Самый скоростной самолет в мире. Самые быстрые самолеты


В мире существуют большое количество самолетов, которые преодолели рубеж скорости в 2 Маха (2448 км/ч). Некоторые из них являются исследовательскими аппаратами, но большая часть – это боевые или разведывательные машины.

Согласитесь, есть что-то завораживающие в полете на сверхзвуковой скорости, которую способны достигать все самые быстрые самолеты в мире. Только представьте себе: вы находитесь на высоте пять километров, слышите в наушниках четкую команду «вперед» и выжимаете дроссель назад, до упора. Вы чувствуете, как мощный двигатель разгоняет вас до скорости, немыслимой для любой другой жизненной формы на нашей планете.

Но дело совсем не в вас – вы просто пассажир. Самолет, на котором вы летите – вот истинное произведение искусства, в него был вложен труд и знание сотен конструкторов и инженеров. Сейчас мы поведаем вам о десяти самых стремительных самолетах в мире.

Су-27 2876,4 км/ч

Су-27 может достичь скорости в 2,35 Маха. Этот самолет является вершиной инженерной мысли бывшего Советского Союза. Этот самолет имеет два двигателя и электродистанционную систему управления, впервые использованную на советских боевых самолетах. Эта машина создавалась чтобы завоевать превосходство в воздухе, и для этого он должен был противостоять новому поколению американских самолетов, таких как F-15 Eagle. Су-27 вооружен 30-мм пушкой и имеет 10 точек подвески для ракет типа «воздух-воздух», которые могут поражать противника на средних и коротких дистанциях. Су-27 – это действительно классная машина, несмотря на то, что она первый раз поднялась в небо более 35 лет тому назад, эти истребители до сих пор в строю. Созданы многочисленные модификации Су-27. И самые современные из них являются грозным противником для любого самолета.

General Dynamics F-111 3060 км/ч

Девятый номер нашего списка самых быстрых самолетов в мире, не является истребителем, это тактический бомбардировщик, который способен достигать скорости 2,5 Маха. Этот прекрасный самолет уже списан в 1998 году. Он имел девять точек внешней подвески и два бомбовых отсека внутри фюзеляжа. Все это позволяло ему поднимать в воздух и доставлять до цели 14300 кг обычных или ядерных бомб, нести ракеты «воздух-воздух» или на него можно было установить многоствольную скорострельную пушку. F-111 еще называли Муравьедом. F-111 был первым самолетом запущенным в серию, с изменяемой стреловидностью крыла, и это давало этому самолету ощутимые преимущества.

McDonnell Douglas F-15 Eagle 3065 км/ч

Это американский всепогодный истребитель, который считается одним из наиболее успешных самолетов, он до сих пор состоит на вооружении ВВС США. F-15 Eagle относится к четвертому поколению, имеет два двигателя и прекрасную тяговооруженность. Все это позволяет разгонять самолет весом 18000 кг до скорости в 2,5 раза выше, чем скорость звука. Свой первый полет F-15 Eagle совершил в далеком 1976 году, но он и сегодня считается важной частью вооружений ВВС США и будет оставаться в строю вплоть до 2025 года. 1200 экземпляров этих самолетов американцы поставили своим самым близким союзникам: Японии, Саудовской Аравии и Израилю. В текущих планах американского командования продолжить производство этих машин, вплоть до 2019 года.

Изначально этот самолет задумывался, как средство завоевания превосходства в воздухе, но затем была выпущена модификация F-15E Strike Eagle, которую уже можно отнести к истребителям-бомбардировщикам. Эта машина может брать на борт ракеты класса «воздух-воздух» Sparrow, Sidewinder, дополнительные топливные баки или авиационные бомбы. Для этого у F-15E Strike Eagle предусмотрено 11 точек подвески. Кроме того, этот самолет вооружен 20-мм скорострельной пушкой M61A1 Vulcan. Не удивительно, что на счету этого самолета более 100 подтвержденных побед в воздушных боях.

МиГ-31 3463,92 км/ч

Этот самолет может достигать скорости 2,83 Маха. На нем установлены два мощнейших двигателя, что позволяло самолету развивать сверхзвуковую скорость как на больших, так и на низких высотах. На МиГ-31 были установлены пассивные и активные радиолокационные системы, четыре подобные машины могли контролировать фронт длиной 900 километров. Миг-31 был вооружен:

  • автоматической 23-мм пушкой;
  • четырьмя тяжелыми ракетами «воздух-воздух» R-33 или шестью R-37;
  • ракетами «воздух-воздух» среднего или дальнего радиуса действия или специальными ракетами для высокоскоростных целей.

Производство этой машины было остановлено в 1994 году и точно неизвестно, сколько самолетов было сделано. Предположительно, это 400-500 машин.

XB-70 Valkyrie 3672 км/ч

XB-70 Valkyrie — это уникальный самолет и еще одно детище «холодной войны». Шесть его двигателей должны были разгонять самолет массой 240 тонн до скорости 3 Маха. В результате такой скорости конструкция самолета в некоторых местах нагревалась до 330 °C. Такая высокая скорость самолету нужна была для того, чтобы уходить от советских перехватчиков и, самое главное, чтобы избежать последствий ядерного взрыва. Ведь, XB-70 Valkyrie – это стратегический бомбардировщик, созданный для доставки ядерного оружия. Огромные размеры самолета позволяли ему поднимать достаточно топлива, чтобы залетать внутрь территории СССР на дальность 6900 километров и возвращаться обратно без дозаправки в воздухе. Самолет мог брать на борт 14 ядерных бомб. Первый полет XB-70 совершил в 1964 году, были построены два самолета.

Bell X-2 Starbuster 3911,9 км/ч

BellX-2 – это экспериментальный американский самолет, который был создан для изучения условий полета на высоких скоростях. Первый полет машины состоялся в 1954 году, а уже через два года программа была прекращена. Именно на этом самолете изучалось, как ведет себя самолет при скоростях выше 2 Махов. Именно на этом самолете была достигнута невероятная на то время, скорость 3,196 Маха, однако после достижения этой скорости, пилот сделал резкий маневр и самолет вышел из-под контроля. После этого случая программа была прекращена.

МиГ-25 3916,8 км/ч

МиГ-25 был создан для перехвата американских разведывательных самолетов, таких как SR-71, летавших на больших высотах со сравнительно небольшой скоростью. Чтобы быть в состоянии выполнять подобные задачи, МиГ-25 имел уникальные характеристики: скорость самолета равнялась 3,2 скорости звука, он мог поражать цели на высоте до 25 километров. Ни один из МиГ-25 так никогда и не сбил SR-71, но зато эти машины отлично показали себя в нескольких конфликтах, например, в ирано-иракской войне. МиГ-25 был вооружен 4 ракетами класса «воздух-воздух». Этот самолет до сих пор эксплуатируется в нескольких странах. Всего было построено примерно 1100 машин.

Lockheed YF-12 4100,4 км/ч

YF-12 разрабатывался, как прототип самолета, который может развивать скорость 3,35 скорости звука. Своим внешним видом он не отличается от SR-71 Blackbird, кроме того, что YF-12 вооружен тремя ракетами класса «воздух-воздух». Именно этот самолет послужил прототипом для создания SR-71 Blackbird. Кроме этого, оба эти самолета разрабатывал один конструктор – знаменитый Кларенс «Келли» Джонсон. Вскоре программа была прекращена, но этот самолет навсегда остался в истории авиации, как обладатель нескольких титулов, которые, впрочем, у него скоро отобрал SR-71 Blackbird.

SR-71 Blackbird 4102,8 км/ч

После испытаний этот самолет использовался как ВВС США, так и НАСА. Военные использовали «Черного дрозда» в качестве стратегического разведчика, а НАСА использовала его для исследовательских целей. Первый полет SR-71 Blackbird совершил в 1964 году. Всего было выпущено 32 машины. Их активно использовали для шпионажа против СССР, Кубы и других стран. SR-71 Blackbird был первым самолетом, на котором применили технологию стелс. Но основной защитой самолета была его скорость: он легко уходил от перехватчиков и ракет. Основной проблемой при его создании, была высокая температура, до которой самолет разогревался в полете. Для SR-71 необходимо специальное топливо, заправляется он только в полёте.

North American X-15 8200,8 км/ч

Это самый стремительный в мире пилотируемый самолет. Его максимальная скорость 6,7 Маха. Построен он для проведения исследовательских работ по изучению гиперзвуковых пилотируемых полетов. X-15 имеет ракетный двигатель, он стартует с борта стратегического бомбардировщика. Этот самолет уже достиг высоты 107 км, скорости 6,7 Маха и совершил суборбитальный космический полет. Приземляется самолет самостоятельно, на дно высохшего озера.

Самолеты, которые преодолевают звуковой барьер

Самолеты являются одними из самых быстрых воздушно-транспортных средств, способных развивать скорость свыше 1500 км/ч. Огромное значение скорость имеет в первую очередь для военных самолетов, которые должны мгновенно реагировать и выполнять опасные, повышенной сложности задачи. Они способны преодолевать рубеж скорости в 2000 км/ч, что составляет более 2 Махов.

В топ-10 вошли самые быстрые истребители в мире , которые в настоящее время находятся на вооружении многих государств.

Скорость 1 900 км/ч

Французский военный самолет «» (Rafale ) открывает список самых быстрых истребителей в мире. Воздушное судно способно выполнять широкий спектр задач, как на близких, так и дальних расстояниях. Так же в его задачи входит поражение морских и наземных целей, разведка, завоевание превосходства в воздухе, нанесение высокоточного удара. Максимальная скорость на большой высоте составляет 1900 км/ч (1,8 Маха). Rafale был специально разработан для французских ВМС и ВМФ компанией Dassault Aviation. Истребитель принят на вооружение ВМС Франции в 2004 году. Всего произведено 145 воздушных единиц.

Скорость 2 200 км/ч

» (Saab JAS 39 Gripen) занимает девятую строчку среди самых быстрых многоцелевых истребителей в мире, разработанный шведской компанией СААБ Авмоникс в 1988 году. Он был введен в эксплуатацию в 1997 году и поставлен на вооружение ВВС Швеции. Также модификация эксплуатируется и за рубежом: Gripen стоит на вооружении ВВС Чехии, Венгрии, Таиланда и ЮАР. Военный самолет может быть использован как штурмовик, разведчик и истребитель. На большой высоте он способен развивать максимальную скорость до 2200 км/ч (2.0 Маха). Компанией выпущено порядка 270 воздушных единиц JAS 39, 204 из которых эксплуатируются исключительно ВВС Швеции.

Скорость 2 415 км/ч


Многоцелевой военный самолет - один из самых быстрых советских истребителей. Максимальная скорость воздушного судна при большой высоте составляет порядка 2415 км/ч (2.3 Маха). Истребитель способен взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы со слабо развитой инфраструктурой для обеспечения полетов. МиГ-29 применялся во многих военных конфликтах и хорошо зарекомендовал себя, как защитник неба. Истребитель может вести активный бой и при этом выполнять активные маневры. Он способен выполнять перехват самолетов-разведчиков даже на очень низких высотах. Производство МиГ-29 продолжается и по сей день. Всего выпущено более 1500 воздушных единиц.

Скорость 2 445 км/ч


Среди самых быстрых истребителей в мире советский военный самолет занимает седьмое место. Многоцелевой истребитель с крылом изменяемой стреловидности принимал участие во многих вооруженных конфликтах 80-х годов прошлого века. Максимальная его скорость на большой высоте составляет порядка 2445 км/ч, что равно примерно 2.35 Махам. МиГ-23 был введен на вооружение в 70-х годах и до сих пор стоит на вооружении таких стран, как Индия, Сирия и Ливия. Всего было произведено 3 630 истребительных модификаций.

Скорость 2 450 км/ч


Шестую позицию занял немецкий «» (Typhoon), введенный на вооружение ВВС Германии в 2003 году. Максимальная скорость воздушного судна на высоте составляет 2450 км/ч или 2.0 Маха. Самолет маловидимый для радаров за счет использования технологий Стелс. Часть корпуса самолета покрыта специальными материалами, которые не отражают электромагнитные волны. Боевой радиус в режиме истребителя равен 1390 км. Многоцелевой истребитель также стоит на вооружении Великобритании, Италии, Австрии, Испании и Саудовской Аравии. На данный момент произведено около 500 воздушных единиц «Тайфун».

Скорость 2 875 км/ч


Пятая строчка достается советскому военному судну . Советский многоцелевой всепогодный истребитель четвертого поколения, создававшийся для завоевания превосходства в воздухе, был сконструирован ОКБ «Сухой» в 1977 году. В 1985 году самолет встал на вооружение ВВС СССР. Сейчас он находится в эксплуатации в ВВС России, являясь основным истребителем. Модификации Су-27 состоят на вооружении КНР, Украины, Индии и других государств. Максимальная скорость, на которую способен самолет - 2876,4 км/ч (2,35 Маха). Всего было произведено порядка 809 таких воздушных единиц.

Скорость 2 485 км/ч


(Grumman F-14 Tomcat) является одним из самых быстрых истребителей в мире. Он был разработан в 70-х годах прошлого века американской компанией Grumman Aircraft Engineering Corporation. В 2006 году истребитель был выведен из эксплуатации ВМС США. В настоящее время поставляется в Иран, где и состоит на вооружении государства. Истребитель-перехватчик четвертого поколения имеет систему, позволяющую сопровождать 24 цели, а также совершать захват и запуск по 6 из них одновременно на различных высотах и дальностях. Всего было произведено 712 воздушно-военных единиц. Крейсерская скорость «Томкэт» - 2485 км/ч (2.34 Маха).

Скорость 2 650 км/ч


Американский всепогодный тактический истребитель (McDonnell Douglas F-15 Eagle) открывает тройку самых быстрых самолетов в своем классе. Он был передан в эксплуатацию в 1976 году. В настоящее время состоит на вооружении ВВС США, где пробудет вплоть до 2025 года. Создавалась данная модификация американской компанией для завоевания превосходства в воздухе. Максимальная скорость, на которую способен Макдоннел-Дуглас F-15 «Игл» на предельной высоте, составляет 2650 км/ч (2,5+ Маха). Всего было произведено порядка 1500 воздушных единиц. Помимо США, истребители эксплуатируются Израилем, Японией и Саудовской Аравией.

Скорость 2 700 км/ч


занимает второе место среди самых быстрых истребителей в мире. Рекордные показатели, которые были зарегистрированы при полете на военном судне, составили 2700 км/ч (3.2 Маха). Советский сверхзвуковой истребитель третьего поколения создавался для перехвата американских разведывательных суден. Скорость звука МиГ-25 равняется 3,2 скорости звука, что позволяет ему поражать цели на высоте до 25 км. Военно-воздушное судно активно принимало участие во многих военных конфликтах. Сейчас истребитель состоит на вооружении ВВС России и Украины. Всего было произведено около 1200 воздушных единиц.

Скорость 3 000 км/ч

Всепогодный истребитель-перехватчик возглавляет рейтинг самых быстрых в мире. Его основным назначением является перехват и уничтожение воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Воздушное судно поступило на вооружение ВВС СССР в 1981 году. Сейчас МиГ-31 эксплуатируется ВВС России. Максимально развиваемая истребителем скорость на большой высоте - 3000 км/ч (2.82 Маха). Всего было произведено 519 воздушных единиц.

В наши дни скорость для людей приобретает все большее значение. В областях современных технологий и бизнеса выигрывает тот, кто успевает делать все быстро.

В спорте также нередко победный венец достается самому быстрому. На сегодняшний день человеку не достаточно делать все быстро, он стремится к еще большим темпам. Быстрее исследовать, быстрее изобретать, быстрее учиться, быстрее ехать, быстрее летать, в конце концов. В этой статье речь пойдет о 10 самых быстрых самолетах.

X-43A

Этот самолет, безусловно, является лидером скорости. Однако эта гиперзвуковая модель пока что считается экспериментальной. Работает этот самолет на прямоточном реактивном двигателе. Х-43А - беспилотник (человек такую скорость просто бы не выдержал).

Впервые самолет данной модели взлетел в 2001 году, но неудачно - фюзеляж разрушился спустя 11 секунд после взлета. Вторая попытка была немного успешнее, но тоже завершилась катастрофой. И вот, наконец, с третьей попытки 16 ноября 2004 года модернизированный X-43A достиг абсолютного рекорда - 9.6 скорости звука (11 200 км/ч).

X-15

На самолет именно этой модели впервые были установлены двигатели от ракеты. X-15 на данный момент является единственным пилотируемым сверхзвуковым самолетом, способным достигать верхних слоев стратосферы, а также самым быстрым в мире пилотируемым летательным аппаратом.

Впервые он взлетел в 1959 году. Эксплуатировался до 1970 года. Максимальный рекорд этой машины - 7 272.63 км/ч (6,70 скорости звука).

BlackBird

Lockheed SR-71 (известный также как BlackBird) – одна из конфигураций американского самолета-разведчика с уникальными свойствами и сверхзвуковой скоростью. Он способен летать и на малых скоростях.

Состоял на вооружении в период с 1964 по 1998 год. С конвейера сошло 32 экземпляра SR-71. Чем американцы могут похвастаться, так это тем, что ни один такой самолет не был сбит. В основном BlackBird использовался во время «холодной войны» для шпионажа на территории СССР.

Советские установки ПВО, снабженные функцией автонаведения на цель, просто не были способны сфокусироваться на цели, ведь летела она ни много ни мало со скоростью 3,530 км/ч, что составляет 3.3 скорости звука. Также Lockheed обладает довольно высоким ускорением, способностью быстро набирать высоту и отличной маневренностью: он легко уворачивается от ракет, хотя, конечно, многое зависит от мастерства пилота.

Все же 12 самолетов потерпели крушение в результате несчастных случаев. Среди эксплуатируемых самолетов ему по праву принадлежит первое место.

Bell X-2

Цель разработки данного самолета - изучение аэродинамики и показателей расширения при нагревании. Выпущено было всего 2 экземпляра. Материал корпуса (нержавеющая сталь в совокупности с медно-никелевыми сплавами) позволил значительно уменьшить трение о воздух.

Впервые «Starbuster» взлетел в далеком 1953 году. На данный момент рекорд скорости данного типа самолета - 3 380 км/ч (3 скорости звука). Предельный эшелон - 38400 м.

XB-70 «Valkiria»

Бомбардировщик, созданный специально для потребностей ВВС США. Среди бомбардировщиков является самым быстрым. Может нести ядерный заряд на скорости 3 187 км/ч.

Является национальной гордостью США. Как и предыдущий участник рейтинга, XB-70 не может похвастаться большой численностью - всего 2 экземпляра.

МиГ-25

Да, советские машины тоже попадают в этот список. Этот истребитель-перехватчик смело можно назвать шедевром авиационной промышленности.

МиГ-25 включался в состав ВВС Советского Союза, на сегодняшний день им активно пользуется Российская Федерация. Срок выпуска - с 1969 по 1985 года. Скоростной рекорд - 3 050 км/ч (2.83 скорости звука).

МиГ-31

Советский гиперзвуковой перехватчик-истребитель с высоким показателем дальности полета. Произведен с целью перехвата и истребления воздушных целей на разных эшелонах при различных погодных условиях. МиГ-31 адаптирован для ночных полетов. Срок выпуска - с 1975 по 1994 года. Скоростной рекорд - 3 005 км/ч (2,82 скорости звука)

Aardvark F111

Стратегический бомбардировщик, а также разведывательный самолет. Поступил на военный учет в 1967 году. Рекорд скорости - 2 655 км/ч (2,5 скорости звука). На сегодняшний день не эксплуатируется.

F-15 «Eagle»

Стратегический истребитель, специально разработанный для успешного ведения воздушных боев. Участвовал в военных действиях в Югославии, Ираке и Палестине. Ни разу не был сбит. Рекорд скорости - 2 650 км/ч (2,5 скорости звука).

Ту-144

Первый гиперзвуковой гражданский самолет. Впервые взлетел 31 декабря 1968 года, на 5 месяцев обогнав своего соперника Arospatiale-BAC Concorde. 5 июня 1969 года впервые в истории пассажирский авиалайнер достиг сверхзвуковой скорости. Рекорд скорости - 2 500 км/ч.

Отдельно следует упомяноуть о «Конкорде». Хотя, к сожалению, этот самолет и не вошел в Топ-10, заняв 11 место (со своей максимальной скоростью 2 172 км/ч), его также можно считать уникальным достижением в области авиастроения. Кроме Ту-144 (который, кстати, является плагиатом «Конкорда»), эта модель - единственный коммерческий сверхзвуковой самолет.

Всего было произведено 20 экземпляров, из которых 15 были проданы авиакомпаниям «Бритиш Эйрвейс» и «Эйр Френс». Шесть из них были проданы за символическую цену в 1 фунт или 1 франк.

Таким образом, самыми быстрыми самолетами в мире являются военные, гражданская же авиация попадает лишь во вторую десятку рейтинга.

Су-27 – 2500 км/ч

Су-27 - советский/российский многоцелевой высокоманёвренный всепогодный тяжёлый истребитель четвёртого поколения, разработанный «Компанией „Сухой“». Задумывался как прямой конкурент крупным истребителям четвёртого поколения, сконструированным в Соединённых Штатах, таким как Grumman F-14 Tomcat и F-15 Eagle. Первый полет опытного образца Су-27 состоялся 20 мая 1977 года, а в 1985 он поступил на вооружение советских ВВС. На сегодняшний день является одним из главных истребителей России, его модификации стоят на вооружении Индии, Китая и многих других стран.

General Dynamics F-111 – 2655 км/ч


General Dynamics F-111 - сверхзвуковой американский тактический бомбардировщик, самолёт воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы, разработанный в 1960-х годах компанией General Dynamics. Свой первый полёт он совершил 21 декабря 1964 года, а 18 июля 1967 был введён в эксплуатацию. Принимал широкое участие в боевых действиях во Вьетнаме. Всего за время производства для ВВС США и ВВС Австралии было выпущено 562 экземпляра.

McDonnell Douglas F-15 Eagle – 2665 км/ч


McDonnell Douglas F-15 Eagle - всепогодный тактический истребитель, разработанный в начале 70-х годов компанией McDonnell Douglas (теперь Боинг), по заказу ВВС США для завоевания превосходства в воздухе. Первый его полет состоялся в июле 1972 года. В 1974 г. был введён в эксплуатацию. Экспортируется в Израиль, Японию, Сингапур и Саудовскую Аравию.

МиГ-31 – 3000 км/ч


МиГ-31 - двухместный сверхзвуковой тяжёлый истребитель-перехватчик. Работы по его созданию начались в ПАО «РСК „МиГ“» в 1968 году. Первый полет состоялся 16 сентября 1975 г. Самолёт был построен на базе одноместного МиГ-25, прежде всего, для прикрытия территории СССР от удара крылатыми ракетами со стороны Арктики, где не было сплошного радиолокационного поля. Является первым советским истребителем четвёртого поколения.

North American XB-70 Valkyrie – 3309 км/ч


North American XB-70 Valkyrie - прототип американского стратегического бомбардировщика, который должен был летать на высоте 21 тыс. м со скоростью в три раза превышающую скорость звука. Всего было построено два экземпляра. Первый экспериментальный самолёт XB-70 Valkyrie впервые поднялся в воздух 21 сентября 1964 года, второй - 17 июля 1965. Один из самолётов сейчас находится в Национальном музее ВВС США близ города Дейтон, штат Огайо. Второй 8 июня 1966 года во время полёта в формирование нескольких самолётов, столкнулся в воздухе с истребителем Lockheed F-104 Starfighter, упал на землю и полностью разрушился.

Bell X-2 – 3370 км/ч


Bell X-2 - американский экспериментальный самолёт, предназначавшийся для исследований аэродинамических и термодинамических характеристик во время полёта на скоростях от 2 до 3 М (число Маха). Его разработка началась в 1945 году компанией Bell Aircraft Corporation совместно с NACA и ВВС США. Создание самолёта X-2 было закончено в 1952 году, и в 1953 начались его испытания. Всего было построено два экземпляра. Оба потерпели катастрофу, после чего исследования были прекращены.

МиГ-25 – 3470 км/ч


МиГ-25 - сверхзвуковой советский/российский истребитель и самолёт-разведчик, первый в мире серийный истребитель, достигший скорости более 3 тыс. км/ч. Был разработан компанией АО «РСК „МиГ“» в начале 1960-х годов. Является последним самолётом сконструированным Михаилом Гуревичем до его выхода на пенсию. Первый полет опытного образца состоялся в 1965 году, а в 1970 г. он был введён в эксплуатацию. Всего произведено 1190 экземпляров.

Lockheed YF-12 – 3661 км/ч


Третье место в списке самых быстрых пилотируемых самолётов мира занимает Lockheed YF-12 - американский прототип перехватчика, разработанный знаменитым авиаконструктором Кларенсом Джонсоном на базе высотного самолёта-разведчика Lockheed A-12. Данный самолёт является крупнейшим в мире пилотируемым перехватчиком. Впервые он поднялся в воздух 7 августа 1963 года. Всего было произведено три YF-12, каждый из которых оценивается приблизительно в $ 18 миллионов. После серии лётных испытаний, проект был закрыт.

Lockheed SR-71 Blackbird – 3818 км/ч


Lockheed SR-71 Blackbird - американский стратегический самолёт-разведчик, разработанный в конце 50-х годов компанией Lockheed на базе самолёта Lockheed A-12. Является первым летательным аппаратом, созданным с применением стелс-технологий. Первый его полёт состоялся 22 декабря 1964 года. Он стоял на вооружении США с 1964 по 1998 и активно использовался для шпионажа. Всего было произведено 32 самолёта, 12 из которых потерпели крушение в результате несчастных случаев (ни один не был сбит).

North American X-15 – 7274 км/ч


North American X-15 - гиперзвуковой экспериментальный самолёт-ракетоплан, который установил ряд мировых рекордов скорости и высоты (107,96 км). Работы по его созданию начались в 1955 году и были поручены компании North American Aviation. Всего было произведено три опытных образца. 10 марта 1959 г. машина впервые поднялась в воздух. На протяжении девяти лет - с 1959 по 1968 г. из запланированных 200 испытательных полётов X-15 осуществил 199. Рекордным, стал полет пилота Joe Walker 22 августа 1963.

Поделится в соц. сетях

Больше века прошло с первого полета братьев Райт, и сейчас авиация шагнула далеко вперед. Самолеты используются и в военных целях, и для перевозки гражданских пассажиров. Скорость самолетов определяют не только соотношением преодоленных километров в час, но и числом Маха. Это скорость в потоке (т.е. скорость, с которой воздух обтекает самолет), деленная на скорость звука в конкретной среде. Скорость, соответствующая 1 Маху, равна 340 м в секунду, или 1224 км/ч.

В мире существуют самолеты, которые преодолели рубеж скорости в 2 Маха (2448 км/ч). Некоторые из них являются исследовательскими аппаратами, но большая часть – это боевые или разведывательные машины.

ТОП-10 самых быстрых самолетов в мире

10 место - «МиГ-31»

Двухместный истребитель, предназначенный вести боевые действия. «МиГ-31» является первым высокотехнологичным боевым советским самолетом, который относится к четвертому поколению.

Истребитель ни в чем не уступает западным самолетам. «МиГ-31» без труда справляется с воздушной целью на больших, средних и малых высотах. Выпускать истребитель в полет можно при разных погодных условиях и даже при радиолокационных помехах противника. Эта боевая машина развивает скорость до 3000 км/ч.

9 место - «General Dynamics F-111»

Тактический бомбардировщик, который способен достигать скорости 2,5 Маха, т.е. 3060 км/ч. Этот самолет списали в 1998 году.


Он имел девять точек внешней подвески (для вооружения) и два бомбовых отсека внутри фюзеляжа, что позволяло ему поднимать в воздух и доставлять до цели 14300 кг бомб, нести ракеты «воздух-воздух».

8 место - «МиГ-25»

«МиГ-25» (или, как его еще называют, «Летучая мышь») - реактивный истребитель. Есть две модификации – разведчик и перехватчик. Развивает скорость 3395 км/ч. «МиГ-25» был создан для перехвата американских разведывательных самолетов, таких, как «SR-71», летавших на больших высотах со сравнительно небольшой скоростью.


Чтобы выполнять подобные задачи, «МиГ-25» имел следующие характеристики: скорость самолета равнялась 3,2 скорости звука, он поражал цели на высоте до 25 километров. Эти машины отлично показали себя в нескольких конфликтах, например, в Ирано-Иракской войне. «МиГ-25» был вооружен четырьмя ракетами класса «воздух-воздух». Этот самолет до сих пор эксплуатируется в нескольких странах. Всего было построено 1100 машин.

7 место - «XB-70 «Valkyrie»

«XB-70 «Valkyrie» - детище «холодной войны». Шесть двигателей разгоняли самолет массой 240 тонн до скорости 3 Маха. В результате такой скорости конструкция самолета в некоторых местах нагревалась до 330°C. Такая скорость самолету нужна была, чтобы уходить от советских перехватчиков и избегать последствий ядерного взрыва. Это стратегический бомбардировщик, созданный для доставки ядерного оружия.


Огромные размеры самолета позволяли ему поднимать столько топлива, чтобы залетать внутрь территории СССР на дальность 6900 километров и возвращаться обратно без дозаправки в воздухе. Самолет мог брать на борт 14 ядерных бомб. Первый полет «XB-70» совершил в 1964 году. Всего были построены два самолета. Скорость летающей машины - 3672 км/ч.

6 место - «SR-71 «Blackbird»

Сверхзвуковой стратегический истребитель-разведчик принадлежит ВВС США. Это не только один из самых быстрых самолетов класса истребителей в мире, но и один из самых высоколетящих.


При своих компактных размерах и массе истребитель в боевом плане ничем не уступает конкурентам. Скорость в небе «железная птица» способна развивать до 3715 км/ч.

5 место – «Bell X-2 «Starbuster»

«Bell X-2» – экспериментальный американский самолет, который был создан для изучения условий полета на высоких скоростях. Первый полет машины состоялся в 1954 году, а уже через два года программа была прекращена.


На этом самолете изучалось, как ведет себя техника при скоростях выше 2 Махов. На самолете была достигнута невероятная на то время скорость 3,196 Маха (т. е. 3911 км/ч), однако после достижения этой скорости пилот сделал резкий маневр, и самолет вышел из-под контроля. После этого случая программа была прекращена.

4 место - «Lockheed YF-12»

«YF-12» разрабатывался как прототип самолета, который развивает скорость 3,35 скорости звука. Внешним видом он не отличается от «SR-71 «Blackbird», кроме того, что «YF-12» вооружен тремя ракетами класса «воздух-воздух».


Именно этот самолет послужил прототипом для создания «SR-71 «Blackbird». Оба самолета разрабатывал один конструктор – знаменитый Кларенс Джонсон. Вскоре после запуска программа была прекращена, но самолет навсегда остался в истории авиации. Максимальная скорость «Lockheed YF-12» - 4100 км/ч.

3 место - «X-15 «North American»

Этот американский самолет относится к классу экспериментальных, имеет в наличии ракетные двигатели. За 40 лет существования «North American» остается первым и единственным гиперзвуковым пилотируемым самолетом, который был создан с целью совершения суборбитальных космических полетов.


И по сей день перед этой моделью самолета стоит цель изучать условия полета при гиперзвуковых скоростях. Эксплуатация ведется по настоящий день, начиная с 1954 года. «X-15 «North American» способен летать со скоростью 7274 км/ч.

2 место - «Х-34»

Еще один лидер скорости, разработанный для суборбитальных полетов. Чтобы только испытать самолет в деле, было потрачено $250 миллионов. Столь большая сумма ушла на испытание ракетного двигателя «Hyper-X».


Первое испытание состоялось в 2001 году. Но единственное испытание, которое закончилось положительным результатом, произошло в 2004 году над Тихим океаном, когда самолет «X-34» удалось разогнать до 11 000 км/ч. К сожалению, из-за веса, превышающего 1 200 килограмм, самолет сумел подняться только на 75 километров в высоту.

1 место - «Boeing X-43»

Самый быстрый самолет в мире – «Boeing X-43». Гиперзвуковой монстр-беспилотник во время испытаний показал умопомрачительные результаты. Ему удалось развить скорость 11230 км/ч, что примерно в 10 раз превышает скорость звука.


Над созданием беспилотника работали специалисты NASA в сотрудничестве с «Orbital Sciences Corporation» и корпорацией «MicroCraft». Работа велась 10 лет. На проект было потрачено $250 миллионов.

На «Boeing X-43» установлен прямоточный двигатель экспериментального характера под названием «SCRamjet». Топливом для самолета является смесь кислорода с водородом. Причем создатели не стали усложнять конструкцию проектированием кислородных баков – самолет черпает кислород из атмосферы.

Гражданская авиация

Это авиация, используемая в целях воздушных перевозок населения и грузов. Конечно, самолеты, используемые в мирных целях, не развивают сверхскорости, в них наиболее ценится безопасность и комфорт перевозки. Тем не менее, среди привычных пассажирских самолетов тоже есть рекордсмены.

10 место - «Ту-154» (максимальная скорость - 920 км/ч)

«Ту-154» начал эксплуатироваться в 1972 году и продолжает трудиться в небе и по сей день. Советский трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер для полетов средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152-180 пассажиров, был разработан КБ Туполева в 1960-ых годах в СССР.


Это самый массовый советский реактивный пассажирский самолет, который до конца 2000-ых годов оставался основным самолетом на маршрутах средней дальности.

9 место - «Bombardier Global 6000» (934 км/ч)

Изящный и элегантный самолет разработан канадской компанией «Bombardier Aerospace». На «Bombardier Global 6000» можно без дозаправки преодолеть расстояние от Нью-Йорка до Токио. Самолет специально разрабатывался как борт для перевозки важных персон.


Благодаря конструкторским особенностям, взлетает и садится на небольших аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Пассажирами этого самолета являются как первые лица государств, так и самые богатые люди в мире.

8 место - «Dassault Falcon 7X» (951 км/ч)

«Dassault Falcon 7X» - первый в мире гражданский самолет, разработанный и спроектированный в виртуальной среде. Задача, которая была поставлена конструкторам, - создать комфорт 12 пассажирам с расчетом на 13-часовой беспосадочный перелет.


С задачей «Dassault Aviation» справились, что в итоге отразилось на популярности этих самолетов для авиаперевозок высокопоставленных правительственных и частных лиц.

7 место - «Boeing 787 «Dreamliner» (954 км/ч)

«Boeing 787 «Dreamliner» - современный авиалайнер, который перевозит миллионы пассажиров. Эксплуатировать этот воздушный лайнер начали недавно, с конца 2011 года.


На сегодня около 500 самолетов этой модели ежедневно трудятся, перевозя пассажиров между странами и континентами.

6 место - «Airbus A380» (1020 км/ч)

«Airbus A380» - рекордсмен среди самолетов гражданской авиации. Этот двухпалубный авиалайнер вмещает на борту 853 пассажира. Совершает беспосадочные перелеты на расстояние до 15 400 километров.


«Airbus A380» считается самым доступным в мире авиатранспортом для сверхдальних перелетов, а также самым большим в мире пассажирским самолетом.

5 место - «Boeing 777» (1036 км в час)

Широкофюзеляжный пассажирский самолет для авиалиний большой протяжённости. Самолет разработан в начале 1990-ых, совершил первый полёт в 1994 году.


Вмещает от 305 до 550 пассажиров, в зависимости от конфигурации салона, и имеет дальность полёта от 91 00 до 17 500 километров. На «Boeing 777» установлен рекорд дальности для пассажирских самолётов: 21 601 километров.

4 место - «Cessna Citation X» (1127 км/ч)

На его долю приходится основная часть чартерных рейсов. Создан был американскими авиаконструкторами в середине 90-ых годов и эксплуатируется по сей день.


Огромное количество деловых людей полюбили «Cessna Citation X» за комфорт, надежность и, конечно же, высокую скорость полета.

3 место - «Cessna Citation X+» (1153 км/ч)

На сегодня «Cessna Citation X+» является популярным деловым самолетом. Модель «Citation X» была усовершенствована в начале 2000-ых на фоне повышенного спроса на индивидуальные авиаперелеты.

Обновленная модель лайнера получила название «Cessna Citation X+».

2 место - «Concorde» (2179 км/ч)

«Concorde» впервые поднялся в небо в марте 1969 года и эксплуатировался до конца 2003 года.


На борту этих британо-французских самолетов успели побывать 4 миллиона пассажиров, которые за считанные часы пересекали океан и получали незабываемые впечатления от сверхскоростного перелета между континентами. В 70-80-ые годы прошлого века это была фантастика.

1 место - «Ту-144» (2430 км/ч)

Советский сверхзвуковой пассажирский самолет, разработанный КБ Туполева в 1960-ые годы.


Первый и один из двух в мире (наряду с британо-французским «Конкордом») сверхзвуковых авиалайнеров, которые использовались в гражданской авиации для коммерческих перевозок. «Ту-144» называли главным чудом советского авиастроения.

  • В 1910 году во время Международной авиационной выставки в Лос-Анджелесе Уильям Боинг просил покатать его на самолёте, но получил отказ. Разочарованный, он вернулся домой в Сиэтл и основал компанию «Боинг».
  • Самый большой в мире пассажирский самолет – «Airbus A380». Этот двухэтажный реактивный лайнер с четырьмя двигателями совершил первый полет 27 апреля 2005 года.
  • Самый маленький в мире реактивный самолет – «BD-5 Micro». Размах крыльев составляет 4-6,5 метров, а весит самолет 160 кг.
  • Английский - международный язык полетов. Диспетчеры и пилоты на международных рейсах должны говорить по-английски.

  • По статистике 80% авиакатастроф случаются в первые 3 минуты после взлета и в заключительные 8 минут перед посадкой.
  • В некоторых самолетах есть секретные спальни для экипажа. На дальних рейсах экипаж работает по 16 часов в сутки. Чтобы сотрудники отдыхали, в самолетах «Boeing 777» и «Boeing 787 «Dreamliner» есть крошечные спальни - небольшие комнаты с кроватями и ванной.
  • Выключают свет при посадке на случай, если авария произойдет в ночное время. Глаза пассажиров уже успеют привыкнуть к темноте, и людям будет легче ориентироваться в пространстве при эвакуации. Также пассажиров просят открыть шторки иллюминаторов, чтобы в случае аварийной ситуации стюардессы видели, что происходит за бортом, и могли выбрать сторону для эвакуации.

  • Для полета достаточно одного двигателя. Например, «Boeing 787 «Dreamliner» продержится на одном двигателе 300 минут.
  • Инструктируя пассажиров по технике безопасности, стюардессы показывают, как работает кислородная маска, но не говорят, что срок ее действия 15 минут. Столько времени потребуется, чтобы восстановить нормальное давление в самолете. В аварийной ситуации пилот опускает судно на 3 км над уровнем земли, где пассажиры могут нормально дышать. Этот спуск занимает меньше 15 минут. Кислородные маски выпадают, когда самолет резко теряет высоту.
  • Белые линии от самолета в небе - следы конденсации. Двигатель самолета выпускает пар, образующийся при сгорании топлива. Когда этот пар выходит из выхлопных труб и соприкасается с холодным воздухом в верхних слоях атмосферы, он оставляет следы.