Храмовая архитектура. Современная церковная архитектура: особенности, смыслы, задачи


Как проехать Новомученики ЮЗВ Деятельность прихода Катехизаторство Социальная работа Воскресная школа Богословские курсы Миссионерство Молодежная организация Преподавание ОПК Приписные храмы Храм Петра и Февронии Храм Воскресения Христова Богослужения Новости Оптина пустынь История Оптиной пустыни Молитва Оптинских старцев Рассказы об Оптиной Воскресное Евангелие и Апостол Духовная жизнь Истинная жизнь человека Паломничество Фильмы о святынях Рассказы о поездках Паломническая служба "Назарет" Вопросы катехизации О храме с любовью Дом Божий Поминовение усопших Богослужения Таинства Церкви Воцерковление Вопросы и ответы Требуется помощь

Календарь

Окончание гонений в IV веке и принятие христианства в Римской империи как государственной религии привело к новому этапу развития архитектуры храмов. Внешнее, а затем и духовное разделение Римской империи на Западную - Римскую и восточную - Византийскую, повлияло и на развитие церковного искусства. В Западной Церкви наибольшее распространение получила базилика.

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Типы православных храмов

Храмы в Православной Церкви строились нескольких типов , но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению.

1. Храмы в виде креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

2. Храмы в форме круга (круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа

3. Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века. Период земной истории человечества исчислялся семью большими периодами - веками, и восьмой - это вечность в Царстве Божием, жизнь будущего века.

4. Храм в форме корабля . Храмы в форме корабля - самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

5. Храмы смешанных типов : по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.

Схема храма в форме круга

Схема храма в виде корабля

Крестообразный тип. Церковь Вознесения за Серпуховскими воротами. Москва

Схема храма построеного в форме креста

Крестообразный тип. Церковь Варвары на Варварке. Москва.

Крестообразная форма. Храм Николая Чудотворца

Ротонда. Смоленская церковь Троице-Сергиевой лавры

Схема храма в форме круга

Ротонда. Церковь митрополита Петра Высоко-Петровского монастыря

Ротонда. Церковь Всех скорбящих радости на Ордынке. Москва

Схемы храма в форме восьмиконечной звезды

Корабельный тип. Церковь Дмитрия на Крови в Угличе

Схема храма в виде корабля

Корабельный тип. Храм живоначальной Троицы на Воробьевых горах. Москва

Византийская храмовая архитектура

В Восточной Церкви в V-VIII вв. сложился византийский стиль в строительстве храмов и во всем церковном искусстве и богослужении. Здесь были заложены основы духовной и внешней жизни Церкви, с тех пор именуемой Православной.

Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Во всех типах храмов алтарь непременно отделялся от прочей части храма; храмы продолжали быть двух - а чаще трехчастными. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид, с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах.

Только в середине купола, там, где в катакомбах находился источник природного света, стали изображать пришедший в мир Свет Истинный - Господа Иисуса Христа. Конечно, сходство византийских храмов с катакомбными лишь самое общее, так как наземные храмы Православной Церкви отличаются и несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией.

Иногда на них возвышается несколько сферических куполов, увенчанных крестами. Православный храм непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестовокупольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества.

Византийский храм

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Византийский храм

Крестово-купольный храм в Стамбуле

Мавзолей Галлы Плацидии в Италии

План византийского храма

Собор св. Марка в Венеции

Храм святой Софии в Константинополе (Стамбуле)

Интерьер храма св. Софии в Константинополе

Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная). Киев

Крестово-купольные храмы Древней Руси

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского востока в V-VIII вв. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор, София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора.

Древнерусская архитектура в основном представлена именно церковными постройками, среди которых крестово-купольные храмы занимают господствующее положение. На Руси получили распространение не все варианты этого типа, но постройки разных периодов и разных городов и княжеств Древней Руси образуют собственные оригинальные интерпретации крестово-купольного храма.

Архитектурная конструкция крестовокупольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания.

Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это к лассический тип белокаменного прямоугольного храма , или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной.

В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

Святой равноапостольный князь Владимир и его преемник, князь Ярослав Мудрый, стремились органически включить Русь во вселенский организм христианства. Воздвигнутые ими храмы служили этой цели, ставя верующих перед совершенным софийным образом Церкви. Уже первые русские храмы духовно свидетельствуют о связи земли и неба во Христе, о Богочеловеческой природе Церкви.

Софийский собор в Новгороде

Дмитриевский собор во Владимире

Крестовокупольный храм Иоанна Предтечи. Керчь. 10 век

Софийский собор в Новгороде

Успенский кафедральный собов во Владимире

Успенский собор Московского Кремля

Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде

Русская деревянная архитектура

В XV-XVII веках в России сложился значительно отличный от византийского стиль построения храмов.

Появляются продолговатые прямоугольные, но непременно с полукруглыми абсидами на восток одноэтажные и двухэтажные с зимней и летней церквами храмы, иногда белокаменные, чаще кирпичные с крытыми крыльцами и крытыми арочными галереями - гульбищами вокруг всех стен, с двускатной, четырехскатной и фигурной кровлей, на которой красуются один или несколько высоко поднятых куполов в виде маковок, или луковиц.

Стены храма украшаются изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху.

Особый стиль обрела русская деревянная архитектура. Свойства дерева, как строительного материала, обусловили и особенности этого стиля. Плавных форм купол создать из прямоугольных досок и балок трудно. Поэтому в деревянных храмах вместо него является остроконечной формы шатер. Более того, вид шатра стали придавать церкви в целом. Так явились миру деревянные храмы в виде огромного остроконечного деревянного конуса. Иногда кровля храма устраивалась в виде множества конусообразно восходящих вверх деревянных маковок с крестами (например, знаменитый храм на погосте Кижи).

Покровская церковь (1764 г.) О. Кижи.

Успенский собор в Кеми. 1711 г.

Храм Святителя Николая. Москва

Церковь Преображения Господня (1714 г.) Остров Кижи

Часовня в честь Трех Святителей. Остров Кижи.

Каменные шатровые церкви

Формы деревянных храмов оказали влияние на каменное (кирпичное) строительство.

Стали строить затейливые каменные шатровые церкви, напоминавшие огромные башни (столпы). Высшим достижением каменной шатровой архитектуры по праву считается Покровский собор в Москве, более известный как храм Василия Блаженного, - сложное, затейливое, многоукрашенное сооружение XVI века.

В основе плана собор крестообразен. Крест составляют четыре основные церкви, расположенные вокруг средней, пятой. Средняя церковь - квадратная, четыре боковых - восьмиугольные. В соборе девять храмов в виде конусообразных столпов, вместе составляющих собою в общих очертаниях один огромный красочный шатер.

Шатры в русской архитектуре просуществовали недолго: в середине XVII в. церковная власть запретила строить шатровые храмы, поскольку они резко отличались от традиционных одноглавых и пятиглавых прямоугольных (корабельных) церквей.

Шатровое зодчество XVI-XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов.

Когда в 4-м веке нашей эры в Риме было принято христианство, а гонения на его представителей закончились, начала развиваться архитектура церквей. Во многом на данный процесс повлияло деление Римской империи на две части - Западную и Византийскую. Это оказало влияние на развитие На Западе распространенной стала базилика. На Востоке же популярность обрел византийский стиль архитектуры церквей. Последнее нашло отражение в культовых постройках на Руси.

Виды православных храмов

Имелось несколько типов архитектуры церквей на Руси. Храм в форме креста строился как символ того, что Крест Христов является церковной основой. Именно благодаря ему люди оказались избавленными от власти дьявольских сил.

Если же архитектура соборов и церквей представлена круговой формой, это символизирует бесконечность существования Церкви.

Когда храм возводится в виде восьмиконечной звезды, он олицетворяет собой Вифлеемскую звезду, которая и привела волхвов туда, где был рожден Иисус. Архитектура церквей данного типа является символом того, что история человеческая исчисляется семью длительными периодами, а восьмой является вечностью, Небесным Царством. Идея эта зародилась еще в Византии.

Нередко архитектура церквей России включала в себя постройки в форме кораблей. Это наиболее древняя вариация храма. Такая постройка содержит в себе идею о том, что храм спасает верующих, подобно кораблю, от житейских волн.

Помимо этого, архитектура нередко представляет собой смешение данных типов. В культовых постройках совмещаются круговые, крестовые и прямоугольные элементы.

Византийские традиции

На Востоке в 5-8-м веках популярным был в архитектуре храмов и церквей. Византийские традиции распространялись и на богослужение. Именно здесь зародились основы православной веры.

Культовые сооружения здесь были различными, но в православии каждый храм отражал определенное вероучение. В любой архитектуре церкви соблюдались определенные условия. К примеру, каждый храм оставался двух- либо трехчастным. По большей части византийский стиль архитектуры церквей проявлялся в прямоугольной форме зданий, фигурной кровле, сводчатых потолках с арками, столпами. Это напоминало внутренний вид церкви в катакомбах. Данный стиль перешел и в русскую архитектуру церкви, пропитавшись дополнительными характерными особенностями.

В середине купола изображался Свет Иисуса. Безусловно, похожесть таких строений на катакомбы лишь общая.

Порой церкви - памятники архитектуры - обладают сразу несколькими куполами. Православные культовые сооружения всегда имеют кресты на куполах. К моменту принятия православия на Руси в Византии популярность обретает крестово-купольный храм. Он объединил все имевшиеся на тот момент достижения в православном зодчестве.

Крестово-купольные храмы на Руси

Этот вид церкви сформировался также в Византии. Впоследствии он стал господствовать - случилось это в 9-м веке, а затем был перенят остальными православными государствами. Одни из самых известных русских церквей - памятников архитектуры - были возведены именно в данном стиле. К их числу относят Софийский собор в Киеве, Софию Новгородскую, Успенский собор во Владимире. Все они копируют Софийский собор в Константинополе.

По большей части зиждется русская история архитектуры на церквях. И крестово-купольные сооружения здесь находятся на первых ролях. На Руси были распространены далеко не все вариации данного стиля. Однако многие образцы древних построек относятся к крестово-купольному типу.

Конструкция такого рода преображала само сознание древнерусских людей, обращая их внимание на углубленное созерцание мироздания.

Хотя множество архитектурных черт византийских церквей было сохранено, построенные на Руси храмы издревле обладали множеством отличительных уникальных особенностей.

Белокаменные прямоугольные храмы на Руси

Данный тип наиболее близок византийским вариациям. В основу подобных построек положен квадрат, который дополняется алтарем с полукруглыми абсидами, куполами на фигурной кровле. Сферы тут заменены шлемовидным покрытием куполов.

Посередине маленьких построек данного типажа стоят четыре столпа. Именно они служат для кровли поддержкой. Это олицетворение евангелистов, четырех сторон света. По центру такой постройки располагаются и 12, и большее число столпов. Они образуют знамения Креста, делят храм на символические части.

Деревянные храмы на Руси

В 15-17-м веках в России появился совершенно своеобразный стиль возведения культовых построек, который радикально отличался от византийских аналогов.

Появились прямоугольные здания, обладающие полукруглыми абсидами. Порой они были белокаменными, а порой - кирпичными. Вокруг стен располагались гульбища. Кровля была фигурной, на ней размещались купола в форме маковок либо луковиц.

Украшением для стен служила изящная отделка, окна с каменной резьбой, изразцовыми наличниками. Возле храма либо над его притвором помещалась колокольня.

Очень много уникальных черт русского зодчества проявилось в деревянной архитектуре Руси. Во многом они проявились из-за особенностей дерева. Достаточно сложно сформировать плавную форму купола из досок. По этой причине у деревянных церквей она была заменена остроконечным шатром. Помимо этого, вид шатра обретала вся постройка целиком. Так появились уникальные постройки, аналогов которых не было в мире - церкви из дерева в форме больших остроконечных деревянных конусов. Известны храмы погоста Кижи, которые являются ярчайшими представителями данного стиля.

Каменные шатровые церкви на Руси

Вскоре особенности церквей из дерева повлияли и на каменное зодчество. Появились каменные Высшее достижение в подобном стиле - Покровский собор в Москве. Он известен как храм Василия Блаженного. Эта затейливая постройка относится к 16-му веку.

Это крестообразное сооружение. Крест формируется четырьмя основными церквями, которые расположены вокруг центральной - пятой. Последняя является квадратной, в то время как остальные - восьмиугольными.

Шатровый стиль был популярен в течение очень короткого временного периода. В 17-м веке властями было запрещено возведение подобных построек. Их беспокоил тот факт, что они сильно отличались от обычных корабельных храмов. Шатровое зодчество уникально, у него нет аналогов ни в одной культуре мира.

Новые стилистические формы

Русские церкви отличались разнообразием в убранстве, архитектуре, украшениях. Особенно популярными стали красочные поливные изразцы. В 17-м веке господствовать начинают элементы барокко. Нарышкинское барокко в основу всего ставило симметрию, завершенность многоярусных композиций.

Особняком стоят творения столичных архитекторов 17-го века - О. Старцева, П. Потапова, Я. Бухвостова и ряда других. Они были некими предвестниками эпохи петровских реформ.

Реформы данного императора коснулись, в числе прочего, и архитектурных традиций страны. Зодчество 17-го века в России определялось модой Западной Европы. Появились попытки достичь равновесия между византийскими традициями и новыми стилистическими формами. Это отразилось в архитектуре Троице-Сергиевой Лавры, в которой сочетались традиции древности и новые веяния.

В ходе сооружения Смольного монастыря в Санкт-Петербурге Растрелли принял решение отразить православные традиции в строительстве монастырей. Однако органичное сочетание не получилось. В 19-м веке началось возрождение интереса к архитектуре эпохи Византии. И лишь в 20-м веке были предприняты попытки вернуться к средневековым русским архитектурным традициям.

Церковь Покрова на Нерли

Знаменита на весь мир архитектура церкви Покрова на Нерли. Она отличается легкостью, светлостью, это истинный шедевр владимиро-суздальской архитектурной школы. Изящество, проявившееся в архитектуре церкви Покрова на Нерли, стало возможным благодаря идеальному сочетанию постройки с окружающей средой - русской природой. Примечательно, что храм занесен в список мировых памятников ЮНЕСКО.

Постройка отражает путь вверх, к Богу, а дорога к ней является своеобразным паломничеством. Сведения о церкви сохранились в Житии Андрея Боголюбского. Возведена она была в 1165 году, это был мемориал для княжеского сына Изяслава. Он погиб в войне с Волжской Булгарией. По преданию, белые камни сюда перевезли из поверженного Булгарского княжества.

Примечательно, что описания архитектуры церкви Покрова на Нерли содержат множество сравнений этой постройки с белым лебедем, плывущим по воде. Это невеста, стоящая у алтаря.

От здания непосредственно 12-го столетия остались квадрат - остов с главой. Все остальное оказалось разрушенным со временем. Восстановление произвели в 19-м веке.

В описаниях памятника архитектуры содержатся сведения о вертикальности стен. Но по причине вымеренных пропорций они выглядят наклонными, за счет такого оптического эффекта здание выглядит более высоким, чем есть на самом деле.

Церковь обладает простым, без изысков внутренним убранством. Фрески оказались сбитыми со стен в ходе реставрации 1877 года. Однако имеется иконостас с иконами.

На наружной поверхности осталось немало настенных рельефов. Здесь проносятся библейские фигуры, птицы, животные, есть и маски. Центральной фигурой является царь Давид, который читает псалмы. Сбоку от него находится лев, олицетворение его власти. Поблизости имеется голубь - знак духовности.

Церковь Вознесения в Коломенском

Первый каменный храм шатрового типа на Руси - церковь Вознесения в Коломенском. Архитектура ее отражает влияние Ренессанса. Воздвиг ее Василий III в честь появления на свет своего наследника - царя Ивана IV Грозного.

Особенности архитектуры церкви Вознесения проявились в крестообразной форме постройки, которая переходит в восьмерик. На него, в свою очередь, опирается большой высоты шатер. Он осеняет внутреннее пространство церкви. Примечательно, что в нем нет столпов. Храм, отличающийся выразительностью силуэта, окружен галереей, которая обладает лестничными спусками. Они выполнены достаточно торжественно.

В церкви имеется крайне много дополнительных деталей, которые перекочевали сюда из Ренессанса. При этом имеется немало черт от готики. Итальянские кирпичи, связь постройки с центрической формой храмов Италии дают намек на то, что проект этот был создан итальянским архитектором, который работал при дворе Василия III. Точных данных об авторе до наших дней не сохранилось, но, по предположениям, это был Петрок Малой. Именно он был автором храма Вознесения в московском Кремле, стен и башен Китай-города.

Псково-новгородские храмы

Помимо общепринятых мировых классификаций, нужно учитывать, что в каждом княжестве архитектура обрела свои неповторимые черты. В искусстве зодчества никогда не бывает чистого стиля, и это деление также лишь условное.

В архитектуре Новгорода проявились следующие отличительные черты: чаще всего храмы здесь обладали пятью главами, но встречались и постройки с одной главой. Форма их была кубовой. Украшались они арками, треугольниками.

Владимиро-суздальские храмы

Зодчество здесь расцветало во времена Андрея Боголюбского и Всеволода III. Тогда здесь и возвели церкви с дворцом. Они прославляли столицу княжества. Тут умело обрабатывался камень, применялись приемы из деревянного зодчества.

В 12-м столетии здесь возвысились первоклассные сооружения из качественного белого камня - известняка. Наиболее древние из них обладали простыми украшениями. Окошки в храмах были узкими, они, скорее, напоминали щели бойниц, нежели окна. С 12-го века началось украшение церквей резьбой по камню. Порой в ней отражались фольклорные сюжеты, порой - скифский «звериный стиль». Отмечается и наличие романских влияний.

Киевско-черниговские храмы

Архитектура данного княжества отражает монументальный историзм. Он делится на архитектуру соборных и башнеобразных жанров. В соборных церквях имеются круговые галереи, равномерность ритма фасадных делений. Архитектура данного типа достаточно образна, символика сложная. По большей части сооружения данного княжества представлены придворными княжескими постройками.

Смоленско-полоцкие храмы

Когда смоленское зодчество только-только развивалось, архитекторов толком здесь еще не имелось. Вероятнее всего, первые постройки здесь возвысились благодаря участию киевлян либо черниговцев. В смоленских храмах имеется множество клейм на торцах кирпичей. Это указывает на то, что, скорее всего, здесь оставили свой след черниговцы.

Архитектура данных городов отличается размахом, что говорит в пользу того факта, что в 12-м веке тут уже имелись собственные зодчие.

Смоленская архитектура на Руси была популярна. Зодчих отсюда звали во множество других древнерусских земель. Они строили здания и в Новгороде, который являлся крупнейшим центром в стране. Но взлет этот было недолгим - он длился 40 лет. Все дело в том, что в 1230 году разразилась эпидемия, после которой сильно изменилась политическая обстановка в городе. На этом закончилось творчество местных зодчих.

Годуновский стиль

Условно выделяют особняком и храмы в стиле годуновского классицизма. Это были церкви, возведенные в период, когда на троне Руси восседал Борис Годунов (1598-1605). Тогда были канонизированы строительные приемы, нашедшие отражение в симметрии, компактности построек.

Помимо этого, популярными стали итальянские ордерные элементы. Русский стиль оказался канонизирован на итальянский манер.

Разнообразие сооружений уменьшилось. Зато на передний план вышло стилевое единство. Это проявилось не только в Москве, но и во всей Руси.

Узорочье

Примечателен и стиль, именуемый узорочьем. Появился он лишь в 17-м веке в Москве. Для него характерны затейливые формы, декор, сложные композиции. Силуэты в данном стиле живописны необычайно. Узорочье связывают с языческими корнями и поздним ренессансом в Италии.

По большей части постройки в данном стиле представлены церквями с сомкнутыми сводами, без столпов и с высокими трапезными. Покрытие в них шатровое. Интерьер необычайно богат на цветные орнаменты. Декора внутри очень много.

Строгановские храмы

Большую известность обрели и церкви, возведенные в строгановском стиле. Появился он в 17-18-м веках. Название данный стиль приобрел благодаря Г. Строганову, поскольку именно он заказывал подобные постройки. Тут проявился традиционный пятиглавый силуэт. Но поверх него нанесен барочный декор.

Тотемский стиль

Барокко, проявившееся наиболее ярко в Санкт-Петербурге, отразилось и на сооружениях русского севера. В частности, в городе под Вологдой - Тотьме. Уникальность архитектуры его построек привела к появлению «тотемского барокко». Данный стиль появился в 18-м веке, уже в следующем столетии имелось по крайней мере 30 храмов, возведенных в данном стиле. Но в том же веке многие из них были перестроены. На данный момент они по большей части разрушены либо остаются в запустении. Особенности данного стиля были переняты в ходе морских путешествий местных купцов. Они и были заказчиками данных церквей.

Устюжский стиль

Одними из самых ранних культовых сооружений в Великом Устюге были постройки, относящиеся к 17-му веку. Именно в тот момент здесь начали проявляться основы каменного зодчества. Расцвет архитектурного стиля данной области пришелся на 17-й век. Продолжалось строительство с его чертами чуть больше 100 лет. За это время в Великом Устюге появилось немало местных зодчих, которых выделяли большой талант и невиданное мастерство. Они оставили после себя немало уникальных церквей. Поначалу распространены были пятиглавые храмы с приделами. А в 18-м веке популярность обрели храмы с продольной осью.

Уральские храмы

Отдельного упоминания заслуживает и уральский архитектурный стиль. Появился он в 18-м веке, в эпоху Петра Великого. Он стремился к преобразованиям, в том числе и в зодчестве. Главная особенность данного стиля проявилась в пятиглавии на ярусной основе. По большей части он заимствовал черты барокко и классицизма. В уральских городах нередко возводились постройки в стиле древнерусской архитектуры. В этом проявилась уникальность уральской архитектуры.

Сибирский стиль

По-своему отразились модернистские традиции в сибирском стиле. Во многом здесь проявились особенности климатических условий самого региона. Народные умельцы сформировали свое особое видение сибирских школ модерна - тюменской, томской, омской и так далее. Они создали свой уникальный след среди памятников русской архитектуры.

О дно из основных свойств Божьих — Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте.

Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами.

Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.

Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их объяснениям не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании. Храм — есть также образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской".

Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре.

Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные — храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные — являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские — храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов (Приходом называется община православных христиан, состоящая из священнослужителей и мирян, объединенных при храме).

Кладбищенские — находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей — совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище. Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой.

Европейская классификация архитектурных стилей.

О сновные архитектурные стили:
    Архитектура древнего мира
  • Египет
  • Месопотамия и др.
  • Античная архитектура
  • Греческая
  • Римская
  • Средневековая архитектура
  • Византийская
  • Романская
  • Готика
  • Архитектура Нового времени
  • Ренессанс
  • Барокко и Рококо
  • Классицизм и Ампир
  • Эклектика или Историзм
  • Модерн, он же Арт-нуво, Югендстиль, Сецессион и др.
  • Архитектура Новейшего времени
  • Конструктивизм
  • Арт-деко
  • Модернизм или Интернациональный стиль
  • Хай-тек
  • Постмодернизм
  • Разнообразные современные стили

На самом деле, чистых стилей в архитектуре практически нет, все они существуют одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Стили не сменяются механически один другим, они не устаревают, не возникают ниоткуда и не исчезают бесследно. В любом архитектурном стиле есть что-то от предшествующего и будущего стиля. Относя здание к определённому архитектурному стилю, мы должны понимать, что это условная характеристика, так как каждое произведение архитектуры по-своему уникально и неповторимо.


Для того чтобы отнести здание к конкретному стилю, нам надо выбрать главный, по нашему мнению, признак. Ясно, что такая классификация всегда будет приблизительной и неточной. Средневековая русская архитектура в европейскую классификацию не вписывается ни как. Перейдём к русской храмовой архитектуре.


Русь приняла от Византии сложившуюся православную религию, в которой уже были разнообразные типы храмов. Отсутствие на Руси традиции каменного строительства не позволило взять за основу сложную столичную систему купольной византийской базилики. Образцом для русских храмов стал четырёх- и шестистолпный крестово-купольный тип провинциального византийского храма.

Даны анализ исторической эволюции отечественного православного храмостроения и оценка современной проблематики в этой области архитектуры. Рассматриваются вопросы формообразования во взаимосвязи с вероучением, с состоянием благочестия в ту или иную эпоху Специальные разделы посвящены взаимодействию архитектуры храма и его окружения.

Введение (А.С. Щенков)

Раздел I. Исторический очерк русского православного храмостроения

Глава 1. Некоторые общие тенденции формирования образа православного храма (Л.С. Щенков)

Глава 2. Храм домонгольской эпохи (Т.Н. Вятчанина)
Культурная ситуация на Руси в период начала храмостроения
Софийские соборы
Храмы Владимиро-Суздальской земли и русская храмоздательная парадигма XII в.

Глава 3. Раннемосковское зодчество и исихазм (Т.Н. Вятчанина)
Культура времени. Исихазм
Культурообразующий потенциал исихастского учения
Типология и образная концепция внутреннего пространства раннемосковского храма
Свет в архитектуре раннемосковского храма
Высокий иконостас
Тектоника и пластика раннемосковского храма

Глава 4. Духовно-религиозная жизнь Руси второй половины XV-XVI в. и ее архитектурное отражение в традиции храмоздания (Т.Н. Вятчаншш)
«Иосифляне» и «нестяжатели». Пути русской архитектурно-иконографической традиции XV - первой половины XVI в. в свете этих духовных течений
Основные тенденции русской религиозной жизни в XV - первой половине XVI в.
Некоторые «проекции» новых тенденций в благочестии на художественное мышление эпохи
Формы взаимодействия духовных и архитектурных процессов в храмоздании XV - первой половине XVI в.
«Русское державное православие» и его отражение в национальной храмовой традиции XVI в.
Державная идеология
Влияние «державного» сознания на художественное мышление эпохи
Механизм и этапы сложения элементов национального языка в официальном храмовом зодчестве XVI в.

Глава 5. Храмостроение в XVII в. (Т.Н. Вятчанина)
Культурно-религиозное сознание и храмостроение первой половины и середины XVII в.
Некоторые особенности культурно-религиозного сознания эпохи
Посадский приходский храм первой половины - середины XVII в. и русское общественно-религиозное сознание
Архитектурные предприятия патриарха Никона
«Духовная перестройка» второй половины и конца XVII века и ее «проекции» на храмовое зодчество
Особенности культурно-религиозного сознания времени
Архитектурное запечатление новых черт духовного сознания во второй половине XVII века
Декоративизм второй половины XVII века и его умозренческие основания

Глава 6. Храмы в XVIII - первой трети XIX в. (А.С. Щенков)
Характер церковного благочестия синодальной эпохи XVIII - первой трети XIX века
Характерные черты храмостроения

Глава 7. Архитектура храмов 1830-1910-х годов (А.С. Щенков)
Общекультурные и церковные предпосылки изменений направленности храмостроения во второй четверти XIX в.
Поиски новой архитектурной выразительности в середине века
Храмостроение и взгляды на церковное искусство в 1870-1890-е годы
Изменения в художественной культуре и в церковном взгляде на храмостроение в конце XIX - начале XX вв.
Храмостроение конца XIX - начала XX в.
Некоторые итоги исторического обзора русского храмостроения

Глава 8. Храм в русском городе XI-XX веков (А.С. Щенков)
Допетровский период
Город классицизма
Город середины XIX - начала XX века

Раздел II. Православный храм в России на рубеже XX-XXI веков

Глава 9. Современное храмостроение в России
Общекультурная ситуация и некоторые черты церковного сознания в конце XX в. (А.С. Щенков)
Методологические проблемы анализа современного православного храмостроения (А.С. Щенков)
Практика отечественного храмостроения (А.С. Щенков)
Иконография и тектоника храмов
Объемно-пространственная структура храмов
Характер интерьеров
Зарубежная практика православного храмостроения (К.В. Рыцарев)

Глава 10. Храмы в новых жилых районах конца XX - начала XXI в. (Н.Е. Антонова)
Храмы и городские вертикали в отечественных городах XX века
Храмы в структуре застройки новых районов
Храм и его ближайшее архитектурное окружение

Глава 11. Храмы в реконструируемых исторических кварталах (Н.Е. Антонова)
Храмы как композиционные доминанты в исторической части города
Архитектурно-пространственное взаимодействие храмов и окружения в исторических городских районах
Использование особенностей храмовой архитектуры в образе современных градостроительных доминант

Заключение (А.С. Щенков)

Соборы, храмы, дворцы! Красивая архитектура церквей и храмов!

Красивая архитектура церквей и храмов!

"Храм св. князя Игоря Черниговского в Переделкино."


Храм Спаса Преображения в Переделкино


Николай Чудотворец Можайский


Загородная усадьба Шорина в городе Гороховец Владимирской области. Построена в 1902 г. Сейчас в этом доме центр народного творчества.

Владимирский Собор.


Идея создания Владимирского собора в честь Святого равноапостольного князя Владимира принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову.Работы были поручены Александру Беретти, собор был заложен в день Святого Владимира 15 июля 1862 г., в 1882 г. было завершено строительство архитектором Владимиром Николаевым.

Славу памятника выдающегося культурного значения Владимирский собор получил в основном благодаря своим уникальным росписям выдающихся художников: В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, П. А. Сведомский и В. А. Котарбиньский под общим наблюдением профессора А. В. Прахова. Главная роль в создании храмовой росписи принадлежит В. М. Васнецову. Торжественное освящение Владимирского собора состоялось 20 августа 1896 года в присутствии императора Николая II и императрицы Александры Федоровны.

Новодевичий монастырь.


Храм им. Св. Кирилла и Св. Мефодия"


Православный храм в г. Бяла Подляска, Польша. Его построили в периоде 1985-1989 г.

Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле был усыпальницей великих князей и русских царей. В старину он назывался «церковью св. Михаила на площади». По всей вероятности первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего во время короткого княжения брата Александра Невского Михаила Хоробрита в 1247-1248 гг. По преданию это была вторая церковь в Москве. Сам Хоробрит, погибший в 1248 году в стычке с литовцами, был похоронен во владимирском Успенском соборе. А московскому храму стража райских врат Архангела Михаила суждено было стать княжеской усыпальницей Московских князей. Существуют сведения, что племянник Михаила Хоробрита, основатель династии московских князей Даниил был похоронен у южной стены этого собора. В этом же соборе был похоронен сын Даниила Юрий.
В 1333 году другой сын Даниила Московского — Иван Калита — построил по обету новый каменный храм, в благодарность за избавление Руси от голода. Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.
Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым.В интерьере — росписи 1652—66 (Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в. В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Стенопись XVI века была сбита и написана вновь в 1652—1666 по старым прописям иконописцами Оружейной палаты (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

"Орехово-Зуево - Собор Рождества Пресвятой Богородицы"


Дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском


Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича (годы правления 1645-1676 гг.)
Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии.
В 1660-х гг. царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 г. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. С зимы 1667 по весну 1668 г. были выполнены резные работы, в 1668 г. обивали двери и готовили краски для росписи дворца, а в летний сезон 1669 г. были завершены основные иконописные и живописные работы. Весной и летом 1670 г. во дворце уже работали кузнецы, резного железного дела мастер и замочники. Осмотрев дворец, царь распорядился добавить живописных изображений, что и было выполнено в 1670-1671 гг. Государь внимательно следил за ходом работ, в течение всего строительства часто приезжал в Коломенское и оставался там на день. Окончательное завершение работ пришлось на осень 1673 г. Зимой 1672/1673 г. дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес «Приветство» царю Алексею Михайловичу.
Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии.
В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей «просвещенного» XVIII в. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.
В 1672-1675 гг. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское; во дворце часто проходили дипломатические приемы. Новый государь Федор Алексеевич (годы правления 1676-1682) осуществил перестройку дворца. 8 мая 1681 г. плотник Семен Дементьев, крестьянин боярина П.В.Шереметева, вместо обветшавшей повалуши начал строительство огромной Столовой палаты. Окончательный вид этого здания был запечатлен затем на различных гравюрах и картинах.
Коломенский дворец полюбили все последующие правители России. В 1682-1696 гг. его посещали цари Петр и Иван, а также царевна Софья Алексеевна. Значительно чаще других здесь бывали Петр и его мать, царица Наталья Кирилловна. При Петре I под дворец был подведен новый фундамент.
На протяжении XVIII в. дворец постепенно ветшал и разрушался несмотря на все попытки его сохранить. В 1767 г. по указу императрицы Екатерины II началась разборка дворца, продолжавшаяся до примерно 1770 г. В процессе демонтажа были составлены подробные планы дворца, которые вместе с описями XVIII в. и изобразительными материалами дают достаточно полное представление об этом замечательном памятнике русской архитектуры XVII в.
Ныне дворец воссоздан на новом месте по старинным чертежам и изображениям.

Часовня Александра Невского

Часовня Александра Невского построена в 1892г. архитектором Поздеевым Н.И. Отличается совершенством кирпичной кладки и нарядным декором. Ярославль.
Андреевский собор — действующий православный собор на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, стоящий на пересечении Большого проспекта и 6-ой линии, памятник архитектуры XVIII века. В 1729 году состоялась закладка деревянной церкви построенной в период с 1729 по 1731 год архитектором Дж. Трезини. В 1744 году Андреевская церковь была переименована в собор. В 1761 году деревянный Андреевский собор сгорел до основания в результате попадания молнии.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Нелазское. Построена в 1696 году.


Церковь Спаса Всемилостивого в Кусково — бывшая домо́вая церковь рода Шереметьевых, также известная как Церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. В настоящее время является частью архитектурно-художественного ансамбля усадьбы Кусково.Впервые Кусково упоминается в летописях XVI века и уже как владение Шереметьевых, чей род был одним из самых знатных в России. О первой домовой деревянной церкви известно с 1624 года, также здесь были расположены боярский двор и дворы крепостных людей. Приблизительно в это же время, в 1646 году, Фёдор Иванович Шереметьев построил в соседнем селе Вешняково большую шатровую Успенскую церковь.В 1697—1699 годах Борис Петрович Шереметьев вместе с Иоанном Пашковским, выполняя дипломатические поручения Петра I, совершил путешествие по Западной Европе. По преданию, Папа Римский подарил ему золотой крест с частицей Древа Животворящего Креста. Эта святыня перешла по завещанию к его сыну, графу Петру Борисовичу Шереметьеву.Петр Борисович, получив в наследство после смерти своего отца усадьбу Кусково, принял решение реконструировать её так, чтобы она могла бы поразить всех роскошью и богатством. Строительство было начато в 1737 году с возведения новой церкви. Главный и единственный престол церкви был освящен в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.Со времени строительства церковь не перестраивалась и дошла до нашего времени в своем первозданном виде. Она считается одним из редких архитектурных памятников Москвы в стиле «анненского барокко», то есть архитектурного стиля барокко эпохи Анны Иоанновны].

В 1919 году усадьба получила статус Государственного музея. Здание церкви было переоборудовано в музейные подсобные помещения. Церковь Спаса Всемилостивого была восстановлена и вновь освящена в 1991 году.


Старорусский Воскресенский собор построен на месте бывшей некогда деревянной церкви, как видно из описания города Старой Руссы. Первоначальное основание сей церкви относится ко временам отдалённым. Она была до шведского разорения города Старой Руссы, бывшего в 1611-1617 годах, и при разорении оставлена целою и невредимою. Когда и кем она была построена неизвестно, известно только то, что Покровская церковь, после разорения (1611 года) шведами Борисо-Глебского собора, построенного новгородскими пришлыми купцами в 1403 году и находившегося близь Петропавловской церкви, с северной стороны, была вместо собора. Деревянная соборная Покровская церковь, по ветхости была разобрана и на месте оной, на правом берегу реки Полисть и при устье реки Перерытицы, церковным старостой Моисеем Сомровым построен нынешний каменный собор Воскресения Христова с пределами с северной стороны во имя Покрова Пресвятой богородицы, а с южной во имя Рождества Иоанна Предтечи. Постройка собора началась в 1692 году и окончена в 1696 году. Освящены приделы в царствие Петра Великого(Покровской 8 октября 1697 года. Храм Воскресения Христова освящён 1 июля 1708 года).


Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества. Ее называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического. Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне.

Кронштадт. Морской Собор.


Храм Христа Спасителя.

Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя (собор Рождества Христова) в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.
Оригинал храма был воздвигнут в благодарность за спасение России от наполеоновского нашествия. Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994—1997 годах.


Словно по контрасту с мощными объёмами Воскресенского монастыря безвестные мастера создали изящную по пропорциям, удивительно стройную церковь: нарядная шатровая колокольня, трапезная, вытянутый вверх центральный пятиглавый куб храма, небольшие одноглавые приделы с севера и юга.

Все фотографии и описание к ним, взяты отсюда http://fotki.yandex.ru/tag/%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0/?p=0&how=week

http://fotki.yandex.ru/users/gorodilowskaya-galya/view/707894/?page=12