Якорь на лодку своими руками. Делаем якорь для лодки ПВХ своими руками — чертежи, схемы и советы


Лодка является одним из главных помощников рыболова. Без нее не обойтись на диких водоемах, тем более, если они не имеют чистых берегов и обычной удочкой рыбы не поймаешь. Если рыболов располагает лодкой, то имеется возможность ловить на любом участке акватории. К сожалению, лодка должна иметь якорь, для фиксации.

Особенно это актуально при наличии течения. Его можно либо купить, либо сделать самому, что, во-первых, интересно, а во-вторых, не займет много времени и средств.

Для начала лучше определиться с тем, нужен ли якорь для лодки вообще. Как показывает практика, почти в 90 % случаев, якорь просто необходим. При его наличии можно просто заниматься рыбной ловлей, и не думать о том, что лодку может унести ветром или течением.

Подобный элемент лодки должен иметь следующие характеристики:

  • вес якоря должен соответствовать не менее 10 % веса самой лодки;
  • его масса должна быть больше 1 % длины лодки.

Основные характеристики якорей

Чтобы якорь смог удерживать лодку при любых условиях, следует брать во внимание все факторы:

  • определиться с максимальной высотой волн;
  • рассчитать максимальное усилие ветра;
  • взять во внимание характер дна лодки;
  • правильно подобрать трос для якоря.

Особое внимание следует уделить качеству троса, поскольку он будет подвергаться большим усилиям. Чем больше вес лодки, тем на большие усилия должен быть рассчитан трос.

Для якорей применяются два вида канатов:

  • искусственные. Они имеют длительный срок службы, так как не поддаются гниению;
  • натуральные. Мало применяются из-за малой устойчивости против влаги.

Как правило, трудно подобрать якорь на все случаи жизни, особенно в магазине.

Чтобы самодельный якорь выполнял свои функции в полной мере, следует провести ряд наблюдений:

  • ознакомиться с погодными условиями места рыбалки;
  • определиться с конструкцией;
  • заняться подготовкой необходимых материалов;
  • поинтересоваться у опытных рыболовов на предмет более удачной конструкции.
  • удерживать лодку на одном месте;
  • легко сниматься с дна водоема;
  • иметь небольшой вес;
  • иметь компактные размеры и не занимать много места;
  • быть устойчивым к коррозии;
  • хорошо работать на конкретном водоеме.

Довольно часто, вместо реальных якорей, рыбаки применяют подручные средства, в виде камней, кирпичей, балласта с песком и т.д.

Как правило, они обладают малой эффективностью:

  • такие подсобные устройства не компактные и занимают много полезного пространства лодки;
  • если имеются острые углы, то они могут повредить лодку;
  • на установку такого якоря тратится много полезного времени.

Применение подобных устройств оправдано в том случае, если дно водоема твердое и чистое. Несмотря на это, заводские конструкции не всегда отвечают необходимым требованиям.

К недостаткам можно отнести:

  • высокую, порой не оправданную цену;
  • изделия могут оказаться просто бракованными.

Если взять во внимание вышесказанное, то якорь проще, дешевле и доступнее изготовить самому. Тем более, что рыболов понимает, какой именно нужен якорь, чтобы рыбалка была комфортной.

Виды якорей для лодки ПВХ своими руками - чертежи фото

Без якоря, тем более на течении, вряд ли можно рассчитывать на рыбалку вообще. Но это совсем не означает, что на водоеме без течения якорь не понадобится. Как правило, на любых водоемах могут присутствовать подводные течения. Кроме этого, ни дня не бывает без ветра, который способен гонять лодку по водоему без проблем. Наличие якоря поспособствует решению многих задач. В связи с этим не следует недооценивать наличие якоря, тем более, что сделать его самому не так уж и сложно. Самыми популярными на сегодняшний день являются следующие конструкции:

  • якорь Холла;
  • якорь-кошка;
  • якорь-Курбатова;
  • устройство в виде гриба для рыбалки на течении;
  • якорь Денфорта, предназначен для любого характера дна.

Каждая конструкция обладает своими достоинствами и своими недостатками. Чтобы понять, какой из вариантов наиболее подходящий, нужно детально рассмотреть каждую конструкцию.

Чтобы его сделать нужно иметь следующие детали:

  • металлическую трубу, диаметром 25 мм и длиной 270 мм;
  • одну гайку и одну втулку;
  • четыре отрезка метала: два меньших и два больших;
  • два кольца из метала;
  • два килограмма свинца.

Сборка:

К концу трубки крепится втулка. Четыре полоски из стали послужат в качестве лап. Вся конструкция скрепляется гайкой. Для увеличения веса якоря, внутрь трубки заливается свинец.

Это сварная конструкция, поэтому деталей понадобится меньше. Вот они:

  • прут из стали;
  • стальная проволока;
  • металлические отрезки.

Из проволоки нужно согнуть, что-то похожее на веретено, и уже к этой заготовке привариваются остальные детали. За счет приваренных кусочков металла конструкция надежно удерживается на дне.

Этот якорь отлично послужит для небольших надувных лодок из ПВХ. Как правило – это складная конструкции, которая занимает минимум полезного пространства. Конструкция довольно легкая и при наличии ветра ее нужно утяжелять. Лапы якоря крепятся к своеобразному веретену, согнутому из проволоки. Расположение лап можно регулировать, передвигая их по этой проволоке.

Для изготовления подобной конструкции нужна форма в виде пирамиды. Как вариант, ее можно изготовить из листов железа. После этого, форма заливается расплавленным свинцом. Чтобы якорь можно было крепить, после заливки, в горячий еще свинец, вставляется отрезок проволоки. После того, как свинец застынет, проволока надежно укрепится в конструкции. Второй вариант позволяет обойтись без свинца. Он предусматривает крепление пластин различного размера, чтобы получилась пирамида. Достоинство такого способа заключается в том, что можно легко регулировать массу якоря, удаляя или прибавляя пластины. Это легко осуществить, если взять металлическую шпильку с резьбой, а в центре каждой пластины просверлить по отверстию. Вся конструкция может быть скреплена при помощи гайки. При этом, следует набрать платины так, чтобы самая маленькая оказалась внизу.

Сделать якорь своими руками – это несложно. Намного сложнее научиться его эксплуатировать. Если этого не сделать, то потерять его не составит большого труда, а изготавливать якорь для каждой рыбалки – это очень накладно. Поэтому, важно знать, как порыбачить так, чтобы не потерять якорь.

Как не утопить якорь

Каждый водоем характеризуется своим типом дна, который может быть разным на различных участках одного и того же водоема. Поэтому, трудно определить на твердом или илистом дне находится приспособление, если не попытаться его изучить. К сожалению, большинство рыболовов этого не делают. Чтобы не оставить якорь на дне водоема, нужно проделать следующее:

  • закрепить якорь к тренду;
  • обеспечить его буйком;
  • вытаскивать с помощью буйрепа.

Как правило, для нормального функционирования лодки ПВХ, достаточно одного якоря, тем более, при условии правильной эксплуатации. Главное, чтобы конструкция отличалась надежностью, а погодные условия благоприятствовали процессу рыбной ловли. Несмотря на это, лучше перестраховаться и брать с собой еще один якорь, как говорится, на всякий «пожарный» случай. При этом, очень важно учитывать характер дна водоема. Иногда приходится перемещаться от одного водоема к другому, где дно может быть совсем другим. Поэтому, лучше иметь два якоря: один должен предназначаться для твердого дна, а другой для илистого.

Заключение

Рыбалка – это увлекательное занятие, которое приносит человеку массу положительных эмоций, что способствует заряду бодрости и энергии. Но это бывает только при условии, когда рыболов продумал все до мелочей и взял с собой все необходимые принадлежности. Мало того, они должны быть качественными и соответствовать различным условиям ловли. Подобное определение относится и к лодочному якорю. Если это будет качественный и функциональный помощник, то кроме удовольствия, рыбалка не принесет негатива. Если элемент окажется некачественным, то процесс рыбалки может быть испорчен. Кроме огромной досады этот процесс ничего не вызовет.

Якорь по давности своего изобретения может, наверное, поспорить с колесом. Но разработка новых конструкций якорей не прекращается и по сей день. Интенсивные поиски нового ведутся особенно для маломерного флота. Выдержавшие испытания временем конструкции якорей для крупных судов по ряду причин не всегда оказываются пригодными для небольшого катера или мотолодки. Так, изобретатель одного из новых типов якорей Б. П. Митрохин из Горьковской области пишет: «В продаже имеется масса разнообразных якорей, ...магазины по сниженным ценам продают залежавшиеся якоря, а любители-судоводители, как правило, пользуются камнями, мешками с песком или якорями-самоделками. Причина - существующие якоря не способны удерживать надежно судно на одном месте...»

Добавим к сказанному, что этот основной недостаток обусловлен заниженной массой якорей или их неудачной конструкцией . Например, якоря, выпускавшиеся одесским заводом «Военохот», забирают далеко не во всяком грунте, легко выворачиваются из него.

Другая причина, побуждающая владельцев малых судов собственноручно взяться за разработку своей - это неудобства в хранении по-походному или в использовании стандартных якорей.

Рассматривая конструкции самодельных якорей, разработанных любителями , можно сделать вывод, что создатели их считают наиболее важными качествами своих изделий следующие:

Высокая надежность и держащая сила, измеряемая числом масс якоря;

Портативность и удобство хранения;

Способность легко освобождаться при зацепах за подводные препятствия.

В. А. Стерхов и А. А. Жданухин из г. Устинов разработали новую конструкцию якоря на основе . По их мнению, якорь В. А. Стрелецкого неудобен тем, что требует замены фиксирующей нити после каждого зацепа якоря на грунте. Авторы применили на своем якоре вместо разрушающейся чеки или разрывающейся нити пружинно-демпфирующее устройство. Оно, несмотря на кажущуюся сложность, действует надежно и безотказно.

Складной якорь-кошка конструкции В. А. Стерхова и А. А. Жданухина

увеличить, 1482х956, 153 КБ
а - якорь в рабочем состоянии; б - лапы сложены по-походному;
в - при освобождении от зацепа.
1 - нижняя втулка; 2 - веретено; 3 - пружина упора; 4 - толкатель; 5 - пружина толкателя;
6 - верхняя втулка; 7 - тяга якорного каната; 8 - подвижная втулка; 9 - стопорящий шарик;
10 - тяги лап; 11 - лапы; 12 - подвижный упор.

Якорь представляет собой четырехлапую кошку со складывающимися лапами. На трубчатом веретене 2 расположена подвижная втулка 8, шарнирно связанная через тяги 10 с лапами 11. Фиксация втулки 8 на веретене, а, следовательно, и лап происходит за счет шарика 9, расположенного в радиальном отверстии веретена. На внутренней поверхности втулки проточены две кольцевые канавки, верхняя из которых служит для фиксации втулки и лап в рабочем положении, а нижняя - в походном, сложенном.

Внутри веретена помещен толкатель 4, удерживаемый пружиной 5, и подвижный упор 12, подпружиненный пружиной 3. Якорный канат 7 закреплен за толкатель 4.

В походном положении, когда втулка 8 зафиксирована по нижней канавке шариком 9, лапы оказываются в сложенном положении - прижатыми к штоку. Для приведения лап в рабочее положение необходимо переместить вниз упор 12, сжимая пружину 3, и, повернув его в любую сторону вокруг своей оси на 90°, зафиксировать за счет профильного отверстия в нижней заглушке 1 и профильного выступа на упоре 12 (см. сечение А-А). При этом толкатель 4 под действием пружины 5 также переместится вниз и его верхняя кольцевая канавка установится против шарика 9. Затем необходимо потянуть за одну из лап в сторону раскрытия, тогда втулка 8 вытолкнет шарик в кольцевую канавку толкателя и тем самым втулка получит возможность при дальнейшем раздвижении лап перемещаться вниз по веретену. Затем упор 12 необходимо повернуть вокруг своей оси до исходного положения. Под действием пружины 5 толкатель 4 будет перемещаться вверх. Как только верхняя канавка втулки совместится с шариком, произойдет фиксация втулки и лап.

Для приведения якоря из рабочего положения в походное необходимо провести все операции в обратной последовательности, то есть зафиксировать упор 12 в нижнем положении, сложить лапы и возвратить упор в исходное состояние.

В случае застревания якоря в грунте, усилие подъема на якорном канате перемещает толкатель 4 в верхнее положение, преодолевая сопротивление пружины 5. При этом нижняя кольцевая канавка толкателя совместится с шариком, а втулка за счет усилия, удерживающего лапы в грунте, вытолкнет шарик. Втулка 8 переместится вниз по веретену, раскрывая лапы, и якорь освободится от зацепа.

Усилие освобождения застрявшего якоря, иначе говоря, максимальное усилие сжатия пружины 5, подбирается такой величины, которая превышает усилие, возникающее в якорном канате под воздействием ветра и волны на судно. Кстати, рывки якорного каната, вызванные волнением поверхности водоема, воспринимаются и гасятся пружинным демпфером в составе толкателя 4 и пружины 5, что предотвращает самопроизвольный срыв якоря с грунта.

На наш взгляд, конструкция очень интересная. Она не сложна в изготовлении и заслуживает внимания любителей. Некоторым недостатком ее считается то, что держащая сила якоря не может быть больше усилия сжатия пружины, которая со временем уменьшится из-за усталости металла. Но для небольшой лодки это не существенно.

Удобный при хранении и надежный в работе складной якорь-«кошку» предлагает В. И. Врублевский.


1 - веретено, 2 - лапа; 3 - нажимное кольцо; 4 - гайка; 5 - крестовина тренда.

К нижней части веретена 1, изготовляемого из стального прутка, приваривается или крепится на резьбе крестовина 5, к ушкам которой на пальцах крепятся четыре лапы 2. Нижние концы лап имеют выступы, которые служат для их фиксации в рабочем или сложенном по-походному положении. Фиксация осуществляется при помощи нажимного кольца, 3 и стопорной гайки 4. Отвинтив гайку и опустив вниз кольцо, лапы устанавливают в нужное положение, затем вновь втугую завинчивают гайку. Гайку желательно изготовить из нержавеющей стали или латуни и снабдить накаткой и лысками для облегчения ее отвинчивания.

Лапы можно изготовить из стального прутка, диаметр которого выбирается в зависимости от диаметра веретена, соотношение диаметров 3:5. Высота якоря Н и длина лап L должны находиться в соотношении H/L = 1,1-1,25.

Оригинально решил задачу освобождения якоря при зацепе за грунт Б. П. Митрохин из г. Павлов-на-Оке.


1 - лапы; 2 - веретено-скоба; 3 - ось вращения лап; 4 - гнездо для шарика;
5 - шаровой стопор; 6 - якорный канат; 7 - узел для крепления шара.

Веретено обычного якоря с поворотными лапами сделано в виде пружинящей скобы, имеющей в верхней части отверстия-гнезда для стопорящего шара, закрепленного на якорном канате. Сам канат крепится к якорю за ось вращения лап. Если усилие на канате превысит определенную и критическую величину, шар разжимает пластины веретена и выскакивает из отверстий. При этом усилие каната переносится на ось лап и легко освобождает якорь от зацепа.

На этот способ крепления каната к якорю Б. П. Митрохиным получено авторское свидетельство № 781106 от 27.12.72.

Компактная, удобная для хранения форма, повышенная держащая сила якоря, сочетающиеся с возможностью легкого его освобождения при зацепах, достигнуты Ф. П. Коноплевым из Казани в разработанной им конструкции на основе фотографии якоря «Акула», помещенной в «КиЯ» № 50.


увеличить, 1206х1038, 137 КБ
1 - рама 5х35; 2 - ось Ø10; 3 - лапы δ=10; 4 - кронштейны лап, Ø3; 5 - упорные шайбы δ=5;
6 - срезающий штифт Ø3; 7 - ограничитель поворота лап, Ø8; 8 - ось Ø10.

Устройство и принцип работы якоря хорошо видны из рисунка. Срезающий штифт на шайбе, ограничивающей отклонение лап на угол не более чем на 45°, изготовлен автором из гвоздя диаметром 3 мм. При зацепе якоря за препятствие на грунте, под действием прилагаемого усилия к якорному канату штифт срезается, освобождая лапы. Опытная эксплуатация подтвердила работоспособность и надежность выбранной конструкции. Хранить такой якорь можно в плоском парусиновом чехле.

Вариант легкоосвобождаемого шлюпочного якоря предлагает Ю. И. Никифоров из г. Гороховец.


увеличить, 1066х867, 106 КБ
1 - веретено; 2 - лапа; 3 - отбойная планка, δ=5, δ=3; 4 - ребро; 5 - ось Ø16/Ø 18;
6 - втулка; 7 - кольцо; 8 - бракета.

В его конструкции кольцо, за которое крепится канат, имеет возможность перемещаться по веретену в его трендовую часть - к оси лап. В таком положении лапы легко освобождаются из грунта, так как они выходят, не выворачивая грунт.

Принцип освобождения якоря Ю. Никифорова:
при зацепе (а), нормальное положение в грунте (б)

На приводимом чертеже указаны размеры двух типоразмеров якорей - массой 7,7 кг (в числителе) и 3,8 кг (в знаменателе). Веретено изготавливается из полосы 14х22 мм для большего и 12х16 мм для малого. Полосу можно заменить на пруток диаметром соответственно 14 и 12 мм. Концы полосы привариваются к втулке тренда. Важными деталями якоря являются отбойные планки 3, которые разворачивают лапы в нужное положение, когда он перемещается по грунту в начальный момент, и ограничитель поворота лап, приваренный к оси, диаметр которой 18 мм для большого и 16 мм для малого. Кольцо для крепления каната имеет несколько увеличенный диаметр я массу для лучшего его перемещения по веретену.

При пользовании легким якорем на сильном течении, на каменистом грунте полезно к кольцу присоединить отрезок цепи длиной 1,5-2 м, к концу которой крепить основной якорный канат.

Эскизы простого по конструкции якоря, представляющего собой модификацию судового якоря типа Данфорта, прислал в редакцию известный яхтенный капитан А. И. Суэцкий из Николаева.


увеличить, 1270х909, 115 КБ
1 - угольник 8х90х90; 2 - лапа; 3 - шток; 4 - дужка Ø10; 5 - стакан стальной Ø54/34, L=40;
6 - втулка бронзовая Ø34/20, L=34, запрессовать во втулку 5; 7 - штырь.

Как показала практика использования этого якоря на крейсерской яхте, он хорошо держит на большинстве грунтов. Особенностью является достаточно большой зазор между веретеном и внутренними кромками лап, благодаря чему исключается заклинивание лап отдельными камнями или галькой.

Подобные же модификации якоря Данфорта с успехом эксплуатируют и яхтсмены на Балтике. Достоинством их является большая держащая сила при малой массе.

Несмотря на то, что самодельных якорей с поворотными лапами сделано очень много, их обладатели часто жалуются на то, что они не всегда хорошо забирают, выворачиваются из грунта, плохо держат на мелкокаменистом грунте.

Чаще всего причиной этих недостатков являются неправильно выбранный угол отклонения лап, соотношения длины лап, их ширины и длины веретена. Подбор правильного соотношения всех элементов якоря - дело достаточно трудоемкое и кропотливое, требующее определенных знаний и опыта, а главное - проверки держащей силы на различных грунтах.

Как сделать плавучий якорь

Многие рыбаки изготавливают не только различные грузики, поплавки и приманки, но и делают добротные якоря для надувных лодок. Без сомнений, это намного лучше, так как, во-первых, вы экономите денежные средства, а во-вторых, будете уверены в надёжности приспособления.

Якоря для надувных лодок делаются различными способами. Наиболее популярный метод изготовления – это так называемый Курбатовский , предполагающий создание сварной конструкции. При наличии необходимых материалов и инструментов, вы получите в распоряжение простой, компактный якорь небольшого веса.

Требования к самодельному якорю

Главным требованиям к якорю является его способность удерживать судно при условиях воздействия волн, ветра и течения. Удерживающая сила же зависит от массы якоря.

Для определения необходимой массы лучше воспользоваться специальными таблицами или же провести вычисления с помощью формул, хотя можно ориентироваться и на стандартные правила. К примеру, якоря с весом в 5-6 кг способны удерживать лодки с водоизмещением в 450-550 кг .

В целом, вес якоря составляет примерно 1% от веса и 1% от длины водного судна. Но кроме характеристик лодки нужно учитывать также силу ветра и течения, наличие волн .

Важным моментом является и тип донного грунта, так как некоторые якоря подходят не для любой подводной почвы.

Изготовление простого разборного якоря

Для изготовления самодельного разборного якоря вам понадобится небольшая трубка из нержавейки : диаметр – 25 мм, длина – 270 мм. На её конец привариваем втулку с 25-мелиметровой резьбой М12.

Лапы делаются из полосок нержавеющей стали со следующими габаритами: длина – 260 мм, ширина – 40 мм, толщина – 4 мм. Края лап нужно обработать наждачной бумагой.

На одну из лап привариваются две полоски с целью предотвращения прокручивания лап в собранном положении якоря. Сами лапы надеваем на шток и закручиваем гайкой М12. Для того чтобы якорь можно было собрать без применения инструментов, на гайку привариваем кольцо. На другой стороне якоря же делается отверстие, в которое вставляется ещё одно кольцо (диаметр – 40 мм, толщина проволоки – 5 мм). Весить такой якорь будет 1,6 кг.

Чтобы повысить устойчивость лодки в условиях сильного ветра можно в шток якоря залить примерно 2 кг свинца .

Такой разборный якорь крепится к сидению при помощи специального шнура с карабином. Кольцо, которое было приварено к гайке, может использоваться для закрепления шнура при стоянке на каменистом дне с корягами. Когда шнур будет подцеплен к якорю за нижнее кольцо, процесс вытягивания якоря станет более легким.

Для изготовления якоря такого типа нужны:

  • кусочек металлического прута с длиной в 12 мм;
  • листовая часть (толщина 3 мм);
  • проволока (диаметр не меньше 8 мм).

Якорь будет обладать раздвоенным веретеном и одной лапой. Приблизительный вес – 2 кг.

Сначала делаем веретено из проволоки, к верхней части которого привариваем планку. Далее привязываем фиксирующие планки к штоку. Благодаря им будет разворачиваться лапа, обеспечивается надёжный зацеп за донный грунт. Концы веретена у штока следует приварить полоской металла, что нужно для поддержания единственной лапы в рабочем положении.

Для лодок ПВХ с длиной в 3-4 м отличным решением будет использование якоря-кошки. Проще всего изготавливается складной вариант, конструкция которого предусматривает закрепление лап при помощи шарниров внизу основы якоря. Положение лап якоря меняется при помощи специальной муфты, которая скользит по веретену и стопорит в верхнем или нижнем положении.

Чтобы не произошло обрыва, лапы закрепляем на штоке при помощи шплинтов, которые в случае застревания конструкции срезаются, позволяя лапам распрямиться и выйти из-под коряги или иного блокирующего объекта. Повысить компактность можно при помощи шарнирного крепления лап внизу штока, на который надевается плавающая муфта. Так вы сможете легко складывать лапы и приводить их обратно в рабочее положение.

Такой якорь-кошка особенно хорош при безветренной погоде. В случае сильных порывов ветра якорь следует дополнительно утяжелить.

Самодельный якорь для лодки пвх

Статьи по теме:

Рыболовные самоделки своими руками

Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки

Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли

Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки

Обзор алюминиевых лодок для рыбалки

Как выбрать катушку для спиннинга?

Электромоторы для надувных лодок(обзор)

Алюминиевые катера для рыбалки

Какую катушку выбрать для фидера - обзор характеристик

Характеристики и возможности фидерных удилищ

Как определить вес якоря и размеры якорного каната.

Нет смысла возить на легкой лодчонке тяжеленный адмиралтейский якорь, но будет еще хуже, если вы выйдете в открытое море на каютном катере с трехкилограммовой «кошкой». Ясно, что в первом случае будет напрасно занято полезное место, во втором - возможны самые печальные последствия.

Давайте лучше прикинем, какой же якорь действительно нужен судну, пользуясь приближенными формулами.

Вес якоря

W =(8÷10)(корень 3 степени из D 2 ) кгс,

D - водоизмещение судна, тс.

Калибр якорной цепи (диаметр стержня звена)

d =4,7(корень 3 степени из D ) мм.

Таблица 1 . Якоря и канаты для катеров и мотолодок

Диаметр каната из менее прочного, чем капроновый, сизальского троса должен быть увеличен примерно вдвое, из пенькового - втрое. Сравнительные данные растительных и капроновых тросов приведены в табл. 3 .

Не забудьте, что разрывная нагрузка якорного каната Должна быть в 40-50 раз больше веса якоря, указанного в табл. 1 и табл.2.


Сколько нужно якорей?

Этот вопрос встает обычно перед капитанами сравнительно крупных катеров и яхт, предназначенных для дальних плаваний,

Считается необходимым иметь на борту второй становой (он может быть на 20-30% легче основного) и небольшой (5 кгс) шлюпочный якорь или кошку. Желательно, чтобы каждый якорь был снабжен своим канатом.

Какой якорь лучше?

Однозначно на этот вопрос не ответить.


Адмиралтейский (рис. 20) по держащей силе раза в 3-4 уступает якорям, цепляющимся за дно не одной, а одновременно двумя лапами (например, якорю Холла), зато надежность стоянки меньше, зависит от характера грунта. Якорь Холла при натяжении каната нередко выворачивается из-за неоднородности грунта под обеими лапами, поэтому рискованно принимать его легче адмиралтейского.

Приобретая адмиралтейский якорь, убедитесь, что он правильно изготовлен: веретено и шток должны быть, по крайней мере, в 2,5 раза длиннее каждого рога. Как правило, якоря этого типа с более длинным веретеном обладают и лучшей держащей силой.

Обычная четырехлапая кошка с успехом используется на речных лодках и катерах; для повышения ее надежности рекомендуется закрепить дополнительный груз на веретене.

Для крупных катеров и яхт рекомендуется якорь Матросова (рис. 21) . Это - якорь с повышенной держащей силой. Якоря Матросова выпускаются (лит сварными) весом начиная с 5 кгс, что делает возможными их выбор практически для всех судов внутреннего плаЯ вания. Однако заметим, что для безопасности стоянки лучше все-таки иметь тяжелый адмиралтейский якорь, а не более легкий якорь повышенной держащей силы. Таблица


Шайба вместо чеки.


На стандартном адмиралтейском якоре шток фиксируется в рабочем положении разводной чекой. Это неудобно.

Вместо чеки можно применить стопорную шайбу с пазом (рис. 22) . На шток наваривается шип 1, который проходит через соответствующий ему прямоугольный паз на шайбе 2, свободно надетой на проходящую через веретено часть штока. Достаточно повернуть шайбу, сдвинув ее вплотную к веретену, - и шток будет зафиксирован. А чтобы шток не проворачивался, на нем делается второй такой же шип 3, входящий в соответствующий паз отверстия в веретене.

Самодельный сварной якорь Курбатова.


Сварной якорь (рис. 23) можно изготовить из проволоки диаметром 8 мм, отрезка 12-миллиметрового прутка и листовой стали толщиной 3 мм. Он напоминает известные якоря Данфорта и Матросова, но отличается от них тем, что имеет только одну лапу и раздвоенное веретено. Якорь указанных на чертеже размеров весит около 2,5 кгс и может быть использован на гребных и моторных лодках Миной до 5 м. Он хорошо держит на большинстве грунтов, но чтобы повысить его надежность на каменистых грунтах, где важен в первую очередь вес, рекомендуется иметь в запасе болванку весом 3-4 кгс, которая может быть надета на якорный конец и опущена вместе с якорем.

Веретено 1 изгибают из проволоки; в верхней его части вваривается планка 6. К штоку 3 (не требует никакой механической обработки) должны быть приварены фиксирующие шайбы 5 и планки 8, которые при падении якоря 1 на дно поворачивают лапу 2 и заставляют ее вонзиться в грунт. Шток для устойчивости якоря на грунте должен иметь длину не менее указанной на чертеже.

Концы веретена у штока соединяются полосой 4, которая одновременно ограничивает угол поворота лапы: планка 8 упирается в нее и удерживает лапу в рабочем положении. К лапе приваривается ребро 7.

Якорь «Трайдент».


В последние годы за рубежом находит применение однолапый якорь «Трайдент» (рис. 24) , по конструкции мало отличающийся от якоря Курбатова,

Лапа якоря «Трайдент» шире и имеет форму трезубца, поэтому он хорошо держит на мягком и рыхлом грунте (песок, ил, галька). На глинистом и каменистом грунте надо добавлять балласт. По всей ширине лапы сделан гребень, который поворачивает ее, когда якорь ползет по дну; благодаря повороту лапа и «вгрызается» в грунт. Одновременно гребень, упираясь в нижнюю полосу якорной обоймы, ограничивает поворот лапы до определенного угла (около 40°).

«Трайдент» весом 2 кгс (ширина лапы 235 мм) пригоден для лодок длиной 3-4 м, а при весе 7 кгс (ширина лапы 375 мм) - для малых катеров и мотолодок длиной до 6 м.

Три конструкции складной кошки.


Четырехлапые якоря-кошки, получившие распространение на речных лодках, неудобны для хранения на судне. Рекомендуем изготовить «складную» кошку одной из показанных на рис. 25 конструкций.

У самой простой (рис. 25, а) кошки нижняя часть веретена 1 имеет не круглое, а квадратное сечение 2. Соответствующей формы отверстие сделано во втулке верхней - подвижной пары лап. Чтобы все лапы оказались в одной плоскости, нужно поднять подвижную пару лап до круглого сечения веретена, затем, развернув их на 90°, снова опустить на место.

В другой конструкции (рис. 25, б) верхняя подвижная пара лап 4 фиксируется в рабочем положении благодаря вырезу во втулке 5. К веретену приварена шайба 7, в которую упирается пружина 3, удерживающая пару лап 4 в рабочем или сложенном положении.

Третья конструкция складного четырехлапого якоря (рис. 25, в) , получившая распространение за рубежом, 1 отличается тем, что все лапы 4 закреплены в нижней; части веретена 1 шарнирно. Муфта 6, скользящая по, веретену, стопорится в верхнем или нижнем положении и соответственно фиксирует лапы в сложенном вдоль веретена или рабочем состоянии.

Чтобы не потерять якорь.


При плавании по водохранилищам, засоренным корягами и затопленными деревьями, вероятность остаться; без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком (рис. 26) , не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10-15 м постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет - деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.

Часто, в качестве якоря, рыбаки используют мешки с песком, кирпичи и другие подобные вещи. Но эти приспособления не могут правильно зацепиться за дно, и лодка постоянно меняет свое положение. Как сделать его знают все опытные рыбаки. Изготовить его можно самостоятельно, причем много знаний и инструментов не потребуется. А в качестве составляющего можно использовать подручные материалы.

Чтобы лодка не перемещалась, особенно если течение на реке быстрое, рекомендуется использовать сразу два. Опытные рыбаки рекомендуют использовать два якоря: основной и дополнительный. Дополнительный будет использоваться при необходимости, но он будет поддерживать на нужном месте.

Виды якорей

Якорь может иметь много разновидностей. Например, вильчатый, Холла, Портера, адмиралтейский, грибовидный, плуг и так далее. В зависимости от места рыбалки и выбирается якорь. Все они имеют свои недостатки и преимущества.
Но для успешного использования необходимо грамотно подобрать вид, его массу и конечно учитывать особенности рыбалки.

Для начала нужно рассчитать вес. Это не трудно сделать самостоятельно. Как правило, к лодке до 600 кг. можно брать якоря в 5-6 кг. Обычно, вес его должен быть не менее одного процента от массы лодки. Для лодки весом в 400 кг. Можно брать его для лодки ПВХ массой 4 кг.

Выбор каната для якоря

Канат должен быть прочным и долговечным, ведь он должен находиться в воде.
Канат может быть синтетическим и натуральным. Канат крученого типа будет более надежным. А его толщина должна быть не менее 1 сантиметра. Длина каната зависит от глубины водоема. Но важно, чтобы длина превышала глубину не менее, чем в 5 раз. Это особенно важно при ловле на водоеме с сильным течением.

Якорь разборного типа

Такой самодельный якорь удобно использовать и транспортировать на место ловли.
Необходимые материалы:

  • Стальная трубка, длина 27 сантиметров, диаметр 2,5 сантиметра;
  • Гайка и втулка диаметром 2,5 сантиметра;
  • Кусок свинца массой 2 килограмма;
  • Две стальные полоски 260(40(4 миллиметра;
  • Две стальные полоски меньшего размера;
  • Два кольца из металла.

Изготовление: Сначала к концу трубки нужно приварить втулку. Большие полоски по краям необходимо обработать наждачной бумагой. Из них нужно сделать лапы. К одной из лап нужно приварить полоски поменьше. Это необходимо для предотвращения прокручивания якоря. К трубке прикрепить лапы и установить гайку. Рядом с гайкой нужно приварить кольца. Они необходимы для удобства доставания со дна и простоты сборки. Расплавленный свинец нужно залить в трубку.

Курбатовский способ изготовления якоря

Самодельные якоря для лодок, большинство любителей рыбалки, изготавливают именно таким способом. Они надежны и просты в изготовлении. Очень хорошо такой работает на водоемах, на дне которых много неровностей, камней, коряг и так далее. Необходимые материалы:

  1. Металлический прут.
  2. Полоски из стали толщиной 3 миллиметра.
  3. Проволока диаметром не больше 8 миллиметров.

Изготовление: Из проволоки необходимо соорудить веретено. На один конец конструкции необходимо приварить полоски. А к другому концу нужно прикрепить металлический прут. Вместо сварки можно использовать проволоку или прочную веревку. Помимо вышеперечисленных способов якорь для резиновой лодки может иметь конструкцию кошки и пирамиды.

Кошка используется при рыбалке с лодок длиной 3-4 метра. Он имеет складывающиеся лапы и их можно самостоятельно регулировать. Муфты могут передвигаться по всему стволу трубы. Можно утяжелить ее расплавленным свинцом. Но этот якорь, лучше всего, использовать на водоемах без течения и при штиле. Если водоем имеет течение или на улице сильный ветер, то грузило не будет держать лодку. Ее постоянно нужно будет передвигать и ставить на правильное место.

Пирамида может изготавливаться двумя способами, но окончательный вид походит на пирамиду. Самодельный якорь для лодки ПВХ применяется для различных лодок. А несомненным преимуществом этого вида конструкций является то, что его вес может изменяться в зависимости от условий рыбалки. Если нужно облегчить вес, то пластины просто снимаются с основной трубки.

Для изготовления якоря пирамиды понадобятся пластины из стали различного размера, металлический прут, кольца. На металлический прут поочередно нанизываются пластины. На основание прута нужно приварить кольцо. С другой стороны прута крепится гайка, чтобы ее можно было открутить и снять пластины. Эта простая конструкция хорошо работает на водоемах без течения или при небольшом течении.

Выбрать якорь для лодки можно и в магазине. Но они имеют существенные недостатки. Основным недостатком магазинных изделий является их высокая цена. Кроме того, готовый якорь нельзя будет подстроить под конкретную лодку. Если сделать его своими руками, то можно изменять его в соответствии с лодкой. Например, при использовании другой лодки можно изменить и якорь, просто приварить к нему утяжеление или воспользоваться расплавленным свинцом.

Метод изготовления якоря может быть весьма разнообразным, и каждый рыбак самостоятельно выбирает его, более подходящий для него. Подобрать его в магазине значительно проще, но при эксплуатации могут выявиться нежелательные проблемы, а якорь уже куплен. Выбор якоря может зависеть от массы лодки, скорости течения, глубины водоема и рельефа его дна. Только на практике можно правильно определиться с конструкцией и сделать его надежным.