Сочетание цветов в дизайне интерьера. Цветовое решение в интерьере спальной комнаты


Цель любого ремонта в квартире – сделать ее наиболее комфортной и уютной. Чтобы этого достичь, следует обратить внимание на самые важные аспекты. Одним из них является удачно подобранная цветовая гамма. Хорошо подобранные тона могут полностью изменить вид помещения Вам в пользу. И наоборот, небрежно подобранная гамма может испортить внешний вид самой дорогой и современно обустроенной квартиры. Поэтому особо важно научиться правильно подбирать сочетания цветов в интерьере.

Сочетание цветов в интерьере

Цветовой круг

С древних времен символике красок уделялось особое внимание. В некоторых мировых цивилизациях даже существовал культ красок, что говорит о влиянии этого качества на наш организм на психологическом и даже физическом уровне. Современные психологи и дизайнеры также поддерживают теорию о психологии красок.

Пастельные тона помогают создать ощущение уюта, состояние расслабленности и теплое настроение. К ним относится персиковый, бледно-оранжевый, мягкий желтый, бежевый. Оранжевый – символизирует жизнерадостность, так же, как и красный, помогает концентрации внимания и поднятию настроения. Холодные оттенки, такие как синий, помогают поднять продуктивность работы, и улучшить внимательность.

Влияние цвета на психику и здоровье

Проведя множество экспериментов, психологи выяснили, что цвет способен влиять на наше психосоматическое и даже физическое состояние. Определенный фон комнаты может увеличить продуктивность работы, способствовать быстрому восстановлению сил и даже выздоровлению.

Наши предки издавна определили, что ношение красной одежды помогает скорее выздороветь. Это передавалось в качестве легенды. Однако, в современном мире влияние было подтверждено опытными специалистами в области психологии. И даже существует цветотерапия для лечения различных психосоматических заболеваний, которая использовалась еще в Древнем Египте.

Владея данными знаниями, следует внимательно отнестись к выбору палитры в разных помещениях квартиры.

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Сочетание цветов в интерьере

Интерьер квартиры с необычным сочетанием цветов

Цветовой круг

Сочетания цветов в разных помещениях

У каждой комнаты в квартире свое предназначение. Так как мы уже выяснили, что расцветка способна влиять на человека на различных уровнях организации, нужно выбрать основной фон для помещения в соответствии с его функциями. Мастер должен привести к максимальной гармонии оттенков, чтобы в гостиной было уютно отдыхать, или комфортно работать.

Также следует учитывать собственные предпочтения в подборе обоев или мебели. Оформление квартиры должно отражать сущность владельца, и в то же время, выдержано в соответствии с психологией цвета, функциональностью и дизайном.

Спальня

Эту комнату можно считать святыней, в нее не приглашают гостей, и здесь не работают. Она создана для отдыха и расслабления. Поэтому человек должен чувствовать себя здесь комфортно и уютно. Спальня – это полное отображение «я» владельца, и может совмещать все его прихоти.

Наилучшим решением для спальни считаются теплые пастельные тона: персиковый, желтый, бледно-оранжевый с коричневым, зеленым серым. Также подходят все оттенки фиолетового. Сочетается он лучше всего с белым и черным.

Однако спальне свойственно вмещать любые идеи хозяина. И она может быть красной (что считается не наилучшим решением для спальни в целом), или выдержана в черно-белых тонах.

Это интересно!

В Норвегии красный считается наилучшим для интерьера спальни или гостиной.

Сочетания цветов в дизайне квартиры

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Сочетание цветов в интерьере

Цветовой круг

Кухня

Сочетание цветов в обустройстве кухни позволяет охватить все краски. В этом случае нужно обратить внимание на их совместимость. Считается, что для кухни неприемлемы холодные тона, так как они отбивают аппетит. Решать вам.

Вот несколько советов по выбору оттенков для данной комнаты:

· если используете светлую основу – выбирайте поверхность кухонного гарнитура, с которой будет легко снять загрязнения;

· лучше подберите нейтральные краски (зеленый, коричневый, красный);

· кухонная палитра должны быть умеренной яркости;

· не используйте более 3-х контрастов в пределах одного помещения.

Лучшим решением для кухни считается зеленый с коричневым – благоприятно влияет на аппетит, и создает ощущение уюта. Также хорошо подходит бордовый, красный, оранжевый, которые сочетаются с черным, белым, бежевым.

Гостиная

Выбор палитры для гостиной зависит от того, какой Вы ее хотите представить. Бордовый, белый, черный, в сочетании друг с другом или с золотым придадут ей аристократичный вид и официальность. Массивный стол черного цвета особенно добавит плюс в эту обстановку.

Если же гостиная предназначена для уютных посиделок, лучше подбирать комплекс теплых оттенков. Отлично подойдут желтый, коричневый, черный, оранжевый. Отличным решение является комбинирование бежевого, персикового и коричневого. Несмотря на то, что коричневый считается несколько депрессивным, в комбинации с теплыми оттенками он придаст комнате особого уюта.

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Светлый дизайн комнаты в сочетании цветов

Цветовой круг

Детская

Выбирая палитру для детской нужно учитывать возраст ребенка. Если это комната ребенка в возрасте 1-5 лет, следует отказаться от светлого фона, так как есть риск того, что все стены и мебель будут исписаны и разрисованы руками малыша. В этом случае подойдут яркие оттенки: зеленый в сочетании с оранжевым, желтым, коричневым, черным.

Спальню девочки можно сделать в теплых тонах. Хороший вариант – использование розового с серым, белым или бордовым. Также можно взять за основу бежевый и комбинировать его с розовым, салатным, светло-зеленым или фиолетовым.

Также для детской более взрослого ребенка подойдет светлая основа. Идеальным решением является сочетания голубого с белым, фиолетовым или серым. Такая комната будет очень светлой и нежной, а также визуально расширит пространство.

Рабочий кабинет

Если вы делаете ремонт в рабочем кабинете дома, или в офисе, также обратите внимание на подбор палитры. Для данного помещения подходят холодные тона. Это могут быть темные цвета: синий в сочетании с красным, серым или бордовым. Отлично будет смотреться кабинет в темно-коричневых красках в комбинации с черным. Это помещение можно сделать и в светлых оттенках, главное, чтоб они относились к холодным. Универсальным решением является черно-белое оформление кабинета.

Лоджия

В последнее время становится популярным использование лоджии в качестве функционального помещения. Ее можно стилизовать под рабочий кабинет, место для отдыха или пространство для творчества.

В этом случае все зависит от функций помещения. Для творческого пространства можно комбинировать все краски радуги в соответствии с гармоничным сочетанием цветов, которое мы рассмотрим ниже.

Для создания уютного уголка подойдут теплые тона (бежевый, персиковый) в комплексе с черным и коричневым. Также отлично будут смотреться зеленый с белым; розовый, фиолетовый, голубой в использовании с белым придаст лоджии свежести.

Учимся подбирать цвета

Для того чтобы правильно ориентироваться в палитре, мы предлагаем рассмотреть таблицу сочетаемости красок в интерьере и цветовой круг.

Но лучшим помощником будет собственный опыт: пробуйте комбинировать пробники обоев различного окраса, берите цветную бумагу и выбирайте понравившееся Вам сочетание, после чего переносите эти образы в интерьер. Также обращайте внимание на обустройство кухни ваших друзей или в каталоге. Это поможет создать уникальный дизайн, и развить ваш эстетический вкус.

Сочетание цветов в интерьере

Интерьер квартиры с необычным сочетанием цветов

Сочетания цветов в дизайне квартиры

Современный дизайн квартиры с правильным сочетанием цветов

Цветовой круг

Цветовой круг

Помимо таблицы сочетаемости существует цветовой круг, который поможет четко разобраться в том, какие оттенки наиболее совместимы, и что такое теплые и холодные тона.

В данной схеме краски разделены на две позиции: слева представлены холодные тона, справа – теплые. Круг построен на трех основных цветах, которые находятся в центре – они относятся к первому порядку, так как составляют основу всех остальных, поэтому находятся в центре круга.

Эта техника поможет выбрать наиболее приемлемые комбинации в соответствии с гармоничным подходом в создании интерьера.

Вывод. Сочетание цветов в интерьере является важным аспектом любого ремонта. Правильно подобранный оттенок может поднять настроение, улучшить продуктивность работы, создать ощущение уюта и расслабленности. Также краски в дизайне комнаты могут влиять на здоровье человека, который постоянно там находится. Следуя представленным советам, вы сможете выбрать наиболее подходящее для вас цветовое решение.

Видео: Правила сочетания цветов в интерьере

Цветовое решение Вашего дома – один из важнейших элементов интерьера. Цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах убранства. На выбор цвета влияет психическое и эмоциональное состояние жильцов, их образ жизни и ожидания относительно своей квартиры. Человек может воспринимать свой дом, как место расслабления, уединения и покоя, может искать в нем вдохновение или же мощный заряд энергии, которого хватало бы на целый рабочий день.

Помимо этого при выборе основного цвета, как правило, это цвет стен, следует иметь в виду взаимосвязь цвета с размером помещения, его назначением и функциональной нагрузкой, а так же учитывать остальные элементы интерьера, такие как цвет пола, мебели, текстиля и аксессуаров.

Для начала, рассмотрим основные помещения в квартире с точки зрения их функциональности и определим наиболее удачные цветовые решения интерьера.

Гостиная

Гостиная в “густонаселенной” квартире, является местом постоянного пребывания всех членов семьи с целью отдыха, поэтому цветовое решение ее должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению – здесь могут быть использованы золотистые, желто-зеленые, серо-голубые, серо-зеленые и другие теплые и холодные цвета малой и средней насыщенности. В малонаселенных же квартирах и больших усадебных домах, гостиная используется относительно редко – главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому она может решаться в насыщенных тонах, способствующих приподнятому праздничному настроению (например, пурпурном, синем, фиолетовом или охре).

Кухня

Кухню традиционно решают в светлых тонах, что дает возможность поддерживать ее в надлежащем санитарном состоянии. Наиболее желательными для кухни цветами стен являются разбеленный голубой или сине-зеленый, создающие впечатление прохлады, простора и чистоты.

В небольших квартирах, где кухня служит одновременно и столовой, можно применять и более насыщенные оттенки, причем цвет некоторых элементов может быть весьма интенсивным. При этом светлое кухонное оборудование красиво выделяется на темном фоне и кухня выглядит нарядной.

В кухне будут уместны все «съедобные» цвета, которые вызывают положительные ассоциации. Но помните, что сочетания желтого и оранжевого с красным отлично стимулируют аппетит и могут быть причиной переедания. Если хотите держать вес под контролем, используйте в интерьере кухни зеленый, салатный, мятный или фисташковый цвета, а модные шафрановые аксессуары добавят теплоты и уюта.

В квартирах – студиях кухня является частью жилого пространства и должна быть более строгой и формальной, в данном случае, чем зона кухни будет нейтральней, тем лучше. Контрастные решения оставьте для зоны отдыха.

Спальня

Спальня, как правило, это место отдыха и релаксации. Основная задача – создать атмосферу полного спокойствия. Ей отвечают теплые спокойные, достаточно разбеленные желтые и голубые тона. Если в спальне размещено еще и рабочее место (комната школьника или студента), то рекомендуются светлые серо-зеленые, серо-голубые и другие нейтральные цвета, способствующие сосредоточенному умственному труду.

В супружеской спальне непременно должно найтись место для романтики и страсти. Окраска всех стен в красный цвет – не самый удачный вариант, а вот украсить стену за изголовьем кровати, хороший выход из положения. Дело в том, что лежа в кровати, эту часть комнаты практически не видно, и она не будет мешать засыпанию, но зато вне кровати эта стена будет притягивать взгляд и настраивать на романтический лад. Можно за изголовьем кровати наклеить обои с интенсивным, но не раздражающем рисунком, разместить яркую картину или постер, выкрасить эту стену в более насыщенный оттенок нежели основной цвет стен (сочетание песочного цвета и шоколадных оттенков), или наоборот выбрать контрастный цвет (приглушенный бордовый или сиреневый, разбеленный розовый, золотистый оранжевый). Выбранный для изголовья цвет можно поддержать в аксессуарах и текстиле, но в более спокойных оттенках.

Спальня для людей преклонного возраста должна быть решена в спокойных тонах, без резких контрастов. В этой комнате люди находятся длительное время, поэтому ее колорит должен способствовать спокойствию и уюту.

Детская

Комната для детей должна создавать радостную атмосферу, стимулирующую их жизнедеятельность. Однако, несмотря на тягу детей к ярким насыщенным цветам, их применение в детской комнате должно быть умеренным, так как установлено, что эти цвета при длительном воздействии на ребенка сильно действуют на психику и утомляют. Рекомендуется окрашивать детскую в спокойные приглушенные тона (белые, разбеленные зеленые, охристые, голубые, серые), а в интерьер включать яркие коврики, покрывала, обивку мебели, дверки шкафов и др.

По мере роста ребенка следует уменьшать количество ярких деталей, поскольку мозг ребенка уже не так сильно нуждается во внешней стимуляции и требует все больше спокойствия для переработки информации и осмысления увиденного и пережитого за день. И не забывайте, что комната малыша должна «расти» вместе с ним и отвечать потребностям маленького жильца.

Кабинет

В кабинете сосредоточенному умственному труду способствуют спокойные коричневые, бежевые, зеленые и серые цвета.

Прихожая

Прихожая и коридоры это, как правило, помещения ограниченных размеров, где не хватает дневного света. Для зрительной корректировки этих недостатков их стены решаются в светлых тонах, создающих некоторую иллюзию более обширного помещения.

Светлые обои с горизонтальными полосами применяют для зрительного удлинения пространства. Вертикальный рисунок создает впечатление более высокого помещения.

Санузел

Очень важное помещение в любой квартире. Здесь мы начинаем новый день, здесь же мы готовимся ко сну и очень важно понять, какую смысловую нагрузку будет нести это помещение в нашей жизни. Если вам трудно просыпаться и по утрам вы чувствуете себя разбитым, не бойтесь использовать в санузле яркие и жизнерадостные цвета. Оранжевый и салатный подарят вам заряд бодрости и помогут настроиться на рабочий день.

Если же вам наоборот трудно засыпать, ванна должна стать местом релаксации и покоя. Уместны будут сочетания бежевого и кофе с молоком, оттенки песочного и шоколадного цветов, все приглушенные оттенки теплых цветов.

Санитарный узел обычно имеет незначительные размеры, поэтому для создания впечатления несколько большего простора его стены окрашивают (или облицовывают) чистыми, очень разбеленными красками, а вот определенное настроение создается уже декором и аксессуарами.

Приступая к ремонту в квартире, хозяева тщательно продумывают каждую деталь будущего интерьера. Не последнюю роль в оформлении помещения играет цветовая гамма.
От того, насколько верно будут подобраны оттенки, зависит целостность и индивидуальность образа жилого пространства, его неповторимый стиль и даже эмоциональный фон, создаваемый общим цветовым обликом квартиры.

Инструкция

1. Известно, что цвет может по-разному влиять на психологическое состояние человека. Теплые оттенки поднимают настроение, дарят позитивные эмоции, способствуют возникновению чувства радости, счастья и безмятежности. Холодные оттенки могут вызывать необъяснимое беспокойство, дискомфорт в некоторых случаях даже привести к депрессии. Однако правильно подобранные оттенки холодного способны внести в обстановку ощущение спокойствия и расслабленности.
2. Кроме создания соответствующего настроения, цвета способны зрительно корректировать размеры пространства, расширять или сокращать, делать потолки выше или ниже, изменять одно и то же помещение до неузнаваемости.
3. Какими общими правилами в подборе цветов следует руководствоваться, чтобы интерьер квартиры производил самое положительное впечатление? Разумеется, каждый человек имеет собственные предпочтения в выборе цветовой гаммы, от которых и следует, прежде всего, отталкиваться.
Но помимо этого, существует масса готовых примеров, разработанных профессиональными дизайнерами, советы которых также стоит взять на вооружение. Так, специалистами выделяется 7 основных цветов, применяемых для создания стиля интерьера. Это красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, оранжевый, голубой и различные комбинации их оттенков.
4. Красный цвет имеет богатую палитру, от бледно-розового до пурпурного. Цвет богатства, роскоши, наиболее подходящий для оформления гостиной, места, где семья проводит самую активную часть дня. Прекрасно смотрится в элементах декора, например, в холле. Следует помнить, что его избыток может утомлять и раздражать, и, напротив, умеренное дозированное употребление положительно скажется на бодрости духа и придаст энергичности. Визуально делает помещение меньше и ниже.


5. Желтый, оранжевый чудесно подойдет для детской. Яркие, веселые и позитивные оттенки этого цвета особенно понравятся детям и послужат напоминанием о летних солнечных деньках. Способствуют поднятию настроения и ощущению благополучия. Оранжевый визуально увеличивает предметы, но не пространство. Также уместно использовать эти краски в кухонном помещении.


6. Синий, голубой идеально подходит для ванной комнаты. Цвет морских просторов, спокойный и умиротворяющий, может применяться и в оформлении спальни. Вызывает ассоциации с небом, воздухом, водой, свежестью и прохладой. Синий оттенок создает ощущение глубины и высоты, что дает возможность с успехом применять его для зрительного увеличения помещения.

7. Зеленый особенно хорошо смотрится в кабинете, т.к. имеет способность настраивать на спокойный сосредоточенный лад. Этот оттенок также ассоциируется с защищенностью, релаксом и умиротворением, может использоваться в интерьере спальни и мест для отдыха. Вообще, это универсальный цвет практически для любого помещения в доме и удачное решение для маленьких квартир.


8. Фиолетовый цвет, стильный и необычный, следует выбирать с особой осторожностью. При правильном использовании он сделает интерьер любого помещения в квартире элегантным и запоминающимся.

Цвета в интерьере квартиры

Цветовая гамма играет главную роль в восприятии человеком помещения. Что же нужно принимать во внимание, выбирая цвет интерьера? Во многом этот выбор обусловлен назначением помещения.

Цвета в интерьере гостиной

Атмосфера гостиной должна быть уютной и располагающей к общению, ведь именно здесь мы отдыхаем вечерами, общаемся с домочадцами и принимаем гостей.
Небольшую гостиную лучше выдержать в светлых тонах. Добавление нескольких контрастных акцентов - элементов декора и отдельных предметов мебели - значительно оживит интерьер комнаты. Оформление более просторной гостиной можно построить на игре контрастов, выбрав 2-3 гармонично сочетающихся цвета. Приверженцы минимализма и стиля хай-тек смело могут использовать в дизайне интерьера гостиной и достаточно темные оттенки.

Цвета в интерьере спальни

В спальне должны царить покой и умиротворение, поэтому здесь лучше избегать чересчур темных и насыщенных цветов. Хорошим выбором для спальни станут мягкие оттенки зеленого и голубого - такая комната будет располагать к полноценному отдыху. Нередко в домах типовой застройки спальни бывают узкими и вытянутыми. Скорректировать этот недостаток и визуально расширить пространство поможет интерьер, выдержанный в прохладных тонах.

Цвета в интерьере кухни

Кухня - особое местом в доме, именно тут хочется ощутить уют и тепло домашнего очага. Добиться этого можно, используя в дизайне интерьера разные оттенки одной цветовой гаммы. Границы небольшой типовой кухни можно «раздвинуть», оформив ее в пастельных тонах. Холодные цвета в интерьере также неплохо справятся с этой задачей. А просторная кухня станет более уютной, если выдержать ее в натуральных, природных тонах.

Цвета в интерьере прихожей

Квартира начинается именно с прихожей, поэтому важно, чтобы это помещение было гармонично оформлено. При выборе цветового решения прихожей нужно учитывать ее размер, форму и освещенность. Здесь уместна и классика с преобладанием оттенков бежевого и коричневого, и более яркие цвета, в зависимости от вашего предпочтения.


В вопросе выбора цветовой отделки любой комнаты важную роль играет ее расположение относительно сторон света. В комнатах с окнами на запад и север бывает не всегда достаточно света, но теплые цвета интерьера способны это исправить. А помещение, ориентированное на юг или восток, можно немного «остудить», применив в его оформлении холодные оттенки. Нужно учитывать и психологию восприятия цвета человеком. Известно, что некоторые цвета, например красный или фиолетовый, возбуждают нервную систему, а такие, как зеленый и синий - успокаивают.
Итак, к вопросу выбора цвета в интерьере нужно подходить комплексно, ведь правильное цветовое оформление комнаты поможет создать в ней необходимую атмосферу и сгладить небольшие недостатки проектирования.

Цветовое решение интерьера не менее важная деталь, чем выбор стиля и материалов для отделки. Цвета способны преображать помещение до неузнаваемости, от правильного подбора гаммы зависит не только гармония убранства, но и настроение находящихся в помещении людей. При подборе оттенков необходимо учитывать назначение комнаты и даже расположение окон - количество солнечного света сильно влияет на восприятие тона.

Цветовое решение дизайна комнаты

Комбинирование белого и синего цвета в интерьере

В глобальном плане весь спектр делится на две большие части - теплую и холодную.

  • К теплым относят красный, оранжевый, желтый, фиолетовый с преобладающим красным, а также все производные. Некоторые разновидности зеленого тоже относятся к летней половине спектра, понять это легко по наличию примеси желтого. В местах, где мало естественного освещения, выбирайте отделку и аксессуары в теплом спектре.
  • Холодными считаются все виды синего и голубого, бирюзового, сиреневого и пр. При этом холодную группу лучше всего использовать в интерьерах комнат, выходящих окнами на юг. В них всегда много света, а летом прохладные краски способны освежить дизайн. А вот для северных помещений не нужно подбирать синий или голубой в качестве отделки, тем более в сочетании с белоснежным. Такая комбинация будет выглядеть безжизненно.

Также важно знать и о визуальных эффектах. Предметы, окрашенные в летней гамме, визуально кажутся ближе в отличие от объектов прохладного спектра.

Интерьере спальни в черно белом цвете

Спальня в белом цвете

Возможные комбинации

Цветовое решение интерьера можно подбирать на контрасте или наоборот обойтись более спокойным, нюансным. В первом случае преобладают оттенки, гармонично сочетающиеся, но находящиеся при этом на противоположных концах спектра, например, розовый и бирюзовый, красный с зеленым и пр. При нюансном сочетании подбираются цвета из одной группы, например, несколько видов зеленого.

Выбранные сочетания способны влиять на восприятие пространства. Контрастные, особенно черный и белый, зрительно сделают помещение меньше, поэтому уместны только для больших площадей. При этом нет необходимости выбирать много цветов, для фона достаточно двух или трех. Чересчур яркое и пестрое сочетание быстро утомит зрение.

Дизайн комнаты в светлых тонах

Использование оттенков в дизайне

При выборе цветовой гаммы необходимо ориентироваться также на психологию - известно, что разные сочетания способны влиять на настроение. Какое влияние может оказывать разная расцветка.

Красный

Первые ассоциации, приходящие на ум, это энергичность, страсть, агрессия, сила, огонь. Алый очень сильный эмоционально, в больших количествах он не уместен. Лучше всего использовать его в качестве акцентов - в аксессуарах. Красный хорош, когда подразумевается активное времяпрепровождение. Это отличный выбор для гостиной, но в зоне отдыха и детских он противопоказан. Из всех стилей алый наиболее хорош для авангарда, но даже в этом случае он практически не используется в качестве основного. Не рекомендуется совмещать с оранжевым.

Светлый дизайн комнаты

Темные тона в интерьере гостиной

Желтый

Ассоциируется с летом, солнечными днями, радостью. Удачнее всего сочетается с изумрудным, неплохо смотрится с сиреневым, серым, голубым, белоснежным. А вот с алым или морковным его следует использовать крайне осторожно, такой тандем излишне ярок и активен. Золотистые разновидности желтого подходят для любого стиля, однако стоит с осторожностью применять его чистую разновидность, яркость будет напрягать зрение. В жилых домах и квартирах лучше выбирать более мягкие варианты - золотистый, охру.

Зеленый

Символизирует здоровье, жизнь, весну, природу как таковую. Имеет множество разновидностей, каждая из которых обладает своими особенностями. Наиболее известные — это салатный (зеленый с явной примесью желтого), изумрудный и аквамарин. Салатный более всего ассоциируется с легкостью, ранней весной и беспечной радостью. Этот нежный оттенок подходит для большинства стилей, но и в этом случае стоит избегать слишком насыщенных разновидностей.

Цветовые решения в интерьере гостиной

Светлый дизайн спальни

Изумрудный

Красивый насыщенный тон, спокойный и умиротворяющий. Благодаря этим свойствам хорошо подходит для зон, предназначенных для работы или отдыха - домашнего кабинета, библиотеки, спальни. Хорош практически для всех стилей.

Аквамарин

Он ближе к синему спектру, напоминает о море и прохладном ветре. Из-за явной примеси синевы может вызывать сонливое настроение, поэтому его нужно использовать очень осторожно в кабинете или зале. А вот спальня идеальное место для сине-зеленого.

Комбинирование салатового и фиолетового цвета в интерьере кухни

Синий и голубой

Спокойная палитра, в первую очередь, вызывающая ассоциации с небом и морем. Сине-голубая расцветка подходит для зоны отдыха и детской. Хорошо сочетается с белым, янтарным, медовым, золотым, оранжевым, изумрудным, серым.

Коричневый

Является символом земли и деревьев, считается нейтральным, сочетаясь практически со всем. Светло-коричневый и бежевый являются отличным фоном для любого декора. Не стоит перебарщивать - такую основу необходимо разбавлять более насыщенными тонами, в противном случае он рискует стать однообразным, особенно это касается бежевого.

Бежевый цвет в интерьере

Светлый дизайн комнаты

Фиолетовый

Создает мистическую атмосферу, но крайне не рекомендуется для квартир из-за того, что вызывает депрессивные настроения. Фиолетовый необходимо подбирать очень осторожно и лишь в небольших количествах.

Сиреневый

Более мягкий вариант, однако, и им не стоит увлекаться слишком сильно. Сиреневый хорош для спален, но в зале, детской или на кухне его стоит использовать с осторожностью.

Розовый

Легкий и нежный, но некоторые его разновидности, например фуксия, могут быть очень агрессивными. Ярко-розовый можно выбрать для гостиной, а вот для зоны отдыха и детских подходят пастельные разновидности. Совмещать с оранжевым крайне не рекомендуется, получившийся тандем слишком яркий и психоделический.

Комбинирование белого и красного в интерьере

Бежевый цвет в интерьере гостиной

Черный и белый

Самый универсальный и в то же время спорный дуэт. И черный, и белоснежный, сочетаются с любыми оттенками, но применяются только как дополнительные. Черный в виде основного слишком мрачный и депрессивный, а белый превратит жилище в больничную палату. Также можно использовать их одновременно, но это очень рискованный шаг. Следует следить за пропорциями и не допускать соотношения 50/50, оно смотрится чересчур резко.

Важно понимать, что ассоциации сугубо индивидуальны. Кого-то обилие сиреневого вгоняет в тоску, а кому-то наоборот придется по душе. Подбирая цветовое решение интерьера, правильным будет основываться не только на общепринятых правилах комбинирования, но и на собственном вкусе и восприятии.

Спальня в ярких тонах

Зависимость от стороны света

Как уже приводилось выше, выбор комбинаций зависит также от стороны света, на которую выходят окна. Причина в количестве естественного освещения, иначе говоря, инсоляции. Это сильно сказывается на физическом и душевном состоянии. Темные и мрачные квартиры, куда практически не попадают солнечные лучи, вызывают дискомфорт, усталость, сонливость, они выходят окнами на запад и север, это необходимо учитывать при выборе цветовой гаммы.

На северной стороне уместен янтарный, медовый, рыжий, персиковый, золотисто-бежевый. Эти краски ассоциируются теплом, которого так не хватает особенно в зимнее время. Бирюзовый, мятный, лиловый, серый, индиго, синий и белый не лучший выбор, поскольку зрительно сделают интерьер еще прохладнее.

Восточные помещения всегда хорошо освещены, особенно в первой половине дня. В дизайне можно применять и теплую, и холодную расцветку, однако важно избегать бледных пастельных оттенков. Из-за того, что вечером солнца на восточной стороне нет, они будут выглядеть блекло и грязно, приобретая сероватый вид.

Интерьер спальни в голубых тонах

Спальня в темных тонах

С южной стороны всегда много солнца даже в зимний период. Здесь всегда теплее и жарче, поэтому холодный спектр может стать настоящим спасением. Бирюза, аквамарин, мятный в разных пропорциях способны создать ощущение прохлады. При этом, если в восточных квартирах уместнее насыщенные тона, то в южных наоборот старайтесь подбирать для отделки пастельные варианты.

Для квартир, в которых окна выходят на запад, подходят теплые краски. Поскольку на западе мало света в течение дня, необходимо избегать темных расцветок, а также розового и сиреневого - они покажутся серыми и блеклыми в отсутствие солнца. В крайнем случае, при использовании такой отделки позаботьтесь о качественном искусственном освещении. Для отделки на западной стороне нужно с большой осторожностью выбирать расцветку, поскольку малейший просчет способен превратить красивый дизайн в серый и блеклый.

Светлый интерьер комнаты

Салатовый цвет в интерьере кухни

Зона отдыха

Поскольку это пространство предназначено для сна и дневного отдыха, цветовое решение интерьера должно соответствовать поставленной задаче. Лучше всего выбирать спокойные краски, как теплые, так и холодные. Слишком ярким тонам, а также черному и пурпурному, тут не место даже в качестве аксессуаров. Обязательно уделяйте внимание и освещенности. На северной или западной стороне уместнее теплая расцветка, в то время как на южной прохладная.

С помощью цвета можно не только корректировать недостатки освещения, но и немного изменить визуальное восприятие. Светлые сочетания зрительно расширяют комнату, а темные и насыщенные делают ее меньше. Тот же эффект от контрастной отделки и мебели.

Светлые тона в интерьере комнаты

Убранство кухни

В первую очередь важно понять, какая функция помимо приготовления пищи возложена на эту комнату. Как часто вы заходите на кухню, готовите дома, зовете гостей? Совмещена ли кухня с залом или является изолированной? Большая она или маленькая? От ответов на эти вопросы и зависит дальнейший дизайн кухни.

В малогабаритных кухнях предпочтительно применять светлые комбинации - ваниль, молочный, бежевый, светло-серый, мятный, нежно-розовый и пр. А вот в больших комнатах и тем более квартирах студиях можно использовать более яркие и контрастные варианты. Если кухонная зона совмещена с гостиной, она может контрастировать с ней, либо гармонировать. Контраст удобен, если нужно визуально разграничить кухонное пространство и гостиную.

Комбинирование цветов в интерьере спальни

Интерьере комнаты в черно белом цвете

Оформление зала

Чаще всего это помещение, в котором проводится много времени каждый день. Здесь собирается семья по вечерам, здесь же устраиваются посиделки с друзьями и семейные ужины. По этой причине к подбору палитры нужно подходить с наибольшей серьезностью.

  1. В просторных комнатах можно смело воплощать любые комбинации. В таком помещении может быть и больше 3 цветов, большее количество сложнее комбинировать друг с другом.
  2. Использование темной цветовой гаммы уместно для хай-тека или минимализма, а вот в классических интерьерах куда гармоничнее смотрится светлая расцветка.
  3. Если в качестве основы выбраны светлые сочетания, ее обязательно нужно разбавить яркими деталями, чтобы освежить убранство. Это может быть мебель, например, морковный диван на фоне бежевых стен, или аксессуары - шторы, вазы, фото и картины, диванные подушки, покрывала и пр.

Оформление прихожей

Коридор место, лишенное окон, поэтому палитра здесь сильно ограничена. Прихожая также редко отличается впечатляющими размерами, поэтому белый или бежевый наиболее уместны. При желании можно выбрать лазурный, зеленый или желтый, но тогда электрическое освещение должно быть безупречным. В холодном белом свете яркая палитра будет казаться темнее, в то время как золотистые лампы почти не искажают их.

Интерьер комнаты в светлых тонах

Спальня в ярких тонах

Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.

Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.

Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.

И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.

Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.

Цвет в композиции интерьера

Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.

Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.

Цветовые средства композиции

Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.

Цветовой тон первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.

Яркость . В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.

Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.

Фактура поверхности . В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.

  • Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
  • Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
  • Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.

Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.

Свойства цветов

Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.

Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.

Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Характе-
ристика цветов по ассоциации / Цвета
теплые холод-
ные
легкие тяже-лые отсту-
пающие
высту-
пающие
возбуж-
дающие
угнета-
ющие
успокаи-
вающие
Спектральные:
красный + + + +
оранжевый + + +
желтый + + + +
желто-зеленый + + +
зеленый + + +
зелено-голубой + + + +
голубой + + + +
синий + + +
фиолетовый + + + +
пурпурный + + + +
Ахроматические
белый +
светло-серый +
темно-серый + +
черный + +

Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.

Цветовые закономерности композиции

Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.

В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.

Структурные закономерности сочетаний цвета

Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.

Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:

  1. Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
  2. Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
  3. Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
  4. Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
  5. Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
  6. Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
  7. Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
  8. Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.

Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.

В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции : тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.

Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.

Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.

При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.

Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.

Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:

  • по яркости тона – между светлым и темным;
  • по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
  • по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
  • по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
  • по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
  • пространственным – выступающие / отступающие цвета;
  • температурным – теплые / холодные цвета;
  • весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.

Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.

Цветовая гамма и тональность

Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.

Общая тональность гаммы достигается:
– составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности;
– близостью по цветовому тону всех цветов гаммы;
– решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;
– количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;
– оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных;
– созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.

Психологическое воздействия сочетаний цвета

Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.

Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.

Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.

Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.

Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

Цвет и свет

Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.

Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.

Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.

Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.

Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.

Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.

Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).

На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.

Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.

Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.

Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.

Связь цвета и формы

Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:

  • особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
  • плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
  • степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
  • линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
  • членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
  • пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
  • соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.

Цвет и линия

Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.

В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.

Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.

Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.

Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.

Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.

Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.

Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.


По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.