Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР на тему «Звук и буква "п". Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе


Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п

Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать фонетический слух, выразительность речи,память

Стихотворения

БУКВА «П»

Буква «П» – дверной проём,

Две рейки параллельных в нём.

Третья – перекладина –

Подходит для держателя.

«П» – любимая подушка,

Положи её под ушко.

Пусть тебе приснится сон –

Прекрасный дивный он.

Пятью пять – двадцать пять,

Пятью шесть – тридцать.

Таблица пригодится,

По ночам всем детям снится.

Петя пел, Петя пел,

Поздоровался – пропел!

Просо Петя поклевал,

Пляску птицам показал.

Фонетическую зарядку нам припас Фантомас

Царь устроил на весь мир

Пышный пир.

Пир – 3 звука, 1 слог.

Первый звук [п], он с о г л а с н ы й

Дидактическая игра "Доскажи словечко

В луже грязной он лежал,

От восторга хрюкал и визжал.

Это был не лягушонок,

А чумазый … (поросёнок).

В ночь любимая подружка

Прилегла ко мне под ушко,

Навевала сладкий сон:

Право, вовсе не кадушка –

Моя милая … (подушка).

А у Толи день рожденья –

Называем день варенья.

Надо подвести итог –

Испечь вкусненький … (пирог).

Вот пузатый синьор,

Красный, круглый … (помидор).

На представление созывает,

Пляшет он и играет.

С языка не сходит шутка,

Также байка-прибаутка.

О встрече с ним каждый мечтает,

Может, когда-нибудь повстречает.

Вместо бус на шее сушка,

Веселит людей … (Петрушка).

Игра «Составь слова»

З а д а н и е. Соедини линиями части слов, прочитай их, объясни значение полученных слов.

ТОКА ПО ТОК

Игра "Сочини с некоторыми словами стишки" П р и м е р н о т а к и е:

Пила пилит, пилит,

Круглое бревно распилит.

Будем печку мы топить,

Дерево благодарить.

Вот с горы бежит поток –

Это вовсе не потоп.

Снег растаял и потёк,

Вниз пустился наутёк.

Папа наш чинил порог,

А потом испёк пирог.

Гости тут же на порог.

К чаю подадим пирог.

Домашнее задание "Сочини со взрослыми"

Например:

Почитаем – поиграем

Букетик из буквенных шаров

Играть с тобой всегда готов.

Игровое з а д а н и е. Составь слова из этих слогов и букв.

О н и м о г у т б ы т ь т а к и м и: поле, лапа, пять, песок, пыль, пила, спутник, пара, пятак, полёт, пенал, путь.

З а д а н и е. Составь свою игру, предложи поиграть в неё друзьям.

Без загадок ни на шаг

На руке есть молодцы –

Роста разного удальцы. (Пальцы.)

Стадо в круг зовет рожок,

То играет … (пастушок.)

На огороде стояло,

Воробьев, ворон пугало,

Стаи птичек разгоняло. (Пугало.)

Я с огромною рукой

Груз переношу большой,

Чётко опускаю.

Ничто не роняю. (Подъёмный кран.)

Под осинами стоит,

Грибников к себе манит,

В кузовке у них лежит. (Подосиновик.)

Гордо на столбе сидит,

Вслед за солнышком глядит. (Подсолнух.)

Важно по двору шагает,

Он со шпорами … (петух).

Впереди вожак бежит,

Дым пускает, гудит,

А за ним вагоны

Бегут до перрона. (Поезд.)

С ч и т а л к а

Зайка по лесу петлял,

На игру зверей сзывал,

По секрету всем сказал:

– Ждем звериный карнавал!

Карнавал! Карнавал!

Зайчик всех пересчитал:

Волк, олень, медведь, лиса,

Енот, барсук, выходи за круг.

З а д а н и е. Считалку заучи, игру с друзьями начинай этой считалкой.

Раз, два, три четыре, пять!

Плечи выше поднять.

Раз, два, три!

Плечи, руки опусти.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начнем шагать со счета пять.

Пять, шесть! Всем присесть.

И встать.

Семь, восемь, девять, десять!

Уши дружно развесить

Лень на ниточку подвесить.

Игровое задание " Выучи стишок " Можешь по утрам во время зарядки проговаривать эту считалку.

Чтение сказки "Заботливый петух"

Жил-поживал на хозяйском дворе Петух. Был он красивым, на высоких ногах. Красный гребень украшал голову Петуха. Перья отливали красно-золотистым цветом. Особую гордость составлял хвост. Он был разноцветным, сверкал всеми цветами радуги. Здесь же рядом прохаживалась с ним курочка с выводком цыплят, которые неотступно следовали за своими родителями. Петух зорко следил, чтобы деток никто не обижал. Даже большой кот его боялся. Он никогда не смотрел в сторону цыплят.

Петух же найдет зернышко или червячка, сразу деток зовёт. Цыплята весело пищат, благодарят своего папу Петуха. Курочка заведет игру с цыплятами, и тут Петух им помогает.

Однажды произошёл удивительный случай. Было так: полетел с тополей пух. Он вился, порхал в воздухе и падал на землю, устилая двор. Петух озабоченно сказал Курочке:

– Кланя, хотя на улице жарко, но почему-то идёт снег. Побереги деток, не замерзли бы они.

Курочка засмеялась и ответила:

– Нет, Петя, они не замерзнут, потому что на дворе лето, стоит жара. То, что ты принял за снег, всего-навсего тополиный пух. Нам он не опасен.

Петух облегченно вздохнул и звонко прокричал своё:

– Ку-ка-ре-ку!

Итог: Прочитай или расскажи сказку родителям и друзьям, нарисуй иллюстрации этой сказки.

Публикации по теме:

Игры и задания со звуком [Б] и буквой Б Дидактическая игра "Договори словечко" Буратино с букварём Идет в школу прямиком Барабас его встречает, Буратино … (убегает). Быстро крылья.

Игры и задания со звуком [В] и буквой в Стихи «БУКВА «В» Цифра три, цифра три С единицей впереди. Не спеши, погоди, Вместе их соедини. С правильным написанием сличи, Букву «В».

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Знакомство с буквой з и звуком [з]» Цель: Уточнить артикуляцию звука З, познакомить с образом буквы, закрепить образ буквы, готовить руку к письму. Задачи. Обучающие: Упражнять.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» Тема: Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш. Задачи: - познакомить детей.

Конспект занятия учителя-логопеда «Знакомство со звуком и буквой Э» План - конспект занятия Тема: «Звук и буква Э» «Путешествие в страну звуков» Цель: Познакомить детей со звуком и буквой Э Задачи: 1. Закреплять.

Доброго времени суток дорогие мои читатели!

В рубрике учим буквы сегодня буква «П» . С маминой буквой мы уже познакомились, а сегодня папина буква. Малыши с малых лет так же быстро запоминают букву П . Первые слова, которые ребенок быстро учится писать это слова мама и папа, а затем уже и свое имя.

Работая с детьми, не трудно было заметить, что ребенок научился писать эти слова. Спросите почему? Да потому, что на всех рисунках ребенка начинают появляться слова. А уж когда малыш научился писать свое имя, то он стремиться оставить свой автограф на каждом рисунке.

Но согласитесь мало знать букву и уметь писать простые слова, надо еще и многое другое уметь делать и поэтому вам в помощь практический материал . Это и художественное слово , и кроссворды , и ребусы , и игры на букву «П»

Буква «П»


Веселые стихи

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

– Ну-ка, милый, не ленись –

Подойди да подтянись.

А. Шибаев

Поросенок изумился:

– Ох, как долго я не мылся!

Быть грязнулей неохота! –

И отправился в болото.

Погляди, павлин какой!

Хвост как веер расписной.

Не гордись, павлин, хвостом –

Прослывешь большим глупцом.

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от страха.

Подходящие ворота.

Проходи, кому охота!

Дома букву П найдем,

Заглянув в дверной проем.

Г. Ванюхина

П – турник. На нем гимнаст

Подтянулся сорок раз.

Подтянись попробуй ты

И не бойся высоты.

В. Степанов

Письмо само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти –

Оно пробежит, пролетит, проплывет

Тысячи верст пути.

С. Маршак

* * *Прыгать я всегда готов,Но не понимаю,

Почему так высоко

Планку поднимают?

Влез на букву озорник:

Он решил, что П – турник.

Е. Тарлапан

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле.

В. Степанов

Пели-пели-пеликаны –

Это птицы великаны.

В. Степанов

Мы подарок маме

Покупать не станем –

Приготовим сами,

Своими руками.

О. Высотская

Подъехал к стройке

Кран подъемный.

Подъемный кран –

Силач огромный.

Е. Балгинина

Скороговорки

Пословицы и поговорки

1. Пишут не пером, а умом.

2. Поздно поднялся – день потерял,

В молодости не учился – жизнь потерял.

3. Правда глаза колет.

4. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

5. Переливать из пустого в порожнее.

6. Признание – половина исправления.

Игры

Игра «Кто больше?».

Сначала перебираем все слова с буквой «п», находящиеся на полу
(плинтус, паркет, палас ), затем – на потолке (лампа, побелка, паучок ).

Игра «Профессии».

Назовите десять профессий на «п». (Плотник, пианист, пекарь, почтальон, парикмахер, продавец, программист, пилот, певец, продюсер, посудомойщик.)

Игра «Знатоки сказок».

Названия каких сказок начинаются на «П»?

Игра «Доскажи словечко».

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?.. (Палатка).

Вперевалку шел со льдин

К нам на утренник… (пингвин).

Я – хозяйка разных снов

Про дельфинов, про слонов,

Про дворцы хрустальные

И про звезды дальние.

Вы ложитесь, и на ушко

Вам нашепчет сны… (подушка).

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это?.. (Петушок).

Не будильник, а разбудит,

Запоет – проснутся люди.

На головке – гребешок.

Это Петя-… (петушок).

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней… (помидора).

Я взял муку и взял творог,

Испек рассыпчатый… (пирог).

Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый… (пальчик).

На цветы она садится,

Не устав с утра трудиться.

Людям воск и мед дала

Беспокойная… (пчела).

Над цветком кружит, кружит,

Села, сок с цветка взяла,

Мед готовит нам… (пчела).

Игра «Слова-невидимки».

– Я – самый лучший ткач на свете.

П – – –

– Во мне, смеясь, играют дети.

П – – –

– Я – два ботинка, две перчатки.

П – – –

– Из-за меня рассохлись кадки.

– – – –

О т в е т: паук, парк, пара, жара.

Игра «Лесенка».

Игра «Выпусти пар!».

Игра «По одной букве».

А теперь попробуем менять слова, отнимая от них по одной букве.

1. Эти шесть букв можно увидеть на полу.

П – – – – т

2. Эти пять букв в руках того, кто идет из магазина.

П – – – т

3. Эти четыре буквы ищите в дипломатических документах.

П – – т

4. Это слово знает любой шахматист.

П – т

5. Это слово ищите в танце.

О т в е т: паркет, пакет, пакт, пат, па.

Игра «Волшебная цепочка».

Замените одну букву в словах:

палка – галка – балка;

печка – речка – сечка;

печка – пачка – почка;

пень – день – тень – лень;

порт – сорт – корт – торт;

пол – вол – кол – кон – кот – кит.

Игра «Найди слово в слове».

Плуг (луг, гул ); полк (пол, кол ); поля (Оля ); парта (тара, пар ); перевод (ведро, дерево, перед ); поднос (дно, одно, под, нос, сон ); плов (лов, вол, пол ).

Игра «Составь новые слова».

Из букв данного слова составьте новые слова.

1. Начинай с буквы «П».


О т в е т: пень, польза, письмо, портфель, пальцы, пальто, пять.

2. Допиши слова.

О т в е т: погода, помело, подвал; поводок, порядок, позиция; перелом, перевод, перекос

3. Кругограммы.

1. Найдите слово. 2. Прочитайте загадку, начиная с «не».

О т в е т: подберезовик. О т в е т: не рыбак, а сети

расставляет. (Паук.)

4. Птицы.

5. Клоун.

Клоун разбросал слова, если вы их соберете, то у вас получится загадка.

О т в е т : Летом я летаю, мед я собираю,

Но когда меня подразнишь, тогда я кусаю. (Пчела.)

Ребусы

О т в е т: пенал, подарок, подушка.

Перевертыши

Поп. Потоп. Пуп.

Загадки

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

(Петух.)

Я бываю выше дома

И легко одной рукой

Поднимаю груз огромный.

Кто, скажите, я такой?

(Подъемный кран.)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(Поезд.)

Где прошел – там пыли нет,

Пыль и сор – его обед.

(Пылесос.)

Иноземец эксцентричный

Хвост завел себе отличный –

Хвост как веер расписной!

Догадайтесь: кто такой?

(Павлин.)

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник.)

Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(Пчела.)

Многорукий царь Гордей

Наплел ловушек да сетей.

Как расставит он ловушки,

Прошипит: «Ловитесь, мушки

Да букашечки!».

(Паук, паутина.)

Пшеничные кафтанчики,

В кафтанчиках – кабанчики.

(Пончики.)

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки,

Что угодно для души.

(Пенал.)

Кто имеет пятачок,

Не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьет он из корытца.

(Поросенок.)

Посадили зернышко –

Вырастили солнышко.

(Подсолнух.)

Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос?

(Пастух.)

Этому овощу в поле

Хорошо расти на воле.

Чем жара стоит сильнее,

Тем он слаще и краснее.

(Помидор.)

Он носом в землю постучит,

Взмахнет крылом и закричит.

Кричит он даже сонный,

Крикун неугомонный.

(Петух.)

Длинной шеей поверчу –

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут – положу:

Человеку послужу.

(Подъемный кран.)

Девочка Аленушка

Посадила зернышко,

Летом выросло на грядке

Золотое солнышко.

(Подсолнечник.)

А. Прокофьев

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги.

(Подорожник.)

Этот зверь, себе на грех,Дорогой имеет мех.Двести сорок три стрелка

День и ночь палят в зверька.

(Песец.)

В этом хоре музыкантыВсе во фраках, словно франты.Но поет ужасно хор.

Хору нужен дирижер.

(Пингвины.)

Ползет улитка, за улиткой – нитка.Нитка витая, улитка золотая.

(Перо.)

Ветер дует-дует – никак не сорвет!

Солнышко пригреет – само спадет.

(Пальто.)

Два брюшка, четыре ушка.

(Подушка.)

Если день стоит пригожий,

Он не выйдет из прихожей.

Если дождик моросит,

Он на улицу бежит.

(Плащ.)

Живет она в поле,

Там корма вволю!

Мышь городская

Сестра ее родная.

(Полевка.)

Кто приходит по утрамИ приносит письма нам?

(Почтальон.)

Пять братцев вместе родятся,

А росту разного.

(Пальцы.) Г. Виеру

Ростом разные, в работе равные.

(Пальцы.)

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут они не за горой –

День и ночь со мной:

Целый десяток верных ребяток!

(Пальцы.)

А вотчина его квокчатая.

(Петух.)

Пора учиться читать слова начинающиеся на букву П. Смотрите и скачивайте следующие страницы нашего тренажера по чтению. Как всегда занятие построено от простого к сложному. Сначала отрабатывется чтение слогов-слияний по таблице. Потом ребенок читает коротенькие слова из 3 букв. Обязательно покажите юному ученику схемы-подсказки под словом. Дуга - слог-сляние. Точка - отдельно читающаяся согласная, тире - гласная.

Смотрите и скачивайте следующие страницы нашего тренажера по чтению.

Как всегда занятие построено от простого к сложному.

Сначала отрабатывется чтение слогов-слияний по таблице.

Потом ребенок читает коротенькие слова из 3 букв.

Обязательно покажите юному ученику схемы-подсказки под словом. Дуга - слог-сляние. Точка - отдельно читающаяся согласная, тире - гласная.

И в конце идут длинные слова и целые предложения.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все файлы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Картинки в архивах не помечены водяными знаками.


П п Отгадай загадки: Набитый перьями мешок, Сон сладкий я на нём увидеть смог. (подушка) Это что же- хлопья снега? Или вата кружит в небе? – Закружил снег летом вдруг И укрыл он всё вокруг. Лёгким покрывалом стелется Белая метелица. (тополиный пух) Какой 1-й звук в словах-отгадках?
















Рассмотри в зеркало артикуляцию мягкого звука [П " ] Артикуляция звука Губы сомкнуты и раскрываются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Горло не дрожит, нет голоса. Произнеси звук [П " ] Есть ли преграда, когда мы произносим звук П? Где воздух встречает преграду? Значит, какой звук П – гласный или согласный? Дрожит ли при произношении звука горлышко? Значит, звук звонкий или глухой?


ЗАПОМНИ: Звук [П " ] – согласный, глухой, мягкий.


Дифференциация (различие) звуков [П] и [П " ] Одинаково ли произносятся звуки [П] и [П " ]? При произношении какого звука кончик языка прижат к нижним зубам? При произношении какого звука спинка языка выгнута? При каком звуке губы больше напряжены?

Светлана Гонина
Изучение буквы п и звука [п] в подготовительной группе

Цель : знакомство детей с буквой П и звуком [п]

Задачи :1. Учить находить звук [п] в словах и тренироваться в чтении слогов.

2. Развивать у детей связную речь, мышление.

3. Воспитывать доброжелательность, усидчивость и интерес к занятию.

Ребята, приготовились к занятию.

Для начала давайте вспомним, с какими буквами вы уже знакомы . Я показываю букву , вы хором ее произносите и называете звук . Буква А , звук [а] (Дети называют, опираясь на наборное полотно)

Ребята, у меня на столе лежит письмо, интересно, от кого оно к нам пришло! Здесь написано, что письмо от почтальона Печкина из Простоквашино. Давайте посмотрим, что внутри. В нем лежит буква , с которой нам предлагает познакомиться сегодня почтальон Печкин. Но прежде, чем мы узнаем, какая именно это буква , посмотрим, кто изображен на картинках. (достаются картинки из письма) ПАНДА, ПТИЦА, ПЧЕЛА, ПИНГВИН

С какого звука начинаются все эти слова? (Со звука п )

Давайте теперь вспомним, как пыхтит каша (п-п-п, а как пыхтит паровоз (п-п-п)

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с буквой П и звуком п (достается карточка с буквой П из письма )

- Буква П является согласной или гласной? Как мы это проверим? (пропеть)

Каким цветом обозначаются согласные буквы ?

А на что похожа буква П ? Давайте послушаем стихотворения про букву П .

Говорил недавно кто-то

П – похожа на ворота,

На хоккее, на футболе

Буква П – ворота в поле (показ картинки)

А другой сказал тут маме :

«Буква П в спортивном зале

Перекладиною стала!»

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди, да подтянись. (картинка)

А дома букву П найдем

Заглянув в дверной проем (картинка)

Давайте выложим букву П с помощью счетных палочек. (выкладывают) . Теперь напишем букву П в тетрадях в верхней части листа. (показ на доске, с последующей записью детьми буквы в прописях )

Поднимемся на ножки и прокатим букву П на паровозе .

Загудел паровоз (наклон вперед)

И вагончики повез (вращать руки перед собой)

П-п-п-п (прыжки)

Прокатили букву П (вращать руки перед собой)

Садимся на места. Почтальон Печкин приготовил для вас игру (достать из письма, которая называется «Доскажи словечко»

И от ветра, и от зноя,

От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко!

Что это?. (палатка)

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда,

Двойное Р содержит он

И называется (перрон)

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он- веселая игрушка,

И зовут его (петрушка)

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?. (петушок)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту-

Зовусь я (подосиновик)

Я – хозяйка разных снов,

Про дельфинов, про слонов,

Вы ложитесь и на ушко

Вам нашепчет сны… (подушка)

Он круглый и красный,

Как свет светофора.

Среди овощей

Нет сочней (помидора)

Молодцы, ребята! Вы знаете, пока мы с вами играли, буква П подружилась с некоторыми гласными буквами . Давайте посмотрим на доску.

ПА ПИ ПЕ ПУ ПО

Прочитаем слоги все вместе. Попробуйте сами придумать слова, которые начинаются с данных слогов. (помочь, если затрудняются ПЕ-НАЛ)

Теперь запишем слоги, представленные в тетрадях. Открываем тетради, берем карандаши и пишем слоги.

Сейчас я прочитаю слова, а вы назовете только те, которые начинаются на букву П .

Слушаем внимательно.

ПОЛКА, СТУЛ, ПОДУШКА, ПАРК, КЛУМБА, ПОСУДА, БУМАГА. (дети называют)

Теперь придумайте сами слова, которые начинаются или содержат букву П .

Итак, с какой буквой и каким звуком мы познакомились на занятии?

- Буква П является гласной или согласной?

Публикации по теме:

Анализ занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуки, буквы и слова» Возрастная группа: подготовительная к школе группа-подгруппа детей (8 человек) Цель: Совершенствовать умения различать на слух и в произношении.

Цель:сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, учить применять эти знания в дорожных ситуациях,способствовать потребностям.

Комплексная игра по развитию речи и рисованию в подготовительной группе «Большие буквы» 1. Игра «Вспомни алфавит» - дети стоят в круге, перебрасывая мяч, друг другу по-очереди, называют буквы алфавита по порядку и любое слово.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Потерянные буквы Мэри Поппинс» Учитель - логопед Уроженко Ольга Львовна I квалификационной категории Педагогический стаж работы -18 лет МБДОУ комбинированного вида № 134.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Гласные звуки и буквы» Цель: обобщить знания дошкольников об изученных гласных звуках и буквах (а, о, у, и, ы). Задачи: Развивающая: Развивать фонематический.

Конспект НОД в подготовительной группе «Наши друзья - звуки и буквы» Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Задачи: - формировать умение разгадывать числовые и буквенные.