Яркие зимние дни грамматическая основа. Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи
И как ее найти в предложении? На какие вопросы отвечает сказуемое и подлежащее? Именно эти темы на протяжении долгих школьных лет обучения мало-помалу познают дети. И это совсем немудрено, ведь тема глубокая и имеет много подводных камней.
Грамматическая основа
Итак, как распознать основу предложения? Для начала нужно разобраться с определением По сути, это главная часть любого предложения, которая определяет предмет, его действие и то, чем он является. А именно это подлежащее и сказуемое. В школе допустимо считать их словосочетанием, но если копнуть глубже, то в не совсем так. Вопросы звучат так:
- Подлежащее - "кто" или "что". Это может быть любой предмет, человек, животное, живое и неживое существо и местоимение, которое в предложении использовано в именительном падеже.
- Вторая часть грамматической основы - сказуемое. Отвечает на вопросы "что он такое" или "кто он такой", "что делает", "каков предмет", "что с ним происходит".
Примеры основной части предложения
Для примера можно взять несколько
- "Мальчик (кто?) идет (что делает? - здесь сказуемое является глаголом) домой."
- "Ему грустно (что происходит с предметом?)." В этом примере сказуемое выражено наречием, а именно состоянием главного персонажа.
- "Он мал (каков предмет?)". Сказуемое здесь является кратким прилагательным.
- "Олег - ученик (кто он такой?)." В этом примере сказуемое выражено одушевленным существительным.
- "Байкал - большое озеро". Здесь используется неодушевленное существительное, а сказуемое отвечает на вопросы "чем является" или "что он такое".
Составное глагольное сказуемое
Простое сказуемое, или как его еще называют глагольное, может быть выражено в любом наклонении. Всегда является глаголом, что понятно из его названия. Такое сказуемое отвечает на вопросы, поставленные в любом времени. Не всегда простое сказуемое выражено одним словом, например:
- "Я буду петь". "Буду петь" - простое сказуемое, выраженное глаголом в форме сложного будущего времени.
- Как будто, словно, точно, как бы, будто , используемые со сказуемым - модельные частицы, которые не выделяют запятыми, как в случае со сравнительными союзами.
- "Она было пошла к двери, как вдруг остановилась". Здесь «было» - модельная часть, обозначающая действие, которое началось, но не свершилось. Запятыми такие части не выделяют, в отличие от таких как бывало и бывает , которые имеют значение регулярного повторения действий.
- В случае с фразеологизмом в качестве сказуемого, чтобы его отличить от составного типа, следует помнить следующее: первый легко заменить одним словом, но нельзя вместо него поставить "быть" (в любой его форме).
Составное именное сказуемое
Этот тип сказуемого, в свою очередь, делится на подтипы: может быть глагольным, именным или трехчленным. Эти части предложения могут состоять из двух и более слов, которые и определяют тип.
Основная и вспомогательная части, которые выражены словами, обозначающими действие, образуют составное глагольное сказуемое. Одна из них всегда употребляется в неопределенной форме, а вторая выражается глаголами, обозначающими начало, продолжение и окончание действия. В этом качестве используются слова должен, рад, могу, готов и другие, которые являются краткими прилагательными. Также эта часть выражается словами, обозначающими состояния, имеющими значение возможности, желательности и необходимости, а также дающими эмоциональную оценку действия.
Именное сказуемое отвечает на вопросы относительно действий предмета и в своем составе может иметь существительное и прилагательное в именительном и творительном падежах, а также причастие, числительное, наречие и местоимение, которые используются вместе со вспомогательными глаголами.
Сложное сказуемое является объединением между собой глагольного и именного сказуемых.
Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.
Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.
Статья отвечает на самые важные вопросы:
- Как найти грамматическую основу предложения?
- Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
- Из чего состоит грамматическая основа?
Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.
Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.
- Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
- Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
- Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
- Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.
Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .
Сказуемое
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:
Составные сказуемые
Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.
Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:
Составное именное сказуемое может состоять из:
- Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
- Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
- Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
- Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.
В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.
Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.
Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.
В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!
В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.
В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.
В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.
Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями:
Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?
Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Примеры :
- Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего |
Примеры |
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного |
Трое вышли из леса. |
Имя прилагательное в роли существительного |
Сытый голодному не товарищ. |
Причастие в роли существительного |
Отдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий . |
Завтра обязательно наступит. |
|
Междометие |
Далече грянуло ура . |
Словосочетание |
Мы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе. |
Неопределенная форма глагола |
Сочинять — моя стихия. |
Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры :
- Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
- Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
- Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
- Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).
Смотрите также :
- Материалы по теме: и " ".
Сложные случаи в определении сказуемых
Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .
Определение основы в односоставных предложениях
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример : Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример : Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
— это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д. Например: Утро. Солнце поднимается из-за горизонта. Отвори окно! Какое чудесное утро!
Предложение является минимальной единицей высказывания . В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов . Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.
Отличительные признаки предложения:
- Предложение - это высказывание о чём-либо в виде сообщения, вопроса или побуждения.
- Предложение - основная единица общения.
- Предложение обладает интонационной и смысловой законченностью.
- Предложение имеет определённое строение (структуру). Его ядром является грамматическая основа.
- Предложение обладает лексическим и грамматическим значением.
Лексическое значение предложения - это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.
Грамматическое значение предложения - это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания. Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие). Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).
По смыслу и интонации предложения бывают повествовательные (содержат сообщение), вопросительные (содержат вопрос), восклицательные (произносятся с сильным чувством, с восклицанием), побудительные (побуждают к действию), например: Золотая Москва всех лучше. Тебе смешно? А какие звёзды! Подымай меч выше! (По И. Шмелеву)
По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).
По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными , например: В холодном зале таинственно дремлет ёлк а (полное предложение). Стакан - копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит ). (По И. Шмелеву)
Грамматическая (предикативная) основа предложения
Предложения имеют грамматическую основу , состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)
Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них - подлежащее или сказуемое. Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)
Подлежащее и сказуемое
Подлежащее - главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Способы выражения подлежащего:
- Имя существительное в именительном падеже или другая часть речи, употреблённая в значении имени существительного. Между тем небо (сущ.) продолжало расчищаться. Наши павшие (прич) - как часовые.
- Местоимение в именительном падеже. Ты цветёшь одиноко, да и мне не вернуть этих снов золотых, этой веры глубокой (А. Блок).
- Неопределённая форма глагола. Работать было не трудно, а главное - весело (П. Павленко).
- Фразеологизмы. Золотые руки были у этого мастера (П. Бажов).
- Неделимое словосочетание. Мы с товарищем выехали до восхода солнца (М. Шолохов).
Сказуемое - главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).