Пилотесса Мария Уваровская — об особенностях работы в мужском коллективе и буднях пилота.


Список типично мужских профессий очень велик. Например, вы не найдете женщину - шахтера, пожарника, машиниста… А вот пилоты - есть! Причем не только в Америке (на родине воинственного феминизма), но и у нас. Кто же эти красавицы и тернистой ли оказалась их судьба?

«Нууу, пилот…» - скажете вы. - «Вон, у нас ведь даже Терешкова была, первая женщина-космонавт»…

Да, в нашей стране никто не запретит молодой девушке выучиться и устроиться работать в Аэрофлот. Другое дело - захочет ли она это делать? Кроме навыков управления крылатой машиной, от пилота требуется хорошо разбираться в технической части, в «гайках», одним словом. Ну, а кроме того, пилот постоянно должен быть в хорошей физической форме (не говоря уже об умении справляться со стрессами и высоким уровнем внутренней дисциплины). Тут проще на учительницу пойти, ну, или на менеджера!

Где готовят пилотов? В Ульяновске или Санкт-Петербурге, в летных вузах. А также в училищах, расположенных в городах поменьше (Сасово, Омск, Калуга, Бугуруслан, Красный Кут).

Что нужно сдать при поступлении?

  • Данные об общей успеваемости в школе.
  • Анализы, которые подтвердят отличное состояние здоровья.
  • Пройти психологические тесты.

Во время учебы в классах царит почти армейская дисциплина. Прогулов тут не терпят и оценок за «глазки» или короткую юбку никто не поставит.

Так сколько же у нас пилотесс? На 2016 год летную лицензию получили 450 представительниц прекрасного пола. Из них 30 женщин успешно пилотируют пассажирские самолеты. Большая половина, а именно 20 - в Аэрофлоте (пять из этих леди стали первыми пилотами, то есть командирами экипажа).

Почему так мало? Дело в том, что получив сертификат, пилот должен некоторое время пилотировать только грузовые борта, повышая квалификацию. Только после этого ему могут доверить пассажиров (и то после переучивания на летной базе - что, кстати, оказывается еще и недешево).

И не стоит думать, что штурвал выдается раз и навсегда. Женщины (как и мужчины) постоянно повышают квалификацию, тренируются на тренажерах и сдают медицинскую комиссию. Этот момент, в частности, показан в советском фильме «Экипаж».

А как за океаном? В стране победившего феминизма пилотесс в разы больше. Лицензию получили 27 тысяч дам. Около 1000 девушек пилотируют гражданские воздушные суда.

Когда женщины впервые взяли в руки штурвал?

В роли двигателя прогресса (как в случае с освоением многих других мужских специальностей) выступила война. Во время Первой мировой численность мужчин резко падала, и власти многих стран разрешали женщинам садиться в кабины крылатых машин, лишь бы было кому воевать.

Таким образом первой женщиной-летчицей стала француженка Элиза Де Ларош (именно ее вы можете увидеть на этом ретро фото). Она впервые поднялась в небо более ста лет назад - в 1910 году.

В Российской империи тоже были такие революционерки - самым известным примером можно назвать княгиню Шаховскую (1915 год). К концу войны во многих странах можно было насчитать десятки военных пилотесс. Во Второй мировой эта цифра еще больше увеличилась (вспомните хотя бы «крылатых ведьм», которых так боялись немецкие солдаты).

Что касается гражданской авиации, даже после Второй мировой в ней господствовали исключительно представители сильной половины человечества. И только в 21 веке эта «мода» изменилась.

Конечно, справедливости ради отметим: в 70-х годах в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (их закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе.

Имена современных «небесных балерин»

Как говорят у нас в стране, «героев нужно знать в лицо». Таких героинь - точно! Тем более, что лица у них красивые, характеры сильные, судьба небанальная и более чем интересная. Конечно, о каждой из тридцати мы рассказать не сможем. Но можем немного осветить биографию женщин, чаще других общающихся с прессой.

Мария Уваровская

С 2014 года - командир Airbus A320 Аэрофлота.

Она утверждает, что в России выучиться на пилотессу не проблема. Однако устроиться на работу и пилотировать самолет все еще сложно. Во-первых, многие пассажиры относятся к пилотам в юбке более чем настороженно, а во-вторых, не с каждым мужчиной-коллегой легко сработаться (а «комплектация» экипажей все время меняется, так как руководство считает: если пилоты будут не знакомы, они не станут друг другу доверять, а значит, будут тщательнее проверять показатели приборов, контролируя друг дружку).

Трудно оказывается и с родными, которые не всегда отпускают дочерей или жен в небо. Например, первым делом, которое делает Мария после каждого приземления, бывает звонок маме. Хоть она и отпустила дочку покорять небеса, но во время каждого полета страшно волнуется за нее.

Пилотесса А-320.

Это не просто обладательница летной лицензии, а продолжательница семейного дела (все мужчины в семье Ольги были авиаторами).

Для этой женщины самой большой проблемой в работе оказалось уйти в декрет. Она вынуждена была скрывать свое интересное положение до последнего, переучиваясь на другую модель самолета уже с приличным животиком. Перед родами начальство, узнав о предстоящем декрете женщины, с криками уволило ее. К счастью, все закончилось хорошо - когда малыш подрос, Ольгу приняли в Аэрофлот.

Дети - это самая тяжелая часть работы женщины-пилота. Хорошо, когда за ними есть кому присмотреть (например, сын Ольги проживает с ее мамой, своей бабушкой).

Самая молодая летчица в нашей стране (да и во всем мире тоже), получившая штурвал пассажирского судна всего в 23 года. Пилотирует Superjet с конца 2016 года.

А еще есть Ольга Грачева (с 2009 года - командир Боинга 767), Татьяна Рыманова (командир Боинга 737), Елена Новичкова (КВС Аэробуса А320), Дарья Синичкина (пилотирует Sukhoi Superjet-100 с 2015 года), Ларина Евмурзаева (первая пилотесса среди чеченских женщин) и многие другие.

Ну, а вот это видео расскажет еще об одной живой легенде, вместе с которой нам повезло родиться. Светлану Капанину назвали семикратной абсолютной чемпионкой по высшему пилотажу (и это звание подарили ей не другие «небесные ласточки», а суровые мужчины-пилоты). Да, эта женщина - наверное, единственная в спортивной федерации… И при этом лучшая! Как говорят ее поклонники, «ас в юбке». Итак, «Крылья Пармы», выступление за 2017 год. Это действительно красиво!

Парковка автомобиля в городе. С этим любой водитель может справиться сам или при помощи одного парковщика. Парковка самолета требует гораздо больших ресурсов – не только людей, но и техники.

Каждый в какой-нибудь момент свой жизни представлял себя за штурвалом самолета, в детстве уж точно. И наверняка в воздухе - по земле же он просто едет, как автомобиль.

А вот совсем и не просто! Известная фраза "мне сверху видно все" не работает. Из кабины пилота самолета как раз нет надлежащего обзора для точности движения. С автомобилем и подавно не сравнимо, хотя в некоторых случаях и автомобиль точно запарковать не просто.

В современном мире автомобили оснащают кучей датчиков и камер, как переднего, так и заднего вида, для того, чтобы упростить задачу водителя. Зачастую в городе парковщики своими жестами помогают вам точнее пристроить автомобиль. А парковка самолета без посторонней помощи не только не возможна, но и запрещена. И сегодня мой рассказ для тех, кого также, как меня волнует вопрос - как это работает? Как паркуют самолеты? И о тех, кто это делает.

Итак, сопровождение и постановка самолета на место стоянки - один из видов наземного обслуживания самолета, осуществляемого аэропортом. В этой работе задействованы диспетчерский центр и сотрудники непосредственно службы наземного обслуживания (это квалифицированный персонал - "маршалы", которые прошли специальное обучение по программе "Наземное движение воздушного судна").

Маршрут движения самолета маркирован желтыми линиями, определяющими траекторию его движения по аэродрому. При этом маршрут и место его непосредственной стоянки определяют диспетчеры. Во время движения его сопровождает спецмашина Follow me ("Следуй за мной"), которая оснащена специализированным светосигнальным оборудованием и средствами радиосвязи. Роль маршалов во время следования самолета к месту стоянки заключается в том, чтоб выявить сторонние предметы, и прочие преграды, которые могут привести к повреждению воздушного судна при контакте.

Во время установки воздушного судна на место стоянки маршал использует светосигнальные жезлы (неоново-светящиеся палочки). Все его движения строго определены в международных документах IATA Ground Operations Manual и являются стандартными сигналами наземного управления движения самолетом. Стандартными в данном случае означает, что одни и те же сигналы используются маршалами во всем мире для всех типов самолетов.

Установка воздушного судна на место стоянки перрона "Д" в "Борисполе" осуществляется при помощи визуальной системы управления парковкой VDGS (Visual Docking Guidance System). В нее автоматически поступает информация о номере рейса, типе воздушного судна, времени прибытия и месте стоянки.

Мы в "Борисполе" не закрепляем места стоянок за воздушными судами авиакомпаний, поэтому данные на табло системы всегда меняются. Система VDGS автоматически заводит самолет на рулежку и ведет его по маркированной центральной линии до точки стоянки. Во время руления к месту стоянки табло системы отображает расстояние самолета до места остановки, отклонение от центральной оси и сообщение "STOP", которое должно ознаменовать окончательную остановку самолета.

Агент по наземному обслуживанию воздушных судов должен удостовериться, что на предполагаемом месте стоянки самолета нет сторонних предметов, загрязнений и т.д. В этой работе нет мелочей - все важно!

Нужно понимать, что самолет, как автомобиль на парковке торгового центра, должен стоять на очерченной территории, а отклониться от очертаний места стоянки он может всего лишь на +/- 100 см по оси вперед/назад, и на 20 см по оси вправо/влево.

После остановки самолета, отключения двигателей и проблесковых маяков агент по наземному обслуживанию самолета устанавливает упорные колодки для удержания самолета на стоянке, а также конусы безопасности. Об установке упорных колодок агент обязательно должен сообщить командиру воздушного судна, ведь это сигнал к снятию самолета с тормоза и началу дальнейших работ по наземному обслуживанию самолета.

Наземное обслуживание воздушного судна это очень интересный, ответственный и динамичный процесс. От скорости его выполнения и слаженности работы служб зависит длительность нахождения самолета на земле.

Длительность нахождения напрямую влияет на стоимость вашего перелета: чем больше времени самолет находится в воздухе, тем дешевле стоимость кресла в нем. Рынок требует от нас ускорения всех процессов обслуживания на земле, и мы непрерывно работаем над этим. Сегодня мы гарантируем компаниям минимальное время оборота 40 минут, и мы работаем над тем, чтоб его сократить. Это может стать темой для следующего блога.

P. S. Спасибо за помощь в подготовке материала Alex Lynnyk, инструктору Учебного центра ИКАО по авиационной безопасности, и Александру Штанько, начальнику группы наземного обслуживания воздушных судов аэропорта Борисполь.

Подписывайтесь на канал ЦТС в Telegram , читайте нас в

Мария Уваровская

Здравствуйте, с вами говорит капитан корабля Мария...» – когда Мария Уваровская произносит эти слова, приветствуя пассажиров на борту среднемагистрального лайнера Airbus A-320 или A-321, ее голос звучит убедительно и напрочь развеивает представления о том, что пассажирские лайнеры пилотируют исключительно мужчины. В России, кстати, больше трех десятков женщин-пилотов. Конкретно в «Аэрофлоте» – 25, но всего четыре из них – командиры воздушного судна. Для сравнения, мужчин КВС – больше тысячи. Мария получила это звание три года назад, спустя 2500 летных часов – это примерно 360 рейсов Москва–Париж–Москва.

Кабина пилота

«Женщина-пилот всегда остается объектом повышенного внимания во всех странах, это необычно и красиво, – говорит Мария. – Соответственно и авиакомпании, имеющие в своем штате девушек-пилотов, тоже объекты внимания пассажиров. В Америке и Европе около 20–30% женщин от общего числа пилотов управляют лайнерами. У нас соотношение значительно меньше, но это лишь вопрос времени...»

Воспринимаю принадлежность к «мужской» деятельности как комплимент своей женственности

Мария Уваровская

Путь от второго пилота до командира – это примерно два-три года регулярных полетов и объемный теоретический тест по многим дисциплинам, тесты на тренажере, полностью имитирующем поведение самолета, и реальные полеты с инструктором. «Кульминация – самостоятельный полет в качестве командира. Это большой праздник, даже больше, чем день рождения, – такое бывает только раз в жизни. Хорошо помню этот день: 25 декабря 2013 года, отличная погода, утренний рейс в Берлин...»

Вопрос про страх и стресс на некоторое время вводит Марию в замешательство. Она объясняет: «Мы не испытываем страх, который может вызвать панику. А стрессы всегда управляемы. А как иначе? На борту пассажиры, и необходимо закончить полет так, чтобы были соблюдены все нормы и правила безопасности».

В Америке и Европе около 20-30% женщин от общего числа пилотов управляют лайнерами. У нас соотношение значительно меньше

Мужская среда – мужские правила? Мария утверждает, что ей удается создавать нормальную и спокойную атмосферу в экипаже. «Воспринимаю принадлежность к “мужской” деятельности как комплимент своей женственности. Возможно, первое время мои коллеги-мужчины чувствовали дискомфорт и волнение, но, как только мы приступали к работе, становилось понятно, насколько я компетентна. Знания и опыт – единственный путь к авторитету. Мой экипаж – это второй пилот и бригада бортпроводников, всего 5–7 человек. Небольшой, но коллектив. И от настроения каждого зависит успех рейса. Поэтому важно создать хороший настрой.

Мария Уваровская с дочерью Софьей, 2016 г.

К тому же часто бывает так, что мы знакомимся за час до рейса. Расположить коллег и предупредить возможное напряжение в команде помогает юмор». И за ним далеко ходить не нужно. Мария с улыбкой рассказывает, как часто ее принимают за стюардессу, специалиста отдела перевозок, в крайнем случае помощника командира, но никак не воспринимают как командира. Все это вызывает у нее не болеее чем иронию по отношению к себе.

Большинство людей думает, что летчиками могут быть только мужчины. Связано это с тем, что пассажиры авиалайнеров преимущественно слышат мужской голос пилота во время взлета или при посадке самолета. Поэтому многим кажется, что женщина-пилот – это что-то из ряда вон выходящее. Может ли женщина быть пилотом пассажирского самолета? Однозначно, может. Более того, в истории есть множество примеров, которые это подтверждают. Женщины становились пилотами не только в гражданской, но и в военной авиации .

Управлять самолетом могут и мужчины, и женщины. Для представителей обоих полов выдвигаются идентичные требования касательно прохождения обучения и получения права пилотировать воздушное судно. Несмотря на это, сегодня многие авиакомпании все еще подпускают женщин к большим авиалайнерам с некой опаской. Но все же представительницы прекрасного пола, которые соответствуют всем требованиям, выдвигаемым к пилотам, получают право управлять воздушными судами и осуществлять на них пассажирские авиаперевозки.

Пилотесса «Аэрофлота» Мария Уваровская

Примеры

Бывают ли женщины-пилоты? Чтобы в этом не оставалось сомнений, приведем несколько примеров. Ольга Кирсанова – пилот, который уже на протяжении нескольких лет управляет авиалайнером. Ольга является одним из немногих специалистов женского пола, которые получили право управлять большими самолетами. Последние годы Ольга является пилотом авиалайнера, который весит более 100 тонн. Как утверждает сама пилотесса, каждый может получить место в кабине авиалайнера. Главное – иметь сильное желание и стремление этого достичь. Ольга признается, что ей пришлось упорно трудится и прилагать максимальные усилия, чтобы добиться права пилотировать самолет, но оно того стоило.

Еще одним ярким примером женщин в истории гражданской авиации является Мария Федорова . Этот специалист является сотрудником компании «Аэрофлот». Мария получила право управлять пассажирскими самолетами в 23 года. Это первая в мире девушка, которой удалось стать пилотом в столь раннем возрасте. В 23 года многие еще не умеют водить машину. А Мария уже успела освоить управление гигантскими авиалайнерами с более, чем 100 пассажирами на борту.

Мария Федорова, ставшая пилотом в 23 года

В период Первой и Второй мировых войн в ряды военных разрешили поступать не только мужчинам, но и девушкам. Результат удивил всех: многие девушки справлялись с поставленными задачами и проявляли такую смелость, которой могли позавидовать многие представители сильного пола. Девушки и женщины поднимались в небо на военных самолетах, которые были далеко не такими безопасными, как современные модели военных воздушных судов.

Первая женщина-пилот – Раймонде де Ларош . Она получила статус единственной девушки-пилота в 1910 году. Это была летчица из Франции. Во времена царского правления были женщины-пилоты в гражданской авиации России. На учебу, чтобы стать летчиками, поступало 80% мужчин и 20% женщин. В этот период княгиня Шаховская официально получила статус военной летчицы. Во время Второй мировой войны многие женщины, которые были допущены к управлению истребителями, стали героинями. Однако в те времена в гражданской авиации пилотами были только мужчины. Из-за этого у многих людей сформировался стереотип, согласно которому управлять авиалайнером могут только мужчины. Поэтому, когда перед взлетом объявляют имя пилота, и оно женское, многие испытывают шок. Аналогичную реакцию можно наблюдать у людей, которые узнали, что лучшим пилотом прошлого столетия стала женщина. Действительно, это звание было присвоено летчице Светлане Капаниной. И это в очередной раз доказывает, что женщины могут управлять авиалайнером ничуть не хуже мужчин.

Есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации? Конечно. Ольга Грачева, Мария Уваровская, Мария Федорова, Дарья Синичкина, Ларина Ермурзаева, Татьяна Казачкова – далеко не полный перечень. Многие из этих девушек годами добивались получения права управлять самолетом. Кто-то из женщин в российской гражданской авиации работает вторым пилотом, а некоторые девушки имеют статус управляющего воздушным судном. Всего в России имеют лицензию пилота около 400 женщин. В «Аэрофлоте» работает тринадцать девушек-пилотов. Трое из них имеют должности КВС. В частности, Мария Уваровская управляет самолетом Airbus A320. Для сравнения в США лицензию имеют более 25 000 женщин. Но только 800 из них могут управлять линейным самолетом.

В Европе и в США количество женщин, управляющих авиалайнерами или работающих вторыми пилотами, значительно больше, чем в России. Почему такая разница? Это объясняется тем, что после распада СССР в стране осталось немного возможностей для обучения на летчика. Далеко не каждая девушка могла позволить себе поступить в летное училище, после окончания которого придется потратить немалые деньги и много времени для получения практических навыков, которые необходимы, чтобы поступить в гражданскую авиацию.

Как женщине стать пилотом?

Если вы мечтаете управлять воздушным судном, грезите о небе, вы должны понимать, что путь становления летчицей тернистый и очень сложный даже для мужчины, не говоря о молодых девушках. Раньше разрешалось сначала проходить обучение в училище, после чего отрабатывать летные часы, посещая специальные клубы. Создавались курсы при университетах, которые предназначались только для женщин. Но после первого и единственного выпуска, как правило, такие курсы прекращали свое существование.

В современном мире ситуация совсем другая. Есть множество действующих летных клубов, которые предлагают ученикам полную базу обучения, параллельно давая летную практику. После того как вы наберете необходимое количество летных часов, можно получать лицензию коммерческого пилота. С такой лицензией вы сможете устроиться на работу в Аэрофлот и другие крупные авиакомпании.

Пилот вне зависимости от того, мужчина это или женщина, должен обладать следующими качествами и знаниями:

  1. Идеальное здоровье.
  2. Стабильное психологическое состояние: умение быстро справиться с паникой, оставаться хладнокровным и действовать быстро, не поддаваясь эмоциям.
  3. Необходимый запас инженерных знаний.
  4. Знания и навыки управления самолетом.
  5. Определенное количество летных часов.

Только при соответствии всем этим пунктам пилот может рассчитывать на получение лицензии. Но, разумеется, игра стоит свеч.

Вконтакте

На плечах этой привлекательной женщины форма «Аэрофлота» смотрится, как модное платье от кутюр на модели

Пилот «Аэрофлота» Мария Уваровская знает секрет, как оставаться серьезным командиром экипажа и обаятельной женщиной даже над облаками


Пилот — профессия мужская. Женщин за штурвалом по-прежнему единицы, как и 95 лет назад, когда авиация только начиналась. Но Мария Уваровская личным примером доказала, что из всякого правила есть исключения. На плечах этой милой, привлекательной женщины форма «Аэрофлота» с шевронами смотрится как модное платье от кутюр на модели. Но знающие люди утверждают, что такого надежного, отлично подготовленного пилота надо еще поискать. Мария рассказала корреспонденту «Труда», каково это — преодолевать стереотипы, быть летчиком и женщиной.

— Стать летчиком доступно каждому, или все же нужен талант, вроде умения петь?

— Мне кажется, по жизни человека ведет мечта, под нее формируется и характер. Особенно в юности, когда можно развить в себе нужные качества — реакцию или самодисциплину. Умение управлять транспортным средством доступно многим. Но пилот — совершенно особая профессия, навыков управления здесь не достаточно.

— Итак, когда же у вас появилась мечта летать?

— В 17 лет я пришла в аэроклуб, и после первого полета поняла, что это мое. И ничто меня не остановит. Была непреодолимая потребность летать, все равно на чем. Я могла бы остаться пилотом-инстуктором в аэроклубе, тогда мне казалось, что это и есть предел моих возможностей.

— Тем не менее, вы после школы решили стать архитектором.

— Именно так. Я училась в престижной Архитектурно-художественной академии в Новосибирске. Получила прекрасное гуманитарное образование, стала архитектором, уехала в Санкт-Петербург и работала по специальности. Все это время летала инструктором в аэроклубе. То есть на неделе я архитектор, а в выходные — пилот. Много знакомых появилось в летной среде. Все советовали поступить в Академию гражданской авиации. Совершенно случайно этот вуз пригласил меня сделать дизайн-проект интерьера центра переподготовки. Я выполнила эту работу. А позже стала студенткой этой Академии, получила уже летную профессию. С архитектурой пришлось попрощаться, первоначально уйти на менее оплачиваемую должность. Мои близкие поддержали меня и помогли материально. И риск оправдался.

— Гендерные установки «мужская профессия», «женская профессия» влияли на ваш выбор?

— Я убеждена, что время от времени в нашей жизни от нас всех требуется и мужественность, и выносливость. Уже давно, но относительно недавно — в военное и послевоенное время — женщинам приходилось решать многое своими силами и выживать в тяжелых условиях. Вот где нужны были мужские качества. Считается, что женщины более эмоциональны, но и мужчинам это свойственно. В итоге, по моему мнению, все определяет только профессионализм.

— В начале ХХ века дамы из хороших семей были пионерами авиации — княгиня Шаховская, например. У вас были свои кумиры?

— Кумиров не было. Пример для подражания был и есть — Ольга Ивановна Грачева, первая в «Аэрофлоте» женщина-командир дальнемагистрального Боинга 767. Это невероятно жизнерадостный человек, влюбленный в свое дело, и она как-то сразу меня подхватила. Была для меня образцом во всем, и в преодолении трудностей тоже. Мы познакомились, когда я работала вторым пилотом на Ту-154, это мой первый тип в Аэрофлоте. Потом я ушла в декретный отпуск на три года. Пока подрастала дочь, «Аэрофлот» полностью обновил флот. Так что вернулась я уже на Airbus А-320.

— После декретного отпуска возвращаться не просто. Не опасались, что на карьере будет поставлен крест?

— Даже если бы такая опасность существовала, я бы все равно выбрала семью. Дети важнее карьеры. Сейчас дочь гордится моей профессией и говорит об этом.

— Вот представьте, что она захочет повторить ваш путь...

— Я бы хотела, чтобы она занималась любимым делом. Не каждый человек в течение всей жизни находит свое призвание, счастливы те, кому это удалось.

— Вам свойственна амбициозность?

— Пока училась, решила, что буду работать в самой лучшей российской авиакомпании. Это было крайне самонадеянно (смеется. — Труд). Конечно, в «Аэрофлот» меня сразу не взяли, строгий отбор был и тогда, и сейчас. Некоторое время летала на Як-40 в другой компании, которой благодарна за этот опыт. Но я мечтала попасть именно в «Аэрофлот», несмотря на все сложности.

— Как воспринимали мужчины в экипаже, когда молодая женщина приходит на борт командиром корабля?

— По-разному воспринимали. Совсем не часто, но были случаи, когда приходилось преодолевать недоверие. В условиях любого рейса командир отвечает за все. Это предписано заданием на полет: сегодня я капитан, вы -второй пилот. Но для формирования настоящего слаженного экипажа необходимы разные инструменты. Я использую знания, умения, толерантность, юмор. Приятно видеть, как меняются стереотипы и человек понимает, что ты можешь больше, чем он предполагал. Это постоянная работа, она ведется в каждом рейсе.

Вообще командир — это совершенно особая должность. Люди этой профессии со мной согласятся: самое счастливое время — первые полгода после самостоятельного вылета. Разве что рождение детей сопоставимо с этим.

— Наверное, и в летной профессии есть своя рутина?

— Существует привыкание, когда летаешь на постоянных маршрутах, побывал во всех погодных условиях. Но ведь никто не мешает совершенствоваться, продвигаться по службе — было бы желание. Через три года работы капитаном А-320 я перешла на другой тип самолета, дальнемагистральный Airbus А-330.

Поначалу было немного труднее, чем летать короткими рейсами каждый день. Дальнемагистральные полеты — э то другая философия, 10-12 часов в полете, постоянно меняющийся режим сна, смена часовых поясов. Вся жизнь не только моя, но и моих близких подчинена этому графику. Плюсом идет то, что есть познавательная составляющая, новые места, другая география полетов.

— Что самое важное для пилота во время рейса?

— К счастью, современные самолеты не предполагают физических усилий. Новое поколение лайнеров подразумевает «управление компьютером», сигналы от сайдстика или штурвала обрабатываются и передаются на рабочие поверхности управления. Анализ условий полета: погода, особенности аэродрома, ограничения согласно документам компании — все это интеллектуальная работа пилота. Плюс постоянное взаимодействие с коллегами, взаимная проверка действий. Работа командира состоит в организации работы экипажа и принятии решений. Справляться с психоэмоциональной нагрузкой, временами колоссальной, мы учимся всю жизнь. Тренажерная подготовка шлифует навыки: мы отрабатываем варианты поведения самолета в любых обстоятельствах. Это настоящий серьезный экзамен.

— Тем не менее, наверняка случались непредвиденные ситуации.

— Никто не застрахован от неблагоприятных условий: порывов ветра, турбулентности, обледенения, осадков, когда требуются пилотажные навыки. Но если есть малейшие сомнения в безопасности, уходим на второй круг, на запасной аэродром. Никто не будет упражняться в технике преодоления стихий. Адреналин можно ловить во время любительских полетов. С пассажирами на борту это неуместно.

— Как в кабине пилотов реагируют на аплодисменты пассажиров после приземления?

— Мы их не слышим, выполняем в кабине послеполетные процедуры. Но когда бортпроводники нам говорят, то это всегда приятно.

— Женщина за штурвалом все равно остается женщиной. Но ведь в кабине нет ни зеркальца, ни косметички...

— А еще я люблю высокие каблуки, платья и норковые шубы (смеется. — Труд). На работе мужской стиль превращаю в женский. Униформу женщинам-пилотам в «Аэрофлоте» шьют индивидуально. Никто не требует, чтобы мы ходили в костюмах мужского кроя. Но фирменный стиль соблюдаем до мелочей. Есть требования компании к внешнему виду: исключен яркий макияж, обилие украшений. Стиль «Аэрофлота» — сдержанная элегантность.

— Мужчины робеют в вашем присутствии?

— По-разному. Уверенные в себе мужчины, не робеют. Однажды второй пилот спросил: нужно ли подавать мне руку из машины, это вызвало улыбку. Знаки внимания к женщине зависят от воспитания в первую очередь.

— Летчики из суеверия всегда говорят не «последний», а «крайний» полет. Вы тоже?

— Да! Именно так и я говорю, это профессиональный сленг, с юности впитался. Но другими суевериями мы не страдаем. Кстати, слово «пилотесса» вообще не произносится в нашей среде. Только «пилот».

— И тем не менее, Мария, несмотря на тяжесть отвественности на ваших плечах, работа приносит настоящее удовольствие?

— Каждый день и каждый рейс. Романтика юности со временем перешла в творческий труд. Не зря существует такое понятие: «красиво зашел на посадку». Собрать воедино все параметры и условия, решить любой сложности задачи, но так, чтобы пассажир не ощутил никаких волнений, а запомнил полет как приятное времяпровождение. Добавьте к этому потрясающие виды из кабины: часами смотреть на заходящее солнце... как в сказке Антуана де Сент-Экзюпери про маленького принца, который переставлял стульчик, чтобы смотреть на закат...