Баухауз принципы. Баухауз - утопия, которая состоялась


Стиль баухаус отражает традиционную немецкую практичность. Даже в его названии выражено стремление к простоте: "bauhaus" в переводе с немецкого означает "строить дом". Именно под таким названием впервые сформировались новые принципы архитектурного дизайна.



Совсем немного истории

Годом основания стиля считается 1919-й, когда в германском городе Веймар молодой архитектор Вальтер Гропиус, заняв кресло руководителя новой высшей школы строительства и конструирования, предложил сосредоточиться на объединении индустриальных возможностей производства с простыми, но эстетичными формами.

Первые же проекты наглядно продемонстрировали перспективность нового взгляда на архитектуру, и стиль баухаус мгновенно стал символом новой эпохи индустриализации. Вскоре принципы нового стиля были отражены и в интерьерах.












Характерные черты

Основные характерные черты стиля баухаус были определены еще его основателями:

  • функциональность,
  • простота,
  • эстетизм.

При этом особое внимание уделялось максимальному использованию всех возможностей промышленного производства. Иными словами, создатели стиля стремились к промышленному, потоковому производству красивых и удобных вещей, в которых будут использованы новейшие разработки и материалы.

По сути, баухаус — это конвейерное производство шедевров, в которых красота форм неотделима от практичности, а простота является синонимом удобства.

Во многом именно благодаря стилю баухаус дизайн стал постепенно проникать в дома и квартиры рядовых граждан со средним достатком.













Форма, материалы и цвета

Баухаус легко определить в стиле интерьера и, в особенности, в стиле мебели. Его отличительные черты — прямые плоскости и линии, строгие геометрические формы, отсутствие лишних, отвлекающих и нефункциональных деталей.

Наличие металла в мебели практически безошибочно указывает на баухаус. Именно этот стиль доказал, что даже холодность стали может стать символом уюта и комфорта.

Являясь рупором индустриализации, баухаус не стесняется искусственных материалов, умело и эффектно сочетая их с деревом, стеклом, натуральной кожей и камнем.

Мебель в стиле баухаус — это кожа, грубая ткань, хромированные металлические элементы, пересекающиеся по диагонали стальные трубки. Весьма выразительна мягкая мебель в этом стиле — гнутые стальные трубки, строгие прямоугольные подушки, отсутствие подлокотников в креслах. Концепция встроенной мебели, яркими представителями которой являются шкафы-купе, тоже создана в рамках этого стиля.

Баухаус не отказывается от использования декора, но несколько по-иному смотрит на его использование. Декор в интерьере баухаус — не самостоятельное украшение, а часть общей идеи — красивый, но непременно функциональный.

Цветовая гамма в баухаусе, это обязательное сочетание холодных и теплых оттенков. Камень и светлая штукатурка непременно "разбиваются" теплотой натурального дерева, холодность металла и стекла — кожей или текстилем.








3 концепции стиля баухаус

  • Пространство — это жизнь.

Согласно концепции баухаус, человек должен жить не среди вещей и предметов мебели. Все они лишь его помощники, а не красивое и бесполезное окружение, поэтому каждый предмет мебели или декора должен быть простым — без излишней и пустой пышности.

Такие массивные и габаритные предметы как шкафы, необходимо встраивать, освобождая пространство для жизни.

  • Минимум украшений.

Создавая этот стиль, не следует увлекаться узорами, орнаментами, декоративным оформлением. В искусственных материалах отдавайте предпочтение однотонным глянцевым или матовым поверхностям, а заботу о декоративной привлекательности натуральных материалов оставьте самой природе: кожа, камень, дерево — фактура и декоративность каждого из этих материалов украсит помещение сама собой.

Bauhaus , как направление архитектуры, с отличительными особенностями форм и функций сформирован в Германии в начале прошлого века — в 1920-х годах, а затем продолжил своё развитие в США, после 1930-го года.

Особенности архитектуры Bauhaus.




Есть ряд характеристик Bauhaus / международного стиля архитектуры:
1) Минимум орнамента, максимум функциональности;
2) Использование асимметрии и повторяющейся симметрии;
3) Максимальное использование пространства помещений;

Bauhaus здания, как правило, кубической формы с прямыми углами (хотя некоторые встречаются с закругленными углами и балконами); имеют гладкие фасады и открытую планировку.


Со временем архитектурный стиль Bauhaus получал признание архитекторов и инженеров и распространился по всему миру. Американская форма архитектурного стиля Bauhaus трансформировала имя стиля в международный.

Международный стиль


Некоторые критики утверждают, что к архитектуре Bauhaus могут относиться здания построенные только в Германии, а все остальное следует относить к международному стилю — в то время как другие используют оба термина как синонимы одного явления. Редакция журнала поддерживает идею взаимозаменяемых понятий.

Термин международный стиль был принят после публикации книги историка Генри-Рассел Хичкока и архитектора Филиппа Джонсона, которая совпала с выставкой 1932г в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MoMA). Книга называется «Международный стиль».


Bauhaus архитектура посвящена социальному аспекту дизайна с созданием новых форм доступного для людей жилья.

Формирование и развитие стиля Bauhaus архитектуры произошло еще и благодаря прогрессу в строительных материалах и инженерии. Развитие строительных технологий, использование железобетона позволило придавать бетонным стенам любую форму.школе дизайна Баухаус , которая функционировала с 1919 по 1933 (первая в Веймаре, затем в Дессау), на прямую зависел от развития технологии в целом. Целью школы стало соединение всех искусства в рамках концепции дизайна. Чтобы создать эти новые связи и использовать технологии, недоступные ранее, совмещая их с новыми формами и образами, от каждого из своих 700 студентов школа требовала забыть все, что они знали на сегодняшний день.

Лучшие представители искусств того времени были приглашены Гропиусом для преподавания в школе —
художники : Пауль Клее, Василий Кандинский, Лионель Фейнин, Оскар Шлемер;
влиятельные архитекторы : Мис ван дер Роэ, Ханнес Майер, и сам — все внесли вклад в становление и формирование образа Bauhaus / международного стиля в архитектуре, промышленном дизайне и графическом дизайне.

Современная дизайнерская мода в интерьере и архитектуре находится на этапе пересмотра классических, формировавшихся веками стилей. Пересматривается взгляд на функциональность жилья, его эргономичность и эстетическое выражение. При этом существует довольно узкий пласт направлений, появившихся сравнительно недавно. К таким относится стиль баухауз, который зародился в начале прошлого столетия и по-прежнему сохраняет базовые принципы организации жилого пространства в условиях индустриальной эпохи.

Общие сведения о стиле

Формирование истоков стиля происходило в Германии в 20-х годах. Идеологом направления считается Вальтер Гропиус, который в 1919 году занимал кресло руководителя школы конструирования и строительства. На ее базе и был организован круг дизайнеров и архитекторов, которые выработали концепцию стиля.

Надо отметить, что оттенок индустриализма - не единственное, что к тому моменту было отражено в новой концепции. Основоположники направления стремились воплотить в нем потребности нового человека того времени. Как ни странно, многое из заложенного в первоначальных принципах актуально и на сегодняшний день. В то же время баухауз - архитектурный стиль, который выходит далеко за рамки интерьерного дизайна. И это касается не только стилистических черт, но и конструкционного исполнения, форм и материалов.

Принципы стиля

В основе стиля лежит принцип сращивания ремесла и прикладного искусства. Это значит, что художник становится творцом и мастером на одном уровне с ремесленниками, предлагая свои произведения для рядовых потребителей. Иными словами, стиль предлагает создание не сугубо практичных форм и предметов, а подлинных произведений искусства, которые занимают место в архитектурном ансамбле или же интерьере частного дома.

Для объединения искусства и ремесленничества был сформулирован принцип координации усилий специалистов разного профиля, которые бы могли вместе решать художественные, технические и экономические задачи, неизбежно возникающие на разных этапах строительства. На текущий момент баухауз - стиль в дизайне, который можно характеризовать как функциональный, простой и в то же время современный. Концепция направления в отличие от многих стилей не отбрасывает идеи обустройства жилья с привнесением технологичности. И если для направления хай-тек подобные решения во многом выглядят как элементы эстетического выражения, то баухауз использует их в практических целях.

Материалы для отражения стиля

Ограничений по выбору материальной базы стиль накладывает немного, но есть явный уклон в сторону тяжелых, долговечных и надежных конструкций. В частности, главным материалом можно назвать металл. Сегодня он практически не используется в интерьерах, но внешняя отделка вполне может быть выполнена с применением металлического сайдинга, профильных конструкций и балок.

В помещениях доминируют пластиковые и стеклянные поверхности. Но и в этом случае надо отметить, что оба материала должны пройти специальную обработку - пропитку или закалку для придания прочности и надежности. Есть место и для кожаных изделий, которые украшают собой дома в стиле баухауз, привнося также оттенки естественности. Что касается непосредственной отделки поверхностей, то штукатурка является главным средством оформления стен для этого стиля. По крайней мере, она выступает основой, на которой может быть применена и покраска, и оклейка обоями.

Цветовые решения

Пожалуй, это один из самых демократичных стилей в плане выбора цветов. Через оттенки поверхностей и декоративных элементов баухауз практически не выражается. В таких домах можно встретить и холодные, и теплые цвета. С другой стороны, можно выбрать тактику следования духу индустриального стиля. И тогда вновь на первый план выйдет тяжелая или как минимум нейтральная фактура, подчеркиваемая бежевыми, серыми и даже черными цветами.

Но при этом нельзя сказать, что консерватизм и аскетизм - главное, что должен отражать стиль в интерьере баухауз. Фото, представленное ниже, свидетельствует о том, что этому направлению также могут быть свойственны оттенки игры и контраста. Добавление синего, желтого и зеленого оттенков разбавят скучную палитру и едва ли сделают интерьер менее привлекательным и эстетически выразительным.

Требования к освещению

Если в выборе цветового оформления предоставляется определенная свобода, то для освещения существуют вполне конкретные правила. Прежде всего, организация размещения приборов должна быть разделенной. Для каждой функциональной зоны в помещении предусматривается своя группа источников. Причем упор делается на встроенные светильники, крупные люстры, торшеры и плафоны. И в этом контексте можно подчеркнуть сходство современной моды на светодиодное точечное освещение и стиля баухауз, который также тяготеет к функциональности и технологичности. Выбирать модели светильников следует по критериям мощности, массивности и яркости. Света должно быть много, но при этом надо помнить о комфортности для глаз. К примеру, LED-источники желательно использовать только в оснащении потолка. А для классических конструкций в тех же торшерах и люстрах применять обычные лампы накаливания.

Подходящие предметы мебели

В подходе к организации мебельной обстановки доминирует практичность. Иногда даже в ущерб эргономике. Так, дизайнеры рекомендуют отказываться от кресел с подлокотниками и дополнительными приспособлениями, повышающими комфорт. Оптимальным выбором будут компактные, трансформируемые предметы, которые не будут занимать много места и позволят рационально использовать свои функции. В плане материалов можно вспомнить, что баухауз - стиль в интерьере, который ориентируется на металл, пластик и стекло. Действительно, мода на экостили в данном оформлении не прослеживается, в чем, впрочем, есть свои положительные моменты. Корпуса из пластика и металла отличаются долговечностью и функциональностью, хотя и не всегда смотрятся эстетично, как мебель из натуральных материалов.

Элементы декора

К декоративным материалам и особенно украшениям как таковым стиль равнодушен. Полностью отказываться от подобного оформления не стоит, но желательно, чтобы оно носило определенную смысловую нагрузку. Это могут памятные картины, фотографии, фамильные подсвечники и т. д. В то же время стиль баухауз не накладывает ограничения на совмещение эстетической привлекательности и функциональности компонентов интерьера. Это значит, что вносить желаемые оттенки декора можно через текстиль, ковровые покрытия, ту же отделку стен и приборы освещения. Каждый элемент стоит выбирать исходя из общей стилистики помещения, на которую делается упор в рамках направления баухауз.

Отражение стиля в архитектуре

Данное направление в архитектуре изначально ориентировалось на строительство многоквартирных домов. Это были трех-четырехэтажные дома, формировавшие целые поселки для рабочих. Соответственно, речь могла идти только о квартирах малой площади, из чего и происходит определенное стремление к минимализму. Например, стиль баухауз в архитектуре предполагает устройство монохромных гладких поверхностей. Если же переносить этот жанр на современную почву строительства частных домов и коттеджей, то он может органично уложиться в концепцию оптимизации пространства. Это будет дом, в сооружении которого рационально использовались недорогие стройматериалы. Близка этому направлению также идея каркасного строительства на базе домкомплектов. В данном случае и сам процесс возведения здания будет оптимизирован.

Заключение

С точки зрения современного жителя мегаполиса, данный стиль предлагает немало интересных и оригинальных решений. За счет минимальных ресурсов он позволяет организовать самобытный неповторимый интерьер. Но также следует учитывать ограничения, которыми отличаются дома в стиле баухауз - как во внешнем оформлении, так и во внутреннем устройстве. В частности, придется отказаться от повышенной комфортабельности и декоративности. Эти качества обеспечиваются уже по остаточному принципу, а первое место отводится функциональности и простоте. При этом нет ограничений в части использования современных коммуникаций, технологичного оборудования и аппаратуры. Как и в период своего зарождения, так и в наши дни этот стиль идет навстречу техническому прогрессу и приветствует новые средства, расширяющие возможности эксплуатации жилого пространства.

Концепция школы «Баухаус»

БАУХАУС (нем. Bauhaus - «дом строительства»), Высшая школа строительства и художественного конструирования - художественное учебное заведение и художественное объединение в Германии (1919-1933), давшее искусству 20 в. много замечательных идей и ряд выдающихся деятелей.

Девиз Баухауса: «Новое единство искусства и технологии». Влияние идей Баухауса наиболее заметно в функциональной архитектуре современных офисов, фабрик и т.п. Кредо Баухауса - художник, ремесленник и технолог в одном лице - оказало глубокое воздействие на прикладное и изобразительное искусство, от книжного иллюстрирования и рекламы до мебели и кухонной утвари.

Бамухаус (нем. Bauhaus, Hochschule fьr Bau und Gestaltung -- Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) -- учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.

В XX веке многие принципы, определяющие внешний облик архитектуры, повсеместное употребление классических ордеров, продолжавшееся с XV по XIX века, были поставлены под сомнение: избыточность украшений не соответствовала техническим реалиям, и, отринув орнаментику, архитекторы переломили многовековую традицию. Вначале новые здания казались невыносимыми в своей наготе, но со временем общество научилось ценить ясные очертания и компактные формы нового стиля. У его истоков стоит Баухаус, теоретические посылки которого часто сводятся к лозунгу «функционализм», то есть что утилитарно, удобно, то и красиво. Однако это не совсем верно: лучшие создания функционализма красивы потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьем

В выпущенном школой «Манифесте» 1919 года архитектура была названа ведущим направлением в дизайне, провозглашались принципы равенства между прикладными и изящными искусствами, декларировались идеи повышения качества промышленной продукции. Основатели движения видели целью удовлетворение массовых потребностей населения и стремились сделать промышленные товары красивыми, доступными по цене и максимально удобными.

Школа Баухаус (Государственный Баухаус) была образована в Веймаре 25 апреля 1919 в результате объединения Саксонско-Веймарской Высшей школы изобразительных искусств и основанной Анри Ван де Вельде Саксонско-Веймарской школы прикладного искусства. Будучи инициатором создания нового заведения, на должность руководителя А. Ван де Вельде предложил кандидатуру молодого берлинского архитектора Вальтера Гропиуса.

Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Школа выпускала одноименный журнал («Bauhaus») и серию Баухаус-книг (Bauhausbьcher).

В 1925, когда Веймарские власти перестали субсидировать школу, заведение прекратило существование в Веймаре и было переведено в Дессау.

Директором школы с 1919 по 1928 был Гропиус, затем его сменил Ханнес Мейер, а в 1930 руководящую должность занял Людвиг Мис ван дер Роэ. Помимо них преподаванием занимались многие ведущие архитекторы и художники-авангардисты, в частности И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль.

В 1933 году, после прихода национал-социалистов к власти, школа была упразднена нацистским правительством (нацисты и в 1920-х выступали против Баухауса, считая школу рассадником коммунизма).

В середине 1930-х годов, Баухаус активно развивался в Палестине и Биробиджане, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи. В Тель-Авиве и Биробиджане наиболее целостно сохранились кварталы построенные в стиле Баухаус. В 1933 году Ханнес Майер представил генеральный план развития Биробиджана выполненный в стиле Баухаус, который был воплощен лишь частично.

Начало деятельности «Баухауза» проходило под влиянием утопических идей о возможности переустройства общества путём создания гармонической предметной среды. Архитектура рассматривалась как «прообраз социальной согласованности», признавалась началом, объединяющим искусство, ремесло и технику.

Студенты с первого курса занимались по определенной специализации (керамика, мебель, текстиль и т. п.). Обучение разделялось на техническую подготовку (Werkleehre) и художественную подготовку (Kunstleehre). Занятия ремеслом в мастерской института считалось необходимым для будущего дизайнера, потому что, только изготовляя образец (или эталон), студент мог ощутить предмет как некоторую целостность и, выполняя эту работу, контролировать себя. Минуя непосредственное общение с предметом, будущий художник-конструктор мог стать жертвой одностороннего ограниченного «машинизма», поскольку современное производство делит процесс создания вещи на разобщенные операции. Но, в отличие от традиционного ремесленного училища, студент «Баухауза» работал не над единичным предметом, а над эталоном для промышленного производства.

Не приходится говорить о том, что изделия «Баухауза» несли на себе ощутимый отпечаток живописи, графики и скульптуры 20-х годов с характерным для того времени увлечением кубизмом, разложением общей формы предмета на составляющие её геометрические формы. Образцы, выполненные в стенах школы, отличает энергичный ритм линий и пятен, чистый геометризм предметов из дерева и металла. Чайники, например, могли быть скомпонованы из шара, усеченного конуса, полукружия, а в другом варианте -- из полукружия, полусферы и цилиндров. Все переходы от одной формы к другой предельно обнажены, нигде нельзя найти желания их смягчить, всё это подчеркнуто контрастно и заострено. Текучесть силуэта можно проследить в изделиях из керамики, но это выражение свойств материала -- обожженной глины. Какими аморфными показались бы по сравнению с ними предметы времен модерна! Но основная разница между ними даже не в сопоставлении энергии баухаузовских вещей с нарочитой вялостью модерна. «Баухауз» искал конструктивность вещи, подчеркивал её, выявлял, а иногда и утрировал там, где, казалось бы, её нелегко было найти (в посуде, например). Напряженные поиски новых конструктивных решений подчас неожиданных и смелых, особенно характерны были в мебельном производстве: в «Баухаузе» родились многие схемы, сделавшие подлинную революцию (деревянные кресла Ритфельда, сиденья на металлической основе Марселя Брейера и мн. др.).

Техническая подготовка студентов подкреплялась изучением станков, технологии обработки металла и других материалов. Вообще изучению материалов придавалось исключительно большое значение, т. к. правдивость использования того или другого материала была одной из основ эстетической программы «Баухауза».

Новаторским был и сам принцип художественной подготовки. В прежних школах обучение живописи, рисунку, скульптуре по давней традиции носило пассивный характер и освоение мастерства происходило в процессе, почти исключавшем анализ натуры.

«Баухауз» считал, что одного только усвоения мастерства недостаточно для того, чтобы привлечь пластические искусства на службу промышленности. Поэтому, кроме обычных натурных зарисовок, технического рисования, на всех курсах шло беспрерывное экспериментирование, в процессе которого студенты изучали закономерности ритма, гармонии, пропорции (как в музыке изучается контрапункт, гармония, инструментовка). Студенты овладевали всеми тонкостями восприятия, формообразования и цветосочетания. «Баухауз» стал подлинной лабораторией архитектуры и проектирования промышленных изделий.

Очень интересна эволюция «Баухауза». Основанный путём объединения Веймарской академии художеств и школы Ван де Вельде, он первое время продолжал некоторые их традиции. Со временем влияние предшественников было утрачено. Важным в этом плане было постепенное упразднение таких «рукотворных», ремесленных специальностей, как скульптура, керамика, живопись на стекле, и большее приближение к требованиям промышленности, жизни. Вместо резной мебели из стен «Баухауза» стали выходить модели для массового изготовления, в частности образцы сидений М. Брейера.

Важной вехой в истории «Баухауза» был переезд училища из тихого патриархального Веймара в промышленный город Дессау. Здесь по проекту самого Гропиуса было построено замечательное, вошедшее в золотой фонд мировой архитектуры специальное учебное здание, объединяющее учебные аудитории, мастерские, общежитие студентов, квартиры профессоров. Это здание было во всех отношениях манифестом новой архитектуры -- разумной и функциональной.

Внутреннее оборудование квартиры самого Гропиуса, спроектированного им самим совместно с Брейером, по своей демократической основе было моделью прогрессивного жилища будущего. Оно отличалось удивительной скромностью, удобствами и во многом предвосхитило основные тенденции построения бытового пространства с его простором, обилием воздуха, отсутствием корпусной мебели. Примечательно не только общее решение, но и отдельные детали интерьера -- светильники, блоки кухонной мебели и мн. др.

На факультете металла проектировались образцы для местной фабрики; созданные в институте образцы обоев и обивочных тканей служили основой для фабричного производства массовой продукции.

В последние годы существования «Баухауза», когда во главе его стал коммунист Ганнес Мейер, особенно повысилась теоретическая подготовка студентов. Для изучения запросов массового потребителя, для того чтобы знать его нужды, постичь его вкусы, изучалась социология и экономика. Чтобы понять процесс производства, студенты должны были пройти непосредственно все его этапы. Такой метод обучения позволял им всесторонне освоить воздействие внешней формы предмета, особенности восприятия формы, фактуры, цвета, познакомится с оптикой, цветоведением, физиологией. Время, когда художник мог рассчитывать только на интуицию и личный опыт, как считали руководителя «Баухауза», ушло безвозвратно; студент формировался как всесторонне развитая творческая личность.

Прогрессивность «Баухауза», передовые взгляды его профессуры, открытая солидарность с Советским Союзом вызывали недовольство местных властей. В 1930 году Мейер отстраняется от руководства институтом и уезжает в Советскую Россию вместе с группой архитекторов. Во главе «Баухауза» становится замечательный архитектор Мис ван дер Роэ, но существовать «Баухаузу» остается недолго. Сразу после приходя нацистов к власти в 1933 году он ликвидируется. Большинство руководителей «Баухауза», в том числе Гропиус, Мис ван дер Роэ, Моголи-Надь, навсегда уезжают из страны. баухаус новаторский преподаватель

На стиль баухауз, ставший популярным в начале XX века, особое влияние оказало всеобщее увлечение в тот период геометризмом, кубизмом и конструктивизмом. В интерьере баухауз было принято использовать практичность и функциональность, отходя от ненужной роскоши буржуазии.

Эволюция стиля

От момента своего становления и до наших дней стиль баухауз непрерывно развивался и совершенствовался. Основная идея этого стиля — особая простота, соответствующая духу времени.

Используемые для дома предметы мебели и декоративные элементы должны обладать высокими качественными характеристиками, привлекательным внешним видом и обязательно функциональностью, удобством применения и доступной для большинства людей стоимостью. Предметы, находящиеся в интерьере, должны быть изготовлены в соответствии с принципами рационального и экономного расхода сырья.

Стиль баухауз ввел в моду потолки разной высоты для каждой комнаты в квартире.

Последователи направления баухауз впервые стали для изготовления удобной и необходимой мебели использовать металл. Впервые в качестве каркаса для стульев и столов применялась изогнутая металлическая труба.


Активно использовалась легко трансформируемая и принимающая разные формы и положения мебель. На сегодня эти идеи не только составляют основу современного дома, но и широко используются в офисах.

Материалы, цвет и освещение

Цветовая гамма стиля баухауз – преимущественно нейтральные тона (черный, белый, бежевый и серый). Часто эту палитру цветов разбавляют при помощи ярких вспышек – пятен красного, голубого, разных оттенков синего, зеленого и желтого. В интерьере применяются не только стеклянные, пластиковые и металлические поверхности, но и кожа с древесиной. Широко используются абстрактные рисунки и геометрические узоры.


Дом, оформленный в соответствии со стилем баухауз, можно назвать светлым – высокие потолки и яркие источники света помогают делать интерьер прозрачным. Для стиля характерно использование преимущественно горизонтальных плоскостей. К вертикальным можно отнести только окна и лестничные пролеты.


Дом, где используется стиль баухауз, распознать можно и по некоторым другим приметам.

  • Интерьер такого дома обязательно содержит геометрические формы – квадрат и круг, простой и вытянутый прямоугольник.
  • В пространстве широко применяются диагонали, вытянутые линии и некоторая асимметрия.

Традиционно в стиле баухауз используют просто оштукатуренные стены. Если применяются обои, то их поверхность должна напоминать ткань с геометрическим узором. Мелкий рисунок на обоях позволит сделать помещение более просторным. Современные обои, используемые в интерьере баухауз, – это графически точно выстроенный особый рисунок, позволяющий создать разнообразные кинетические эффекты. За счет таких рисунков интерьер становится утонченным и контрастным.


На пол принято стелить качественный линолеум с нейтральными рисунками. Органично в интерьер вписывается линолеум, имитирующий дерево или металлическую поверхность.

Особенности декора

Декор в стиле баухауз занимает очень небольшую нишу. В отделке преобладают монохромные и практически гладкие поверхности.


Лучшим украшением для таких интерьеров считается не использование различных аксессуаров, а оформление комнаты при помощи современной бытовой техники и ярких источников света, выделяющих отдельные зоны. В чистом виде стиль баухауз встречается достаточно редко, но его характерные черты заметить можно в таких стилях, как модерн, хай-тек, контемпорари, минимализм.

Выбор мебели

Мебель в стиле баухауз – это мебель для среднестатистического человека с самыми скромными доходами. Столы, стулья, диваны выбираются не из-за презентабельного вида, а из-за их высокой функциональности. Лаконичные и четкие формы, отсутствие декоративных элементов придают изделиям из дерева, пластика и металла простоту, удобство и современное совершенство. Для конструирования кресел и стульев используется принцип простого пересечения плоскостей. Обычно такие предметы мебели не имеют ручек и подлокотников.


Эргономичные стулья из гнутых металлических трубок, с подушками из кожи или брезента в качестве сидений считаются уже классикой в стиле баухауз. Основатели этого стиля считали, что предметы мебели должны быть не слишком дорогими, предельно функциональными и разборными. Использование металла и пластика позволяет сделать интерьер и гигиеничным, так как такие материалы легко чистить. На сегодня такая мебель прочно вписалась в интерьер офисов, общеобразовательных и медицинских учреждений.


Широкой популярностью пользуется трансформируемая мебель – столы и стулья, легко убирающиеся друг в друга, разборные табуретки и тумбочки. Столы от Джозефа Альберса помещаются один в один, их столешницы из закаленного стекла узнаваемы по чистым, ярким цветам. Простота и функциональность позволяет сделать интерьер комфортным для всех живущих в доме людей.