Как помочь выбрать профессию ребенку.


У мальчиков и девочек в подростковом возрасте очень быстро изменяются склонности, предпочтения и интересы. Сегодня молодой человек мечтает стать полицейским, а уже на следующий день ему больше импонирует профессия логиста. Уследить за ходом мыслей подростка может быть очень сложно, тем не менее, к моменту окончания школы важно сделать так, чтобы ребенок понимал, каково его жизненное предназначение, и в какой сфере деятельности ему лучше всего работать.

Сегодня существует множество различных способов определить, какая профессия больше других подходит вашему сыну или дочери. Безусловно, ребенок должен сам принять решение, в каком направлении он будет получать дальнейшее образование, и в какой сфере деятельности сможет добиться успехов. Вы же можете только помочь своему отпрыску и «подтолкнуть» его к правильному выбору.

Самым простым и в то же время эффективным направлением является проведение различных и тестов, направленных на определение круга интересов ребенка и подходящих для него профессий. Организовать подобные тестирования для своего сына или дочери можно и в домашних условиях, поскольку они не требуют наличия никаких специальных приспособлений. В данной статье мы познакомим вас с некоторыми из них.

Тест на определение будущей профессии для школьников Дж. Холланда

Тест на выбор профессии для подростков авторства Дж. Холланда проводится необычайно просто. С помощью него можно определить, к какому типу личности относится школьник, и в какой сфере деятельности он сможет работать с большим успехом и энтузиазмом.

Опросник Дж. Холланда состоит из 42 пар профессий. Ребенок, который проходит тест, должен, не задумываясь, выбрать в каждой паре ту работу, которая для него ближе. Список вопросов Дж. Холланда выглядит следующим образом:

  1. Инженер-технолог (1) или конструктор (2).
  2. Электротехник (1) или санитарный врач (3).
  3. Повар (1) или наборщик текста (4).
  4. Фотограф (1) или заведующий магазином (5).
  5. Чертежник (1) или дизайнер (6).
  6. Философ (2) или психиатр (3).
  7. Ученый-химик (2) или бухгалтер (4).
  8. Редактор научного журнала (2) или адвокат (5).
  9. Лингвист (2) или переводчик художественной литературы (6).
  10. Педиатр (3) или статистик (4).
  11. Завуч по внеклассной работе (3) или председатель профсоюзного комитета (5).
  12. Спортивный врач (3) или фельетонист (6).
  13. Нотариус (4) или снабженец (5).
  14. Оператор ЭВМ (4) или карикатурист (6).
  15. Политический деятель (5) или писатель (6).
  16. Садовник (1) или метеоролог (2).
  17. Водитель троллейбуса (1) или фельдшер (3).
  18. Инженер-электронщик (1) или делопроизводитель (4).
  19. Маляр (1) или художник по металлу (6).
  20. Биолог (2) или офтальмолог (3).
  21. Телерепортер (5) или актер (6).
  22. Гидролог (2) или ревизор (4).
  23. Зоолог (2) или главный зоотехник (5).
  24. Математик (2) или архитектор (6).
  25. Работник детской комнаты милиции (3) или счетовод (4).
  26. Учитель (3) или руководитель клуба для подростков (5).
  27. Воспитатель (3) или художник по керамике (6).
  28. Экономист (4) или заведующий отделом (5).
  29. Корректор (4) или критик (6).
  30. Заведующий хозяйством (5) или дирижер (6).
  31. Радиооператор (1) или специалист по ядерной физике (2).
  32. Часовой мастер (1) или монтажник (4).
  33. Агроном-семеновод (1) или председатель с/х кооператива (5).
  34. Закройщик (1) или декоратор (6).
  35. Археолог (2) или эксперт (4).
  36. Работник музея (2) или консультант (3).
  37. Ученый (2) или режиссер (6).
  38. Логопед (3) или стенографист (6).
  39. Врач (3) или дипломат (5).
  40. Копировщик (4) или директор (5).
  41. Поэт (6) или психолог (3).
  42. Телемеханик (1) или прораб (5).

Обратите внимание, что после каждого названия профессии в скобках указана цифра. Это – номер группы, к которой следует отнести ответ ребенка, если он выбрал данную сферу деятельности. После того, как подросток даст все ответы, необходимо сложить, сколько профессий выбрано в каждой категории. В зависимости от того, в какой группе школьник выбрал больше всего работ, вы сможете понять, к какой сфере деятельности он расположен, так:

  • ребята, отдавшие свое предпочтение профессиям из первой группы, могут работать механиком, инженером, агрономом, водителем, а также выполнять любую работу, связанную с исполнением четко поставленных задач;
  • вторая группа профессий определяет выбор людей, работа которых должна быть связана с непрекращающимся мыслительным процессом. Это, в первую очередь, ученые-теоретики, работающие в таких областях, как физика, химия, математика и так далее;
  • мальчики и девочки, выбравшие преимущественно ответы из третьей группы, не мыслят своей жизни без общения с людьми. Идеальные профессии для них – врачи, учителя, психологи, экскурсоводы;
  • к четвертой группе относятся офисные клерки – бухгалтеры, менеджеры, делопроизводители, секретари и так далее;
  • профессии из пятой группы выбирают ребята с ярко выраженными лидерскими качествами и организаторскими способностями. Из них получатся превосходные заведующие, директора, кооператоры;
  • наконец, к шестому типу относятся все юноши и девушки с выраженными творческими наклонностями. Это будущие актеры, певцы, дирижеры, музыканты и все работники аналогичных профессий.

Тест «Как определиться с выбором профессии подростку?» И.Л. Соломина

Опросник И.Л. Соломина имеет в своей основе известный тест академика Климова. Во время проведения данного тестирования испытуемому ребенку предлагается несколько утверждений, каждое из которых он должен оценить по следующей шкале:

  • 0 – вовсе нет;
  • 1 – пожалуй так;
  • 2 – верно;
  • 3 – совершенно верно.

Первая группа утверждений начинается с фразы «Я хочу…»:

    1. Обслуживать людей.
    2. Заниматься лечением.
    3. Обучать, воспитывать.
    4. Защищать права и безопасность.
    5. Управлять людьми.
    1. Управлять машинами.
    2. Ремонтировать оборудование.
    3. Собирать и налаживать технику.
    4. Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи.
    5. Заниматься строительством.
    1. Редактировать тексты и таблицы.
    2. Производить расчеты и вычисления.
    3. Обрабатывать информацию.
    4. Работать с чертежами, картами и схемами.
    5. Принимать и передавать сигналы и сообщения.
    1. Заниматься художественным оформлением.
    2. Рисовать, фотографировать.
    3. Создавать произведения искусства.
    4. Выступать на сцене.
    5. Шить, вышивать, вязать.
    1. Ухаживать за животными.
    2. Заготавливать продукты.
    3. Работать на открытом воздухе.
    4. Выращивать овощи и фрукты.
    5. Иметь дело с природой.
    1. Работать руками.
    2. Выполнять решения.
    3. Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать.
    4. Получать конкретный практический результат.
    5. Воплощать идеи в жизнь.
    1. Работать головой.
    2. Принимать решения.
    3. Создавать новые образцы.
    4. Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать.
    5. Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать.

Вторая группа вопросов начинается с фразы «Я могу…»:

    1. Знакомиться с новыми людьми.
    2. Быть чутким и доброжелательным.
    3. Выслушивать людей.
    4. Разбираться в людях.
    5. Хорошо говорить и выступать публично.
    1. Искать и устранять неисправности.
    2. Использовать приборы, машины, механизмы.
    3. Разбираться в технических устройствах.
    4. Ловко обращаться с инструментами.
    5. Хорошо ориентироваться в пространстве.
    1. Быть сосредоточенным и усидчивым.
    2. Хорошо считать в уме.
    3. Преобразовывать информацию.
    4. Оперировать знаками и символами.
    5. Искать и исправлять ошибки.
    1. Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.
    2. Разбираться в литературе и искусстве.
    3. Петь, играть на музыкальных инструментах.
    4. Сочинять стихи, писать рассказы.
    5. Рисовать.
    1. Разбираться в животных или растениях.
    2. Разводить растения или животных.
    3. Бороться с болезнями, вредителями.
    4. Ориентироваться в природных явлениях.
    5. Работать на земле.
    1. Быстро выполнять указания.
    2. Точно следовать инструкциям.
    3. Работать по заданному алгоритму.
    4. Выполнять однообразную работу.
    5. Соблюдать правила и нормативы.
    1. Создавать новые инструкции и давать указания.
    2. Принимать нестандартные решения.
    3. Легко придумывать новые способы поведения.
    4. Брать на себя ответственность.
    5. Самостоятельно организовывать свою работу.

Как видите, утверждения объединены в группы по 5 штук в каждой. В этих группах необходимо рассчитать общее количество баллов (оно всегда будет находиться в диапазоне от 0 до 15) и сравнить эти величины между собой. Первоначально сравнивают полученные значения в группах 1-5, они обозначают следующие типы:

  1. Человек – человек.
  2. Человек – техника.
  3. Человек - знаковая система.
  4. Человек - художественный образ.
  5. Человек - природа.

После этого определяют, в какой группе больше баллов, в 6 или 7. В зависимости от этого можно узнать, к какому типу профессии более склонен ребенок – к исполнительному (6 группа) или творческому (7). Объединив все полученные показатели, можно определить список профессий, наиболее подходящий для каждого подростка:

С помощью этих и других тестов можно без труда подобрать для каждого ребенка интересную профессию, в которой он сможет состояться.

Вы мечтаете о том, чтобы ваш сын пошел учиться на экономиста, а он при этом терпеть не может математику? Вы с самого его рождения хотели, чтобы он стал знаменитым врачом, а ваш малыш при виде капли крови падает в обморок? Очень часто можно наблюдать нелицеприятную картину, когда родители выбирают будущую профессию своим детям, не учитывая их пожелания и предпочтения.

В лучшем случае ребенок принесет диплом, подарит его маме с папой, после чего пойдет получать второе образование. В худшем – сын будет трудиться всю жизнь на нелюбимой работе, ненавидя начальника, коллег и подчиненных. Поэтому очень важно разобраться с талантами и вкусами своего малыша. Запомните, ваше чадо – это река. Вы можете только слегка перенаправить его в нужное русло. Но полностью сменить течение не удастся.

Главные правила при выборе будущей профессии

Учитываем желания, способности и возможности ребенка

Итак, первым делом вы должны определиться с тем, что интересно школьнику. Ведь очень важно, чтобы ваш ребенок очень сильно любил свою будущую профессию. Недаром говорят, если работа совпадает с хобби, то человеку не приходится трудиться ни одного дня в жизни.

Так, к примеру, если малыш любит животных, он может стать ветеринаром, экологом, зоологом. Сын любит мастерить, ремонтировать и строить? Почему бы ему тогда не пойти на инженера конструктора. Девочкам, любящим рисовать, можно быть не только художницами. Архитектор, дизайнер, фотограф – это лишь малый список профессий, где точно пригодятся ее способности.

Также не забывайте о способностях школьника. Попросите его решить сложную задачу и понаблюдайте за тем, как он себя будет вести. Сможет ли он высидеть 2 часа без перерыва или же будет отвлекаться по пустякам. Будет ли он просить помощи или же постарается сделать все самостоятельно. Именно от его усидчивости, лояльности и характера зависит то, как сложится его карьера в дальнейшем.

Выбирая профессию школьнику, учитывайте его темперамент. Если сын общительный, заводила, любит быть в центре внимания, ему придется по душе работа, где нужно уметь контактировать с людьми. И наоборот, спокойному, тихому человеку лучше выбрать занятие, где не нужно будет постоянно переживать и нервничать.

Детям, которые с легкостью разбираются в цифрах, можно связать свою жизнь с математикой, программированием, инженерией. Лингвистам стоит податься в писатели, журналисты, юристы, филологи или учителя. Не стоит переживать, если школьник делает в сочинении по 10 ошибок, причем в каждом предложении. Главное – содержание. Ведь грамотно писать, но не цеплять читателя словом – это намного хуже.

Физически сильным детям можно пойти в спорт. Обычно такие школьники очень плохо учатся, зато в футбол, баскетбол или хоккей они играют лучше всех. Не стоит пресекать эти задатки на корню - дайте возможность выйти в высшую лигу. В крайнем случае, ребенок потом сможет получить второе образование или отучится заочно. Кстати, спортсмены неплохо зарабатывают и пользуются популярностью.

Эмоциональные дети, обладающие огромной харизмой, могут пойти в актеры. Не волнуйтесь, если у ребенка не удастся поступить с первого раза на театральный факультет. Многие знаменитости пытались пробиться на арену славы по 3-4 раза. Главное – оказать психологическую поддержку.

Не давим на детей

Династия – это, конечно же, хорошо, но только в том случае, если школьнику занятие родителей действительно интересно. В противном случае ребенок может стать в позу, отказавшись продолжать учебу в школе и поступать в университет. Максимум, что вы можете сделать, так это сводить свое чадо к себе на работу, дать почитать нужную литературу и т.д.

Но ни в коем случае не стоит напрямую говорить о материальных благах. В этом возрасте дети не всегда понимают ценность денег, влияния и связей. Не нужно упрекать или намекать на то, что сын не сможете содержать вас или свою семью. Иначе он будет делать все назло вам, позабыв о своих желаниях. К тому же в нашей стране ситуация с зарплатами может резко измениться.

Не обращаем внимания на аттестат

Научитесь расставлять приоритеты. Естественно, невозможно за одну минут определиться с тем, на кого должен идти учиться ребенок. Родители обязаны задумываться об этом с 5-8-х классов. И если вы уж определились, то делайте основной упор на предметы, которые действительно пригодятся в дальнейшем. Запомните раз и навсегда - все знать невозможно. Конечно, приятно, когда малыш отличник и лучше всех учится, но в таком случае знания у него будут поверхностные.

Но ни при каких обстоятельствах не давайте ребенку расслабляться, делая поблажки в учебе. Пусть он учится на четверки, но тройки не допустимы. Максимум – 1-2, не более. И то только по тем направлениям, которые ему даются с трудом. Для профильных предметов обязательно нанимайте репетиторов.

Разграничиваем мечты и реальность

Если ваш ребенок выбрал профессию, которую он вряд ли сможет освоить, попытайтесь ему это мягко объяснить. Все мы в детстве мечтали стать летчиками, космонавтами, учителями. Повзрослев, большинство из нас начинает реально смотреть на вещи. Но остаются единицы, которые глядят на мир сквозь розовые очки.

Конечно же, если у вашего сына есть задатки футболиста, смело поддерживайте его начинания. Поющую дочку лучше отправить на вокал. Однако будет бессмысленно выбрать для ребенка профессию актера, если он боится выступать на публике. Не смотрите на таланты детей глазами любящей матери. Оценивайте так, словно вы строгий критик, ведь от этого зависит будущая жизнь маленького человечка.

Как помочь ребенку с выбором будущей профессии

Составляем список

Возьмите листок бумаги и распишите на нем несколько вариантов, подходящих для ребенка. Не забудьте указать требования, которые предъявляются и к абитуриентам во время поступления и к будущим работникам. Так, к примеру, сейчас дочка сможет на отлично сдать биологию или химию, чтобы учиться на лаборанта. Но подумайте, удастся ли ей в дальнейшем препарировать крыс?

После этого покажите список ребенку. Школьнику лишь понадобиться выбрать две-три профессии, которые ему более-менее нравятся. Конечно, плохо, если это будут разные направления. В таком случае малышу придется еще раз решать, куда лучше пойти, особенно если он удачно сдаст экзамены.

Информация о профессиях

Если ребенок выбрал профессию, дайте подростку возможность окунуться в нее с головой. Будущий журналист может бесплатно постажироваться в местной газете, медик – поработать волонтером в больнице. Лишь после этого школьник сможет понять, действительно ли ему это занятие по душе. Ведь многие из них даже не осознают, какие трудности ждут в той или иной ситуации. Согласитесь, в большинстве случаев составить представление о должности летчика, стюардессы или певицы мы можем только на основе кино. Там всегда все гладко, идеально и интересно. На самом же деле это гораздо сложнее, чем нам кажется на первый взгляд.

Проходим тест на профориентацию

Сходите с ребенком в цент занятости, где его попросят ответить на ряд вопросов. После анализа и подведения итогов специалист предоставит ряд профессий, для которых ваш малыш подходит. Точно такие же тесты проводят в некоторых школах, только родители на них не обращают особого внимания.

Но не стоит слишком серьезно относиться к подобному оцениванию. На результат могло повлиять плохое настроение, боязнь не правильно ответить и т.д. К тому же при составлении теста психологи не учитывали характер каждого конкретного индивидуума. Вопросы придумывались для широкой аудитории, а не именно для вашего случая.

Изучаем ситуацию на бирже труда

Сотни безработных экономистов, юристов, филологов и историков не могут найти место под солнцем. Без опыта работы на такие должности редко кого берут, так как в этой сфере есть много профессионалов. Поэтому лучше выбирать профессию, которая будет всегда востребована, независимо от экономического положения в стране. Это – инженеры, учителя, медики, строители, программисты, повара. Естественно, будущий соискатель должен хорошо разбираться в своем деле.

Ошибки при выборе будущей профессии

Навязывать свое мнение – это пол беды. Плохо, когда родители совсем не принимают участия в жизни ребенка. Школьники выбирают будущую профессию, не учитывая реалии нашей жизни. В результате этого он зря учится 5-7 лет, а затем идет работать не по специальности. На сегодняшний день существует шесть самых распространенных ошибок, которые ежегодно совершаются абитуриентами.

  • Отсутствие информации о профессии

Как ребенок может что-либо выбрать, не имея об этом представления? Устаревшая информация или идеалистические представления о конкретной должности могут испортить жизнь будущему работнику. Часто дети ориентируются на престижность профессии или на возможный заработок. Но никто им не объяснил, что вначале придется много работать, лезть по головам, забывать о семье, чтобы стать начальником или открыть свой бизнес. К тому же удержаться на плаву удается, к сожалению, не многим.

  • Незнание собственных возможностей

Так уж сложилось, что человек не может правильно оценить себя и свои способности. Он их либо преувеличивает, считая себя гением и суперменом, либо занижает, думая, что он ни на что не годен. И в том, и в другом случае довольно сложно выбрать для себя направление, в котором можно будет двигаться.

  • Неумение расставлять приоритеты

Никогда не проводите линию между учебой и будущей работой. Хорошие оценки не говорят о настоящих способностях подростка. Не обязательно любить математику, чтобы уметь решать задачи. Так же не нужно быть отличником, чтобы увлекаться биологией, компьютерными технологиями или медициной.

  • Боязнь быть отвергнутым друзьями

Еще одна ошибка – перенос своего отношения на человека, который занимает тот или иной пост. Так, к примеру, подросток может бояться, что друзья отвернуться от него, если он пойдет учиться на милиционера или гаишника. В таком случае объясните ребенку, что знакомые должны воспринимать человека таким, какой он есть. И в каждой профессии встречаются и хорошие, и плохие люди. А людей, наделенных властью, обычно все боятся или недолюбливают.

  • Идти за толпой

Нередки случаи, когда школьники поступают «за компанию». Так всегда делают либо влюбленные голубки, либо лучшие друзья. Но, к сожалению, такая профессия будет нравиться только одному человеку. Второму же придется выполнять свои обязанности, потому что так надо.

  • Неумение выбрать хороший институт

Учиться на бюджете в государственном университете или на коммерции в частном – здесь все зависит от ваших финансовых возможностей. Главное – чтобы в выбранном вами заведении преподавали хорошие профессора. Отлично, если на кафедре практикую поездки заграницу.

А вот чего не стоит делать, так это поступать в не аккредитованное учебное заведение с полуразрушенным зданием. Возможно, филологи и историки справятся без компьютерного оборудования, но вот программистам, химикам, физикам и другим студентам будет туго. А ведь от полученных знаний и от престижности университета (института, колледжа, академии) зависит будущая зарплата и трудоустроенность вашего ребенка.

Что делать, если ребенок не хочет дальше учиться

Первым делом следует поговорить с подростком, чтобы понять, почему он решил отказаться от учебы. Возможно, он просто не определился с выбором профессии или не хочет потратить 5 лет зря. В таком случае дайте ему один год. Пусть он поработает официально. При этом обязательно берите у него часть зарплаты на еду, оплату жилья. Раз он захотел стать самостоятельным и взрослым, пусть сразу почувствует горький вкус свободы на себе.

Вторая причина может крыться в трудностях с финансами. Не все дети хотят учиться за счет родителей. А поступить на бюджет, к сожалению, может не каждый. Здесь есть два способа решения проблемы: либо позволить заработать, либо дать в долг. Поставьте условия, что после окончания университета ребенок будет ежемесячно выплачивать вам определенную сумму.

Также нередко дети надеются на то, что им достанется в наследство семейный бизнес. Прийти на все готовое, не приложив для этого никаких усилий – что может быть проще. Умные родители в таких случаях не ставят сыновей или дочерей у руля, а заставляют начинать, к примеру, с помощника директора, рядового менеджера или продавца. Таков уж психология человека – он не ценит то, что достается ему даром.

Зачем поступать в ВУЗ: отвечайте на вопросы правильно

Подросток ставит в пример людей, которые и без образования добились неплохих успехов? Не стоит убеждать ребенка, что это – лишь единицы. В таком возрасте школьники редко слушают родителей или учителей. Нужно дать ему более существенные и интересные доводы, которые заставят задуматься.

  • Связи

На факультете вместе с вашим ребенком будут учиться дети, которые в дальнейшем, возможно, займут серьезные посты. Сохранив теплые дружеские отношения с одногруппниками, ваш сын всегда сможет обратиться к ним за помощью в трудной ситуации.

  • Развитие

Только в университете люди учатся многим хитростям, о которых не все специалисты знают. Кроме знаний и умений, наставники заставляют своих учеников думать. Ответить на отлично, вытащив несчастливый билет – запросто. Подискутировать с деканом – проще простого. Главное – научиться отстаивать свое мнение.

  • Коммуникабельность

Если сравнить школьника и выпускника ВУЗа, то это будут два совершенно разных человека. Даже самые застенчивые студенты раскрываются на семинарах, конференциях и прочих серьезных мероприятиях. И, что немаловажное, ваше чадо научится быть самостоятельным.

Кстати, постарайтесь объяснить ребенку, что для хорошей должности школьного образования будет мало. И если в начале отсутствие диплома ему не будет мешать, то в дальнейшем, когда выбор будет стоять между ним и его коллегой, предпочтение отдадут второму.

Обсуждение 3

Похожие материалы

Мамы, папы и прочие родственники! Давайте договоримся сразу – сайт сайт не расскажет вам, как выбрать профессию ребенку вместо него самого!

Этот непростой выбор взрослеющий человек должен сделать сам, а задача родных людей – ПОМОЧЬ выбрать профессию, сориентировать в океане возможностей, показать максимум вариантов! Об этом и пойдет речь в данной статье!

С какого возраста подростку стоит всерьез ориентироваться на профессию?

Разумеется, каждый ребенок за детство меняет множество «будущих профессий».

Но наступает возраст, когда вопрос «кем ты хочешь быть?» перестает быть «дежурным приколом» у бабушек-дедушек-тёть-дядь, а становится вполне реальной проблемой. И дело в том, что в последние пару десятилетий возраст принятия окончательного решения о получении той или иной специальности стремительно уменьшается!

Если во времена отрочества нас и наших родителей вполне типичной бывала ситуация, когда подросток сдавал выпускные экзамены из школы и только тогда начинал всерьез выбирать вуз (или ПТУ после 9-го класса), то сейчас такое себе может позволить разве что безбашенный троечник с родителями-пофигистами…

Как правило, уже с 8-9 класса ответственные мамы и папы требуют от своего чада определиться (иногда уж слишком неприкрыто подсовывая ему собственное видение решения вопроса).

Зубрятся предметы, которые нужны для поступления и успешной сдачи ЕГЭ (аттестат должен быть хорошим, ведь он влияет на поступление!), на дальний план уходят всякие «непрофильные» интересы и хобби – ведь максимум усилий надо направить на главное, на поступление!

Упрекнуть родителей в такой помощи в выборе профессии сложно – планка действительно довольно высока, успешное поступление требует хорошей подготовки, а уделять достаточно внимания всем предметам и внешкольным увлечениям, не теряя в качестве обучения, попросту не хватит времени.

Но проблема в том, что даже самый ответственный школьник вполне может ошибиться в выборе профессии, когда ему 13-14 лет, а до начала карьеры по выбранной стезе – еще добрый десяток лет учебы! И нередка ситуация – мимолетное увлечение ребенка какой-то профессией оборачивается началом утомительной подготовки в тот вуз, который впоследствии оказывается ему неинтересен…

Как решать эту ситуацию, в усредненном варианте? Возможно, о том, как помочь выбрать ребенку выбрать профессию, задумываться слишком рано не надо.

Стоит дать ему максимальные возможности активно изучать действительно интересные ему предметы, также развиваться в своих увлечениях, пробовать что-то новое и т.д. А более конкретное решение можно отложить на последний школьный год – когда будет ясно, какое направление подростка больше интересует.

Как правило, никакие специфические профессиональные знания для поступления в вузы не нужны (кроме творческих специальностей), а любой школьный предмет ради экзамена можно подтянуть за этот последний год.

Как помочь ребенку выбрать будущую профессию?

Есть два аспекта, как помочь подростку выбрать профессию:

  • Предоставлять все возможности для различных хобби, увлечений и интересов – ведь какое-то из них может стать основой для выбора будущей профессии! Прислушивайтесь к ребенку – что его интересует, что бы он хотел попробовать? Это нужно делать с самого раннего возраста, как только малыш начинает обнаруживать какие-либо способности и склонности! Косвенно могут помочь выбрать профессию ребенку секции, кружки, творческие студии, репетиторы школьных предметов и , детские и молодежные лагеря (с обучением чему-либо или языковой практикой), и т.д.
  • Показывать подростку интересующие его профессии максимально реалистично, рассказывать о них. Если это возможно – на каникулах можно устроить в интересующей его сфере. Очень здорово, если кто-либо из ваших знакомых является представителем данной профессии, может о ней толково рассказать. Хорошо, если есть возможности провести экскурсию на предприятие (на конкретное рабочее место)! Разумеется, поможет выбрать профессию также чтение статей, книг и прочих материалов об этой профессии, интервью с ее выдающимися представителями, и т.д.

Кроме того, помочь выбрать профессию может хороший психолог – существует множество тестов, к какой деятельности более склонен тот или иной человек.

Если ребенок мечтает получить необычную профессию...

Мы об этом уже сказали в самом начале – самостоятельный выбор взрослеющей личности нельзя осуждать, а тем более – запрещать и требовать выбрать какой-то другой вуз или факультет. Это его жизнь, и он имеет полное право проживать ее так, как ему хочется! Ваша задача – лишь помочь выбрать подростку профессию!

Но все же тревогу родителей за будущее родного ребенка понять можно… Спешим утешить мам и пап будущих актеров, живописцев, философов и т.д.:

  • У человека с дипломом по творческой специальности обычно гораздо более широкие возможности трудоустройства, нежели написано в «корочке». Например, художники-живописцы могут делать росписи в интерьерах, заниматься иллюстрированием книг и прочей печатной продукции, дизайном сайтов и т.д. Актеры могут заниматься проведением массовых мероприятий, быть ведущими праздников, шоу или телепрограмм…То есть, как правило, всегда есть возможность после окончания вуза немного перепрофилироваться, если сложно найти работу сугубо по специальности.
  • Есть «вечные» профессии. К ним можно отнести, например, те, что связаны с ручным трудом – это мебельщики, строители, швеи, и т.д. Мастера с «золотыми руками» всегда будут востребованы, это люди, которых меньше всего касаются кризисы и безработица.
  • Некоторые профессии имеют большой потенциал в будущем, но пока что кажутся экзотичными. Возможно, выбор вашего ребенка окажется перспективным через несколько лет, и он одним из первых окажется востребованным на рынке трудоустройства!
  • Если человек действительно увлечен своим делом, то у него есть шансы на успех даже в том случае, когда профессиональная ниша довольно узка!

Хотите помочь выбрать ребенку профессию, которая ему будет по-настоящему нравиться? Дайте ему «пробный год».

Пусть он поступит в вуз своей мечты и проучится там год – за это время он сможет понять, действительно ли ему близка выбранная профессия, так ли она выглядит «изнутри», как представлялась до поступления. И если окажется, что это не его стезя, то постарайтесь не осуждать и поддержать ребенка, когда он захочет перевестись или поступить заново в другой вуз – план Б может оказаться намного обдуманнее!

В возрасте 14-15 лет дети начинают задумываться о своем месте в социуме. И выбор профессии для подростков становится главным вопросом. Но не всегда они психологически готовы к самоопределению. И тогда важную роль играют родители, которые могут направить стремления ребенка в правильное русло.

В подростковом возрасте человек выбирает свою будущую профессию

Важность выбора

Как показывают опросы, многие старшеклассники в 15-16 лет еще не знают, чем хотели бы заниматься в будущем. Только 15% из них видят себя в каком-то деле, еще 15% – совсем не задумываются, а 70% – не знают, на чем остановить свой выбор. Важно донести до подростка, что все во взрослом возрасте работают. И профессия определяет положение человека в обществе.

Много часов своей жизни люди проводят на работе. И она приносит не только доход. Прежде всего, работа должна развивать личные качества человека и не доставлять ему дискомфорта. Стоит помнить, что любое занятие имеет влияние на личность.

Надо дать понять сыну или дочери, что хобби и работа – это разные понятия. Выбрав профессию по увлечениям, можно совершить ошибку. Ведь не все любители животных будут готовы работать ветеринаром. Изучать медицинское дело не каждому под силу. Или любители рисовать не всегда справятся с работой модельера или дизайнера.

Хорошо, если можно посетить открытые лекции в учебном заведении, где ребенок планирует учиться. Стоит походить на курсы, связанные с этим делом. Тогда легче будет понять, можно ли свое увлечение связывать с будущей профессией. Ведь иногда хобби все-таки становится любимой работой.

Сложности выбора специализации

Зачастую ребенку определится с профессией нелегко. Это напрямую связано с одной из проблем современных подростков – несамостоятельностью. Она развивается ещё в младших классах, когда родители делают с ними уроки, водят их по репетиторам. Заканчивается это, обычно, в старших классах, когда подросток протестует против опеки родителей. Но самостоятельно решать свои проблемы он не может, т. к. не умеет. Необходимо с ранних лет учить детей самостоятельности. Начинать стоит с того, чтобы дать им самим трудиться над домашним заданием.

Основным затруднением является отсутствие профориентационных методик в школе. За границей же с раннего детства выделяют сильные стороны человека, проводя множество тестов. С их помощью определяют, в каком направлении стоит развивать дитя. У нас такого нет. Поэтому помочь с выбором профессии должна семья. Родители, наблюдая за детьми, определяют их навыки и склонности. Чтобы развить их, можно отдать дитя в соответствующий кружок или секцию.

В настоящее время исчезает много профессий, и на их место приходят новые. О них не всегда можно найти информацию. Поэтому ребенок с трудом представляет, что собой являет та или иная специализация. Это затрудняет его выбор.

В определении профессии большую роль играет мотивация школьника. Но она не всегда бывает правильной. Часто дети прислушиваются к мнению окружающих, которое может быть ошибочным. А такой мотив, как престижность будущей профессии, весьма относительное понятие.

Важно знать

Чтобы не совершить ошибку при выборе специализации, надо учитывать:

  • навыки;
  • любимое занятие;
  • сферу наибольшего интереса;
  • желания и тип темперамента.

После отделения всех хобби от желаемой специальности, стоит проанализировать черты характера подростка. Ведь спокойный человек не сможет работать в активных сферах, и наоборот: стеснительному будет трудно справляться в работе с постоянным общением.

К выбору специальности детей надо подготовить. Для этого выполняют следующие шаги.

Чтобы реализовать себя в наиболее подходящей сфере, стоит рассмотреть список востребованных профессий. Особенно это поможет, если трудно сделать выбор между несколькими вариантами. Конечно, ребенок отдаст предпочтение специальности, которая занимает высокое место в рейтинге. Стоит предусмотреть область, в которую она перейдет, если с годами популярность её уменьшится.

ТОП-10 наиболее перспективных специальностей

Обзор профессий

О предполагаемой профессии стоит собрать как можно больше информации: специфика работы, где и как выучиться, уровень доходов, требуемые навыки и др. Информацию можно найти в научных статьях, интернете. Обзор специализаций даст достоверное представление о них. Поможет определить, подходит ли она подростку.

Статьи о выборе профессий

Можно найти массу материалов, которые касаются этой темы. Они достаточно полно раскрывают данный вопрос. Из работ психологов можно взять на заметку ценные советы.

Помощь профориентолога

Если самому трудно определиться, можно обратиться к человеку, который профессионально занимается этим делом. Существуют центры с платными или бесплатными услугами, в которых проводят профориентационные тесты. Их результаты дают подробную информацию о профессиях, которые подходят ребенку.

Интернет-тесты

Если в округе нет специалистов, можно попытаться выбрать профессию ребенку с помощью специальных сайтов. На них разработаны тесты двух видов:

  1. помогающие в выборе специальности;
  2. помогающие сориентироваться в выбранной специальности.

Первые анализируют человека. Его личные качества: черты характера, наклонности и т. д. Вторые исследуют, насколько выбранное дело подходит. Плюсом таких тестов является получение бесплатной информации.

Короткий тест на профориентацию

Родители – самые близки люди, которые желают своему чаду только добра. Но иногда их советы могут оказаться не самыми дельными. Ведь часто взрослые пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты через детей. Чтобы не навредить, надо придерживаться некоторых правил.

  1. Как можно больше говорить и слушать. Стоит побуждать подростка к самоанализу. Много расспрашивать – что нравится, что любопытно, чему хотел бы научиться, что модно. Каковы его сильные стороны, слабые. Не надо навязывать свое мнение. Стоит прислушаться к его предпочтениям. Дискуссия поможет увидеть, насколько ребенок разбирается в выбранной профессии и готов ли трудиться для ее освоения.
  2. Обойтись без критики. Обсуждая выбор ребенка, надо узнать, почему он остановился именно на этой профессии, что его в ней привлекает. Не стоит сразу отбрасывать его вариант. Можно посмотреть на ситуацию со стороны или поставить себя на место ребенка. У него не хватает опыта, чтобы реально оценить свой выбор. Но часть ответственности нужно переложить на его плечи. Пусть делает выбор под вашим руководством.
  3. Учитывать реальные способности своего ребенка. Часто проблемы со здоровьем не дают освоить ту или иную профессию. Это могут быть различные заболевания от плоскостопия до инвалидности. Но даже дети с ограниченными возможностями могут осваивать определённые специальности. Их существует более 100 видов.
  4. Максимально подготовить ребенка. Первый трудовой опыт дети получают в семье в раннем возрасте. Они берут пример с родителей. Отношение к работе у них сформируется такое же. Если подросток имеет идеалы, умеет самостоятельно принимать решения, то ему будет намного проще сделать выбор. За развитие этих навыков у детей отвечают родители.

Заключение

В столь трудный период своей жизни ребенок должен чувствовать поддержку и понимание со стороны родителей и окружающих. Прислушиваясь к себе и анализируя свои силы, можно выбрать достойную профессию, которая будет приносить удовольствие.

Психолог подскажет, как не ошибиться и выбрать дело всей своей жизни.

Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений.

Мы определяем для себя не только основное занятие, но и будущее материальное благополучие, круг общения, статус. И, если выбор будет сделан необдуманно, человек может мучиться всю жизнь.

Именно родители - это главные люди, которые должны помочь ребенку найти себя в этом мире, максимально проявить свои способности.

1. Самое главное правило для родителей: не пытайтесь воплотить в ребенке собственные мечты . Это происходит неосознанно, под эгидой «мы желаем только добра». Но, вполне вероятно, ваш сын или дочь унаследовали бабушкины гуманитарные способности, и профессия экономиста, о которой грезил папа в юности, ему просто не по зубам.

Главная задача родителей — разглядеть способности своего ребенка, раскрыть его природные задатки и помочь найти такую сферу деятельности, где эти способности смогли бы реализоваться в полной мере

2. Профессиональную ориентацию ребенка лучше начинать в младшем школьном возрасте . Присмотритесь к его увлечениям, интересам. Развивайте их, давайте как можно больше информации, создавайте обогащенную среду. Нравится играть в компьютер - предложите самому написать простенькую программку, запишите в клуб юных программистов, сходите вместе на компьютерные выставки. Покажите, что компьютер - это не только игрушки. И тогда любимое увлечение станет не менее любимой профессией.

3. Профессия - это не только образование, но и определенные личностные качества . Например, вряд ли из вашего сына получится хороший адвокат - даже с дипломом Гарварда - если публичных выступлений. А вот юрист, который будет долго и кропотливо изучать в договоре подводные камни - вполне. Обсудите этот момент с ребенком, и помогите принять правильное решение: либо оставить все как есть, либо развивать в себе необходимые качества.

4. Обсуждая с ребенком будущую профессию, обращайте внимание на ее востребованность . А также на те усилия, которые придется затратить на карьерный рост. Для этого зайдите на несколько крупных работных порталов и посмотрите следующее: какая зарплата у данного специалиста без опыта работы, какая с опытом работы 3, 5 и более лет. Нужно ли дополнительное образование, сертификация (в частности, это может касаться психологов, юристов, медиков). Готов ли он будет вкладываться в повышение квалификации и устроит ли его будущая зарплата?

Читай также:

5. Школьники достаточно зависимы от мнения и поддержки сверстников — поэтому часто выбирают профессию «за компанию». Предложите ребенку минимум за два года до окончания школы вступить в профессиональное сообщество единомышленников . Пусть знакомится с такими же будущими абитуриентами, приобретает новых друзей из профессиональной сферы. Это могут быть курсы при ВУЗе, «Школа юного журналиста», «Клуб любителей истории» и т.д. Поддерживая друг друга, ребята снизят страх поступления в несколько раз.

6. лучше с профессиональной области в целом, постепенно сужая понятие «специальность» до конкретных трудовых функций. При этом необходимо учитывать не только способности, но и уровень притязаний, а также темперамент. Например, работать в ITсфере можно и разработчиком программ, и менеджером по продажам интернет-услуг, и мастером по ремонту компьютеров.