Профессия философ. Кто такой философ


Задание 5.

Выскажите и аргументируйте собственное мнение по поводу того, кто может считаться философом.

Возможна ли философия как профессия?

Есть ли у философа особая социальная миссия, и в чем она состоит?

Жак Маритен, Философ во Граде:

«Философ – человек, ищущий мудрость… великие философы и истинность философии – независимые друг от друга ценности. Может оказаться, что и великие философы заблуждаются… Великий заблуждающийся философ подобен маяку на рифах: он говорит морякам: плавите подальше от меня. Он позволяет людям выявлять ошибки, от которых они страдают.

<…> И хотя философы безнадежно разделены между собой в своем понимании высшей истины, они, по крайней мере, ищут эту истину». 22

Фридрих Вайсман , Как я понимаю философию.

«…философ – это человек, улавливающий как бы скрытые трещины в структур наших понятий, где другие видят перед собой только гладкий путь, полный банальностей. <…> Философы от Платона до Шопенгауэра сходились в том, что источником их философствования является удивление. Его вызывает не что-то глубокое и исключительное, но именно те вещи, которые бросаются нам в глаза: память, движение, общие идеи» 23 .

Карл Поппер , Какой мне видится философия

«Я считаю философами всех мужчин и женщин. Однако думаю, что одни из них являются философами в большей степени, чем другие. <…> Я совершенно не согласен с идеей …существования интеллектуальной философской элиты. Конечно, я признаю факт существования нескольких поистине великих философов…однако, несмотря на огромную значимость их творений для философов-профессионалов, они не повлияли на философию в той степени, в какой великие художники повлияли на живопись, а великие композиторы – на музыку. Более того, великая философия, например, философия досократиков, всегда предваряла появление академической, профессиональной философии.

Все люди – философы. Даже если они не осознают собственных философских проблем, они по меньшей мере, имеют философские предрассудки». 24

Разделяете ли Вы точку зрения К. Поппера относительно того, что все люди философы? Чем в этом случае является философия?

Задание 6.

Познакомьтесь с высказыванием Ф. Ницше.

Согласны ли Вы с его позицией?

С чем в таком случае связаны различия во взглядах философов, принадлежащих к разным культурам?

Что есть истина и достижима ли она?

Фридрих Ницше, По ту сторону добра и зла:

«Весьма вероятно, что философы урало-алтайской группы языков (где понятие субъекта развито слабо) смотрят на мир иначе и находят иные пути мысли, нежели индоевропейцы или мусульмане». 25

Философские проблемы

Задание 7.

Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями, выразите свое отношение к ним.

Как бы Вы ответили на вопрос, что такое «философская проблема»?

Существуют ли философские проблемы?

Связаны ли они с научными проблемами, повседневной жизнью человека?

Имеют ли они принципиальное разрешение?

Людвиг Витгенштейн , «Философские исследования»:

«123. Философская проблема имеет форму: «Я в тупике». 26

Мориц Шлик «Будущее философии»:

«Все настоящие проблемы являются научными и других проблем не существует».

«Судьба всех «философских проблем» такова: одни из них исчезнут, коль скоро будет показано, что они – ошибки и результат неправильного понимания языка, другие же будут признаны обычными научными вопросами, хотя и замаскированными». 27

Людвиг Витгенштейн , «Философские исследования»:

«436. Если полагать, будто вся сложность задачи тут состоит в том, что нужно описывать трудноуловимые явления, быстро ускользающие переживания данного момента или что-то в этом роде, то легко попасть тупик философствования. Тогда обычный язык покажется нам слишком грубым, как будто мы должны иметь дело не с теми явлениями, о которых говорят повседневно, а с теми, что легко ускользают и в своем возникновении и исчезновении лишь огрублено продуцируют те первые» 28 .

«С утверждением нового образа жизни старые проблемы исчезают: более того, становится трудным уловить, в чем же они состояли. Дело в том, что они коренятся в способе выражения, а коль скоро в дело вовлечен новый способ выражения, то вместе с прежним облачением снимаются и старые проблемы». 29

Фридрих Вайсман , Как я понимаю философию.

«В философии реальная проблема состоит не в том, чтобы найти ответ на данный вопрос, а в том, чтобы его осмыслить». 30

Задание 8.

Как Вы считаете, применим ли к философии термин «прогресс»?

Прокомментируйте высказанные ниже точки зрения по поводу идеи прогресса в философии.

Людвиг Витгенштейн , «Культура и ценность»:

«Философию вновь и вновь упрекают в том, что она, по сути, не движется вперед, что те же самые философские проблемы, что занимали еще греков, продолжают занимать нас. …Причина заключается в том, что наш язык остается тем же самым и вновь и вновь склоняет нас к постановке тех же самых вопросов». 31

«Я читаю: «К смыслу «сущего» философы ныне не ближе, чем Платон». Какое странное положение вещей. Сколь поразительно вообще, что Платон смог продвинуться так далеко! Или же что мы не сумели продвинуться дальше! В том ли причина, что Платон был столь умен?» 32 .

Людвиг Витгенштейн , «Культура и ценность»:

«Философия не достигла никакого прогресса? А разве нельзя усмотреть прогресс в том, что человек чешет зудящее место?» 33

На вопрос: "Кто такой философ?" ответ даёт простой перевод слова с латыни - «любящий мудрость». Другими словами, это профессиональный мыслитель, деятельность которого направлена на решение вопросов мировоззрения. Как утверждают учёные, первоначально произошло слово «философ», которым обозначали образованного человека, учёного. Потом появилась производное от него слово «философия».

Появление слова "философ"

Понятие слова «философ» связывается с Пифагором, который ввёл данный термин ещё в IV веке до н. э. Окружающие называли его мудрецом, но он не соглашался с этим, говорил: "Я не мудрец, я люблю мудрость". Здесь следует понимать значение слова «мудрец». Это человек, который познал смысл жизни, суть истины.

Тогда кто такой философ? Это человек, идущий по пути познания. Он ищет ответы на вопросы бытия, в то время как мудрец знает их. По определению Пифагора, Мудрецом может быть только Бог.

Слово «философ» встречается впервые у Гераклита, который даёт ему определение: «человек, исследующий природу вещей». Существует множество течений (школ) философии, в основе которых лежат различные видения мира, порядка вещей.

Кто такой философ? Это человек, размышляющий о сущности бытия, стремящийся распознать саму суть происходящего и принадлежащий к определённому философскому течению.

Философия и наука

Из философии образовались и выросли все современные науки. В древнегреческом городе Милет (древнегреческая колония в Малой Азии) существовала первая школа философов. Она была основана Фалесом, ученики которого впоследствии основали ионийскую философию. К ней относились древние философы Анаксимандр, Анаксимен, Архелай (учитель Сократа), Анаксагор.

Именно отсюда вышли истоки древнегреческих, а, следовательно, европейских наук: биология, география, физика и, как полагают многие учёные, математика. Существовавшие до них в абстракции и символизме понятия о космологии и космогонии, их представления, присутствующие в мифологии и традициях, были направлены в область научно-практического интереса. Хочется подчеркнуть один важный факт: нередко выдающиеся учёные были философами. Примером служит великий Михайло Ломоносов, которого можно отнести к первым русским философам-материалистам.

Философия и религия

Не обошла стороной философия религию, которая, как магнит, тянет к себе высшие умы данной науки. Это не мудрено, так как вопросы морали, сознания, нравственности, необъяснимой веры большей части человечества в то, что ни одному человеку в мире увидеть не удалось, являются основополагающими в любой религии, будоражат умы мыслителей различных эпох.

Со времён первых философов древней Греции до наших времён философы пытались осмыслить и понять, как освободиться от земных проблем и слиться с божественным. На вопрос: "Кто такой философ?" в Средние века давалось следующее определение: «Мыслитель, пытающийся познать мир с помощью Святого писания». Религии посвящали свои работы такие великие умы, как Аристотель, Декарт, Кант, Гегель, Фома Аквинский, Фейербах, Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский, С. Булгаков и другие.

Особенности русской философии

Особенности философского течения, школы, впрочем, как и воззрения отдельного философа, могут зависеть от разных условий. Это место проживания, национальные особенности, общественно-политическое устройство, история и развитие страны, традиции и прочее. Большие отличия между философией европейской и восточной (китайской, индийской) наблюдаются по отношению к религии.

В историко-философском процессе видное место занимают русские философы. Считается, что эта наука в России появилась намного позднее, чем в западных странах. На неё в большей мере оказали влияние византийская и античная философии, впоследствии западноевропейская, в частности, немецкий классический тип мышления. Но одним из важнейших факторов влияния на самобытность русской формы сознания стала именно национальная особенность, специфика, традиции и история страны.

Философ как профессия

Выпускники современных вузов, получившие философское образование, занимают должности в ведущих компаниях благодаря умению нестандартно мыслить, анализировать. Это даёт им большое преимущество перед рядовыми менеджерами. Кто такой философ в современном мире? Это человек, прогнозирующий будущее развитие того или иного процесса. Его умение мыслить логически, критический анализ прошлого и настоящего, умение определять новые проблемы, нахождение форм и методов их разрешения даёт преимущество перед остальными специалистами.

Неразделимо слово «философ» и само понятие философии, имеющей несколько определений. Первое фундаментальное описание дисциплины - наука, изучающая понятие бытия, смысла жизни, места человека в мире. Второе, определяющее главную задачу философии, - определение истины.

Нужны ли философы в наши дни

Все вопросы, которые исследовали древние философы, давно уже стали отдельными науками. Нужны ли философы в наше время? Ведь окружающий нас мир, отношения человека, общества изучаются другими учёными.

Сегодняшний философ - это человек, исследующий вопросы, на которые современная наука ответа не даёт. Рассмотрим, к примеру, проблему сознания. Существует Институт мозга человека РАН, который занимается исследованием серого вещества, дает сведения о строении, составе, принципе работы. Но полученные результаты не могут даже приблизительно ответить, что такое сознание. Этот вопрос требует философского осмысления. Таких проблем масса. К примеру, проблема выживания.

Наш мир устроен по принципу силы, где выживает более сильный, ловкий, сообразительный. Природные катаклизмы, техногенные чрезвычайные ситуации, как выжить, какие качества являются главенствующими в мире - этими проблемами занимаются философы выживания.

Современные философские вопросы

Жизнь не стоит на месте. Развивается человек, его взгляды, общество и отношения. Философ может осмыслить и описать, как современное общество понимает вечные вопросы бытия, сущности человека, смысла и самой жизни в целом. Отношения человека и общества - какой философ избежал изучения этой проблемы?

На сегодня существует много сопредельных областей, где философия взаимодействует с другими науками, такими как экология, психология, лингвистика, нейрофизиология, биоэтика. Вопросы генной инженерии, клонирования актуальны как для современного общества, так и для науки, в частности, для медицины.

В политике сейчас актуальны для философов вопросы феминизма, урбанизма, миграции, прав беженцев, исследования повседневной жизни. Современная эстетика изучает даже аниме - японскую мультипликацию.

Несерьёзная, на первый взгляд, популярная тема, касающаяся детей и молодёжи, - предмет основательных исследований. Ключевая функция современной философии - изучить окружающий мир, определить проблемы человечества и предложить способы их решения.

Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой философской школе, разделяющий её идеи или живущий в соответствии с этими идеями, то есть осуществляющий философию как образ жизни (напр., Диоген). Согласно Канту , основной смысл философии состоит в её гуманистическом признании, — отмечает проф Ойзерман - Философ есть человек, одушевленный бескомпромиссным сознанием своей абсолютной ответственности перед самим собой и тем самым перед всем человечеством .

У Платона встречается сравнение философов с борцами. Что, однако, на Востоке, надо понимать, есть «Единоборство», где «искусство единоборства есть искусство хитрости, искусство хитрости есть искусство выгоды».

Термин «философ» (φιλόσοφος) старше термина «философия », изначально применялся для обозначения образованного человека вообще. По сообщению Диогена Лаэртского : Философию философией, а себя философом впервые стал называть Пифагор, когда спорил с Леонтом , тираном Сикиона или Флиунта ; мудрецом же, по его словам, может быть только Бог , а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"]— это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.

…на вопрос Леонта, кто он такой , Пифагор ответил: « Философ », что значит «любомудр». Жизнь, говорил он, подобна игрищам : иные приходят на них состязаться, иные торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, философы — до единой только истины. Однако, первый автор, у которого встречается слово «философ», это Гераклит : - Очень много должны знать мужи-философы - это «исследователь природы вещей».

В словарях толковых:

Ушакова: ФИЛО́СОФ , муж. 1. Ученый, специалист по философии; Человек, занятый разработкой вопросов мировоззрения, мыслитель. «Философом может быть всякий…, кто родился с привычкой думать и во всем искать начало и конец» Максим Горький . 2. Человек, спокойно и разумно относящийся ко всяким невзгодам жизни (разг.). 3. В старину - ученик духовной семинарии по классу философии.

ФИЛОСОФ — (philosophos - друг мудрости) всякий человек, занимающийся исследованием. Позднее под словом «философ» стал пониматься тип человека, стремящегося к окончательной, всеобъемлющей ясности и…

Философ , от: Фила; Софа - philosophos любитель мудрости). Словарь личных имён. Философ «Любомудр» 13 июля (31 мая).

ФИЛОСОФ 1. в древности человек, умевший создать себе теорию жизненной мудрости и живший, руководствуясь ею. 2. изучающий философию или проводящий ее в жизнь. 3. ученый, ведущий тихую, уединенную жизнь. 4) человек … Словарь иностранных слов философ — мыслитель, мудрец, любомудр, культурфилософ, любомудрец; зенон, кант, пифагор, ксенофан, спиноза, шеллинг, декарт, шопенгауэр, бэкон, демокрит, юм, галилей, лейбниц, менипп, локк, хрисипп, эпикур, гераклит,… Словарь синонимов

философ — ФИЛОЗОФ 1. Человек, занимающийся философией. Этот филозов безмолвенной секты. Вам не добиться от нево ни одново слова, он, как видно заклялся, чтоб до смерти не говорить. 1783. Чулков Исторический словарь галлицизмов

философ — любомудрец …Словарь-тезаурус синонимов

ФИЛОСОФ , муж. 1. Специалист по философии, а также создатель какой н. философской системы. 2. Человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам (разг.). Толковый словарь Ожегова

Философ — У этого термина существуют и другие значения, О скульптуре Родена см. Мыслитель (скульптура) … Википедия

философ — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? философа, кому? философу, (вижу) кого? философа, кем? философом, о ком? о философе; мн. кто? философы, (нет) кого? философов, кому? философам, (вижу) кого? философов, кем? философами, о ком? о … Толковый словарь Дмитриева

Философия (бояр . любомудрие , тюрем . чешежопица ) — это интеллектуальный Эрос, то есть любовь (эрос или филия, что почти то же самое) к мудрости (софия). «Никто из делающих своей профессией шарлатанство не может обладать точным и ясным умом» Вольтер. О познании, Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но ведь многие не знают и этого». По этой причине оракул дельфийского храма Аполлона прозвал мудрецом, а гносеолухи городят чушь и не волнуются ни разу

" Философ - это самый отъявленный мошенник, циник и лицемер, вместилище невместимого, обладающий интенцией или присваивающий собственное мышление, свои чувства и понятия, а также по возможности, присваивающий представления и выражения другого человека, как и его вещи, труд и мышление с целью манипуляции при помощи понуждения, принуждения, заставления и насилия. Живой действующий во плоти философ - это Протей или Бальдандерс, хамелеон и медуза, одевающий на себя все пороки человеческого бытия, идущий впереди и влачащий свой реизм (отождествляющий свойства и вещь) позади событий. Существительное мужского рода болеющее всеми припадками и перепадами природных и социальных ландшафтов, но умеющий свои сентенции выплеснуть письменной речью.

Философ - это не должность, не звание, и даже не прозвище, как негоциант - ничем не занятый, ничего не делающий. Ибо рабы подарили человечеству свободное время - люди отвернулись от Хроноса Одиозуса - невменяемого, ни на что не реагирующего всепожирающего бога, и обнаружили Кайрос - время творчества, неуловимый миг удачи, бог счастливого мгновения. Свободное время позволило человеку «объявить своим делом - профессия», род занятий, к примеру оратора - мастера устной речи или философ - умеющий записывать свои мысли, творить тезаурус (сокровищницу возможного и действительного). С появлением средства отображающего информацию человеческая деятельность превратилась в арену борьбы (У Платона философ стал борцом) за объединение и разделение труда - собственность. С усложнением форм и содержания человеческих устремлений этот некий философ стал «правиловедом» и мог устанавливать или подчинятся житейским принципам. Не без его участия написаны «Дигесты джентльменов» - эвпатридов удачи - «трёхголовых профессий»: моряк - воин - купец. Надо полагать, что философы стали посредниками - реститутками, взывающими или призывающими к возврату тех или иных ценностей, но под тяжестью обстоятельств отдающих свои способности - проституты, а по мере формирования хозяйственных и психологических отношений между субъектом и объектом становились - сервитутками. Возможно, возникло так называемое «философское право», которое тут же становилось меновым товаром и приобретало сословный или классовый статус.

Философ - это игрок маргинальной биржи со всем характером и содержанием своего служения между Апполоном и Дионисом, между сном и пьянством, сновидением и опьянением, мечущийся от Парменида с Гераклитом до Гегеля и Ницше. А его философия - это лепрозорий со всеми «чёрными дырами Калькутты» и «чёрными дырами Космологии», а вместе с тем это стойкость и стратейя «полноты-пустоты» в пространстве диалектических противоречий и поле тяготения инвариантных терминов.

Философ - это современная виртуальность и уже не в области обществоведения, а в сфере роботоведения, что изначально и подразумевала гуманизация, а не маргинализация, инженерное искусство - системный инжиниринг - технэ - «боевой гуманизм» - единство «человека и техники». Абсолютное единство бесконечного развития мира упакованное в Число - | A |= ∑W N ." Uddalaka.

Согласно первой версии, слово «философ» впервые объяснил Пифагор (2-я пол. VΙ в. - нач. V в. до н.э.), утверждая, что любомудром (философом) может быть назван тот, кто стре-мится к нраву и образу жизни мудрого существа . Он считал, что главным делом философа является поиск истины. В платоновском диалоге «Пир» доказывается, что мудрец не является фило-софом, ибо тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Философ же - это чело-век, занимаю-щий промежуточ-ное положение между мудрецом и невеждой. Разделял это мне-ние и древнегреческий философ Гераклит, впервые употребивший слово «философ», со-гласно второй версии. Известен фраг-мент из сочинения христианского писателя ΙΙΙ в. Кли-мента Александрийского «Строматы»: «Ибо очень много должны знать любомудрые мужи (философы), по Гераклиту». Гераклит говорил о мудрости, бытийствующей в Логосе (Слове), и о возможности человеческого ра-зума подражать Логосу, стремиться жить в соответствии с ним . Софисты же придержи-вались другого мнения: главная задача философа - нау-чить своих учеников мудро-сти .

Гегель, однако, отмечает, что нет смысла заострять внимание на различии между мудре-цом и философом. Философ - это тот, кто не только любит мудрость и стремится к ней, но и тот, кому удается вкусить мудрости. Мудрецу хочется все больше и больше мудрости, как себе, так и другим .

«Философ», исходя из трактовки понятий «sofia» как «мастерства, творчества, способ-ности воплощать определенный замысел, идею в действительность по законам кра-соты» и «philia» как «причастности человека к совершенству мира через жизненное воплоще-ние идеи и идеальное преображение жизни», - не просто «любитель мудрости», как это чаще всего формального переводится, но Мастер, стремящийся преобразовать свою собственную жизнь и окружающий его мир по законам Красоты, Добра, Истины .

Философ - это такой человек, который считает, что наш повседневный мир забот и дел - это еще не весь мир, что есть другая жизнь, истинная, настоящая. Мы только иногда «впа-даем» в нее - когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить как люди, а не как заведенные мыслящие машины. В этой жизни мы поражаемся красоте и загадочности мира, в ней мы знаем, что ничего не предопределено и есть чудо, способное изменить нашу жизнь, в этой жизни мы волнуемся, помним, любим и живем вечно .

По природной склонности к философствованию практически каждый может считать себя философом. Однако, по своему сознанию и образу жизни, философами становятся немно-гие. В чем причина этого? Какие качества необходимы для того, чтобы стать филосо-фом?

Платон, в частности, считал, что философами не становятся, а рождаются. Только философы, от рож-дения наделенные мудрой душой, могут по-знать вечные и абсолютные истины. Стало быть, одного любомудрия для того, чтобы быть философом, недос-таточно .

Философ «как никто другой должен постоянно отдавать себе отчет, что всегда стоит ли-цом к лицу с знанием о не-знании» , следовательно, ему необходимы такие каче-ства, как: 1) страстное влечение к познанию вечно сущего и не изменяемого возникновением и уничтожением бытия; 2) правдивость; 3) решительное непри-ятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней; 4) любовь к истине; 5) преданность мудро-сти; 6) возвышенные помыслы; 7) бескорыстность; 8) скромность; 9) способность охваты-вать мысленным взором целокупность времени и бытия; 10) кротость; 11) справедливость; 12) любезность; 13) восприимчивость к идее всего сущего; 14) соразмерность и прирожден-ная тонкость ума; 15) природная склон-ность к наукам, подводящим к знанию умопостигае-мого; 16) спокойствие в смысле страстей и душевных волнений (не гнаться за удовольст-виями); 17) независимость суждений (мелоч-ные соображения более всего вредят душе буду-щего созерцателя божества и человека); 18) добросовестность в деле мышления и познания; 19) склонность к постоянному сомнению (философский ум не может удовлетвориться хотя бы самою твердою, но безотчетною уверенно-стью в истине, а принимает лишь истину удостоверенную, ответив-шую на все за-просы мышления); 20) установка на борьбу со своими, унижающими дух, слабостями; 21) склонность к саморазвитию. Философ должен постоянно работать над собой: а) придать сво-ему характеру философ-скую огранку, б) овладеть силами своего бессознательного, очистить их, придать им гибкость и покорность, сделать их совершенным орудием предметовидения, в) очистить ум и душу, г) обуздать аффекты, д) избавить сознание от «идолов» воображения, ложных мнений, предрассудков, иллюзий; е) развивать собственные миропонимание и миро-ощущение. Только когда философ правдолюбив, независим и сдержан, ему пойдут впрок спо-собно-сти и память (И.А. Ильин, Платон, Альбин, В.С. Соловьев, Бэкон).

Литература

1. Кузнецов В.Г. Философия / В.Г. Кузнецов и [др.]. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 519 c.

2. Назаров В.Н. Философия в вопросах и ответах / В.Н. Назаров. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

3. Философия / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 1996. - 512 с.

4. Философия / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики, 2003. - 828 с.

) - профессиональный мыслитель , занимающийся разработкой вопросов мировоззрения .

Философом также может называться человек, принадлежащий к определённой философской школе, разделяющий её идеи или живущий в соответствии с этими идеями, то есть осуществляющий философию как образ жизни (см., напр., Диоген).

Первыми философами называют милетцев .

Создание термина

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор… мудрецом же, по его словам, может быть только Бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней - «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ ["любомудр"] - это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости .

И в другом месте, на вопрос, кто он такой, Пифагор отвечает: "«Философ», что значит «любомудр»", философы, по его словам, тяготеют "до единой только истины" . Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», это Гераклит :

Философ у Гераклита - это, судя по дошедшим до нас отрывкам его сочинения, «исследователь природы вещей», отмечает Ф. Х. Кессиди .

Исторические образы философа

  • Философ-учёный
  • Философ-художник
  • Профессор философии

Напишите отзыв о статье "Философ"

Примечания

Ссылки

  • на сайте «Философская антропология»
  • Блинников Л. В. .

Отрывок, характеризующий Философ

– Здесь люди Бог знает что могут подумать, – бормотал Телянин, схватывая фуражку и направляясь в небольшую пустую комнату, – надо объясниться…
– Я это знаю, и я это докажу, – сказал Ростов.
– Я…
Испуганное, бледное лицо Телянина начало дрожать всеми мускулами; глаза всё так же бегали, но где то внизу, не поднимаясь до лица Ростова, и послышались всхлипыванья.
– Граф!… не губите молодого человека… вот эти несчастные деньги, возьмите их… – Он бросил их на стол. – У меня отец старик, мать!…
Ростов взял деньги, избегая взгляда Телянина, и, не говоря ни слова, пошел из комнаты. Но у двери он остановился и вернулся назад. – Боже мой, – сказал он со слезами на глазах, – как вы могли это сделать?
– Граф, – сказал Телянин, приближаясь к юнкеру.
– Не трогайте меня, – проговорил Ростов, отстраняясь. – Ежели вам нужда, возьмите эти деньги. – Он швырнул ему кошелек и выбежал из трактира.

Вечером того же дня на квартире Денисова шел оживленный разговор офицеров эскадрона.
– А я говорю вам, Ростов, что вам надо извиниться перед полковым командиром, – говорил, обращаясь к пунцово красному, взволнованному Ростову, высокий штаб ротмистр, с седеющими волосами, огромными усами и крупными чертами морщинистого лица.
Штаб ротмистр Кирстен был два раза разжалован в солдаты зa дела чести и два раза выслуживался.
– Я никому не позволю себе говорить, что я лгу! – вскрикнул Ростов. – Он сказал мне, что я лгу, а я сказал ему, что он лжет. Так с тем и останется. На дежурство может меня назначать хоть каждый день и под арест сажать, а извиняться меня никто не заставит, потому что ежели он, как полковой командир, считает недостойным себя дать мне удовлетворение, так…
– Да вы постойте, батюшка; вы послушайте меня, – перебил штаб ротмистр своим басистым голосом, спокойно разглаживая свои длинные усы. – Вы при других офицерах говорите полковому командиру, что офицер украл…
– Я не виноват, что разговор зашел при других офицерах. Может быть, не надо было говорить при них, да я не дипломат. Я затем в гусары и пошел, думал, что здесь не нужно тонкостей, а он мне говорит, что я лгу… так пусть даст мне удовлетворение…
– Это всё хорошо, никто не думает, что вы трус, да не в том дело. Спросите у Денисова, похоже это на что нибудь, чтобы юнкер требовал удовлетворения у полкового командира?
Денисов, закусив ус, с мрачным видом слушал разговор, видимо не желая вступаться в него. На вопрос штаб ротмистра он отрицательно покачал головой.
– Вы при офицерах говорите полковому командиру про эту пакость, – продолжал штаб ротмистр. – Богданыч (Богданычем называли полкового командира) вас осадил.
– Не осадил, а сказал, что я неправду говорю.
– Ну да, и вы наговорили ему глупостей, и надо извиниться.
– Ни за что! – крикнул Ростов.
– Не думал я этого от вас, – серьезно и строго сказал штаб ротмистр. – Вы не хотите извиниться, а вы, батюшка, не только перед ним, а перед всем полком, перед всеми нами, вы кругом виноваты. А вот как: кабы вы подумали да посоветовались, как обойтись с этим делом, а то вы прямо, да при офицерах, и бухнули. Что теперь делать полковому командиру? Надо отдать под суд офицера и замарать весь полк? Из за одного негодяя весь полк осрамить? Так, что ли, по вашему? А по нашему, не так. И Богданыч молодец, он вам сказал, что вы неправду говорите. Неприятно, да что делать, батюшка, сами наскочили. А теперь, как дело хотят замять, так вы из за фанаберии какой то не хотите извиниться, а хотите всё рассказать. Вам обидно, что вы подежурите, да что вам извиниться перед старым и честным офицером! Какой бы там ни был Богданыч, а всё честный и храбрый, старый полковник, так вам обидно; а замарать полк вам ничего? – Голос штаб ротмистра начинал дрожать. – Вы, батюшка, в полку без году неделя; нынче здесь, завтра перешли куда в адъютантики; вам наплевать, что говорить будут: «между павлоградскими офицерами воры!» А нам не всё равно. Так, что ли, Денисов? Не всё равно?
Денисов всё молчал и не шевелился, изредка взглядывая своими блестящими, черными глазами на Ростова.
– Вам своя фанаберия дорога, извиниться не хочется, – продолжал штаб ротмистр, – а нам, старикам, как мы выросли, да и умереть, Бог даст, приведется в полку, так нам честь полка дорога, и Богданыч это знает. Ох, как дорога, батюшка! А это нехорошо, нехорошо! Там обижайтесь или нет, а я всегда правду матку скажу. Нехорошо!