Агамемнон, царь-предводитель ахейцев в троянской войне. Агамемнон


Предводитель греческого войска во время Троянской войны . После убийства Атрея Эгисфом Агамемнон и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. Агамемнон стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре .

От этого брака Агамемнон имел трёх дочерей и сына Ореста . Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, Агамемнон, как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает Агамемнона доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера Агамемнона являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, Агамемнон похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида ; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока Агамемнон не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению ; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу. Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду , Агамемнон отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона , и бог, вняв мольбам Хриса. насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от Агамемнона возвращения Хрисеиды её отцу, Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу Брисеиду , что приводит к длительному самоустранению оскорблённого Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков (Нот. II. I 8-427; IX 9-692). О дальнейшей судьбе Агамемнона повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н.э.) и «Орестея» Стесихора. После взятия Трои Агамемнон, получив огромную добычу и Кассандру , возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия Агамемнона обольстить Клитеместру. Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдвигалась сама Клитеместра: встретив Агамемнона с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара.
Сказочное богатство Агамемнона и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают.возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс -Агамемнон» показывает, что Агамемнон, вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.
Из драматических произведений античности, посвящённых убийству Агамемнона, сохранились трагедии «Агамемнон» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть Агамемнона», «Электра» ).
В античном изобразительном искусстве Агамемнон - второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона "и др.). Убийство Агамемнона нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти Агамемнона лёг в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Оре-стея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо;
«Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.)

в «Илиаде» легенд. царь Аргоса, сын Атрея, предводитель ахейск. войска во время Троянской войны. Славился своими богатствами, отлич. мужеством и благородством. Во главе ахейцев десять лет осаждал Трою. После разруш. Трои А. вернулся в Аргос, где был убит своей женой Клитемнестрой и ее возлюбл. Эгисфом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Агамемнон

греч. Agamemnon)

в греческой мифологии сын микенского царя Атрея и его жены Аэропы, брат спартанского царя Менелая. После убийства Атрея его племянником Эгистом А. и Менелай убежали в Спарту, где женились на дочерях царя Тиндарея: А. на Клитемнестре, Менелай - на Елене. От брака А. с Клитемнестрой родились Ифигения, Хрисотемида, Лаодика (Электра) и сын Орест. Став царем Микен, принимал участие в троянском походе ахейцев. Привез ставшую его пленницей Кассандру в Микены. Был убит женой Клитемнестрой и ее любовником Эгистом.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Царь Микен и Аргоса, возглавлял поход греческих войск к Трое; его ссора с Ахиллом - центральное событие "Илиады". По возвращении Агамемнон был умерщвлен собственной женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом. Месть сына Агамемнона, Ореста, легла в основу трилогии Эсхила "Орестея".

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Агамемнон Агамемнон

(Agamemnon, Άγαμέμνων). Царь Микен, брат Менелая. Он женился на Клитемнестре, которая родила ему Ифигению, Кризофемиду, Лаодику (у трагиков Электра) и Ореста. Он был самым могущественным царем во всей Греции. Когда Парис увез Елену и греческие цари по призыву Менелая решились отомстить троянцам, то Агамемнон был избран предводителем всего войска. Но все-таки не Агамемнон герой “Илиады”, т. к. он ниже Ахиллеса по доблести и благородству. По взятии Трои ему досталась в добычу Кассандра, дочь Приама, с которой он возвратился домой. Здесь его убивает Эгисф, который в отсутствие Агамемнона жил с женой Агамемнона Клитемнестрой; Клитемнестра же убивает Кассандру. Сын Агамемнона Орест впоследствии мстит за смерть отца и убивает свою мать и Эгисфа.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

АГАМЕМНОН

(Άγαμέμνων), в греческой мифологии сын Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства Атрея Эгисфом А. и Менелай вынуждены были бежать в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея. А. стал царём в Микенах (которые античная традиция часто отождествляет с соседним Аргосом) и женился на дочери Тиндарея Клитеместре. От этого брака А. имел трёх дочерей и сына Ореста. Когда Парис похитил Елену и все её бывшие женихи объединились в походе против Трои, А., как старший брат Менелая и наиболее могущественный из греческих царей, был избран главой всей рати. «Илиада» изображает А. доблестным воином (описание его подвигов даётся в 11-й кн.), но не скрывает его высокомерия и неуступчивости; именно эти свойства характера А. являются причиной многих бедствий для греков. Убив однажды на охоте лань, А. похвалялся, что такому выстрелу могла бы позавидовать Артемида; богиня разгневалась и лишила греческий флот попутного ветра. Греки долго не могли выйти из Авлиды (пока А. не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению; этим фактом греческая традиция объясняет вражду Клитеместры к мужу) (Apollod. epit. Ill 21 след.). Захватив в плен во время одного из набегов на окрестности Трои Хрисеиду, А. отказывается вернуть её за большой выкуп отцу Хрису, жрецу Аполлона, и бог, вняв мольбам Хриса, насылает на греческое войско моровую язву. Когда выясняется истинная причина бедствия и Ахилл требует от А. возвращения Хрисеиды её отцу, А. отбирает у Ахилла его пленницу Бри-сеиду, что приводит к длительному самоустранению оскорблённого Ахилла от боёв и к тяжёлым поражениям греков (Ною. П. I 8-427; IX 9-692). О дальнейшей судьбе А. повествовали не дошедшие до нас эпическая поэма «Возвращения» (7 в. до н. э.) и «Орестея» Стесихора. После взятия Трои А., получив огромную добычу и Кассандру, возвратился на родину, где его ждала гибель в собственном доме; по более древней версии мифа, он пал во время пира от руки Эгисфа, успевшего за время отсутствия А. обольстить Клитеместру (Нот. Od. III 248- 275; IV 524-537). Начиная с середины 6 в. до н. э. на первое место выдви галась сама Клитеместра: встретив А. с лицемерной радостью, она затем в ванне набросила на него тяжёлое покрывало и нанесла три смертельных удара (Aeschyl. Agam. 855-1576).
Сказочное богатство А. и его выдающееся положение среди греческих вождей, о которых говорится в мифе, отражают возвышение исторических Микен в 14-12 вв. до н. э. и их господствующую роль среди ранних государств Пелопоннеса. Сохранившийся ритуальный эпитет «Зевс-Агамемнон» показывает, что А., вероятно, был первоначально одним из тех полубожественных героев-покровителей своего племени, чьи функции с образованием олимпийского пантеона перешли к Зевсу.
в. н. Ярхо.

Из драматических произведений античности, посвящённых убийству А., сохранились трагедии «А.» Эсхила (первая часть трилогии «Орестея») и Сенеки. Сюжет разрабатывался в европейской драматургии с 16 в. (Г. Сакс, Т. Деккер и др.). Интерес к мифу пробудился вновь во 2-й половине 18 в. (трагедии «А.» В. Альфьери, Л. Ж. Н. Лемерсье и др.). В 19-20 вв. сюжет лёг в основу около 30 трагедий, драматической тетралогии Г. Гауптмана («Ифигения в Дельфах», «Ифигения в Авлиде», «Смерть А.», «Электра»).
В античном изобразительном искусстве А. - второстепенный персонаж в многофигурных композициях (метопы северной стороны Парфенона и др.). Убийство А. нашло воплощение в росписи ряда греческих ваз и в рельефах нескольких этрусских погребальных урн.
В европейском музыкально-драматическом искусстве сюжет смерти А. лёг в основу либретто ряда опер 18- 20 вв. («Клитеместра» Н. Пиччини; «Клитеместра» Н. Цингарелли; «А.» Д. Тревеса; оперная трилогия «Орестея» С. И. Танеева; «Орестея» Ф. Вейнгартнера; «Орестея» Д. Мийо; «Клитеместра» Р. Прохазки; «А.» Д. Куклина; «Клитеместра» И. Пиццетти и др.) и кантат («Клитеместра» Л. Керубини и др.).


(Источник: «Мифы народов мира».)

Агамемнон

В “Илиаде” царь Микен и Аргоса, предводитель ахейского войска в Троянской войне. Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. Сын царя Микен Атрея и Аэропы. Супруг Клитемнестры (дочери Леды и спартанского царя Тиндарея). Брат спартанского царя Менелая, женатого на сестре Клитемнестры Елене Прекрасной. Под Троей Агамемнон был верховным вождем союзного ахейского войска. В день возвращения домой коварно убит Клитемнестрой, которая, пока муж воевал под Троей, вступила в связь с его двоюродным братом Эгисфом. Отец Ореста, Ифигении, Лаодики, Хрисофемисы и Электры.

// Жозе Мариа де ЭРЕДИА: Смерть Агамемнона // Николай ГУМИЛЕВ: Воин Агамемнона

(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Агамемнон" в других словарях:

    Исторический словарь

    1. герой «Илиады» Гомера (VIII в. до н.э.), трагедий Эсхила «Агамемнон» (458 г. до н.э.), Софокла «Алке» (ок. 455 445 до н.э.), Еврипида «Ифигения в Авли де» (408 405 гг. до Р.Х.). А. был героем эпических песен о Троянской войне еще в… … Литературные герои

    - (греч.). Мужское имя: весьма твердый, постоянный. Так назывался царь Микен, предводитель греков в Троянской войне. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АГАМЕМНОН греч. а) Муж. имя: весьма твердый,… … Словарь иностранных слов русского языка

    АГАМЕМНОН, в греческой мифологии царь Микен, предводитель ахейского войска в Троянской войне, брат Менелая. Принес в жертву Артемиде дочь Ифигению. После взятия Трои возвратился домой, где был убит женой Клитемнестрой и ее любовником Эгисфом … Современная энциклопедия

    В Илиаде царь Микен, предводитель ахейского войска в Троянской войне. Славился мужеством и богатством, одновременно отличался властностью и надменностью. Коварно убит женой Клитемнестрой … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 3 астероид (579) персонаж (103) царь (32) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Один из главнейших героев древнегреческого национальногоэпоса, сын Микенского царя Атрея и Эропы и брат Менелая. Бежал, поумерщвлении отца племянником его Эгистом, сыном Тиеста и воцарениипоследнего, вместе с братом в Спарту. Здесь братья… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Возвращение Агамемно … Википедия

    Агамемнон - в мифах древних греков предводитель греческого войска во время Троянской войны. После убийства его отца Атрея Агамемнон и Менелай бежали в Этолию, но царь Спарты Тиндарей, пойдя походом на Микены, заставил Фиеста уступить власть сыновьям Атрея.… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Герои древнегреческой мифологии всегда вызывали пристальный интерес. Они храбры, мужественны, обладают недюжинной силой, их жизнь полна захватывающих приключений, драматических событий и любовных страстей. О них написано много произведений и снято немалое количество интересных фильмов. Одним из таких героев является Агамемнон.

Агамемнона мифология изображает смелым и могучим воином, но в то же время и мнительным человеком, который может потеряться в сложной ситуации. О нем в своих произведениях писали Гомер, Еврипид, Эсхил, Софокл. Существует и миф о царе Агамемноне, убившем лань Артемиды. О жизни, приключениях и смерти этого героя мы и расскажем сегодня.

Непростое детство

Как указывают древние хеттские источники, некогда существовал правитель, имя которого было Акагамунас. Он управлял землей ахейцев, то есть греков, примерно в XIV веке до новой эры. Среди исследователей бытует мнение о том, что этот правитель с определенной долей вероятности может «претендовать» на роль исторического прототипа Агамемнона.

Согласно древнегреческим мифам, место рождения Агамемнона - Микены. Там, после кончины царя Эврисфея, у которого не было потомков, Атрей, отец нашего героя, стал правителем. Его матерью была Аэропа, дочь царя острова Крита Катрея.

Свое детство Агамемнон, как и его младший брат Менелай, провел в тяжелой атмосфере нескончаемых интриг и напряженной борьбы за власть. Она велась между братьями Атреем и Фиестом.

На глазах Агамемнона, бывшего еще ребенком, его отец совершил жестокое убийство своих родственников - Тантала и Плисфена, бывших сыновьями Фиеста. А также мальчик стал свидетелем страшной мести, когда сын Фиеста, Эгисф, убил Атрея.

Бегство и возвращение

После перехода власти в Микенах к Фиесту Агамемнону и его брату пришлось бежать в Спарту, где царь Тиндарей предоставил им убежище и защиту. Но как только у Агамемнона появилась возможность, он возвратился на родину и отомстил за смерть своего отца. Он убил Фиеста и с помощью Тиндарея стал микенским царем, будучи законным наследником Атрея. Агамемнон прославился как один из могущественнейших и богатейших властителей Греции. Он был в хороших отношениях со всеми соседями-царями, ему даже удалось помириться с Эгисфом, убийцей своего отца.

В начале свой семейной жизни Агамемнон был счастлив как муж и отец четырех детей. В то время, как его брат Менелай женился на Елене Прекрасной, его супругой стала Клитемнестра, которая родила ему трех дочерей (это - Хрисофемида, Электра, Ифигения) и одного сына, которого звали Орест. Обе девушки-невесты были дочерями царя Тиндарея.

Так счастливо и спокойно жил в роскошном дворце царь Агамемнон, что уже стал бояться того, что не сможет совершить никаких подвигов и не познает славы.

Похищение Елены

Однако Агамемнону не суждено было окончить свои дни в безмятежности. У его брата Менелая, после смерти Тиндарея ставшего правителем Спарты, троянский царевич Парис похитил жену Елену, прихватив при этом и сокровища. Братья собрались в поход на Трою, а Агамемнон стал во главе войска. Это объяснялось тем, что он был братом Менелая, а также одним из самых уважаемых, сильных и богатых ахейских властителей, значительно расширившим свои владения после восшествия на престол.

Действия Париса были неслыханной дерзостью и оскорблением не только Менелаю, но и всей его семье. Сначала братья пытались договориться с троянцами миром, надеясь, что и Елена, и богатства будут непременно возвращены. Однако отец Париса, царь Трои Приам, согласился вернуть сокровища, но поддержал сына в его отказе от расставания с Еленой. Тогда и было принято решение идти походом на Трою.

Эта военная экспедиция сулила ее участникам богатую добычу и громкую славу. Менелай и Агамемнон собрали большое количество кораблей и воинов в гавани Авлиды, готовых к выступлению против Трои. Но, как повествует древнегреческий миф, вскоре случилось непредвиденное.

Гнев Артемиды

Судьбе было угодно распорядиться таким образом, что Агамемнон, сам того не ведая, прогневал В древнегреческой мифологии она являлась девственной, вечно юной богиней охоты. А также она была богиней плодородия, целомудрия женщин, покровительствовала всему живому, давала счастье в семье и помогала во время родов. Римляне отождествляли ее с Дианой.

У Артемиды было два культовых животных, одно из них - медведица, второе - лань. Случилось так, что Агамемнон во время охоты убил лань Артемиды. Нужно отметить что Гомер в поэме «Илиада» изображает царя Агамемнона не только как доблестного воина, но и как неуступчивого высокомерного человека. Подобные свойства Агамемнона не раз служили причиной многочисленных бед для ахейцев. Не был исключением и случай с убийством лани.

После стал хвалиться перед своим окружением присущей ему необычайной меткостью. Он подчеркнул, что такому замечательному выстрелу могла позавидовать сама богиня Артемида. Услышав эти слова, покровительница охоты страшно разгневалась и поклялась отомстить этому тщеславному человеку.

Необходимая жертва

Направляясь в Трою, объединенные греческие войска, во главе которых стоял царь Агамемнон, надолго задержались в одной из беотийских гаваней - Авлиде, так как никак не могли дождаться попутного ветра, чтобы выйти в море. Объяснение этому явлению дал находившийся при войске прорицатель Калхант.

Как оказалось, это были «проделки» обиженной Агамемноном Артемиды. Именно она в качестве мести за убийство священной лани и похвальбу царя наслала безветрие. Чтобы заслужить милость богини, необходимо было принести ей дочь Агамемнона Ифигению в качестве жертвы.

Поначалу несчастный отец возмутился и не захотел дальше слушать жреца. Однако на кону стояли такие серьезные вещи, как честь брата, чувство долга перед солдатами, ответственность за исход задуманной грандиозной операции. Все эти факторы перевесили чашу весов не в пользу Ифигении, и Агамемнон с прискорбием был вынужден подчиниться воле своенравной богини.

Обман дочери

Посланный царем гонец сказал дочери царя неправду, сообщив, что ее с нетерпением ожидают в Авлиде, так как сам легендарный Ахилл просит ее руки. Душа обманутой девушки воспылала гордостью и счастьем, ведь именно ее в качестве спутницы жизни выбрал овеянный славой герой.

И Ифигения, сопровождаемая матерью и братом Орестом, отправилась из родных Микен в Авлиду. Однако там ее ждала страшная весть о том, что вместо счастливой свадьбы и желанного замужества ее ожидает роль несчастной жертвы.

Далее членов семьи Агамемнона, включая и его самого, ждали сильные душевные волнения и жестокая внутренняя борьба. Молодой и красивой Ифигении трудно было смириться со смертью во цвете лет. Тем тяжелее ей было это сделать, что в ней вспыхнула любовь к Ахиллу, который всячески противился решению Агамемнона принести девушку в жертву. Любящая мать Клитемнестра также всеми доступными ей силами и средствами пыталась спасти дочь от смерти.

Согласие Ифигении

Все это сильно подействовало на царя Агамемнона, и он уже почти был готов отказаться от своего решения, но это стало почти невозможным. Дело в том, что как главнокомандующий в военном походе и на поле боя он пользовался непререкаемым авторитетом и широкими властными полномочиями, его слово было законом.

Однако вне указанных обстоятельств он не мог диктовать свои правила объединенным войскам. Поэтому он был вынужден исполнить волю военных, которые настаивали на принесении Ифигении в жертву. Но случилось так, что точку в этом нелегком споре поставила сама девушка. Проявив невиданные мужество и героизм, она выразила добровольное согласие отдать свою жизнь в обмен на успех общего дела.

Чудесное спасение

Сцена подготовки к принесению жертвы была очень тяжелой. Во время приближения Ифигении к жертвенному алтарю суровые сердца воинов, тронутые геройским поведением девушки, дрогнули, они стояли в полной тишине, потупив головы. Жрец Калхант возносил молитву Артемиде, прося ее благосклонно принять жертву и сменить гнев на милость, посодействовав грекам в осуществлении счастливого плавания и быстрой победы над троянцами.

После этого он поднял нож, занеся его над Ифигенией, но вдруг произошло неожиданное чудо. Как только острие ножа соприкоснулось с девичьим телом, тело мгновенно исчезло. На его месте оказалась лань, доставленная туда Артемидой, которую и пронзил нож Калханта. Своенравная богиня-охотница, похитив дочь Агамемнона, перенесла ее в далекую Тавриду (сегодняшняя территория Крымского полуострова) и там сделала жрицей посвященного ей храма.

Высокая цена

Но при этом Артемида назначила цену за спасение жизни отважной девушки. Ей было поставлено условие о том, что в будущем она обязана принести в жертву перед статуей богини Артемиды любого из чужеземцев, которого ей доставит царь здешних мест Фоант. Долгих 17 лет, будучи жрицей тавридской Артемиды, Ифигения мучилась сознанием того, что ей предстоит страшная обязанность вонзить нож в тело невинной жертвы.

Нужно отметить, что, несмотря на то, что в конце концов Ифигения возвратилась из чужой Тавриды в родные места, обрести свободу ей не было суждено. До конца жизни она оставалась служительницей Артемиды в новом храме в Бравроне, расположенном на берегу Аттики, не испытав семейного тепла. Однако богиня, сжалившись, избавила свою жрицу от принесения человеческой жертвы.

Конец Агамемнона

Ну а Агамемнон, победив в войне с Троей и вернувшись на родину с огромной добычей, прихватив и предсказательницу Кассандру, дочь Приама, обрел бесславную кончину под крышей своего собственного дома.

По этому поводу в мифах существует две версии. Одна из них, более ранняя, гласит о том, что царь Агамемнон погиб на пиру от рук Эгисфа, который за годы отсутствия полководца обольстил Клитемнестру.

Более поздняя версия, которая сложилась к середине VI века до новой эры, рассказывает, что Агамемнон был убит Клитемнестрой собственноручно. Она встретила возвратившегося из долгосрочного похода супруга, изобразив на лице безмерную радость. Когда же он принимал ванну, она накинула на него покрывало и трижды пронзила его ножом насмерть.

агамемнон википедия, агамемнон
Агаме́мнон (др.-греч. Ἀγαμέμνων) - в древнегреческой мифологии царь микенский (в позднейшей легенде), сын микенского царя Атрея и Аэропы (или Плисфена и Клеоллы, или Плисфена и Аэропы) и брат Менелая, муж Клитемнестры, один из главнейших героев древнегреческого национального эпоса - «Илиады» Гомера, где его ссора с Ахиллом является центральным событием.

После убийства отца, Атрея, племянником Эгисфом, сыном Тиеста, Агамемнон вместе с братом бежал в Спарту, где искал убежища у Тиндарея. Здесь братья женились на дочерях спартанского царя Тиндарея, Агамемнон на Клитемнестре, Менелай - на Елене. По смерти Тиндарея, престол перешёл к Менелаю. С помощью брата, Агамемнон сверг Фиеста с престола и воцарился в Микенах. Впоследствии он расширил свои владения и стал могущественнейшим властителем во всей Греции.

Его дети Орест, Хрисофемида, Электра и Ифигения (в ранней версии дети Ифимеда, Электра, Орест).

  • 1 Исторический прототип
  • 2 Ранние годы
  • 3 Троянская война
  • 4 Возвращение и смерть
  • 5 Родословная
  • 6 астрономии
  • 7 музыке
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки

Исторический прототип

Хеттские источники упоминают о правителе по имени Акагамунас (хетт. Akagamunaš), правившем страной Аххиява (хетт. Ahhiyawa, букв. «земля ахейцев») в XIV веке до н. э.. Этот правитель является вероятным историческим прототипом Агамемнона.

Ранние годы

Атрей, отец Агамемнона, убил детей своего брата-близнеца Тиеста и скормил ему их тела, узнав о том, что Аэропа изменила ему с Тиестом. Дочь Тиеста, Пелопия, родила от отца Эгисфа, который убил Атрея и захватил вместе с отцом микенский трон. Агамемнон с братом Менелаем вынуждены были бежать в Спарту, где женились на дочерях Тиндарея. браке с Клемнестрой у Агамемнона родилось четыре ребёнка: сын Орест и дочери Ифигения, Электра и Хрисофемида. Агамемнон, которому помогал брат, изгнал из Микен Эгисфа и Тиеста, а затем в битвах с соседями увеличили свои владения, став величайшим из греческих правителей.

Троянская война

В Троянскую войну Агамемнону принадлежало главное начальство над всем войском. Решившие двинуться походом против Илиона совещались в Элленионе в Спарте. По другой версии, они совещались в Эгионе (Ахайя), почему там и стоит статуя Зевса Гомагирия. Отправлявшиеся походом на Илион клялись не прекращать войны у статуи Зевса Механея в Аргосе. Перед войной Агамемнон посетил оракул в Дельфах. Медный порог шатра Агамемнона показывали в Авлиде. Нечаянно убил лань Артемиды и был вынужден принести в жертву свою дочь Ифигению, но она в последний момент была спасена Артемидой.

Привёл под Трою 100 кораблей. Воздвиг алтарь 12 богам на острове Лект, а также святилище царя у озера Селинусия (Иония). «Илиаде» убил 11 троянцев. Убил Ифидаманта и Главка. Всего убил 16 воинов. погребальных играх по Ахиллу участвовал в состязании наездников.

Из-за прекрасной пленницы Брисеиды у него возник раздор с Ахиллесом. Злой рок преследовал весь его род, начиная с родоначальника Тантала и заканчивая самим Агамемноном и его детьми - Ифигенией и Орестом.

Возвращение и смерть

Возвращение Агамемнона Смерть Агамемнона

По поздней версии, возвращаясь из-под Трои, посетил Ифигению в Тавриде. Либо по пути основал Микены, Тегею и Пергам на Крите. Построил храм Афины на мысе Онугнафон в Лаконике.

По возвращении на родину с Кассандрой, одной из дочерей Приама, взятой в добычу, он погиб от руки Эгисфа (по Гомеру) - или своей супруги - по другим источникам (трагедии). Той же участи подверглась и Кассандра. Те, кто вернулись с ним из Илиона, были убиты Эгисфом на пиру, их могилы, как и Агамемнона, в Микенах. Также могильный памятник в Амиклах.

Одиссей встречает его в Аиде. После смерти его душа выбрала жизнь орла.

Его почитали в Клазоменах. Спарте почитали Зевса-Агамемнона. По Стесихору и Симониду, его дворец находился в Спарте.

Храбрость, благородство и царственное величие отличали, по словам Гомера, этого мужа. Печальная судьба и роковой конец его в особенности были излюбленной темой древних трагедий. Местом погребения его называют Микены и Амиклы. Спарте Агамемнону воздавались божеские почести. Херонее хранился, как святыня, его скипетр, - произведение Гефеста. Изображения Агамемнона часто встречаются в памятниках искусства, но лишь очень редко на первом плане. «Агамемноном» называли Гнея Помпея.

Действующее лицо трагедий Эсхила «Агамемнон», Софокла «Эант», Еврипида «Ифигения в Авлиде» и «Гекаба», Иона Хиосского и неизвестного автора «Агамемнон», Сенеки «Троянки» и «Агамемнон», Расина «Ифигения».

Родословная

В астрономии

В честь Агамемнона назван астероид (911) Агамемнон, открытый в 1919 году.

В музыке

Part I & II by Agamemnon (Швейцария, 1981 г.)

  1. Agamemnon’s Youth - Agamemnon, King Of Mykene (19:45)
  2. Agamemnon At Troja - Agamemnon’s Death (19:40)

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. 2 т. Т.1. С.32-33; Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. 3 т. Т.1. С.53-54; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека III 2, 2 и далее
  2. 1 2 3 Бочаров Николай Алексеевич. Справочник мифологии
  3. Пиндар. Пифийские песни XI 32; Еврипид. Ифигения в Тавриде 4; Елена 391 и др.
  4. Гесиод. Перечень женщин, фр.194 М.-У.
  5. Гесиод. Перечень женщин, фр.195 М.-У.
  6. Еврипид. Ифигения в Авлиде 1155
  7. Гесиод. Перечень женщин, фр.23а М.-У.
  8. Gerd Steiner The Case of Wiluša and Ahhiyawa // Bibliotheca Orientalis. - 2007. - Т. LXIV, № 5-6.
  9. Erich Ebeling, Bruno Meissner, Dietz Otto Edzard. Reallexikon Der Assyriologie Und Vorderasiatischen Archaologie. - Walter De Gruyter Inc, 1999. - Т. 1 (A – Bepaste). - С. 57. - ISBN 311004451X.
  10. Гиндин Л.А., Цымбурский В.Л. Введение // Гомер и история Восточного Средиземноморья. - М., 1996. - С. 129.
  11. "Agamemnon". Encyclopædia Britannica (11th ed.). Cambridge University Press
  12. Павсаний. Описание Эллады III 12, 6
  13. Павсаний. Описание Эллады VII 24, 2
  14. Павсаний. Описание Эллады II 22, 2
  15. Гомер. Одиссея VIII 80
  16. Павсаний. Описание Эллады IX 19, 8
  17. Софокл. Электра 566-569; Гигин. Мифы 261
  18. Гомер. Илиада II 576; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э III 12; Гигин. Мифы 97
  19. Страбон. География XIII 1, 48 (стр.605)
  20. Страбон. География XIV 1, 26 (стр.642)
  21. Гигин. Мифы 113
  22. Гигин. Мифы 114
  23. Квинт Смирнский. После Гомера IV 616-666
  24. Драконций. Трагедия Ореста 44-107
  25. Веллей Патеркул. Римская история I 1, 2
  26. Павсаний. Описание Эллады III 22, 10
  27. Гомер. Одиссея XI 412
  28. Павсаний. Описание Эллады II 16, 6
  29. Павсаний. Описание Эллады III 19, 6
  30. Гомер. Одиссея XI 387; XXIV 20
  31. Платон. Государство X 620b
  32. Павсаний. Описание Эллады VII 5, 11
  33. Ликофрон. Александра 1123, 1369 и комм.; Климент. Протрептик 38, 2, из Стафила
  34. Стесихор. Орестея, фр.216 Пейдж, Симонид, фр.44 Пейдж = Схолии к Еврипиду. Орест 46
  35. Аппиан XIV 67

Ссылки

  • Агамемнон // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • На Викискладе есть медиафайлы по теме

агамемнон, агамемнон википедия, агамемнон илиада, агамемнон снимки, агамемнон уикипедия

Агамемнон Информацию О