Бакалавр, магистр и специалист = высшее образование. Бакалавр и магистр — какая разница


Бакалавр, само слово в переводе с английского означает подвассал или поместье, теперь же это слово означает академическую степень, квалификацию, полученную студентом после прохождения основной программы обучения. Впервые эта степень использовалась ещё в средневековые времена, в университетах и академиях Западной Европы. В России данная степень начала присваиваться учащимся в 1993 году.


Обычный срок подготовки к получению данной степени составляет не более 6-х лет, в некоторых странах Европы, таких как Англия и Германия, он составляет 3 года, ну а в США, Шотландии и Канаде он составляет 4 года.

Легче всего эту степень получить в Испании и Франции, в этих странах, степень бакалавра присваивается учащимся по окончанию средней школы, что даёт им право поступать в вуз.

Сама степень присваивается только после сдачи соответствующих экзаменов и защиты выпускной работы, которая представляет собой что-то вроде дипломного проекта, но в несколько упрощённой форме. Работа защищается перед Государственной аттестационной комиссией.

Наличие степени Бакалавра даёт право продолжать учебу в магистратуре. Сейчас система Российского образования находиться на стадии бурного развития и изменения.

Россия принимает Болонскую систему образования, согласно которой, с 1сентября 2009 года, степень магистра и Бакалавра станут основными при поступлении в высшее учебное заведение России. Обладание дипломом бакалавра даёт ряд преимуществ:
1. Студент имеет право поступать в магистратуру и продолжать обучение или же начать полноценную карьеру. Кроме того, обладатель данной степени может пройти ускоренный курс обучения и получить степень Мастера в течение одного года, а это уже более или менее солидная научная степень.
2. Степень Бакалавра является признанной степенью по международной классификации, её обладатель не только может поступить в любой зарубежный вуз, но и устроиться на работу в зарубежную компанию, так как там данная степень высоко цениться работодателями. Человек, получивший степень бакалавра может стать полноценным офисным работником, так как он обладает достаточными знаниями для работы с информацией, людьми и документами.
3. Степень бакалавра считается широко специализированной. Бакалавр обладает широким спектром знаний и может легко переквалифицироваться. Программы подготовки бакалавров позволяют в течение одного года перейти од одной профессии к другой, в то время как студенту, не получившему данную степень, по окончании 5-ти летнего образования, для получения новой специальность необходимо пройти ещё 3 года обучения, квалифицирующегося как второе высшее образование. При этом, 3 ода дополнительно обучения производятся на коммерческой основе, в то время как бакалавр может перейти на другую профессию уже в магистратуре, на бюджетной основе, так как это считается продолжение обучения.
4. Студент, приобрётший степень бакалавра проходит лишь 4-х годичное обучение в вузе, после чего он становиться квалифицированным специалистом, получает полноценный диплом об окончании высшего учебного заведения и приобретает экономическую самостоятельность.
5. При наличии диплома бакалавра из одного вуза, студент может поступать в магистратуру любого другого вуза. Однако в этом случае может возникнуть необходимость сдачи дополнительных экзаменов, что связанно с разницей учебных планов разных высших учебных заведений.

  1. Специалист проходит обучение в вузе на протяжении 5-ти лет, по истечению которых он получает диплом специалиста-практика и возможность работы только по полученной специальности.
  2. Бакалавр проходит курс обучения в вузе на протяжении 4-х лет, получает диплом о высшем образовании, что даёт ему возможность продолжить обучение в магистратуре в течение 2-х лет. Кроме того, при поступлении в магистратуру, бакалавр имеет право выбрать профессию, отличную от той, на которую он учился на протяжении 4-х предыдущих лет. Право поступить в магистратуру имеют только обладатели степени бакалавра. Набор в магистратуру происходит на конкурсной основе, примерно 20% от претендентов продолжают своё обучение в магистратуре.

Первые два года обучения, как специалистов, так и бакалавров, одинаковы, в это время они получают базовые знания. Уже начиная с третьего года обучения, появляются различия в программах. Если студент, не имеющий степень бакалавра, проявит желание перейти на программу обучения бакалавра, ему необходимо будет сдать не только экзамены, обязательные для получения степени бакалавра, но и экзамены, покрывающие разницу в программах.

Какова же разница между специалистом и магистром? - Магистров готовят специально для научных трудов, специалистов же, для профессиональной деятельности. Выбор остаётся за вами.

? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ).

Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

  • бакалавриат;
  • специалитет и магистратура.

Выпускники их получают, соответственно, степениспециалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

С 2011 года в нашей стране вводится новое распределение специалистов, закончивших высшие учебные заведения. Появляется новое ученое звание - бакалавр. В связи с этим часто задается вопрос: чем отличается бакалавр от специалиста? Достаточен ли уровень обучения на бакалавра? Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра? На эти и другие вопросы мы попытаемся дать ответ в этой статье.

Что такое бакалавр

Эта степень пришла к нам из старинных университетов западной Европы. Слово происходит от позднелатинского baccalarius, что означает "подвассал". Поначалу эта степень присваивалась тем студентам, которые успешно освоили первый этап обучения. В царской России бакалаврами назывались преподаватели бурс и духовных академий.

В настоящее время бакалавр - это первая степень ученых званий, принятая во многих зарубежных странах. Она присваивается тем, кто окончил университеты и только после сдачи профильных экзаменов.

Два уровня образования

О том, чем отличается бакалавр от специалиста, можно судить по срокам обучения студента профильной специальности. Прослушав четыре курса очной формы обучения, студент имеет право сдать государственные экзамены, написать диплом и получить степень бакалавра. Для студентов заочной и вечерней формы обучения этот срок, как правило, больше.

Магистр - это следующая ученая степень. Диплом магистра получают бакалавры после двухлетних занятий на очной форме обучения. Таким образом, становится лишним устаревшее научное звание «специалист», которое давали после пяти лет обучения в вузе.

О том, чем отличается бакалавр от специалиста и магистратуры, уже можно получить общее представление. Бакалавр обучается по другим программам, и знания, необходимые для профессионального выполнения своих обязанностей, он получает за более короткий курс обучения. Специалист - это ученая степень, сохранившаяся лишь для некоторых видов специальностей в нашей стране. Полный перечень профессий, в которых необходима квалификация специалиста, можно найти на сайтах министерства образования. Магистратура подходит тем студентам, которые решили посвятить себя науке и получить ученую степень. Так что вопрос, чем отличается диплом бакалавра от специалиста и магистра, лежит скорее в психологической плоскости. Объем знаний, необходимый для выполнения той или иной работы, у бакалавра вполне достаточен.

С чем связано такое нововведение?

Новая ученая степень появилась в нашей стране после того, как Академия Наук присоединилась к Болонскому протоколу, направленному на то, чтобы унифицировать европейское образовательное пространство. Основная цель Болонского процесса состоит в том, чтобы расширить доступ к получению высшего образования, предоставить молодежи право выбирать вуз за пределами другой страны, унифицировать дипломы стран-участниц Болонского процесса. Второй важнейшей целью была модернизация высшего профессионального образования, ориентированная на текущие потребности рынка труда. Поэтому на вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра, можно ответить следующим образом: бакалавр и магистр - это признанные во всем мире ученые степени, дипломы студентов, получивших такие звания, признаются во многих странах. А специалист - звание, которое постепенно уходит в прошлое.

Техникумы и вузы

Неверно судить о дипломе бакалавра с точки зрения иерархии советских ученых степеней. О том, чем отличается бакалавр от младшего специалиста, зачастую рассуждают люди, не получившие ни того, ни другого диплома. Младший специалист - это уровень больше прикладной, профессиональный. Диплом младшего специалиста готовят средние учебные заведения - техникумы и колледжи. Степень бакалавра подтверждает научные знания специалиста и глубокую теоретическую и практическую подготовку по данной специальности.

Бакалавров готовят только вузы соответствующего уровня аккредитации. Чем отличается бакалавр от специалиста и магистра и аспирантуры, можно сказать в общих чертах: диплом бакалавра дает шанс заработать деньги при помощи своей специальности уже через четыре года обучения.

Что дает диплом бакалавра

В настоящее время наука идет вперед гигантским рывками, и затяжной процесс обучения ведет к тому, что к моменту выпуска многие знания, полученные в вузе, становятся устаревшими и ненужными. Поэтому нецелесообразно готовить студентов «узких специальностей» пять, а то и шесть лет. Современная система обучения более гибкая и позволяет формировать структуры квалификаций и потребности рынка труда. Следует принимать во внимание и тот факт, что в нашей стране студентами становятся молодые люди возраста 17-18 лет. В этот период сложно до конца понять, какую именно профессию следует выбрать.

В настоящее время вопрос, чем отличается бакалавр от специалиста, при приеме на работу практически не стоит. Базовое высшее образование идеально подходит для формирования профиля той или иной специальности. Более практические профессиональные знания студенты получают на старших курсах бакалавриата. А после окончания базового курса высшего образования и получения своей первой научной степени студент уже знает, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра. Поэтому он может скоординировать свои профессиональные планы в соответствии с текущими потребностями рынка труда и уровнем зарплат в той или иной области.

Магистратура

Имея диплом бакалавра, полученный в одном вузе, можно поступать в магистратуру другого высшего учебного заведения по профильному предмету. Иногда в этом случае может возникнуть необходимость досдачи тех или иных дисциплин. А степень магистра открывает двери к получению учебной степени.

Диплом бакалавра и трудоустройство

К сожалению, среди работодателей по-прежнему сохраняется некое недоверие к диплому бакалавра, хотя многие из них и не могут четко объяснить, чем отличается бакалавр от специалиста. Отзывы многих выпускников вузов говорят о нежелании работодателей и HR-агентств трудоустраивать молодых бакалавров. Причин здесь может быть несколько.

1. Многие современные работодатели получали свое высшее образование еще в советские времена, когда высшие учебные заведения по окончании давали диплом специалиста. Слово "бакалавр" в те времена было «не нашим», «западным».

2. Разница в программах обучения: специалисты подготавливаются по конкретным специальностям, а обучение бакалавра базируется на широкопрофильном охвате всех дисциплин, которые пригодятся ему в непосредственной работе. Курс бакалавриата нацелен на общенаучную, общепрофессиональную подготовку. Закон, конечно, говорит о том, что бакалавр имеет право занимать должности, предназначенные для тех, кто получил полное высшее образование. Но отделы кадров по-прежнему предпочитают брать на работу специалистов и магистров.

Преимущества бакалаврата

Диплом бакалавра признается международной классификацией и понятен зарубежным работодателям. Там вполне приемлемо пригласить бакалавра на должность менеджера среднего звена и поручить ему ответственную работу. Для работы в офисе обычно требуется просто образованный человек с базовой подготовкой, умеющий работать с информацией и правильно оформлять документы.

Фундаментальность подготовки, ее обширность позволяют легко менять профессию. Дело в том, что программы государственного образования подготовлены таким образом, что черед год обучения у студента появляется возможность выбора одной из множества смежных профессий. А специалист при смене профессии должен потратить два-три года и получить второе высшее образование на коммерческой основе.

Несомненным преимуществом бакалавриата является возможность получения диплома через четыре года обучения. Молодые люди часто стремятся как можно раньше стать на ноги и самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. С дипломом бакалавра можно вполне устроиться в хорошую солидную фирму на небольшую должность. А после того как за ним закрепится репутация хорошего работника, мало кого из его руководства будет волновать, чем отличается диплом бакалавра от специалиста, и карьерный рост такому сотруднику будет обеспечен.

Закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. (п. п. 2, 3 ч. 5 ст.10) определяет, что высшее образование в России делится на следующие уровни: бакалавриат и специалитет, а также магистратура.

В этой статье мы расскажем, чем отличаются бакалавр, специалист и магистр. Закон № 273-ФЗ (пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 12, ч. 5 ст. 69) говорит, что обучение по программам каждого из этих уровней ведется отдельно по каждой программе. Другими словами, каждая программа - магистратуры, специалитета и бакалавриата – это отдельный вид программы профессионального образования.

Кто может получить образование по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета

Согласно Закона № 273-ФЗ (ч. 2 и 3 ст. 69), для получения образования по программе бакалавриата и специалитета необходимо иметь общее среднее образование. Допуск к программам магистратуры открывается для лиц, имеющих высшее образование любого уровня.

Образовательная программа специалитета

Специалитетом назвали стандартную программу высшего образования, которая сформировалась во времена СССР и имеет все особенности, характерные для высшего образования того времени. Так, срок обучения специалистов составляет пять лет и специалисты проходят подготовку к профессиональной деятельности в каждой отдельной отрасли хозяйства.

В России в настоящее время ведется переход на болонскую систему образования, которая имеет всего два уровня – бакалавр и магистр .

Если вуз перешел на болонскую систему, то диплом специалиста получат только те его выпускники, которые поступили на обучение до момента перехода. После этого момента вуз будет выпускать только бакалавров и магистров.

Образовательная программа бакалавриата и магистратуры

Первая ступень высшего образования в болонской системе называется бакалавриат. Студент, поступивший на обучение по этой программе, при выпуске из вуза получит квалификацию «бакалавр», которая будет указана в его дипломе.

Срок обучения по программе начального высшего образования (бакалавриат) составляет четыре года. его владельца (см. Закон № 273-ФЗ, п. 2 ч. 5 ст. 10). Эта степень является базовым высшим образованием. Для получения специализации требуется следующая степень высшего образования – магистратура.

Те бакалавры, которые имеют желание продолжать обучение более углубленно или по более узкой специальности, могут обучаться еще в течение двух лет по программе магистратуры и получить при выпуске степень магистра (Закон № 273-ФЗ ч. 3 ст. 69).

Следует уточнить, что лица со степенью бакалавра могут продолжить обучение в магистратуре любого вуза, в том числе и другого. При поступлении на магистратуру студент проходит конкурсный отбор.

Болонская система образования сильно отличается от системы, принятой в РФ в 80-е годы. По этой причине специалитет по своему уровню программы не равен бакалавриату, и так же не равен бакалавриату и последующей магистратуре. Разница между этими степенями видна даже по срокам обучения: если специалитете заканчивается за пять лет, то бакалавриат за четыре, а магистратура – за два, которые надо считать после четырех лет бакалавриата (Закон № 273-ФЗ, ч. 4 ст. 11).

Поскольку для получения диплома бакалавра необходимо проучиться всего четыре года, многие работодатели, учившиеся в свое время пять лет, считают, что бакалавры - это недоучившиеся специалисты. Однако степень бакалавра дает все основания для занятия должностей технических специалистов, а также для продолжения обучения до следующей ступени – степени магистра.

Нам абсолютно понятно значение слова «студент» , а некоторые даже знают, кто такой «аспирант» , а вот о бакалаврах нам, во многом стремящимся перенять западные и заокеанские тенденции – в том числе и в области образования, известно немногое.

Тем временем уже около 20 лет Санкт-Петербургский университет проводит двухступенчатое образование: бакалавриат и магистратура. За это время многое изменилось – в первую очередь произошло переосмысление роли бакалавриата. Если раньше бакалавриат рассматривался как отправная точка для дальнейшего обучения в магистратуре, то теперь бакалавриат – это самостоятельная образовательная ступень.

Отметим, что тенденция двухступенчатого образования продиктована Болонским процессом. Такое разделение обучения вполне логично. Абитуриент, который поступает в 17-18 лет (не все, безусловно), не всегда может точно определиться со специальностью, да и за 5 лет традиционного обучения многое может измениться. А вот получить второе образование, учась к уже «отученным» 5 годам еще лет 5-6, решиться может далеко не каждый. Бакалавриат, т.е. 4 года образования, позволит студенту не только определиться со своими профессиональными предпочтениями, но и получить высшее образование. Если же, проработав по полученной специальности пару лет, недавний выпускник поймет, что хочет изменить направление деятельности и стоить карьеру на ином поприще, то он сможет без труда продолжить обучение в магистратуре .

Споры о бакалаврах и магистрах не менее популярны, чем споры о ЕГЭ или новом законе «Об образовании». Основная точка отсчета – это определение понятия «бакалавр» . Мнения – что неудивительно – разделились: одни считали, что бакалавр – это уже «готовый» специалист, другие настраивали на том, что бакалавр – это тот же четырехкурсник, но только на «европейский» манер. Действительно, во многом в российских вузах эта тенденция – скорее дань моде и времени, нежели осознанное нововведение. Вопрос о возможности внедрения бакалавриата в вузах также утонул в спорах и идейном плюрализме. Самым распространенным мнением по вопросу было следующее: для гуманитарных специальностей такое деление подходит, для технических нет. Эта точка зрения слаба по многим параметрам – и главный ее недочет в том, что она построена на стереотипе, что гуманитарии всегда «хуже» технарей: досконально изучить иностранный язык или по-настоящему уметь читать между строк нужен не менее талантливый ум, чем, скажем, проектировать здания. Кажется, что эти вопросы вообще из разных плоскостей нашего профессионального бытия, а поэтому не терпят к себе такого стереотипического отношения.

Другой аспект проблемы заключается в том, что наше сознание, наш мозг просто противятся нововведениям, которые нарушают изначальную, т.е. годами привитую, систему.

Вопрос о бакалавриате должен решаться взвешенно, постепенно и со всей ответственностью, поскольку отношение а-ля «кое-как» применительно к образованию ничем хорошим не заканчивается. Бакалавр, который поступает в магистратуру с дальнейшими планами на аспирантуру, должен быть действительно знающим, понимающим и способным к самостоятельной исследовательской работе человеком. Поскольку «просиживание» в университете лишних пары лет для того только, чтобы называться не выпускником, а магистром, не добавляет умных мыслей и не делает гениальных открытий, что ведет к постепенному нивелирований научных профессий и падению их престижа.

Несмотря на прения и противоположные доводы, сейчас институт бакалавриата и магистратуры функционирует более успешно. Магистратура признана отдельным самостоятельным уровнем образования: в магистратуру не переводят, в нее поступают , сдавая вступительные испытания. Кроме того. Магистратура все более активно реализует принцип открытости: в магистратуру могут поступать не только выпускники ее же направления, но выпускники смежных специальностей – и даже представители иных университетов.

К какому выводу мы пришли? Магистратура вполне соответствует основным принципам Болонского процесса – свобода выбора, открытость, многопрофильность образования . Очень важно, что человек, имеющий базовые знания по специальности, может свои знания усовершенствовать, укрепить, еще более «специализировать». А это значительный шаг вперед в системе образования.