Как сделать вулкан химический опыт. Все что нужно


Уже несколько недель подряд мы скупаем всю соду и уксус во всех ближайших магазинах. А все потому, что мы решили сделать все опыты, в которых присутствует сода и кислота. Святослав достиг того возраста, когда чувствует себя настоящим экспериментатором. Проводить опыты теперь его любимое развлечение и увлекательный досуг. А младший уже спешит пододвинуть стульчик к столу и подсесть поближе, сопровождая все забавными возгласами.

Надо сказать, что опыты – это не только интересное зрелище, но и повод, для того чтобы поразмыслить над происходящим (для старшего ребенка), выдвинуть гипотезы, почему происходит именно так. А иногда и повторить опыт, меняя составляющие. Иногда не происходит желаемого результата, к примеру, из-за низкой концентрации кислоты или лишнего воздуха, там где его быть не должно. И тогда — это тоже результат, повод для размышления, повторения опыта, и исправления неточностей.

Для справки: Взаимодействие соды с уксусом называется реакцией нейтрализации. Суть её состоит в том, что кислота при взаимодействии с щелочью (содой) нейтрализуют друг друга, выделяя углекислый газ.
Основными ингредиентами всех опытов, указанных ниже, является сода и кислота. В некоторых случаях я использую лимонную кислоту в концентрации 1-2 чайные ложки на стакан воды. А иногда — 9% столовый уксус.

Итак начнем наше путешествие по содовым опытам.

1. Извержение вулкана.

Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.

Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо
Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.
Пластиковая бутылка

Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.
Так же в теплое время гору можно сделать из песка прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.

Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства.
Затем аккуратно добавляем кислоты.
Вулкан начинает извергать мыльную пену.

Последний наш вулкан был вылеплен из соленого теста, подкрашенного кокао, внутри сделано углубление. Наш вулкан сох на подоконнике около 5 дней, после чего уже на протяжении недели работает в напряженном режиме извергая лаву каждый день.

А это фото из нашей , сделанное несколько лет назад.
2 опыт. Надуваем шар

Что делаем:
Примерно 1/3 бутылки заполняем кислотой.
В воздушный шар насыпаем через воронку соду.
Надеваем на горлышко бутылки воздушные шар, и постепенно высыпаем соду из шарика в бутылку.
Результат: Шарик начинает надуваться за счет выделения углекислого газа.


3 Выращивание кристаллов из соды

Наливаем горячую воду в стакан или банку. Добавляем соду и размешиваем. Когда сода перестанет растворяться — это значит, что «пищи» достаточно. Я добавила около 15 столовых ложек соды, чтоб уж наверняка 🙂
На нитку подвешиваем предметы, на которых будем выращивать кристалл. Я брала синельную проволоку, но можно подвесить любой предмет. Нитку привязываем к палочке и устанавливаем на банку. Ждем около суток.

Почему так происходит: При остывании жидкости, сода прекратила растворяться и стала оседать на нитке с фигуркой. Когда вода, насыщенная содой, начала понемногу испаряться, кристаллы стали «расти.

Зимой мы проводили опыт по выращиванием кристаллов из сол и, такие кристаллы получаются еще более интересными и «кристаллическими», чем содовые.



4 Рисование на соде
С помощью соды, красителя и кислоты можно создавать узоры. Это один из способов необычного рисования, который стоит попробовать.

Вариаций подобного рисования может быть много. Для начала, нужно насыпать соду в широкое блюдо и равномерно её распределить. А дальше — уже вариации.
Красители: можно развести водой и капать на соду. А можно воспользоваться сухими красителями и насыпать узором, а уже потом капать жидкость.
Кислота: Можно капать в соду кислоту, а можно посыпать соду кристаллами лимонной кислоты и капать водой.
Ну и конечно же в качестве источника жидкости можно использовать разные приспособления: пипетки, шприцы, спринцовки, брызгать из распылителя.

Сначала мы капали на соду разведенными в воде красителями с растворенной лимонной кислотой.

А в другом варианте посыпали соду лимонной кислотой, затем наносили узор красителями, и распылителем брызгали воду в блюдо, и вот что вышло.

после того как все перемешается можно взять палочку и порисовать, смешивая все краски. Нанесенный узор не растекается, а «держит форму»

А меленькому Тимофею, все наше безобразие безумно нравится, и он, естественно, не может удержаться, чтобы не потрогать все это 🙂


5. Содовые бомбочки.
Для этого опыта необходимо заранее слепить содовые бомбочки.
Как делать: в миске смешиваем соду и гуашь + несколько капель воды, чтобы замесить густую массу. Масса должна хорошо лепиться руками. Делаем из этой массы комочки и оставляем сохнуть на сутки.
И вот что получается:

А уже эти комочки можно бросать в кислую воду и смотреть, как они начинают шипеть и пузыриться и постепенно окрашивать воду.

Еще один необычный вариант использовать такие содовые бомбочки — это добавить в стакан масло.
На дно стакана я насыпала лимонную кислоты и блестки, добавила воды и растительного масла.
Затем добавляем в стакан содовый шарик и наблюдаем как летают блестки и капельки масла.

Еще более зрелищным этот опыт становится, если бросить вместо содовых шариков шипучую таблетку, посмотрите это видео

6. Лед из соды
Многие дети любят морозить и растапливать лед и, добавив в воду соды, этот процесс становится еще более интересным и необычным для ребенка.
Прежде всего необходимо сделать концентрированный содовый раствор и распределить по формам.
Когда лед будет готов — выкладываем его на блюдо.
Для растапливания льда понадобится горячая вода с растворенной лимонной кислотой, примерно 1-2 чайной ложки на стакан.
Выдаем ребенку шприц или спринцовку и наблюдаем как плавится лед с брызгами и пузырьками.

Вариации: Добавьте в формочки для льда, перед заморозкой, какие-нибудь сокровища, например, красивые бусины, тогда ребенок будет с еще большим энтузиазмом их добывать из кусочков льда.

7. Танцующий рис
В воду добавляем темный рис (можно любую крупу) — крупа оседает на дно.
Затем добавляем ложку соды, тщательно размешиваем.
Начинаем вливать в стакан уксус.
Каждая рисинка покрывается маленькими шариками и начинает «танцевать» в стакане, поднимаясь вверх, а затем, опускаясь вниз.
После того, как танец начинает затихать, можно добавить в воду краситель и понаблюдать как он распределяется по стакану.

8 Содовый взрыв

Этот опыт стал одним из любим уличных опытов, наравне с вулканом.
Делается очень просто:
В бумажное полотенце кладем 2 столовые ложки соды и заворачиваем.
В пакет наливаем кислоту подкрашенную красителем. Прежде чем налить жидкость в пакет необходимо проверить пакет на отсутствие мелких дырочек, иначе возникающий углекислый газ начнет выходить из пакета и взрыв не получится. Именно по этой причине у нас не получился этот опыт в первый раз!
Когда опыт не получается по какой-то причине — это отличный способ поразмышлять с ребенком, по чему так произошло, выдвинуть гипотезы и устранить препятствия.
Во второй раз все случилось отлично! Взрыв пакета с громким БУХ и вытекающая жидкость. Брызг от взрыва нет, поэтому можно далеко не убегать 🙂
9 Запуск ракеты

Все наверное помнят, как шампанское стреляет в потолок, если потрясти бутылку. Вот примерно точно также, с помощью соды и уксуса можно запустить «ракету» в комнате.
Сначала примеряем к бутылке пробку, она не должна проваливаться внутрь. По желанию ребенка, декорируем пробку «под ракету».
В бутылку, наливаем 1/3 часть столового уксуса.
В кусочек туалетной бумаги кладем чайную ложку соды и сворачиваем в рулончик.
Сверток с содой опускаем в бутылку и закрываем её пробкой. Наблюдаем запуск ракеты.

10 Делаем газированный напиток.
Нам понадобятся 2 соломинки для напитков. На одной из них делаем надрез и соединяем их, чтобы трубочка стала еще длиннее (конечно при необходимости, в случае, если одной трубочки не достаточно, чтобы соединить два сосуда)
В крышке от бутылки шилом проделываем отверстие под трубочку.
Вставляем трубочку в крышку.
В стакане готовим напиток, который будем газировать.
Свободный конец трубочки опускаем в стакан со сладкой водой.
В бутылку насыпаем 3 чайные ложки соды, затем добавляем уксус и быстро закрываем крышку с трубочкой.
Как вариант, можно сначала налить кислоту в бутылку, а затем бросить сверток с содой, как в предыдущем опыте. Тогда реакция начнется не так стремительно, как раз для того, чтобы успеть закрутить крышку.
Результат: В стакан по трубочке устремляется углекислый газ, наполняя нашу воду пузырьками воздуха.

11. «Пузыри в банке» — это один из самых странных опытов. Но поскольку такой опыт существует, мы не можем пройти мимо него.
Сразу скажу, что делали мы его несколько раз в различных вариациях, чтобы получить обещанный результат. Но результат все равно получался иным.
Итак, для опыта нам понадобится трех литровая банка, сода, уксус и мыльные пузыри. На дно насыпаем соду, наливаем уксус. Начинается реакция с выделением углекислого газа. А теперь берем мыльные пузыри и начинаем вдувать их в банку.
Обещанные результат — мыльные пузыри повисают в центре банки за счет «подушки» из углекислого газа!!!

12. Ну и напоследок добавим немного огня. Наблюдаем над тем, как углекислый газ тушит огонь. Дайте возможность ребенку самому понять, почему так происходит.

А еще обязательно попробуйте сделать «снег» из соды . Подробнее об этом смотрите

И это еще не все опыты из соды! В следующей статье я расскажу про опыты с содой, которые проводят в Монтессори-классах.

Перед нами новый наборчик для любителей химических опытов из серии «Суперпрофессор». В этот раз нам предстоит наблюдать за извержением вулкана и за фараоновыми змеями.

Важно! Эти эксперименты нужно проводить только на природе – бывает много огня и пепла!

А о наших экспериментах, которые мы проводили дома смотрите в статьях « « ».

В этот раз мы решили начать свои химические опыты с оживления фараоновых змей.

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Фараонова змея»

Для этого химического опыта нам понадобились:

  • Выпарительная чаша
  • Сухое горючее
  • Спички
  • Ножницы (или пинцет)
  • Глюконат кальция – 3 таблетки
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Фараоновы змеи»

  1. В чашу кладем таблетку сухого горючего и поджигаем его.
  2. Щипчиками осторожно кладем на огонь таблетку глюконата кальция.

Таблетка превращается в фараонову змею, которая выползает из чаши и растет, пока не рассыпется в пепел.

Глюконат кальция нужно положить в центр горящей таблетки, тогда фараоновы змейки будут жирненькие 🙂 Мы сначала одну таблетку глюконата кальция положили в центр, а две по краям и на видео видно, как отличаются змейки по размеру. Потом мы передвинули глюконат кальция в центр и все фараоновы змейки весело заструились.

Посмотрите по видео, как ползают фараоновы змеи:

Научное объяснение химического опыта «Фараоновы змеи»

Когда глюконат кальция разлагается, то образуются оксид кальция, углерод, углекислый газа и вода. Объем продуктов разложения гораздо больше объема исходного продукта, поэтому и получается такой интересный эффект.

В наборе «Суперпрофессор» ингредиенты рассчитаны на трехкратное повторение химического опыта «Фараоновы змеи».

Qiddycome: Серия «Лучшие химические опыты и эксперименты: Вулкан»

Как и большинство блогомамочек, мы с Олесей делали несколько раз вулкан из соды и уксуса. Я думала, что и в коробочке будет что-нибудь подобное. Но я здорово ошибалась. Эксперимент по извержению здесь был совершенно другой – намного круче!

Для эксперимента «Вулкан» мы использовали:

  • Выпарительная чаша
  • Фольга (негорючий жаропрочный материал)
  • Дихромат аммония (20 г)
  • Перманганат калия (10 г)
  • Глицерин – 5 капель
  • Пипетка
  • Перчатки

Проведение химического опыта «Вулкан»

  1. Стелим на стол фольгу и ставим на нее выпарительную чашу.
  2. Насыпаем в чашу дихромат аммония (половину баночки) и делаем на вершине горки углубление.
  3. В углубление засыпаем перманганат калия.
  4. Набираем несколько капелек глицерина и капаем на перманганат калия.

Через несколько минут наш вулкан загорелся. Сам! Без поджигания!

Вот видео нашего горящего вулкана:

Научное объяснение химического опыта «Вулкан».

Оказывается, что дихромат аммония горит сам по себе, если его поджечь. Но в нашем эксперименте в качестве запала сработала смесь перманганата калия и глицерина. Из-за реакции этой смеси начало выделяться тепло, которое и привело к возгоранию дихромата аммония.

Извержение горящего вулкана — потрясающий химический опыт ! Интереснее эксперимента мы, наверное, еще и не проводили!

В рамках данной статьи приведено простое и доступное пошаговое руководство относительно того, как сделать вулкан в домашних условиях. В процессе своего развития ребенок задает все больше и больше вопросов. Лучше всего давать ответ на них, подтвержденный наглядным примером. И один из них и будет дан в рамках данной статьи.

Ингредиенты

Для решения вопроса о том, как сделать вулкан из пластилина в домашних условиях, необходимы следующие компоненты и материалы:

  • Пластиковая тара (можно взять любую бутылку емкостью от 0,5 до 2 л).
  • Пластилин для создания макета (в зависимости от его размеров может даже понадобиться несколько упаковок).
  • Пищевая фольга.
  • Две стеклянные колбочки для смешивания ингредиентов (в крайнем случае можно использовать стаканчики).
  • Жидкость для мытья посуды.
  • Краска красного цвета.
  • Уксусная кислота.
  • Песок.
  • Шприц медицинский одноразовый.
  • Ножницы.
  • Ложка.

Все это готовим заранее, чтобы затем, в процессе проведения эксперимента, не возникало различных заминок. Большая часть этого списка есть у каждой хозяйки дома. Чего не хватает - докупаем.

Делаем макет

Наиболее сложный этап в том, как сделать вулкан в домашних условиях, - это создание макета. Тут нужно включить воображение и должным образом его оформить. В качестве основы используем пластиковую бутылку. Она должна быть в центре, и из нее будет извергаться символическая лава.

Далее на нее накладывается слоями пластилин так, чтобы получилась горка. Кратер вулкана закрываем пищевой фольгой. При этом в нем необходимо сделать отверстие с помощью ножниц для того, чтобы была возможность смешивать ингредиенты лавы. На завершающем этапе поверхность пластилина покрываем песком. При желании для естественности макета его можно окрасить краской.

Смешиваем и получаем результат

Теперь разберемся с тем, как сделать в домашних условиях. Для начала в одной из колбочек смешиваем и краску. Затем добавляем к ним Детально перемешиваем полученный раствор до получения однородной массы. Во вторую колбочку наливаем уксусную кислоту. Теперь раствор из первой посудины с помощью ложки через заранее приготовленное отверстие заливаем в вулкан.

После этого к извержению все готово. Достаточно только наполнить шприц уксусной кислотой и затем быстро ее впрыснуть в сопло вулкана. При этом начнется реакция внутри, в результате которой через проделанное отверстие вытечет лава. При желании эксперимент можно сделать несколько раз. Для этого достаточно потом повторно добавить

Обдумывая, как сделать вулкан в домашних условиях, не забываем о том, что из его жерла будет вытекать лава. Поэтому заранее рекомендуется расположить его так, чтобы ничего не испортилось (например, на поддоне или в ванной). Еще один нюанс заключается в том, что макет из пластилина можно неоднократно использовать во время проведения подобных экспериментов. Поэтому в дальнейшем для получения "извержения вулкана" нужны будут только сода, уксусная кислота, краска красного цвета и жидкость для мытья посуды.

Резюме

В рамках данной статьи был приведен алгоритм того, как сделать вулкан в домашних условиях. Большинство использованных материалов есть в наличии у каждой хозяйки дома, остальное можно купить. Ничего сложного в этом нет, так что можно провести яркий и познавательный урок со своим малышом. При желании этот эксперимент можно выполнить повторно уже в кругу его друзей и использовать один и тот же макет. Единственное, что понадобится, - это ингредиенты для имитации лавы, с которыми проблем не должно возникнуть.

Когда мы начинали с Владиком химичить, самыми любимыми веществами для опытов были сода и уксус . Много же мы извели соды,

Сегодня для удобства я собрала с одной статье несколько простых опытов с содой, с которых вполне можно начинать знакомство Вашего маленького ученого с химией.

Кстати, не лишним будет объяснить ребенку чем отличаются химические превращения от физических.

Химия изучает такие превращения, когда в результате взаимодействия веществ получается что-то новое. Например, гвоздь остался в воде и спустя какое-то время образовалось новое вещество — ржавчина. А физическим опыт будет тогда, когда превращения будут происходить с одним веществом. Например, положили лед в стакан, потом лед растаял — образовалась вода, а если воду подогреть, то будет водяной пар. Лед, вода и пар — это разные состояния одного и того же вещества — воды. Думаю, что так будет понятно.

Вернемся к нашей соде. Химики называют ее бикарбонатом или гидрокарбонатом натрия, а вот как назвать это вещество, проводя опыт с ребенком, Вы решайте сами.

Опыт 1

В половину стакана воды добавить немного уксуса, а потом пол чайной ложки соды всыпать в стакан. Раствор сразу запузыриться, как будто вскипает. В результате реакции выделяется углекислый газ. Почему же так происходит? Молекулы соды и уксуса соприкасаются в стакане и выделяется газ. Опыт немного видоизменяем.

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная деятельность «Извержение вулкана»

Цель:

Познавательное развитие:

обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;

развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.

Речевое развитие:

расширить словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, вулканологи, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан, потухший вулкан и т. д.

Социально-коммуникативное развитие:

воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира

создать условие в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

поддерживать стремление ребенка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками;

Физическое развитие:

Укреплять здоровье детей.

Проблемный вопрос: Что такое вулкан?

Гипотезы: 1. Вулкан -это огнедышащая гора.

2. Вулкан- это обычная гора.

Оборудование:

картинки с изображением вулканов;

поддоны;

видеофильм;

сода;

лимонная кислота;

сухая красная краска;

моющая жидкость;

чайные ложки;

пипетки;

стаканчики с водой;

салфетки

наглядность: картинки с явлением природы,

предварительная работа: знакомство с явлениями природы.

Ход знятия

Здравствуйте ребята. Я рада встрече с вами. Меня зовут…

Давайте порадуемся солнцу и птицам,

Давайте порадуемся улыбчивым лицам,

Доброе утро скажем друзьям. …

Доброе утро скажем гостям, … .

Мои дети очень любят наблюдать явления природы. А какие явления природы вы любите наблюдать? … (картинки)

Мои дети приготовили для вас загадку. Какое явление природы мы с вами можем наблюдать и весной, и летом, и осенью? … ….)

Если дети затрудняются, педагог использует загадку

Давайте я вам помогу. Отгадайте загадку:

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и всё вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это -.

ДОЖДЬ

Но говорить мы будем не о дожде. О чем? О таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как «извержение вулкана».

Послушайте интересную легенду.

«Жил на свете бог по имени Вулкан и нравилось ему кузнечное дело – стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел.

С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают с помощью видио-камеры.

Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Проходите. Усаживайтесь. …

Просмотр сопровождается пояснениями педагога.

2фрагмент: - Лава - это растопленные камни. Она течет вниз по склону и вытекает очень- очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает все живое и неживое, превращая в пепел. Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни.

3 фрагмент: Посмотрите, как выглядит извержение вулкана ночью. Как течет огненная река лавы.

С чего начинается извержение вулкана? (Сначала появляется … дым)

Как растекается лава?)

Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

Мы наблюдали с вами действующий вулкан. А еще бывают спящие и потухшие.

Как вы думаете, какой вулкан называют спящим? … Спящий - это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой.

Я попыталась сделать макет спящего вулкана. Выставляет

Похоже? … Чем? … (формой, сверху есть дырка). Вулкан конусообразной формы.

Верхняя часть с воронкой. Это кратер вулкана.

Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю.

Наблюдать извержение вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

Прежде чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными, не делать запрещенных движений.

Игра называется «Запрещенные движения». Правило: запрещено делать вот такие движения …. Будьте внимательны, я буду показывать и запрещенные движения.

Все старились быть внимательными. Значит, и во время опыта будете работать осторожно и аккуратно, следуя инструкции.

Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить.

Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

Надо работать аккуратно:

ничего не брать в рот- символ

осторожно насыпать порошок - символ

осторожно наливать воду - символ

лавы не трогать - символ

использовать салфетку- символ

Чтобы разбудить вулкан, надо:

положить 1 ложку красного волшебного порошка- символ

накапать пипеткой 5 капель желтой жидкости - символ

добавить воды не больше 4 ложек- символ

Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Занимаем рабочие места. У каждого своего макета вулкана, мерные ложка и пипетка. Схема проведения опыта, красный порошок, желтая жидкость, вода и схема лежат в центре на двоих. Надо будет договариваться, чтобы не помешать другому аккуратно провести опыт.

Итак, что нам надо проверить? … Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла.

Дети проводят опыт. Воспитатель консультирует, следит за соблюдением правил безопасного поведения.

Какие красивые, замечательные, необычные вулканы вы оживили.

После, какой по порядку ложки стала появляться лава? …

У кого очень быстро изливалась лава? …

Когда быстрее изливалась лава, после трех или четырех ложек? … Значит, чтобы подольше понаблюдать, лучше положить три ложки воды.

Итак, мы сегодня говорили об извержении вулкана. Вам понравилось? … А не сможете ли вы рассказать об этом другим детям группы? … Я думаю, что у вас все получиться. А для этого я дарю вам альбом с фотографиями вулкана, схему опыта, состав для опыта и макет вулкана.