надежно закрепить крест в грунте можно использовать два метода. Первый предусматривает заливку ямы цементным раствором. При втором методе в основании креста крепятся опорные балки, с помощью которых он будет держаться в земле.

Для этого нужно изготовить две пары ножек, и присоединить их в самом низу основания и немного выше - неглубоко от поверхности земли. Крепить ножки нужно как горизонтально, так и вертикально.

Затем его, вместе с опорными ножками помещается в яму, ширина и глубина которой должны соответствовать размерам самого креста, иначе его поведет, и он может наклониться или упасть. При монтаже нужно стараться как можно крепче и надежнее закрепить основание в земле.

Так как грунт имеет свойство проседать, то лучше при засыпании ямы использовать глину. Она схватится, не будет пропускать влагу, не просядет, и не будет вымываться дождями. Затем, через некоторое время, когда пройдут дожди и почва осядет, необходимо будет досыпать яму. Если дождей нет, то нужно будет подождать.

Металлический

Крест из металла похожим образом. Так же как и дерево, железо нужно обработать алкидной или другой краской, защищающей метал от коррозии. Если останутся не прокрашенные места, то от влаги крест покроется ржавчиной, потеряет эстетический вид и значительно сократиться срок его службы.

Для монтажа металлического изделия лучше подойдет бетонный раствор. Он заполняет все пустоты в яме и после застывания не дает усадку грунта, устойчив к перепадам температуры и влажности.

Гранитный крест

Основная сложность при монтаже каменных надгробий заключается в том, что они имеют большой вес. Поэтому устанавливать гранитный крест нужно осторожно . Трудность будет заключаться еще и в том, чтобы ровно его выставить. В остальном монтаж достаточно простой и не забирает много времени.

Так как природный камень устойчив к погодным воздействиям, то он не требует обработки. Но изделия, выполненные из каменной крошки лучше покрыть антигрибковыми и защищающими от влаги растворами, иначе крест покроется мхом.

Для монтажа каменных надгробий на этапе изготовления предусматриваются специальные крепления. Но у каждого изделия они могут быть разные. Чаще всего к основанию креста прикручиваются металлические сваи в ширину и длину. Потом конструкция вкапывается в землю и засыпается.

Большой вес каменного надгробия служит гарантией того, что оно не наклонится и не упадет.