Киево-Братская икона Божьей Матери на холсте. Киево-братская икона божией матери


Киево-Братская икона Божьей Матери почитается как чудотворная икона в православии.

Явление Киево-Братской иконы относят к событиям, происшедшим в 1654 году. Во время войны России с крымскими татарами, город Вышгород подвергся разорению. Храмы и церкви были поруганы неприятелем. Но чудесным образом, с Божьей помощью, Киево Братская икона Богородицы, находившаяся в разоренном храме страстотерпцев Бориса и Глеба, была вовремя вынесена и пущена по реке Днепр. Святая Братская икона пристала к берегу Подола в Киеве. Ее нашли православные христиане и с почестями перенесли в Братский монастырь. С того времени, эта удивительная икона и получила название Киево-Братской иконы. Три раза в год осуществляется празднование этой высокопочитаемой православной иконы - 23 мая, 15 июня и 19 сентября. В эти дни воспевается чудесное явление прекрасной Киево-Братской иконы Божьей Матери в далеком 1654 году.

Особая роль Киево-Братской иконы Божьей Матери

С давних времен Киево-Братская икона Божьей Матери, была очень почитаема среди простого народа. Ремесленники и мещане никогда не начинали важных дел без молитвы перед святой Братской иконой. Если обговаривалось сватовство или решались очень важные деловые вопросы, то все это происходило перед чтимым образом Киево Братской иконы Божьей Матери. Многие русские и украинские литературные классики подчеркивали влияние этой чудесной иконы на быт и жизнь православных христиан ХІХ века.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской

О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Владычице Богородице. Призри Всемилостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред пречистым Твоим образом, Киево-Братским нарицающимся, и молящихся Ти пред ним.
Да возсияет неизреченный свет Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа в сердцах наших. Да будет воля Его чрез все житие наше. Да дарует нам прощение и очищение всех грехов и прегрешений наших.
Не имамы иныя помощи, ни иныя надежды, токмо Тебе, Пречистая.
Якоже в древния времена град Вышгород и землю Киевскую прославила еси знамениями и чудесы от иконы Твоея чудныя, егда иновернаго агарянина чудным образом от воднаго потопления в реце Днепре спасла еси, и до обители Киево-Братския неврежденна доставила еси, и тамо истинное покаяние его прияла еси, и светом святаго крещения просветив, во Ангельский чин в сей обители облекла еси, и тем ко спасению и истинныя веры православныя утверждению путеводила еси.
Сего ради и мы, грешнии и недостойнии, дерзающе просим и молим: не отрини нас, молящихся Ти, пред сею дивною и чудотворною иконою Твоею. Укрепи веру в нас правую, даруй любовь друг ко другу нелицемерную. Буди Взбранной Воеводой на вся видимая и невидимая враги наша: неверных к правоверию обрати, верных же на путь покаяния и спасения настави.
Помози, Госпоже Владычице, воздвигнути храм и обитель дивному и славному, достопоклоняемому Ангелы и человеки, имене Твоему, в честь и память чудотворнаго образа Твоего Киево-Братскаго.
Да и в храме сем и обители сей, паче же в душах и сердцах наших, прославим Тя, Ходатаицу и Молитвенницу за род наш, и Тобою славу возслем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Описания иконы

Описание иконы Киево-Братская
Источник: Диск "Православный церковный календарь 2011" издательства Московской Патриархии
Чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери была явлена в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского). В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени. В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы. Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Бого[...]

Икона Киево-Братская - описание
Источник: Сайт "Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы", автор - Валерий Мельников
Явилась икона в 1654 году в городе Вышгороде Киевском и находилась в Борисоглебской церкви. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), татары, бывшие в союзе с поляками, ворвались в город и разорили церковь, однако верующие успели забрать из храма чудотворную икону Божией Матери и пустили её по Днепру на волю Божию. Река вынесла святыню к берегу Подола в Киеве, где её взяли из воды и поставили в Киево-Братском монастыре. Подлинник иконы до нашего времени не сохранился, точный список с неё находится в Киевском Покровском монастыре.

Описание иконы Киево-Братская из книги Е. Поселянина
Источник: Книга "Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон"
Явление ее последовало в 1654 году, в городе Вышгороде-Киевском, где она и была поставлена в местном храме, по левую сторону царских врат. В 1662 году, во время войны с Польшей (1659-1667), над Вышгородом разразилось несчастье: татары, бывшие в союзе с поляками, переправились через Днепр, ворвались в город и ограбили храм, забрав из него все драгоценности и иконы. Христиане с опасностью для жизни спасли от их нечистых рук святой образ Богоматери, но не могли скрыть его и потому пустили его по Днепру, предав воле Божией. Течением Днепра икона Богоматери была принесена к берегам Киева, к тому месту, которое называется Подолом. Здесь икону заметили, вынули из воды, перенесли и поставили в Киево-Братский монастырь, где она хранится и до настоящего времени. Благочестивое предание прибавляет, что татарин, заметивший икону в воде, хотел воспользоваться ею для того, чтобы переплыть на ней Днепр; но едва он ухватился за нее, как икона быстро поплыла сама и остановилась неподвижно против Братско[...]

Икона Богородицы Киево-Братская

История

Чу-до-твор-ная Ки-е-во-Брат-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла яв-ле-на в 1654 го-ду и пер-во-на-чаль-но бы-ла мест-ной в Бо-ри-со-глеб-ской церк-ви го-ро-да Вы-ш-го-ро-да (Ки-ев-ско-го).

В 1662 го-ду, во вре-мя вой-ны с Поль-шей (1659-1667 гг.), го-ро-ду был на-не-сен боль-шой ущерб со сто-ро-ны во-е-вав-ших про-тив Рос-сии в со-ю-зе с по-ля-ка-ми крым-ских та-тар. Храм свя-тых стра-сто-терп-цев Бо-ри-са и Гле-ба был ра-зо-рен и по-ру-ган непри-я-те-лем. Но Про-мыс-лом Бо-жи-им чу-до-твор-ная ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри бы-ла со-хра-не-на, ее своевре-мен-но вы-нес-ли из хра-ма и пу-сти-ли по Дне-пру, а мо-щи свя-тых со-кры-ли под спу-дом. Ре-ка вы-нес-ла свя-тую ико-ну к бе-ре-гу По-до-ла в Ки-е-ве, где она бы-ла с ве-ли-кой ра-до-стью при-ня-та пра-во-слав-ны-ми и с по-до-ба-ю-щи-ми по-че-стя-ми пе-ре-не-се-на в Брат-ский мо-на-стырь, от на-зва-ния ко-то-ро-го и по-лу-чи-ла свое на-име-но-ва-ние. Там свя-той об-раз пре-бы-вал в те-че-ние дол-го-го вре-ме-ни. В опи-си цер-ков-но-го иму-ще-ства Ки-е-во-Брат-ско-го мо-на-сты-ря, про-из-ве-ден-ной в 1807 го-ду, при-во-дит-ся опи-са-ние чу-до-твор-ной ико-ны.

Су-ще-ство-ва-ла «Песнь о чу-до-твор-ной Ки-е-во-Брат-ской иконе Бо-го-ма-те-ри», со-став-лен-ная вско-ре по-сле 1692 го-да.

Празд-но-ва-ния Ки-е-во-Брат-ской иконе Бо-жи-ей Ма-те-ри со-вер-ша-ют-ся три-жды в го-ду: 6 сен-тяб-ря, 10 мая и 2 июня. Все они по-свя-ще-ны чу-дес-но-му яв-ле-нию свя-той ико-ны в 1654 го-ду.

К со-жа-ле-нию, пер-во-об-раз ико-ны не со-хра-нил-ся. Спи-сок с чу-до-твор-но-го об-ра-за «ме-ра в ме-ру» пре-бы-ва-ет в Ки-ев-ском мо-на-сты-ре По-кро-ва Бо-жи-ей Ма-те-ри.

Молитвы

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Киево-Братской»

О, Пресвята́я Госпоже́, Пречи́стая Влады́чице Богоро́дице. При́зри Всеми́лостивым Твои́м о́ком на на́с, предстоя́щих пред пречи́стым Твои́м о́бразом, Ки́ево-Бра́тским нарица́ющимся, и моля́щихся Ти́ пред ни́м.
Да возсия́ет неизрече́нный све́т Возлю́бленнаго Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́ в сердца́х на́ших. Да бу́дет во́ля Его́ чрез все́ житие́ на́ше. Да да́рует на́м проще́ние и очище́ние все́х грехо́в и прегреше́ний на́ших.
Не и́мамы ины́я по́мощи, ни ины́я наде́жды, то́кмо Тебе́, Пречи́стая.
Я́коже в дре́вния времена́ гра́д Вы́шгород и зе́млю Ки́евскую просла́вила еси́ зна́мениями и чудесы́ от ико́ны Твоея́ чу́дныя, егда́ инове́рнаго ага́рянина чу́дным о́бразом от во́днаго потопле́ния в реце́ Днепре́ спасла́ еси́, и до оби́тели Ки́ево-Бра́тския неврежде́нна доста́вила еси́, и та́мо и́стинное покая́ние его́ прия́ла еси́, и све́том свята́го креще́ния просвети́в, во А́нгельский чи́н в се́й оби́тели облекла́ еси́, и те́м ко спасе́нию и и́стинныя ве́ры правосла́вныя утвержде́нию путеводи́ла еси́.
Сего́ ра́ди и мы́, гре́шнии и недосто́йнии, дерза́юще про́сим и мо́лим: не отри́ни на́с, моля́щихся Ти́, пред се́ю ди́вною и чудотво́рною ико́ною Твое́ю. Укрепи́ ве́ру в на́с пра́вую, да́руй любо́вь дру́г ко дру́гу нелицеме́рную. Бу́ди Взбра́нной Воеводой на вся́ ви́димая и неви́димая враги́ на́ша: неве́рных к правове́рию обрати́, ве́рных же на пу́ть покая́ния и спасе́ния наста́ви.
Помози́, Госпоже́ Влады́чице, воздви́гнути хра́м и оби́тель ди́вному и сла́вному, достопоклоняемому А́нгелы и челове́ки, и́мене Твоему́, в че́сть и па́мять чудотво́рнаго о́браза Твоего́ Ки́ево-Бра́тскаго.
Да и в хра́ме се́м и оби́тели се́й, па́че же в душа́х и сердца́х на́ших, просла́вим Тя́, Хода́таицу и Моли́твенницу за ро́д на́ш, и Тобо́ю сла́ву возсле́м Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Киево-Братская икона Божией Матери

Чудотворный образ Божией Матери "Киево-Братский" празднуется с 1654 года.
Дни празднования - 10 (23) мая; 02 (15) июня и 06 (19) сентября.

История иконы

Эта икона явилась чудесным образом в 1654 году и первоначально была местной в Борисоглебской церкви города Вышгорода (Киевского).

В 1662 году, во время войны с Польшей (1659–1667 гг.), городу был нанесен большой ущерб со стороны воевавших против России в союзе с поляками крымских татар. Храм святых страстотерпцев Бориса и Глеба был разорен и поруган неприятелем. Но Промыслом Божиим чудотворная икона Божией Матери была сохранена, ее своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом. Река вынесла святую икону к берегу Подола в Киеве, где она была с великой радостью принята православными и с подобающими почестями перенесена в Братский монастырь, от названия которого и получила свое наименование. Там святой образ пребывал в течение долгого времени.

Предание прибавляет к этому рассказу следующую подробность.

Один татарин заметил икону в реке и решил воспользоваться ей для переправы, но едва он коснулся ее, как икона сама поплыла, притом очень быстро и остановилась против Братского монастыря. Татарин, боясь утонуть, отчаянно вопил, на его крики вышли братия из монастыря и направили к нему лодку. Впоследствии спасенный татарин крестился и принял постриг в Киево-Братском монастыре.

В описи церковного имущества Киево-Братского монастыря, произведенной в 1807 году, приводится описание чудотворной иконы.

Существовала «Песнь о чудотворной Киево-Братской иконе Богоматери», составленная вскоре после 1692 года.

К сожалению, первообраз иконы не сохранился. Список с чудотворного образа «мера в меру» пребывает в Киевском монастыре Покрова Божией Матери.

Тропарь Божией Матери пред чудотворною иконой Ее Киево-Братской.

Не обнаружен.

Кондак Божией Матери пред чудотворною иконой Ее Киево-Братской.

Неизвестен.

Акафист Пресвятей Владычице нашей Богородице пред Ея иконою, именуемой Киево-Братской.

Неизвестен.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее чудотворной иконой Киево-Братской:

О, Пресвятая Госпоже, Пречистая Владычице Богородице. Призри Всемилостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред пречистым Твоим образом, Киево-Братским нарицающимся, и молящихся Ти пред ним.
Да возсияет неизреченный свет Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа в сердцах наших. Да будет воля Его чрез все житие наше. Да дарует нам прощение и очищение всех грехов и прегрешений наших.
Не имамы иныя помощи, ни иныя надежды, токмо Тебе, Пречистая.
Якоже в древния времена град Вышгород и землю Киевскую прославила еси знамениями и чудесы от иконы Твоея чудныя, егда иновернаго агарянина чудным образом от воднаго потопления в реце Днепре спасла еси, и до обители Киево-Братския неврежденна доставила еси, и тамо истинное покаяние его прияла еси, и светом святаго крещения просветив, во Ангельский чин в сей обители облекла еси, и тем ко спасению и истинныя веры православныя утверждению путеводила еси.
Сего ради и мы, грешнии и недостойнии, дерзающе просим и молим: не отрини нас, молящихся Ти, пред сею дивною и чудотворною иконою Твоею. Укрепи веру в нас правую, даруй любовь друг ко другу нелицемерную. Буди Взбранной Воеводой на вся видимая и невидимая враги наша: неверных к правоверию обрати, верных же на путь покаяния и спасения настави.
Помози, Госпоже Владычице, воздвигнути храм и обитель дивному и славному, достопоклоняемому Ангелы и человеки, имене Твоему, в честь и память чудотворнаго образа Твоего Киево-Братскаго.
Да и в храме сем и обители сей, паче же в душах и сердцах наших, прославим Тя, Ходатаицу и Молитвенницу за род наш, и Тобою славу возслем Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Величание чудотворной иконе Божией Матери Киево-Братской.

Неизвестно.

У Вас имеются другие сведения? Присылайте, с радостью дополним, но только с указанием источника информации или фотокопией источника.

Ц ерковная история и Предание сохранили описание чудес, связанных с явлением и прославлением Киево-Братской иконы в древнем граде Вышгороде.

Вышгород - древняя вотчина святой равноапостольной (в крещении Елены, память совершается 11 июля ст. ст.), а в последствии всех киевских князей, всегда находился на особенном положении у своих покровителей. Впервые упоминается в летописи в 946 году: «Бе бо Вышегород град Вользин (Ольжин)», т. е. уделом святой Ольги, ее любимым местом и городом, устройству которого она много посвящала забот («Описание Киева» Берлинского).

В 1131 году из Константинополя в дар святому благоверному князю киевскому Мстиславу (в крещении Феодора) была прислана икона Пресвятой Богородицы, написанная евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Господь Иисус Христос, известная под именем Вышгородская (празднование совершается 21 мая, 23 июня, 26 августа ст. ст.).

Икона была установлена в Девичьем монастыре Вышгорода. Множество исцелений и чудес проистекало от чудотворной Вышгородской иконы Божией Матери. И древний град Вышгород, и все пределы Киевские отныне были под покровом Царицы Небесной.

Сын Юрия Долгорукого святой в 1155 году принес икону во Владимир и поместил в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. С того времени икона получила наименование Владимирской.

Сведения же о Киево-Братской иконе, также являвшейся святыней Вышгорода, восходят к 17 веку, когда Киев и его пределы постоянно подвергались нападениям польско-литовских и крымско-татарских захватчиков.

«Киево-Братская икона Божией Матери прежде была местной в Борисоглебской церкви в городе Вышгороде (Киевском), где она чудесно явилась в 1654 году», - так начинается повествование о иконе в книге «Благодеяния Богоматери роду христианскому чрез ее святые иконы».

Описание чудесного явления иконы сохранились в работе Грушевского «Істория України-Руси». Литовское войско под предводительством своего князя Радзивилла, готовясь напасть на Киев, что бы его разграбить, остановилось на постойм в Вышгороде. Естественно, в Вышгороде литовцы - полуязычники, полукатолики (а также кальвинисты) начали грабить город, не останавливаясь и перед святыней. Очередь дошла и до соборной церкви, где и находилась икона Божией Матери.

Один из воинов, желая нанести оскорбление всем православным, ударил ружьем по лику Богоматери, от этого сделался знак: кровь потекла по лику как бы из раны. В ту же ночь Божия Матерь явилась Радзивиллу и пригрозила, что если он не накажет Ее обидчика, то не выйдет живым из Вышгорода. Радзивилл наутро велел отыскать безбожника, повесить, и спешно вышел из Вышгорода не причинив никакого разорения.

А икона, прославляемая благодарными вышгородцами стала одной из почитаемых святынь города.

Событие происходило во время Русско-Польской войны (1654-1667 г.г.). Городу был нанесен большой урон от воевавших на стороне поляков крымских татар. Храм святых страсотерпцев был разорен и поруган. Однако Промысл Божий сохранил чудотворную икону Божией Матери, которую своевременно вынесли из храма и пустили по Днепру, а мощи святых сокрыли под спудом.

«Один татарин, как говорит предание, хотел на иконе переплыть Днепр. Икона сама поплыла и стала среди Днепра против Братского монастыря. Татарин сидел на ней и кричал; из монастыря приплыли и взяли в лодку икону и татарина, который после этого крестился и постригся в монахи... В это время икону Богоматери, принесенную водою до Киево-Подола, приняли, с подобающею честию поставили в Братский монастырь, где она стоит и доселе».

«Киево-Братский Богоявленский, училищный монастырь второго класса. Монастырь сей состоит в Киеве на Подоле и основан в 1588 году училищным Братством при школе Богоявленской приходской церкви, близ находившейся; а когда Богоявленская церковь и школа сгорели, и в 1613 году Анна Гугулевичева, жена Маршалка Мозырского, свой двор, находившийся на месте нынешнего монастыря, отдала под школы, то, с определением к оным монашествующих учителей, основан некоторым образом и монастырь. Но уже при митрополите (1596-1646) 1631 года он утвержден быть совершенным монастырем и при нем Академия, или Коллегия. «Святыню сего храма (Богоявленской церкви) составляют: чудотворная икона Братской Божией Матери, принесенная волнами Днепра из разоренного татарами Вышгорода в 1662 году; она находится на правой стороне храма у столба в особом киоте, на возвышении; еженедельно по субботам пред иконою читается акафист Божией Матери...».

В книге «Православныя Русския обители» о Братском монастыре сказано: «Богоявленский первоклассный необщежительный училищный монастырь занимает обширное пространство по Александровской площади, между Набережно-Николаевскою, Волынскою и Ильинской улицами, обнесенное каменной оградой, увенчанной со стороны площади трех-ярусной колокольней... Соборная церковь Богоявления Господня построена на месте деревянной гетьманом Иваном Мазепою в 1693 г.

В этом храме хранятся святыни обители - чудотворная икона Братской Богоматери, приплывшая по р. Днепру в 1662 г. из разоренного татарами в г. Вышгороде соборного храма...».

Интересная информация о Братской иконе находится в книге известного киевоведа и историка Константина Шероцкого «Киев. Путеводитель» издания 1917 года. Там пишется: «Посредине храма у среднего правого столпа находится чудотворный, очень популярный в 17-18 вв. образ Братской Божией Матери. Он украинскаго письма 17 в. в обычном типе наместных икон и происходит из иконостаса Вышгородского храма, разрушеннаго польско-литовскими войсками в 1651 г. История прибытия этой иконы из Вышгорода рассказана на интересном гравированном изображении ее, сделанном известным киевским гравером 17-18 в. Илларионом Мигурою, который год появления иконы в Братском монастыре считает 1654 г. Икона приплыла по Днепру и была извлечена оттуда монахами, поспешившими на зов татарина, ухватившагося за икону, чтобы переплыть Днепр. Икона ныне сильно переписана, но старые гравюры дают понять, что черты рисунка неизменны» (Шероцкий К. Киев. Путеводитель. 1917 г.).

Многие монастыри Российской имприи заказывали список с чудотворной Киево-Братской иконы Божией Матери, желая иметь эту святыню в своих стенах.

Так в описи святынь Лебединского монастыря Киевской Епархии (сейчас Черкасская епархия) есть указание: «Были в монастыре и чтимые святыни: икона Божией Матери „Киево-Братская“ в серебряно-золотой ризе, которой в 1861 г. была благословлена игумения Филарета от благочинного монастырей Киевской Епархии архимандрита Иоанникия» (Свято-Николаевский Лебединский монастырь. С.8).

Празднование Братской иконе совершается четыре раза в году: 10 мая (23 н. ст.), 2 июня (15 н. ст.), 6 сентября (19 н. ст.) и переходящий день празднования на пятой неделе Великого поста в субботу Акафиста, Похвала Пресвятой Богородицы.

С ХVІІ века почитание Киево-Братской иконы Божий Матери было велико в среде простого народа, мещан, ремесленников, жителей Подола, Кожемяк и других ремесленных районов Киева.

Подоляне ни одно важное дело не начинали без молитвы пред Братским образом. Торговые сделки (Братский монастырь находился как раз на одной из самых бойких торговых площадей Киева Александровской, или известной под именем «Контрактовой»), сватовство и заключение брачных контрактов, спорные вопросы, тяжбы, все это решалось пред Братским образом Божией Матери.

Упоминание иконы в художественной литературе

Ряд литературных произведений украинских классиков красочно изобразили влияние Братской иконы на жизнь и быт киевлян в ХІХ веке.

Выдающийся украинский писатель Иван Нечуй-Левицкий , живший в ХІХ веке в Киеве и знавший его традиции, в одном из своих произведений «На Кожум’яках», показал, какое большое влияние в народе имела Братская икона. Вот несколько цитат из произведения:

«Гострохвостий: І хто вам наговорив оце? Божусь вам і присягаюсь перед Братською чудовною Богородицею, що се все брехня».

«Але ж божуся вам, присягаюсь! Нехай мене святий Хрест поб"є, нехай мене покарає Братська Богородиця!».

Из уст другого персонажа слышим:

«Сидір Свиридович: Свят, свят, свят! Братська чудовна Богородице! Заступи й помилуй!».

У Михаила Старицкого , не менее известного украинского драмматурга, в комедии «За двумя зайцами» есть так же упоминания о Киево-Братской иконе:

«Голохвастый: Вы не верите? Так знайте же, что я решительно никого не любил, не люблю и не полюблю, окромя вас!.. Да если б я любил так Братскую икону, то меня б ангелы взяли живым на небо!».

«Секлета: Да вы брешете! Присягните мне хоть на Братской!

Голохвастый: Пусть меня покарают все Печерские святые! Пусть меня большой Лаврский колокол покроет, когда брешу!

Секлета: Нет, таки присягните на коленях перед Братской!

Голохвастый (в сторону): От не отвяжусь! (Становится на колени.) Ну, пусть меня побьет Братская Божия Матерь, когда брешу!

Секлета: Ну, теперь верю, теперь верю!».

Судьба иконы в XX веке

В начале ХХ века, а точнее после 1917 года, на долю Киево-Братской иконы и монастыря, как и на долю всего православного народа, выпали тяжкие испытания.

В 1919 году Киево-Братский монастырь и Киевская Духовная Академия были официально закрыты советской властью. Однако, академия неофициально функционировала вплоть до середины 1920-х годов - некоторые преподователи читали лекции и принимали экзамены на частных квартирах.

В монастырских церквах служба проводилась вплоть до начала 1930-х годов, как приходских.

После ликвидации Братского монастыря и закрытия Киевской Духовной Академии икона бесследно исчезла. Когда проводилась опись монастырских ценностей и ризницы, в связи с национализацией церковного имущества в 1920 годах, иконы уже не было. Известно, что на момент исчезновения, икона была украшена дорогой позолоченной ризой с множеством драгоценных камей (опись иконы хранится в архиве библиотеки им. Вернадского в г. Киеве). Никаких документов, подтверждающих изъятие святыни или перенесении ее в другое место, не имеется.

После исчезновения иконы, разгрома Братского монастыря и других знакомых нам исторических событий, наступил период некоего духовного забвения. Память о Киево-Братской иконе сохранилась лишь в церковном календаре и в тех немногих иконных списках, которые пребывали в уцелевших православных храмах.

Почтить память Братской, приложиться к образу можно было до недавнего времени в трех храмах Киева: Ильнской церкви на Подоле (в приделе св. Иоанна Крестителя), в Крестовоздвиженской церкви (в Казанском приделе) на том же Подоле и в Киево-Покровском женском монастыре.

В 2007 году, в предместье Киева, в селе Горенка Киево-Святошинского района, по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Владимира Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, создается община и приход в честь иконы Божией Матери «Киево-Братская», которая начинает труд по строительству церкви в честь великой киевской святыни - Братской иконы Божией Матери.

Осенью 2007 года настоятелем прихода указом Митрополита был назначен игумен Ахила (Шахтарин) .

Была написана храмовая Киево-Братская икона Божией Матери, согласно историческому описанию и сохранившимся копиям.

Иконография Киево-Братской иконы, которая по своей композиции восходит к древней Византийской иконе «Богоматерь Елеуса», что в переводе с греческого означает «Милостивая», или «Умиление».

«Этот иконографический тип сложился в поздневизантийском искусстве, но расцвета достиг именно на Руси. Он оказался созвучен той особой душевности, которая всегда была свойственна русскому восприятию христианства. Сам характер древнерусской иконописи - светлый, мягкий, певучий - как нельзя лучше подходил именно такому изображению Богоматери с Младенцем.

Слово «умиление» родственно греческому «Елеуса» - «Милостивая». Так в Византии называли многие иконы Богоматери. Сам же тип «Умиление» именовался в византийской иконописи «Гликофилуса» - «Сладкое лобзание». Главный смысл таких икон - взаимная любовь и нежность Матери и Сына. На этих образах их внимание обращено в первую очередь друг на друга: Мария ласково прижимает к себе Младенца, а Он обнимает Ее за шею или нежно касается рукой щеки.

В этой трогательной нежности есть и особый, трагический оттенок. Ведь Мария ласкает не простое дитя, а Спасителя, Которому предстоит принять Крестную муку за грехи рода человеческого. Недаром на иконах, посвященных оплакиванию Христа, тоже можно увидеть Богоматерь, прильнувшую к щеке Сына.

Когда данная работа была дополнена новыми данными о Киево-Братской иконе и готовилась ко второму изданию стало известно, что в июле 2009 года в запасниках Национального художественного музея Украины ОБРЕЛАСЬ чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери, следы которой, как было сказано выше, теряются в 20-х, 30-х годах ХХ столетия.

Эта добрая весть поступила из статьи Нины Пархоменко, научного сотрудника Национального художественного музея Украины «Обретение Киево-Братской иконы Божией Матери», помещенной на последней полосе Церковной Православной газеты № 21, за ноябрь 2009 года.

Из статьи стало известно, что после разорения Киево-Братского монастыря икона поступила в Киево-Печерскую Лавру в музей и из Лаврского музея в 30-е годы попала в запасники Национального художественного музея: «У післяреволюційні роки слід ікони зникає. У 1935 р. розорено й знесено Братський монастир. Донедавна Києво-Братська ікона вважалась утраченою. І от, у липні 2009 р. під час робіт у фондосховищах Національного художнього музею України було знайдено цю ікону, до того ж у вишуканій срібній з позолотою карбованій оправі. На звороті дошки старий інвентарний номер (який засвідчує її перебування у фондах Лаврського музейного містечка у 1934 р.), поряд з яким зазначено, що ікона взята з Братського монастиря. Ікона за розміром досить велика - 133×96...», (Церковная Православная газета № 21, 2009 г.).