Яркое светило казахской науки и культуры. Биография


1. Будущий просветитель родился на территории нынешней Костанайской области в 1873 году. Судьба распорядилась так, что Ахмету пришлось расти без отца: когда мальчику было 13 лет, его отец был осужден за избиение начальника уезда – тот оскорбил род Байтурсына – и сослан на каторжные работы в Сибирь. Его бунтарский характер передался Ахмету.

2. Подрастающий Ахмет посвятил юность не работе на пастбище и не забавам, присущим подросткам, а самообразованию. Сначала он окончил русско-казахскую школу, основанную Ибраем Алтынсариным в Торгае, затем Оренбургское учительское училище. Так Байтурсынов стал педагогом в Актюбинском, Каркалинском и Костанайском уездах.

3. Во время работы учителем Ахмет повстречал любовь своей жизни – дочь лесника Александру Ивановну. Правда, под этим именем ее впоследствии мало кто знал: после заключения брака в мечети города Троицка девушка начала исповедовать ислам и стала зваться Бадрисафой Мухамедсадыккызы.

4. Ахмет Байтурсынов был первым редактором газеты «Казах», первый номер которой вышел в 1913 году. У издания было более трех тысяч подписчиков, его читали на казахской земле, а также в России и Китае. На его страницах Байтурсынов с единомышленниками поднимали проблемы развития казахского языка, призывали народ к единению и политической борьбе.

5. Байтурсынов был автором первого казахского «Букваря», провел языковую реформу, создал собственный алфавит . Также из-под его пера вышли такие лингвистические труды как «Пособие по родному языку», «Изложение курса казахского языка», «Руководство к изучению грамматики» и другие.

6. Пробовал себя Ахмет Байтурсынов и как поэт, и как баснописец. Например, взяв за основу сюжеты классических басен Эзопа, Лафонтена, Крылова и добавив к ним национальный колорит, он создал оригинальные произведения, в которых обличал колонизаторскую политику России, произвол властей.

7. Имя Байтурсынова связано с созданием Алаш-Орды и партии «Алаш». Он был одним из авторов программы партии, ключевой идеей которой было создание казахской автономии. За участие в деятельности партии на Байтурсынова началась охота, последовали один арест за другим.

8. В 1909 году ученый был арестован и заключен в Семипалатинскую тюрьму за распространение идеи автономного самоуправления. В 1929 году случился второй арест: Байтурсынова обвиняли в том, что во время поездки в Баку он встречался с зарубежными учеными, а также пытался наладить связь с Мустафой Чокаем. Через год ему предъявили обвинение в контрреволюционной деятельности, подготовке восстания в Казахской степи. Потом была ссылка в Архангельск.

9. В Алма-Ату Ахмет Байтурсынов вернулся в 1934 году. Однако спустя три года, в 1937 году, поднялась новая волна сталинских репрессий. Байтурсынова и других представителей интеллигенции арестовали и приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Супругу Байтурсынова Бадрисафу также арестовали и отправили в ссылку в Свердловскую область, где она тяжело заболела.

10. Имя Ахмета Байтурсынова было реабилитировано только в 1988 году. Сегодня в честь него названы улицы во многих городах Казахстана, установлены памятники. В Костанае его именем назван университет, в котором открыт музей. В Алматы действует музей в доме, в котором хоть и недолго, но жил и работал этот талантливый ученый и просветитель, ярый борец за свободу своего народа.

Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

Памятник А. Байтурсынову в г. Костанае

Дом-музей Байтурсынова в Алматы

Бюст А. Байтурсынова у Дома-музея в Алматы

казахский байтурсынов языкознание грамматика

Ахмет Байтурсынов -- казахский общественный и государственный деятель, член Коммунистической партии большевиков (ВКП б) (репрессирован в 1937 году), просветитель, ученый-лингвист, литературовед, тюрколог, переводчик.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жа?а Емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

Ахмет Байтурсынов разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

Расстрелян в период Большого террора, реабилитирован посмертно.

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным. В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895--1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадрисафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск, затем в Каркаралинск, где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

«Для того, чтобы сохранить свою самостоятельность, нам необходимо всеми силами и средствами стремиться к просвещению и общей культуре, для этого мы обязаны первым долгом заняться развитием литературы на родном языке. Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своем языке и имеет свою литературу…».

Газета просуществовала 5 лет -- до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. Более того, Ахмет Байтурсынов вступил в члены Коммунистической партии большевиков (ВКП б). С 1919 года -- член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.

В июне 1929 года ему припомнили политическую деятельность, он был арестован органами НКВД, сидел в тюрьме в Кызыл-Орде, как и в царское время опять с Миржакипом Дулатовым, и был выслан в Архангельскую область, а жена Бадрисафа Мухамедсадыковна (до принятия мусульманства -- Александра Ивановна) и приёмная дочь Шолпан отправлены в Томск. В 1934 году по ходатайству Е. Пешковой (жена Максима Горького), работавшей тогда в комиссии Красного Креста, Ахмет Байтурсынов был освобожден. Тогда же он вместе с семьёй (уже трое приёмных детей) вернулся в Алма-Ату и жил в доме, позже ставшем его Домом-музеем. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря, расстрелян как «враг народа» по приговору тройки НКВД.

Как сложилась жизнь потомков одного из основателей правительства Алаш-Орды, лингвиста и просветителя Ахмета БАЙТУРСЫНОВА (на правом снимке)? Истории тех, кому почти всю жизнь пришлось скрывать свое происхождение.

Встречу мы назначаем в доме-музее Ахмета Байтурсынова в Алматы. Несколько просторных комнат, интерьер, который попытались максимально приблизить к тому, что был при жизни ученого-лингвиста, и вещи - свидетели тех дней. Это дом приемной дочери Ахмета Шолпан, здесь он провел последние годы своей жизни, отсюда его навсегда забрали в октябре 1937 года.
Мы располагаемся в одной из комнат, вокруг стенды с фотографиями ученого и рассказы о нем. Их - детей, внуков и правнуков родных братьев и сестры Ахмета Байтурсынова - очень много. Они разбросаны по всему Казахстану и миру. Но эту фамилию носит только наш герой - Серик Самыратович БАЙТУРСЫНОВ (на верхнем снимке) , внук Ахмета. Впрочем, блюстители точных фактов могут придраться к моим словам. Ведь общеизвестно, что Байтурсынов был женат, но своих детей у него не было. А соответственно, не может быть и внуков. Но история этой семьи настолько запутана, что порой напоминает детектив. Да, у Байтурсынова были только приемные дети. В официальных источниках значатся три имени: Аумат, Казихан и Шолпан - это родные племянники просветителя, которых он воспитывал. Но был и еще один приемный ребенок - отец нашего героя Самырат КАКИШЕВ, происхождение которого скрывали и при жизни Байтурсынова, и многие годы после его смерти. Такая таинственность объясняется очень просто:
Самырат был самым младшим мальчиком в роду Байтурсыновых - как говорят казахи, шаңырақ иесі (хранитель шанырака). Ребенок, жизнь которого нужно было сохранить во что бы то ни стало, и это не раз делали все, кто хоть как-то был причастен к этой семье. Однажды, после ареста Байтурсынова, в аул, где жил Самырат со своими родными, нагрянули военные. Они искали мальчиков - продолжателей рода великого казахского просветителя. Тогда одна из женщин накрыла Самырата большим казаном и этим спасла его.
- Мой отец - сын самого младшего брата Ахмета Байтурсынова Машена, которого репрессировали в тридцатых годах. У отца было 12 старших сестер, из которых в живых осталась только Шолпан - та самая девочка, которую удочерил Ахмет. Остальные умерли, - рассказывает Серик Самыратович. - Времена были тяжелые. Сам Байтурсынов в то время находился в ссылке, а мой папа - тогда еще совсем мальчик - попал в интернат. Там он жил вместе с сестренкой. Чтобы сохранить жизнь брата, она отдавала ему свою еду и в результате умерла от голода. Когда Ахмета освободили и он вернулся в Алма-Ату, то стал искать родных и выяснил, что самый младший племянник - в интернате. По просьбе Байтурсынова отца нашли и привезли в Алма-Ату. Тогда папе было 14 лет.
Самырат всю жизнь носил фамилию Какишев и только зрелым человеком взял отчество Байтурсынович. О том, что он потомок одного из основателей правительства Алаш-Орды, мужчина практически никому не рассказывал. Об этом знали только самые близкие. Все это объясняется просто: двое старших приемных сыновей Байтурсынова сгинули в лагерях еще в тридцатых, а приемная дочь Шолпан, единственная из всех потомков этой семьи носившая фамилию и отчество Ахмета Байтурсынова, из-за гонений на приемного отца дважды сидела в тюрьме. Но несмотря на трудное детство и родственника - врага народа, Самырат сумел крепко встать на ноги. В советские времена он был почетным строителем: его детища - гостиница “Казахстан” и баня “Арасан”, и занимал различные посты на госслужбе. Но все равно тщательно скрывал свое происхождение.
- Я и сам почти всю жизнь был Какишевым, это отец настоял на том, чтобы я взял фамилию великого предка. Это произошло уже в 90-х, - продолжает Серик Самыратович. - После этого, конечно, говорили, что я сделал это специально: мол, решил воспользоваться громкой фамилией. Но, знаете, это совершенно не так. Мне не нравится, когда меня воспринимают только как внука Байтурсынова. Ведь я и сам из себя что-то представляю. О том, что наша семья имеет к нему какое-то отношение, я узнал, когда был подростком. Но родители мне сказали, что никому рассказывать об этом нельзя. И я молчал. Мы смогли говорить о том, что мы Байтурсыновы, только в конце 80-х, когда дед был реабилитирован.
Внешне наш герой абсолютный славянин, пошел в маму-белоруску. Из-за этого в его жизни возникало немало забавных ситуаций. Внук Ахмета Байтурсынова? Кто? Этот русский парень? Некоторые даже не верили. Но Серик Самыратович относится к этому с юмором.
- Так распорядилась природа, - улыбается он. - Вот мои родные сестры и мои дети похожи на казахов. А я пошел в маму, но ведь внешность не главное.
Серик не имеет никакого отношения ни к литературе, ни к строительству. Он всю жизнь занимался спортом. Сначала был футболистом, потом тренером, а потом стал руководителем. Сейчас он директор специализированной школы высшего спортивного мастерства.
- Мы всего добились сами: ни отец, ни я не могли воспользоваться родственными связями, - признается мужчина. - Хотя, конечно, после того как я стал Байтурсыновым, некоторые казахи стали относиться ко мне с большим вниманием. Все-таки Ахмет для нашего народа - это величина. Даже президент сказал, что Байтурсынов - это совесть и честь нации.
Некоторых из своих многочисленных двоюродных братьев и сестер Серик Самыратович даже не знает. Ближе всех для него семья Шолпан - его родной тети, той самой приемной дочери Байтурсынова. Ее дочь Айман - лаборант, сын Болат, которого уже нет в живых, был директором завода и председателем профсоюзной организации области. Все выбрали свой путь, но каждый помнит о том, кто был их предком. Сейчас их связывает музей, который появился на карте Алматы благодаря стараниям Шолпан и Самырата, который умер в 1997 году. Они сделали все, чтобы дом, который тогда принадлежал совершенно посторонним людям, сделали местом памяти великого казаха. Его близкие собираются здесь по праздникам. Главный за столом Серик Самыратович - теперь он хранитель шанырака. Человек, который должен передать следующим поколениям память о своем знаменитом предке.

Байтурсынов был блестящим литератором, педагогом, лингвистом. Он реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. В 1912 году Ахмет Байтурсынов исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане , Иране .

Ахмет Байтурсынулы разработал основы казахского языкознания, научную терминологию для определения казахской грамматики.

В Большой советской энциклопедии упоминается, как религиозно-националистический идеолог. В октябре 1937 года Ахмет Байтурсынов был снова арестован, а спустя два месяца, 8 декабря расстрелян как «враг народа» в застенках НКВД.

Биография

Когда Ахмету было тринадцать лет, к ним в аул приехали полицейские во главе с полковником Яковлевым и устроили погром, отец Ахмета Байтурсын Шошак-улы и три брата Ахмета не стерпели издевательств и избили полковника. За это были высланы на 15 лет в Сибирь.

Ахмет Байтурсынов обучался грамоте у аульных мулл. Родственники отдали его в Тургайское двухклассное русско-казахское училище. Окончив его А. Байтурсынов отправляется в Оренбург для продолжения образования и поступает в четырёхлетнюю учительскую школу, основанную просветителем Ибраем Алтынсариным . В Оренбурге он испытывал большие финансовые трудности, но всё же окончил школу в 1895 году.

В 1895-1909 годах преподавал в аульных волостных училищах Актюбинска, Кустанайского и Каркаралинского уездов.

Во время работы в Кустанайском уезде Ахмет Байтурсынов жил в доме у лесника, где полюбил его дочь Александру Ивановну. Они поженились. Брак их был совершен по-мусульмански в Кустанае, и она изменила свое имя и фамилию, стала именоваться Бадриссафой Мухаметсадыковной Байтурсыновой. Они жили в Кустанае, где он работал в русско-казахской школе учителем. На следующий год переехали в Омск , затем в Каркаралинск , где пробыли до 1909 года. Но детей у них не было.

В 1905 году активно включается в политическую деятельность. Один из авторов «Каркаралинской петиции», в которой декларировались требования прекратить экспроприацию земли у казахов, приостановить поток переселенцев, учредить народные земства. В 1907 году он был впервые заключен в тюрьму за критику царской администрации, а в 1909 году Байтурсынов был вторично заключён на 8 месяцев без суда в семипалатинскую тюрьму.

В 1913 году Байтурсынов вместе с бывшим депутатом Первой Государственной думы Алиханом Букейхановым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».

Отрывок из газеты «Казах»:

Газета просуществовала 5 лет - до осени 1918 года. За это время она стала главным национальным общественно-политическим и научно-литературным изданием.

В 1917 году на двух Общекиргизских съездах в Оренбурге участвовал в создании казахской партии «Алаш» и был одним из организаторов и руководителей правительства Алаш-Орда. Согласно постановлению ВЦИК от 4 апреля 1919 года был амнистирован. После этого перешёл на сторону советской власти. С 1919 года - член Кирревкома, нарком просвещения, член ВЦИК, КазЦИК.