Регулярный сад на участке: его план и фото. Регулярный сад — лаконичная торжественность


Федеральное агентство по образованию РФ

Московский Государственный Университет Леса

Факультет ландшафтной архитектуры

Кафедра ЛА и СПС


Реферат по дисциплине дизайн малого сада

«Французский регулярный стиль сада»




1.Введение

Основные черты стиля

1 Основные ландшафтные приемы

2 Размер участка

3 Планировка

5 Партерный газон

6 Партерный цветник

8 Живые изгороди

9 Топиары

10 Растения

11 Материалы

1 Подбор растений для сада

2 Лиственные породы: подбор растений

3 Хвойные породы: подбор растений

4 Партерные газоны

Примеры парков французского регулярного стиля

1Французский регулярный парк - современные решения

2 Французский регулярный стиль в России

3 …и в мире

3.1 Во - Ле - Виконт

3.2 Версаль

Заключение


Введение


Выражение «французский стиль сада» в настоящее время стало нарицательным. Так достаточно часто называют все регулярные сады, имеющие осевое построение. Но такое использование термина неверно, так как в разных странах сформировались совершенно особенные черты регулярного стиля.

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии. Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.



Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса <#"justify">1. наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

Размещение на плоском рельефе;

Симметричность композиции по отношению к центральной оси;

Индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;

Использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;

Применение трельяжных конструкций, беседок, арок, оград;

Интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

Центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов;

Использование партеров - вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;

10. умеренность в применении скульптуры, в отличие от итальянских регулярных садов <#"justify">Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.

Кому-то может показаться, что регулярные сады - это пережиток прошлого, все они скучны и лишены фантазии. Однако эти не так. Прямые дорожки и аллеи сочетаются с водными элементами, чарующими своими мелодичными переливами, вечнозеленые посадки контрастируют в ковровыми цветниками, в строгой, геометрической планировке есть место уютным беседкам, зонам отдыха. Грамотный подход к планировке сада и чувство меры - важные составляющие в создании садов, и, пожалуй, наиболее актуально это для регулярного сада.

В наши дни регулярные сады встречаются не так уж часто, многие ограничиваются лишь несколькими элементами регулярного стиля или оформляют в формальном стиле какой-либо отдельный участок сада. Вообще, создание регулярного сада - процесс достаточно затратный, требующий проведения большого количества работ и осуществления ухода за каждым элементом.

Считается, что французский регулярный сад - выбор людей, отдающих предпочтение классической архитектуре прошлого. Регулярный сад станет прекрасным дополнением особнякам старинного типа с террасами, балюстрадами, скульптурными группами. Главная эмоциональная особенность стиля - торжественность, богатство, величие.


Список использованной литературы


www.wikipedia.org

Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство: Учебник для вузов. М.: Агропромиздат, 1988. - 223с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История создания разного рода садово-парковых ансамблей уходил далеко в прошлое. Во все времена было принято украшать и озеленять приусадебные территории, облагораживая местность в соответствии со своими вкусами.

Однако каноны садово-паркового искусства были определены не так давно, а именно, в середине XVII века. В это время были созданы первые парки, получившие название французских регулярных парков. История говорит о том, что первый французский ландшафтный парк, положивший начало его победному шествию по Европе, был создан для министра финансов Фуке при строительстве замка Во-Ле-Викомт. Вслед за этим по указанию короля-солнца Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром был построен шедевр мировой архитектуры – загородная резиденция французских королей Версальский дворец, а на территории перед ним обустроен регулярный французский ландшафтный парк. До нашего времени парк сохранился и поддерживается в идеальном порядке, несмотря на исторические катаклизмы прошедших веков.


Что же отличает французский парковый стиль от других?

Основной признак французского парка – его строгая геометрическая, симметричная планировка, где существует основная линия (перспектива), расположенная перпендикулярно к фасаду здания, относительно которой строится общая планировка парка. Перспектива пересекается второстепенными аллеями. В центре парка, на основной оси, как правило, располагается обширный водоем с фонтаном, являющийся украшением и обязательным условием полноты оформления парка. На водной глади бассейнов посетители могут наблюдать за декоративными водоплавающими птицами, которые оригинально вписываются в пейзаж.

В парке, в соответствии с планировкой, располагаются отдельные группы деревьев, кустов, постриженных согласно общей идее строительства парка. Группа растений, расположенных вблизи друг друга и составляющих единую композицию, получила название боскетов. Прямо перед жилым домом располагаются партеры – площадки с высаженными на них низкорослыми декоративными кустами (ближе к дому), а также площадки с газонной травой, образуя замысловатые геометрические фигуры, что выглядит очень живописно, особенно при виде сверху.

Деревья приводятся к одной высоте, кроны деревьев – к шаровидной, конусообразной другим формам. Более высокорослым рядам кустов также придается самая разнообразная форма. Часто в парках можно наблюдать кусты и деревья, постриженные в виде птиц, животных, сказочных фигур, в зависимости от вкусов садоводов, создающих эти шедевры. Подросшие подстриженные кусты могут образовывать лабиринты, аллеи, могут также обрамлять отдельные участки парка, располагаться по периметру.

Французские ландшафтные парки популярны и в наши дни, являясь подлинным украшением многих современных городов.

В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле - один в 1551 году для Дианы де Пуатье , а второй в 1560 году для Екатерины Медичи .

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Во-ле-Виконт

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во Франции во дворце Во-ле-Виконт . Возведение поместья Николя Фуке , суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV , началось в 1656 году . Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево , создание скульптур для парка - художнику Шарлю Лебрёну , а устройством садов было доверено Андре Ленотру . Впервые во Франции сады и дворец были задуманы и выполнены как единый садово-архитектурный комплекс. Со ступеней дворца открывалась прекрасная перспектива на 1500 метров вдаль, вплоть до статуи Геркулеса Фарнезского ; на территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами . «Симметрия , устроенная в Во, доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах. Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации, олицетворяя силу и успех» .

Сады Версаля

Теоретики и практики французских регулярных садов

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса , и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

Сад как проявление архитектуры

Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора , расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии , оптики и перспективы . Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель, следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами , комнатами и зелеными театрами . «Стены» выполняли посредством подстриженного кустарника, а «лестницы» посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато , ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры . В боскете «Заводь» садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора , чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов . Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки , и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

Сад как проявление театра

В регулярных садах часто устраивали постановку спектаклей, музыкальных выступлений и фейерверки . В 1664 году Людовик XIV устроил семидневное торжество в обновленных садах Версаля с церемониальными проходами, постановкой комедий , балетов и устройством фейерверков. В садах Версаля находился водный театр, украшенный фонтанами и статуями юных богов (разрушено между 1770 и 1780 годами). Были построены полноразмерные корабли для прогулок по Большому каналу, а в саду был устроен танцевальный зал под открытым небом, окруженный деревьями; также были устроены водный орган , специальный лабиринт и грот .

Манипуляции с перспективой

Ландшафтные архитекторы при создании регулярных парков не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы - уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы , как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путём постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом, чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы, и размеры садов казались больше, чем есть на самом деле.

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха . Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте, где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва, и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца. На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Новые технологии в регулярных парках

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. géoplastie ). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны . Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов .

Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrologie ) - технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король .

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie ), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candélabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l’air (шар в воздухе) и L’Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков , где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода) .

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на отрытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья . Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко, и набор их цветовых оттенков был невелик: синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (жёлтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года , когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники . Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии . Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары , дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами . В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса , содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий , 23 000 цикламен и 1 700 лилий .

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы , вязы , липы и буки . Также там росли каштаны , завезённые из Турции, и акация . Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно .

Угасание французских регулярных парков

Андре Ленотр скончался в 1700 году , однако его идеи и его ученики преобладали в садово-парковом искусстве Франции всю эпоху правления Людовика XV . Его племянник Дего создал сады в Баньоле (департамент Сен-Сен-Дени) по заказу регента Филиппа II Орлеанского (1717 год) и в Шан-сюр-Марн (департамент Сена и Марна), а другой родственник, зять Клода Дего, Гарнье Диль создавал сады для Маркизы де Помпадур в Креси (департамент Эр и Луар) в 1746 году и в шато Бельвю (департамент О-де-Сен) в 1748-1750 годах . Основным источником вдохновения для садов по прежнему служила архитектура , а не природа - именно архитектор по специальности Анж Жак Габриэль проектировал элементы садов в Версале, Шуази (департамент Валь-де-Марн) и в Компьене .

Всё же со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры , обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков , устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля , завезённого во Францию монахами иезуитами , стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия - английский парк , англо-китайский , экзотический и живописный . Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка , источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия .

В настоящее время очень редко появляются новые масштабные реализации «регулярных парков». Примером такого успешного проекта служит регулярный парк, созданный известным французским дизайнером Жаком Гарсиа в своём нормандском имении Шан-де-Батай (фр. Château du Champ de Bataille ). Этот сад имеет восходящую перспективу, его уровни повышаются по мере удаления от дворца, подобно садам испанского дворца Ла-Гранха . Завершающим этапом «восхождения» вдоль главной перспективы сада является большой прямоугольный бассейн. Подобно классическим регулярным паркам, в садах Шан-де-Батай важное место отведено системе символов, которую Жак Гарсиа слегка изменил добавив масонские и аллегорические мотивы. Сады Шан-де-Батай отличаются широкой номенклатурой использованных растений, местами экзотических, но при этом они представлены не навязчиво. Этот регулярный французский сад наглядно демонстрирует, как пропорции и сценичность могут властвовать над умами посетителей, особенно когда авторы тщательно продумали смысл каждой мелкой детали сада.

Хронология появления выдающихся регулярных парков

Предшественники - парки в стиле итальянского Ренессанса

  • Шато Вилландри (1536 год, разрушен в XIX веке, восстановление начато в 1906 году)
  • Шато Фонтенбло (1522-1540)
  • Шато Шенонсо , сады Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи (1559-1570)

Сады, созданные Андре Ленотром

  • Дворец Во-ле-Виконт (1658-1661)
  • Сады и парк Версаля (1662-1700)
  • Дворец Шантийи (1663-1684)
  • Дворец Фонтенбло (1645-1685)
  • Дворец Сен-Клу (1664-1665)
  • Большой Канал в парке Версаля (1668-1669)
  • Сен-Жерменский дворец (1669-1673)
  • Шато Дампьерр (1673-1783)
  • Большой Трианон в Версале (1687-1688)
  • Шато Кланьи (1674-1680)

Сады, создание которых приписывается Андре Ленотру

Сады последующих периодов

  • Шато Бретейль (1730-1784)

Регулярные парки XIX-XXI веков

  • Парк Магалон , в Марселе , автор Эдуард Андре, 1891 год.
  • Особняк и сады Немур - поместье Альфреда Дюпон , начало XX века.
  • Павильон Галун в Кюкюроне , создан в 2004 году.
  • Сады шато Шан-де-Батай возле нормандского города Ле-Небур ; поместье французского дизайнера Жака Гарсиа.

Регулярные сады за пределами территории Франции

  • Сады Петергофа , Санкт-Петербург , Россия (1714-1725)
  • Летний сад , Санкт-Петербург (1712-1725)
  • Старый сад в Царском Селе , Пушкин , Россия (1717-1720)
  • Усадьба Кусково , Москва, Россия (1750-1780)
  • Бленхеймский дворец , Великобритания (1705-1724)
  • Сады Херренхаузен , Ганновер, Германия (1676-1680)
  • Замок Раккониджи , Италия (1755)
  • Дворец Браницких , Польша (1737-1771)

См. также

Напишите отзыв о статье "Регулярный парк"

Примечания

  1. Éric Mension-Rigau, Les jardins témoins de leur temps в Historia , n° 7/8, 2000
  2. Курбатов В. Я. Всеобщая история ландшафтного искусства. Сады и парки мира. - М .: Эксмо, 2008. - ISBN 5-669-19502-2 .
  3. Wenzler, Architecture du jardin, стр. 12
  4. Philippe Prevot, Histoire des jardins, стр. 107
  5. Prevot, Histoire des Jardins , стр. 114
  6. Bernard Jeannel, Андре Ленотр , Éd. Hazan, стр. 17
  7. Prevot, История садов , стр. 146
  8. Alain Baraton. Walks in the gardens of Versailles. - Artlys, 2010. - С. 11. - 80 с. - ISBN 978-2-85495-398-5 .
  9. Prevot, История садов, стр. 152
  10. Lucia Impelluso, , стр. 64.
  11. См. Словарь Harrap, редакция 1934 года.
  12. Jacques Boyceau de La Barauderie, Traité du jardinage selon les raisons de la nature et de l’art , Paris, Michel Vanlochon, 1638.
  13. " Il est à souhaiter que les jardins soient regardés de haut en bas, soit depuis des bâtiments, soit depuis des terrasses rehaussées à l’entour des parterres ", Оливье де Серр в Théatre d’architecture ou Mesnage des champs , 1600, цитата по Bernard Jeannel, Le Nôtre , Éd. Hazan, стр. 26
  14. Claude Wenzler, Architecture du Jardin, стр. 22
  15. Wenzler, стр. 22.
  16. Wenzler стр. 24
  17. Jean-Marie Constant, Une nature domptée sur ordre du Roi Soleil in Historia , n° 7/8, 2000, стр. 39
  18. L’art des jardins en Europe , стр. 234
  19. Philippe Prévôt, Histoire des jardins , стр. 167
  20. Philippe Prévôt, Histoire des jardins , стр. 155
  21. Philippe Prévôt, Histoire des jardins , стр. 156
  22. Philippe Prévôt, Histoire des jardins , стр. 164
  23. Philippe Prévôt, Histoire des jardins , стр. 166
  24. Philippe Prévôt, Histoire des jardins , стр. 165
  25. Wenzer, Architecture du jardin, стр. 27
  26. Wenzel, стр. 28.
  27. Согласно хронологии Yves-Marie Allian, Janine Christiany, L’art des jardins in Europe , стр. 612

Литература

  • Yves-Marie Allain и Janine Christiany, L’art des jardins en Europe , Citadelles et Mazenod, Paris, 2006
  • Claude Wenzler, Architecture du jardin , Editions Ouest-France, 2003
  • Lucia Impelluso, Jardins, potagers et labyrinthes , Hazan, Paris, 2007.
  • Philippe Prevot, Histoire des jardins , Editions Sud Ouest, 2006

Отрывок, характеризующий Регулярный парк

Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.
– Я так была рада, узнав о вашем спасенье. Это было единственное радостное известие, которое мы получили с давнего времени. – Опять еще беспокойнее княжна оглянулась на компаньонку и хотела что то сказать; но Пьер перебил ее.
– Вы можете себе представить, что я ничего не знал про него, – сказал он. – Я считал его убитым. Все, что я узнал, я узнал от других, через третьи руки. Я знаю только, что он попал к Ростовым… Какая судьба!
Пьер говорил быстро, оживленно. Он взглянул раз на лицо компаньонки, увидал внимательно ласково любопытный взгляд, устремленный на него, и, как это часто бывает во время разговора, он почему то почувствовал, что эта компаньонка в черном платье – милое, доброе, славное существо, которое не помешает его задушевному разговору с княжной Марьей.
Но когда он сказал последние слова о Ростовых, замешательство в лице княжны Марьи выразилось еще сильнее. Она опять перебежала глазами с лица Пьера на лицо дамы в черном платье и сказала:
– Вы не узнаете разве?
Пьер взглянул еще раз на бледное, тонкое, с черными глазами и странным ртом, лицо компаньонки. Что то родное, давно забытое и больше чем милое смотрело на него из этих внимательных глаз.
«Но нет, это не может быть, – подумал он. – Это строгое, худое и бледное, постаревшее лицо? Это не может быть она. Это только воспоминание того». Но в это время княжна Марья сказала: «Наташа». И лицо, с внимательными глазами, с трудом, с усилием, как отворяется заржавелая дверь, – улыбнулось, и из этой растворенной двери вдруг пахнуло и обдало Пьера тем давно забытым счастием, о котором, в особенности теперь, он не думал. Пахнуло, охватило и поглотило его всего. Когда она улыбнулась, уже не могло быть сомнений: это была Наташа, и он любил ее.
В первую же минуту Пьер невольно и ей, и княжне Марье, и, главное, самому себе сказал неизвестную ему самому тайну. Он покраснел радостно и страдальчески болезненно. Он хотел скрыть свое волнение. Но чем больше он хотел скрыть его, тем яснее – яснее, чем самыми определенными словами, – он себе, и ей, и княжне Марье говорил, что он любит ее.
«Нет, это так, от неожиданности», – подумал Пьер. Но только что он хотел продолжать начатый разговор с княжной Марьей, он опять взглянул на Наташу, и еще сильнейшая краска покрыла его лицо, и еще сильнейшее волнение радости и страха охватило его душу. Он запутался в словах и остановился на середине речи.
Пьер не заметил Наташи, потому что он никак не ожидал видеть ее тут, но он не узнал ее потому, что происшедшая в ней, с тех пор как он не видал ее, перемена была огромна. Она похудела и побледнела. Но не это делало ее неузнаваемой: ее нельзя было узнать в первую минуту, как он вошел, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь, когда он вошел и в первый раз взглянул на нее, не было и тени улыбки; были одни глаза, внимательные, добрые и печально вопросительные.
Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо.

– Она приехала гостить ко мне, – сказала княжна Марья. – Граф и графиня будут на днях. Графиня в ужасном положении. Но Наташе самой нужно было видеть доктора. Ее насильно отослали со мной.
– Да, есть ли семья без своего горя? – сказал Пьер, обращаясь к Наташе. – Вы знаете, что это было в тот самый день, как нас освободили. Я видел его. Какой был прелестный мальчик.
Наташа смотрела на него, и в ответ на его слова только больше открылись и засветились ее глаза.
– Что можно сказать или подумать в утешенье? – сказал Пьер. – Ничего. Зачем было умирать такому славному, полному жизни мальчику?
– Да, в наше время трудно жить бы было без веры… – сказала княжна Марья.
– Да, да. Вот это истинная правда, – поспешно перебил Пьер.
– Отчего? – спросила Наташа, внимательно глядя в глаза Пьеру.
– Как отчего? – сказала княжна Марья. – Одна мысль о том, что ждет там…
Наташа, не дослушав княжны Марьи, опять вопросительно поглядела на Пьера.
– И оттого, – продолжал Пьер, – что только тот человек, который верит в то, что есть бог, управляющий нами, может перенести такую потерю, как ее и… ваша, – сказал Пьер.
Наташа раскрыла уже рот, желая сказать что то, но вдруг остановилась. Пьер поспешил отвернуться от нее и обратился опять к княжне Марье с вопросом о последних днях жизни своего друга. Смущение Пьера теперь почти исчезло; но вместе с тем он чувствовал, что исчезла вся его прежняя свобода. Он чувствовал, что над каждым его словом, действием теперь есть судья, суд, который дороже ему суда всех людей в мире. Он говорил теперь и вместе с своими словами соображал то впечатление, которое производили его слова на Наташу. Он не говорил нарочно того, что бы могло понравиться ей; но, что бы он ни говорил, он с ее точки зрения судил себя.
Княжна Марья неохотно, как это всегда бывает, начала рассказывать про то положение, в котором она застала князя Андрея. Но вопросы Пьера, его оживленно беспокойный взгляд, его дрожащее от волнения лицо понемногу заставили ее вдаться в подробности, которые она боялась для самой себя возобновлять в воображенье.
– Да, да, так, так… – говорил Пьер, нагнувшись вперед всем телом над княжной Марьей и жадно вслушиваясь в ее рассказ. – Да, да; так он успокоился? смягчился? Он так всеми силами души всегда искал одного; быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти. Недостатки, которые были в нем, – если они были, – происходили не от него. Так он смягчился? – говорил Пьер. – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.
Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?
– Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он… он… он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему… – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленах и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:
– Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, – говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала: все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославль.
Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая.
Княжна, сморщившись от желания удержать слезы, сидела подле Наташи и слушала в первый раз историю этих последних дней любви своего брата с Наташей.
Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи.
Она говорила, перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами, и, казалось, никогда не могла кончить. Несколько раз она повторяла то же самое.
За дверью послышался голос Десаля, спрашивавшего, можно ли Николушке войти проститься.
– Да вот и все, все… – сказала Наташа. Она быстро встала, в то время как входил Николушка, и почти побежала к двери, стукнулась головой о дверь, прикрытую портьерой, и с стоном не то боли, не то печали вырвалась из комнаты.
Пьер смотрел на дверь, в которую она вышла, и не понимал, отчего он вдруг один остался во всем мире.
Княжна Марья вызвала его из рассеянности, обратив его внимание на племянника, который вошел в комнату.
Лицо Николушки, похожее на отца, в минуту душевного размягчения, в котором Пьер теперь находился, так на него подействовало, что он, поцеловав Николушку, поспешно встал и, достав платок, отошел к окну. Он хотел проститься с княжной Марьей, но она удержала его.
– Нет, мы с Наташей не спим иногда до третьего часа; пожалуйста, посидите. Я велю дать ужинать. Подите вниз; мы сейчас придем.
Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
– Это в первый раз она так говорила о нем.

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.
Пьер продолжал рассказывать дальше. Когда он рассказывал про казнь, он хотел обойти страшные подробности; но Наташа требовала, чтобы он ничего не пропускал.
Пьер начал было рассказывать про Каратаева (он уже встал из за стола и ходил, Наташа следила за ним глазами) и остановился.
– Нет, вы не можете понять, чему я научился у этого безграмотного человека – дурачка.
– Нет, нет, говорите, – сказала Наташа. – Он где же?
– Его убили почти при мне. – И Пьер стал рассказывать последнее время их отступления, болезнь Каратаева (голос его дрожал беспрестанно) и его смерть.
Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, – не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасыванья в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание: она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера.
Княжна Марья понимала рассказ, сочувствовала ему, но она теперь видела другое, что поглощало все ее внимание; она видела возможность любви и счастия между Наташей и Пьером. И в первый раз пришедшая ей эта мысль наполняла ее душу радостию.
Было три часа ночи. Официанты с грустными и строгими лицами приходили переменять свечи, но никто не замечал их.
Пьер кончил свой рассказ. Наташа блестящими, оживленными глазами продолжала упорно и внимательно глядеть на Пьера, как будто желая понять еще то остальное, что он не высказал, может быть. Пьер в стыдливом и счастливом смущении изредка взглядывал на нее и придумывал, что бы сказать теперь, чтобы перевести разговор на другой предмет. Княжна Марья молчала. Никому в голову не приходило, что три часа ночи и что пора спать.
– Говорят: несчастия, страдания, – сказал Пьер. – Да ежели бы сейчас, сию минуту мне сказали: хочешь оставаться, чем ты был до плена, или сначала пережить все это? Ради бога, еще раз плен и лошадиное мясо. Мы думаем, как нас выкинет из привычной дорожки, что все пропало; а тут только начинается новое, хорошее. Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много. Это я вам говорю, – сказал он, обращаясь к Наташе.
– Да, да, – сказала она, отвечая на совсем другое, – и я ничего бы не желала, как только пережить все сначала.
Пьер внимательно посмотрел на нее.
– Да, и больше ничего, – подтвердила Наташа.
– Неправда, неправда, – закричал Пьер. – Я не виноват, что я жив и хочу жить; и вы тоже.
Вдруг Наташа опустила голову на руки и заплакала.
– Что ты, Наташа? – сказала княжна Марья.
– Ничего, ничего. – Она улыбнулась сквозь слезы Пьеру. – Прощайте, пора спать.
Пьер встал и простился.

Княжна Марья и Наташа, как и всегда, сошлись в спальне. Они поговорили о том, что рассказывал Пьер. Княжна Марья не говорила своего мнения о Пьере. Наташа тоже не говорила о нем.
– Ну, прощай, Мари, – сказала Наташа. – Знаешь, я часто боюсь, что мы не говорим о нем (князе Андрее), как будто мы боимся унизить наше чувство, и забываем.
Княжна Марья тяжело вздохнула и этим вздохом признала справедливость слов Наташи; но словами она не согласилась с ней.
– Разве можно забыть? – сказала она.
– Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо, – сказала Наташа, – я уверена, что он точно любил его. От этого я рассказала ему… ничего, что я рассказала ему? – вдруг покраснев, спросила она.
– Пьеру? О нет! Какой он прекрасный, – сказала княжна Марья.
– Знаешь, Мари, – вдруг сказала Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на ее лице. – Он сделался какой то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда?
– Да, – сказала княжна Марья, – он много выиграл.
– И сюртучок коротенький, и стриженые волосы; точно, ну точно из бани… папа, бывало…
– Я понимаю, что он (князь Андрей) никого так не любил, как его, – сказала княжна Марья.
– Да, и он особенный от него. Говорят, что дружны мужчины, когда совсем особенные. Должно быть, это правда. Правда, он совсем на него не похож ничем?
– Да, и чудесный.
– Ну, прощай, – отвечала Наташа. И та же шаловливая улыбка, как бы забывшись, долго оставалась на ее лице.

Пьер долго не мог заснуть в этот день; он взад и вперед ходил по комнате, то нахмурившись, вдумываясь во что то трудное, вдруг пожимая плечами и вздрагивая, то счастливо улыбаясь.
Он думал о князе Андрее, о Наташе, об их любви, и то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это. Было уже шесть часов утра, а он все ходил по комнате.
«Ну что ж делать. Уж если нельзя без этого! Что ж делать! Значит, так надо», – сказал он себе и, поспешно раздевшись, лег в постель, счастливый и взволнованный, но без сомнений и нерешительностей.
«Надо, как ни странно, как ни невозможно это счастье, – надо сделать все для того, чтобы быть с ней мужем и женой», – сказал он себе.
Пьер еще за несколько дней перед этим назначил в пятницу день своего отъезда в Петербург. Когда он проснулся, в четверг, Савельич пришел к нему за приказаниями об укладке вещей в дорогу.
«Как в Петербург? Что такое Петербург? Кто в Петербурге? – невольно, хотя и про себя, спросил он. – Да, что то такое давно, давно, еще прежде, чем это случилось, я зачем то собирался ехать в Петербург, – вспомнил он. – Отчего же? я и поеду, может быть. Какой он добрый, внимательный, как все помнит! – подумал он, глядя на старое лицо Савельича. – И какая улыбка приятная!» – подумал он.
– Что ж, все не хочешь на волю, Савельич? – спросил Пьер.
– Зачем мне, ваше сиятельство, воля? При покойном графе, царство небесное, жили и при вас обиды не видим.
– Ну, а дети?
– И дети проживут, ваше сиятельство: за такими господами жить можно.
– Ну, а наследники мои? – сказал Пьер. – Вдруг я женюсь… Ведь может случиться, – прибавил он с невольной улыбкой.
– И осмеливаюсь доложить: хорошее дело, ваше сиятельство.
«Как он думает это легко, – подумал Пьер. – Он не знает, как это страшно, как опасно. Слишком рано или слишком поздно… Страшно!»
– Как же изволите приказать? Завтра изволите ехать? – спросил Савельич.
– Нет; я немножко отложу. Я тогда скажу. Ты меня извини за хлопоты, – сказал Пьер и, глядя на улыбку Савельича, подумал: «Как странно, однако, что он не знает, что теперь нет никакого Петербурга и что прежде всего надо, чтоб решилось то. Впрочем, он, верно, знает, но только притворяется. Поговорить с ним? Как он думает? – подумал Пьер. – Нет, после когда нибудь».
За завтраком Пьер сообщил княжне, что он был вчера у княжны Марьи и застал там, – можете себе представить кого? – Натали Ростову.
Княжна сделала вид, что она в этом известии не видит ничего более необыкновенного, как в том, что Пьер видел Анну Семеновну.
– Вы ее знаете? – спросил Пьер.
– Я видела княжну, – отвечала она. – Я слышала, что ее сватали за молодого Ростова. Это было бы очень хорошо для Ростовых; говорят, они совсем разорились.
– Нет, Ростову вы знаете?
– Слышала тогда только про эту историю. Очень жалко.
«Нет, она не понимает или притворяется, – подумал Пьер. – Лучше тоже не говорить ей».
Княжна также приготавливала провизию на дорогу Пьеру.
«Как они добры все, – думал Пьер, – что они теперь, когда уж наверное им это не может быть более интересно, занимаются всем этим. И все для меня; вот что удивительно».
В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.

В регулярном или формальном саду всему отведено свое место, все подчинено строгости и порядку, поэтому его по праву считают едва ли не самым консервативным стилем садово-паркового искусства.

Регулярный сад можно сразу узнать по симметричной посадке кустарников и деревьев, прямым аллеям и дорожкам, правильным геометричным контурам, размеренности и четкости композиций, сложным партерам, ярко выраженным осям, многоликим водным элементам и многочисленным классическим скульптурам. Все это придает формальному саду особую упорядоченность, изыск, возвышенность, величие и торжественность. Регулярный сад – полная противоположность природности английского или пейзажного сада.

Регулярный сад в истории

Регулярный или формальный стиль ландшафтного дизайна тесно связан с именем короля Людовика XIV и своего расцвета он достиг именно во Франции в XVII веке, в период апогея абсолютизма, поэтому не удивительно, что его также принято называть французским стилем. Продуманность, четкость, выверенность дизайна до мельчайших деталей стала своеобразным символом торжества красоты и упорядоченности над хаосом, гения человеческого разума над силами природы, покорения, превосходства и власти над окружающим миром. Регулярные сады и парки из-за своей композиционной сложности преимущественно использовались для оформления замков и дворцов, где должны были дополнительно подчеркнуть монументальность и пышность архитектурных ансамблей. Большой вклад в становление и развитие регулярного стиля сделал придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр, ставший автором уникальных ландшафтных творений в знаменитых парках Шантийи, Во-ле-Виконт, Фонтенбло, в парке Версальского дворца.

Современный регулярный сад

В наши дни встретить чистый регулярный стиль крайне сложно. Как правило, формальный стиль используют для оформления отдельного участка сада или заимствуют из него лишь самые яркие и интересные элементы, гармонично вписывая их в сады других стилей. Это связано не только с модой, но в первую очередь с трудоемким и затратным процессом создания регулярного сада. Формальный стиль – это торжество богатства, совершенства и величия, которое присуще классическому зодчеству, поэтому он станет лучшим украшением для особняков, выстроенных под старину, с балюстрадами, террасами, богатыми скульптурными элементами. В симметричной планировке регулярных садов четко прослеживаются правильные пропорции и формы величественных античных зданий.

Основные особенности регулярного стиля

Масштабность

Поскольку в основном регулярные сады использовались в оформлении территорий дворцов и замков, которые никак нельзя назвать скромными, их традиционно связывают с масштабностью. Формальный сад предназначен для длительных прогулок, где постоянно перед глазами предстают новые виды, разыгрываются новые «спектакли», чередуются живописные картины. Организовать эту «театральность» на небольшом участке довольно сложно, да и многочисленные декоративные элементы будут лишь отягощать и загромождать пространство. Кроме того, обязательное требование для создания регулярного сада – идеально плоская, ровная территория, без каких-либо рельефных неровностей, что требует проведения соответствующих земляных работ.

Геометричность

Регулярному стилю ландшафтного дизайна присуща осевая композиция, где осью симметрии выступает дом, и прямые линии, что позволяет упорядочить пространство, подчеркнуть рукотворность данного творения и воздействие человека на природу. Какая-либо хаотичность просто недопустима. Главным элементом регулярного сада выступает партер – открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основным фоном для цветников и солитеров выступает партерный газон, который требует особо тщательного ухода, поскольку это лицо сада. Характерная черта регулярного сада – партерные или орнаментальные цветники с замысловатыми композициями и узорами, отличающиеся особой сложностью в оформлении и уходе. Без профессионалов здесь не обойтись. Центр цветочной композиции нередко венчает вазон, фонтан или скульптура.

Живые изгороди и топиар

Для зонирования регулярного сада, а также для создания зеленых коридоров, комнат и лабиринтов широко используются живые изгороди , перголы, арки и трельяжи. Одно из лучших украшений формального сада – топиарные фигуры, которые создаются путем стрижки кустарников и деревьев для придания им самых разнообразных форм: пирамида, куб, шар, спираль, конус.

Водоемы

Обязательный элемент сада в формальном стиле – водоем с четкой береговой линией в форме квадрата, прямоугольника или круга, обрамленный высаженной в строгом порядке растительностью; всевозможные бассейны с фонтанами , пристенные фонтанчики, многочисленные каскады.

Растения и материалы

По возможности декоративность регулярного сада должна сохраняться круглый год, поэтому предпочтение отдают вечнозеленым породам. Для создания живописных зеленых сводов используются вечнозеленые растения и лианы. Очень хорошо вписываются в формальный стиль и моносады, состоящие из одного вида растений: сиренарии, розарии, иридарии.

Примеры дизайна сада в регулярном стиле

Регулярный сад – не тот стиль, где уместна экономия. Здесь все обязано быть изыскано, роскошно и богато: мрамор, бронза, керамика, художественная ковка, резьба по дереву. В декоре превалируют растительные мотивы и классические орнаменты. Разбавить строгость помогают зоны отдыха с уютными беседками и летними павильонами.

В любой сфере имеются свои тенденции. Не является исключением и ландшафтный дизайн, который тоже подвержен изменчивым модным веяниям. Каждый год специалисты стараются предлагать все новые варианты для оформления участков. Они отражают не только настроения современности, но и взгляды мастеров, их удивительные способности и талант.

Общая информация

Ландшафтный дизайн можно считать понятием, известным достаточно давно. Раньше его использовали, когда речь шла об украшении достаточно масштабных земельных территорий или общественных зон, в том числе парковых. Но сегодня в этом плане ситуация изменилась весьма кардинально. Для современников ландшафтный дизайн стал актуальным в очень многих случаях. И в первую очередь специалисты в этой области востребованы среди частников, покупающих большие площади земли, чтобы построить на нем дом.

Ландшафтный дизайн в таких случаях следует продумывать очень грамотно, чтобы был задействован каждый уголок участка. Многие приусадебные сады сегодня содержат интересные предметы декора, они, с дизайнерской точки зрения, роскошны и богаты. Современные стили оформления ландшафта позволяют превращать участки в модные и оригинальные места. Но для того чтобы получить такой чудесный сад, требуется вложить много серьезного труда и затрат, в том числе не только финансовых, но и временных. Специалист должен в первую очередь определиться со стилем, провести систему полива, выбрать материалы для мощения дорожек, растения, ограждения и многое другое. Правильный подход к оформлению территории является залогом того, что приусадебный участок получится поистине неповторимым местом.

Стили ландшафтного дизайна

Выбор направления в первую очередь зависит от площади земельного участка. Если территория небольшая, то на ней будут неуместны шикарные массивные монументальные композиции. Более того, при дизайнерской работе нужно принимать во внимание и степень естественного освещения приусадебного участка. На сегодняшний день известно достаточное количество самых разнообразных стилей ландшафтного дизайна. Наиболее часто специалисты используют кантри, прованс, скандинавский, пейзажный. Не менее популярны деревенский и регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Каждый из них имеет свою историю, особенности, формы и цели.

Приусадебную территорию многие воспринимают как личный уголок природы. Ведь проведение достаточного времени на воздухе дает возможность человеку снимать стресс, освежать мысли и повышать настроение. Поэтому красивое и при этом функциональное обустройство приусадебной территории уверенно можно назвать залогом как для душевного равновесия, так и для отличного времяпровождения. В данной статье мы расскажем о том, что представляет собой в ландшафтном дизайне регулярный стиль, фото которого представлены ниже. Он уже приобрел большую популярность не только в Европе, но и в нашей стране, поэтому многим будет интересно поближе познакомиться с этим направлением.

Особенности

Этот способ станет идеальным решением для тех людей, кто любит симметрию и предпочитает во всем видеть порядок. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне подразумевает наличие множества четких композиций, которые выполнены в форме идеальных фигур и геометрических линий. Он больше подходит для большого по площади пространства. Только наличие масштабной по размерам территории дает возможность продемонстрировать все особенности регулярного или французского сада.

Регулярный стиль в ландшафтном дизайне: описание

В этом направлении не существует никаких мелочей. Регулярный стиль предполагает учет даже малейших нюансов, которые должны очень тонко гармонировать с общим образом участка. Здесь предусматривается четкая планировка. При этом нужно знать, что обустроить сад в регулярном стиле не так легко как кажется: такая работа требует много сил и времени, да и уход за ним достаточно трудоемок. Однако результат полностью окупает все. Сад в регулярном стиле, разбитый на загородном участке, будет напоминать настоящий парк французских аристократов. При этом в нем каждая деталь и образ должны быть продуманы до мелочей. Регулярный ландшафтный стиль в саду можно узнать по симметричным посадкам кустарников и деревьев, правильным геометрическим контурам, по прямым аллеям или дорожкам, четкости и размеренности композиций, сложному партеру, ярко выраженным осевой линии, а также по многоликим водным элементам и многочисленным скульптурам. Все это придает формальному парку упорядоченность и изыск с нотками величия и торжественности. Французский регулярный стиль является полной противоположностью той природности, которая предполагается в английском или пейзажном саду.

История возникновения

Изначально на процесс формирования садово-парковое искусства сильное влияние оказывали господствующие воззрения и государственное устройство страны, а также тип мышления правителя. Именно они задавали тон ландшафтному дизайну. Ведь сады и парки, в которых утилитарная функция не имела ведущей роли, в то время позволяли себе иметь только богатейшие персоны.

Регулярный ландшафтный стиль имеет весьма давнюю историю. Свое начало он ведет еще от древних римлян, которые, противопоставляя эстетику геометрических форм с природным окружением, в данном искусстве достигли высокого уровня. В Древнем Риме пластические и цветочные композиции сочетались с фонтанами и каскадами. Садово-парковое искусство этой могущественной империи использовало по тем временам практически весь известный сегодня арсенал декоративного садоводства. Исторически сад в регулярном стиле являлся местом шествий и прогулок, а также для сидячего отдыха.

Расцвет

Он широко применялся во Франции в семнадцатом веке. Регулярный стиль в то время применялся при создании парков и садов, разбиваемых при дворцах или замках. Его тесно связывают с именем короля Людовика XIV. Своего расцвета формальный или регулярный стиль достиг в XVII веке, в эпоху апогея абсолютизма. Поэтому его также называют французским.

Регулярные сады и парки вследствие композиционной сложности использовались преимущественно для оформления замков и дворцов и были призваны дополнительно подчеркивать монументальность и пышность ансамблей элиты. Огромный вклад в становление и развитие данного стиля сделал Андре Ленотр -придворный садовник Людовика XIV. Именно он является автором уникальных ландшафтных решений в таких знаменитых парках, как Версальский, Шантийи, Фонтенбло, Во-ле-Виконт и т. д. Одним из наиболее ярких примеров является загородная резиденция Людовика XIV — Версаль. Великолепный дворец — это центр композиции, от которого расходится прямые ухоженные аллеи и ровно подстриженные газоны. Каждый цветник в регулярном стиле занимает отведенное для него продуманное место.

Все это превратило в восхитительный райский уголок с причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, великолепными клумбами, блестящей гладью искусственных прудов. Людовик IV таким образом стремился еще раз продемонстрировать свою власть, причем не только над подчиненными, но и над самой природой.

Методы реализации

Французский или регулярный пейзажный стиль зачастую считают образцом европейской классики. Однако многие именуют его солнечным и вычурным, авангардным и даже претенциозным. Ведь французский или регулярный стиль парка предполагает что угодно, но только не простоту ухода. Эстетика с выразительность являются главными задачами. Такая особенность этого течения в ландшафтном дизайне прослеживается и в современных воплощениях.

Главными элементами французского сада являются партер, в том числе и кружевной, клумба в регулярном стиле, партерный газон, топиары и цветники.

Доминирующим цветом любого регулярного сада считается зеленый. Аккуратные стриженые газоны и другие разновидности являются словно рамками и фоном для «игры» с симметрией и геометрией. Зеленые туннели, соединяющие цветники и газоны, обрамляющие стриженые бордюры и стриженые изгороди по периметру, увитый фасад здания, многочисленные топиарии в виде сфер, пирамид и пр. — все это должно доминировать в оформлении ландшафта.

Основным элементом является партер - открытая часть сада, разбитая на участки, имеющие правильные формы, чаще всего разделенные песчаными дорожками. Он может содержать узорные орнаменты, собранные из низких или стриженных декоративных растений в сочетании с крупнозернистым песком разных оттенков, гравием и т. д. Слово «партер» образовано от французских par и terre, означающих «по земле». Он может быть цветочным, газонным и кружевным.

Масштабность

Регулярный стиль в основном использовался для оформления территорий замков дворцов и замков, которые трудно назвать скромными. Поэтому такие сады традиционно связываются с масштабностью. Они предназначаются в первую очередь для долгих прогулок, чтобы перед глазами постоянно представали новые виды и чередовались живописные картины. На небольшом участке такое организовать довольно сложно, к тому же и многочисленные декоративные элементы станут загромождать и потому отягощать пространство.

Кроме того, обязательным требованием для претворения в жизнь регулярного стиля при оформлении сада является плоская, ровная территория, без наличия рельефных неровностей. А это требует проведения основательных земляных работ.

Геометричность

Регулярный стиль характеризуется прежде всего осевой композицией. Чаще всего в качестве оси симметрии выступает имеющееся в саду основное строение. Прямые линии, идущие от него, позволяют упорядочить пространство и подчеркнуть воздействие на природу. Какой-либо хаотичности данный стиль не допускает. Главным элементом регулярного сада выступает партер - открытая часть территории с газонами, бордюрами, клумбами и цветниками, состоящая из участков правильной формы. Основной фон для цветников и солитеров — партерный газон — требует особенно тщательного ухода, поскольку именно он считается лицом парка. Характерной чертой регулярного сада являются орнаментальные цветники с замысловатыми узорами и композициями, отличающиеся особой сложностью не только в оформлении, но и в последующем уходе. Без профессионала в данном случае не обойтись. Центром цветочной композиции нередко является фонтан или скульптура.

Живые изгороди, топиар и водоемы

При зонировании регулярного сада широко используются арки, живые изгороди, перголы и трельяжи. Одними из лучших украшений считаются создаваемые в результате стрижки деревьев и кустарников и придания им разнообразных форм. Обязательным элементом регулярного или формального сада считается водоем, имеющий четкую береговую линию. Его форма может быть в виде квадрата, круга или прямоугольника. Водоем должен быть обрамлен растительностью, высаженной в строгом порядке.

Растения и используемые материалы

Декоративность регулярного сада по возможности должна сохраняться весь год. Поэтому специалисты отдают предпочтение вечнозеленым растениям. Для создания живописных сводов чаще всего используется лиана или плющ. Отлично вписываются в регулярный стиль и моносады, которые состоят только из одного вида растения, например, розарии, сиренарии или иридарии. Как правило, в таком саду принято использовать растения, имеющие декоративную листву. Другим критерием выбора является маскимально долгое цветение.

Деревья, которым в результате стрижки придаются интересные формы - это тис, бирючина, туя, самшит, барбарис и можжевельник. Однако специалисты рекомендуют не увлекаться: в композициях достаточно использовать два или три вида.

Цветник должен иметь классические строгие формы. Для такого французского сада характерны также арабески. Причем клумба в регулярном стиле должна состоять только из низкорослых растений, например, ярких шиловидных флокс, лобелий, колеусов или агератумов.

Партер

У сада в регулярном стиле есть обязательный элемент: партер — единая парадная композиция, состоящая из клумб, газонов и водоема. Он является лицом сада. Настоящий парадный партер должен занимать большое пространство, так, чтобы всю цельную композицию можно было увидеть только с верхнего этажа дома. Однако сегодня получили распространение простые варианты, которые зачастую выполняются рядом с частными домами или коттеджами. Речь идет об ухоженном газоне правильной формы, ограниченном по периметру бордюром или зелеными клумбами.

Сад в регулярном стиле, как известно, должен иметь большую территорию. Тем не менее некоторые элементы этого направления ландшафтного дизайна можно использовать и на небольших площадях. Например, регулярный стиль участка можно получить путем создания цветников, оформленных подстриженными кустарниками. Большого пространства для них не требуется, зато расположенные симметрично кусты окажут влияние на стиль сада.

Если на участке предусмотрено наличие беседки, то в ее конструкции рекомендуется использовать кованые металлические или даже деревянные декоративные резные элементы. Аналогичные фрагменты будут уместны и для ограждений. Неплохим вариантом в качестве элемента регулярного стиля на участке станет литой забор, исполненный в классической строгой манере.