Семья и здоровье ребенка. Семья и здоровье детей


МОУ «Зашижемская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Влияние семьи на здоровье и формирование личности ребенка

Исследовательская работа

1.5. Материальное положение семьи …………………………10

2. Воспитательная роль семьи, особенности

внутрисемейных отношений …………………………………11

2.1. Типы внутрисемейных отношений ………………………..12

2.2. Типы отношений родителей и детей ………………………15

3. Стиль семейного воспитания и его влияние на здоровье

и становление личности. Следствие семейного воспитания……18

3.1. Родительский стиль воспитания и его влияние на

здоровье и формирование личности ………………………18

3.2. Следствие семейного воспитания …………………………20

III. Практические исследования, выявляющие возможности влияния

семейного воспитания на здоровье и формирование личности

ребенка в системе межличностных отношений.

Экспериментальная часть. …………………………….24

IV. Заключение………………………………………………………….26


Список используемой литературы………………………………............ .27

Введение.

В настоящее время проблема детства стала общегосударственной проблемой. Внимание многих психологов во всем мире привлечено к физическому и нравственному воспитанию детей. Этот интерес далеко не случаен, так как это период наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких семейных условиях оно будет протекать, во многом зависит здоровье и будущее ребенка.

На формирование здоровья ребенка оказывает влияние целый комплекс факторов, включая биологические, медицинские, семейные и социальные.

.

Признавая ведущую роль биологических и медицинских факторов в здоровье ребенка, нельзя отрицать возможного позитивного или негативного влияния комплекса социально-бытовых условий, определяющихся образом жизни родителей и семьи в целом . Социальные условия могут как улучшить, так и ухудшить здоровье ребенка.

Члены семьи, товарищи по классу, друзья по дому, отдельные люди, с которыми ребенок вступает в контакты, все они влияют на здоровье и развитие ребенка. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности. Тем не менее, традиционно главным институтом здоровья и воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей, в ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность ().

Очень важно создать благоприятную семейную атмосферу и выбрать правильный стиль поведения родителей с ребенком, влияющий на здоровье ребенка и способствующий более успешным его развитию и умению адаптироваться в обществе.

Предметом исследования данной работы является наблюдение за здоровьем и поведением детей в возрасте 9-17 лет в системе межличностных отношений.

Цель работы - выявить влияние социального фактора и семейного воспитания на здоровье ребенка, значение благоприятных внутрисемейных отношений в ходе этого процесса.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач :

- выявить факторы, влияющие на физическое развитие ребенка

- выявить влияние особенностей внутрисемейных отношений на воспитываемого ребенка;

- проанализировать влияние стиля семейного воспитания на становление личности ребенка и степень его адаптации в системе межличностных отношений;

Для решения поставленных задач мною были проведены исследования на базе нашей школы. Исследование проводилось в виде рисуночного теста «Моя семья», диагностики Миллера «Лестница жизненных ценностей». Для получения более достоверной картины была взята выборка среди учащихся 4, 5, 7,и 11 классов по 14 человек от класса.

Проводимое исследование было направлено на проверку гипотезы: семейное воспитание, а именно: благоприятная внутрисемейная атмосфера, правильно выбранный стиль родительского поведения по отношению к ребенку приводят к улучшению здоровья ребенка.


II . Основная часть.

1. Факторы, влияющие на физическое развитие детей.

1.1. Роль социальных факторов в формировании физического

развития детей

Среди факторов, влияющих на состояние здоровья и физическое развитие детей, существенное значение имеют семейное положение, возраст, уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи .

Одним из факторов риска, неблагоприятно влияющих на развитие и здоровье детей, является воспитание ребенка в неполной семье . В последние десятилетия отмечается резкое увеличение числа детей, воспитывающихся в неполных семьях, образованных вследствие роста внебрачной рождаемости, которая составила 27,7 %, и в результате разводов, число которых возросло за последние десять лет с 3,9 до 4,9 на 1000 населения. Следует отметить, что большинство детей из полных семей имеют гармоничное физическое развитие, и лишь половина детей из неполных семей. Ряд авторов отмечает влияние типа семьи на состояние здоровья детей. Так, по данным с соавторами (1998), заболеваемость детей в неполных семьях в 1,7 раза выше, чем в полных семьях. Особенно уязвимы дети из семей, в которых один из родителей находится в заключении.

По этому вопросу мной был проведен анкетный опрос учащихся 8-11 классов.

Результаты опроса:

Заболеваемость

Полная

семья

Неполная

семья

Дети без присмотра

Процент

Анализ зависимости уровня физического развития детей от возраста отца, показал, что у отцов моложе 35 лет большее число детей имели гармоничное развитие, чем у отцов старшего возраста.

Это связано с тем, что отцы уезжают за пределы республики, начинают употреблять алкоголь, не занимаются воспитанием детей.

Из социально-гигиенических факторов большое влияние на здоровье детей оказывает уровень образования родителей . Изучение (2001) влияния социально-гигиенических факторов условий жизни на физическое развитие детей, позволило установить наличие сильно выраженной корреляционной связи физического развития ребенка с уровнем образования и социальным положением родителей: чем ниже уровень образования родителей и социальное положение матери, тем больше удельный вес детей с низким уровнем физического развития. (2002) отмечает, что у матерей с высшим образованием число детей третьей группы здоровья меньше, чем у женщин с более низким уровнем образования.

Как обстоит дело в нашей школе? Из числа опрошенных детей и родителей, из беседы с медицинскими работниками мы сделали следующий вывод.


Социально-гигиенические

Образование

Благосостояние

Отмечена достоверная разница между удельным весом детей с низким и высоким уровнем физического развития в семьях с разным числом детей. Так в немногодетных семьях больше детей с низким уровнем физического развития, чем в многодетных.

Из выше сказанного следует, что на физическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, существенное влияние оказывают социально-экономические условия. Оказалось, что наиболее важными являются семейное положение, возраст и уровень образования родителей, состав и уровень благосостояния семьи.

1.2. Вредные привычки родителей как фактор риска

формирования нарушений развития у детей

Среди факторов, оказывающих наибольшее влияние на здоровье детей раннего возраста, доля вредных привычек родителей (курение и употребление алкоголя) составляет до 15,1 %. Максимальное влияние данного фактора отмечается на третьем году жизни ребенка. Наиболее изучено влияние алкоголя на развитие ребенка Скосыревой A. M. с соавт. (1981) и (ресурсы сети Интернет). Практически все дети, имеющие отца алкоголика, часто болели, отставали в развитии, имели врожденные изменения ЦНС. Дети, рожденные от пьющих родителей, недостаточно развиты, подвержены хроническим заболеваниям и часто болеют. У детей из семей, где один из родителей злоупотребляет алкоголем, в условиях функциональных нагрузок чаще возникает напряжение и перенапряжение механизмов вегетативной

регуляции, указывающее на более низкие адаптационные возможности организма. (1999, ресурсы сети Интернет) отмечает, что лишь 63,5% детей, родители которых страдали хроническим алкоголизмом, имели гармоничное развитие, а частота хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений, выявленных при углубленном медицинском осмотре, оказалась в 1,84 раза выше, чем среди детей из семей социального благополучия. Согласно результатам исследования, (1991, ресурсы сети Интернет) только 46,9% новорожденных детей из неблагополучных по алкоголизму семей имели нормальное физическое развитие, остальные были с дефицитом массы тела. У новорожденных, родители которых страдают алкоголизмом, была выявлена тенденция ретардации и задержка развития двигательных функций. В дальнейшем происходило ухудшение физического развития детей.

1.3. Здоровье родителей

Здоровье родителей оказывает существенное влияние на развитие и здоровье детей. При наличии хронических заболеваний у взрослых членов семьи, у детей также часто отмечаются подобные заболевания, причем у детей в одной семье заболевания проявляются в разные возрастные периоды. В семьях, где родители страдают хроническими заболеваниями, уровень заболеваемости детей острыми и хроническими заболеваниями соответственно в 2,2 и 2,6 раза выше, чем у детей, имеющих здоровых родителей. Кроме того, выявлена зависимость между очень частой заболеваемостью детей и большой массой ребенка при рождении. Согласно данным (2002), детей, относящихся к первой группе здоровья, больше у родителей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья; в то время как детей второй группы здоровья оказалось больше у матерей с отклонениями здоровья. Также было установлено, что у больных отцов достоверно больше детей, составляющих третью группу здоровья. По результатам исследований установлено, что наследственная отягощенность по отцу и отцовской линии служит фактором риска формирования соматической патологии у ребенка.

1.4.Влияние нежеланной беременности на последующее

Несмотря на малоизученность этой проблемы, имеются данные, что нежеланная беременность чаще, чем желанная, имеет неблагоприятные исходы. Врачи отмечают, что вероятность преждевременного окончания нежеланной беременности в 3,7 раза выше, а дети рождались с низкой массой тела в 2,3 раза чаще. Вместе с тем были выявлены различия в темпах внутриутробного развития, задержка которого в 1,6 раза чаще отмечалась при нежеланной беременности. Однако, установлено, что патология периода новорожденности почти с одинаковой частотой встречалась у детей и от желанной, и от нежеланной беременности. Наряду с тем, имеются сведения о выявлении перинатальной патологии у каждого второго ребенка, родившегося в результате нежеланной беременности и оставленного без родительской опеки с самого рождения.

Более того, при отрицательном отношении женщины к будущему ребенку происходит нарушение ее биохимического статуса, что влияет на плод и создает условия для будущих отклонений.

Вынашивание нежеланной беременности приводит в 40% случаев к рождению недоношенных детей, более 2/3 из которых и до родов, и во время них получают мозговые повреждения различной степени тяжести. Недоношенность детей, в свою очередь, является фактором риска формирования задержки физического развития, что подтверждается результатами исследования (2002, ресурсы сети интернет). Было установлено, что у подростков, родившихся недоношенными, чаще встречается дефицит массы тела и реже высокий рост. Наблюдалось снижение функциональных возможностей организма: только половина из досрочно родившихся подростков имели средние показатели жизненной емкости легких, в то время как 22,9 % - ниже средних;

достоверно чаще регистрировалось низкое систолическое артериальное давление, чем у сверстников, родившихся доношенными. Отмечалось замедление физического и полового развития у старшеклассников, родившихся недоношенными.

Исследуя все стороны данного вопроса, я пришла к выводу, что нежеланная беременность не является независимым фактором и сочетается с рядом других: неполная семья, неблагоприятный психологический климат в семье, низкая медицинская активность родителей, возраст матери до 19 лет, вредные привычки родителей. Вследствие этого, дети

от нежеланной беременности и после рождения находятся в более неблагоприятных условиях, чем дети от желанной беременности, что, несомненно, накладывает отпечаток на их дальнейшее развитие.

1.5. Материальное положение семьи

В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, жестокое обращение с детьми . Сложившаяся социально - экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту количества «социальных сирот» - детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях и детей, оставленных по разным причинам своими родителями .

(2003) отмечает, что решающее влияние на развитие индивида оказывает ближайший ему социально-групповой, особенно семейный, образ жизни . В нашей школе случаев жестокого обращения с детьми нет.

Наблюдается невысокий процент

2. Воспитательная роль семьи и особенности внутрисемейных

отношений

Семья - это коллектив , играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль и во многом незаменимый этап в развитии каждого человека. Хорошее воспитание ведет к улучшению здоровья не только ребенка, но и общества в целом.

Доверие и страх, уверенность, и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности - все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его здоровье и развитие.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора здоровья и воспитания. Положительное воздействие семьи на здоровье и личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. Семья - это тот институт, который обеспечивает ребенка необходимым минимумом общения, без которого он никогда не смог бы стать здоровым человеком и личностью. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в здоровье и воспитании детей, сколько может сделать семья .

Отношения между людьми в семье из всех человеческих отношений бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные. Психофизиологические - это отношения биологического родства и половые отношения. Психологические включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения:

авторитет , руководство, подчинение и пр. Культурные - это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обуслов­ленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры {национальной, религиозной и т. п.), внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на семейное воспитание и здоровье детей.

Развитие ребенка может идти нормально лишь при достаточно бла­гоприятных взаимоотношениях , в которых создается и действует система взаимной поддержки, доверия, открытости, обнаруживается искреннее стремление общающихся друг с другом людей бескорыстно помогать друг другу, способствовать развитию друг друга, как личностей. При плохих взаимоотношениях, напротив, возникают препятствия на пути личностного совершенствования человека, так как люди перестают доверять друг другу, проявляют себя по отношению друг к другу в основном с отрицательной сто­роны, не обнаруживают желания помогать друг другу.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы семья играла больше положительную роль, чем отрицательную.

2.1 Типы внутрисемейных отношений

Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и
дисгармоничный типы семейных отношений.

В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2. Деструктивность семейного воспитания.

Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

Опека и запреты во многих сферах жизни детей;

Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений;

Частыми причинами аномалий в воспитании детей является систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты.

Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье ().

3. Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих воспитанию детей, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.). Авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как успеваемость, соблюдение правил поведения, внимание рекомендациям родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность или же кротость, послушание, трудолюбие.

Основными путями и способами практического устранения отрицательного влияния перечисленных факторов на воспитание детей являются достижение взаимопонимания и гармонизации личных взаимоотношений супругов и, их детей.

2.2. Типы отношений родителей и детей

Выделяют следующие типы отношений родителей и детей:

Оптимальный тип отношений родителей и детей;

Потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей,
а дети делятся с ними своими мыслями;

Скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними

(возникает обоюдное недовольство);

Скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в
заботы, интересы и занятия детей;

Поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты,
и при этом скорее правы родители;

Конфликты в семье могут создавать психотравмирующую обстановку для родителей и их детей, в результате чего дети приобретают ряд отрицательных свойств характера. В конфликтной семье закрепляется отрицательный опыт общения, теряется вера и возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между людьми, накапливаются отрицательные эмоции, появляются психотравмы.

Психотравмы чаще проявляются в виде переживаний, которые в силу выраженности, длительности или повторяемости сильно воздействуют на здоровье ребенка.

Выделяют такие психотравмирующие переживания, как состояние полной семейной неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение и состояние вины.

Состояние полной семейной неудовлетворенности возникает в результате конфликтных ситуаций, в которых проявляется заметное расхождение между ожиданиями индивида по отношению к семье и ее действительной жизнью. Выражается в скуке, бесцветности жизни, отсутствии радости, ностальгических воспоминаниях о времени до брака, жалобах окружающим на трудности семейной жизни. Накапливаясь от конфликта к конфликту,

такая неудовлетворенность выражается в эмоциональных взрывах и истериках.

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям родителей, стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.

Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в каждом из названных видов отношений, умения считаться с яичными интересами, потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание друг с другом. Статистика бракоразводных процессов показывает, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. На них приходится большая часть разводов, особенно в молодых семьях, существующих от года до пяти лет.

Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость , тактичность, чуткость, доброжелательность, внимательность, отзывчивость, доброту.

Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии, а следовательно, и на адаптации его в межличностных отношениях.

Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье , а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств то отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т. п.

Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает.

В работах отмечается, что при построении успешных внутрисемейных отношений, скорее всего, будут уместны:

Умения сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Исходя из этого, основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи , совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.

Поняв мир детских ощущений, переживаний, научившись управлять их развитием, родители получают единственно верный ключ к формированию здоровой полноценной личности в целом, поэтому так важно следить за поддержанием благоприятной атмосферы в семье.

3. Стиль семейного воспитания и его влияние на становление личности.

Следствия семейного воспитания.

3.1 Родительский стиль воспитания детей и его влияние на здоровье и

формирование личности ребенка.

У любого человека к определенному возрасту складываются стереотипы поведения. Нельзя сказать, что стереотипы - вещь совершенно бесполезная или вредная. Они помогают нам оставаться самими собой. А с другой стороны, иногда мешают проявить гибкость в меняющихся обстоятельствах. Один из таких стереотипов - стиль воспитания, который вольно или невольно складывается у каждого из родителей. Конечно, любая типология достаточно условна. К тому же в реальной жизни могут сочетаться черты разных родительских стилей.

Была выявлена связь между стилем родительского поведения и взаимоотношениями между родителями и ребенком. Психологическое развитие детей больше зависит не от того, как родители относятся к браку, а от того, как это на практике преломляется в их поведении при общении с ребенком (стиль родительского поведения). Этот стиль был стабильно связан с познавательным и личностным развитием детей. Матери, удовлетворенные своим браком, проявляют больше теплоты и меньше сердятся на своих сыновей, в то время как удовлетворенные браком отцы более авторитарны по отношению к дочерям. Те родители, которые проявляют больше положительных эмоций в отношениях друг с другом, обнаруживают и большую степень авторитарности в межличностных отношениях с дочерьми .

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

Стили семейного воспитания:

Попустительский (гипоопека)

Гиперопека

Эмоциональная холодность

«Родители не понимают, как много вреда они причиняют своим детям, когда, пользуясь своей родительской властью, хотят навязать им свои убеждения и взгляды на жизнь»- определил.

При более детальном рассмотрении стилей семейного воспитания выделяют:

когда родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления». Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями и сверстниками нарушается. Часть подростков идет на конфликт, постоянно грубят и дерзят, вызывающе ведут себя в обществе, обладая завышенной самооценкой, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными, внешне послушными, но внутренне протестуя, и такое противоречие может довести его до невроза.

Сочетание эмоционально холодного, отвергающего отношения к
ребенку с высокой требовательностью и контролем, когда ситуация сильно
осложняется. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ребенок предоставлен
сам себе. Нет требовательности, но нет и поощрения и необходимой ласки,
любви. Равнодушие к ребенку рождает у него безразличие к собственному
внешнему виду, к переживаниям окружающих, к учебе. Нередко у особо
чувствительных и замкнувшихся в себе детей формируется жестокость, стрем­
ление сделать кому-нибудь больно. Дети из таких семей редко относятся к
людям с доверием, испытывают трудности в общении, хотя часто жестоки,
имеют сильную потребность в любви.

Гипоопека (попустительский стиль) - сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Это дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большой свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу. Поведение становится неконтролируемым, демонстративным (чтобы хоть как-то обратить на себя внимание), либо отстраненным. Но подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются друзьях, в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к формированию у ребенка как заниженной самооценке из-за неуверенности в себе, пассивности, несамостоятельности, так и к завышенной, когда в семье ребенка часто хвалят, и за мелочи, и достижения дарят подарки. Но все это приводит к трудностям в общении со сверстниками из-за замкнутости ъ первом случае и чрезмерной заносчивости - во втором.

Демократический стиль, когда прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия». Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. И в то же время все эти действия со стороны родителей способствуют складыванию у ребенка адекватной самооценки. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов с обществом.

Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды,

как говорил Цицерон. Это выражается в стремлении ускорить развитие ребенка. Такие родители требуют от ребенка или подростка совершенства во всем. Ругают за малейшую оплошность в учебе или домашних обязанностях. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Большое значение придают приобретению знаний и навыков, но не эмоциональному развитию детей. В общении с ними стараются проявлять как можно меньше чувств. Реакция детей на завышенные и преждевременные требования: подавленность, неуверенность в собственных силах, постоянная боязнь разочаровать родителей, что также ведет к неврозам, или подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

3.2. Следствие семейного воспитания.

Правильный стиль поведения родителей с ребенком играет очень важную роль в формировании самооценки, а значит и в степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.

Оценка поведенческих проблем наиболее значительно связана с поведением родителей в отношении друг друга. В общении возникают более или менее устойчивые представления ребенка о самом себе. Они выступают как непосредственное отражение в его сознании того, что о нем думают ок­ружающие люди.

Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии самосознания, и правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы. Начинает складываться самооценка, уровень притязаний, потребность в достижении успехов, самостоятельность, инициатива, стремление к признанию в обществе.

Если она правильная, т. е. соответствует реальным положительным и отрицательным личностным свойствам, которые имеются у ребенка, то он быстрее продвигается в своем развитии. Если самооценка оказывается неверной

(что часто случается, когда ребенка неоправданно много хвалят или ругают), то нередко наступает задержка в психическом развитии. Ребенок с заниженной са­мооценкой обычно не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий там, где бы вполне мог добиться успеха.

Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается в делах, а в общении с людьми ведет себя высокомерно и заносчиво.

Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий. Следовательно, именно взрослый в это время формирует самооценку ребенка. Родителям особенно важно следить за тем, чтобы их оценки, даваемые детям, были правильными. Значения таких слов, как «хорошо», «плохо», «молодец», и ряда других понимают уже дети от 1.5 – 2 лет. Их использование взрослым в общении с ребенком прямо влияет на формирующуюся самооценку ребенка. Большую роль в этом процессе играют побуждения ребенка со стороны взрослого к оцениванию других детей, людей и самого себя.

Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не надо говорить ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться(). Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит о семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая (, 5, 24).

Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарят подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания (, 23, 28). "В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает (, 34, 39).

Дети с заниженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.

В результате разумного применения поощрений развитие детей как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все более возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступком.

Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у ребенка страх или озлобленность.

Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит (.)

Итак, теперь мы можем выделить особенности формирования самооценки ребенка в процессе его семейного воспитания, которые необходимо учитывать для того, чтобы маленький человечек вырос в эмоционально-здоровую личность:

В общении возникают более или менее устойчивые представления

ребенка о самом себе. Ребенок раннего возраста обычно оценивает себя так, как его оценивает взрослый, его воспитывающий.

Правильный образ «Я» складывается у ребенка лишь тогда, когда

окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

Если самооценка правильная, то ребенок быстрее продвигается в своем

развитии. Если она оказывается неверной, то нередко наступает задержка в психическом развитии.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это

происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи

Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где

родители уделяют им достаточно много времени. Адекватное представление возможно только при гибкой системе наказания и похвалы.

IV . Практические исследования, выявляющие возможности влияния

семейного воспитания на здоровье и формирование личности

ребенка в системе межличностных отношений.

Экспериментальная часть.

В задачи нашего исследования входило выявление влияния особенностей внутрисемейных отношений на воспитываемого ребенка. Нами было проведено исследование: рисование в 5 классе средней общеобразовательной школы на тему «Моя семья» с последующим анализом рисунков. Цель: объектировать эмоциональные переживания и представления ребенка о семье.

Обращение к невербальной, рисуночной деятельности оправдано тем, что рисование в определенном возрасте является для ребенка одним из ведущих способов выражения и обобщения действительности, рисунок - модель его представления о мире.

Методика «Рисунок семьи» помогает проникнуть в эмоционально-психологический климат семьи, характер взаимоотношений детей и родителей. «Рисунок семьи» относится к немногим методикам проективного класса, которую в силу относительной простоты можно применять в изучении семьи.

Сензитивный для рисуночного моделирования, по мнению психологов, возраст - от 3 до 10-11 лет. По мере взросления на первый план выступает абстрактное мышление и речь как ведущие способы отражения, рисуночная деятельность теряет свою непосредственность, а значит и адекватность выражения чувств и представлений ребенка. Использование данной методики наиболее оптимально в начале изучения внутрисемейной атмосферы.

Мы пытались предположить, учитывая все особенности каждого рисунка (как расположены родители по отношению друг к другу и к ребенку, есть ли под ногами почва, выражение лиц, окружение рисования семьи. Результаты оказались очень любопытными. Одни дети рисовали себя в центре, между родителями, под ногами у них чувствовалась реальная опора, светило солнышко, а люди улыбались.

Такая картина производит весьма благоприятное впечатление, и можно предположить, что такой тип семьи - демократический, где ребенку тепло и комфортно. Но были рисунки в полную противоположность первым: человечки висели в воздухе (знак неуверенности), ребенок оказывался ближе к какому-то одному родителю, не улыбающиеся или даже недовольные лица - ребенок, так олицетворявший свою семью, явно испытывает в ней дискомфорт. И были даже такие дети, которые, когда их попросили нарисовать свою семью, изображали то, как они гуляют во дворе, свою любимую кошку в домашнем интерьере и со спины сидящих перед телевизором родителей (см. приложения). Это явно говорит о преимуществе в такой семье попустительского стиля родительского поведения по отношению к ребенку и эмоционально холодных отношений.

Итак, проведя такое исследование, можно многое узнать о
внутрисемейной атмосфере каждого ребенка, о том, какой стиль родительского поведения присутствует в данной семье и как ощущает себя ребенок в такой семье. Тем самым мы получили практическое доказательство того, что ребенок всегда остро чувствует атмосферу в семье и отношение к нему родителей и соответствии с этим испытывает комфорт или, напротив, дискомфорт в семье с близкими людьми, а так же в обществе, что сказывается на степени адаптации ребенка в системе межличностных отношений.

V . Заключение.

Целью нашей работы было выявить влияние социального фактора и семейного воспитания на здоровье ребенка, значение благоприятных внутрисемейных отношений в ходе этого процесса.

Данная цель позволила решить следующие задачи:

- мы выявили факторы, влияющие на физическое развитие ребенка;

- определили влияние особенностей внутрисемейных отношений на

воспитываемого ребенка;

- проанализировали влияние стиля семейного воспитания на становление

личности ребенка и степень его адаптации в системе

межличностных отношений;

Ребенок - это маленький человек, нуждающийся в заботе, внимании, в поддержке и понимании. Мы убедилась, что взаимоотношения с ребенком должны строиться на любви, если же этого нет, все остальное (дисциплина, общение со сверстниками) строится на неверной основе (на агрессии, равнодушии, излишней опеке или контроле), и тогда неизбежно возникают проблемы. Но если родители хотят вырастить эмоционально и психологически здорового ребенка, умеющего хорошо адаптироваться в обществе, им прежде всего надо начать с себя, пересмотреть свое поведение по отношению к своему ребенку, ведь именно родители знакомят этого маленького человека со взрослым миром, преподнося все его аспекты в том или - ином виде.

Родители должны создать максимальные условия, чтобы ребенок в столь меняющемся постоянном состоянии взросления всегда чувствовал надежность, любовь и поддержку своей семьи. Ведь всегда внутренние факторы семьи важнее внешних факторов. В семье должны быть искренние отношения, построенные на любви и доверии, которые являются надежным фундаментом хорошей семьи и которые так нужны маленькому взрослеющему человеку. Но ведь и сама семейная атмосфера зависит от поведения родителей, от их стиля воспитания детей.

Так как от отношения взрослого к ребенку, особенно на ранней стадии его развития, от системы поощрений и наказаний напрямую зависит самооценка ребенка, а от его самооценки, его поведение не только в семье, но и в обществе, логичным выводом будет являться то, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка в системе межличностных отношений.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что изменение социальных факторов в лучшую сторону, благоприятная внутрисемейная атмосфера, правильно выбранный стиль родительского поведения по отношению к ребенку приводят к наиболее успешной его адаптации в системе межличностных отношений, получила подтверждение.

Список используемой литературы

1. . Как помочь своему ребенку. Изд.

«У-фактория», Екатеринбург, 2003г.

2. . Психология современной семьи. Изд. «Просвещение»,

3. . Драматическая педагогика. М., Изд.

«Педагогика», 1990г.

4. , . Как играть с ребенком.

Изд. «Педагогика»,М., 1990г.

5. . Психология. Книга 2.Изд. «Владос»,М., 1998г.

6. . Мир семьи. М., Изд. «Просвещение», 1986г.

7. Сост.: . Диалоги о воспитании: Книга для родителей.

З-е изд. М., ИЗД. «Педагогика», 1985г.

8. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 20Q2r-WWW. *****

Веселый и здоровый ребенок – его видно сразу, он любознателен, активен, жизнерадостен и доброжелателен. К сожалению, из-за неблагоприятных экологических условий и многих других факторов очень много детей рождается с какими-либо нарушениями здоровья, а абсолютно беспроблемных детей – единицы.

Что такое здоровый ребенок?

Одно из определений здоровья – это психическое, физическое и социальное благополучие индивида. По мнению врача-нейропсихиатра Ю.Ф. Змановского, здоровый ребенок – это растущий организм, устойчивый к сложным, экстремальным и патологическим воздействиям. Такой малыш даже если и заболевает – то нетяжело и нечасто, в настроении ребенка преобладает позитив, он настроен на познание чего-то нового.

Физическое и психическое здоровье детей во многом зависит от:

  • семьи – здоровья родителей, материального положения, атмосферы в доме, условий жизни, привычек, которые закладываются в семье;
  • здравоохранения – доступности и качества лечения;
  • детского коллектива, который оказывает значительное влияние на социальное и интеллектуальное развитие ребенка.

Физическое здоровье детей

Ответ на вопрос что значит здоровый ребенок в физическом плане – это малыш, который редко болеет, гармонично развивается, ловкий, крепкий, сильный, без лишних жировых отложений. Родители очень подвижных малышей часто сетуют на то, что сильно устают от непоседливости чада, однако насторожиться скорее следует родителям малоактивных и вялых детей, которым мало что интересно, а единственное их удовольствие – это еда.


Один из распространенных детских диагнозов современности – гиподинамия, что означает нарушение множества функций организма (дыхания, пищеварения, кровообращения, опорно-двигательного аппарата) при недостаточной двигательной активности. Если ребенок мало двигается, это напрямую отрицательно воздействует на его здоровье:

  • снижается работоспособность;
  • нарушается ;
  • плохо развиваются мышцы;
  • снижаются обменные процессы;
  • развивается ;
  • такие дети чаще болеют, дольше не выздоравливают и страдают от осложнений.

Психическое здоровье детей

Термин «психологическое здоровье детей» находится на стыке медицины и психологии, его используют при объяснении психосоматических проблем со здоровьем – изменение в психологическом состоянии может стать толчком в развитии соматического заболевания, например, при психологическом дискомфорте в детском саду ребенок может заболевать, чтобы оставаться дома. Иногда картина развивается обратная – физический недуг вызывает психологические и даже психические проблемы. Эту взаимосвязь знали даже предки, выразив ее в поговорке «В здоровом теле – здоровый дух» .

Психическое здоровье ребенка можно понимать как отсутствие отклонений психического развития. У многих детей под влиянием различных ситуаций возникают нарушения поведения или эмоциональной сферы – нарушения сна, страхи. Дети, которые ощущают поддержку и любовь родителей, часто успешно справляются со сложными ситуациями, у других малышей может развиться социальная дезадаптация, невроз, что рассматривается уже как психическое расстройство. Помимо этого, вероятность рождения здорового ребенка значительно снижается, если в семье наблюдаются психические заболевания.


Как узнать, здоров ли ребенок?

Забота о здоровье детей – это первоочередная обязанность его родителей, но в некоторых случаях на проблему со здоровьем может обратить внимание воспитатель, учитель или медик детского сада или школы. Точно определить, здоров ребенок или нет, может только квалифицированный врач, поэтому необходимо посещать его по рекомендованному графику для медицинского осмотра.

Здоровый ребенок – законы роста и развития

Сегодня любое государство очень волнует здоровье детей, актуальность проблемы обусловлена тем, что нездоровое население – это угроза нации. По статистике полностью здоровых детей рождается все меньше, а две трети проблем со здоровьем взрослых закладываются в юном возрасте. Совместно с семьей, укреплением здоровья детей и профилактикой заболеваний занимаются дошкольные и школьные учреждения, поликлиники.

Зачатие здорового ребенка

О зачатии здорового ребенка думает любая ответственная женщина. Давно известна истина: здоровая мать – здоровый ребенок.

Поэтому женщине следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Зачатие здорового ребенка более благоприятно в период от 18 до 35 лет, в этом возрасте организм женщины максимально готов к материнству, а риск патологий минимален.
  2. Лучшие месяцы для зачатия – конец лета и начало осени, когда питание максимально разнообразно, а организм окреп за лето.
  3. Планируя беременность, женщине необходимо посетить врачей – гинеколога, стоматолога, терапевта, чтобы минимизировать вероятность осложнений во время беременности.
  4. До беременности нужно сдать анализы на герпес, токсоплазмоз, которые крайне опасны для плода.
  5. Желательно вместе с мужем побывать на приеме и у генетика, который определит, есть ли риск генетических нарушений у ребенка.
  6. За 2-3 месяца до зачатия ребенка необходимо начать прием фолиевой кислоты, недостаток которой может вызвать серьезные патологии в развитии плода.
  7. Здоровый ребенок может родиться только у женщины, отказавшейся от вредных привычек.

Рождение здорового ребенка

Доношенный здоровый ребенок рождается в период от 38 до 42 недель, когда все системы и органы уже развиты. Для профилактики женщине нельзя носить тяжести, носить обувь на каблуках и сильно утягивающую одежду, вести активную половую жизнь, мало отдыхать. Во время родов женщина должна слушать инструкции акушерки и гинеколога и тщательно их выполнять. Рожать ребенка вне больницы, в домашних условиях – опасно для жизни и матери, и малыша.

Для оценки состояния новорожденного используется шкала Апгар – это универсальная система, понятная врачам. Каждый малыш получает две оценки – через минуту после рождения и через пять минут. Здоровый ребенок по получает оценки 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10, 10/10 – эти показатели говорят о том, что сердце малыша бьется, он самостоятельно дышит, в норме также мышечный тонус, рефлексы и цвет кожного покрова.

Здоровье детей до года

Ребенок до года не способен рассказать родителям о том, что его беспокоит, единственный доступный для малыша способ показать это – плач. Часто полноценный ребенок плачет из-за каких-либо неудобств: ему сыро, холодно, голодно или скучно. Некоторые проблемы со здоровьем – боль в животике или деснах, сыпь, проблемы с засыпанием – это лишь свидетельство того, что организм ребенка приспосабливается к новым для него условиям и растет.

Насторожить родителей должно:

  • плохой набор веса;
  • частые ;
  • постоянный сон или недостаток сна;
  • крик, сопровождающийся дрожанием, судорогами;
  • излишняя возбудимость;
  • частые вздрагивания;
  • повышенный или пониженный тонус мышц.

Здоровье детей дошкольного возраста

Организм младших дошкольников крайне уязвим, поскольку формирование органов еще не завершено. Здоровье детей в детском саду может быть очень слабым – они часто болеют простудными заболеваниями, бывают плаксивы или .

Что делать, чтобы ребенок не болел часто:

  1. Позаботиться о получении полного набора питательных веществ и привить ребенку навыки правильного питания, ограничить сладкое, мучное, фастфуд.
  2. Организовать ребенку физическую нагрузку – делать утреннюю гимнастику, играть на свежем воздухе, кататься на лыжах, коньках, велосипеде.
  3. Проводить закаливание – гулять босиком по траве, купаться в открытом водоеме, принимать воздушные ванны.
  4. Обеспечить спокойную и комфортную обстановку дома, уделять ребенку внимание, ласкать его.
  5. Не игнорировать профилактические посещения врача.
  6. Научить ребенка правилам безопасности – не открывать окна, не пробовать содержимое бутылочек в кухне или ванной, не брать лекарства, а со своей стороны – убрать все потенциально опасные предметы, поставить заглушки на розетки.
  7. Приучить ребенка жить по режиму дня.

Здоровье детей школьного возраста

Школа – это социальная среда, в которой ребенок проводит много времени. Здоровье детей и подростков в школе во многом зависит от интенсивности учебного процесса, рациональности его организации и соответствии подготовки школьника к нагрузкам. Школьное здоровьесберегающее сопровождение включает создание безопасного образовательного пространства и условий для успешного развития и самореализации ребенка.

Здоровье детей в школе не страдает, если ребенок:

  • не переутомляется;
  • правильно, полноценно и своевременно питается;
  • соблюдает режим;
  • чередует виды деятельности (физические и интеллектуальные);
  • вовлечен в социальную жизнь класса и не конфликтует с учителями и одноклассниками.

На вопрос что делать, чтобы ребенок не болел, родителям часто дают совет – укреплять иммунитет. Но при этом не все родители понимают – как это нужно делать.

Что укрепляет иммунитет ребенка:

  1. Здоровое питание для детей это питание, в котором сбалансировано содержание белков, жиров и углеводов, основа рациона – сезонные овощи и фрукты, мясо и рыба, кисломолочные продукты, вредные продукты ограничены (фастфуд, чипсы, жирные продукты, сладости, мучное), еда подвергается тепловой обработке щадящими способами (на пару, варка, тушение), употребление сахара сведено к минимуму.
  2. Закаливание – обливания ножек, хождение босиком, купание в открытом водоеме, прогулки.
  3. Свежий воздух – не менее 2,5 часов в день, проветривание комнат.
  4. Режим дня – ребенок учится и полноценно отдыхает, вовремя ест и ложится спать.
  5. Физическая активность – ребенок должен заниматься физкультурой, гулять.

Здоровый образ жизни для детей

Здоровый образ жизни помогает сохранять здоровье и активность до старости. Формирование здорового образа жизни у детей начинается с родителей, которые должны быть хорошим примером для своих детей. Если ребенок видит положительные образцы поведения, то и сам поступает так же – правильно питается, занимается спортом, делает осознанный выбор, отказываясь от алкоголя, сигарет и других вредных привычек.


Воспитание здорового ребенка

Старая истина – здоровые дети в здоровой семье. Здоровая семья – это не только люди, ведущие здоровый образ жизни, это – понимание и поддержка, здоровый психологический климат, духовная культура и материальное благополучие. Ребенок учится на примере взрослых и не только сам растет с этими принципами, но и свою семью строит, исходя из представлений, полученных от своих родителей. Так люди влияют не только на своих детей, но и строят основу благополучия внуков и последующих поколений.

Здоровье бесценно – все мы знаем эту истину, но далеко не всегда ей следуем. И передаем свои привычки, полезные и не очень, а также культуру заботы о себе собственным детям. В очереди к врачу куда чаще можно увидеть маму и ребенка, обожающих ходить в кино с попкорном и кафе быстрого питания, нежели семью, которая по выходным уезжает на сплавы, на дачу к бабушкам и дедушкам или гуляет в городских парках, устраивая забавные фотосессии и экопикники.

Каковы же они, слагаемые семейного здоровья? В обзоре сайт вас ждут рекомендации по правильному питанию, активному образу жизни, преодолению вредных привычек, соблюдению правил гигиены и режима труда и отдыха.

Себя и других взрослых членов семьи мотивировать на «здоровые» перемены можно преображением фигуры и внешности, повышением тонуса, а детей – игрой и возможностью освоить разнообразные полезные навыки: от владения фото- и видеокамерой до умения разводить костер и ставить палатку.

Заботьтесь о своих близких и их самочувствии – пусть у вас будет как можно меньше поводов для беспокойства и как можно больше поводов для радости!

Основы семейного здоровья: правильное питание

Основное слагаемое здоровья – рациональное питание. Оно обеспечивает человека энергией и полезными веществами, поддерживающими жизнедеятельность организма. Правильный рацион должен быть сбалансированным, полноценным, иметь оптимальный режим (идеальная формула дробного питания: 3 основных приема пищи + 2 полезных перекуса в течение дня).

В здоровый ежедневный рацион семьи должны входить зерновые продукты (цельнозерновой хлеб, крупы, макароны), разнообразные овощи, фрукты и свежая зелень, молочные и кисломолочные продукты (сыр, молоко, кефир, сметана, творог, натуральный йогурт, желательно без сахара), источники белка – нежирные мясо и птица, жирная рыба, яйца, бобовые, орехи, семечки, растительное (подсолнечное, оливковое) масло.

Ограничивайте потребление сахара, соли и кондитерских изделий, старайтесь избегать полуфабрикатов, фастфуда, сладких газированных вод и соков из магазина.

Равно вредны для здоровья детей и взрослых как избыточное, так и недостаточное питание. При чрезмерном питании значительно увеличивается масса тела, что может привести к ожирению, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, диабету, нарушениям обмена веществ и т. п. При недостаточном питании отмечается резкая потеря веса, ухудшение самочувствия, общая слабость, снижение иммунитета.

Соблюдайте условия и сроки хранения пищевых продуктов и готовых блюд, следуйте технологии приготовления блюд – это поможет избежать пищевых отравлений.

Важно соблюдать и ежедневный питьевой режим: для взрослых и подростков он составляет 2-2,5 л жидкости, для детей дошкольного возраста – 800 мл в день, для младших школьников – 1 л. По данным Исследовательского института детского питания РАМН, ориентировочная потребность ребенка в жидкости составляет примерно 80 мл на 1 кг массы тела в сутки.

Основы семейного здоровья: активный образ жизни

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Как известно, движение – жизнь, и оно же – эликсир молодости. К семейным традициям, укрепляющим дух и тело, можно отнести совместные занятия спортом и трудовой деятельностью (пусть это будет работа на грядках, мытье посуды, уборка и прочие полезные дела, в которые можно вовлечь и подрастающего ребенка), прогулки, подвижные игры на свежем воздухе, путешествия, общие хобби и творчество.

Регулярная физическая и интеллектуальная нагрузка позволят всем членам вашей семьи развить силу, выносливость и смекалку, укрепят здоровье и предупредят неблагоприятные изменения в самочувствии, спасут от гиподинамии – малоподвижного образа жизни и его последствий.

Специалисты рекомендуют: чтобы обеспечить себе и близким хорошую физическую форму на долгие годы, стоит приучить себя и домочадцев реже пользоваться лифтом, личным и общественным транспортом (если путь недалек), завести собаку, которую нужно ежедневно выгуливать.

Быстрая ходьба, танцы, бег трусцой, плавание или занятия в фитнес-клубе длительностью от 30 минут до одного часа пять раз в неделю – то, что доктор прописал, чтобы во многих случаях можно было забыть о таблетках!

Основы семейного здоровья: соблюдение правил гигиены

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Она включает в себя уход за телом, поддержание чистоты одежды и обуви, регулярную чистку и своевременную замену расчесок, зубных щеток, бритв, мочалок и других индивидуальных предметов гигиены.

Пренебрежение простыми правилами зачастую оборачивается проблемами со здоровьем, среди которых следует особенно выделить так называемые «болезни грязных рук», пик которых приходится на летний сезон.

Избежать различных расстройств желудочно-кишечного тракта и приучить домочадцев с удовольствием заботиться о чистоте рук вам помогут средства гигиены Dettol® . Более 70 лет бренд является экспертом в области гигиены и уделяет особое внимание профилактике инфекций, передающихся через руки, – его продукция гипоаллергенна, подходит для ежедневного применения детьми и взрослыми и рекомендована Европейской педиатрической ассоциацией.

Когда вода и мыло недоступны, вас выручат гель для рук и влажные антибактериальные салфетки Dettol® . Их удобно взять с собой на работу, прогулку, в детский сад, поликлинику или магазин и, конечно, на пикник и прочие вылазки на природу, в дорогу и путешествие. Любое место с большим скоплением людей – повышенный источник заражения различными инфекциями.

Гель и салфетки превосходно очищают руки и убивают 99,9% бактерий*, при этом не сушат кожу, оставляя ее упругой и свежей. Гель имеет нежный аромат и содержит ингредиенты, которые уменьшают липкость средства и обеспечивают коже эффект лифтинга.

Для дома и дачи вашим семейным секретом чистых рук станет антибактериальное жидкое мыло Dettol® с удобным дозатором. Оно также убивает 99,9% бактерий*, в том числе кишечную палочку и золотистый стафилококк. Средство не сушит и бережно очищает кожу, обеспечивая ей мягкий уход, увлажнение и питание.

Увлечь культом чистоты домочадцев любого возраста вам поможет инновационная сенсорная система No Touch , предназначенная для автоматического дозирования антибактериального жидкого мыла для рук Dettol®. Она практична, портативна и экономична, проста в использовании. Вакуумное дозирование препятствует появлению капель мыла на раковине после использования продукта, а прозрачное окно позволяет отследить оставшееся количество мыла и вовремя поставить запасной блок.

Никакого прикосновения к упаковке – поднесите руки к сенсорному устройству, и нужное количество мыла окажется у вас в ладонях. Эта процедура особенно увлечет младших членов семейства, которых обычно так трудно уговорить вымыть лицо и ладошки.

Все перечисленные средства гигиены безопасны для вас и ваших детей и эффективны для защиты семейного здоровья.

Основы семейного здоровья: режим труда и отдыха

Здоровье семьи: 5 слагаемых хорошего самочувствия детей и взрослых

Чтобы хорошо поработать, нужно хорошо отдохнуть, – это правило справедливо и для взрослых, и для детей, особенно школьников. Поэтому всем членам семьи нужен выверенный, гармоничный распорядок дня с чередованием труда и отдыха (активного и пассивного), регулярным питанием, временем на полноценный сон.

Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

При соблюдении дневного режима вырабатывается согласованный ритм функционирования организма. Правильный распорядок дня не только укрепляет здоровье, но и улучшает самочувствие и настроение, дарит бодрость, энергию, оптимизм, повышает производительность труда. Как следствие, вы делаете успехи в работе, дети – в учебе.

Основы семейного здоровья: отказ от вредных привычек

Вредные привычки: курение, злоупотребление алкоголем, зависимость от наркотиков, – разрушают жизнь человека и его близких и несовместимы с понятием здорового образа жизни. Стремитесь к полному отказу от всего, что наносит непоправимый ущерб организму, ведь дети с большой долей вероятности переймут ваше отношение к сигарете, рюмке и наркотику.

О том, как пагубно сказываются «злачные» пристрастия родителей на внутриутробном развитии ребенка, его здоровье, интеллекте, психике и социальной адаптации, не стоит и напоминать: с печальными примерами мы сталкиваемся ежедневно.

Так, согласно недавним исследованиям канадских ученых, дети могут начать курить не только из-за подражания своим родителям, но и из-за того, что их легкие уже «приобщены» к табаку по причине пассивного курения. Доказано влияние наследственности на детей пьющих родителей: мальчики из неблагополучной в этом плане семьи становятся алкоголиками чаще, нежели их ровесники, воспитанные родителями, предпочитающими трезвый образ жизни.

И еще тревожные цифры: по статистике, 20% общего числа наркоманов в России – это школьники, 60% – молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% – люди более старшего возраста.
Средний возраст приобщения к наркотикам в нашей стране составляет 15-17 лет, резко увеличивается количество детей 9-13 лет, садящихся на иглу. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к пагубной зависимости их приобщают родители-наркоманы.

Берегите себя и близких – и будьте здоровы!

* По результатам теста EN12054 в отношении Staphylococcus aureus, Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli, Enterococcus hirae при контакте в течение 30 сек, по данным лаборатории Biolab S.p.A., Вимодроне, Италия, 2010 г.

Яценкова Татьяна Владиславовна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 221 "Росинка"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Семья как фактор психологического здоровья ребёнка
Дата публикации: 11.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

Яценкова Татьяна Владиславовна, педагог – психолог

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 221

«Росинка», г. Саратова

Здоровье - одна из важнейших ценностей человека. Недаром говорят:

здоровому

человеку

больному

здоровье».

Определение

здоровья,

Всемирной

организацией

здравоохранения, звучит следующим образом: «Здоровье - это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических недостатков». Важным в определении

здоровья является отношение к нему как к динамическому процессу, что

допускает возможность управлять им.

Основываясь

определении

выделить

следующие

компоненты здоровья: физическое, психическое, социальное и нравственное

здоровье.

Здоровье физическое понимается как состояние, при котором у человека

гармония

физиологических

процессов

максимальная

адаптация к различным факторам внешней среды.

Социальное здоровье включает в себя деятельное отношение человека к

социальную

активность;

благополучные

отношения

окружающими, наличие дружеских связей; усвоение ценностей общества и

выполнение правил, принятых в нем; развитую эмпатию (умение понимать

других людей).

Здоровье нравственное - это система ценностей, установок и мотивов

поведения

человека

обществе,

этические

поведения,

духовность,

связанная

общечеловеческими

истинами

милосердия, красоты.

И наконец, здоровье психическое можно определить как «состояние

душевного

благополучия,

характеризующееся

отсутствием

болезненных

психических

проявлений

обеспечивающее

адекватную

условиям

окружающей

действительности

регуляцию

поведения».

Овчарова

предлагает

использовать

психического

здоровья

следующие

критерии:

осознание

непрерывности,

постоянства

идентичности

своего физического и психического «Я»;

адекватность

психических

средовых

воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

способность

самоуправлению

поведением

соответствии

социальными нормами, правилами, законами; - критичность к себе,

своей деятельности, ее результатам;

способность планировать свою собственную жизнь и реализовывать

эти планы.

Известный

российский

психолог

Дубровина

«психологическое

здоровье».

«психологическое

здоровье» относится к личности в целом с точки зрения полноты, богатства

ее развития и является близким понятию «духовность». Опираясь на идеи

основоположника гуманистической психологии А. Маслоу, И. В. Дубровина

составляющих

психологического

здоровья

«стремление

человека

развитию

потенциала

самоактуализацию и стремление к гуманистическим ценностям».

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или

нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или

климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье. Многие

западные исследователи приходят к выводу, что в современном обществе

утрачивает

традиционные

становясь

институтом

эмоционального

контакта,

своеобразным

«психологическим

убежищем».

Отечественные

психологи

подчеркивают

возрастание

эмоциональных

факторов

функционировании

Психологический

климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи

устойчивый

эмоциональный

является

следствием семейной коммуникации.

Психологический

определяет

устойчиво сть

внутрисемейных

отношений,

оказывает

развитие

взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его

создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет,

благоприятным или неблагоприятным.

благоприятного

психологического

характерны

следующие

признаки:

сплоченность

возможность

всестороннего

развития

личности

доброжелательная

требовательность

защищенности

эмоциональной

удовлетворенности,

гордость

принадлежность

ответственность.

показателями

благоприятного

психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить

свободное время в домашнем кругу, общаться на интересующие всех темы,

вместе выполнять домашнюю работу, одновременная открытость семьи, её

широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты

возникающих

конфликтов,

стрессовых

состояний,

повышению

собственной

социальной

значимости

реализации

личностного

потенциала каждого члена семьи.

Если же в семье имеют место постоянные конфликты, члены семьи

отрицательно относятся друг к другу, испытывают чувство незащищенности,

тревожность,

эмоциональный

дискомфорт,

напряженность,

отчуждение,

правомерно

говорить

неблагоприятном

психологическом

климате в семье. Все это препятствует выполнению семьей одной из главных

психотерапевтической,

усталости,

также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в

положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое

положение

существование

становится

проблематичным.

Характер

внутрисемейных

отношений,

нравственно-психологический

климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка.

Усваивая

поведения

отношений

родителей,

начинают

соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем

переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей,

учителей.

единства

воспитании

нарушаются

педагогические

принципы

уважения

требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления

характера

человека.

Эксперты

результатов

многочисленных исследований в различных странах убедительно показали,

что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей,

которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного

отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как

потребность

безопасности,

познании

взрослых

окружающего мира. Дети, испытавшие на себе подобный стиль воспитания,

как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику

угрозы и опасности.

Таким образом, с полным правом можно утверждать, что первоосновой и

фундаментом психического и психологического здоровья ребенка, залогом

его благополучного будущего является в первую очередь семья.

Ребёнок - индикатор семейных отношений. От того, какие отношения

складываются в семье, зависит мировосприятие ребёнка, его отношения с

окружающими людьми, личностные особенности.

Известно, что уже до трёх лет закладывается базовое отношение ребёнка

чувствовать

безопасности в этом мире.

Семья для взрослых и детей значит совершенно разное:

Взрослые стремятся к совместной жизни и налаживают её, это их

выбор, их решение;

Для ребёнка выбора нет, он не выбирает родителей.

Семья - самое близкое, самое важное, защита от всех бед и невзгод. И

если серьёзный конфликт для взрослых - это болезненное, малоприятное

переживание, то для ребёнка - это разрушение среды его обитания, стресс.

неприятности

переживаются

атмосфера.

реагируют

по-разному,

некоторые

закономерности:

девочки чаще таят переживания в себе, и внешне поведение может не

меняться, а может наступить снижение работоспособности, утомляемость,

раздражительность;

мальчиков

характерны

очевидные

нарушения

поведения,

носящие иногда явно провокационный характер. Иногда все эти признаки

служат одной цели - привлечь внимание.

Привлечь внимание ребёнок может своим плохим поведением на уроке,

снижением

успеваемости.

Традиционно

поведение

обращают внимание. Все эти процессы не осознаваемы, на сознательном

уровне это переживается как усталость от учёбы и т.п. Такое поведение -

крик о помощи.

мальчики

нарушением

психологического

здоровья

неполных семьях, а так же в семьях, где частые ссоры, конфликты. Взаимная

грубость родителей, ссоры, пьянство, отчуждение родителей друг от друга,

скудность

духовной

приводит

повышению

тревожности и вызывает чувство протеста у детей.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

другом - далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

средствами

воспитания

являются

внимание

поощрение,

строгость и наказание. Множество исследований доказывают преимущества

лишенный

недвусмысленных

доказательств

родительской

самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и

устойчивый

положительный

Изучение

взрослых,

страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями,

невротическими

расстройствами,

трудностями

умственной

деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще

наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и

Недоброжелательность

невнимание

родителей

вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность

проявляться

отношению

родителям,

Таким образом, если взрослому человеку не подходят климатические

условия, он начинает болеть, поэтому психологический климат в семье для

жизненно

значение.

непереносим для ребенка, деться ему некуда, и ребенок находит утешение на

улице, связавшись с негативными компаниями.

благополучные

внутренне

оказываются

негармоничными. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как

обеспечение базовых потребностей ребёнка в любви и признании.

преднамеренные

воспитательные

воздействия, но и все особенности поведения родителей, в том числе и не

осознаваемые ими. Ребёнок строит своё поведение, осмысливает свою семью

и себя в ней. Что родители говорят, о чём говорят, кого винят, как относятся к

чему-либо - всё это впитывается в ребёнка, и позднее он демонстрирует

подобные модели поведения.

В современной ситуации психологическое здоровье представляет собой

не только сохранность психических свойств и процессов, но и способность

личностью

контролировать

поведение,

управлять

любить, уметь ставить цели и достигать их, стремиться к саморазвитию,

самосовершенствованию. Поэтому, особо важную роль приобретает семья на

настоящем этапе, когда в обществе старые устои, идеология ушли, а нового

ничего на смену не пришло.

единственный

единственная

возможность

личностью, полноценным и психологически здоровым человеком.

Литература

1. Практическая психология образования/Под ред. И. В. Дубровиной. - М.:

ТЦ «Сфера», 2000.

Овчарова Р. В. Практическая психология образования. - М.: Издательский

центр «Академия», 2003.

Руководство

практического

психолога:

психическое

здоровье

подростков

контексте

психологической

Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1995.

Варга А.Я. Системная семейная психотерапия: Краткий лекционный курс.

Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий. Однако для того, чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить достойно­го человека, который оправдает надежды и чаяния родите­лей, потребуется немало сил, умений и терпения. Очень важ­но, изучив накопленный человечеством опыт в этой области, внести необходимые коррективы в свою жизнь, чтобы в бу­дущем стать счастливыми родителями здоровых детей.

Здоровье будущего ребенка, его нормальное развитие и сча­стье родителей во многом зависят от того, будет ли малыш же­ланным, а его появление на свет - заранее продуманным и запланированным. Нет ни одной женщины, которая не меч­тала бы о счастье материнства, и каждая из них хотела бы, чтобы этот период в ее жизни - таинство сотворения будуще­го человека - был самым светлым и праздничным (рис. 47).

Главное условие рождения полноценного ребенка - здоро­вье родителей перед зачатием, во время него, а женщины - и при вынашивании плода. Следует знать, что любые болезни родителей и, прежде всего, матери, оказывают влияние на внутриутробное развитие ребенка. Крайне неблагоприятно для развития плода, если родители злоупотребляют алкоголем или принимают наркотики. Так же отрицательно на здоровье ре­бенка может сказаться курение будущей матери.

Готовясь к беременности, необходимо выявить и устранить возможные очаги инфекции. Например, внутриутробное

Рис. 47. Здоровье родителей - главное условие рождения здоро вого ребенка

заражение ребенка возможно из-за больных зубов, синусита, гайморита, тонзиллита, бронхита, цистита, воспалительных заболеваний половых органов.

Особого внимания требуют женщины, страдающие одним из следующих заболеваний:

тяжелый врожденный или приобретенный п 0 р 0К серд­ца с явными признаками нарушения кровообращения; тяжелое течение гипертонической болезни;

    заболевания легких с дыхательной недостаточностью; хроническая почечная недостаточность и другие забо­левания почек;

тяжелые заболевания эндокринной системы (сахарный диабет, болезни щитовидной железы, надпочечников);

    онкологические заболевания;

    сильная близорукость, осложненная отслойкой сетчат­ки;

Следует заметить, что в настоящее время ученъ 1ми разра­ботаны комплексные методы лечения беременных, страдаю­щих пороками сердца, сахарным диабетом, туберкулезом и другими заболеваниями, что позволяет уменьшить или устра­нить неблагоприятное влияние болезни матери на плод. В спе­циализированных родильных домах (или отделениях) боль­ные женщины при соответствующей подготовке к беремен­ности и лечении во время нее рожают здоровых детей.

Особая миссия каждого человека связана с продолжением рода человеческого. Вопрос грамотного планирования семьи в настоящее время достаточно актуален. Одним из неблагопри­ятных факторов, разрушающих здоровье женщины, является аборт - искусственное прерывание беременности. Каждая про­цедура такого рода отрицательно сказывается на здоровье жен­щины и на будущей беременности. Самыми распространенны­ми последствиями прерывания беременности являются воспа­ление детородных органов и бесплодие женщины.

Одним из средств грамотного планирования семьи являет­ся контрацепция (от новолат.contraceptio - противозачатие) - предупреждение беременности механическими, хими­ческими, гормональными и др. противозачаточными сред­ствами и способами. Контрацепция - это не только защита от нежелательной беременности, но и путь к сохранению ва­шего здоровья и рождению здорового ребенка тогда, когда вы этого захотите.

Одной из самых популярных является механическая кон­трацепция с помощью презерватива, которая позволяет в большинстве случаев не только избежать нежелательной бе­ременности, но и предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией, передающейся половым путем.

Спермицидная активность химических средств контрацеп­ции (мазей, кремов, вагинальных таблеток, вагинальных суп­позиторий) заключается в угнетении подвижности спермато­зоидов, тем самым, создавая препятствие для их проникно­вения в яйцеклетку. Однако применение спермицидов требу­ет соблюдения определенных правил, в частности, необходи­мости учитывать время действия препарата, активность ко­торого постепенно снижается, вплоть до полного исчезновения, что требует повторного использования препарата.

Гормональные препараты действуют по-разному, в зависи­мости от их состава. Комбинированные оральные контрацеп­тивы (КОК) подавляют овуляцию (т.е. препятствуют созре­ванию и выходу яйцеклетки). Кроме того, они сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходи­мой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую обо­лочку матки, и оплодотворенная яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблеток, со­держащих только прогестин в небольших количествах) дру­гой. Они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодот­воренной яйцеклетки в матке.

Однако гормональная контрацепция требует внимательного подхода к применению. Подбор препаратов для гормональной контрацепции осуществляет только врач, который обязатель­но учитывает все показания, противопоказания и ограничения к использованию гормонов у данной женщины. Таблетки при­нимаются по специальной схеме, которой нужно строго при­держиваться, что и обеспечит надежный контрацептивный эффект. Непосредственно после родов гормональная контра­цепция не назначается, поскольку нежелательно присутствие высокой концентрации гормонов в грудном молоке, да и есте­ственный уровень гормонов после родов изменяется.

Отдельного внимания заслуживает внутриматочная кон­трацепция, которая заключается во введении в полость мат­ки спиралей. Спираль выполняет роль инородного тела в по­лости матки, препятствуя имплантации в ней яйцеклетки. У данного метода контрацепции, несмотря на его достаточно высокую эффективность, существует ряд ограничений к при­менению. В частности, не рекомендуется внутриматочная контрацепция нерожавшим женщинам, а также женщинам, страдающим бактериальным вагинозом и кольпитом. Кроме того, внутриматочная контрацепция требует регулярного кон­троля со стороны лечащего врача и своевременного удаления спирали из полости матки.

Одним из факторов, влияющих на здоровье ребенка, явля­ется возраст будущих родителей. Данный фактор включает в себя два аспекта: физиологический и социальный. Первый аспект связан с тем, что организм будущих родителей окон­чательно формируется в среднем к 20 - 25 годам. Более мо­лодые родители рискуют здоровьем своих будущих детей, т.к. возрастает процент рождения недоношенных детей и воз­никает угроза смертности в первый год жизни.

Второй аспект связан с социальным положением родите­лей. Более зрелый возраст родителей - гарантия того, что условия жизни ребенка будут лучше, чем у родителей, толь­ко что вышедших из подросткового периода и не добивших­ся финансовой и социальной самостоятельности. Лучше, ко­нечно, если ребенок родится, когда семья достигнет опреде­ленной материальной независимости и стабильности.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково главное условие рождения здорового ребенка?

2. Назовите факторы негативного воздействия на внутриутробное развитие ребенка.

3. Какие заболевания женщины представляют угрозу для буду­щего ребенка?

4. В чем опасность искусственного прерывания беременности?

5. Что является средством грамотного планирования семьи?

6. Как возраст родителей влияет на здоровье будущих детей?