Какие образования не входят механизм государства. Механизм государства: понятие и элементы


Механизм государства есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное "вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений , практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений . Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения , соответствующие техническому уровню каждой эпохи,- вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

4. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства .

Структура механизма государства

Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части - органы , подсистемы . Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.

Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения . Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.

Многие века и тысячелетия государственный механизм был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции. В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития капиталистического государства основу механизма составляли военное ведомство, ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема- это органы правопорядка, суд, прокуратура , а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.

К органам государства примыкают государственные учреждения , которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки и др.

Понятие и признаки государственного органа

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства .

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих , которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация орг ном государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями , которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Виды органов государства

Органы государства классифицируются по различным основаниям По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Правда, не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления). Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государственную власть, распространяющуюся на территорию всего государства. Местные органы государства функционируют в административно-территориальных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то, одной функции, одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).

Органы государства бывают выборные и назначаемые, коллегиальные и единоличные . На механизм государства, классификацию его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.

Законодательные органы . Право издания законов принадлежит обычно высшим представительным органам. Обозначаются они общим родовым термином "парламент". В Англии, Канаде, Индии и других странах термин "парламент" - собственное имя законодательного органа, в остальных странах он называется иначе.

Парламенты в большинстве стран мира состоят из нижней и верхней палаты. Однопалатные парламенты существуют в небольших странах (Дания, Финляндия). Верхняя палата нередко служит своеобразным противовесом обычно более демократичной нижней палате.

Глава государства . Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник - народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным : в конституционных монархиях - монарх, в республиках - президент.

В большинстве современных государств главой государства является президент , избираемый либо населением, либо парламентом, либо путем особой избирательной процедуры.

Президент принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов в другие государства, в ряде стран ратифицирует (утверждает) международные договоры и соглашения, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. В некоторых странах президент имеет право распускать парламент, отказать в одобрении закона, передать его на вторичное рассмотрение парламента.

В парламентарных и президентских республиках роль и полномочия президента далеко не одинаковы.

В парламентарных республиках президент - малоактивная фигура во внутренних делах, заслоненная главой правительства, в руках которого сосредоточена реальная власть. Например, роспуск парламента в таких государствах хотя и оформляется указом президента, осуществляется по решению правительства; для назначения правительства требуется согласие парламента. Акты президента не имеют силы без подписи главы правительства или министра, к ведению которого относится предмет акта.

В президентских республиках президент - центральная политическая фигура. Так, президент США наделен Конституцией широкими полномочиями, является одновременно главой государства и правительства. Он возглавляет громадный государственный аппарат, насчитывающий 2,5 млн. государственных служащих, из которых около 1500 чиновников федеральных ведомств назначает сам. Только на высшие федеральные должности президент назначает "по совету и с согласия" Сената. Он издает указы по различным вопросам государственной жизни.

Исполнительные органы. Исполнительная власть принадлежит правительству, которое непосредственно управляет страной. Правительство обычно состоит из главы правительства (премьер-министра, председателя совета или кабинета министров, первого министра, канцлера и т.д.), его заместителей и членов правительства, которые возглавляют отдельные центральные ведомства государственного управления (министерства, департаменты) и именуются министрами, секретарями, статс-секретарями.

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации.

По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Правительства бывают однопартийные и коалиционные . В первом случае в них входят представители одной партии, во втором - двух или нескольких.

Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации - министерства, ведомства, комиссии и т. д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве.

Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.

В механизм государства входят силовые ведомства , составляющие основу властной силы государства,- вооруженные силы, органы безопасности, полиция (милиция). Основное назначение последней - охрана общественного порядка и обеспечение внутренней безопасности. Полиция специализируется в соответствии с разнообразными сторонами ее деятельности. Политическая полиция обеспечивает внутреннюю безопасность, ведет борьбу с политическими противниками своего государства. Уголовная полиция поддерживает общественный порядок. Она подразделяется на транспортную, пограничную, таможенную, санитарную, лесную и т. д.

Особо выделяются в механизме государства местные органы власти . Такие органы или должностные лица (губернаторы, префекты, комиссары и т. д.) назначаются обычно правительством для управления теми или иными регионами (Финляндия, Люксембург). Нередко, наряду с назначенными должностными лицами, на региональном уровне функционируют избранные населением региона местные представительные органы. Есть государства (Великобритания, Япония), где все функции местного самоуправления выполняет местная администрация, избираемая населением.

Механизм государства. Механизм государства: понятие и структура. Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России. Орган государства: понятие признаки виды.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE 1

Тема 8. Механизм государства.

1. Механизм государства: понятие и структура.

2. Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России.

3. Орган государства: понятие, признаки, виды. Принципы деятельности государственных органов.

8.1. Механизм государства: понятие и структура.

В государственно-организованном обществе для поддержания его нормальной жизнедеятельности, решения задач, стоящих перед государством, необходимо функционирование различных государственных организаций.

Механизм государства – это совокупность организационных форма государственной власти, призванных осуществлять функции государства, он представляет собой систему организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается ее руководство обществом.

На механизм государства воздействуют: состояние экономического базиса, соотношение политических сил, цели, задачи и функции государства, в соответствии с которыми создается государственный механизм и вносятся необходимые изменения.

В юридической науке понятие “механизм государства“ и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства“ включаются также “материальные придатки“ государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительно-трудовые учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственный аппарат — это часть механизма государства, представляющая собой совокупность органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственные учреждения – это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества.

Кроме этого в структуру механизма государства входят государственные служащие , специально занимающиеся управлением; организационные и финансовые средства , а также принудительная сила , необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства.

Механизм государства обладает рядом признаков :

механизм (аппарат) государства – это система государственных органов, организующая свою деятельность в соответствии с в Конституцией РФ, Законом РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и другими федеральными законами.

механизм (аппарат) государства имеет сложную структуру, отражающую место, которое занимают в ней различные виды и, группы государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях 1 .

механизм государства располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов 2 .

8.2 . Принципы организации и деятельности механизма государства на примере России.

Принципы, о которых пойдет речь, - это законодательно закрепленные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма государства.

Принципы подразделяются на:

Общие принципы , относящиеся к механизму государства в целом, ко всем составляющим его государственным органам. Общие принципы , в свою очередь, принято разделять на:

а) принципы, выраженные в Конституции РФ;

б) принципы, сформулированные в Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и иных федеральных законах (“О Конституционном Суде Российской Федерации”, “О прокуратуре Российской Федерации” и др.).

Частные принципы , действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.

а) Первая группа охватывает такие конституционно закрепленные принципы организации и деятельности механизма Российского государства, как народовластие, гуманизм, федерализм, разделение властей, законность.

Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества.

Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Принцип законности в формировании и действии механизма Российского государства состоит в том, что, согласно ст. 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

3. Принципы, закрепляемые в федеральных законах РФ.

а) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

б) обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина ;

в) единство системы государственной власти , разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

г) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

д) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

е) единство основных требований , предъявляемых к государственной службе;

ж) профессионализм и компетентность государственных служащих ;

з) гласност ь в осуществлении государственной службы;

и) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

к) внепартийность государственной службы ; отделение религиозных объединений от государства.

8.3. Орган государства: понятие, признаки, виды. Принципы деятельности государственных органов.

Первичным элементом государственного аппарата является орган государства.

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, создаваемая государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенная государственно-властными полномочиями и опирающаяся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Государственные органы выполняют следующие функции:

функции по принятию нормативных правовых актов;

функции по контролю и надзору;

правоприменительные функции;

функции по управлению государственным имуществом;

функции по оказанию государственных услуг

Орган государства обладает рядом специфических признаков:

1. Наделен полномочиями осуществлять государственную власть;

2. Обладает определенной экономической и организационной обособленностью и самостоятельностью;

3. Имеет определенную компетенцию, т. е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий);

4. Характеризуется определенной структурой, т. е. строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам);

5. Имеет территориальный масштаб деятельности;

6. Образуется в порядке, установленном исключительно законами;

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Государственные органы классифицируются по видам на основе различных критериев.

По юридическому источнику их легитимности, органы государства подразделяются на:

органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного выполнения задач и функций государства ;

органы, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов .

2. На основе принципа разделения властей органы делятся на: законодательные; исполнительные; судебные.

3. По территориальной сфере деятельности подразделяются на: федеральные органы; органы субъектов Федерации; органы местного самоуправления.

4. По действию во времени государственные органы делятся на: постоянные; и временные (например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).

Государственная должность – должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Люди, замещающие государственные должности, являются государственными служащими.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

Подобные принципы – это исходные идеи, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Такими принципами могут выступать:

1) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;

2) принцип демократизма;

3) принцип разделения властей;

4) принцип законности;

5) принцип гласности;

6) принцип федерализма;

7) принцип профессионализма;

8) принцип сочетания коллегиальности и единоначалия;

9) принцип сочетания выборности и назначаемости;

10) принцип иерархичности.

Всесторонний учет этих принципов, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

Тема 9. Место и роль государства в политической системе общества.

1. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

2. Институты политической системы

3. Основные концепции соотношения государства и личности.

9.1. Политическая система общества: понятие, структура, функции.

В отечественной политико-социологической литературе политическую систему определяют как совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.

Основой политической системы общества является политическая власть , по поводу использования которой формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы и др.

Политическая власть – система волевых отношений общества, обусловленная интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем. В последние десятилетия преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная .

Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.

Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику.

Функциональная подсистема — это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).

Коммуникативную подсистему представляют политическая культура, политическое сознание (политическая идеология и политическая психология), политические отношения.

Элементы политической системы:

  1. Совокупность политических институтов (государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, церковь и др.).
    1. Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
      1. Политические нормы и традиции.
      2. Политическое сознание, культура, идеология.
      3. Политическая деятельность.

Используя различные методологические приёмы (подходы) , можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы 3 .

1. Генетический подход – концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами.

А) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.

Б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции.

В) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.

Институциональный подход рассматривают политическую систему только с точки зрения существующих институтов.

Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом.

Функциональный подход политическую систему рассматривают в динамике политической деятельности.

2. Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, имеющей интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.

Системный критерий позволяет выделить, такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

3. Субстанциональный (сущностный) подход – помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления – политическая система.

Первое место из них является совокупность субъектов – носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе.

Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты – политические партии, общественно-политические организации и др.

Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.

Четвертое , особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже.

Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти – исполнительной, законодательной и судебной.

Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.

Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Политическая система выполняет координирующую и интегративную функции. Для обеспечения стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы участников политической жизни, возникающие между ними противоречия, добивалась наиболее оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе классов и социальных групп, а также представляющих их интересы организаций и движений. Политическая система призвана интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на базе консенсус основных ценностей и идеалов общества

9.2. Институты политической системы

Субъектами политической системы выступают государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.

Для того чтобы то или иное явление или структуру можно было отнести к структурным элементам политической системы общества, необходимо, чтобы они хотя бы в минимальной степени были политическими, т.е. они должны:

а) выражать политические интересы определенного класса или любой иной социальной общности;

б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;

в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти — ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;

г) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь, реализацию власти, выделяют следующие группы политических организаций:

Политические организации – прямо и непосредственно осуществляющие политическую власть: государство и некоторые общественные объединения . Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика. Она заключается в формировании и осуществлении политики того или иного класса, в политическом воспитании различных слоев общества и в проведении политических интересов той или иной социальной группы в жизнь.

Неполитические общественные объединения – развиваются и возникают не в силу политических причин, целью их функционирования являются не политика.

  • Центральным элементом в политической системе всегда выступает государство . Государство нередко определяют как «политически организованное общество». О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории 4 ».

В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство на протяжении всей истории развития общества видоизменяется в своей сущности, форме и содержании, но в отличие от остальных элементов политической системы — политических партий и общественных организаций (которые могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать) государство неизбежно сохраняется.

Место , занимаемое государством в политической и общественной жизни любой страны, обусловлено следующим.

1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.

2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.

3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социальное расслоение общества. Марксистская характеристика сущности государства как политической организацией экономически господствующего класса наиболее ярко проявляется, когда в нем возникает классовая напряженность, способная взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в обществе превалируют общесоциальные связи, более созидательные, чем классовые антагонизмы.

4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий.

5. Государство — важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.

6. Политическая система в силу подвижности экономических, социальных и др. отношений, изменчивости идеологической и психологической сфер находится в постоянном движении. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству.

Политические партии и движения в политической системы общества

В современном мире политическими общественными объединениями являются общественные объединения, в уставе которых в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества и в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в организации и деятельности указанных органов. Это политические партии, политические движения и некоторые общественные объединения.

Значительную роль в жизни современного российского общества играют политические партии – объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления 5 .

Политические партии - особый вид общественных объединений. Такой подход является общепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе и правовой практике 6 .

Политические партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.

Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе и т. д. Например, на основе различных типологических критериев выделяются партии консервативные, либеральные, реформистские и революционные; представительные и мобилизующие; демократические и тоталитарные; открытые и закрытые, авангардные и парламентские и т. д.

Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.

Основными целями политической партии являются:

формирование общественного мнения;

политическое образование и воспитание граждан;

выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;

выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.

От политических партий следует отличать политические (общественные) движения. Политические партии имеют государственную регистрацию, устав, программу , определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач, членство и членские взносы, строго определенную процедуру входа и выхода из партии и т.п. Политическое движение – не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые участниками общественного движения. К политическому движению можно примкнуть в любой момент, быть членом этого движения любое время по своему усмотрению и выйти из него в любой момент по собственному желанию (напр., политическое движение «Женщины России»).

  • Непартийные политические объединения в политической системы общества.

Общественные объединения могут создаваться как в политических, относительно политических, так и вне политических целях. Непартийные объединения участвуют в выработке и реализации политики государства, делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с ними.

Общественные объединения строят свои отношения с государством с позиций сотрудничества, взаимопомощи, координации и руководства со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, надзора и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

Следует отметить, что общественные объединения действуют в рамках правового режима, установленного государством. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.

К несобственно политическим организациям относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, никогда не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и выступает; в этом смысле если не второстепенной, то, во всяком случае, не имеющей для них решающего значения.

  • Неполитические объединения .

Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный политический аспект , выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью.

К числу неполитических общественных объединений относят:

профессиональные союзы, религиозные, благотворительные организации, национально-культурные автономии, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности;

объединения, уставы которых предусматривает членство в них только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам;

объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.

Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.

1 Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

2 Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.

3 Ильин А.В. Кобзева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института бизнеса и права. – 2006. – С. 37-38.

4 См.: Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы политологии.– М., 1995. - С. 190.

5 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.)

6 В.В. Лапаева. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права, - 2002 - N 1.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3434. Механизм государства 4.37 KB
Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения государственный аппарат централизован и отношения взаимодействия различные органы решают совместные задачи никакой орган не существует сам по себе. Множество органов можно классифицировать по различным основаниям: – по принципу разделения властей различают законодательные исполнительные судебные органы; – в зависимости от организационноправовых форм деятельности и компетенции выделяют органы: представительные исполнительнораспорядительные судебные и контроля и надзора. Среди...
18652. Механизм рыночной системы 170.97 KB
Цель индивидуальной работы изучить механизм рыночной системы и показать оптимальную реализацию совокупных экономических интересов в обществе через количественное соответствие спроса и предложения товаров услуг и ресурсов. Графически состояние равновесия на рынке конкретного товара можно представить совместив кривые спроса и предложения на одном рисунке рис. График рыночного равновесия спроса и предложения Точка пересечения кривых Е - это точка равновесия спроса и предложения. Тогда при данном количестве товара Qe...
3165. Механизм правового регулирования 6.75 KB
Механизм правового регулирования Более подробно данная тема освещена в учебном пособии: Шундиков К. Механизм правового регулирования: учеб. Механизм правового регулирования – это система юридических средств организованных наиболее последовательным образом для преодоления препятствий стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права это цель. Элементы механизма правового регулирования 1.
15814. Гидравлический удар и его механизм 97.97 KB
Практически определить причиной аварии гидравлический удар на 100 невозможно но предупредить его реально. Примером гидравлического удара может быть движение жидкости в простом трубопроводе рис. Движение жидкости в простом трубопроводе При рабочем положении I задвижка полностью открыта и жидкость под действием напора Н движется по трубопроводу со скоростью υ обеспечивая в сечении I–I у задвижки рабочее давление Рраб.
6683. Экономический механизм лизинговых сделок 66.64 KB
Состав виды и формы лизинговых платежей Центральным наиболее важным звеном организации лизинговых сделок являются экономически обоснованный состав и размер лизинговых платежей. Очевидно что подобные представления неадекватно отражают экономическую структуру лизинговых платежей имеющих по своей сути многокомпонентный характер. Понятие и функции лизинговых платежей В самом общем виде лизинговые платежи это одна из экономических форм реализации права собственности на имущество. В самом же содержании лизинговых платежей можно выделить...
18951. Механизм управления компанией в рамках ЕС 58.14 KB
Корпоративное управление – это важная составляющая эффективного функционирования любой компании (корпорации). В последние годы в ЕС был принят ряд документов, которые направлены на создание эффективной системы корпоративного управления в компаниях. Следует отметить, что ряд стран приняли обновленные кодексы корпоративного управления, соответствующие требованиям, которые предъявляются Принципами корпоративного управления ОЭСР. Во многих государствах-членах ЕС приняты нормативные акты
11364. МЕХАНИЗМ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОАО «АКБ «КОР» 252.9 KB
Анализ финансового состояния заемщика по методике ОАО АКБ КОР. Методика оценки финансового положения заемщика. Пути улучшения использование информационных технологий при оценке финансового положения заемщика. Нет сегодня единства банка и его заемщика в достижении общей цели подъема российской экономики.
18386. Правовой механизм межгосударственного сотрудничества 117.33 KB
Принципы международного права по охране окружающей среды. Система международно-правовой охраны окружающей среды. Международные договоры и региональные соглашения регулирующие правовую охрану окружающей среды. Координирующая роль международного права в деле охраны окружающей среды.
16991. Определение целей как механизм саморегулирования 10.07 KB
Определение целей как механизм саморегулирования Идея о том что формирование личных целей способствует повышению мотивации занимает важное место в современной психологии см. Причина проста – для рационального экономического агента в неоклассической парадигме нет разницы между целью и решением поэтому отдельное обсуждение целей не имело смысла. В нашей работе рассматривается теоретико-игровая модель саморегулирования основанная на формировании индивидуальных целей для агентов обладающих предпочтениями со смещением в пользу настоящего....
9242. Рыночный механизм. Спрос и предложение 25.6 KB
Например при снижении цены яблок в 3 раза с 3 до 1 долл. Понижение цены товара сделало вас реально богаче и позволило расширить объем спроса в чем и заключается смысл эффекта дохода. Следует отметить что даже после того как рост спроса данного потребителя фактически приостановился при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности. Потребители с высоким уровнем дохода могут сокращать свой спрос на товар при снижении...

Понятие и структура механизма государства

Механизм государства - система государственных органов и материальных средств, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Механизм олицетворяет государство, в нем выражена сущность государства. Без механизма государство не существует. В структуре механизма государства выделяют государственный аппарат и материальные средства.

Механизм

государства

Государственный аппарат

Государственные

учреждения

Материальные средства

Государственный аппарат понимается двояким образом (в широком и узком смысле). В широком смысле государственный аппарат включает в себя все органы государства, все структуры государственной власти. В узком смысле государственный аппарат включает в себя только исполнительно-распорядительные органы управления, так как именно здесь в наличии аппарат, состоящий из профессиональных чиновников. Судебные органы имеют особое положение в государстве.

Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличии властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства. Госучреждения не обладают властными полномочиями — это либо вспомогательный рабочий аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее образовательные, социально-культурные функции. Государственные учреждения — это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних.

Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству образования и науки, Министерству культуры и т. д.). Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента).

В каждом государстве складывается свой государственный аппарат, набор органов и материальных средств. Материальные средства — часть механизма государства, выполняющая функции государственного принуждения, иные специальные функции (армия, полиция, тюрьмы). Эта часть механизма называется материальные средства, так как для их существования и выполнения ими своих функций необходимо нечто материальное. Материальные средства (иногда называют материальные средства принуждения) обеспечивают деятельность органов государства. Структура механизма государства различается в различных государствах.

На механизм государства, на то, из каких органов он будет складываться, влияет множество факторов:

1) этап развития, на котором находится государство (механизм первых государств был слабым, неразвитым);

2) особенности исторического развития страны, события того или иного исторического периода;

3) размеры территории;

4) национальный состав населения (так, в многонациональных государствах есть органы, занимающиеся решением национальных проблем);

5) географическое положение страны (например, в РФ существует Госкомитет по Крайнему Северу, что обусловлено ее географическими особенностями);

6) научные открытия, технические изобретения и их использование в практической деятельности людей (так, в начале века не было всемирных компьютерных сетей, информатики). Все названные факторы влияют на механизм конкретного государства косвенным образом. Более существенно на механизм государства влияет политический режим. При тоталитаризме увеличивается репрессивная часть механизма государства и т. п.

Принципы организации и деятельности механизма государства

При характеристике механизма государства надо иметь в виду, что он образуется и действует в соответствии с определенными принципами. Принципы организации и деятельности механизма государства — те положения, идеи, в соответствии с которыми образуется и функционирует механизм государства. Всякий принцип представляет собой идею о том, как должен работать механизм государства, каким он должен быть. Чаще всего основные принципы организации и деятельности механизма государства закрепляются в Конституции (принцип уважения прав и свобод гражданина, разделения властей). Эти принципы находят отражение и в текущем законодательстве. Принципы организации и деятельности механизма государства зависят от политического режима, определяются им.

В отношении современного государства можно назвать следующие принципы организации и деятельности механизма государства:

· принцип разделения властей;

· принцип разграничения функций между органами государства;

· принцип верховенства права и Конституции. В соответствии с ним право выступает ограничителем для деятельности механизма государства. В праве определяется порядок деятельности органов государства, их полномочия, компетенция;

· принцип законности, который означает обязанность для органов государства строгого соблюдения и исполнения законов, а также то, что органы создаются в строгом соответствии с требованиями закона;

· принцип демократизма (демократизм — участие народа в формировании и деятельности органов государства, возможность народа влиять на власть);

· принцип научности. В организации деятельности механизма государства должны использоваться достижения науки (управление, административное право, психология, экономика);

· принцип компетентности и профессионализма (лица, работающие в государственных структурах, должны быть профессионально подготовлены к выполняемой работе, иметь соответствующее образование, пройти инструктаж).

Обратим внимание, что рассматриваемые принципы являются одновременно принципами организации и принципами деятельности органа государства. Они показывают, как должны строиться и как должны действовать органы государства. Поэтому трактовка каждого принципа может быть различной в зависимости от того, на что ставится акцент — на организацию или на деятельность органа государства. Например, важнейшим принципом организации и деятельности механизма государства является законность. Законность как принцип организации государственного аппарата означает, что органы создаются только на основе законодательных (или иных нормативных) решений, при строжайшем соблюдении процедуры, установленной законодательством для формирования данного органа. Например, при нарушении законодательства о выборах Президента или депутатов Государственной Думы эти органы будут нелегитимны, их деятельность, равно как и полномочия, будут юридически ничтожны, т. е. эти органы не вправе будут издавать общеобязательные веления (равно как и заниматься иной деятельностью, предписанной законом этим органам). Государственные органы, созданные с нарушением процедуры их создания, вообще таковыми не являются.

Законность как принцип деятельности органов государства означает, что:

· органы государства вправе принимать лишь те решения, которые законом отнесены к их компетенции (например, только Дума может издавать законы, только суд осуществляет правосудие и т. д.), т. е. органы могут действовать только в пределах своей компетенции;

· органы вправе издавать лишь те правовые акты, которые предписаны им законом (например, Президент может издавать акты, называющиеся указы и распоряжения; Государственная Дума может издавать законы и постановления; судебные органы — приговоры, решения, определения; т.


е. суд не может издать закон, а президент не может вынести приговор — эти акты находятся не в их компетенции);

· все решения органы государства принимают при строжайшем соблюдении процедуры, предписанной законодательством, иначе эти решения будут недействительны. Например, Конституция и Регламент Государственной Думы РФ определяют процедуру принятия закона, малейшее отклонение от которой приведет к тому, что принятый акт не будет являться законом.

Государственный орган и его признаки

Основным элементом механизма государства является орган государства. Орган государства — часть механизма государства, обладающая властными полномочиями, наделенная компетенцией, имеющая определенную структуру, образуемая в порядке, установленном законом или другим нормативным актом и в деятельности которой, находят выражение задачи и функции государства.

Признаки органа государства.

1) Главный признак органов государства (то, что отличает его от иных структур) — наличие у него государственно-властных полномочий. Государственно-властные полномочия означают, что орган способен направлять людей, организовывать их, руководить ими, т. е. управлять.

Государственно-властные полномочия органа выражаются в том, что:

· он издает обязательные веления, властные предписания, обязательные для адресата. Эти предписания могут носить общий характер или касаться одного конкретного лица, но в любом случае предписания обязательны;

· он имеет право контролировать исполнение этих велений. По этому параметру мы и отличаем орган государства от иных государственных структур.

2) Орган государства образуется в установленном законом порядке. Существует два порядка создания структурно-организованных формирований в рамках государства: разрешительный и регистрационный (явочный).

Регистрационный порядок в РФ применяется в отношении общественных объединений и заключается в том, что объединения создаются самостоятельно, по собственной инициативе граждан, без предварительного разрешения органа государства, государственные органы обязаны только зарегистрировать вновь созданное объединение.

Разрешительный порядок применяется в отношении государственных органов и означает, что государственный орган может быть создан лишь на основе предварительного решения вышестоящего органа. Причем заранее должны быть изданы правовые акты, оговаривающие структуру и компетенцию органа государства. Этот признак очень важен, так как при его нарушении созданное формирование не может считаться органом государства. Речь идет о процедуре создания органа государства.

3) Орган государства наделяется компетенцией. Компетенция — круг вопросов, которые призваны решать тот или иной орган, спектр его полномочий. Это сфера деятельности, в которой данный орган властвует. Компетенцией государственный орган наделяется в процессе его образования, и она определяется таким образом, чтобы все вопросы государственной деятельности были распределены между органами государства.

4) Орган государства всегда является частью механизма государства, т. е. взаимосвязан с иными органами. Для этой взаимосвязи характерны отношения соподчинения (государственный аппарат централизован) и отношения взаимодействия (различные органы решают совместные задачи, никакой орган не существует сам по себе).

5) Орган государства обладает своей структурой, внутренним устройством, состоит из отделов, из должностных лиц и государственных служащих, которые связаны друг с другом иерархической соподчиненностью, должностными полномочиями, правами и обязанностями; они профессионально от имени государственного органа выполняют его задачи и функции.

6) Орган государства обладает собственной материальной базой, т. е. финансируется из бюджета. Это должно обеспечить независимость органа государства при выполнении им властных полномочий. Органы государства, равно как и их служащие, не могут заниматься предпринимательской деятельностью, что должно исключить возможность давления на них при принятии властных решений.

7) В деятельности органов государства находят выражение задачи и функции государства.

Виды органов государства

Множество органов можно классифицировать по различным основаниям:

1) по принципу разделения властей — законодательные, исполнительные, судебные органы;

2) в зависимости от организационно-правовых форм деятельности и компетенции — представительные, исполнительно-распорядительные, судебные и контроля и надзора;

3)·в зависимости от способов формирования:

а) первичные органы (образованы непосредственно народом или являются исторически сложившимися);

б) производные органы (образованы каким-либо иным государственным органом, формируются из состава первичных либо путем назначения, например, Государственная Дума — первичный, правительство — производный);

4) в зависимости от сферы деятельности — высшие, центральные, местные органы;

5) в соответствии с федеральным устройством государства- федеральные (цент-ральные), органы субъектов федерации;

6) в зависимости от способа осуществления властных полномочий (способа принятия решений):

а) единоначальные (решения принимаются властью одного человека — руководителя органа, например, прокуратура, Президент);

б) коллегиальные (решения принимаются путем голосования, например, Правительство, Государственная Дума);

а) представительные (законодательные) органы — осуществляют законодательную деятельность. В РФ — Федеральное Собрание, Думы субъектов федерации (например, Дума Приморского края);

б) исполнительно-распорядительные — занимаются исполнением предписаний законов, для чего издают подзаконные акты и индивидуально-властные распоряжения. В РФ — Президент, Правительство, министерства, ведомства (государственные комитеты, органы ведомственного контроля, например, Госгортехнадзор, Госторгинспекция, Рострудинспекция и т. д.);

в) судебные органы — осуществляют правосудие. В РФ существуют суды общей компетенции — Верховный Суд РФ и подчиненные ему суды (занимаются рассмотрением уголовных, гражданских, трудовых, семейных и др. дел; споров, участниками которых являются граждане с обеих сторон, граждане и государственные органы, государственные органы с обеих сторон); арбитражные суды — Высший Арбитражный Суд РФ и подчиненные ему арбитражные суды (занимаются рассмотрением споров по поводу хозяйственной деятельности предприятий и граждан-предпринимателей); Конституционный Суд (занимается проверкой конституционности решений, выносимых государственными органами и должностными лицами);

г) органы надзора — занимаются специфической деятельностью — надзором за соблюдением законодательства всеми субъектами РФ (государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями). В РФ единственным органом надзора является прокуратура. Прокуратура не является органом государственной власти, это орган надзора со специфическими полномочиями;

д) органы контроля. Рострудинспекция осуществляет проверку законодательства о труде РФ.

То же самое — Госторгинспекция, Госгортехнадзор, Счетная палата и т. д.; сами названия органов говорят о том, в какой области законодательства осуществляется контрольная деятельность.

е) органы местного самоуправления — представляют собой низшее звено государственного аппарата. Их власть распространяется на отдельные административно-территориальные единицы (район, город, район в городе, поселки городского типа и т. д.). Органы местного самоуправления не являются органами государственной власти (но являются органами государства). Их отличие от органов государственной власти — в объеме полномочий: полномочия органов местного самоуправления распространяются на территории отдельных административных единиц, в то время как веления органов государственной власти носят общеобязательный характер. Примерами органов местного самоуправления являются мэр (глава администрации) города Комсомольска-на-Амуре, администрация города и т. д.;

ж) правоохранительные органы: суды (судебные органы), прокуратура (органы надзора), Министерство юстиции и подчиненные ему структуры, органы внутренних дел, налоговая полиция и таможенные органы и т. д. (все это — органы исполнительной власти).

Каждый из нас при слове «государство» машинально представляет большую совокупность людей, проживающих на определенной территории. При этом все они имеют схожий менталитет и язык общения. Тем не менее государство представляет собой несколько иное явление, нежели то, о котором все мы думаем. Чтобы понять его особенности, необходимо заглянуть в истоки появления стран. Изначально их попросту не существовало. На земле были лишь родоплеменные общины, которые объединяли людей по родовому признаку.

С течением времени данная особенность всецело изменилась. Стало понятно, что родоплеменная община не может эффективно организовать деятельность большой группы людей. Поэтому люди разрабатывают более совершенную и громоздкую структуру, которой становится государство. Она отличается от аналогичных систем своей величиной, наличием регулятора общественных отношений и, конечно же, существованием механизма. В разные времена существовали разные взгляды на проблематику механизма государства. С развитием фундаментальных правовых наук знания о данной категории упорядочились и приобрели более качественный вид. Однако механизм государства не является лишь только теоретической категорией. Он представляет собой нормативно урегулированную структуру, которая выстроена по определенным принципам и имеет ряд собственных функций.

Государство: понятие и особенности

Все существующие на сегодняшний день категории являются взаимодополняющими. Таким образом, что разобрать механизм государства, понятие, структура, значение, функции которого будут представлены далее, необходимо выделить особенности титульной категории. Таковой, как мы понимаем, в данном случае является держава. Особенности этой категории объясняют многие довольно интересные моменты. В классическом варианте государство - это своеобразная форма организации общества на определенной территории. Однако каждая страна должна обладать некоторыми признаками, дающими ей право называться державой. К числу подобных особенностей можно отнести территорию, суверенитет и, конечно же, правопорядок. Лишь при наличии данных моментов действительности социально-политическое объединение признается государством. Однако при таком определении возникает логический вопрос: что такое механизм страны?

Механизм государства: понятие

На протяжении многих столетий люди совершенствовали механизм управления странами. Теоретическая работа в этой сфере повлекла создание принципа разделения власти, разных политических и территориальных режимов и т. д. Но наиболее важным итогом деятельности в данной отрасли стал механизм государства. Понятие, признаки, структура этой категории на сегодняшний день активно рассматриваются многими учеными. Однако существуют общие взгляды на данную проблематику. Если учитывать наиболее общую специфику, то механизм государства - это понятие, которым характеризуются все органы и учреждения государственной власти. То есть в данном случае речь идет об официальных ведомствах, которые непосредственно осуществляют наиболее важные функции страны. Категория имеет множество особенностей и собственный состав основополагающих начал. Её существование и качество отыгрывает большую роль в процессе деятельности каждой в отдельности страны. Поэтому совершенствование механизма государства - это вопрос не только теоретический, но еще и практический. Ведь от этого зависит уровень жизни населения.

Различие понятий

Многие ученые в своих научных трудах очень часто поднимают проблематику соотношения терминов «механизм государства» и «государственный аппарат». Суть в том, что одни теоретики полностью отождествляют понятия, другие говорят об их полной противоположности. Отсюда возникает вопрос: как соотносятся механизм, аппарат государства, понятие, структура которых довольно схожи? Согласно одной из теорий, государственный аппарат - это термин, который характеризует все органы власти, существующие в конкретной стране. Механизм государства является в данном случае более широким явлением. Он характеризует не только все официальные ведомства, но еще и их функции, признаки и принципы системы и т. д. Таким образом, механизм, аппарат государства, понятие, структура которых схожи, являются абсолютно разными явлениями.

Ключевые признаки категории

Механизм государства, понятие, структура, значение которого нами сейчас рассматриваются, наделен рядом специфических особенностей. Они говорят о наиболее интересных моментах всей системы органов государственной власти и их деятельности. К тому же именно благодаря признакам в науке сегодня существуют такие категории, как механизм государства, понятие, структура, функции данного явления. К числу наиболее явных особенностей категории можно отнести:


Таким образом, подобного рода ключевые особенности говорят об исключительном положении упомянутой категории не только в правовой науке, но также в практической деятельности страны в целом. Поэтому понятие механизма государства, структура механизма государства - это те непосредственные объекты, которые должны быть изучены максимально полно.

Основополагающие принципы функционирования

Понятие механизма государства, структура механизма государства - это все те факторы, которые существуют благодаря наличию исходных положений упомянутой в статье категории. Следует отметить, принципы государственного механизма обусловливают его специфику и, что самое главное, помогают выделить основные направления его работы. На сегодняшний день выделяют пять основополагающих положений, на которых выстроена вся категория. Их количество может меняться в зависимости от конкретного теоретического взгляда на всю проблематику. Но классическая теория все равно берет свое. В соответствии с её положениями основными принципами организации и всей деятельности механизма государства являются: субординация, гласность, законность, компетентность, профессионализм. Поэтому понятие механизма государства, структура механизма государства должны изучаться с учетом представленных особенностей. Необходимо учитывать это.

Структура механизма государства Российской Федерации

Любая система состоит из ряда определенных элементов, каждый из которых отличается собственным уровнем важности. Структура государственного механизма имеет в своем составе три взаимосвязанных между собой элемента. Каждый из них выполняет собственные функции, а также имеет определенное место в общей иерархии. Таким образом, структура механизма государства включает в себя:

Особенности органов власти

Структура механизма государства, кратко рассмотренная в этой статье, содержит в своем составе такой элемент, как официальные ведомства. Они представляют собой специальные объединения служащих и занимаются реализацией политики страны. Отличительной чертой государственных органов является наличие властных полномочий. Иными словами, ведомства могут использовать принуждение с целью обеспечения тех или иных правоотношений. Помимо этого, в деятельности подобных органов воплощаются основные принципы механизма страны.

Особенности государственных организаций и служащих

Самым малым звеном во всем аппарате страны являются служащие. Они входят в структуру определенных государственных органов, а их юридический статус отличается наличием специальных, исключительных в некоторых моментах полномочий. Служащие непосредственно реализуют функции ведомств, в которых работают, а также модернизируют их деятельность.

Понятие механизма государства, структура механизма государства - это взаимосвязанные между собой категории, которые дают возможность разобраться в особенностях всего явления. При их анализе становится понятно, что управлять страной можно не только посредством властного веления. Большое значение имеют организационные моменты. Поэтому в структуру механизма России входят государственные организации, учреждения и предприятия. Они не наделены властными полномочиями, однако их функции являются не менее востребованными. Как правило, к числу подобных организаций относятся учреждения научные, медицинские и т. д.

Заключение

Итак, в статье нами была рассмотрена структура механизма государства. Понятия его и элементы также были представлены ранее. В заключение нужно отметить, что теоретическое изучение данной категории все еще требуется, так как она имеет исключительную важность для деятельности Российской Федерации в целом.

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема 1. Механизм государства. 1

Тема 2. Правовое государство и гражданское общество. 27

Тема 3. Нормы права. 43

Тема 4. Юридическая техника. 53

Тема 5. Правовой статус личности. 77

Тема 6. Основные правовые системы современности. 78

Тема 1. Механизм государства.

1. Понятие и назначение механизма государства, его соотношение с государственным аппаратом.

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Назначение механизма государства

Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.

Соотношение механизма государства и гос. аппарата

Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы, полиция), а также методы осуществления власти.

Понятие «механизм государства» тесно связано с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах - широком и более узком.

В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства.

1. Механизм государства включает в себя:

а) государственный аппарат, состоящий из органов государственной власти (можно говорить о государственном аппарате в узком смысле). Именно в этом значении как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов используется термин «государственный аппарат» в науке административного права. Данная точка зрения разделяется, в частности, М. Н. Марченко ;

б) государственные организации:

Государственные предприятия - хозяйствующие субъекты, учреждаемые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;


Государственные учреждения - организации, осуществляющие социально-культурные функции в сфере образования, здравоохранения, науки. В. М. Корельский рассматривает их как первичные структурные части механизма государства наряду с государственными органами;

в) материальные придатки государства (вооруженные силы, полиция и т. п.).

2. Рассмотрение аппарата государства и механизма государства как равнозначных понятий (в данном случае можно говорить о государственном аппарате в широком смысле). По мнению М. И. Байтина, в теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т. е. как адекватное категории механизма государства.

3. Аппарат государства представляет собой органы государства в статике (назначение, порядок образования, компетенция). Механизм государства - органы государства в динамике (деятельность государственных органов, их взаимодействие между собой).

4. Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия.

Понятие механизма государства раскрывается через характерные черты или признаки, позволяющие отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Признаки механизма государства :

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Во-первых , механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и других федеральных законах.

Во-вторых , механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. При этом необходимо учитывать, какой системообразующий фактор структуры государственного механизма в соответствующих исторических условиях данного государства закреплен в его Конституции.

Например , в Конституциях СССР и РСФСР таким системообразующим фактором было положение о Советах как политической основе государства.

В статье 10 Конституции РФ в качестве основополагающего закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В развитие данного положения в статье 11 Конституции определено, что государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды Российской Федерации; государственную власть в субъектах Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

В-третьих , между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают свое реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.

Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых , механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами, так называемыми вещественными придатками, на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство.

Деятельность государственного аппарата протекает в основном в правовых формах, к которым относятся:

Правотворческая — деятельность по подготовке проектов нормативных юридических актов, их принятию и изданию, когда принимаются, изменяются или теряют силу юридические нормы — правовая основа деятельности людей и организаций;

Правоисполнительная — деятельность по реализации юридических норм, в том числе по изданию индивидуально-конкретных предписаний, например, о приватизации предприятия, о назначении пенсии, об установлении льготы, награждении орденом;

Правоохранительная — деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению споров в судах, в других юрисдикционных органах, исполнению их решений, проведению в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.

Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

Нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

Непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

Полнота, в соответствии с ней происходит предварительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

Самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

Разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

Принцип народовластия. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

Гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

Законность - строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

Профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления

Понятие "бюрократия" французского происхождения и означает — "господство канцелярии". Отождествление бюрократии с государством верно лишь отчасти. Макс Вебер показал неизбежность конфликта между бюрократией и демократией. Об-разуется как бы замкнутый круг: чем дальше идет развитие демократии, тем большие институты необходимы, которые вызывают увеличение бюрократических решений, что, в конечном счете, приводит к сужению демократии. Сердцевина конфликта связана с принципами принятия решений в политической (демократия) и бюрократических сферах. М. Веберу принадлежит выделение определяющих черт бюрократии — это экспертная подготовка и функциональная специализация работы бюрократа, что делает его трудно заменимым, да и контроль за ним фактически невозможен. Причем это относится как к деятельности государственной администрации, так и к менеджменту функционирующему в частной сфере.

Потому одной из проблем неравноправного отношения между политикой и бюрократией должен быть принцип: бюрократия — инструмент в руках политики. Вместе с тем, это не решает главной проблемы — бюрократическая рационализация многих сфер жизни резко ограничивает самореализацию и самопроявление личности. Разрастание бюрократии поставило под угрозу главное достоинство бюрократической деятельности, то есть ее эффективность. Все более обозначившаяся тенденция к централизации привела к усилению иерархической структуры государства, возросла роль центральных органов, оказывается скованной инициатива на местах. Государство столкнулось с дилеммой: отсутствие иерархии ведет к потере координации, слишком жесткая иерархия означает утрату эффективности.

Практика функционирования бюрократии в условиях государства большой бюрократии (например, государства всеобщего благоденствия), выявила отчуждение масс от политического процесса, падение легитимности власти. Парадокс состоит в том, что большие социальные программы, исполняемые государством, порождают большую бюрократию, а значит возникают разветвленные государственные институты и олигархические способы принятия решений. При этом выясняется, что основной задачей бюрократии становится проблема сохранения своей власти, даже если она вредна государству в целом.

Следует различать понятия бюрократия и бюрократизм . Если бюрократия это слой людей, профессионально действующих в государственной и частной сферах, то бюрократизм есть коллективный эгоизм, проявляющийся у части работников управленческого аппарата. Основные черты бюрократизма выражены в таких характеристиках как пренебрежение интересами народа, стремление выйти из-под общественно-го контроля, действовать под покровом тайны, создать условия кастовой ограниченности и некоторые другие.

Обычно попытки покончить с бюрократизмом приводят к еще большему росту бюрократии и часто свидетельствуют о неспособности власть придержащих решать проблемы управления.

Среди магистральных путей борьбы с бюрократизмом:

1) значительное сокращение управленческого аппарата, чистка аппарата от сановников и некомпетентных управленцев;

2) обеспечение подлинной выборности, сменяемости, гласности, контроля снизу;

3) подъем уровня политической культуры населения для его реального влияния на существующую государственную власть.

Учитывая процесс расширения административной деятельности и все большее накопление бюрократией властных полномочий, определяющим вопросом становится контроль над деятельностью учреждений. При этом используется как внешний, так и внутренний контроль.

Внутренний контроль встраивается в структуру самих учреждений. Высшие чиновники следят за деятельностью низших, а инспектора и ре-визоры контролируют бюрократический аппарат. Наряду с этим проводятся внутренние ревизии, выборочные проверки, отчеты и т. п. мероприятия. В системе внешнего контроля первым является законодатель, который в законодательных актах определяет меры контроля и ограничений, пределы внешнего контроля за каждым отдельным учреждением. Во многих государствах в системе внешнего контроля используется концепция "омбудсмена". Омбудсмен не только парламентский представитель по защите прав человека, но и специальный чиновник, являющийся независимым и непредвзятым, выслушивающий жалобы от служащих и представляющий свои рекомендации решения спорных вопросов.

Задание к семинару.

1. Проведите классификацию по всем основаниям следующих государственных органов: Президент РФ, Министерство образования РФ, Счетная палата, Конституционный Суд РФ, мэр города Москвы, парламент Англии.

Президент РФ Министерство образования РФ Счетная палата Конституционный Суд РФ мэр города Москвы парламент Англии
по порядку формирования первичные производные производные производные производные первичные
по объему выполняемых полномочий высшие органы власти центральные центральные высшие органы власти местные высшие органы власти
по широте компетенции органы общей компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы специальной компетенции органы общей компетенции
по характеру организационно-правовых форм деятельности исполнительные, законодательные исполнительные контрольно-надзорные органы судебные исполнительные законодательные
по числу государственных гражданских служащих единоличные коллегиальные коллегиальные коллегиальные единоличные коллегиальные
по времени функционирования постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные постоянные

2. Заполните таблицу, раскрывающую полномочия каждой из ветвей власти в сфере контроля за двумя другими (система «сдержек и противовесов») с учетом опыта различных государств:

Ветви власти, в отношении которых осуществляется контроль Полномочия законодательной власти Полномочия исполнительной власти и главы государства Полномочия судебной власти
Законодательная __ Право роспуска парламента у главы государства, право определять состав Правительства в РФ, право вето у в отношении законов, принятых ФС, обязательность заключения Правительства на законопроекты, требующие привлечения дополнительных федеральных средств, все соглашения, подписанные Президентом, должны пройти процедуру ратификации Конгрессом Возможность отмены закона, в случае его противоречия Конституции, законодательная инициатива Конституционного и верховного судов по вопросам их ведения
Исполнительная Государственная Дума может согласиться или не согласиться с кандидатурой Председателя правительства Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. Возможность отрешения Президента РФ Федеральным Собранием от должности, возможность выразить недоверие правительству разрешение Конституционным судом споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Судебная номинирует кандидатов в судьи Президент, а утверждает Конгресс (Сенат) США. Конгресс США определяет структуру Судебной ветви Утверждение президентом РФ кандидатура судей федеральных судов __

3. Используя текст глав 1 (ст.10-12), 4 - 7 Конституции РФ составьте схему, раскрывающую структуру государственного аппарата Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей и федеративным устройством РФ.