Храм Рождества Христова. Место, где родился Исус


В Вифлееме. Воздвигнут он на месте рождения самого Спасителя. Ежегодно в этот древний город стекается множество паломников. Помимо пещеры, в которой по прибытии в Вифлеем остановились Мария и Иосиф, здесь можно осмотреть Поле Пастушков, Молочные грот и некоторые другие достопримечательности.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

Римское святилище

Разумеется, католические и православные храмы начали строить в Иерусалиме и Вифлееме гораздо позже распятья и вознесения Христа. Во втором веке римляне возвели над местом его рождения храм, посвященный Адонису. Этот бог, наряду с Персефоной, считался олицетворением смены времен года. Конечно, языческий храм на месте рождения основателя новой религии, с точки зрения верующих христиан - это не очень хорошо. Однако именно благодаря этому сооружению, вифлеемская пещера была сохранена для потомков.

Строительство храма

Через пару веков над пещерой, в которой был рожден Спаситель, поставили небольшую христианскую базилику. Возвела ее в 339 году Елена, мать императора Византии Константина Великого, после того, как посетила эти места со святым паломничеством. Прямо над пещерой была сооружена небольшая постройка с конической крышей. Сверху в ней устроили проем. Через него паломники могли осматривать место рождения Христа.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп - спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице - древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Историческая ценность

Храм Рождества Христова в Вифлееме представляет большой интерес не только для верующих, но и для историков. К примеру, здесь до сих пор сохранились фрагменты напольной византийской мозаики, а потолок поддерживают колонны времен Юстиниана. Последние изготовлены из песчаника и отполированы настолько искусно, что кажутся мраморными. Настенные мозаики и росписи на колоннах сделаны в 1143-1180 гг. Очень хорошо сохранились фрагменты 11

Установленный перед алтарем Амвон датируется временем крестоносцев (12-13 вв.). Имеет историческую ценность и иконостас этого древнего храма. Изготовили его в Греции в 18 веке. Паникадила были подарены храму русскими императорами Николаем Вторым и Александром Третьим. Колокола в церкви также российские.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев. По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние. Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Молочный грот

Рядом с храмом находится также так называемый Молочный грот. Принадлежит он католической церкви. По преданию, именно на этом месте Богородица кормила грудью Христа. Одна капля молока упала на землю, и скала в ту же минуту приобрела белый цвет. Это второе, широко известное чудо храма в Вифлееме. В Молочном гроте, помимо всего прочего, можно посмотреть на икону Божьей Матери, кормящей Иисуса.

Врата смирения

На данный момент Храм Рождества Христова в Вифлееме относится к греко-православной конфессии. Как и все патриархата, убран он очень красиво. Главный вход в него назван Вратами смирения. Во времена Средневековья два входа в храм были замурованы, а главный сильно уменьшен по высоте. Сделано это было для того, чтобы внутрь не могли попасть вражеские всадники. С тех пор при входе в храм верующие вынуждены наклоняться. Отсюда и название главных врат.

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме - исторический памятник, о котором существует еще одна очень На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

Адрес: Площадь Manger
Вифлеем, Палестина
Телефон: 02 / 274-2425
Часы работы: Лето: 6:30- 12, 14-19: 30 ежедневно

Зима: 5:30 - 12, 14 -17 ежедневно.
По воскресным утрам пещера закрыта для туристов

Церковь Рождества в Вифлееме является важным христианским святым местом, поскольку оно знаменует собой традиционное место рождения Христа. Это также одна из старейших сохранившихся христианских церквей.

В Библии

Рождение Иисуса описано в Евангелиях от Матфея и Луки. У Матфея указано, что Мария и Иосиф были родом из Вифлеема, а затем переехали в Назарет следуя указу Ирода. Следуя указу императора Августа они вернулись на родину то есть нв Вифлеем. В евангелие от Луки указывается, что Мария и Иосиф были из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, когда они были в городе для специальной общей переписи. Ученые склонны считать, что Евангелие от Матфея является более надежным из-за исторических конфликтов у евангелия святого Луки.

Но обе версии согласны с тем, что Иисус родился именно в Вифлееме и воспитывался в Назарете. Согласно Луке 2: 7, Мария «родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». В евангельских рассказах не упоминается пещера, но это упущение было сделано просто потому что исскуственные и природные пещеры часто были частью дома. Впрочем и до сих пор подвалы вырубаются в каменных скалах. Здесь зимой жили животные и именно здесь родился Иисус Христос. Поэтому ясли для кормления животных стали первой кроваткой для Спасителя.

История церкви Рождества Христова


Первое свидетельство о пещеры в Вифлееме, почитаемой как место рождения Христа, описано в трудах Иустина Философа около 160 года нашей эры. Традиция также подтверждается Оригеном и Евсевием в 3-м веке.

В 326 году император Константин и его мать Св. Елена решили построить церковь над пещерой. Эта первая церковь была посвящена 31 мая 339 года и первоначально имела восьмиугольный план расположенный прямо над пещерой. В центре, 4-метровое отверстие, окруженное перилами, обеспечило вид на пещеру. Из этого периода сохранились порции Византийской мозаики. Святой Иероним жил в Вифлееме с 384 года нашей эры. Его похоронили в пещере под церковью Рождества Христова.

Константиновская церковь была разрушена императором Юстинианом в 530 году нашей эры для строительства гораздо большей церкови. Именно она сохранилась до нынешнего дня. Персы пощадили базилику Рождества Христова во время своего вторжения в 614 году нашей эры. Легенда утверждает, что персы остановились, увидев украшения волхвов-персов на внешних стенах базилики. Об этом кстати указано в синоде 9-го века в Иерусалиме, где указывалась полезность таких религиозных образов.

Мусульмане не допустили применения указа Хакима (1009), в котором приказывалось уничтожить христианские памятники, поскольку со времени Омара (639) мусульманам было разрешено использовать южный угол для поклонения.

Крестоносцы захватили Иерусалим 6 июня 1009. Короли Болдуин I и Болдуин II были коронованы здесь. Удивительно, но франки (католики) и византийцы (православные) сотрудничали в ремонте интерьера (1165-69). Греческая надпись на северном трансепте записывает это событие.


Церковь Рождества была заброшена в период Мамлюков и Османской империи, но не уничтожена. Большая часть мрамора церкви Рождества были разграблены османами и теперь украшает Храмовую гору в Иерусалиме. Землетрясение в 1834 году и пожар в 1869 году разрушили часть пещеры, но церковь снова выжила. В 1847 году кража серебряной звезды, обозначающая точное место Рождества, явилась очевидным фактором в международном кризисе администрации над святыми местами, что в конечном итоге привело к Крымской войне (1854-56).

В 1852 году общая опека над церковью была предоставлена ​​римско-католической, армянской и греческой православным церквям. Греки заботятся о Гроте или Пещере Рождества.

Что посмотреть в церкви Рождества Христова

Дверь Смирения, маленький прямоугольный вход в церковь Рождества Христова, была создана в османские времена, чтобы не допустить телег мародеров. Также благодаря ее малой высоте все посетители должны были нагнуться и таким образом поклониться пещере Рождения. Дверь явно меньше дверного проема времен крестоносев, которая была построена в форме остроконечной арки, которая прекрасно еще видна над нынешней дверью. Контуры входа на площадь Юстиниана также видны над дверью.

Широкий неф остается нетронутым с момента Юстиниана, хотя крыша была добавлена в 15 веке с последующей реставрациями 19 века. Колонны сделаны из розового, полированного известняка, большинство из которых датируется первоначальной Константиновской базиликой IV века. Другие были добавлены во времена крестоносцев.

Фрагменты высококачественной настенной мозаики, датируемой 1160-ми годами, украшают обе стороны нефа. У каждой стороны было три регистра, из которых мы знаем детали их описания, сделанного в 1628 году. Самые низкие мозаики изображали предков Иисуса. В середине содержались указы провинциальных и вселенских советов, а у вершины располагался ряд ангелов между окнами. Имя художника, Василия Пиктора, виден у подножия третьего ангела справа на северной стене церкви Рождества Христова.

Двери ловушки на нынешнем этаже показывают фрагменты мозаики пола, сохранившихся от оригинальной базилики. Мозаики имеют сложные геометрические узоры с птицами, цветами и узорами винограда, создавая богатый и сложный ковер для церкви Константина. Подобные двери в северном трансепте защищают еще одну мозаику 4-го века, которая показывает, что Константинианская апсида была восьмиугольной; Они иногда открываются по запросу.

Восьмиугольный шрифт крещения в южном проходе относится к церкви Юстиниана VI века; Первоначально он стоял возле главного алтаря. Надпись гласит: «Память, покой и отпущение грехов тех, чьи имена знает Господь». Археологи обнаружили восьмиугольный пласт с точно такими же размерами над цистерной у алтаря, который обеспечивал нужную воду. После того, как шрифт был перемещен в обновлении крестоносца, он стал фокусом различных красочных легенд: это был колодец, в который упала звезда волхвов; Колодец, где волхвы поливали своих лошадей; Или колодец, к которому пришли три героя Давида.

Главный алтарь в восточной части и один на юге (Алтарь Обрезания) являются собственностью Греческой православной церкви. Главный алтарь включает православный иконостас, увенчанный позолоченными ангелами, иконами, позолоченными люстрами и светильниками. На северной стороне главного алтаря находится Армянский Алтарь Трех Королей, посвященный магам, которые привязывают своих лошадей поблизости, а в северной апсиде - армянский алтарь, посвященный Деве Марии.

Грот Рождества, прямоугольная пещера под церковью, является церковью фокуса Рождества. Вступив в полет шагов церковным алтарем, это пещера, которая была отмечена как место рождения Христа начиная с по крайней мере 2-го века.

Серебряная звезда на полу обозначает самое место, где, как считается, родился Христос. Латинская надпись звезды гласит: «Здесь родился Дева Мария Иисус Христос - 1717 год». Пол выложен мрамором, и над светом висят 15 ламп (шесть принадлежат грекам, пять - армянам и четыре - латинянам).

Вся остальная мебель датируется после пожара 1869 года, за исключением бронзовых ворот у северных и южных входов в Грот, которые находятся от церкви 6-го века Юстиниана.

Шаги от места рождения святилища - Часовня Мангеров, принадлежащая римским католикам. Выжить фрагменты мозаики 12 века и капиталов вокруг яслей. Вернувшись в верхнюю церковь, дверь в северную апсиду ведет к Католической церкви Святой Екатерины.

Очерк написан в начале XX века

Вифлеем – отечественный город Давидов и место рождения славного потомка Давидова, Христа Спасителя, – расположен на возвышенности (2704 фут. над уровнем моря) двух продолговатых холмов (восточном и западном), соединенных между собою коротким хребтом. На юге и севере он окружен долинами, а на востоке и западе более отлогими спусками. От Иерусалима Вифлеем отстоит на юг всего в двух часах пути. Окрестнсти Вифлеема очень привлекательны, на них лежит какой-то отпечаток уюта, радости.

Самые холмы Вифлеема покрыты богатой растительностью и целыми садами различных деревьев – маслин, виноградников, фиговых и проч. Зеленью садов покрыты холмы и долины окрестностей. Когда любуешься живописными окрестностями Вифлеема, говорит один путешественник, то невольно припоминаешь все те библейские события, которые некогда совершились здесь. Вот вдали виднеется небольшое четыреугольное здание, покрытое куполом: это могила прекрасной Рахили, нежно любимой супруги праотца Иакова; здесь она умерла, была им оплакана и погребена вблизи дороги в Вифлеем (). А вот и развалины той Рамы, о которой упоминает пророк; предсказывая избиение невинных младенцев Вифлеемских: голос слышен в Раме , вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет (). Вот нивы, на которых бедная Руфь собирала позади жнецов колосья, чтобы прокормить свою престарелую свекровь, которую она любила, как мать, за что и наградил ее Господь так, что она сделалась женою почетного и богатого жителя Вифлеемского Вооза и праматерью Спасителя мира. А там внизу, на долинах Вифлеемских и по окрестным плодоносным холмам, богатым родниками сладкой воды, пас стада отца своего прекрасный правнук Руфи – юноша Давид; там он вступал в бой со львом и медведем, защищая свое стадо, и там же играл на арфе свои дивные псалмы. В этих же горах впоследствии не раз укрывался он от Саула, когда тот повсюду преследовал его, как беглого раба или какого-нибудь злодея. И невольно вепоминаются трогательные, умоляющие слова кроткого юноши. обращенные к злобному гонителю: за что господин мой преследует раба своего? что я сделал? какое зло в руке моей? (). Здесь же в Вифлееме отыскал Давида пророк Самуил и впервые помазал его на царство, а впоследствии, когда Давид сделался царем во Израиле, то Вифлеем стал называться почетным именем города Давидова. Тут же на полях вифлеемских и колодезь Давидов, из которого он, томимый жаждою, хотел напиться в то время, когда Вифлеем был занят «филистимлянами; тогда трое из храбрецов его войска с опасностью для своей жизни пробрались чрез стан неприятельский и достали воды своему любимому вождю; но мужественный царь вылил эту воду «во славу Господню» и сказал: сохрани меня Господь, чтобы я сделал это! Не кровь ли это людей, ходивших с опасностью собственной жизни? (). Вслед затем он разбил наголову врагов и овладел Вифлеемом. Далее к югу за горами находятся знаменитые пруды Соломоновы, откуда этот мудрый царь устроил водопровод в Иерусалим, и доныне являющийся поразительным сооружением.

Таковы библейские воспоминания, оживающие в душе христианина при виде Вифлеема и его окрестностей. Но как слабы и тусклы они пред святым воспоминанием о величайшем событии, озарившем человечество новым светом и создавшем Вифлеему истинное величие и славу, – рождеством Христовым! Вся последующая история Вифлеема проходит в зависимости от значения его, именно как места рождения здесь Спасителя мира, как места христианского благоговения и почитания. Уже в первые века христианства Вифлеем развивался благодаря путешествию сюда благочестивых паломников. В 830 году построил в Вифлееме великолепную базилику, а впоследствии Юстиниан сделал в ней перестройки. Позднее здесь были построены монастыри и храмы, так что к 600 году христианской эры город был известен всему христианскому миру своим сравнительным процветанием.

Однако разрушительные удары истории не пощадили Вифлеема, как и большинство дорогих христианскому сердцу мест Святой Земли. В XII в. при приближении крестоносцев арабы почти совершенно уничтожили Вифлеем, который был снова восстановлен крестоносцами. В 1244 году Вифлеем был опустошен харезмийцами, а в 1489 году почти совершенно уничтожен. Восстановлен он был только в последние столетия и сделался почти исключительно христианским городом. В 1831 году из Вифлеема были изгнаны мусульмане по случаю восстания их из-за новой подати, а в 1834 году, вследствие нового восстания их, был, по приказанию Ибрагима-паши, разрушен весь квартал, который они раньше занимали.

В настоящее время в Вифлееме около 11 тыс. жителей и почти все они – христиане. Главное занятие жителей – земледелие и скотоводство; кроме того, они уже несколько столетий занимаются приготовлением различных вещиц для паломников и особенно искусны в приготовлении различных предметов из перламутра: крестиков, изображений библейских событий и проч. Впрочем, выделываются эти вещицы также из коралла и из камня, который называется «свиньей» или «вонючим камнем» (соединение извести и горной смолы; этот камень добывается из Мертвого моря).

Весь небольшой город, разделенный на восемь кварталов, украшен сооружениями и постройками христиан различных вероисповеданий. Католики имеют здесь большой францисканский монастырь со странноприимным домом, красивую новую церковь на склоне горы позади прежней болыпой церкви, школу для мальчиков и школу для девушек – сестер св. Иосифа, сиротский дом, аптеку. На юго-востоке города находится католический монастырь кармелиток, построенный по образцу замка св. Ангела в Риме, тоже с церковью и семинарией. На северо-востоке, на улице Хеврон, находится госпиталь сестер милосердия. Армяне также имеют в Вифлееме большой монастырь, примыкающий к греческому монастырю и монастырю францисканскому, – все это вместе образует на юго-восточном краю города, большую постройку, похожую на крепость. Протестантов в городе мало (до 60 чел.).

Но главную и столь дорогую для каждого христианина святыню города составляет храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города на восточном холме, невдалеке от крутого спуска в долину. Храм Рождества Христова замечателен не только тем, что он построен на месте рождения Спасителя мира, но и древностью своих основных сооружений. Известно, что уже Константин Великий воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Христос. Можно думать, что эта древняя базилика в своем общем и основном виде и есть теперешнее здание, конечно, с теми изменениями и, так сказать, морщинами, какие положены на нее временем и историей. Во всяком случае такое предположение находит свое подтверждение и в единстве общого стиля теперешнего здания и в отсутствии особого характера, свойственного более недавнему времени. Если даже допустим, что храм Рождества Христова был значительно реставрирован Юстинианом (527–565 гг.), то и в таком случае это здание предотавляет собою образец древнего христианского исскуства. Конечно, и в последующие века храм подвергался исправлениям и изменениям, но они не были существенными. Так в XII в. стены храма были украшены мозаикой по золотому полю по повелению византийского имп. Мануила Комнена (1148 – 1180 гг.); самый храм тогда был покрыт оловом. В XV в. (в 1482 г.), вследствие порчи крыши, потребовались ремонтные работы, которые и были произведены на средства западных государей (Эдуарда IV Английского и Филиппа Бургундского). В конце XVII в. турки сняли с крыши храма свинец и перелили его на пули, а мозаика Мануила Комнена почти вся осыпалась еще раньше.

Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью; пред главным входом в храм с запада и доселе открывают следы древнего двора (атриума) первоначальной базилики. Из трех дверей, которые первоначально вели в притвор храма, существует средняя дверь, образующая теперешний главный вход; но и она заложена с давнего времени, а для прохода в храм оставлена только низенькая дверь. Притвор храма, занимающий ширину среднего корабля здание, темный и разделен стенами на несколько частей. Из притвора внутрь храма прежде вели три двери, но две из них замурованы, а оставлена лишь средняя. Внутренность храма поражает своею величественною простотою. Она имеет форму величественной залы, разделенной четырьмя рядами колонн из красного мрамора (цельного) с белыми жилками (по 11 колонн в каждом ряду; высота колонн 6 м.) на пять продолъных кораблей; причем средний корабль своею шириною (10, 40 м.) вдвое и даже больше превосходит боковые с одной и другой стороны; боковые корабли и ниже среднего. По устройству своему колонны храма не лишены значительной красоты и оригинальности: основание их опирается на четыреугольную плиту; капители их, по виду коринфские, но стиля несколько превращенного; наверху имеют маленькие кресты, высеченные глубоко. По стенам храма кое-где видны остатки мозаики Михаила Комнена; кроме того, есть изображение (семь) последних предков св. Иосифа (полуфигуры), важнейших Вселенских и Поместных Соборов, выше – группы украшений из ветвей с листьями, ликов ангелов на сводах и проч. Эта часть храма отделяется глухою стеною от третьей части храма, в которой и помещается собственно храм над пещерой Рождества Христова. В эту часть храма ведут три двери. Она представляет собственно продолжение среднего корабля, пересекаемого поперечным. Оба эти корабля образуют форму латинского креста; в четырех углах их пересечение находятся четыре пилястра. В абсиде главного среднего корабля находится греческий алтарь и престол, отделенный от западной части храма небольшим амвоном и иконостасом. Остатки мозаики по стенкам этой частй храма изображают различные событие из жизни Христа: в южном абсиде очень своеобразное изображение входа Господа в Иерусалим; в северной абсиде – изображение явления воскресшего Спасителя апостолам вместе с Фомою; у апостолов нет сияний (нимбов); третий рисунок представляет картину Вознесения Христова: апостолы также без сияний; посреди апостолов находится Пресвятая Дева; верхней части рисунка не достает.

Две лестницы из этой части храма ведут вниз, в пещеру Рождества Христова. Эти лестницы расположены на правой и левой стороне солеи православного алтаря; в настоящее время правая (южная) лестница принадлежит православным, а левая (северная) католикам. Самая пещера Рождества Христова, находящаяся под православным алтарем, имеет продолговатый вид: длина ее – 12 м. 40 см., ширина – 3 м. 90 см. и высота – 3 м. Вся пещера освещена 32-мя лампадами. Пол ее покрыт плитами мрамора так же, как и стены. В восточной нише находится престол, а над престолом серебряняая звезда с надписью на земле по латински: Нiс de Virgine Maria Iesus Christus natus est (Здесь от Девы Марии родился Христос). Без благоговейного трепета и духовного восторга нельзя читать эту надпись, так много говорящую сердцу и уму христианина! Вокруг этой ниши горят 15-ть лампад, из которых 6 принадлежат грекам, 5 армянам и 4 католикам. Как ни ярко горят эти лампады, но как немощно и слабо их свет напоминает о свете присносущном, о свете мира, некогда воссиявшем здесь!

Почти напротив пещеры находятся три ступеньки, по которым спускаются в капеллу яслей, находящихся в особой пещере. Самые эти ясли сделаны из мрамора: дно из белого мрамора, а боковые стенки из коричневого мрамора; в яслях лежит сделанное из воска изображение младенца Христа. Здесь же на западе находится латинский престол поклонения волхвов с изображением (позднейшего времени) этого события. Невдалеке от этой пещеры из юго-западного угла церкви св. Екатерины ведет лестница в южные части пещеры, сначала в так называемую капеллу невинных младенцев, где, по позднему преданию ХV-го века, Ирод повелел умертвить нескольких младенцев, спрятанных здесь их матерями. Пять ступеней вверх ведут в капеллу св. Иосифа, воздвигнутую в 1621 году на месте, где будто бы св. Иосиф получил от ангела приказание бежать в Египет с младенцем Христом. Кроме всего этого весьма почитаются христианами, особено католиками, находящиеся в особых пещерах гроб блж. Иеронима (отца IV в.), гроб u престол пресвитера Евсевия Кремонского, гробы учениц блж. Иеронима Павлы и ее дочери Евстохии и, наконец, келлия, где этот блж. Иероним провел 36 лет мирной жизни в своих трудах над переводом книг св. Писания на латинский язык (Вульгата) и другими трудами на пользу Церкви. Есть еще тут так называемая пещера молока, где будто бы капли молока падали на землю из груди Богоматери; есть долина пастырей и селение пастырей – Бет Сагур, откуда были родом пастухи, удостоившиеся первые получить весть от небожителей о рождении Спасителя мира.

Все в этом святом месте овеяно духом великого события – рождения Христа, все здесь возносит мысль христианина к Божественному Младенцу, все побуждает склонить колена сердца пред величием неизреченной милости Сына Божия!

Один из недавних путешественников так описывает эти Соломоновы пруды. «По самому дну долины идут один за другим три огромных пруда. Вблизи слышался шум воды, подобный тому, который бывает от колес водяной мельницы при ее действии... Самые пруды устроены по дну долины в одинаковом почти расстоянии один от другого (ок. 23 саж.), притом так что каждый следующий лежит ниже предшествующего в 6 метров (­8, 4 арш.). Каждый пруд в отдельности имеет вид огромного резервуара, наполненного водой: длина каждого из них имеет саж. 50 слишком, ширина саж. 30, а. глубина от 2 до 6 саж. Они высечены большей частью в скалах, а отчасти выложены тесаным камнем и внутри укреплены контрфорсами; к востоку каждый пруд закачивается крепкою поперечною стеною. От этих прудов проведена вода подземными каналами на протяжении нескольких десятков верст в Иерусалиме; каналы эти или водопроводы идут по двум различным направлениям и соединяются лишь в долине сынов Гинномовых у моста, под Иерусалимом. Отсюда вода идет уже одним общим каналом по южному скату западного холма Иерусалима (Сиона) к горе Мориа: «Говорят, в ныне там получается вода из этого источника» (П. Петрушевский. Каникулярная поездка в св. землю. Киев 1904 г., отр. 151 – 152).

Недалеко от Вифлеема (ок. двух верст) стоит бедная часовня, называемая «Ангела пастухам». По преданию, она была построена на том месте, где ангел явился пастухам. Теперешняя часовня, быть может, является остатком церкви, построенной здесь св. Еленой. Замечательно, что в глубокой древности здесь стояла башня Мигдал-Эдер – «Башня Стад» (), находившаяся вблизи города, по дороге к Иерусалиму. Блж. Иероним говорит, что «она самым своим именем предзнаменована пророчески пастухов, бывших при рождении Господа» (De loс. hebr.). Можно полагать, что и пастухи, пасших здесь стада, были не обыкновенными пастухами, т. к. они пасли стада жертвенных животных» (Эдершейм, стр. 238).

Церковь Рождества Христова в Вифлееме является одной из наиболее старейших непрерывно действующих церквей мира. Она построена над пещерой, где, согласно легенде, родился Иисус из Назарета, потому для христиан всего мира церковь Рождества является одной из наибольших святынь.
Фактически, Церковь Рождества – это целых две церкви, с криптой под ними – Гротом Рождества, где произошло рождение Христа.
Рождение Христа описано в Евангелие от Матфея и Луки. Согласно Матфею, Мария и Иосиф оба были родом из Вифлеема и позже перебрались в Назарет из-за приказа царя Ирода. Лука же указывает, что Мария и Иосиф были родом из Назарета, а Иисус родился в Вифлееме, потому что они находились там из-за проведения переписи. Ученые рассматривают эти две версии как противоречащие друг другу и верят в этом случае Матфею, считая, что версия Луки исторически менее достоверна. Но оба евангелиста сходятся на том, что Иисус родился в Вифлееме и вырос в Назарете.
В этой статье мы попытались собрать максимум информации о Церкви Рождества Христова и ее структуре. Эти фотографии – своеобразная экскурсия по Церкви Рождества Христова.

1. Церковь Рождества Христова: Вифлеемская звезда и алтарь. В введении римо-католиков находится Придел Яслей и престол Поклонения Волхвов, находящиеся в Гроте Рождества. В ведении католиков находится также серебряная звезда под алтарем Рождества. Право заходить в неф имеют как армяне, так и католики.

2. Структура Церкви Рождества Христова. Цифры на схеме означают: 1. площадь Рождества. 2. Врата Смирения. 3. Неф. 4. Алтарь и иконостас православной конфессии. 5. Лестницы в Грот Рождества. 6. Грот Рождества – серебряная звезда означает место, где по поверью родился Иисус Христос. 7. Францисканский монастырь. 8. Двор францисканского монастыря. 9. Грот святого Иеронима. 10. Церковь святой Екатерины. 11. Православный монастырь. 12. Двор православного монастыря. 13. Армянский двор. 14. Армянский монастырь.

3. Вид с воздуха на Церковь Рождества Христова, Вифлеем. Церковь является старейшей из действующих церквей. Ее сооружение началось в 326 году до н.э. Современная церковь была построена во время правления византийского императора Юстиниана. В 529 году произошло восстание самаритян и церковь сильно пострадала. Патриарх Иерусалимский отправил святого Савву на помощь Юстиниану, и присланный императором архитектор разрушил церковь до основания, а потом отстроил то здание, которое существует сегодня.

4. Плита на Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Сегодня церковь находится в совместном ведении трех конфессий: армянской церкви, римо-католиков и православных.

5. Старая черно-белая фотография Церкви Рождества Христова. Церковь была своеобразной крепостью, вошедшей в историю. На протяжении столетий это была одна из святынь, за владение которой шли самые ожесточенные бои. Ее в свое время осаждали мусульмане и крестоносцы. Фасад Церкви Рождества окружен высокими стенами трех монастырей: францисканского, православного и армянского, который находится на юго-востоке.

6. Вход в Церковь Рождества. Вход в Церковь Рождества в Вифлееме очень скромный.

7. Вид с воздуха на территорию Церкви Рождества Христова.

8. Макет Церкви Рождества Христова. Главная Базилика Рождества находится в ведении Православного патриархата Иерусалима. Она выглядит как обычная базилика в романском стиле, с пятью нефами, разделенными коринфскими колонами и апсидой в восточной части, где находится святая святых. Базилика представляет собой прямоугольник 53,9 метров в длину, неф 26,2 метра в длину, трансепт 35,82 метра в длину. Войдя в церковь, вы увидите четыре ряда колон, которых всего насчитывается 44. Каждая 6 метров высотой и изготовлена и красного с белыми прожилками камня.

9. Крест на верхушке Церкви Рождества Христова.

10. Площадь перед Церковью Рождества Христова в Вифлееме. Огромная вымощенная площадь, где собираются верующие на Рождество и поют колядки в преддверие рождественской службы.

11. Врата Смирения. В базилику можно попасть через очень низкие двери, которые называются «Врата смирения». Этот проход был создан во времена вторжения на территорию Вифлеема войск турецкой империи, чтобы предотвратить попадание внутрь церкви повозок осаждавших. Кроме того, самый титулованный посетитель, входя в Церковь Рождества, спешится в знак уважения к святыне. Раньше на этом месте находилась куда более высокая Дверь Крестоносцев, очертания которой все еще можно рассмотреть.

12. Вид из дверей Церкви Рождества Христова.

13. Комната стражи – первая в Церкви Рождества.

14. Колонны в Церкви Рождества.

15. Колонны в Церкви Рождества Христова, Вифлеем. 44 колонны украшены росписями, сделанными во времена крестовых походов и изображающими святых, богоматерь с младенцем, хотя в настоящее время изображения уже очень сложно рассмотреть.

16. Священник у колонн Церкви Рождества Христова в Вифлееме. Колоны изготовлены из розового полированного известняка, большинство из них датируется четвертым веком.

17. Неф и свод Церкви Рождества Христова. Неф сохранился со времени императора Юстиниана, хотя в пятнадцатом и восемнадцатом веках проводились восстановительные работы. Сейчас крыша церкви гниет, она сделана из дерева и датируется пятнадцатым столетием. В щели, образовавшиеся из-за старения древесины, поступает вода, попадая на драгоценные фрески и росписи. Ситуация все ухудшается, но представители армянской, православной и римо-католической церквей никак не могут выработать план спасения здания.

18. Северная часть. Северный трансепт и алтарь в нем принадлежит армянской церкви. Кроме того, в совместном ведении армян и православных находится алтарь в Гроте Рождества. К северу от главного алтаря находится Алтарь Трех Царей, считается, что в этом месте привязали своих лошадей волхвы, пришедшие поклониться младенцу-Христу. В северной апсиде находится армянский алтарь, посвященный деве Марии.

19. Иконостас Церкви Рождества Христова. Иконостас разделяет неф церкви и святая святых. Кроме того, это слово может означать передвижной стенд с иконами, который можно разместить в любом месте. Иконостас Церкви Рождества, неф, проходы, южный трансепт и алтарь Рождества принадлежат православным.

20. Вход в крипту под Церковью Рождества. Грот Рождества, пещера под Церковью Рождества, со второго столетия нашей эры считается местом, где родился Христос.

21. Северный спуск, ведущий в Пещеру Рождества.

22. Ясли Рождества. Согласно евангелию от Луки (2:7) Мария положила младенца в ясли, потому что комнаты для них не нашлось. Ясли находятся в северной части Пещеры Рождества, а напротив них расположен алтарь, посвященный волхвам, прибывшим в Вифлеем с востока, который путеводная звезда привела, дабы они принесли дары младенцу Христу.

23. Крипта, вид от алтаря. В евангелиях слова «пещера» не звучит, но мученик Иустин утверждал, что Иисус родился в пещере. В те времена использование пещер как жилья было весьма распространенным в этой регионе. Кроме того, пещеры часто использовались как стойло для скота и склад. В глубине Пещеры Рождества располагается дверь, ведущая в принадлежащие францисканскому ордену часовни.

24. Стена крипты Церкви Рождества. Вся обстановка, кроме бронзовых северных ворот и южного входа в Пещеру, датируемых периодом правления императора Юстиниана, принадлежит к периоду после 1869 года.

25. Потолок Крипты Рождества. Грот освящается 53-мя светильниками, 19 из которых находятся в ведении католиков.

26. Южные ступени в крипту.

27. Крипта Рождества, вид на Вифлеемскую звезду. Грот прямоугольный, длина 12,3 метра, ширина 3, 15 метра.

28. Алтарь над Вифлеемской звездой.

29. Алтарь над Вифлеемской звездой в крипте Церкви Рождества.

30. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда в Церкви Рождества. Серебряная звезда на полу символизирует то место, где родился Иисус. Пол мраморный, над звездой находятся 15 светильников, шесть принадлежит православным, пять армянам и четыре католикам.

31. Нижняя часть алтаря – Вифлеемская звезда и вход в крипту. Четырнадцатиконечная звезда выполнена из серебра и окружена серебряными лампадами.

32. Вифлеемская звезда. Надпись на латыни гласит: «Здесь дева Мария родила Иисуса Христа – 1717.

33. Францисканский дворик около церкви Святой Екатерины.

34. Внутри церкви святой Екатерины. Церковь была построена на месте явления Христа святой Екатерине Александрийской и его предсказания о ее мученичестве (310 год нашей эры). Она похоронена на горе Синай. Церковь впервые упоминается в хроника пятнадцатого столетия. Скорее всего, она построена на месте монастыря времен крестовых походов. Кроме того, на этом же месте в пятом веке находился монастырь святого Иакова.

38. Внутренний двор церкви святой Екатерины.

39. Окно церкви святой Екатерины.

Я была там пять лет назад. в мае 2009 года. Прошу простить за качество фото.

Итак, Храм Рождества Христова был воздвигнут в Вифлееме над пещерой, где родился Иисус Христос.

Первый храм над пещерой, которая почиталась верующими, как место рождения Иисуса, был построен в 330-х гг. по указанию императора Константина Великого; освящение храма состоялось 31 мая 339 г.

Современное здание Храма Рождества Христова является единственным христианским храмом в Палестине, сохранившимся в целости с домусульманского периода.

Приоритет постройки Храма Рождества Христова принадлежит Византии. Матери византийского императора Константина, царице Елене было видение, согласно которому ей надлежало отправиться на Святую Землю возрождать христианскую веру.

В Вифлееме она посетила пещеру, в которой, как указали ей члены местной христианской общины, родился Иисус Христос. Над Пещерой Рождества в 322 году н.э. был воздвигнут Храм Рождества Христова.

Считают, что Храму Рождества Христова была придана форма креста.

Ясельная площадь. Храм Рождества Христова в Вифлееме

За сотни лет со времен персидских завоеваний, восстания самаритян, владычества мамлюков и оттоманской империи, некоторые постройки Храма Рождества Христова подверглись разрушению и разорению. Наружный вход Храма Рождества Христова уменьшили во времена арабов - сарацинов, которые имели обыкновение въезжать под своды христианской святыни верхом на лошадях и верблюдах.

С тех пор вход в Храм Рождества Христова получил название «Врата смирения» , так как вынуждает входящего под сень Храма Рождества Христова склонять голову. Остальные два входа в Храм Рождества Христова попросту замуровали.

Врата смирения.

В Храме и теперь можно увидеть постройки, а также внутреннее убранство, композиции церковной живописи, мозаики и иконы, созданные в разные периоды истории.

Со времен императора Константина в Храме Рождества Христова сохранились небольшие участки мозаичного пола с орнаментом и декоративным изображением растений и птиц.

При восстановительных работах во времена правления императора Юстиниана, пол в Храме Рождества Христова был заменен мраморной плиткой. На стенах Храма появились мозаики, изображающие Евангельские сюжеты, пророчества рождения Мессии, генеалогическое древо Иисуса Христа, Пальмовое шествие Иисуса Христа в Иерусалим, главные церковные соборы, каноны и постановления.

Проведение служб в Храме Рождества Христова и уход за предметами культа строго регламентированы между представителями православной греческой, католической и армянской христианской церкви.

Богослужения в Храме Рождества практически не прерывались с ранне-византийской эпохи.

С 1347 г. католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества.

Греческая церковь с 1244 г. владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Особое место в Храме Рождества Христова занимает необычная икона Божьей Матери. Икона Божьей Матери в Храме Рождества Христова в Вифлееме является даром императорского дома России. Это единственная икона Божьей Матери с изображением улыбающейся Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках. Уникальную икону Божьей Матери почитают, как чудотворную.

В Вифлееме, в Пещере Рождества в нише на полу из мрамора, на том месте, где более 2000 тысяч лет родился Иисус Христос, монахи - францисканцы установили серебряную Вифлеемскую Звезду с четырнадцатью лучами. Внутри, по кругу Звезды Вифлеема была сделана надпись на латинском языке - «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос» и дата установления Вифлеемской Звезды в Храме Рождества - 1717 год.

Эта Вифлеемская Звезда с 1853 года находится в Гроте Рождения в Храме Рождества Христова в Вифлееме. Над серебряной Вифлеемской Звездой развешены многочисленные лампады, относящиеся к различным христианским конфессиям.