Кто такие святые. Кто такой святой


1) ПОНЯТИЕ С. относится исключит. к Богу и в своей сущности определяется Им. С. - неотъемлемое качество Бога, отличающее Его от всех созданий и всего сотворенного (Исх 15:11 : "Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?"). С. Бога проявляется как неприкосновенное, недостижимое для человека, грозное и ужасающее см. Величие , а также как притягат., благодатная, благословляющая сила, как см. Суд и см. Милость, как праведность (см. Справедливость, праведность) и (см. Любовь, любить);
2) С. УТВЕРЖДАЕТСЯ через Бога - Святого (Ис 6:3) и Освящающего (Иез 37:28) . Человек, дело и время становятся святы, когда Бог делает их Своими, тем самым освящая. Не человек творит С., С. исходит от Бога; поскольку Он свят, то и нам следует быть святыми (Лев 11:44 и след.; 19:2) ;
3) все, что называется святым помимо Бога, источника и первопричины С., обязательно связано с Ним:

а) народ ИЗРАИЛЯ - это народ Божий и потому представляет собой "царство священников и народ святой" (Исх 19:6) ;
б) СВЯЩЕННИКИ святы потому, что избраны и освящены Богом (Лев 21:1-9) ; прежде всего это относится к см. Первосвященник у, на золотой табличке к-рого начертано: "Святыня Господня" (Исх 28:36) ;
в) МЕСТА Божьего откровения святы, поскольку находятся во владении Бога, как, напр., "земля святая" вокруг горящего куста (Исх 3:5) или святой город см. Иерусалим , место присутствия Бога (Ис 48:2; 52:1) ;
г) свято посвященное Богу ВРЕМЯ, как, напр., см. Суббота (Исх 35:2) , праздники Господни и праздничные собрания (Лев 23:4 и след.) ;
д) священны ПРЕДМЕТЫ, если они служат Богу, как, напр., ковчег завета (2Пар 35:3; ср. 2Цар 6:6 и след.) , обрядовая богослужебная утварь (Чис 31:6) , жертвы (Иез 42:13) , хлеба предложения (1Цар 21:4) , вода (Чис 5:17) , десятина (Лев 27:32) , предметы одеяния священника (Исх 28:2) ;
е) по поводу святого пути (Ис 35:8) см. Путь (II,3);

4)

а) говоря о БОГЕ Отце, НЗ использует слова из ВЗ (Ис 6:3) : "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель" (Откр 4:8) . Сам Иисус в молитве обращается к Богу со словами: "Отче Святый" (Ин 17:11) . Определение "святой", употребляемое в отношении Иисуса, свидет-вует о Его Божеств. происхождении. "Святой Дух" Божий снизошел на Марию, поэтому "рождаемое Святое" наречено Сыном Божьим (Мф 1:18; Лк 1:35) . Эта сущность Иисуса проявляется, напр., в тот момент, когда бесы, подчиняясь Ему, называют Его "Святым Божиим" (Мк 1:24) ;
б) святыми названы см. Ангел ы, сопровождающие грядущего во славе Сына Человеческого (Мф 25:31) , см. Пророк и, устами к-рых говорил Бог (Лк 1:70) , а также см. Апостол ы и пророки, к-рым через Св. Духа открыта тайна Христова (Еф 3:4 и след.) . Иоанн Креститель назван "мужем праведным и святым" (Мк 6:20) ;
в) С. присуща Божьему народу НЗ, Церкви Иисуса (см. Церковь, собрание, община) (Рим 11:16) . Ап. Павел, обращаясь к своим читателям, называет их "избранными святыми" (Рим 1:7; 1Кор 1:2) , христианами, к-рые "во Христе" (Рим 8:1) и к-рые являются членами Его Тела - Церкви;

5) причастность людей (см. Человек) к С. как свойству, присущему Богу (Еф 4:24) , - одна из главных тем НЗ, в то время как святые предметы, в отличие от ВЗ, здесь не упоминаются. Выражения "святое место" (Деян 6:13) и "святый град" (Мф 27:53) употреблены в их ветхозаветном значении. Иисус Христос открывается как Сын Божий, как Мессия и как см. Господь Своей Церкви (Рим 1:4) , ставшей отныне святым Храмом Божьим (1Кор 3:17) .


. Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое "Святость, святое" в других словарях:

    - (праслав. svętъ, svętъjь) одно из наиболее фундаментальных понятий христианства. Святое являющееся Богом или Божественным, происходящее от Него, отмеченное Его присутствием или действием Божественной Благодати, посвященное Ему в… … Википедия

    святость - чистота; отделение от греха А. Темы в Библии СВЯТОСТЬ как тема Левита: Лев 19:12 Б. Святость Бога 1. В Ветхом Завете свят: Пс 98:3,5,9 назван Святым Израилевым: Пс 21:4; Ис 30:11,12,15 Дух свят: Ис 63:10 имя свято: Пс 110:9 престол св … Библия: Тематический словарь

    Библия Гутенберга Библия (греч. βιβλία мн. ч. от βιβλίον «книга, сочинение») собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (Танах) является священным текстом для иудеев. Ветхий З … Википедия

    СВЯТОСТЬ В БИБЛИИ - Библ. понятие С. не тождественно понятию нравств. совершенства. Евр. слово кадТш, святое, в первую очередь означает нечто таинственное, иноприродное миру, требующее соблюдения благоговейной дистанции. С. есть преимущ. свойство трансцендентного… … Библиологический словарь

    I. ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА 1) евр. слово кохен священник происходит от глагола кохан = быть священнодействующим, совершать священное служение, т.е. приносить жертву и совершать курение в храме. Видимо, первонач. слово кохан означало стоять. В Библии… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    I.ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА 1) слово О. (греч. койнониа) подразумевает тесную связь, близкие отношения, характеризующиеся наличием взаимных прав и обязательств, в к рых одна из сторон может иметь нек рые преимущества; 2) в разговорном греч. языке слово… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Святой (от праслав … Википедия

    БОГ - [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия

святой

духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную.

о человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека. Святые делятся церковью на лики, разряды: Св. Праотцы, древние патриархи, ветхозаветные праведники: Адам, Ной, Авраам и пр. Пророки, все ветхозаветные, предрекавшие пришествие Христа, а последний Предтеча, Креститель. Апостолы, кроме 12-ти еще семьдесят; Равноапостольные: Мария Магдалина, Владимир Киевский и пр. Святители, Св. Отцы, пастыри и учители, преемники апостолов и епископы; мученики, страстотерпцы и исповедники, убитые за веру свою; иные из них великомученики, а если они притом были и пастырями, то священномученики; преподобные, б. ч. пустынножители, подвижники, отрекшиеся от мира, плотоубийцы, скитальцы, в числе их и верижники, столпники, юродивые и блаженные; есть и преподобные мученики. Постники и великопостники, томившие себя сухоядением и голодом; милостивые и бессребренники, раздававшие все мирское стяжание свое; затворники, налагавшие на себя одиночество; молчальники, принимавшие обет немоты. Иным придаются звания чудотворцев, за чудеса, ими содеянные; Богоносцев, носивших в сердце своем Бога; праведники вообще угодники Божии. Иных чествуют: славномучениками, многострадальными и пр. Пять дней, пять ночей святым покою не давала! в страхе была, все молилась. Святой отец, почет черному духовенству и папе.

Такой содом, что хоть святых вон неси, образа, иконы. Наменял святых. Святая святых, святейшее место, тайник святыни; в ветхозаветной скинии и в Иерусалимском храме: задний притвор, где был ковчег завета, где ныне у нас алтарь. Свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить! Свят, свят, да не искусен, приличился в ханжестве. Бес не ест, не пьет, а свят не живет (о посте). Не знаешь, какому святому молиться. Поди ко святым! Голый - что святой: беды не боится. Бедностьсвятое дело.ятая душа на костылях. Не всякому под святыми сидеть. Не всем большим под святыми сидеть. Честь да место - Господь над нами - садись под святые! Уж он под святыми лежит, умирает, от обычая обмывать и класть под образа еще заживо. Он из под святых встал, ожил от тяжкой болезни. Так врет, что вынеси святых, да и сам уходи!

Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. Святая отчизна. Это мой святой долг. Слово свято, нерушимо. Что взято, то свято, кощунное выраженье; что добыл, то мое, не отдам. Святой угол, где киот и иконы. Одно слово - аминь, а святые дела вершит! Хороша святая правда-да в люди не годится. В день свят суеты спят. День свят, и дела наши спят. Разоделся как в свят день до обедни (после обедни во многих местах праздничное платье сымается). На святой дождь-добрая рожь (орл.). Что Бог дал, свято! Одолели черти святое место. Что сделано, то и свято. Святой воздух, помоги нам! говор. касп. мореходы. Седни свято ср. южн. зап. пск. вообще праздник.

Новг. святая вода. Попы со святом ходят. Святвечер, канун Рождества, рождественский сочельник. Святый мел, зап. освящаемый, по стар. обычаю в крешенск. сочельник; крестьяне ставять им кресты на дверях, а остаток сберегают, как лекарство. Святая неделя, пасхальная, пасха. Святое дерево, растен., род полыни, Artemisia abrotanum. Наше место свято, и свято над (под) нами! отгон нечистой силы. Свят Бог, или: как свят Бог! божба. Святая ж. пасха, светлое Христово воскресенье, велик-день. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу - а Дмитриев по голу, и Святая по тому. Святая пришла, благодать Божью принесла. На Святой да на Блоговещенье солнышко на восходе играет. Не навеки и Святая. В заутреню на Святой можно застать и увидать домового в хлеву. От Святой до Вознесенья люди христосуются. Святость ж. состоянье святого. Святость присяги; - церкви.

Стар. святыня, святые предметы либо вещи, чтимые верою. Святить что, чтить или блюсти свято, хранить в святости, нерушимо. Помни день субботний, еже святити его, Исх.

Освящать, посвящать, делать святым, по церковному чиноположенью. На Иордань пошли, воду святить. Новые знамена святили. Священные, свяченые просвиры. Несвяченной иконе не молятся. Ныне архиерея святили, посвящали, поставляли. Хоть его святи не святи, а оно все в болото лезет (сказал хохол, уронив на улице в грязь пасхального поросенка). -ся чествоваться за свято, прославляться всеми, как святыня. Да святится имя Твое!

Освящаться или быть святиму. Священье, действ. по глаг. Святец м. стар. святой, праведный муж Святче Божий! привет монаху.

Святоша, ханжа, лицемер. Святки м. мн. время от Рождества до Крещенья. Кто на Святки рожу надевал, купается на Иордани. Славят Христа, ходят с вертепами, и со звездой, гадают и пр. Гадают о зиме, по печени и селезенке. О Святках гнутой работы не работают (напр. обручей, полозьев), а то приплода скота не будет. Темные Святки - молочные коровы; светлые Святки-ноские куры. Коли лапти плести на Рождество, родится кривой, а шить-уродится слепой. Святковать южн. зап. праздновать, не работать, чтя праздник. -ванье, действ. по глаг. Святочные игры, песни. Святочничать, праздновать Святки.

Святочные, сущ. м. мн. Окрутни, наряженные, которые, по святочному обычаю, ходят по домам, святочник м. -ница. Святилище ср. святое место; дом, здание, посвященное святому делу: храм, церковь.

Святилище наук, высшее ученое или же учебное заведенье. Святилищный, к сему относящ. Святитель м. священноначальник, архиерей, епископ. -телев, что лично его; -тельский, к нему относящ. -тельство, сан, звание это; -ствовать, быть святителем. Святок м. стар. свято, великий праздник, святдень. Дати причастие о святку, в святок. Я ношу платьице это только в святдень до обеда! берегу его. Святье, собират. ниж. святые, боги, иконы, образа, домашняя святыня.

Арх. вят. святки. Святина ж. сиб. освященье храма, церкви. Быть на святине. Святыня ж. святость, что кому свято, чему поклоняемся, что чтим нерушимо. Береги совесть, как святыню. Священник со святынею пришел, с крестом и евангелием. Святынный, к святыне относящ. Святцы, церк. книга; месяцеслов, с полным означеньем на всяк день памяти святым; пасхалия, тропари и кондаки, избранные каноны и молитвы.

Двенадцать икон, с изображеньем святых, поденно чтимых; это святцы личные, в лицах. Он в святцы не глядит; ему душа праздники сказывает. Не поглядев в святцы, да бух в колокол (да в большой колокол)! Святик влад. святой ключ, родник, колодезь. Святиковой водицы испить. Над святиком ставят часовенку. У нас медведь пить ходит на святик. Святоша об. стар. святой или угодник, праведник.

Ныне это ханжа, лицемер, святец, пустосвят, исполнитель внешних обрядов для виду, а внутренно дурной, лживый, притворный человек.

Святоша, орл. нечистый, бес, который является о Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. Святошный, к святоше, ханже относящ. Святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. Святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое Богопочитание. Святош арх. инок, чернец; либо пустынник, скитник. Святоянское зелье, зап. растен. Hypericum perforatum. Святейший, -шество, почет православных патриархов и синода. Священный, святой;

освященный;

заветный, нерушимый. Священное писанье. Слово Божье, Ветхий и Нов. Завет. Священная утварь, церковная. Священник, иерей, пресвитер, поп, рукоположенный служитель алтаря, совершающий св. тайны. -ничий, -ческий, к нему относящ. -ничество ср. сан, звание, состоянье это; священство, то же;

вообще священнослужители. Священство встретило царя со крестами и хоругвями. Священье твер. освященье, напр. церкви. Священничать, быть священником; священствовать, то же;

собственно священнодействовать. Священнейший, -шество, встарь, почет митрополитов. Наречия свято и священно, слитно с другими словами, образуют сложные слова, б. ч. по себе понятные. Муромцы святогоны, изгнали в XIII веке епископа Св. Василия. Святожительные монахи. Монастырское -жительство. -жизненный муж. -зрачная икона. -купство ср. симония, покупка священного сана. -купный грешник, или святокупец. Святолеп(н)ый образ. -ненавистник м. -ница, святоборец, -отступный, -ник, противник всему святому и всего священного. Святопомазанный, -ник, православный государь. Святопочивший, блаженной памяти. Святотать об. -татец м. -тица ж. похититель священных и церковных вещей, церковный тать или вор. Святотатный, -тственный, к церковной татьбе, краже, воровству, хищничеству относящ.

*Кощунный, поругательный, посягающий чем-либо на святыню, богохульный. -ство ср. преступленье это. Законы карают святотатство строже, чем простую кражу. -вовать, зорить и грабить храмы, святыню, церковн. богатства;

ругаться над ними, кощунить. Святохульначество, -хульство, различные действия святохульника, -ницы, того, кто -хульничает, или -чанье, порицанье или отрицанье святыни, и поруганье, обесчещенье кощунство. Священноархамандрит, архимандрит настоятель монастыря, -блаженный, ублажаемый свт. церковью святитель. Священнограбитель, святотать. Священнодиаконская ж. стар. священнодействие (некогда допущенное) диакона, ныне запрещенное. -достояние, сан священства. -действовать, отправлять литургию и совершать таинства, или вообще священную, духовную службу, -ся, страдат. -вованье, -действие, -действо, отправленье литургии, самая служба Божественная, по уставу. -действенник, -действитель, -вователь, -детель, совершитель священнослуженья. -действенный, к сему относящ. священноинок, иеромонах; -иночество, званье и состоянье это. -иноческий, к сему относящ. -исповедник, священнослужитель, потерпевший мученья за веру. Священноиерей, священник, иерей. -мученик, священник, пострадавший за веру. -мученичество, состоянье это. -ческий венец. -началие, -начальство ср. иерархия, церковная власть. -ник или иерарх. -одеяние, одежда служителей церкви, по уставу. Священнопомазанье, помазание святым елеем. -предстоятель, всякий глава и старший из священников. -проповедник, говорящий духовные речи, проповедник слова, -протопоп, протоиерей. -родный, в духовном звании рожденный. -служитель, ставленый в чин, иерей и диакон; -льский, к ним относящ.-тельство, -жение, отправленье священной службы. Церковное священнопение. Священносподвижник м. кто ратует за истины веры. -страдалец, -мученик. -страдальческий, к нему, или к -честву относящ. -тайный, ко свящнм. тайнам относящ.;

получивший откровение тайн сих. - ученик, последователь -учителя, наставника веры.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

святой

(святый церк., устар.), святая, святое; свят, свята, свято.

    В религиозных представлениях - обладающий абсолютным совершенством и чистотой, божественный (религ.). Святой дух. Святая церковь.

    В тех же представлениях - праведный, непорочный, отвечающий религиозному идеалу (религ.). Святой человек. Под старость лет один седой монах святым житьем, молитвами спасался. Пушкин.

    в знач. сущ. святой, святого, м., святая, святой, ж. В христианском культе - человек, проведший свою жизнь в защите интересов церкви и религии и после смерти признанный непререкаемым образцом христианской жизни и покровителем верующих (церк.). Культ святых. Причисление к лику святых. Он, по словам бабушки, гол, как турецкий святой. Лесков. Дядя Петр тоже был грамотен и весьма начитан от писания, они всегда спорили с дедом, кто из святых кого святее. М. Горький.

    В христианском культе - прил., по знач. связанное с таким человеком (церк.). Накажи, святой угодник, капитана Борозду. Пушкин. Святые мощи перенести, поставить их в соборе. Пушкин.

    в знач. сущ. святые, святых, ед. святой, святого, м. Иконы с изображениями таких людей (реч. устар.). Под святыми стол дубовый. Пушкин. Под святыми в уголке робко притаилась. Жуковский.

    В христианском культе - наделенный божественной благодатью, являющийся источником божественной силы (церк.). Святая вода. Святые дары (причастие).

    перен. Проникнутый чем-н. высоким, возвышенный, идеальный (поэт., устар.). Молчит его святая лира. Пушкин. Храни святую чистоту невинности и гордую стыдливость. Пушкин. С любовью вечною, святой я помню о стране родной. Козлов. Пусть нам звездою путеводной святая истина горит. Плещеев. Там угасает, как рабыня, святая женская душа. Некрасов. Любовь: святые волнения! Гончаров.

    Глубоко чтимый, дорогой, заветный, любимый (книжн. торж.). О, родина святая, какое сердце не дрожит, тебя благословляя? Жуковский. Чем чаще празднует лицей свою святую просто, как говорится, ничего святого. Салтыков-Щедрин. Ах, дядюшка, для меня не было ничего на земле святее любви. Гончаров.

    Истинный, великий, величественный по своим задачам, исключительный по важности (книжн. торж.). :Коммунисты, действуйте совместно с беспартийными трудящимися, организуйте дружный блок для общего и святого дела, для выборов высших органов своей родной, советской власти. Молотов. Защита социалистического отечества - святая обязанность трудящихся. Святой долг. Он пал героем:он в сечу ринулся - и, падши, совершил великое, святое дело. Пушкин.

    Совершенно необходимый, очень важный (разг.). Услуга в дружбе - вещь святая. Крылов. Соглашение - святое дело; оно подстрекает адвоката, поддерживает в нем бодрость, обязывает быть изобретательным. Салтыков-Щедрин.

    Незыблемый, нерушимый. :Необходимо соблюдать свято (нареч.) законы и предписания Советской власти: Ленин. Письмо Татьяны предо мною; его я свято (нареч.) берегу. Пушкин. Свято (нареч.) берегу я сей перстень, данный мне тобою. Языков. Об этой истине святой премудрых бы речей на целу книгу стало. Крылов. Что взято, то свято. Пословица. Зачем же мнения чужие только святы? Грибоедов. как бог свят (разг. устар.) - перен. обязательно, во всяком случае. Имение как бог свят продам и промотаю и тебе полушки не оставлю. Пушкин. Святая неделя или святая (разг. устар., церк.) - праздник пасхи у христиан. Святая простота! - см. простота . Святая Русь (нар.-поэт., ритор.) - название Руси, России. Святая Русь! отечество! я твой. Пушкин. А не ездил бы Добрыня по святой Руси. Былина. Святая святых нескл., ж. (книжн. ритор.) - что-н. особенно дорогое, заветное, недоступное для непосвященных. Трудно проникнуть в святая святых человека. Лесков. (Первонач. часть иерусалимского храма, куда мог входить только первосвященник.) Святой отец или владыка (церк.) - почтительное обращение к служителю культа. - И он убежал, отец игумен? -Убежал, святый владыка. Вот уже тому третий день. Пушкин. Святым духом - см. дух . Хоть святых (вон) выноси (разг.) - поговорка о совершенно непристойном, безобразном поведении (ср. святой в 5 знач.). Умный

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

святой

Ая, -ое; свят, свята, свято.

    В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. С. старец. С. источник. Святая вода (освященная).

    Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный (высок.). Святая любовь к Родине.

    Истинный, величественный и исключительный по важности (высок.). Святое дело. Святая обязанность.

    святой, -ого, м. В христианстве и нек-рых других религиях: человек, посвятивший свою жизнь церкви и религии, а после смерти признанный образцом праведной жизни и носителем чудодейственной силы. Культ святых. Причислить к лику святых. * Святая истина - о чем-н. бесспорном, неоспоримом. Святая святых (высок.) - нечто самое дорогое, сокровенное [первонач. место в Иерусалимском храме, в к-ром хранились заповеди Моисея]. Святые места - места, связанные с представлениями о божественных деяниях, чудесах, жизни святых угодников. Паломничество к святым местам. Хоть святых выноси (разг.) - о невообразимом шуме, беспорядке. Свято место пусто не бывает (разг. ирон.) - всегда найдется тот, кто займет какое-н. освободившееся место,должность. Свят-свят-свят! (устар. разг.)- заклинание, ограждающее себя от че-го-н. опасного, страшного. Как Бог свят (устар. разг.) - божба.

    ж. святая, -бй (к 4 знач.).

    сущ. святость, -и, ж. (к 1, 2 и 3 знач.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

святой

    м. Тот, кто провел жизнь в служении Богу и после смерти признан христианской церковью покровителем верующих.

    1. Преисполненный святости; божественный.

      Употр. как постоянный эпитет предметов и мест религиозного поклонения.

      Относящийся к Пасхе, имеющий место в Пасху, происходящий на Пасху.

      1. Проведший жизнь в служении Богу и после смерти признанный христианской церковью покровителем верующих.

        Свойственный такому человеку; праведный, угодный Богу.

      1. перен. Высоконравственный, безупречный в жизни, поведении (о человеке). святых как общеобязательного неправомерно в такой же степени.

        И познал святой авва, что были то ветхие боги эллино-римские-Иовиш, Меркуриуш, Аполло и Венус, и Бахус.

        Творцы августовского катаклизма, посвященные в его сокровенную тайну, повели Россию, а в ее лице святую Русь на новое вселенское распятие.

        Инструктору агитпропа опять стало немного не по себе в этом доме злого добра, где в вечерних окнах тихо поблескивали старые витражи с ликами святых .

        Рассказал епископ все о святом гробе, а потом стал говорить о том, как аденский султан приказал его обрезать, осмеял и осрамил его.

        Господь -- Адонаи, убивайте всякого еврея, который преступает святой Закон, который смеется, разговаривает и трудится вместе с врагами Бога нашего -- римлянами!

        Царь любил книги по гистории и филозофии, но еще более любил он нравоучения святых отцов, азбуковники, Четьи-Минеи, а более всего, стыдясь в этом кому-нибудь признаться, любил читать речения и поговорки, коими исписаны были печные изразцы в его палатах.

        Вместо Иустина Философа отец типограф прислал ему акафист пресвятой богородицы Одигитрии80 и Киевский Патерик81, из которого он почерпнул прекрасные, назидательные идеи и решился по гроб свой подражать святому , прекрасному юному отроку праведного князя Бориса82.

        Сегодня думаем итти на акафист Варвары великомученицы, а завтра, если господь даст, приобщимся святых тайн христовых здесь, в лавре, и тогда уже думали искать Рейтарскую улицу.

        Хотя дель Аква отправился немедленно после получения письма, с поспешно приготовленными мандатами от вице-короля Гоа, потребовалось несколько месяцев, чтобы доплыть до Макао и там узнать, чти да Кунха мертв и всем святым отцам запрещено появляться в Японии под страхом смерти.

        Там был, в ларце из цельного аквамарина, один из гвоздей со святого креста.

        И будут все эти Короли Восточные изгнанные, опечаленные, истребленные, не только средствами сил Королей Аквилона, но из-за приближения нашего века, из-за средств трех союзников, тайно ищущих смерть, засады из-за трудностей один другому, и сохранится обновление Триумвирата семь лет, чтобы известность такой секты распространилась по всему миру, и будет возвышена жертва святая и незапятнанная просвира.

        Как ризничий, он понимал толк в драгоценностях и потому задержался, въедливо рассматривая собранные здесь блюда, украшенные финифтью мисы, алавастры - узкогорлые сосуды для мира, золотые и хрустальные ладанницы, серебряные с чернью кунганы, чеканные чары, братины с надписями и ликами святых мучеников в золоченых кругах, серебряный панагиар Евфимия, с подставкою в виде четырех ангелов, ендовы, кубки, достаканы, ковши и тарели, кратиры - дары великих бояр и приобретения прежних владык, а также драгоценные цепи и пояса, за право хранить которые бывший ризничий бесполезно ссорился когда-то с чашником Еремеем.

Духовно и нравствено непорочный, чистый, совершенный; все, что относится к Божеству, к истинам веры, предмет высшего почитания, поклонения нашего, духовный, божественый, небесный. Святой Дух, третья ипостась, выражающая деятельность Божественную. | о человеке: непорочный и угодный Богу, первообраз человека. Святые делятся церковью на лики, разряды: Св. Праотцы, древние патриархи, ветхозаветные праведники: Адам, Ной, Авраам и пр. Пророки, все ветхозаветные, предрекавшие пришествие Христа, а последний Предтеча, Креститель. Апостолы, кроме 12-ти еще семьдесят; Равноапостольные: Мария Магдалина, Владимир Киевский и пр. Святители, Св. Отцы, пастыри и учители, преемники апостолов и епископы; мученики, страстотерпцы и исповедники, убитые за веру свою; иные из них великомученики, а если они притом были и пастырями, то священномученики; преподобные, б. ч. пустынножители, подвижники, отрекшиеся от мира, плотоубийцы, скитальцы, в числе их и верижники, столпники, юродивые и блаженные; есть и преподобные мученики. Постники и великопостники, томившие себя сухоядением и голодом; милостивые и бессребренники, раздававшие все мирское стяжание свое; затворники, налагавшие на себя одиночество; молчальники, принимавшие обет немоты. Иным придаются звания чудотворцев, за чудеса, ими содеянные; Богоносцев, носивших в сердце своем Бога; праведники вообще угодники Божии. Иных чествуют: славномучениками, многострадальными и пр. Пять дней, пять ночей святым покою не давала! в страхе была, все молилась. Святой отец, почет черному духовенству и папе. | Такой содом, что хоть святых вон неси, образа, иконы. Наменял святых. Святая святых, святейшее место, тайник святыни; в ветхозаветной скинии и в Иерусалимском храме: задний притвор, где был ковчег завета, где ныне у нас алтарь. Свят муж: только пеленой обтереть да в рай пустить! Свят, свят, да не искусен, приличился в ханжестве. Бес не ест, не пьет, а свят не живет (о посте). Не знаешь, какому святому молиться. Поди ко святым! Голый - что святой: беды не боится. Бедностьсвятое дело.ятая душа на костылях. Не всякому под святыми сидеть. Не всем большим под святыми сидеть. Честь да место - Господь над нами - садись под святые! Уж он под святыми лежит, умирает, от обычая обмывать и класть под образа еще заживо. Он из под святых встал, ожил от тяжкой болезни. Так врет, что вынеси святых, да и сам уходи! | Святым зовут вообще все заветное, дорогое, связанное с истиною и с благом. Святая отчизна. Это мой святой долг. Слово свято, нерушимо. Что взято, то свято, кощунное выраженье; что добыл, то мое, не отдам. Святой угол, где киот и иконы. Одно слово - аминь, а святые дела вершит! Хороша святая правда-да в люди не годится. В день свят суеты спят. День свят, и дела наши спят. Разоделся как в свят день до обедни (после обедни во многих местах праздничное платье сымается). На святой дождь-добрая рожь (орл.). Что Бог дал, свято! Одолели черти святое место. Что сделано, то и свято. Святой воздух, помоги нам! говор. касп. мореходы. Седни свято ср. южн. зап. пск. вообще праздник. | Новг. святая вода. Попы со святом ходят. Святвечер, канун Рождества, рождественский сочельник. Святый мел, зап. освящаемый, по стар. обычаю в крешенск. сочельник; крестьяне ставять им кресты на дверях, а остаток сберегают, как лекарство. Святая неделя, пасхальная, пасха. Святое дерево, растен., род полыни, Artemisia abrotanum. Наше место свято, и свято над (под) нами! отгон нечистой силы. Свят Бог, или: как свят Бог! божба. Святая ж. пасха, светлое Христово воскресенье, велик-день. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая по снегу - а Дмитриев по голу, и Святая по тому. Святая пришла, благодать Божью принесла. На Святой да на Блоговещенье солнышко на восходе играет. Не навеки и Святая. В заутреню на Святой можно застать и увидать домового в хлеву. От Святой до Вознесенья люди христосуются. Святость ж. состоянье святого. Святость присяги; - церкви. | Стар. святыня, святые предметы либо вещи, чтимые верою. Святить что, чтить или блюсти свято, хранить в святости, нерушимо. Помни день субботний, еже святити его, Исх. | Освящать, посвящать, делать святым, по церковному чиноположенью. На Иордань пошли, воду святить. Новые знамена святили. Священные, свяченые просвиры. Несвяченной иконе не молятся. Ныне архиерея святили, посвящали, поставляли. Хоть его святи не святи, а оно все в болото лезет (сказал хохол, уронив на улице в грязь пасхального поросенка). -ся чествоваться за свято, прославляться всеми, как святыня. Да святится имя Твое! | Освящаться или быть святиму. Священье, действ. по глаг. Святец м. стар. святой, праведный муж Святче Божий! привет монаху. | Святоша, ханжа, лицемер. Святки м. мн. время от Рождества до Крещенья. Кто на Святки рожу надевал, купается на Иордани. Славят Христа, ходят с вертепами, и со звездой, гадают и пр. Гадают о зиме, по печени и селезенке. О Святках гнутой работы не работают (напр. обручей, полозьев), а то приплода скота не будет. Темные Святки - молочные коровы; светлые Святки-ноские куры. Коли лапти плести на Рождество, родится кривой, а шить-уродится слепой. Святковать южн. зап. праздновать, не работать, чтя праздник. -ванье, действ. по глаг. Святочные игры, песни. Святочничать, праздновать Святки. | Святочные, сущ. м. мн. Окрутни, наряженные, которые, по святочному обычаю, ходят по домам, святочник м. -ница. Святилище ср. святое место; дом, здание, посвященное святому делу: храм, церковь. | Святилище наук, высшее ученое или же учебное заведенье. Святилищный, к сему относящ. Святитель м. священноначальник, архиерей, епископ. -телев, что лично его; -тельский, к нему относящ. -тельство, сан, звание это; -ствовать, быть святителем. Святок м. стар. свято, великий праздник, святдень. Дати причастие о святку, в святок. Я ношу платьице это только в святдень до обеда! берегу его. Святье, собират. ниж. святые, боги, иконы, образа, домашняя святыня. | Арх. вят. святки. Святина ж. сиб. освященье храма, церкви. Быть на святине. Святыня ж. святость, что кому свято, чему поклоняемся, что чтим нерушимо. Береги совесть, как святыню. Священник со святынею пришел, с крестом и евангелием. Святынный, к святыне относящ. Святцы, церк. книга; месяцеслов, с полным означеньем на всяк день памяти святым; пасхалия, тропари и кондаки, избранные каноны и молитвы. | Двенадцать икон, с изображеньем святых, поденно чтимых; это святцы личные, в лицах. Он в святцы не глядит; ему душа праздники сказывает. Не поглядев в святцы, да бух в колокол (да в большой колокол)! Святик влад. святой ключ, родник, колодезь. Святиковой водицы испить. Над святиком ставят часовенку. У нас медведь пить ходит на святик. Святоша об. стар. святой или угодник, праведник. | Ныне это ханжа, лицемер, святец, пустосвят, исполнитель внешних обрядов для виду, а внутренно дурной, лживый, притворный человек. | Святоша, орл. нечистый, бес, который является о Святках тому, кто рядится, накладывая на себя рожу. Святошный, к святоше, ханже относящ. Святошначать, жить в личине святости, быть ханжею, ханжить, лицемерить. Святошество, -шничество и святошничанье ср. ханжество, пустосвятство, притворное, лукавое Богопочитание. Святош арх. инок, чернец; либо пустынник, скитник. Святоянское зелье, зап. растен. Hypericum perforatum. Святейший, -шество, почет православных патриархов и синода. Священный, святой; | освященный; | заветный, нерушимый. Священное писанье. Слово Божье, Ветхий и Нов. Завет. Священная утварь, церковная. Священник, иерей, пресвитер, поп, рукоположенный служитель алтаря, совершающий св. тайны. -ничий, -ческий, к нему относящ. -ничество ср. сан, звание, состоянье это; священство, то же; | вообще священнослужители. Священство встретило царя со крестами и хоругвями. Священье твер. освященье, напр. церкви. Священничать, быть священником; священствовать, то же; | собственно священнодействовать. Священнейший, -шество, встарь, почет митрополитов. Наречия свято и священно, слитно с другими словами, образуют сложные слова, б. ч. по себе понятные. Муромцы святогоны, изгнали в XIII веке епископа Св. Василия. Святожительные монахи. Монастырское -жительство. -жизненный муж. -зрачная икона. -купство ср. симония, покупка священного сана. -купный грешник, или святокупец. Святолеп(н)ый образ. -ненавистник м. -ница, святоборец, -отступный, -ник, противник всему святому и всего священного. Святопомазанный, -ник, православный государь. Святопочивший, блаженной памяти. Святотать об. -татец м. -тица ж. похититель священных и церковных вещей, церковный тать или вор. Святотатный, -тственный, к церковной татьбе, краже, воровству, хищничеству относящ. | *Кощунный, поругательный, посягающий чем-либо на святыню, богохульный. -ство ср. преступленье это. Законы карают святотатство строже, чем простую кражу. -вовать, зорить и грабить храмы, святыню, церковн. богатства; | ругаться над ними, кощунить. Святохульначество, -хульство, различные действия святохульника, -ницы, того, кто -хульничает, или -чанье, порицанье или отрицанье святыни, и поруганье, обесчещенье кощунство. Священноархамандрит, архимандрит настоятель монастыря, -блаженный, ублажаемый свт. церковью святитель. Священнограбитель, святотать. Священнодиаконская ж. стар. священнодействие (некогда допущенное) диакона, ныне запрещенное. -достояние, сан священства. -действовать, отправлять литургию и совершать таинства, или вообще священную, духовную службу, -ся, страдат. -вованье, -действие, -действо, отправленье литургии, самая служба Божественная, по уставу. -действенник, -действитель, -вователь, -детель, совершитель священнослуженья. -действенный, к сему относящ. священноинок, иеромонах; -иночество, званье и состоянье это. -иноческий, к сему относящ. -исповедник, священнослужитель, потерпевший мученья за веру. Священноиерей, священник, иерей. -мученик, священник, пострадавший за веру. -мученичество, состоянье это. -ческий венец. -началие, -начальство ср. иерархия, церковная власть. -ник или иерарх. -одеяние, одежда служителей церкви, по уставу. Священнопомазанье, помазание святым елеем. -предстоятель, всякий глава и старший из священников. -проповедник, говорящий духовные речи, проповедник слова, -протопоп, протоиерей. -родный, в духовном звании рожденный. -служитель, ставленый в чин, иерей и диакон; -льский, к ним относящ.-тельство, -жение, отправленье священной службы. Церковное священнопение. Священносподвижник м. кто ратует за истины веры. -страдалец, -мученик. -страдальческий, к нему, или к -честву относящ. -тайный, ко свящнм. тайнам относящ.; | получивший откровение тайн сих. - ученик, последователь -учителя, наставника веры.







Святые.

Святые - это христиане, с наибольшей полнотой осуществившие в своей жизни заповеди Христа о любви к Богу и ближнему. Среди святых были Апостолы Христовы и равноапостольные проповедники Слова Божия, преподобные монахи, праведные миряне и священники, святители-епископы, мученики и исповедники, страстотерпцы и бессребреники.

Святость и Канонизация.

Святость - отличительное свойство Человека, созданного по образу и подобию Божию. Святые, прославленные Церковью и почитаемые народом Божиим, не имеют духовной иерархии. Установление церковного почитания подвижников веры и благочестия обычно следует за почитанием народным.
Канонизации - это установления почитания святого. В церковной традиции процедура прославления в лике святых усопшего подвижника формировалась постепенно. В древнехристианской Церкви канонизации не было. Канонизация возникла позже, как реакция на проявления ложного благочестия уклонившихся в ересь. Акт канонизации не определяет небесной славы святых, а включает святого в годовой литургический круг. Канонизированным святым служат молебны, а не панихиды.

Жития Святых. История Составления Житийных Текстов.

Житие православных святых - это жанр православной, церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых, почитаемых православной церквью. В отличии от светских биографий жития святых выдержаны в определенных жанровых рамках, имеющих свои строгие каноны и правила.
Наука, занимающаяся изучением житий святых, называется агиографией .
Еще апостол Павел говорил: "Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их " (Евр. 13, 7 ). Согласно этой заповеди, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих святых: апостолах, мучениках, пророках, святителях, преподобных и праведных, их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение.
Первые христиане записывали события из жизни первых святых подвижников. Затем эти повествования стали собирать в сборники, составленные по календарю, то есть, по дням почитания памяти святых.
Первые русские жития святых возникли в конце XI века. Это были жития княгини Ольги, князей Бориса и Глеба, Владимира I Святославича, Феодосия Печерского.
Жития православных святых, жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской Православной Церковью, составляли святитель Димитрий Ростовский, святой митрополит Московский Макарий, Нестор Летописец, Епифаний Премудрый, Пахомий Логофет.
На современном русском языке Четьи-минеи были изданы только в 1900 году.
Жития святых объединялись в специальные сборники:
- Четьи-минеи – книги для чтения, где жития изложены по календарю на каждый месяц каждого года ("минеи" по-гречески – "длящийся месяц").
- Синаксарии - краткие Жития святых.
- Патерики - сборники повествований о подвижниках какой-либо обители.
Главное в содержании житий - это тайна святых и указание пути к святости. Жития святых, и краткие, и пространные – это памятники духовной жизни и, поэтому, поучительное чтение. Не следует, при чтении жития святого, видеть лишь сообщаемый факт, а нужно проникаться благодатным духом подвижничества.

Чины святости.

У каждого святого имеется церковный чин. По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на чины: Пророки, Святые Апостолы, Равноапостольные и Просветители, Святители, Мученики, Великомученики, Исповедники, Страстотерпцы, Преподобные, Юродивые Христа ради (Блаженные), Благоверные (Святые благоверные князья), Бессеребренники, Праведные, Чудотворцы, Местночтимые святые.

Пророки.

Избранники Божии, которым Бог открывал Свою волю. Они не только предсказывали грядущие события в политической и церковной жизни народа, но и обличали людей в грехах, и говорили от Лица Всевышнего, что необходимо делать для спасения здесь и сейчас. Но все же главным предметом пророческих предсказаний был обещанный Спаситель.


Святые Апостолы.

(В переводе - посланники, вестники) - это и первые ученики Иисуса Христа, из которых большинство принадлежат к числу двенадцати ближайших последователей, и другие, из числа семидесяти учеников. Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными. Авторы Евангелия - Лука, Матфей, Марк и Иоанн - апостолами-евангелистами.
  • Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов.

Святые Апостолы от 70-ти.

После сего избрал Господь и других семьдесят [учеников], и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. (Лк. 10:1-2 )
Избрание этих учеников произошло после третьей Пасхи Иисуса в Иерусалиме, то есть в последний год Его земной жизни. После избрания Иисус даёт семидесяти апостолам наставления, схожие с теми, что дал своим двенадцати апостолам. Число 70 имеет символическое значение, связанное с Ветхим Заветом. Книга Бытия сообщает о 70 народах, вышедших из чресл детей Ноя, а в книге Чисел Моисей «собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии ».
  • Апостол от 70-ти Иаков, брат Господень по плоти, Иерусалимский, епископ.

Равноапостольные и Просветители.

Святые, приведшие к Христу своею проповедью множество людей уже после времен апостольских. Это Христовы подвижники, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов.
  • Святой и Праведный Лазарь Четверодневный.

Святители.

Это патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости попечением о своей пастве, хранением православия от ересей и расколов. Например: святители Николай Чудотворец , Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
  • Святитель и Чудотворец Николай, архиепископ Мирликийский.

Мученики, Великомученики.

Мученики - это святые, принявшие мученическую смерть или потерпевшие гонения за Господа Иисуса Христа. Чин святых мучеников и исповедников с самого начала христианской эры исторически стал первым и наиболее почитаемым чином христианских святых. Мученики - это в буквальном смысле свидетели Христова Воскресения, и те, кто своими очами видел Воскресшего, и те, кто пережил Христово Воскресение на своем религиозном опыте. Претерпевшие особые жестокие страдания называются великомучениками. Замученные в сане епископа или священника называются священномучениками, а пострадавшие в иночестве (монашестве) - преподобномучениками.

Исповедники, Страстотерпцы.

Исповедники - христиане, пострадавшие за Христа от гонителей православного вероучения. Например, святой Максим Исповедник. В России сложился отдельный чин святых - страстотерпцы. Это праведники, погибшие от рук убийц (Князья Борис и Глеб).

Русские святые...Список угодников Божиих неиссякаем. Своим образом жизни они угодили Господу и благодаря этому стали ближе к вечному бытию. Каждый святой имеет свой лик. Данный термин обозначает категорию, к которой причисляют Божьего Угодника при его канонизации. К ним относятся великомученики, мученики, преподобные, праведные, бессребреники, апостолы, святители, страстотерпцы, юродивые (блаженные), благоверные и равноапостольные.

Страдания во имя Господа

Первые святые русской церкви среди угодников Божьих - это великомученики, которые пострадали за веру Христову, скончавшись в тяжких и долгих муках. Среди русских святых первыми причислены к данном лику были братья Борис и Глеб. Именно поэтому они называются первомучениками - страстотерпцами. Кроме того, русские святые Борис и Глеб были первыми канонизированы в истории Руси. Братья погибли в за престол, начавшейся после смерти князя Владимира. Ярополк, прозванный Окаянным, сначала убил Бориса, когда тот спал в шатре, находясь в одном из походов, а затем и Глеба.

Лик подобных Господу

Преподобные - это те святые, которые вели находясь в молитве, трудах и посте. Среди русских угодников Божьих можно выделить преподобного Серафима Саровского и Сергия Радонежского, Савву Сторожевского и Мефодия Пешношкого. Первым святым на Руси, канонизированным в этом лике, считается инок Николай Святоша. До принятия чина монашества он был князем, правнуком Ярослава Мудрого. Отказавшись от мирских благ, преподобный подвизался в иноки в Киево-Печерской лавре. Николай Святоша почитается как чудотворец. Считается, что его власяница (грубая шерстяная рубашка), оставленная после кончины, излечила одного болящего князя.

Сергий Радонежский - избранный сосуд Духа Святого

Особого внимания заслуживает русский святой 14 века Сергий Радонежский, в миру Варфоломей. Он родился в благочестивой семье Марии и Кирилла. Считается, что находясь еще в утробе матери, Сергий проявил свою богоизбранность. Во время одной из воскресных литургий еще не родившийся Варфоломей вскрикнул три раза. В то время его мать, как и остальные прихожане, была объята ужасом и смущением. После своего рождения преподобный не пил грудное молоко, если Мария вкушала в этот день мясо. По средам и пятницам маленький Варфоломей голодал и не брал материнскую грудь. Кроме Сергия, в семье было еще два брата - Петр и Стефан. Родители растили детей в православии и строгости. Все братья, кроме Варфоломея, хорошо учились и умели читать. И лишь младшему в их семье тяжело давалась грамота - буквы расплывались перед глазами, мальчик терялся, не смея вымолвить и слова. Сергий очень страдал от этого и усердно молился Богу в надежде получить способность читать. Однажды, вновь осмеянный своими братьями за неграмотность, он убежал в поле и встретил там старца. Варфоломей рассказал о своей печали и просил инока помолиться за него Богу. Старец дал мальчику кусочек просфоры, пообещав, что Господь обязательно дарует ему грамоту. В благодарность за этого Сергий пригласил инока в дом. Перед принятием трапезы старец попросил мальчика прочитать псалмы. Робея, Варфоломей взял книгу, боясь даже взглянуть на буквы, которые всегда расплывались у него перед глазами… Но чудо! - мальчик начал читать так, будто уже давно знал грамоту. Старец предсказал родителям, что велик будет их младший сын, так как он есть избранный сосуд Духа Святого. После такой судьбоносной встречи Варфоломей стал строго поститься и постоянно молиться.

Начало монашеского пути

В 20 лет русский святой Сергий Радонежский просил своих родителей дать ему благословение на принятие пострига. Кирилл и Мария упросили сына остаться с ними до самой их кончины. Не смея ослушаться, Варфоломей жил с родителями до тех пор, пока Господь не забрал их души. Похоронив отца и мать, юноша вместе со старшим братом Стефаном отправляются принимать постриг. В пустыне, называемой Маковец, братья возводят Троицкий храм. Стефан не выдерживает сурового аскетического образа жизни, которого придерживался его брат, и отправляется в другой монастырь. В это же время Варфоломей принимает постриг и становится иноком Сергием.

Троице-Сергиева Лавра

Известная на весь мир обитель Радонежскогокогда-то зародиласьвглухом лесу, в котором некогда уединился преподобный. Сергий ежедневно находился в Питался он растительной пищей, а гостями ему были дикие звери. Но однажды несколько монахов прознали о великом подвиге подвижничества, совершаемом Сергием, и решили прийти в обитель. Там эти 12 иноков и остались. Именно они стали основателями Лавры, которую вскоре возглавил сам преподобный. К Сергию за советом приезжал князь Дмитрий Донской, готовящийся к битве с татарами. После кончины преподобного спустя 30 лет были обретены его мощи, совершающие и по сей день чудо исцеления. Этот русский святой до сих пор невидимо принимает в свою обитель паломников.

Праведники и блаженные

Праведные святые заслужили Божью милость благодаря благочестивому образу жизни. К ним относятся как мирские люди, так и священнослужители. Праведными считаются родители Сергия Радонежского - Кирилл и Мария, которые были истинными христианами и научали православию своих детей.

Блаженные - это те святые, которые намеренно приняли образ людей не от мира сего, став подвижниками. Среди русских Угодников Божьих особо почитаются живший во времена Иоанна Грозного, Ксения Петербуржская, отказавшаяся от всех благ и отправившаяся на далекие скитания после смерти любимого мужа, Матрона Московская, прославившаяся даром ясновидения и исцеления при жизни. Считается, что сам И. Сталин, не отличавшийся религиозностью, прислушивался к блаженной Матронушке и ее пророческим словам.

Ксения - юродивая Христа ради

Блаженная родилась в первой половине 18 века в семье благочестивых родителей. Став совершеннолетней, она вышла замуж за певчего Александра Федоровича и жила с ним в радости и счастье. Когда Ксении исполнилось 26 лет, ее муж скончался. Не в силах перенести такое горе, она раздала свое имущество, облачилась в одежды мужа и ушла в долгие скитания. После этого блаженная не откликалась на свое имя, прося называть себя Андреем Федоровичем. «Умерла Ксения», - заверяла она. Святая стала скитаться по улицам Петербурга, изредка заходя пообедать к своим знакомым. Некоторые люди издевались над убитой горем женщиной и подтрунивали над ней, но Ксения все унижения переносила безропотно. Лишь однажды она проявила свой гнев, когда местные мальчишки закидали ее камнями. После увиденного местные жители прекратили издеваться над блаженной. Ксения Петербуржская, не имея крова, молилась по ночам в поле, а затем снова приходила в город. Блаженная незаметно помогала рабочим строить каменный храм на Смоленском кладбище. Ночью она неустанно укладывала в ряд кирпичи, способствуя скорейшему возведению церкви. За все благие дела, терпение и веру Господь одарил Ксению Блаженную даром прозорливости. Она предсказывала будущее, а также спасала многих девиц от неудачных браков. Те люди, к которым приходила Ксения, становились счастливее и удачливее. Поэтому каждый старался услужить святой и привести ее в дом. Ксения Петербуржская скончалась в 71 год. Похоронили ее на Смоленском кладбище, где недалеко находилась выстроенная ее же руками Церковь. Но и после физической смерти Ксения продолжает помогать людям. У ее гроба совершались великие чудеса: больные исцелялись, ищущие семейного счастья удачно женились и выходили замуж. Считается, что Ксения особо покровительствует незамужним женщинам и уже состоявшимся женам и матерям. Над гробом блаженной построили часовню, к которой до сих пор приходят толпы людей, просящие у святой заступничества перед Богом и жаждущие исцеления.

Святые государи

К лику благоверных причисляют монархов, князей и царей, которые отличились

благочестивым образом жизни, способствующим укреплению веры и позиции церкви. Первая русская святая Ольга как раз канонизирована в данной категории. Среди благоверных особо выделяются князь Дмитрий Донской, одержавший победу на Куликовом поле после явления ему святого образа Николая; Александр Невский, который не пошел на компромисс с католической церковью, чтобы сохранить свою власть. Он был признан единственным светским православным государем. Среди благоверных есть и другие известные русские святые. Князь Владимир - один из них. Его канонизировали в связи с его великой деятельностью - крещением всей Руси в 988 году.

Государыни - Божьи Угодницы

К благоверным святым также была причислена княгиня Анна, жена благодаря которой между Скандинавскими странами и Россией наблюдался относительный мир. При жизни она построила в честь так как при крещении получила именно это имя. Благоверная Анна чтила Господа и свято верила в него. Незадолго до своей кончины она приняла постриг и скончалась. День памяти - 4 октября по Юлианскому стилю, но в современном православном календаре эта дата, к сожалению, не упоминается.

Первая русская святая княгиня Ольга, в крещении Елена, приняла христианство, оказав влияние на его дальнейшее распространение по Руси. Благодаря своей деятельности, способствующей укреплению веры в государстве, ее причислили к лику святых.

Служители Господа на земле и на небе

Святители - это такие угодники Божии, которые были священнослужителями и за свой образ жизни получили особое расположение Господа. Одним из первых святых, причисленных к данному лику, стал Дионисий, архиепископ Ростовский. Прибыв с Афона, он возглавил Спасо-Каменный монастырь. Люди тянулись к его обители, так как он знал человеческую душу и всегда мог наставить нуждающихся на путь истинный.

Среди всех святителей, канонизированных особо выделяется архиепископ Мирликийский Николай Чудотворец. И хоть святой не имеет русского происхождения, он стал поистине заступником нашей страны, всегда находясь по правую руку от Господа нашего Иисуса Христа.

Великие русские святые, список которых продолжает пополняться и по сей день, могут покровительствовать человеку, если тот будет усердно и искренне им молиться. Обращаться к Угодникам Божьим можно в разных ситуациях - житейских нуждах и болезнях, или просто желая отблагодарить Высшие Силы за спокойную и безмятежную жизнь. Обязательно приобретите иконы русских святых - считается, что молитва перед образом является наиболее действенной. Также желательно, чтобы у вас была именная икона - образ того святого, в честь которого вы крещены.