Правописание из ис. Правописание согласных и гласных в приставках



пишутся с буквой з перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н,р) и с буквой с перед глухими согласными {к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ). Например: безгласный - бесклассовый, возбуждение - воспоминание, взбежать - вскружить, изгнать - испортить, низводить - нисходить, раздать - растратить, чрезмерный - чересседельник.
  1. В приставке раз- {рас-) - роз- {рос-) без ударения пишете;; а, под ударением - о. Например: раздать - розданный.
  2. Приставка с- пишется как перед глухими, так и перед звонкими согласными. Например: спрятать - сбежать, столкнуть - сделать.
Упражнение 158. Вставьте пропущенные буквы.
Бе...голосый, бе...печный, бе...вкусный, бе...платный, бе...корыстный, бе...пощадный, бе...дорожный, бе...церемонный, бе...характерный, бе...мятежный, бе...нравственный, бе...толковый, безгрешный, бе...жизненный, бе...численный, бе...шумный, безропотный, бе...предельный, бе...лиственный.
Упражнение 159. Образуйте слова со следующими приставками:
воз вое- (препятствовать, славить, дать, требовать, гордиться, хвалить, стать, жечь);
из ис- (жить, зябнуть, сохнуть, чахнуть, лить, царапать,
шарить);
раз рас- (думать, звонить, колоть, пороть, спросить, цвести,
чесать, шевелить).
Упражнение 160. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1. Как эта лампада бледнеет пред ясным во...ходом зари, так ложная мудрость мерцает и тлеет пред солнцем бе...смертным ума (П.). 2. В бе...людной улице за версту слышно, как разговаривают двое-трое между собой (Гонч.). 3. Наступила весна, все зазелейело, ра...пустилось, ра...цвело (Акс.). 4. Предра...светный ветер подул, и тихо в...плывает багровое солнце (Т.). 5. ...жатые губы Илюши не шевелились, ...двинутые брови не ра...ходились (Т.). 6. Хорь не все ра...сказывал, он сам меня о многом ра...спрашивал (Т.). 7. Я беспощадно погонял измученного коня (Л.). 8. Поглядев на звезды, Хаджи Мурат ра...читал, что было уже за полночь (Л. Т.). 9. Ни...- кие бе...конечные камыши тянулись до самых гор (Л. Т.). 10. Во сне даже сильный человек кажется бе...защитным и бе...помощным (М. Г.). И. Пламя колебалось, дрожало, точно бе...звучно ра...сказывало о чем-то (М. Г.). 12. Изредка в просвет ни...падали солнечные лучи, в...пыхивал по-летнему синий клочок неба (Шол.). 13. По- хорошему...дружился поваренок с черномазым кубовщиком (И.О.).
  1. Ра...судительный и серьезный матрос терпеливо выслушивал все ра...сказы о житье-бытье (Н. О.). 15. Рука Алексея бегала по ватману, выводя карандашом длинный ра...чет (Аж.).
Для справок. Различие в написаниях расчет - рассчитать связано с правилом: перед -чет пишется одно с (кроме слова бессчетный), перед -чит два с.
Упражнение 161. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; поставьте ударение.
Р...зыграть, р...зыгрыш, р...списание, р...спись, р...спустить, р...спуск, р...звальни, р...звалиться, р...зыск, р...зыскать, р...сказать, р...сказни, р...списка, р...списной, р...ссыпи, р...ссыпать.
Упражнение 162. Перепишите, вставляя пропущенные буквы; выделите корни в приводимых ниже словах.
Ни...кий, НИ...ШИЙ, ра...шить, ...делать, ...дание, ...дача, ...доба, ...дешний, ...гибать, не видно ни...ги, со...дать, ...дружиться, ра...дружиться, ...жечь, ...доровье, ...жать, ра...жать, ...двоить, ра...двоить, ...дравствовать.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере -делать, пре -хорошенький, при -морье, кое -где, пере -о-деть).

I. Правописание некоторых приставок надо запомнить, они не изменяются ни при каких условиях (до нести, от нести, за нести и т.д.). К этим же приставкам относятся:

об-: об мерить, об тесать ;

от-: от губить, от варить ;

над-: над писать, над бить ;

под-: под водный, под писка ;

пред-: пред видение, пред чувствовать ;

в-: в писать , в крутую ;

с-: с варка , с делать ;

пере-: пере оценить , пере доверить ;

до-: до бежать , до писать и др.

В конце приставок может быть беглый гласный о : об вить - обо значить, от бирать - ото брать, над пись - надо рвать, в резать - во рваться, с бить - со рвать и т. д.

В безударной приставке пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующей приставке однокорневого слова: без дарный (бЕз дарь), бес толковый (бЕс толочь), за морозить (зА морозки), за писать (зА пись), под купить (пОд куп), про блеснуть (прО блеск), про рвать (прО рванный), по ходить (пО ходя).

В русском языке приставка а - пишется только в заимствованных словах: а логичный, а морфный.

Приставка па - пишется в словах: па водок, па водковый, па водочный (спец.); паволока (др.-русск. "привозная нарядная ткань"); па губа , па губный , па губно , па губность (ср. родственные слова: загубить , погубленный ); в остальных случаях пишется только приставка по-: по бродить , по смотреть , по ход , по ездка .

Приставка пра - со значением "первоначальный, наиболее древний" пишется в словах: пра история, пра зелень, пра родина, пра славянский, пра язык; пра бабка, пра бабушка, пра внук, пра внучка, пра дед, пра дедушка, пра матерь, пра отец, пра родитель, прапра внучка.

В остальных случаях пишется приставка про -: про образ, про вожатый, про гневаться, про житок, про зорливый.

Конечные согласные приставок, кроме согласной з , на письме сохраняются независимо от произношения: под бросить - под прыгнуть (хотя во втором слове произносится звук [т]), от пилить - от бить (хотя во втором слове произносится [д]), пред видение - пред чувствие , в нести - в писать .

Приставка с - не изменяется независимо от того, перед глухим или звонким согласным она находится: с бить , с дать , с делать , с гореть .

В словах зга (в сочетании ни зги не видно), здание, здесь, здоровый буква з входит в состав корня, она появилась как результат отражения на письме озвончения согласного [с]; ср.: зга - из стьга ("путь, дорога"), здесь - из указательного местоимения сь и суффикса -де-, здоровый - из приставки с- и корня -дорвъ ("дерево"). Слово здание (старославянское по происхождению) образовано от глагола зьдати ("строить, созидать") и имеет тот же корень, что и в современном слове зод-чий , а также в словах со-зд-ать, со-зид-ать.

От слов с приставкой пере - следует отличать слова с иноязычной приставкой пери - , напр.: пери гей, пери центр (термины астрономии), пери кардит, пери тонит (медицинские термины), пери скоп, пери петия, пери фраз или пери фраза (филологический термин; отсюда глагол пери фразировать, но ср. пере фразировать ‘сказать, изложить иначе’).

На конце иноязычных (латинских) приставок ультра - и экстра - пишется непроверяемая буква а , напр. ультра революционный, экстра ординарный, экстра верт . Однако в словах с латинской приставкой интра - (интро - ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интра зональный, интра молекулярный и интро екция, интро скопия, интро верт.

II. В приставках, оканчивающихся на з(с), перед гласными и звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с в соответствии с произношением: разб ежаться , но расп исаться .

Приставки без-, воз-(вз-), из-, низ-, раз-(роз-), чрез-(через-) пишутся в соответствии с произношением: перед гласными и звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) пишется з , а перед глухими (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) - с: без -аварийный, без -умный, раз -удалый; без -бедный - бес -плодный, без -вредный - бес -форменный, без -грамотный - бес -корыстный; воз -дать - вос -кликнуть, воз -наградитъ - вос -питатъ, вз -лелеятъ - вс -колыхнутъ; из -братъ - ис -полнитъ, из -ведатъ - ис -поведать; низ -вергнутъ - нис -падать; раз -бивка - рас -кладка, роз -лив - рос -пись; чрез -мерный - черес -полосица, раз -жечь - рас -чистить. Ср. также написание двойных согласных на стыке приставки и корня: беззаботный - бессвязный , воззвать - восстать , иззелененный - иссинить , иззубрить - иссечь , раззвонить - расстегнуть .

В словах расчет, расчетливый, расчесть пишется с , так как приставка прибавляется к корню -чет (ср.: вычет, нечет, учет, счет, вычесть ) .

Слово бес счетный образовано от слова счёт: бес -счет-н-ый (без счета + н; ср. бес -числ-енн-ый ).

В словах рассчитать, рассчитывать, рассчитанный приставка рас- прибавляется к корню -счит- (ср.: обсчитать, пересчитать, отсчитать ), который исторически включает приставку с- .

В слове рас сориться пишутся две одинаковые согласные, так как для русского языка сочетание трех одинаковых согласных не свойственно (рас -ссоритъся ). В словах исчезать , чересчур пишется с- , так как исторически они образованы от корней чезати ("пропадать") и чур ("грань, граница, предел"; ср.выражение: чур меня), к которым прибавлены соответствующие приставки.

Слова разевать , разинуть , разорить в современном языке непроизводные (приставка не вычленяется), поэтому пишется одна з.

В первой части сложных слов конечная согласная з не изменяется (хотя произносится [с]), так как подобные слова образованы по способу слияния: близ сидящий , близ стоящий , из -под (ср.: близ + сидящий, из + под); но: ис подлобья , ис поднизу , ис подтишка пишутся через с, так как здесь ис- [из-] - приставка.

Иноязычные приставки дез-, диз- (дис-) не зависят от качества согласного, перед которым они находятся в слове. Выбор той или иной приставки определяется другим правилом: перед гласной корня и перед з пишется приставка дез- (диз-) , перед согласной - дис-: дез аминирование, дез инсекция, дез интегратор, дез инфекция, дез одорация, дез ориентация, дизъ юнкция, дизъ юнктивный; дис гармония, дис локация, дис квалификация, дис кредитировать, дис курсивный, дис позиция.

III. В приставках роз- (рос-) - раз- (рас-) гласные а и о пишутся в соответствии с произношением: под ударением - о, без ударения - а: рОз данный - раз дать, рОс пись - рас писать, рОс сыпи - рас сыпать (но: роз ыскной, роз ыскник).

IV. После приставок, которые оканчиваются на согласный, в соответствии с произношением вместо И пишется Ы:

1. Буква Ы вместо И в корне пишется в соответствии с произношением после всех русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме приставок меж- и сверх-: играть - под -ыграть, раз -ыграть, роз -ыгрыш; идти - пред -ыдущий; импровизировать - с -ымпровизироватъ; инвентарь - без -ынвентарный; индеветь - об -ындеветъ; интеллигент - об -ынтеллигентиться; итог - под -ытожить; июль - пред -ыюльский (происхождение корня - русский или иноязычный - при этом не учитывается).

2. После приставок меж- и сверх - гласная и не изменяется, так как после к, ч, х, ж в русском языке ы не пишется: меж -институтский, сверх -изысканный; ср. также: четырех -игольный, трех -импульсный .

Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: культинвентарь, Совинформ.

В слове вз имать (вз + др.-русск. има-ти - "брать") в соответствии с произношением пишется и (хотя приставка оканчивается на согласную). В родственных словах с другими приставками согласно общему правилу пишется ы; ср.: изымать, подымать, отымать (прост.), но после согласной н гласная и сохраняется: отнимать, поднимать, снимать .

После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс- ), и не изменяется: дез -информация, контр -игра, пост -импрессионизм (но: предымпрессионизм), пост -инфарктный (но: предынфарктный), супер -интендант, транс -иранский.

В приставке из- , если она следует после другой приставки, оканчивающейся на согласную, и также переходит в ы : без -ызвестный (из-вестный), без -ысход-ный (ис -ход), небез -ызлишне (из -лишне), также в словах сыздавна, сызмальства, сызнова .

Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета

§ 2. Правописание приставок

Приставка , префикс (от лат. praefixus «прикрепленный впереди») — часть слова перед корнем. В русских словах перед корнем может быть от 1 до 3 приставок: вз-дрогнуть, при-со-единиться, по-при-от-крыватъ. Большинство русских приставок совпадают по форме и отчасти по значению с предлогами (бездорожный — без дороги, отглагольный — от глагола, исподнизу, исподлобья — из-подо лба), частицами (неявившийся — не явиться). Среди приставок русского языка имеется некоторое количество заимствованных: а в значении "не", анти —"против", архи — "очень", контр — "против", пан —"весь", суб — "под", транс — "через" и др.

2.1. Правописание неизменяемых приставок
Большинство приставок в русском языке являются неизменяемыми, т.е. вне зависимости от звучания в той или иной позиции они пишутся единообразно. Правописание таких приставок следует запоминать. Список неизменяемых приставок смотрите в таблице:

окликнул, остановка, осадок, онеметь

добраться, дойти, догадка

поверье, подворье, порезать, полагаться

проварить, пробел, проделка, произрастать

В особом значении: (значение родства) прабабушка, праязык

нападение, накрыть, нагнать

задаваться, заключенный, забрать, забить

НАД- (НАДО-)

надкусить, надтреснуть, надписать, надорваться

ПОД- (ПОДО-)

подтаять, подточить, подсказать, подождать

ОТ- (ОТО-)

отдать, отдых, отодвинуть, открыть

ОБ-(ОБО-)

обстричь, обточить, обтереть, обойти

В- (ВО-)

всласть, вшить, вцепиться, вовлечь

ПРЕД-

председатель, предшественник, предрешать

ПЕРЕ-

перегной, перелить, перекос

С- (СО-)

сдвинуть
сбиться
сберечь
сдаться
сдружиться
сделать
согнуться

Нет приставки в словах:
здесь,
здешний,
здание,
здоровье,
ни зги
и однокоренных.

2.2. Правописание приставок на...з - ...с
В русском языке есть приставки, в которых происходит чередований букв З и С :
БЕЗ- / БЕС- , РАЗ- / РАС-, ВОЗ- / ВОС- (ВЗ- / ВС-), ИЗ- / ИС-, НИЗ- / НИС-, ЧЕРЕЗ- / ЧЕРЕС- (ЧРЕЗ- / ЧРЕС-)

Во..кликнуть; по ни..ходящей; ..делать; ра..жигать.

Выбор согласной осуществляется по следующему правилу:



2.3. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

Слова, начинающиеся на пре- и при- , имеют в русском языке разное происхождение.
Одни пришли из латыни. В таких словах латинская приставка prae- стала частью русского корня (президент, президиум, презумпция, предикат, премировать, претензия, претендент, префект, прецедент, препарат, презентация). Русский язык заимствовал и латинские слова с корнем, начинающимся на при (приоритет, привилегия, приватный).
Другие имеют старославянское происхождение. Для них характерна славянская приставка пре- , которую часто включают в современный корень (препятствие, преставиться, преимущество, прекрасный). В языке эти слова сохраняют книжный характер.
Наконец многие слова с пре- и при- имеют собственно русское происхождение.

Понятно, что составить ясное правило для всех случаев невозможно. Поэтому предлагаемое ниже орфографическое правило подходит преимущественно для слов, в которых значение приставки ясно угадывается.

Запомним некоторые случаи:

придать форму, блеск
не придавать значения
приданое невесты
придел храма
радиоприемник
восприимчивый
привратник
притворить окно
прибывать к поезду
прибытие
припирать дверь палкой
приклонить голову к плечу
приклониться в дверях
призреть сироту
приступить к делам
неприступный бастион
приходящий врач
приложить усилия
приуменьшить (немного уменьшить)
приставить стул
приткнуться
неприменимый прием
притерпеться к трудностям
приставать с расспросами
присутствовать на собрании

предать друга, мечты
предавать земле
старинное предание
предел терпения
преемник руководителя
преемственность поколений
превратное представление, превратности судьбы
претворить идеи в жизнь
пребывать на отдыхе
пребывание
препираться по пустякам
преклонить голову в знак почтения,
непреклонный человек, преклонный возраст,
преклоняться перед талантом
презирать трусов
преступить закон
преступник
имеет непреходящее значение
непреложный закон
преуменьшить (значительно уменьшить)
преставиться (умереть)
камень преткновения
непременное условие
претерпеть лишения, изменения
беспрестанный, непрестанный

2.4. Правописание гласных в приставках НЕ- и НИ- в
неопределенных и отрицательных местоимениях,
местоименных отрицательных наречиях.

Примечание. Правило распространяется на слова других частей речи в том случае, если они образованы от отрицательных местоимений и наречий: ничегонеделание, ничтожный, никчемный, никудышный, вничью.

2.5. Правописание согласных на стыке приставки и корня.

Пере + сказ = пересказ (-с-)
рас + сказ = рассказ (-сс-)
рас + ссориться = рассориться (-сс-)


Запомните: расчет (рас + чет), но: рассчитать (рас + считать);
бессчетный (бес + с + чет).

В словах разевать, разинуть, разорить пишется одна 3.

437. Выберите правильное написание и обозначьте условия выбора букв з или с.

Без болезненный - приставка без- стоит перед звонким согласным б, поэтому на конце пишется буква з.
Бес платный - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Бес козырка - приставка бес- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Воз наградить - приставка без- стоит перед звонким согласным н, поэтому на конце пишется буква з.
Вос петь - приставка бес- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.
Вз махнуть - приставка вз- стоит перед звонким согласным м, поэтому на конце пишется буква з.
Вс крикнуть - пристака вс- стоит перед глухим согласным к, поэтому на конце пишется буква с.
Низ вергаться - приставка низ- стоит перед звонким согласным в, поэтому на конце пишется буква з.
Из гибаться - приставка из- стоит перед звонким согласным г, поэтому на конце пишется буква з.
Ис портить - приставка ис- стоит перед глухим согласным п, поэтому на конце пишется буква с.

438. Запишите слова с приставками на -з/-с в две колонки, обозначьте изучаемую орфограмму.

439. Запишите 7-8 слов с буквами з и с на конце приставок. Объясните правописание этих букв. Какими частями речи являются записанные вами слова?

Разгром (сущ.), растопить (гл.), бездарный (прил.), бестолковый (прил.), излечить (гл.), исписать (гл.), издание (сущ.), ископаемые (сущ.).

В приставках на -з и -с перед звонкими согласными пишется -з, перед глухими - -с.

440. Запишите слова в две колонки: 1) с з в конце приставки; 2) с с в конце приставки. Сколько приставок в выделенном слове?

441. Составьте предложения с данными словами и словосочетаниями.

Сегодня в школе все уроки по рас п исанию. Учитель раз д ает ученикам тетради. Мы рас к рыли учебники на первой странице. Дежурные после уроков с т ерли все с доски. Нам нужно поработать над ис п равлением ошибок в самостоятельной работе. Писать нужно раз б орчиво. Петя никак не мог вс п омнить и рас с казать, что он делал вчера. Учитель математики попросил нас внимательно рас с мотреть таблицу. Чтобы правильно решить задачу, нужно вос п ользоваться правилом.

442. Подберите к каждому из данных слов однокоренные с приставками раз- (рас-) и с-. Запишите их в две колонки.

Жечь
ж - [ж] - согл., зв., тв.
е - [э] - гл., ударный.
ч - [ч"] - согл., глух., мягк.
ь - нет звука.
4 б., 3 зв.

443. Распределите слова на три группы: 1) с приставкой с-; 2) с приставкой на -з; 3) без приставки (в этих словах з входит в корень).

444. Диктант. Обозначьте приставки.

445. Подберите к данным словам однокоренные с указанными приставками. Обозначьте условия выбора согласных букв. В каких словах вы написали удвоенные согласные буквы? Почему? Составьте и запишите словосочетания со словами, помещенными в рамке.

Мы написали удвоенные согласные буквы в словах: ввинтить, поддержать, оттаять, ссыпать, иззябнуть, рассчитать, расстроить, потому что в этих словах корень начинается на ту же согласную, на которую заканчивается приставка.

446. Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. Спишите на выбор любые три абзаца. Обозначьте приставки. Почему поставлены три в начале строк?

Цель: закрепить правописание приставок на з-; с-.

  1. Упражнять учащихся в образовании новых слов, закрепить правило написания приставок на з (с), учиться находить слова с данными приставками, уметь употреблять их в речи.
  2. Формировать умение объяснять свой выбор, высказывать суждение. Корригировать и развивать фонетический слух, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, умение анализировать и обобщать.
  3. Воспитывать чувство ответственности за окружающую среду, прививать любовь к природе, вызвать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок, развивающий совершенствования и применения знаний, умений и навыков.

Методы и приёмы: словесные – беседа, рассказ, постановка проблемного вопроса.

Оборудование: карточки, опорная таблица для воспроизведения правила, таблица с речевым материалом для рассуждения, перфокарты.

План урока

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Учитель: Здравствуйте. Я рада вас видеть на уроке. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

Психологический настрой на работу.

Учитель: Сегодня мы продолжим путешествие по стране “Словария”, будем преодолевать трудности. А трудности легко преодолевать, когда человек всё делает с хорошим настроением. У вас хорошее настроение, я это вижу. Тогда, в добрый путь, удачи.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Мы уже несколько уроков работаем по теме: “Состав слова” и сегодня мы уточним, когда в приставках можно писать согласную З- , а когда – С-.

И подумаем, с какими можно обратиться словами к человеку XXI века, чтобы планета наша сохранила свой многовековой зелёный наряд. Запишите число и тему.

3. Словарная работа.

Учитель: Запиши правильно через запятую словарные слова. (Кроссворд).

Проходить курс наук, получать образование где-либо, в школе. (обучение )

Распространение политических идей и лозунгов среди населения. (агитация )

Род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющий источником существования. (профессия )

Должностное лицо, которое заведует чем-либо. (заведующий ).

Разобрать слова по составу: заведующий, восстание, объединённый. (Можно использовать ножницы, разрезать слова и разложить части слов в таблицу.)

приставка корень суффикс окончание

Учитель: Для чего служат в русском языке приставка и суффикс? Какое значение имеет в слове окончание?

Учитель: Познакомимся со значением ещё трёх слов. Работа с толковым словарём.

Малодушие - отсутствие стойкости, мужества, твёрдости духа. Презирать за малодушие.

Обязанность - то, что входит в круг действий, поступков, обязательных для выполнения (согласно закону, общественным требованиям, внутреннему побуждению). Права и обязанности граждан.

Отчизна - (высокое) Отечество, родина.

Учитель: Придумай предложения или словосочетания с новыми словами. (Устная форма работы.) Правильно составленное словосочетание или предложение записываем в тетрадь.

4. Объяснение новой темы.

Учитель: Посмотри. На столе находятся пословицы. Прочитайте их.

Безделье до добра не доводит.

У сильного всегда бессильный виноват.

Учитель: А следующую пословицу вы должны сами составить. Перед вами находятся карточки со словами. Составь правильно пословицу. Обрати внимание на заглавную букву и точку, что они тебе подсказывают?

От безделья собака лает.

Учитель: Как вы понимаете эти пословицы? Объясните.

Учитель: Какие здесь выделены слова во всех трёх пословицах? Запиши эти слова в тетрадь, выдели приставку.

Учитель: Как мы произносим приставки? Все ли отчётливо буквы мы слышим?

Подчеркни первую согласную в корне.

З-?

Повторим буквы, обозначающие согласный звук.

Учитель: Воспользуемся карточкой – подсказкой.

В приставках на З - - С- согласная пишется так, как слышится. (опорная таблица)

Учитель: Образуй слова с помощью приставки по образцу и запиши их через запятую.

Учитель: Проверим. Перед вами две корзины. Прочитайте сначала слова с приставкой без-, а потом с приставкой бес-. Игра. Сколько “очков” набрано?

Учитель: Слова, которые оказались в левой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки?

Перед звонкой или глухой согласной пишется З ?

Слова, которые оказались в правой корзине, какой звук слышится в приставках – З или С?

На какую согласную оканчиваются приставки? Перед звонкой или глухой согласной пишется С ?

Вывод. (с. 33)

5. Творческий диктант.

Учитель: Замените существительное с предлогом прилагательным с приставками на з (с) . Распределить в два столбика: без-, бес- . Слова находятся в перфокарте, учащиеся правильно записывают приставку и раскладывают их в два столбика. Затем самостоятельно записывают эти слова в тетрадь.

  1. Ребенок без забот (беззаботный)
  2. Небо без звёзд (беззвёздное)
  3. Вход без платы (бесплатный)
  4. Пустыня без воды (безводная)
  5. Дорога без конца (бесконечная)
  6. Ребенок без помощи (беспомощный)
  7. Жидкость без цвета (бесцветная)
  8. Плач без звука (беззвучный)
  9. Движение без шума (бесшумное)
  10. Шоколад без вкуса (безвкусный)

6. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный

И. п. – сидя, руки на плечи, кисти сжать в кулаки. 1 – наклонить голову назад. 2 – и. п. То же вперед. Повторить 6-8 раз.

И. п. – сидя, руки поднять вверх, кисти произвольно. Прогнуть спину, сгруппироваться, обняв правой рукой левое плечо, левой рукой правое плечо. Потянуться и продолжить работу.

7. Работа с текстом. Работа в рабочей тетради с. 12 №34.

Учитель: Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.

Дорогие юные друзья!

Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.

Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга.

Учитель: В каком предложении содержится основная мысль? Какие предложения употреблены в переносном значении? Как вы понимаете слова этого текста?

Ученик: Мы берём у земли её богатства. Не даём ей за это даже расписки. Но долги надо отдавать. Каждый сорванный цветок, сломанную ветку надо возмещать посадкой цветов и деревьев. Леса – наше богатство. Они наши зелёные друзья.

8. Самостоятельная работа.

Учитель: Вставь самостоятельно пропущенные буквы в текст. Устно объясняем выбор написания приставок.

9. Составление суждения о письме Л. Леонова.

Учитель: Согласны ли вы с мыслями, высказанными в письме Л. Леонова? Давайте подтвердим своё согласие или несогласие, т. е. выскажем суждение. В этом нам помогут следующие выражения:

Учитель: Одно из этих предложений будет начинать твоё суждение. После этого вы объясните, почему согласны или не согласны с точкой зрения писателя.

10. Выполнение письменной работы. Учащиеся составляют текст и записывают в классную тетрадь.

11. Проверка выполненного задания.

Чтение учащимися своего суждения. Обобщение.

Я разделяю точку зрения писателя о том, что надо беречь леса. Их гибель несёт страшные бедствия. Без зелёного наряда планеты высохнут реки. Сухие ветры погубят урожаи. Будут исчезать животные и люди. А виноваты в этом будем мы сами.

Учитель: А что надо сделать, чтобы сберечь лес? Зависит ли от человека будущее Земли в 21 веке? Какой твой вклад может быть полезным для природы?

12. Задание на дом.

Устно составьте открытое письмо своим сверстникам, где напомните, как надо беречь лес. Учащиеся получают карточку:

Ребята! От нас зависит, какой будет Земля в 21 веке. Давайте беречь зелёный наряд планеты.

В лесу………(не ра…жигайте, может во…пламениться, ра…цветающие растения, не оставляйте бе…порядок, не бе…различными; не допустим, чтобы исчезли).

Письменно по учебнику с. 36 №50. Списать словосочетания, вставляя подходящие по смыслу приставки.

13. Итог урока.

Учитель: Назовите тему сегоднечного урока.

Какие моменты урока вам лучше запомнились?

В каких случаях пишется приставка на з -; с- ?

С какими словами из словаря вы познакомились?

Какие слова вы скажете человеку XXI века?

Какая новая страница для вас открылась в огромной стране “Словария”?

Оценка за работу на уроке.

Литература

  1. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания., М. :Просвещение, 2004.
  2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 9 кл., М.: Просвещение, 2006.
  3. Ладыженская Т. А., Никольская Р. И. Речевые уроки., М.: Просвещение, 1995.
  4. Семёнова Е. Е. Занимательная грамматика., “Омега” Москва 1996.
  5. Ундзенкова А., Сагирова О. Русский с увлечением! АРД Екатеринбург 1997.
  6. Фестиваль педагогических идей. Открытый урок 2006-2007 учебного года.