Когда крестный ход в церкви. Крестный ход




Религиозные традиции медленно, но верно возвращаются в нашу жизнь. На Пасху даже маловерующие люди с удовольствием красят яйца, покупают, пекут куличи, готовят паску. Кажется, что в этот день произойдёт чудо, люди станут добрее, радостнее, роднее, общительнее. Истинно верующие православные люди уже в Чистый четверг всё вымыли, приготовили и собираются пройти «путь души» - Крестный ход. Итак, как осуществляется Крестный ход на Пасху 2018, когда будет, разновидности, процесс и много интересного – далее в статье.

Интересно! Одними из первых прошли прообраз Крестного хода евреи. Они совершили длительное путешествие от Египта до Земли обетованной. Как приготовить на Пасху .

Что такое Крестный ход?

Шествие с выносными и запрестольными крестами дало название ходу. Оно отличается особой торжественностью. Священнослужители вместе с паствой, с церковными знамёнами, иконами и святынями совершают процессию вокруг храма, от одной к другой церкви или к какому-либо святому месту. В Крещение процессия идёт от церкви к «иордани» - особой проруби. Её вырубают для праздничного освещения воды в виде креста.

Интересно! В прообразах Крестного хода участвовали цари Соломон и Давид, так что ход имеет многовековую историю.

Интересно! Самый первый морской крестный ход прошёл по Чёрному морю, в честь причисления талантливейшего флотоводца Ф. Ф. Ушакова к лику святых.

Неправильно думать, что Крестный ход всегда праздничный и радостный. Крестный ход с плащаницей, который проводят в Страстную неделю - это страдание, скорбь и плач. Совершая его, вспоминают погребение Христа.

Пасхальный Крестный ход

Его антиподом является Пасхальный крестный ход. Шествие вспоминает встречу жён-мироносиц с Воскресшим Иисусом Христом. Светлое Воскресение Христово отличается особой торжественностью. В храме все тёмные одежды сменяются светлыми. Верующие люди приходят в храм к праздничной вечерней службе, которая начинается в Великую субботу и продолжается после полуночи. Крестный ход является её неотъемлемой частью и проходит до полуночи.

Интересно! Процессия вокруг Русской православной церкви движется против часовой стрелки, старообрядцев - по часовой стрелке, по движению солнца.




Священник читает молитвы и вместе с верующими зажигает свечи. Хор начинает тихо петь песнь, которая постепенно набирает силу и сливается с пасхальным трезвоном - в воспоминание святых жён-мироносиц, встретивших Воскресшего Господа. Именно в этот момент начинается шествие, священник с паствой три раза обходят церковь под ликующий трезвон. В руках у священнослужителя находится икона Воскресения.

Важно! Если в храме один священнослужитель, то Евангелие и икону несут простые жители, тем самым становясь прямыми участниками таинства.

Шествие Крестного хода на Пасху 2018 завершается перед закрытыми западными дверями церкви,
колокола замолкают. Настоятель, стоя лицом к Востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом запертые ворота. После того как духовенство трижды пропоет тропарь (краткую песнопеснь, в котором раскрывается сущность праздника или прославляются святые) - «Христос Воскресе», двери храма открываются и все, радуясь и ликую, входят в него. Это действо символизирует вход жён-мироносиц в Иерусалим с радостной вестью о Воскресении Спасителя.

Важно! На Пасху православные люди приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!», на что необходимо ответить «Воистину воскресе!»

Всю пасхальную неделю двери во всех храмах и церквях держат открытыми, в это время небо, как никогда близко от нас.

Интересно! Католики в отличие от православных верующих совершают шествие после богослужения.

27 июля состоится крестный ход от Владимирской горки до Киево-Печерской Лавры. Некоторые воспринимают это как демонстрацию силы, мощи Церкви. Противники Церкви – как политическую демонстрацию. А что такое крестный ход на самом деле?

В Церкви на протяжении всей ее истории формы служения Богу не ограничивались только словесной молитвой. Со времени возникновения богослужения наряду с такой молитвой была «молитва руками» (например, крестное знамение) и «молитва ногами» – участие в молитвенных процессиях. Такие процессии никогда не воспринимались как демонстрация силы или политическая акция, это всегда было богослужение, за которым нужно было не только молиться Богу умом, но и подкреплять свою молитву физическим трудом – иногда весьма продолжительным шествием.

Пример подобного молитвенного шествия мы встречаем еще в ранней Церкви. Паломница IV века Сильвия Аквитанка описывает большой крестный ход, который проходил по Иерусалиму в ночь с четверга на пятницу Страстной Седмицы. Она рассказывает о том, что за ночь люди очень уставали, так как проходили почти весь город, причем шли «все до одного - старцы и молодые, богатые и бедные». Епископ Иерусалимский ободрял уставших людей, призывая «иметь надежду на Господа, который за этот труд воздаст большую награду».

Нужно отметить, что аналогичные шествия проводились регулярно не только в Иерусалиме, но и по всей Римской империи. Например, в это же время в Риме возникает Великая литания – большой крестный ход через весь Рим, во время которого процессия с молитвой переходила от одной церкви к другой, стараясь посетить места погребения мучеников. Эта литания продолжалась целый день и заканчивалась у собора Святого Петра.

Подобные ходы совершались и в Константинополе, причем император Юстиниан узаконил, чтобы эти процессии совершались с молитвой и с обязательным участием священства, «ибо будет ли крестным тот ход, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы?»

Крестные ходы совершались в Византийской империи во время нашествия врагов, засухи или болезней. Известный нам праздник Изнесения Древ Животворящего Креста Господня берет свое начало от крестного хода, который совершался в августе в Константинополе с молитвами о том, чтобы город обошли эпидемии, которые очень часто случались именно в это время.

Традицию совершать крестные ходы унаследовали и славянские народы. Имеются свидетельства о совершении молитвенных процессий в Болгарии и Моравии. С принятием христианства крестные ходы стали проводиться и на Руси. Первым русским крестным ходом считается шествие на Днепр для крещения киевлян. «Вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа», – описывает эту процессию «Повесть временных лет».

Именно в воспоминание этого крестного хода и последующего Крещения Руси и совершается ежегодно крестный ход от предполагаемого места Крещения до сердца Киева – Киево-Печерской Лавры.

Важно понимать, что никогда крестный ход не был демонстрацией чего бы то ни было. Шествие с лозунгами, флагами и плакатами это наследие квазирелигиозной коммунистической идеологии. Для православных крестный ход – это богослужение, которое совершается по строго определенному церковным уставом чину. Разумеется, на богослужении основным занятием должна быть молитва. О чем она должна быть в день Крещения Руси, я думаю, все понимают: о том, чтобы наше сердце сохранило те дары, которые мы получили в своем крещении. Ведь именно к этому мы все и призваны.

Александр Адоменас

Сходила я на главное городское событие прошлой недели – крестный ход в честь перенесения святых мощей Александра Невского. Кроме меня там было еще 99 тысяч 999 человек (так подсчитали организаторы), включая губернатора, митрополита, чиновников, бюджетников, депутата Милонова и актера Мигицко. Для участия в крестном ходе мне выдали реквизит – пустую палку.

Как я палку получила

Колонны участников крестного хода формируются на примыкающих к Невскому улицах. На Казанской собираются самые многочисленные – районные колонны. Народу так много, что по улице едва можно пройти. Но случайных людей здесь нет: прибывающие организованно занимают отведенные места, получают реквизит – православные флаги, иконы, бумажные образки. Плечом к плечу стоят дамы на каблуках, дамы в кедах и платочках, мужчины в костюмах и галстуках, мужчины в рясах и в желтых церковных одеждах. Все построились по районам и ждут начала хода.

– Что это на вас надето? – спрашиваю у мужчины в желтом, представляющего Богоявленский храм на Гутуевском острове.

– Я не знаю, только что надели, – смущается он.

– Это стихарь. Пуговичку застегни! – пришел на помощь пробегавший мимо его коллега из храма.

В колонне Центрального округа переодеваются прямо на улице: из большой клетчатой сумки достают церковные облачения, священники разбирают и надевают камилавки. Кронштадтский округ репетирует песни, с которыми пойдет на крестный ход: «Богородице, Дево радуйся», «Спаси, Господи» и другие. Священник раздает листочки с текстами.

Палок привезли больше, чем табличек. Несите как есть. Палку потом Пушкинскому району вернете

– Зачем вы сюда пришли? – прямо спрашиваю даму на каблуках и с дорогой сумкой, стоящую под табличкой «Кировский округ».

– По зову души мы тут все. А с работы нас отпустили! – нелюбезно отрезала она.

– Мы – детский сад Кировского района, – рассказали две другие. – Мы тоже по зову души, но на работе нам рабочий день зачтут.

– А я и сейчас на работе. Я – депутат Олег Иванов, – сказал мужчина из Выборгского округа. – А вон глава района стоит – Гарнец Валерий Николаевич, рядом – его заместитель, а там – директор школы. Мы все здесь! Все в прекрасном настроении! Данное мероприятие сплачивает, объединяет, – объяснил депутат, зачем пришел.

Лучше всех к крестному ходу подготовился Пушкинский район. Вся колонна была вооружена шестами с портретами царской семьи. Получился целый лес из портретов. Зачем они?

– Потому что мы из Царского Села, – объяснил прихожанин Пантелеймоновского храма. Он и мне вручил шест, но без портрета.

– Но там ведь ничего нет! – удивилась я.

– А вы представьте, что есть! Палок привезли больше, чем табличек. Несите как есть. Палку потом Пушкинскому району вернете, – велел прихожанин.

Палку я взяла.

Тут все колоны пришли в движение – крестный ход начался. Некоторое время я шла среди царских портретов с пустой палкой над головой. Рядом были другие люди с пустыми палками.

Невский проспект перекрыли для транспорта еще накануне. Но на улицах, примыкающих к Невскому, стояли колонны из упрямых автомобилистов. На остановках стояли и сидели люди, ждавшие троллейбусы и автобусы. Не возмущались, но и не присоединялись.

Крестный ход очень строго охраняли. На перекрестках улицы были перекрыты тяжелой уборочной техникой, вдоль всего Невского – через каждые 10–15 метров – стояли полицейские, добровольные охранники, дружинники, а в некоторых местах – металлические ограждения. Чтобы не допустить проникновения в ход посторонних, охранники (там, где не было ограждений) держались за руки – получалась живая цепь. Перед крестным ходом шел взвод ОМОНа.

Как меня с молебна не выпускали

Крестный ход возглавляли митрополит Варсонофий, спикер Вячеслав Макаров, бывший вице-губернатор, теперь депутат Госдумы Игорь Дивинский, действующий вице-губернатор Игорь Албин и другие чиновники и священники.

Благолепие нарушилось лишь однажды: православные активисты повздорили с полицией. Верующие несли транспаранты с лозунгами: «Матильда – пощечина русскому народу» и «Честь государства – честь народа». Стражи порядка потребовали лозунги убрать, но крестоходцы отказались.

– Сотрудники, помогите! – закричал полицейский подполковник, которого православные пытались оттеснить от лозунгов.

– Анафема на тебя! – ругались несшие транспаранты верующие.

Прочие участники крестного хода смотрели на потасовку с любопытством, но абсолютно молча.

В конце концов полицейские победили, транспаранты конфисковали, но задерживать никого не стали.

За час мы дошли от Казанского собора до площади Александра Невского. Тут народ стоял очень плотно. Я хотела уйти, но меня не выпустили. Полицейский не дал выйти из-за ограждения, преградил мне дорогу. Диалог у нас такой нехитрый состоялся.

– Можно выйти?

— Нельзя!

– А в туалет?

– Я же сказал! Идите вперед. Одного выпустишь, а вы потом все ломанетесь, – не отступил полицейский.

Какая-то дама пришла мне на помощь, стала выяснять у полицейского, верит ли он в Бога и почему не радуется, когда тут такой праздник всенародный. Полицейский ответил, что он нас, верующих, охраняет в свой выходной, и чему тут радоваться.

Верующие слушали Макарова внимательно. Некоторые думали, что это митрополит Варсонофий выступает и крестились.

А потом мы все слушали праздничный молебен. Вникали в слова губернатора Полтавченко и спикера Макарова. Речь спикера оказалась самым ярким событием хода. Ее уже растащили на цитаты СМИ, но целиком она производит очень сильное впечатление.

– Великое предназначение России в том, чтобы решать такие проблемы, которые не может решить ни одна страна в мире! Россия – миродержавная сила, последняя надежда Бога на планете Земля! Вот почему Господь незримо ограждает Россию от недругов, бережет ее малый мир для спасительного исхода, чтобы сохранить Россию в ее небесном и земном измерении! Я – русский, я – крещеный… Я молюсь за русского царя и Бога. Именно авторитет царя, сила царя и сила государства позволяли быть непобедимой нашей великой державе – России! Санкт-Петербург – город святого апостола Петра. Город, который мы должны оставить нашим потомкам великим православным городом планеты Земля. С нами Господь Бог и вера православная! – сказал спикер.

Верующие слушали Макарова внимательно. Но из задних рядов было непонятно, кто говорит. Некоторые думали, что это митрополит Варсонофий выступает и крестились на спикера.

Застрельщик крестоходчества

Крестный ход в честь перенесения мощей Александра Невского прошел в Петербурге в пятый раз. Из городского бюджета на организацию торжеств потратили около 1,5 миллиона рублей. Это на 400 тысяч больше, чем в прошлом году, и на 800 тысяч больше, чем в 2015-м.

Крестные ходы в последнее время очень популярны в России. Появились новые формы – крестные плавания и крестные летания. Так, на реке Обь алтайские казаки провели двухнедельное крестное плавание на судне «Атаман Ермак» с иконой Иверской Божией Матери с мощами апостолов. В Ростове митрополит Меркурий и местные чиновники провели воздушный крестный ход на вертолете. С иконой Донской Божьей Матери они облетели город и помолились о благополучии Ростова и России. В Таганроге крестное летание усовершенствовали. Священники местной епархии залили в резервуары самолета-амфибии «Бе-200» восемь тонн святой воды и с высоты 200 метров окропили город и окрестности.

Еще бывают крестные ходы на велосипедах, мотоциклах, автобусах и катамаранах. Петербург демонстрирует другим регионам новые подходы к крестоходчеству. Этим летом прошел (проехал) первый автомобильный крестный ход по маршруту Петербург – Кронштадт. Участвовали десятки машин. Для тех, у кого нет своего автомобиля, приготовили 5 автобусов. Такой формат крестного хода, по словам организаторов, соответствует духу времени. «Он не противоречит православной традиции», – говорится на официальном крестоходческом сайте крестныеходы.рф.

Крестное плавание на катамаране со списком иконы «Неупиваемая чаша» на прошлой неделе пришло из Петербурга в Керчь. Мероприятие провела общественная организация «Православный Санкт-Петербург».

В Петербургской епархии считают, что крестоходчество нужно развивать и дальше. Представители епархии обратилась в Общественную палату РФ с предложением поддержать идею проведения по всей стране крестных ходов в День народного единства. Для начала России нужен хотя бы один общероссийский крестный ход, а то все ходят порознь и в разное время. А единый крестный ход поспособствует консолидации и мобилизации общества.

В 2017 году Петербург станет абсолютным лидером среди российских регионов по количеству крупных крестных ходов. По данным портала крестныеходы.рф, в СПб в этом году состоялось (и еще состоятся) 9 крестных ходов. На втором месте среди российских регионов Вятская митрополия (5 крестных ходов). Московская епархия отстает – всего 4 крестных хода.

Елена РОТКЕВИЧ

Что можно получить за фото с хэштегом #КрестныйХод1209

В Петербургской епархии стимулировали участие в крестном ходе с помощью интернет-конкурса. На конкурс принимались фотографии (семейные или селфи), сделанные во время крестного хода и опубликованные в соцсетях. Обязательное условие – наличие хэштега #КрестныйХод1209.

Победители будут объявлены 25 сентября. Занявшие первое место получат, согласно официальному пресс-релизу, большой нательный «Морской» крест от православной ювелирной компании. За второе место дадут альбом-энциклопедию. За третье – тоже альбом. Всем призерам еще подарят «образок святителя Николая Чудотворца, освященный на его мощах, впервые прибывших в Россию из города Бари».

Как сообщили «Городу 812» в фирменном магазине ювелирной компании, с 4 августа в магазин завезли изделия, освященные на мощах Николая Чудотворца. Количество освященных изделий ограничено. Образки святителя Николая пока в продаже есть (10 штук), стоят 650 рублей каждый.

Откуда взялись мощи Александра Невского

Александр Невский умер в 1263 году и был похоронен во Владимире в монастыре Рождества Богородицы. Согласно летописям, в 1380 году его останки достали из гроба и увидели, что они не истлели. Это сочли чудом и положили останки «в раке (гробе) поверх земли».

В 1491 году случился сильный пожар, после которого, по одним источникам, останки сгорели, по другим – чудесным образом сохранились.

Канонизирован Александр Невский был в 1547 году.

В 1723-м Петр Первый решил перевезти мощи Александра Невского в Петербург. Но по пути их снова настиг пожар, вероятно, после которого в раку положили «набивную фигуру» – куклу из ваты с восковой головой.

В таком виде в 1724 году раку перевезли в Петербург и 12 сентября установили в Александро-Невской лавре (тогда это был Свято-Троицкий монастырь). С тех пор Александр Невский считается защитником города на небесах.

В 1917-м мощи тайно обследовали священники. О том, что они там нашли, рассказали в пресс-центре Александро-Невской лавры.

«Под крышкой раки они обнаружили открытый кипарисовый гроб с восковой головой и “чучелом” князя, изготовленным из ваты, зашитой в шелковые мешки. В нем были помещены подлинные мощи – часть черепа, кости рук и ног и два ребра. На бумаге, лежащей в мешочке с мелкими костями, указывалось, что мощи были собраны “после церковного горения”», – говорится на сайте пресс-центра.

Согласно тому же источнику, священники положили в раку только «подлинные мощи», остальное выбросили.

В 1922 году в ходе антирелигиозной кампании раку с мощами Александра-Невского публично вскрыли большевики. Найденные останки были переданы в Музей истории религии и атеизма. Там они хранились до 1989 года, затем были возвращены в Лавру.



Многие православные верующие стремятся встретить самый главный религиозный праздник – Пасху, в храме и принять участие в крестном ходе. Когда будет Крестный ход 2018? Служба на Пасху начинается в Великую субботу, которая в 2018 году будет 7 апреля. Крестный ход проходит ближе к полуночи. После этого обряда начинается Пасха.

Состоится и крестный ход на Пасху 2018 в больших и маленьких городах. Это важная часть празднования и именно после крестного хода из уста в уста передается светлая новость о том, что Христос Воскрес. Можно разговляться освященной тут же пищей и радоваться, нести эту светлую новость дальше по миру.

Крестный ход на Пасху 2018 в Спб или в другом городе всегда обязательно проходит в крупных церквях и храмах. Служба, которая завершается крестным ходом, традиционно начинается в 20.00. Чтобы принять участие в этом действии не надо сверяться с расписанием, потому что тут существуют стабильные традиции правила.

20.00 – это время, когда начинается служба, сразу после нее проходит крестный ход. Многих интересует именно то, во сколько начинается крестный ход на Пасху. Это происходит в районе полуночи, но, лучше прийти раньше и немного постоять послушать службу.




Пасхальная служба – это красивое и важное действие. Все священнослужители определенного храма облачаются в свои лучшие одежды и становятся у Престола. Вскоре раздается звон колоколов и после него начинается крестный ход. Церковь рассматривает этот ход как шествие церкви навстречу Иисусу Христу, который из гроба встал и воскрес.

Пасха в 2018 году: крестный ход именно в этот церковный праздник самый многочисленный. Хотя, этот ритуал также проводится на такие большие церковные праздники как Крещение, на Спас. Впереди крестного хода несут фонарь, далее – запрестольный крест и запрестольный образ Божией Матери. Рядами идут попарно певцы, хоругвеносцы, диаконы и кадильницы, затем священники. В последней паре священников тот, что идет справа, несет Евангелие, а тот, что слева – несет икону Воскресения.




Крестный ход на пасху 2018 в Санкт-Петербурге и Москве, других городах всегда проходится по одной установленной церковной традиции. Шествие обходит храм три раза и останавливается перед закрытыми дверями, символизирующими вход в пещеру, где был похоронен Иисус Христос. В эту минуту колокола умолкаю, а священники и прихожане три раза поют радостный пасхальный тропарь. Затем произносится пророчества святого Царя Давида, поются стихи о воскрешении Христа.

Крестный ход близится к завершению, открываются двери церкви и с радостной вестью о том, что Христос Воскрес священники и люди входят в храм. Так когда-то жены-мироносицы пошли в Иерусалим, чтобы рассказать там о воскресении Иисуса Христа. Во время службы священник вновь приветствует всех прихожан словам «Христос Воскресе». И это будет самое важное приветствие 8 апреля – в Пасху Христову в 2018году, а также в период праздничной пасхальной недели.

Крестный ход на Пасху 2018 пройдет в больших и маленьких городах по принятому обычаю. Совершаются такие ходы несколько раз в году: обязательно на Пасху и на

В начале июля начался самый масштабный православный крестный ход не только для Украины, но для всей Русской Православной Церкви. Всеукраинский Крестный ход, который пройдет по епархиям Украинской Православной Церкви. На востоке страны он начался из Свято-Успенской Святогорской Лавры. На западе – из Свято-Успенской Почаевской Лавры – он начнется 9 июля. 27 июля, в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира, эти Крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке и вместе пройдут в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

Цель Всеукраинского Крестного хода, проводимого по благословению митрополита Киевского и вся Украины Онуфрия - молитва за мир, за единство и взаимопонимание в Украине: ход призван объединить православных во всех регионах.

***

  • Десять итогов Всеукраинского Крестного Хода 2016 года - Вячеслав Пиховшек

***

Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.

Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

***

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархия Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.

Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.

Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.

Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.

Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.

Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.

Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.

Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.

Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.

Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.

Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.

Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.