Что значит аюрведа. Базовые принципы Аюрведы


Согласно Аюрведе питание является нашим главным лекарством.

Что такое аюрведа? это система индийской медицины, возникшая около 6000 лет назад, переводится с санскрита как «наука о жизни» и считается упаведой (дополнительной) одной из четырех вед - Атхарва веды. Болезнь в человеке начинается когда в организме нарушается равновесии трех дош - Вата, Питта и Капха, накапливаются шлаки и токсины. Человек считается здоровым, когда доши находятся в сбалансированном состоянии.

Это наиболее древняя из доступных сейчас систем медицины, проверенная опытом многих тысяч врачей, избавивших от болезней и страданий на протяжении многих тысячелетий, огромное количество пациентов. Целью аюрведы является достижение здоровья людей с помощью обретения гармонии и равновесия. Аюрведа, в отличии от западной медицины, делает человека здоровым, а не борется с каким-то конкретным заболеванием. Огромная роль в ней отводится профилактике. Для достижения здоровья всего человеческого организма необходимо достижение физиологического и психического равновесия, гармония мыслей, понимание законов природы и духовное развитие.

Европейская медицина наилучшим образом справляется острыми заболеваниями и травмами, требующими немедленного, порой хирургического, вмешательства. Жители Запада, главным образом же страдают от сердечно сосудистых заболеваний, ринитов, ожирений, артритов, различного вида опухолей, больной психики – последствий часто повторяющихся стрессов, наркомании, алкоголизма и некоторых других болезней. Индийская медицина Аюрведа - это комплексная система знаний, в которой одними из основных лекарств являются правильной поведение и стиль жизни. Исцеление осуществляется с помощью растений и минералов, йоги и медитации.

Согласно древней индийской философии материя состоит из пяти первоэлементов - панчамахабхут: земля (притхви), вода (джала), огонь (агни), воздух (ваю), эфир (акаша). На основании комбинаций панчамахабхут образуются доши - это патофизиологические факторы, поддерживающие человеческое тело подобно угловым столбам, поддерживающим дом.

Эфир и воздух образуют дошу Вата, отвечающую за вдох и выдох, движение, циркуляцию в организме различных субстанций и выведение продуктов распада.

Огонь и вода образуют дошу Питта, которая управляет зрением, пищеварением, выработкой тепла в организме, гибкостью, веселостью, интеллектом.

Вода и земля образуют дошу Капха, отвечает за пышность, работу суставов, мужество, выдержку, стабильность, сопротивляемость.

Принципы Аюрведы

Аюрведой сформированы следующие доктрины. Для каждого элемента существует сбалансированное и несбалансированное состояния. Когда Вата сбалансирована, человек энергичный и творческий, но, когда он обладает слишком сильной подвижностью, то, как правило, испытывает тревогу, бессонницу, сухость кожи, склонен к запорам и трудностям при концентрации. Когда Питта является сбалансированной, человек является теплым и доброжелательным, дисциплинированным, хорошим лидером и оратором. Когда Питта выходит из равновесия, человек становится навязчивым и раздражительным, может страдать от расстройства желудка или воспалительных состояний. При сбалансированной Капхе человек приятен, надежен и стабилен, но при выходе Капхи из равновесия, возможно ощущение вялости, склонность к избытку веса, заложенность пазух.

Важной целью "науки о жизни" является определение идеального состояния баланса дош в организме, определение, когда они находятся вне баланса. Восстановление сбалансированного состояния осуществляется путем использования диеты, лекарственных трав, ароматерапии, массажа, музыки и медитации.

Статьи по Аюрведе

Аюрведа представляет собой знание о жизни с учетом всех ее многогранных аспектов. Объектами ее изучения является не только жизнедеятельность нашего физического тела, но также ум и душа. Тело, ум и душа являются тремя составными частями, на которых основывается аюрведическая терапия. Аюрведа придерживается целостного взгляда на человеческую жизнь и методы поддержания ее здоровья. Только если тело, ум и душа находятся в гармонии с мирозданием и друг с другом, можно достигнуть совершенного здоровья.

Целостность аюрведического подхода заключается также в том, что человека рассматривается не только на индивидуальном уровне, но и на социальном, определяются не только пути достижения личного благополучия, но и большое внимание уделяется гармонии общества и личности. Человеческая жизнь в социальном плане может быть плохой или хорошей, а на личностном плане - счастливой или нет. Хорошая жизнь способствует общественному процветанию, а плохая, как правило, оказывает противоположное воздействие. Здоровый человек является счастливым, а больной - несчастным.

Теория тридоша основывается на универсальных законах природы, на концепции о том, что на тело человека действуют те же законы, что и ко всему окружающему миру. Три доши, являющиеся тремя жизненными принципами, отвечают не только за физиологические функции организма, но и за поведенческие факторы и умственную деятельность. Три гуны (качества ума) взаимодействуют с тремя дошами. Древняя индийская медицинская наука Аюрведа рассматривает тело и ум человека в их взаимном единстве, не анализируя организм по отдельным частям.

Важное внимание в Аюрведе придается индивидуальной конституции человеческого организма, различной у многих людей. Выбор методов лечения осуществляется в соответствии с конституциональным типом человека. В целом, ведические методы поддержания здорового состояния организма направлены на осуществлении помощи природе в восстановлении равновесия тела и ума. Равновесием ума подразумевает под собой гармоническое состояния трех качеств ума - гун: саттвы, раджаса и тамаса. Аюрведой определена следующая концепция, исцеление человека подразумевает под собой не подавление симптомов болезни, а приведение тела в состояние гармонии.

Здоровье - нормальное состояние человека, а целью аюрведического лечения является восстановление этого состояния путем использования правильного питания, лекарственных препаратов, определенных физических упражнений и т.п.

Аюрведическая медицина является составной частью культуры Индии. На принципах аюрведы основана индийская кулинария. Эти ведические принципы определяют каждодневную жизнь людей, их ритуалы и традиции. Праздники и свободное время организуются так, чтобы здоровье людей в меньшей степени затрагивали перенапряжения и стрессы.

Древние источники Аюрведы

- Чарака самхита датированна приблизительно 150 г. н. э. Является самым древним из дошедших до нас аюрведических текстов, представляет собой основной труд по терапии (Кайа чикитса). Здесь детально описаны знания о естественных законах существования человека. Подробно описаны методы диагностики и лечения множества заболеваний и процедура Панчакарма. В Чакара самхите описано множество препаратов растительного и животного происхождения, несколько десятков препаратов состоящих из минералов, даны рецепты лекарств с описанием процедуры их изготовления и применения.
- Сушрута самхита - 350 г. н. э. Сушрута рассказывает о более 1000 болезней, 700 лекарственных растениях, 100 препаратах животного и минерального происхождения. Трактат содержит 186 глав и посвящен правилам лечения, теории тридоша, описанию хирургических инструментов, объясняет воздействие различных времен года на людей и растения. Некоторые главы посвящены анатомии, патологии, токсикологии, терапии различных заболеваний, способам очищения и омоложения человеческого организма.

- Аштанга самграха - дата создания варьируется от 200 до 500 годов н.э., написана Вагбхатой. В этом труде описываются восемь направлений аюрведы;
также написана Вагбхатой и датируется ориентировочно IV веком н. э. Этот текст изучается врачами Аюрведы в Индии и многих других странах. Он переведен на тибетский, китайский, персидский, арабский и другие языки. Аштанга хридая самхита содержит шесть разделов, общее количество глав составляет 120.

Корнем всех болезней является оторванность человека от полного целого, от не понимания своего места в нем.

- Шарангадхара самхита - написана как руководство для врачей в XIII веке;
- Мадхава нидана ;
- Бхава пракаша - написана в 1558 году Бхава Мишрой. Эта самхита является руководством по этиологии, симптоматике, терапии;
- Харита самхита ;
- Кашьяпа самхита ;
- Бхела самхита .

В последнее время особый интерес в обществе вызывают восточные практики и религии. Древние техники, насчитывающие века в своей истории, помогают разобраться в вопросах и проблемах, перед которыми традиционная вера, медицина и психология пасуют. Сегодня мы поговорим об аюрведе: что это такое - философия или , рассмотрим методы лечения и особенности аюрведических препаратов.

Индийская аюрведа - основные принципы и методы лечения

Принципы лечения и диагностики основываются на убеждении мудрецов во взаимосвязи человека с окружающим миром. Если человек живёт с открытой душой, в гармонии с ритмами природы, то обходят его стороной. Большое значение придаётся чистоте духовной, а не физическим симптомам. Поэтому и лекарственные препараты готовят из веществ имеющих живую энергию: , металлы.


Немного истории

Согласно легендам, основателем древней науки был бог врачевания Дханвантари, именно ему приписывают авторство первых обучающих текстов.

Точное время зарождения древней науки имеет расхождение в датах, можно с уверенностью сказать, что уже в седьмом веке до нашей эры существовало две школы, специализацией которых были терапия (школа в Таксиле) и хирургия (школа в Каши).

Золотым веком развития древней медицинской системы принято считать период 327 г. до н. э.-750 г. н. э., время расцвета буддизма в Индии.

Трактаты индийских мудрецов переводились на многие языки и оказали влияние на медицину многих стран Средиземноморья, Тибета, Китая, Персии, позже (VIII-XIII вв.) изучались алхимиками Европы.

Знаете ли вы? В своей медицинской практике к аюрведическим методам лечения обращались такие умы древности как Гиппократ, Гален, Авиценна, Чжуд Ши.

Уже в семнадцатом веке индийские хирурги обучались операциям по ринопластике. Начиная с XVIII века, наука стала сдавать свои позиции, не выдерживая конкуренции с технологическим прогрессом . Но в XX веке её активно начинают изучать в США, России и Средней Азии.


Связь душевная и телесная - основные элементы аюрведы

Разберёмся, что такое аюрведа по сути. Если не вдаваться в точность перевода с санскрита, а говорить простыми словами, практика основывается на крепкой связи ментального, духовного и физического начала человека. Следуя учению, человек сам несёт ответственность за своё здоровье, врач может лишь снять физические симптомы. Причина всех заболеваний находится в нас самих: где-то поддался негативному влиянию, отклонился от предназначенного пути, потерял веру, позавидовал, разгневался. То есть, чтобы обрести здоровье нужно навести порядок в своей душе, разобраться в дисбалансе психоэмоциональном. Подробный самоанализ поможет найти цель и стимул для выздоровления. Основное представление о жизни в индийской практике говорит, что жизнь - это тесное взаимодействие души, ума, чувств и тела.

Диагностика по аюрведе

Древняя индийская медицина для установления диагноза сначала определяет состояние дош (доминирующие типы характера, подробнее - ниже). В диагностике аюрведы используется восемь основных типов исследований.

  • Измерение пульса.
  • Исследования стула.
  • Исследование мочи.
  • Пальпация.
  • Проверка состояния слизистой глаз.
  • Осмотр языка.
  • Звучание голоса.
  • Общее впечатление.
Измерение пульса, его частота и динамика раскрывают специалисту дисбаланс между дошами, что позволяет врачу сделать первичный вывод о причине болезни. При измерении пульса специалисту нужно знать и учитывать следующие факторы, оказывающие непосредственное влияние на пульс человека:
  • (доша) человека;
  • время года и время суток (активность доши различается по сезонам и временным отрезкам);
  • психическое здоровье пациента, возможные особенности по части неврологии.


Исследования кала и мочи сходны с анализами в официальной медицине, также важны цвет, консистенция, частота испражнения.

При пальпации уделяется большое внимание особым точкам тела, оценивается их мягкость или твёрдость, продавливается точка под нажатием или есть припухлость.

Большое внимание уделяется визуальному осмотру волос, состояния кожи и языка. Любое изменение в цвете ногтевых пластин, например, или отслоение уже говорят о проблеме. Кстати, в традиционной классической медицине тоже есть узкая специализация, врачи выявляют проблемы по состоянию волос или ногтей, кожи - миколог, трихолог.

Язык, согласно древней практике, связан со многими органами и системами организма, по налёту на нём или его отсутствию, по цвету и степени сухости специалист может выяснить, в каком из органов есть проблема.

Такое скрупулёзное изучение пациента, позволяет врачу поставить максимально точный диагноз и подобрать соответствующее лечение.

Болезнь - это учитель. Особенности лечения

Рассмотрим, что такое аюрведа в медицине, и её отношение к болезни. Индийская практика делит болезни на пять видов:

  • болезнь-учитель. Это своеобразный знак «стоп» или лакмусовая бумажка, указывающая на неправильные действия, пороки и , которые заводят человека в тупик, уводят его от заданной программы;
  • болезнь-друг. Часто какие-то болезни сопровождают серьёзные патологии в организме и помогают ослабить тяжёлый недуг. Например, вен у эпилептика снижает судорожный синдром;
  • болезнь-помощник. Многие перенесённые инфекции укрепляют наш и помогают бороться впоследствии с более сложными заболеваниями;
  • болезнь-проводник. Это, грубо говоря, некий код , останавливающий биологические часы организма и сопровождающий человека в мир иной;
  • болезнь-враг. Состояние, связанное с внешним воздействием, например, облучение радиацией, токсическое отравление, обморожение.

Любое лечение, будь то , или медикаментозные препараты, с точки зрения древней медицины бессмысленны, пока организм не освободится от , провоцирующих заболевание. При этом учитывается и психоэмоциональное состояние пациента: человек испытывающий гнев, страх и прочие будет блокировать защитные силы организма. Если очищение от токсинов - это чисто медицинская проблема, то избавление от негативной энергетики - забота самого пациента, конечно, не без помощи специалиста.

Очень важны в аюрведе и водный баланс, прогулки на свежем воздухе, укрепление физической формы и духовное самосовершенствование.

Среди методов лечения, кроме оздоровительной , применяются следующие:

  • очищающие процедуры;
  • лечение травами;
  • арома- и цветотерапия;
  • дыхательная гимнастика;
  • звукотерапия;
  • занятия и прочее.
Предлагаем вам посмотреть видео ролик, рассказывающий о причинах болезней более подробно.

Знаете ли вы? На рубеже XX и XXI веков аюрведа была официально признана самой эффективной альтернативной наукой в медицине. Решение было принято на заседании Всемирной организации здравоохранения.

Оджас и фундамент здорового образа жизни

Аюрведа - это наука о , основой которого является , поддерживающая жизнь в теле, и называемая оджас.

Оджас - это некая тонкая материя, соединяющая и питающая физическое, эмоциональное и духовное начала индивида. Она отвечает за иммунную систему, за старение организма, все системы и органы. Она же наша связь с Высшим разумом вселенной.

Оджас зарождается в каждом ребёнке в процессе его зачатия и развивается, когда младенец пьёт молоко матери. Расходуем мы эту энергию на восстановление после тяжёлых травм, психических потрясений, болезней. Поэтому количество оджас напрямую зависит от количества и в нашей жизни.

Пополняет запас оджас духовная и физическая чистота, полноценный сон, правильное питание, преобладание созидательной позитивной энергетики вокруг. Человек, наполненный животворящей энергией, здоров, добродушен и отзывчив, ему легко даётся любая наука или действие, он полон сил, и окружающие интуитивно стремятся в его общество.

Людские типы по аюрведе - краткая характеристика дош

Согласно учению, есть три основных типа человеческого характера: , и , рассмотрим их краткие характеристики.

Характер и привычки типа Вата:

  • впечатлительный, чуткий и отзывчивый;
  • умеет слышать и сострадать;
  • склонен к размышлениям.
Это самый древний тип, наиболее развитый духовно. Люди данного типа стремительны и порывисты, они не любят тратить понапрасну время, каждая минута должна быть занята чем-то полезным. Лучший способ расслабиться и достичь гармонии для них - это медитация. Эти люди обладают тонким чувством юмора, способны зажечь и увлечь своими идеями. Часто они не обращают внимания на усталость или нездоровье, ведут бурную деятельность себе же во вред. Рекомендуется типу Вата умерить спешку и распределить свои силы на все сферы деятельности и жизни.

Внешне - это стройные и худощавые люди, тонкокожие и тонкокостные, кожа сухая и склонна к раннему старению. Их карьера чаще всего связана с гуманитарными науками или общественной деятельностью, педагогикой.

Характеристика Капхи:

  • сильный характером;
  • жизнерадостный;
  • энергичный, но стабильный;
  • эгоистичен (собственник).
Для людей этого типа более важным в жизни является материальное благополучие, они склонны к накопительству, бережливы и экономны. Капхи склонны к обжорству, что усугубляется природной ленью, они игнорируют спорт. В целом это миролюбивый тип, они гостеприимны, умеют сохранять спокойствие и терпение, незлопамятны. Внешне это привлекательные люди, хотя и полноваты, как говорят, крепко сбитые, широкой кости. У них обычно жирная или нормальная кожа, позволяющая выглядеть моложе своих лет (при должном уходе за собой). Наиболее подходящей профессией для Капхи будет всё, что связано со сферой услуг, питания и воспитания: гостиничный бизнес, кулинарный, педагогика.

Общее описание типа Питта:

  • умён;
  • амбициозен, может быть агрессивен в достижении цели;
  • обладает творческим потенциалом;
  • излишне эмоционален;
  • остроумен;
  • отважен.
Эти люди не отступают перед трудностями, всегда идут до конца к чётко поставленной цели. Они пунктуальны и всегда несут ответственность за свои поступки. Их легко вывести из себя, а в ярости этот тип не умеет себя контролировать: он не брезгует бранными словами, повышенным тоном, сыпет обвинениями, часто необоснованными. Внешне люди со спортивной фигурой, пропорционально сложены, с энергичной и стремительной походкой. Эти люди подходят для любой руководящей должности, им близка сфера финансовая и политическая.

Питание по аюрведе - основные правила для каждого из типов

Для каждого типа человека по аюрведе есть свои , рассмотрим коротко основные их них.

Вата. Это худые люди с быстрым обменом веществ, но это не означает, что они могут предаваться чревоугодию. Для Ваты рекомендуется трёхразовый режим питания. Завтрак лучше ранний и плотный; обед - около полудня не слишком насыщенный; ужин - в шесть вечера, он может быть лёгким, но насыщающим. Вата должны пить много воды и не злоупотреблять алкоголем. Продукты и блюда для Ваты: мясо и мясные бульоны, каши со сливочным маслом, выпечка, сладости; не желательно употреблять кислые фрукты и много сырых овощей.

Капха. От завтрака склонным к полноте Капхам следует отказаться, выпить чашку чая из трав вместо еды. В полдень уместно будет пообедать сытным, можно даже плотным, блюдом, однако отдать предпочтение натуральным и полезным продуктам. Около четырёх часов после пополудни можно устроить лёгкий перекус, ужин перенести на шесть вечера. После каждого приёма пищи Капхам желательно прогуляться или заняться чем-нибудь, требующим усилий. Продукты для Капхи: постные каши (кроме риса), кислые фрукты, салаты из сырых овощей, приправленные лимонным соком, нежирное мясо (птица), квашеные овощи. Сладкое из рациона желательно и исключить.

Питта. Этот тип также обладает хорошим пищеварением и, в принципе, может позволить себе плотную и сытную пищу. Однако правильное питание способно привести к гармонии взрывной характер этих людей. Им желательно избегать острого, копчёного и солёного, красного мяса, отдать предпочтение овощам, фруктам, рыбе и бобовым.

Рецепты аюрведических блюд - примеры питания по аюрведе

Основные принципы питания:

  • пищу нужно есть только свежеприготовленной (не хранить долго);
  • лучше всего переваривается пища в полдень (время обеда);
  • приём пищи сродни медитации (есть не спеша, в хорошем расположении духа, не читать, не смотреть телевизор);
  • кушать нужно, испытывая голод, а не от нечего делать;
  • не должно быть переедания, полного насыщения, хорошо испытывать лёгкое чувство голода.

Вкусный аюрведический салат с фруктами и орехами

Ингредиенты:

  • натуральный ;
  • (свежий или сушёный), ;
  • Аюрведическая косметика - основные принципы

    Рассмотрим, что такое аюрведа в . Это, простыми словами, отслеживание наружных проблем ( , ) и сопоставление с проблемами внутренними.

    Для решения косметологических проблем применяются в лечении лишь те ингредиенты, которые имеют живую энергетику, все, что есть в природе: травы, фрукты, овощи, перетёртые злаки или бобовые, коренья, специи, глина, водоросли, молоко животных, масла растений. То есть, по сути, аюрведа-косметика - это то, что мы употребляем в пищу, такой продукт, который априори не принесёт вреда нашему организму.

    Большинство людей воспринимает мир по тактильным ощущениям, индийская практика уделяет большое внимание различным . Важным условием работы мастера является его настроенность на любовь к ближнему. Работая с телом пациента, прорабатывая нужную область тела, массажист направляет положительную энергию своих мыслей. Как бы странно это не звучало, но душевное тепло мастера приносит больше облегчения пациенту, чем воздействие бездушных аппаратов классической косметологии. Поэтому не стоит удивляться, если при угревой сыпи, мастер будет массажировать стопы ног.

    Важными условиями для проведения каких-либо процедур является наша взаимосвязь с лунными циклами. Например, процедуры, направленные на очищение или избавление от проблемы, проводят на убывающей луне. В работе с женщинами специалист уточняет и её менструальный цикл. Индивидуальный подход практикуется и в подборе средств лечения: травы и коренья, масла разных отжимов и прочие ингредиенты подбираются с учётом физиологических особенностей пациента.

    Подведём итог: наше здоровье в наших руках. Если смотреть с точки зрения классической медицины, большинство болезней напрямую связаны с состоянием психологическим. Гнев, раздражительность, постоянная неудовлетворённость провоцируют телесные недуги. Человек же живущий в ладу с самим собой, как правило, крепок здоровьем.

Услышав впервые слово «аюрведа», многие задаются вопросом, что это такое и с чем его едят? Мы изучили этот вопрос и подробно обо всем вам сейчас расскажем. С санскрита аюрведа переводится как «наука о жизни» или «длинная здоровая жизнь». Но было бы неправильно считать это одной наукой. Аюрведа – это целый комплекс наук. О здоровой жизни и пище, о самодисциплине и душевном росте, о причинах болезней, и о том, как устранить эти самые причины.
Получается что, аюрведа охватывает не только физическое здоровье человека, но и его чувства и душу. Она является проводником в прекрасный мир без злости и ненависти, без заболеваний и таблеток.

История аюрведы

Откуда к нам пришла аюрведа судить очень тяжело. Многие считают, что это остатки знаний от Ариев. Помните? В древности были такие люди. Они имели огромные знания в области всех наук, летали в космос. Письменность была не нужна, потому что их мозг запоминал неприлично большие объемы информации. После великого переселения, арии затерялись в Азии. Они начали забывать свое знание и традиции, мозг стал деградировать. Выход этой проблемы нашелся «кто бы мог подумать» в письменности. Все, что не забыли, арии записали в Веды, которые стали первыми «книгами». Многие ошибочно предполагают, что Ведические знания – это сугубо индийская традиция, но есть еще так называемые Русские Веды. Конечно, в самом чистом своем виде Ведические знания сохранились именно в индийской национальной традиции. Потом аюрведа легла в основу Китайской и Тибетской медицины. Когда из Индии вывозили пряности, дерево, благовония, целебные растения, аюрведа стала известна в арабских странах. И со временем попала уже в Европу. Как следствие этого, в основе всех наших современных медицинских и фармакологических знаний лежит индийская нетрадиционная медицина.

Аюрведа: что это?

Чаще всего она классифицируется на восемь отраслей.
1. Внутренняя медицина.
2. Хирургия. Оказывается, уже тогда индийские врачеватели знали все об антисептиках, применяли хирургические инструменты. Дробили камни в почках, оперировали брюшную полость, производили ампутации. Они делали даже ринопластику.
3. Производилось лечение лор-органов.
4. Большие знания в педиатрии и гинекологии. Уже на тот момент успешно проводились роды и кесарево сечение.
5. Токсикология.
6. Генетика.
7. Профилактика болезней.
8. Духовное здоровье, а по-нашему психология.
Аюрведическая философия.
Выше было сказано, как переводится аюрведа. Но санскрит – язык глубокий и, поэтому один слог часто имеет несколько значений. Вот и слог «аю» включает в себя два значения – это жизнь и естество.

Значит, аюрведа наука о естественной жизни.

Она поясняет, что человек обязан жить естественными законами природы. Ведь во всех древнеиндийских трактатах пишется, что человек – это живая клетка Вселенной. Он обменивается энергией не только с окружающими его людьми, но и с планетами и звездами. Чаще всего, изменения в самом человеке приводят и к изменениям окружающего его мира. Согласно Ведическим знаниям, люди приходят на землю, чтобы отработать свою карму. Отдать долг перед государством, родом, планетой. Они проходят испытания, чтобы в конце понять свою истинную сущность. И получить высшую награду и благо. Естественным «бонусом» является здоровье и долголетие. Вот почему человек должен жить в гармонии с космосом и соблюдать его законы.

В аюрведе психосоматическое состояние – это «пракрити». Она состоит из:
Раджас (энергия). Имеет черты страдания, возбуждения и активности.
Саттва (разум). Отличительная особенность – радость, свет, легкость.
Тамас (инерция). Является носителем апатии, грубости, раздражения.

Это разделение можно сравнить с психотипами человека в психологии. Не может быть «чистого» флегматика или сангвиника. В любом случае они перемешаны, но доминирует один. Тоже и в аюрведе, у человека в гармонии должно быть все. Но с рождения первенство у одной. Пракрити остается неизменной до смерти человека.
Еще человек создан из пяти стихий – это воздух, земля, огонь, вода и космос (эфир).
Основные типы (доши) человека по аюрведе:
Вата (воздух и космос). Основа импульса для мобилизации нервной системы.
Питта (вода и огонь) – источник энергии для метаболизма в человеческом организме.
Капха (земля и вода) – это правило жидкости, в которой нуждаются все слизистые субстанции человека.

Аюрведа: причины болезней

Доши тоже должны состоять в гармонии. Нет гармонии – появляется недуг. Вот как описывает аюрведа причины болезней, лечение – это избавление от наших духовных недостатков.
Например:
Гастрит свидетельствует о страхе перед чем-то новым.
Головные боли говорят, что человек недооценивает себя или занимается самокопанием.
Аппендицит – это блокирование всего хорошего.
Запах изо рта – сплетни, неприличные мысли.
Киста – память о прошлых обидах, ложное развитие.
Молочница – злоба на себя за неправильные решения.
Несварение желудка – непрекращающееся ворчание на все вокруг.
Ожирение – непринятие себя, неготовность прощать себя, страх, внутренний гнев.
Порезы являются карой за несоблюдение своих идеалов.
Целлюлит – это накопленный гнев и самобичевание.
Фригидность – уверенность, что наслаждение – это плохо.
Угри – легкие вспышки гнева или нелюбовь к себе.
Хронические болезни – это неготовность к переменам, боязнь будущего, ощущение опасности.
Конечно же, это не весь список. Если внимательно посмотреть, то все наши болезни начинаются, когда мы боимся до жути, не любим, не принимаем и не наслаждаемся. Кто-то скажет: «Ну, невозможно же всех любить или не бояться чего-то». И он будет прав. Ведь мы люди. Просто не стоит зацикливаться на обидах, горечи, предательстве или страхе. Нужно отпускать с легкостью все, что нам было предоставлено Космосом. Когда-то один мудрый человек сказал: «Вселенная не заинтересована в том, чтобы мы были несчастливы».

Наши же врачи уделяют внимание только физической болезни. Ставят диагноз и «залечивают» один орган. Стоит запомнить. Не лечит аюрведа причины болезней, заболевание считается нарушением баланса, духовным изъяном. Самому человеку тоже стоит приложить все усилия для исцеления. Аюрведическая система накопила большой опыт знаний и правил, которыми просто нужно пользоваться, чтобы обрести долголетие, здоровье и гармонию.

Она была признана Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) как эффективная система альтернативной медицины.

На протяжении столетий Аюр-Веда была предана забвению. Значительная часть клинических и теоретических знаний не использовалась или была попросту утрачена. Эффективность Аюрведы снизилась, поскольку практикующие врачи перестали использовать ее всесторонние подходы.

В последние годы под руководством и вдохновением Махариши Махеш Йоги, основателя программы Трансцендентальной Медитации, Аюрведа была возвращена к жизни во всей своей полноте под названием Махариши-Аюрведа. Эта наука об установлении баланса в уме и теле; она использует двадцать подходов для обретения и поддержания совершенства во всех областях жизни. Махариши представил Аюрведу западному миру, где ее терапевтические принципы и значимость подверглись тщательной переоценке и были заново проинтерпретированы. Интенсивные исследования привели к синтезу базовой концепции Аюрведы и передовых теорий современной науки, таких как Теории Суперсимметричного Единого Поля в квантовой физике. Этот синтез поместил Махариши-Аюрведу на передний край медицинской мысли.

Махариши-Аюрведа добавляет к современной медицинской практике целый ряд новых элементов. Ее система типологии пациентов способна предсказывать факторы риска и определять тенденции протекания болезни. Ее терапевтические методики подчеркивают важность модификации психофизиологических и диетологических факторов, определяющих заболевание, а также факторов поведения и окружения. Это расширяет горизонт врачебного подхода к целому ряду нарушений. В сегодняшнем мире Махариши-Аюрведа занимает положение всесторонней современной системы здравоохранения.

Составляющие части Аюр-Веды
Три доши: Вата, Питта, Капха
Три гуны: Саттва, Раджас, Тамас
Шесть вкусов: сладкий, соленый, горький, кислый, острый, вяжущий

Пять махабхут (элементов): земля, вода, огонь, воздух, пространство

Аюрведа о правильном питании

Питание – это интеграция продуктов внешнего мира в наше внутреннее существо. Трапеза, по сути, есть выход человека за свои пределы для восполнения недостающего ему. Это очень тонкий процесс, который начинается с различения вкусов. Вкусы же готовят организм к принятию того вида пищи, который мы употребляем в настоящий момент. Любое вещество, попадающее в наш организм, может действовать как пища, лекарство или яд. Пища – это то, что питает тело, ум и дух. Лекарство улучшает пищеварение, чтобы улучшить питание клеток. Яд мешает пищеварению и нарушает клеточное питание.

Продукты питания и травы сходны с точки зрения энергетики, и их рассмотрение может основываться на одних и тех же принципах.

Чтобы действие трав, входящих в аюрведические средства, было по-настоящему эффективным, его необходимо дополнить соответствующей диетой. Диета может усиливать целебную силу трав, а может и противодействовать ей. Неподходящее питание при правильном выборе трав либо нейтрализует, либо сильно ограничивает их действие.

Травы обеспечивают питание на тонком уровне, а пища – на более грубом и ощутимом. Результаты правильного питания проявляются не так быстро, как результаты использования трав (травы являются концентрированной пищей), но со временем оказываются столь же выраженными.

В противоположность концепции питания современной науки, Аюрведа обладает всеобъемлющим подходом к диете. Аюрведа вовсе не заботится о содержании в пище жиров, углеводов и протеинов, для нее не так важен химический состав продуктов питания. Не количество калорий, витаминов и минеральных веществ привлекают её внимание. Дело в том, что все эти питательные вещества мы знаем умозрительно, а не из повседневного опыта: никто не способен определить количество витамина С в стакане апельсинового сока и его отличие от витамина А. Западная диетология основывается, главным образом, на результатах лабораторных исследований, тогда как Аюрведическая система питания пришла к нам из самой Природы. С точки зрения Аюрведы стандартной диеты для всех быть не может, как не может быть нормирована и ежедневная потребность в определенных веществах. Основное значение придается тому, чтобы пища, которую мы принимаем, и то, как мы ее принимаем, гармонизировали с нашей природой.

Аюрведа призывает нас принимать только естественную пищу и руководствоваться только собственной интуицией.

1. Питайтесь живой пищей.

Чтобы быть жизнеспособным, наше тело нуждается в живой пище. Это свежие, натуральные фрукты , овощи и цельные зерна. Они содержат необходимые для правильного пищеварения и усвоения пищи энзимы, а также нужные для нормального клеточного строительства питательные вещества. В старой поговорке «вы – это то, что вы едите» заключена глубокая правда.

Продукты должны быть как можно более свежими. Предпочитайте свежие овощи и фрукты, замороженным и консервированным. Пусть большое количество пищи потребляется в сыром виде (плоды и зерна), т.к. при любой обработке продукты теряют большую часть живительной энергии и аромата.

Избегайте «безжизненных» пищевых продуктов.

2. Включайте в рацион своего питания все 6 вкусов (сладкий, соленый, кислый, острый, вяжущий и горький).

Сбалансированная диета, согласно Аюрведе, должна включать все шесть вкусов в каждый прием пищи. Однако нет необходимости перегружать одно блюдо набором всех вкусов: немного трав или острых приправ придадут ему необходимый вкус. Также не рекомендуется придерживаться одного и того же набора вкусов день за днем. Основное правило – просто давать своему телу наслаждаться всеми шестью вкусами с каждой едой, чтобы оно могло откликнуться на пищу в полной мере.

3. Доверяйте собственной интуиции.

Хотя аюрведические тексты содержат подробные перечни продуктов, соответствующих тем или иным свойствам и вкусам, помните: это знание изначально присутствует в вас. Если вы в равновесии, если живете в созвучии с Природой, вам будет хотеться именно той пищи, в которой в данный момент больше всего нуждается ваш организм. Если же вас влечет к пище, потребление которой вызывает физический или эмоциональный дискомфорт, это означает, что ваше внутреннее знание вышло из равновесия. Простейший способ уравновесить его – начать вновь использовать все шесть вкусов, уходя от своих однобоких пристрастий. Возвратясь к своему природному равновесию, вы, несомненно, вернете себе утраченную интуицию и снова начнете желать то, что полезно именно вам. Вам не придется жертвовать своими любимыми блюдами, просто вы заметите, что полезное нравится вам ничуть не меньше. Каждая частичка пищи, которую вы съедаете, изменяет ваше психическое состояние . Вас естественным образом привлекает та пища, которая создает желательное для вас состояние психики. Когда возникает сомнение в выборе, просто вспоминайте, какую пищу вы предпочитаете, когда чувствуете себя хорошо.

4. Во время еды держите мысли чистыми.

Во время еды очень важно держать мысли чистыми, это помогает сохранить благостную энергию во время приема пищи. Очень важные органы нашего тела, непосредственно связанные с правильным функционированием тонкого тела, - почки и печень . Они вибрируют таким образом, что их вибрации связаны с мыслями, которые проникают в сознание во время еды. Потребляемая пища берет энергию наших мыслей, поэтому старайтесь есть в мире и спокойствии. Вспоминайте о приятных мгновениях своей жизни, представляйте, как пища дарует вам силу, здоровье, жизненную силу. Думайте о пище, наслаждайтесь компанией любящих людей, слушайте приятную музыку. Не торопитесь. Если вы вдруг ощутили себя в круговороте негативных эмоций или эмоционального беспорядка, лучше на некоторое время отказаться от приема пищи: все равно она во благо не пойдет. Совершите любое действие, направленное на успокоение ума, и верните себя в сосредоточенное, сбалансированное состояние.

5. Придерживайтесь принципов сочетаемости продуктов.

Принципы аюрведической сочетаемости продуктов передавались по цепи ученической преемственности на протяжении тысячелетий. Сочетание продуктов заметно влияет на то, насколько хорошо или плохо переваривается пища. Согласно Аюрведе, нужно потреблять фрукты, крахмалы, белки и жиры отдельно, в разное время дня.

Вот некоторые важные правила аюрведической сочетаемости продуктов:

¨ употребляйте молоко или йогурт отдельно от кислых фруктов или цитрусовых,

¨ употребляйте фрукты отдельно от картофеля и других крахмалосодержащих продуктов (фруктоза переваривается достаточно быстро, а крахмал – нет),

¨ употребляйте дыню отдельно от зерен и молока (дыни не желательно сочетать с какой бы то ни было пищей).

6. Пусть ваша пища будет простой и естественной.

Пища не должна быть слишком причудливой, не должна искушать человека, разрушая его здоровье.

7. Ешьте медленно, тщательно пережевывая пищу.

Это очень простое, но важное правило приема пищи. Есть медленно даже важнее, чем обращать внимание на то, что именно вы едите. Даже благоприятная пища, не разжеванная должным образом, не приносит пользы. Если вы не извлекаете из потребляемых продуктов все питательные вещества, вы отравляете свое тело. Даже если в силу внешних обстоятельств приходится есть не очень питательные продукты, но вы едите их медленно, а ваша пищеварительная система находится в хорошем состоянии, тело все равно извлечет пользу из пищи и выведет все токсины . В этом заключается удивительная тайна самонастраивания организма. Конечно, более разумно есть питательные продукты и медленно их пережевывать.

8. Только тот, кто любит вас, может готовить для вас пищу.

Насыщение определяется не тем, сколько пищи вы съедаете. Небольшое количество пищи, поданной вам с любовью, удовлетворит вашу душу, тогда как груды пищи из закусочной могут временно наполнить вас, но оставят ваш ум и дух неудовлетворенными

Аюрведа как течение в нетрадиционной медицине возникло в Древней Индии и тесно связано с ведами. Веды - это универсальная наука о жизни, целая философская система. В то время как Аюрведа - метод профилактики и лечения различных заболеваний, установления гармоничных отношений между человеком и миром, человеком и обществом, это система регуляции организма (стремление организма к восстановлению поврежденной части), система питания. Аюрведа: наука о жизни - что это такое?

Сегодня ведическая медицина Аюрведа вызывает все больший интерес. Попытаемся разобраться, что такое Аюрведа?

Аюрведа: наука о жизни

Ведическая медицина Аюрведа не рассматривает лечение человека как лечение конкретного физического тела, заболевания в его проявлении. Аюрведа считает, что если заболевание появилось на материальном уровне, то устранение симптомов - это лишь первый шаг оздоровления, лечить надо всего человека, а именно тело, душу, поведение, регулировать эмоциональный и ментальный (интеллектуального развития) уровни. Человек является единством всего вышеперечисленного.

Западная культура отличается от восточной прежде всего тем, что своей неумолимой любовью к анализу раздела на части все на свете. Восточный же человек, напротив, стремится к единству.

Аюрведа (от слова «веда» - «знание») - наука о продлении жизни или искусство жизни, одна из наиболее универсальных систем, созданных на Востоке. Становление науки аюрведа произошло в Индии приблизительно 5 тысяч лет назад и сложилось на стыке религии, философии, медицины и естественных наук, которые были неразрывно связаны между собой, сегодня можно говорить что это не просто учение - это лечение аюрведа.

Основой Аюрведы служат древнеиндийские трактаты - Веды, написанные на санскрите. Значительное место в них отводится медицинской тематике: приводится более тысячи названий лекарственных растений, встречается множество медицинских терминов, упоминается несколько интересных методик, которые использовались в древнейшие времена, однако не потеряли своего значения даже в наше время.

В науке аюрведа много текстов, посвященных сохранению и укреплению здоровья человека. Древние целители считали, что основа хорошего самочувствия - абсолютная гармония, приблизиться к которой помогают лечебные травы, массаж, специально подобранное для каждого человека питание и другие методы. Нарушение гармонии приводит к заболеваниям души и тела, неразрывно связанных друг с другом.

Наука аюрведа опирается на многие методики: лечение маслами и мумие, фито- и ароматерапию, вегетарианство и натуропатию, акупунктуру, массаж, уринотерапию и пр.

Основные принципы ведической медицины Аюрведы

Ведическая медицина Аюрведа как система оздоровления человека имеет пять уровней.

Многие авторы грубо ошибаются, сводя Аюрведу лишь к системе питания и лечению тела, так как это лишь первый и начальный уровень, он не касается разумного начала в человеке, а лечение тела - это (каким бы чудодейственным ни было лекарство) лишь временный результат. Лечить человека нужно по всем направлениям.

Первый уровень ведической медицины Аюрведы - это лечение тела всевозможными травами, массажем, специальной системой питания и упражнений.

Второй уровень Аюрведы - это уровень очищения, профилактики заболеваний тела и психики, а также создания и укоренения в человеке всевозможных полезных привычек.

Третий уровень ведической медицины посвящен характеру человека, его отношениям со всем окружающим.

Четвертый - это переходный уровень Аюрведы. Дойдя до него, многие останавливаются: возникают некоторые сложности, с которыми люди не всегда могут справиться в силу недостатка силы -воли, целеустремленности, уверенности в правильности принятого решения.

На четвертом этапе Аюрведы необходим духовный наставник, здесь начинается непосредственно теоретическая, если можно так сказать, религиозная часть. Это уровень аскезы, на нем люди читают мантры, различные молитвы, поют гимны, всячески расширяют сознание.

Пятый уровень ведической медицины представляет духовную практику: изучается медитация, и познаются высшие законы жизни.

Ведическая медицина Аюрверда направлена на соединение тела и души человека, развитие его гармоничных отношений с обществом и природой.

Доши аюрведы

Согласно Аюрведе, природой управляют три основные силы, которые называются доши. Каждая из них имеет свое название: Вата (ветер), Питта (желчь) и Капха (флегма). В зависимости от содержания элементов люди также разделяются на три группы.

Вата - конституция «людей ветра». Представители этого типа отождествляются с воздушной стихией, преобладанием энергии воздуха и эфира. Главная их отличительная черта - худощавость, высокий рост, сухая кожа. Поведение людей конституции «ветра» зачастую непредсказуемо, и в любой момент у них может измениться настроение. Однако эти люди обожают все новое и часто удивляют окружающих, изменяя самих себя. Люди данного типа - сангвиники или меланхолики, они эмоциональны, романтичны и зачастую наивны. Они не обладают выдающимися способностями, но благодаря усидчивости нередко достигают хороших результатов.

Вата в науке аюрведы

Вата - самая сильная энергия человеческого организма, несущая ответственность за наиболее важные жизненные процессы: кровообращение, дыхание, умственную деятельность и мышечную активность. Представители конституции «ветра» обычно не отличаются крепким здоровьем, и во многом оно зависит от образа жизни. Слабыми местами людей типа Вата являются кости, суставы, а также органы зрения и слуха. Они чаще страдают бессонницей, хроническими заболеваниями желудка, имеют проблемы с пищеварением, нервной и сердечно-сосудистой системой.

Питта в науке аюрведы

Питта - конституция «людей желчи». Представителей данного типа отождествляют со стихией огня и воды. К этому типу относятся люди, обладающие хорошей фигурой и красивой осанкой. Они смелы, напористы, у них развито чувство юмора, стремление к славе и достижению цели. В любви они отдаются партнеру целиком, но и от него требуют того же.

Люди конституции «желчи», как правило, холерики - они эмоциональны, вспыльчивы, неуравновешенны, но отходчивы. Люди склада «желчи» склонны к скоропалительным решениям, которые не всегда верны. Это натуры увлекающиеся, но они быстро разочаровываются, даже если цель достигнута и дает позитивные результаты.

Люди данного типа не обладают крепким здоровьем. Чтобы продлить жизнь, им следует опасаться простуд и переохлаждений, нужно правильно питаться и соблюдать личную гигиену. Слабыми местами людей конституции «желчи» являются печень, почки, желудок и желчный пузырь. Они страдают многими болезнями кожи, разнообразными аллергиями, гипертонией или гипотонией, заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Капха в науке аюрведы

Капха - люди конституции «слизи». Представителей данного типа отождествляют со стихией земли и воды. Они обычно невысокого роста, коренастые, плотного телосложения, сильные, но по натуре добрые. Как правило, довольны жизнью, спокойны, рассудительны, невозмутимы, хотя и медлительны - это флегматики или сангвиники. В жизни и в окружающих больше всего ценят стабильность и надежность, долго запоминают, однако ничего не забывают.

У людей данного типа высокий иммунитет, они не подвержены вирусным и прочим инфекциям, от природы наделены крепким здоровьем, среди них много долгожителей. В то же время они часто страдают от заболеваний сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной систем, определенную опасность для них представляют некоторые виды онкологических заболеваний. Их слабыми местами являются сердце и голова. Людям типа Капха надо тщательно следить за рационом питания, распорядком дня, для них крайне важен нормальный сон и отдых.

Восточные целители утверждают: люди с преобладанием одной из дош встречаются редко. Чтобы человек был здоровым и сильным, красивым и уверенным в себе, необходимо гармоничное сочетание всех трех дош. Однако идеальных людей фактически нет, поскольку сочетание дош неравномерно и в любом из нас преобладают одна или две. Это соотношение определяет индивидуальность человека - его характер, способности, темперамент, внешность и, конечно, здоровье.

Три типа питания в Аюрведе

Древняя наука Аюрведа утверждает, что для здоровой жизни питаться нужно так, чтобы все три доши оставались в равновесии. У человека по Аюрведе может быть три типа природной конституции: Вата, Питта и Капха. В зависимости от того, к какому типу вы относитесь, нужно составлять план питания, и тогда ваш организм будет пребывать в состоянии гармонии. Тема нашего разговора сегодня - питание в Аюрведе.

Вата-конституция - можно употреблять сладкую, соленую пищу, тяжелую и жирную, смело добавлять различные пряности, однако избегать острого и горького.

Питта-конституция - рекомендуется употребление холодных блюд, напитков, различных салатов, холодного молока, сладких фруктов. Предпочтение следует отдать блюдам с горьким и сладким вкусом. Горячих, а также легких блюд следует избегать.

Капха-конституция - подойдет легкая, теплая и сухая пища, терпкая на вкус, острая. Употреблять поменьше соли, холодных, тяжелых блюд, отказаться от жирной пищи.

Питание по Аюрведе: общие принципы

Вообще, в питании по Аюрведе большое значение придается вкусу (например, острая пища согревает, стимулирует обмен веществ, сладкая помогает работе поджелудочной железы, горькая очищает печень, соленая усиливает аппетит).

Каким должно быть Аюрведа - питание? Аюрведа дает некоторые рекомендации по поводу приема пищи. Вот некоторые из них.

Есть следует только в том случае, если вы очень голодны.

Если у вас возникает мысль о том, что следует бы перекусить, надо задать себе вопрос и ответить честно: «Действительно ли я испытываю голод?» Если вы не голодны, не нужно перегружать организм: съеденная в этот момент пища принесет только вред.

Необходимо для здоровой жизни прислушаться к своему организму, определить, к каким блюдам он испытывает особое расположение, и смело вводить их в свой рацион.

Питание в Аюрведе - это гармоническое взаимодействие души и тела, поэтому огромное значение придает внутреннему голосу, утверждая, что интеллект может ошибаться, в то время как голос исходит из сердца, из самого существа человека.

Очень полезно для здоровой жизни пить горячую воду. Рекомендуется пить только очищенную воду, предварительно вскипятив ее. Принимать по несколько глотков через 1 ч и перед едой. Горячая вода очищает организм от шлаков и омолаживает его.

Согласно науке о питании по Аюрведе, желательно избегать употребления мяса, заменив его рыбой или птицей.