Григорий VII (папа римский). Григорий VII (Гильдебранд), папа Римский


Папа римский Григорий VII (при рождении Гильдебранд) родился в 1020 году в бедной семье плотника или крестьянина. Мальчиком он был отдан в римский клюнийский монастырь cв. Марии на Авентине, аббатом которого был его дядя Лаврентий.

Клюнийское движение боролось за нравственность среди священников, в частности они осуждали продажу церковных должностей и требовали безбрачия для духовества. В последствии это станет основной программой папы Григория VII.

Политическая карьера Гильдебранта началась с того, что папа Лев IX пригласил его в Рим. Этот папа был решительным сторонником реформ и .

После смерти папы Льва IX в 1054 году на престол был выбран сторонник императора Генриха III Айхштетт Гебхард, принявший имя Виктор II . Гильдебрант служил и при следующих папах пока в 1073 году сам не был избран понтификом. Император Генрих IV утвердил его избрание, однако очевидно в последствии об этом пожалел, как, думаю, и жители Рима, которые активно лоббировали избрание Григория.

Папа Григорий VII прославился своей непримиримой борьбой с императором Генрихом IV. Помимо внутренней церковной реформы (борьба с продажей церковных должностей и безрбачие духовенства) в программу реформы входило также установление первенства церковной власти над светской (борьба за инвеституру)

Григорий хотел чтобы короли становились вассалами папы. Однако только монархи южной Италии с этим согласились и то формально.

Князья Германии поддержали папу в попытках урезонить императора, власть которого усилилась. В то же время император нашел сторонников среди духовенства противившегося реформам Григория. Особенно мого их нашлось в Милане.

В конце концов этот конфликт перешел в открытое военное противостояние. Император собрал собор на котором Григория VII низложили, а в ответ на это папа отлучил императора от церкви.

Немецкие герцоги потребовал от Генриха примириться с папой. И поскольку должность императора была выборной, Генриху IV пришлось пойти на публичное унижение. Он простояв трое суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркграфине Матильде Тосканской). В истории это называется хождение в Каноссу.

Отдельного упоминания заслуживает маркграфиня Матильда Каносская — первая женщина удостоенная чести быть похороненной в

У Матильды была не простая судьба. Она потеряла своего отца, всех братьев и сестер и в итоге осталась наследницей одной трети Италии. Но вряд ли это сделало ее счастливой. Ее наследство нуждалось в защите и ей пришлось выйти замуж.

Замужество ее было крайне не удачным, единственный ребенок, который родился в этом браке умер, а Матильда сбежала от мужа к папе — Григорию VII. Муж несколько раз пытался вернуть жену, и именно он распустил слухи о романе между Матильдой и папой, но это ему не помогло. Его убили и Матильда стала свободной.

Обладая огромный состоянием она предоставила свои войска в распоряжение папы Григория VII.

Генрих IV после унижения в Каноссе не сдался. Он снова созвал собор, а папа снова отлучил его от церкви. Военные походы императору не принесли успеха, поскольку папу защищала Матильда.

Григорий VII (Gregorius) Гильдебранд (между 1015 и 1020 - 1085), римский папа с 1073. Фактически правил при папе Николае II в 1059-1061 годы. Деятель Клюнийской реформы. Запретил , ввел . Добивался верховенства пап над светскими государями, боролся с императором Генрихом IV за инвеституру .

Понтификат Григория VII

борьба за инвеституру (1073-1122)

После смерти кардинала Гумберта фактическая власть принадлежала Гильдебранду, ставшему в 1059 году из субдиакона архидиаконом. Гильдебранд, будучи молодым священником, поступил на службу к Григорию VI . В качестве секретаря папы находился вместе с ним в изгнании в Кельне. После смерти Григория, последовавшей в 1054 году, удалился в клюнийский монастырь, откуда его вызвал в Рим папа Лев IX . Несмотря на то что Гильдебранд не принадлежал к кардинальскому корпусу пресвитеров, он, как руководитель кардиналов-диаконов, уже при папе Александре II обладал решающим словом в курии. Прошедший клюнийскую школу, возвысившийся из монахов и достигший высшего церковного сана, Гильдебранд был умным и расчетливым политиком, но одновременно твердым как сталь и фанатичным человеком. Он не был разборчив в средствах. Многие из кардиналов-епископов таили злобу на него, видя в нем злого духа пап. Никто в курии не сомневался, что Гильдебранд обладает наибольшими шансами стать кандидатом реформистской партии, возглавлявшейся Гумбертом и Петром Дамиани.

Когда в 1073 году кардинал Гильдебранд, будучи кардиналом-иеродиаконом, доставил в Латеранский собор мертвое тело Александра II, присутствовавший в соборе народ начал стихийно восклицать; "Гильдебранда в папы" - тем самым избрав его папой.

Не ожидая окончания обязательного трехдневного поста, Гильдебранд буквально потребовал избрать себя папой, чтобы избежать сопротивления со стороны кардиналов. В этом смысле его избрание не было каноническим, ведь с 1059 года это было исключительным правом кардиналов. Гильдебранду удалось, поставив кардиналов перед свершившимся фактом, затем заставить их канонически подтвердить его избрание. Второй целью такого захвата власти было стремление поставить и германского короля перед свершившимся фактом. Гильдебранд даже не отправил ему донесения о происшедшем избрании, что каждый его предшественник считал своей обязанностью. Однако король Генрих IV не сразу поднял брошенную ему из Рима перчатку: он был занят борьбой со своими внутренними врагами, с восставшими саксонцами, стремясь их усмирить, и поэтому вскоре объявил, что принимает и утверждает избрание Гильдебранда.

Гильдебранд при выборе имени - Григорий VII - ни в малейшей степени не пытался почтить память Григория VI, скончавшегося в изгнании в Кельне, секретарем которого он был, а взял себе имя в честь папы Григория I Великого. Продолжатель дела Григория I - средневековый монах - осуществил на папском престоле программу утверждения универсальной вселенской власти, имя которой папство. Григорий VII, следуя своей исторической концепции, опирался на идеи Святого Августина, Григория I и Николая I, но пошел гораздо дальше их, захваченный идеей вселенской империи, управляемой папой. Целью Григория стало осуществление "Civitas Dei" ("Страны Бога"), создание такой христианской вселенской империи, где правление над князьями и народами возложено на папу, но где и государство сотрудничает с церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы.

Примат папства при Григории VII был реализован во всех отношениях. С его понтификатом завершился длительный исторический период развития католической церкви. Одновременно он заложил основы для осуществления мировластных целей наиболее выдающихся пап средневековья- Иннокентия III и Бонифация VIII. Григорий VII в период своего правления распространил принцип верховной власти дап и на политическую жизнь. Это практически означало, что папа считает себя главой христианского универсума, которому обязаны повиноваться и светские князья. В концепции григорианского папства место имперской идеи Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы. Программа понтификата Григория VII была изложена в документе под названием "Диктат папы" ("Dictatus рарае"), составленном, по всей вероятности, в 1075 году. В сущности, это была Великая хартия папства. Прежде достоверность сборника решений об авторитете папы ставилась под сомнение, в настоящее время считается, что автором сборника был Григорий VII.

По замыслу Григория VII, короли должны находиться в зависимости от Святого престола. Однако лунная присяга относилась лишь к норманнским герцогам, хорватскому и арагонскому королям, которые действительно были вассалами "апостолического князя". Курия же хотела распространить требования вассальной верности также на Сардинию и Корсику, а затем и на всю Тоскану. Однако выдвинутые на различных юридических основаниях требования вассальной верности Англии, Франции, Венгрии папе реализовать не удалось. В то время как прежние папы в борьбе между венгерскими королями и германскими императорами стояли на стороне императора, выступление Григория против императорской власти привело к изменениям и в этой области. Так, например, когда возникли распри из-за венгерского королевского трона между Соломоном и Гезой, папа вмешался в этот спор, выступив на стороне Гезы, а император - на стороне Соломона. Однако Григорий VII ссылался на свои сюзеренные права не только в отношениях с Генрихом IV, но и со всеми христианскими государями. Так, когда Григорий, ссылаясь на "Диктат папы", осудил Соломона, давшего вассальную клятву императору, указав, что тот не имел права поступать так, ибо Венгрия является собственностью Святого Петра, то и Геза стал более сдержанным по отношению к папе. (Корона досталась Соломону, поэтому в 1075 году Геза был коронован короной, полученной от византийского императора Михаила Дуки .)

Свои сюзеренные права на Венгрию папа реализовать не смог. Ведь, чтобы противостоять германскому императору, папа нуждался в поддержке независимой Венгрии. Поэтому Григорий, например, не ограничил право короля Ласло I, позднее причисленного к лику святых, назначать иерархов и регулировать церковно-организационные вопросы (светская инвеститура). Более того, для обеспечения поддержки со стороны короля папа в 1083 году на Римском соборе канонизировал короля Иштвана, князя Имре и епископа Геллерта.

Несомненно, что устремления Григория VII представляли собой угрозу самостоятельности светских государей. Папа противопоставил себя не только германскому королю, но и другим, например французскому королю Филиппу I. Но если во Франции отказались поддерживать римскую верховную власть и стали на сторону своего короля, то в Германии феодалы, боровшиеся с центральной властью, вошли в союз, направленный против короля. Генриху уже пришлось сражаться не с парой за власть над немецкой церковью, а за свои собственные права как главы государства. Григорий хорошо рассчитал время проведения своих реформ: король Генрих IV еще не был коронован как император и мог получить корону лишь из рук папы. С другой стороны, папа старался использовать также распри, существовавшие между норманнами, саксонцами и императором.

Открытая борьба между папством и императорской властью вспыхнула в результате опубликования декретов Латеранского собора 1075 года. Апофеоза это противостояние достигло в момент так называемого "хождения на Каноссу " короля Генриха IV. В борьбе с оппозиционными феодалами он смог в результате "хождения на Каноссу" нейтрализовать папу римского, благодаря чему позже он подаваил оппозицию. Наиболее сильной позиция Григория VII была до Каноссы, когда южногерманские феодалы призывали папу в феврале 1077 года приехать в Аугсбург для суда над Генрихом.

Однако германские герцоги не стали ждать папу, их не заботило происшедшее в Каноссе. В марте 1077 года они избрали нового короля в лице швабского герцога Рудольфа. Рудольф обещал сохранить выборный характер королевской власти и не делать ее наследственной. Сепаратистские силы Германии сплотились вокруг идеи выборной королевской власти против Генриха, отстаивавшего абсолютизм. Возвращенный в лоно церкви Генрих, не слишком заботясь о клятве в Каноссе, сразу же привлек на свою сторону ломбардских епископов, быстро преодолев Альпы, возвратился домой и начал борьбу с Рудольфом. Генрих в Каноссе вновь получил свободу рук, чтобы расправиться с внутренней оппозицией. Общество в Германии и Италии раскололось на две партии: на партию папы и партию императора. Население городов в Германии поддерживало Генриха, ожидая, что он сможет обуздать феодалов. В Италии же поддерживали Григория против немцев. Высшее германское духовенство разделилось в зависимости от того, кого больше боялись: короля или папы. А герцоги, графы меняли свои позиции в зависимости от того, где они могли получить больше владений. Борьба между двумя лагерями проходила с переменным успехом. Вначале папа Григорий не определял своей позиции и не поддерживал ни одну из сторон, ибо он был заинтересован в ослаблении королевской власти. Но когда в 1080 году стало ясно, что победа за Генрихом, папа вновь вмешался. На соборе, собравшемся в пост, была окончательно запрещена светская инвеститура. После того как Генрих не утвердил этого решения, он вновь был отлучен от церкви. Папа, извлекший урок из Каноссы, признал Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью "Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo" ("Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу"). Генрих с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене собор, на котором Григорий VII был вновь низложен и отлучен от церкви. Новым папой Климентом III (1080-1110) был избран равеннский архиепископ Вибер, руководитель ломбардских епископов, выступавших против Григория.

Германский король встретил неожиданно мощную поддержку среди епископов Ломбардии, которые, как и германские епископы, не без причины опасались того, что григорианское папство низведет их до уровня своих заурядных служителей. В то же время самый крупный светский князь Северной Италии вновь был на стороне папы. Главной опорой Григория VII и его преемников в Италии была тосканская маркграфиня Матильда (родственница Генриха), независимости которой угрожала императорская власть. Матильда поддерживала папство, помогая ему деньгами, войском и, наконец, уступив Тоскану. Тоскана в то время составляла почти 1/4 часть всей Италии (Модена, Реджо, Ферарра, Мантуя, Брешиа и Парма). Эти владения отец Матильды получил как вассальные от императора. Матильда и Григорий создали свою партию, и, как утверждают многие авторы, их связь носила не только политический характер.

В ходе вооруженной борьбы в 1080 году антикороль Рудольф был смертельно ранен и вскоре скончался. Генрих снова обратил свой взор в сторону Италии. В течение 1081-1083 годов германский король предпринял несколько походов на Рим, но папе удавалось успешно обороняться, опираясь главным образом на вооруженные силы Матильды. В конце концов в 1084 году в руки короля попал и Рим. Григорий с несколькими своими верными приверженцами бежал в Замок Святого Ангела. Противника короля-победителя вновь низложили, а антипапу торжественно возвели на папский престол, и из его рук Генрих принял императорскую корону. Наконец в конце мая 1084 года Роберт Гюискар, не очень проворный вассал папы Григория, освободил Замок Святого Ангела. Генрих и антипапа вынуждены были оставить Рим. В ходе беспощадных боев свирепые норманнские воины подвергли Рим разграблению. Гнев римлян обратился против призвавшего норманнов Григория, который вместе со своими спасителями бежал из города. Больше он уже не смог туда вернуться и 25 мая 1085 года скончался в изгнании, в Салерно, среди норманнов.

Использованы материалы из кн.: Е. Гергей История папства. М. 1996.

Опирался на норманнов

Григорий VII Гильдебранд (Hildebrand) (p. между 1015-1020 - ум. 25. V. 1085) - римский папа с 1073 года. Став монахом (1047), примкнул к движению за Клюнийскую реформу. Выдвинувшись при папе Льве IX , Гильдебранд стал фактическим руководителем политики папства в понтификат Николая II (1059-1061). В интересах возвышения папства умело использовал политическую обстановку: ослабление королевской власти в Германии, враждебную позицию по отношению к германскому императору южно-итальянских норманнов и маркграфства Тосканского, патарию в североитальянских городах. Возвышению папства содействовали законодательные меры Гильдебранда (декрет 1059 года о выборах папы только кардиналами, устранявший вмешательство светской власти в выборы; постановление против симонии и женатого духовенства (см. Целибат)). Став папой под именем Григорий VII, повел ожесточенную борьбу с германским императором Генрихом IV против светской инвеституры, за право назначать епископов, которое находилось в руках императора. Отлучение Генриха IV от церкви (1076) и восстание германской знати принесли Григорию VII временный успех (см. Каносса ). Вскоре позиции Григория VII ухудшились: с гибелью ставленника германской знати на королевский престол Рудольфа Швабского (1080) укрепилось положение Генриха IV, затем последовало выдвижение Генрихом IV антипапы и захват им Рима (1084). Пришедшие на помощь Григорию VII норманны подвергли город разграблению, что вызвало у населения сильное возмущение и побудило папу уйти на Юг к своим союзникам, где он и умер. Политика Григория VII, выражавшая притязания папства на политическое господство в феодальном мире, ставила своей целью создание теократического папского государства. Эта реакционная программа изложена в "Диктате папы" (Dictatus papae, 1075), где говорится о праве папы низлагать императоров и выставляются положения, подрывающие основы королевской власти: исключительное право папы низлагать и назначать епископов, освобождать королевских вассалов от клятвы верности, полная неподсудность папы и большие права его легатов. Политика Григория VII свидетельствовала о противодействии папства прогрессивному развитию гос-в Европы в сторону преодоления феодальной раздробленности. Несмотря на временное усиление церкви, попытки Григорий VII добиться подчинения европейских государств окончились неудачей.

Д. А. Дрбоглав. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Источники: Das Register Gregors VII., hrsg. von E. Caspar, im MGH, Epistolae Selectae, В., 1920.

Литература: Вязигин А. С., Григорий VII..., СПБ, 1891; Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в., в. 1-2, К., 1897; Martens W., Gregor VII, Bd 1-2, Lpz., 1894; Fliche A., La réforme grégorienne, t. 1-3, Louvain-P., 1924-37; Studi gregoriani..., v. 1-4, Roma, 1947-52.

Происхождение и деятельность

Святой Григорий VII, Папа Римский (Gregorius Septimus) Мирское имя: Гильдебранд. Происхождение: Сована (Тоскана, Италия). Годы жизни: 1020/1025 - 25 мая 1085. Годы понтификата: 22 апреля 1073 - 25 мая 1085. Отец: Бонизо.

Григорий VII - один из величайших пап в истории римской церкви. Он родился в городке Сована в Тоскане в семье простолюдинов. При крещении ему дали имя Гильдебранд. В раннем возрасте родители отправили его в Рим к дяде Лаврентию, аббату монастыря Святой Марии на Авентине. Там Гильдебранд получил образование, после чего попал в число лиц, приближенных к папе Григорию VI. После низложения Григория VI Гильдебранд вместе с патроном отправился в Германию. Там, в Кёльне, он продолжил свое образование, а после смерти Григория перебрался в монастырь Клюни, знаменитый своими строгими нравами.
В январе 1049 г. в Безансоне Гильдебранд встретился с Тульским епископом Бруно. После избрания папой Лев IX (это имя взял себе Бруно) забрал способного священника с собой в Рим. Гильдебранд проявил себя талантливым администратором и сумел быстро наполнить опустевшую папскую казну. Вскоре Лев IX назначил Гильдебранда промисором монастыря Святого Павла. Аббатство находилось в крайнем запустении. Монахам в столовой прислуживали женщины, а скот мог свободно входить в церкви через сломанные двери. И здесь Гильдебранд проявил себя с самой лучшей стороны, восстановив строгий уклад монастырской жизни.
После смерти Льва IX в 1054 г. Гильдебранд выглядел наиболее вероятным претендентом на папскую тиару, однако он сам отказался от избрания и отправился в Германию, чтобы ходатайствовать перед императором за кандидатуру Гебхарда Эйштадтского (Виктора II). Авторитет Гильдебранда, уже имевшего сан кардинал-субдьякона, продолжал расти. В 1057 г. он вновь поехал в Германию, чтобы просить регентшу Агнессу утвердить выбор Стефана IX, но папа тем временем умер, завещав избрать своим преемником Гильдебранда.
После смерти Стефана партия графов Тусколо попыталась захватить власть в Риме и посадила на Святой Престол своего кандидата Бенедикта X, однако благодаря энергии Гильдебранда законный папа Николай II сумел удержаться на троне. Во время его понтификата талант Гильдебранда как политика и реформатора церкви проявился в полной мере. Весной 1059 г. в Латеранском соборе были приняты новые правила избрания папы, которые должны были положить конец бесконечным попыткам сильных мира сего вмешиваться в процесс выборов. Гильдебранд был ярым сторонником этой реформы. Затем Гильдебранд провел переговоры с предводителями норманнов, занявших юг Италии, и в июне 1059 г. в Мельфи был заключен союз, позволивший папству более уверенно чувствовать себя в спорах с императорским двором. В том же году Гильдебранд получил сан архидьякона Святой Римской церкви. При Александре II Гильдебранд возглавил папскую курию. Он поддержал движение патаров на севере Италии, получив тем самым еще одного союзника в борьбе с немецким королем.
Во время похорон Александра из толпы раздался крик "Хотим Гильдебранда папой!" Призыв был единодушно поддержан как простыми горожанами, так и кардиналами. Невзирая на протест архидьякона, возможно наигранный, его препроводили в церковь Святого Петра в Винколи, где кардиналы формально избрали его папой. Согласно постановлению Пасхального синода 1059 г. результаты выборов должны были быть утверждены королем Германии. Гильдебранд демонстративно задержал свое посвящение, ожидая подтверждения от Генриха IV. Тем самым папа дал понять, что намерен прекратить противостояние с императорским двором. Несмотря на противодействие немецких епископов, Генрих утвердил избрание Гильдебранда. Церемония посвящения состоялась 29 июня 1073 г. в соборе Святого Петра. Гильдебранд взял имя Григорий VII, подчеркнув тем самым законность избрания папой своего давнего патрона.
Первым делом для укрепления собственных позиций Григорий заручился поддержкой норманнских вельмож Ландольфа Беневентского, Ричарда Капуанского и Гизольфа Салернитанского. Однако их предводителя Робера Жискара, относившегося к папе с подозрением, в 1075 г. он отлучил от церкви. В 1074 г. Григорий активно разрабатывал проект крестового похода против турок-сельджуков. Одной из целей похода была возможность воссоединения западной и восточной церквей. Однако проект был встречен в штыки, и Григорий направил свою энергию на очищение церкви от двух давних пороков: продажности и прелюбодейства священников. На своем первом синоде в марте 1074 г. Григорий издал короткое, но жесткое постановление. Впредь запрещалось торговать церковными должностями. Священники, купившие свою должность, или живущие с женщиной должны были покинуть службу. Верующим было запрещено принимать причастие от женатых либо корыстолюбивых священников. Подобные декреты не раз издавались предыдущими папами. Каждый раз они вызывали бурю негодования среди безнравственных священников и, фактически, игнорировались ими. Однако репутация Григория как человека энергичного и настойчивого говорила о том, что на этот раз к нарушителям действительно будут приняты суровые меры. Особенно сильно было негодование немецких епископов, которые даже приводили слова апостола Павла о том, что "лучше жениться, чем быть сожженным". На своем соборе они проинформировали папский престол о том, что скорее откажутся от сана, чем от своих жён. Примас Германии Зигфрид Майнцкий дал епископам шесть месяцев на раздумья, но те остались непоколебимы. К требованиям папских легатов епископы относились с безразличием. Не менее серьезные волнения были и среди священнослужителей во Франции. На Парижском соборе Римские постановления были осуждены, а сторонники папы подвергали свою жизнь серьезной опасности. Однако рвение Григория отнюдь не уменьшилось, и он послал своих легатов во все страны Европы с правом низлагать безнравственных клириков.
Весной 1075 г. Григорий сформулировал так называемый "Диктат папы", короткую программу, направленную на возвышение папы над всеми епископами и даже над светской властью. Ношение титула "папы" было сделано сугубой прерогативой римского епископа. Папа признавался неподсудным и получал исключительное право назначать и короновать императора. Светские власти были лишены инвеституры, т.е. права назначать и смещать епископов, а духовенству было запрещено получать должности от светских владык. Все это не могло не вызвать гнева Генриха IV. Он объявил Григория узурпатором и лжемонахом. В ответ папа отлучил Генриха от церкви, лишил королевского достоинства и освободил его подданных от присяги королю. Немецкие князья собрались в Трибуре, чтобы избрать себе нового короля, но лишь отсутствие согласия в их рядах позволило Генриху сохранить трон. Вместо того чтобы пойти на переговоры с князьями, Генрих неожиданно решил помириться с папой. Тайно бежав из Германии, он направился в Италию, где Григорий в замке Каносса ожидал посольства от князьев. В конце января 1077 г. король явился к папе как кающийся грешник и стал молить о прощении. Сменив королевские одежды на рубище, он три дня простоял у ворот замка, пока наконец папа не соблаговолил впустить его. 28 января Генрих вымолил у папы прощение при условии, что пойдет на переговоры с князьями и согласится с решением съезда.
Однако непостоянство Генриха вызвало у части князей негативную реакцию, и 15 марта 1077 г. они избрали королем Рудольфа Швабского. Другие же остались верны Генриху, тем более, что наказание с него было снято. Григорий демонстративно придерживался нейтралитета, однако после того как 27 января 1080 г. Рудольф одержал победу при Флархгейме, папа вновь отлучил Генриха. Однако повторное отлучение не произвело должного эффекта. Князья объявили, что отныне не считают Григория папой. В конце мая 1080 г. Генрих созвал в Майнце собор немецких епископов, на котором Григорий VII был объявлен низложенным. К ним присоединился Бриксенский собор итальянских прелатов. В июне был избран папой бывший Равеннский архиепископ Виберт, низложенный Григорием за симонию. Он принял имя Климент III. 16 октября того же года Генрих и Рудольф столкнулись в сражении близ Мерзебурга. Войско Генриха было разбито и в панике бежало, однако его противник Рудольф получил тяжелое ранение и вскоре умер. Воодушевленный Генрих в марте 1081 г. направился в Италию, чтобы утвердить в Риме Климента III. Генрих нашел союзников не только в Ломбардии, где откровенно не любили Григория, но даже в Тоскане. В мае Генрих подошел к Риму, но на помощь папе подошли верные тосканцы и норманны. Опустошив Тоскану, Генрих вторично подступил к Риму в 1082 г. Осада длилась больше года, но все же в июне 1083 г. Рим был взят. Папа укрылся в замке Сант-Анджело и, не смотря на попытки Генриха вступить в переговоры, непреклонно требовал от него сложить королевские полномочия. Наконец терпение короля лопнуло. 24 марта 1084 г. в соборе Святого Петра Климент III был посвящен в папы, а через несколько дней он короновал Генриха императором. Однако вскоре, узнав о приближении норманнов под командованием Робера Жискара, Генрих сбежал из Рима в Читта-Кастельяну. Норманны освободили Григория, но подвергли Рим такому жестокому разграблению, что даже поддерживавшие папу горожане стали осыпать его проклятьями. Оставаться в Риме после этого Григорий не мог. Он удалился в аббатство Монте-Кассино, а затем отплыл в Салерно, где на следующий год умер. За три дня до смерти Григорий отменил постановления об отлучении от церкви всех своих противников, кроме императора Генриха и антипапы Климента. Его тело было погребено в церкви Святого Матвея в Салерно. Григорий VII был причислен к лику блаженных Григорием XIII в 1584 г. и канонизирован Бенедиктом XIII в 1728 г.

Использован материал с сайта http://monarchy.nm.ru/

Папа-дипломат

Григорий VII - римский Папа (1073-1085). Добивался дипломатическими методами верховенства пап над светскими государями, боролся с императором Генрихом IV за инвеституру.

Еще в середине XI века Священная Римская империя слыла всемогущей, а папство - бессильным. Германские императоры назначали пап и управляли папским престолом. Но затем положение в корне изменилось. Своим укреплением папская власть во многом обязана талантливой дипломатии клюнийского монаха Гильдебранда, ставшего затем папой Григорием VII.

Гильдебранд родился в соанском округе, рядом с Тосканой, около 1020 года в семье крестьянина Бонизо. Совсем юным Гильдебранда отправили в римский монастырь Св. Марии на Авентине, где аббатом был его дядя. В то время в монастырях много говорили о необходимости восстановить порядок и дисциплину в церкви. Гильдебранд присутствовал при вступлении на престол Григория VI, который пытался провести реформы; он присутствовал и при его низложении, когда на соборе в Сутри (1046) Григорий смиренно признал свою вину: "Я, Григорий, слуга слуг Божьих, признаю себя недостойным римского первосвященства по причине позорной симонии и продажности, которая, благодаря коварству дьявола, исконного врага людей, вкралась в мое избрание на святой престол".

После этих событий Гильдебранд покинул Рим и вступил в знаменитый Клюнийский монастырь, считавшийся сердцем христианского мира. Именно здесь у него выработались те принципы, которых он придерживался в дальнейшем. Эти принципы изложены им в знаменитом "Папском диктате" ("Dictatus papae"): "Только римский первосвященник может быть называем вселенским. Его имя едино в мире. Только он может низлагать епископов и вновь возвращать им сан. Только он может издавать новые законы, соединять или делить епархии. Без его повеления никакой собор не может называться всеобщим. Он не может быть судим никем. Никто не может осудить того, кто апеллирует на приговор к апостольскому престолу. Важные дела каждой церкви должны подлежать его решению. Римская церковь никогда не ошибалась и никогда не впадет в ошибку. Римский первосвященник имеет право низлагать императоров. Он может освобождать подданных от клятвы верности неправедным государям".

В середине XI века престол св. Петра занимали исключительно немцы, избранные по рекомендации императора. В 1048 году Генрих III назначил новым папой своего советника епископа Тульского Бруна, принявшего имя Льва IX. Несмотря на близость с императорским домом, новый папа был горячим сторонником радикальной церковной реформы.

В феврале 1049 года Гильдебранд вернулся в Рим, где сделался одним из советников Льва IX. Так началась его политическая деятельность.

Гильдебранд был небольшого роста, довольно тучным и коротконогим. Его отличали непреклонная воля и несомненный талант дипломата. Стремясь к абсолютной власти, он не допускал даже мысли, что может злоупотребить ею. Гильдебранд славился своим красноречием. В то же время он умел искусно разбираться в самой сложной политической обстановке.

Сохранилось немного сведений о деятельности Гильдебранда во время правления Льва IX. Он служил настоятелем монастыря Св. Павла. В 1054 году в качестве легата был направлен во Францию, где в Туре собрал синод для разрешения спора между Ланфранком и Беренгаром, архидьяконом Анжерским.

После смерти Льва IX в апреле 1054 года Гильдебранд ездил в Германию, где император выбрал нового папу - эйхштадтского епископа, принявшего имя Виктора II.

В октябре 1056 года умер могущественный Генрих III, в июне следующего года ушел из жизни Виктор II. Законному наследнику императорского престола Генриху IV было всего шесть лет, он находился под опекой императрицы Агнесы и архиепископа Кельнского Ганнона. Смерть Генриха III послужила сигналом к феодальным смутам в Священной Римской империи. Правительнице удалось спасти франконский дом только благодаря многочисленным уступкам, приведшим к ограничению императорской власти.

Гильдебранд в это смутное время предпринимал энергичные шаги для укрепления папской власти.

В марте 1058 года итальянская знать и симонистское духовенство провели в папы епископа Веллетри, принявшего имя Бенедикта X. Против этого решения выступили реформисты во главе с Гильдебрандом.

Ему удалось заручиться поддержкой окружения императора, примирив на некоторое время императрицу Агнесу и восставшего Готфрида Бородатого, герцога Лотарингии. Он возводит на папский престол епископа Флорентийского под именем Николая II. Сам Гильдебранд становится архидьяконом Римской церкви. Вступившие в союз Готфрид, имперский канцлер Гвиберт и Гильдебранд пытаются сместить Бенедикта X и утвердить в Риме Николая II.

Это была борьба, поставившая на карту серьезные интересы: папе и императору, объединившимся перед лицом общего врага, важно было вырвать из рук крупнейших феодалов фактическую власть над огромной церковной империей.

Гильдебранд блестяще провел дипломатическую подготовку к грядущему сражению. В Италии он заручился поддержкой маркизата Тосканы. Затем отправился в Южную Италию, где в это время утвердились потомки скандинавов - норманны, и в Капуе от лица Римского Папы Николая II заключил союз с норманнским графом Ричардом. В 1059 году граф Ричард и Роберт Гюискар, герцог Апулии, главный предводитель норманнских завоевателей, признали себя папскими вассалами: они обязались платить папе ежегодную дань, оказывать военную помощь, защищать новый порядок папских выборов. На севере Италии Гильдебранду удалось подчинить папе сильного и независимого архиепископа Миланского. Он поддержал городское движение патаренов, направленное против крупных феодалов, и ставленника императора - миланского архиепископа.

В острой борьбе между папами победили реформисты, а с ними в Милане и в ряде городов Северной Италии считали себя победителями и патарии, которые бурно торжествовали по поводу избрания в папы Николая II. Таким образом, Гильдебранду удалось объединить значительную часть Италии под папским верховенством.

В апреле 1059 года на соборе в Риме Николай II обнародовал знаменитый декрет. При активном участии Гильдебранда устанавливался новый порядок избрания пап - коллегией кардиналов - ближайших советников папы, епископов ряда главных церквей Рима. Собрание кардиналов, на котором производились такие выборы, стало называться конклавом (лат. Con clave - с ключом, то есть запертый зал). За императором же оставалось лишь право утверждения папы, избранного кардинальской коллегией. Этот декрет ударял не только по правам феодалов, но и по императорской власти.

Реформу энергично поддерживала значительная часть монашества, во главе с аббатством Клюни (в Бургундии), и те слои духовенства, чьи интересы были больше связаны с Римом, чем с феодальными сеньорами. Папство почувствовало, что, опираясь на монастыри, можно с успехом вступить в борьбу с империей, во владениях которой в середине ХI века насчитывалось более 3000 монастырей.

Противники реформы из римских баронов и приверженцев императорских прав образовали свою лигу. В июле 1061 года, когда умер Николай II, феодальная партия решила поднести молодому Генриху IV звание патриция вместе с правом избрания папы.

Когда Гильдебранд заставил кардиналов избрать в папы Александра II, не спрашивая на то согласия императора, немецкие епископы и несколько ломбардских избрали в октябре 1061 года антипапу Кадала, епископа Пармского. Кадал вступил в Рим. Началась настоящая война, в которой Александр II одержал победу, и в 1064 году на соборе в Мантуе Германия признала его папой.

После смерти Александра II, последовавшей в 1073 году, на папский престол под именем Григория VII взошел Гильдебранд. Он хотел иметь в лице епископов покорных слуг "апостольского престола" и стремился распространить свою власть в глубь Священной Римской империи. Григорий VII пытался организовать некое "мировое государство" под властью папы. Он намеревался принудить всех христианских королей принести ему ленную присягу и обязать их к ежегодным денежным взносам в пользу папского престола.

При Григории VII получил развитие институт легатов, особых уполномоченных апостольского престола, которые стали одним из главных орудий папского управления и дипломатии. Они являлись повсюду, во все вмешивались, смещали епископов, провозглашали церковные кары против государей. Папа предписывал повиноваться легатам так, как повиновались бы ему самому. В то же время Григорий требовал отчета от легатов и проверял все их распоряжения.

Угроза отлучения от церкви заставила французского короля Филиппа I подавить антипапское движение. В Англии Вильгельм Завоеватель стал платить "вассальную" лепту св. Петра. Венгерскому королю Гейзе I папа писал: "Королевство венгерское принадлежит святому престолу. Король Стефан отдал его блаженному Петру". Вотчиной святого Петра представлялась ему и Испания, где папа, едва вступив на престол, благословил рыцарей на отобрание земель у мавров, - но при условии, что будет признана его верховная власть над отвоеванными территориями.

Даже далекий киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого, изгнанный из Киева, послал своего сына в Рим с просьбой о помощи для своего восстановления на киевском престоле. Григорий VII, по-видимому, пообещал эту помощь при условии, что киевский князь признает себя вассалом римского престола и принесет присягу в верности князю апостолов, принесет царство свое в дар св. Петру, приняв его затем как лен из рук папы.

Польский король Болеслав Смелый, в угоду папе, вел враждебную Генриху IV политику и стремился вытеснить германское влияние из Польши, Венгрии и Чехии. Интересы Болеслава временами сталкивались с притязаниями Григория VII, о чем свидетельствует угроза Рима отлучить польского короля от церкви. Угроза эта была настолько действенна, что в конечном счете Болеслав Смелый во всем уступил папе.

В писаниях Григория VII духовная власть почти ничем не отличается от политического верховенства. Божья благодать, распоряжение которой он объявляет своей привилегией, подобно небесному "ключнику" Петру, становится как бы собственностью, вотчиной папы, и Григорий VII разъясняет чешскому королю Братиславу II, что человеческий род разделяется на немногих, призванных к властвованию и обладающих благодатью, и на очень многих, уделом которых является повиновение, так как они не обладают благодатью. "Если вы хотите, - обращается Григорий VII к христианскому миру, - сделать апостола Петра своим должником, жертвуйте в пользу церкви, защищайте ее от врагов ее и служите ей верой и правдой".

Григорий VII стремился подчинить власти Рима и империю византийских василевсов, потерпевшую поражение от сельджуков при Манцикерте (1071). Папа всячески навязывал Византии унизительную церковную унию. Когда в 1073 году дипломатические переговоры с византийским императором Михаилом VII зашли в тупик, Григорий VII решил прибегнуть к силе оружия: в 1074 году он задумал направить в Византию рыцарскую армию с Запада, поставив ей задачу - "выручить" из беды греческую церковь, которой угрожают неверные.

Одно за другим из Рима полетели папские послания с призывами к государям и князьям принять участие в войне на Востоке во имя спасения христиан-греков.

Таков был размах международной политики Григория VII. Что касается средств ее проведения, то, кроме методов дипломатии и силы оружия, в руках Григория так же, как и его преемников, был еще и духовный меч. Папа мог отлучать от церкви, налагать интердикт, "разрешать" подданных того или иного государя от присяги. Этим оружием как Григорий VII, так и другие папы пользовались с большим искусством.

И все-таки не столько угрозы отлучения, сколько умелое использование бесчисленных политических противоречий раздробленного феодального мира - противоречий между императорами и герцогами, между императорами (как германскими, так и византийскими) и норманнами - позволяли папе успешно проводить свою политику.

Особенно упорной была дипломатическая борьба Григория VII с императором Генрихом IV. В Германии среди крупных феодалов было много противников могущественной императорской власти. Епископы, архиепископы, привыкшие в течение долгих лет получать от императора все новые привилегии, готовы были теперь изменить Генриху IV, поскольку возможности императорской власти иссякли и у них не было надежды ожидать в будущем новых благодеяний с ее стороны. Теперь "дальний покровитель" им казался менее опасным, чем близкий. Все это ослабляло позицию Генриха IV в Германии.

Папа добивался права назначать епископов и таким образом вмешиваться во внутренние дела империи; он преследовал "симонию" (фактическую продажу церковных должностей императорами) и так называемую светскую инвеституру (возведение в епископский сан императором). Генрих IV всеми силами отстаивал эти права императора не только в Германии, но и во всей Священной Римской империи. Если Григорий присвоил себе право низводить императоров с трона, то Генрих считал себя вправе низлагать пап.

Он так и поступил, низложив папу на Вормсском сейме 1076 года. Причем его послание Григорию VII заканчивалось энергичным "ступай вон!".

Месяц спустя уже Григорий VII низложил Генриха на Латеранском соборе, разрешив "всех христиан" от клятвы верности императору и запретив "служить ему как королю".

После того как германские князья присоединились к папе, положение Генриха стало безвыходным: в 1077 году император был вынужден отправиться в Италию, чтобы просить прощения у всесильного Григория VII.

История свидания в Каноссе обросла легендой, и теперь нелегко отделить факты от вымысла. Стоял ли Генрих в течение трех суток босой на снегу перед воротами замка, дожидаясь, пока папа соизволит его принять, или он ожидал этого приема в более комфортабельной обстановке - это не меняет дела. Григорий VII заставил его в присутствии аббата из Клюни, олицетворявшего преданное папству монашество, и графини Матильды Тосканской, самого могущественного феодала средней Италии, признать себя неправым, "отказаться от гордыни" и смириться перед церковью. Григорий VII одержал победу над королем и "светским духом", получившую в дальнейшем свое документальное выражение в 27 статьях "Диктата папы".

Но на этом богатая драматическими эпизодами борьба между Генрихом IV и папой Григорием VII не закончилась.

В 1080 году Генрих при поддержке недовольных германских епископов снова низложил Григория VII и выдвинул на его место нового главу католицизма - епископа равеннского Гиберта, принявшего имя Климента III. Новый папа или, как церковь его считает, антипапа, имевший опору в германском духовенстве, короновал Генриха IV императорской короной.

Со своим антипапой Генрих отправился на завоевание Рима. Большую роль в том, что германские войска вновь появились в Италии, сыграла хитроумная византийская дипломатия. Византийской империи угрожали тогда норманнские отряды Роберта Гюискара. Чтобы отвлечь их внимание от Византии, молодой василевс Алексей I Комнин заручился поддержкой Генриха IV, который и двинулся на Италию. Роберту Гюискару пришлось поспешить на выручку Григорию VII. Генрих был вынужден уйти из Италии, но норманны и арабы так разгромили Рим, что Григорию было небезопасно оставаться в опустошенном его союзниками городе. Римское население поднялось против папы, и Григорий бежал к норманнам в Южную Италию. На этот раз он помощи от них не получил.

Заботы и треволнения последних лет подорвали здоровье престарелого папы. 25 мая 1085 года Григорий VII закончил свою многотрудную жизнь.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Примечания:

Целибат (лат. cealibatus oт cealebs - безбрачный) - обязательное безбрачие католического духовенства и православного монашества.

Ордена монашеские и ереси (католические).

Литература:

Вязигин А. С., Григорий VII..., СПБ, 1891;

Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в., в. 1-2, К., 1897;

Martens W., Gregor VII, Bd 1-2, Lpz., 1894;

Fliche A., La réforme grégorienne, t. 1-3, Louvain-P., 1924-37;

Studi gregoriani..., v. 1-4, Roma, 1947-52.

Григорий VII

УЧЕНИК 6 В КЛАССА КРЫЛЛОВ ДМИТРИЙ


Святой Григорий VII (в миру Гильдебранд ) ; 1020 / 1025 -25мая 1085 - Папа Римский с 22 апреля 1073 по 25 мая 1085 . Святой Католической Церкви, день празднования 25 мая. Окончательно утвердил в католической церкви целибат - безбрачие духовенства. Боролся за политическое преобладание в Западной Европе с германскими императорами . Одного из них -Генриха IV, принудил явиться к себе с покаянием в тосканскую крепость Каносса. Но в конце жизни был изгнан из Рима и умер в изгнании, впоследствии канонизирован как Святой.

Григорий VII

(папа римский)


Ранняя карьера

Григорий (при рождении получивший имя Хильдебранд) родился в небогатой семье тосканских землевладельцев в Соване. По мнению Иоганна Георга Эстора, от рождения его звали Хильдебранд Бонизи, и он был сыном кузнеца. В молодости он был направлен на учебу в Рим, где, по некоторым неподтвержденным данным, его дядя был настоятелем монастыря на холме Авентин. Среди его наставников были Лаврентий, архиепископ Амальфи и будущий папа Григорий VI. Когда последний был свергнут императором Священной Римской империи Генрихом III и сослан в Германию, Хильдебранд последовал за ним в Кёльн.



Избрание

После смерти Александра II 21 апреля 1073 года состоялись его похороны в Латеранской базилике, где из толпы духовенства и народа прозвучали призывы: «Пусть Хильдебранд будет папой», «Блаженный Пётр избрал Хильдебранда архидиаконом!» В тот же день Хильдебранд был избран Папой в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи собравшимися кардиналами с согласия римского духовенства и под приветствия народа.

И в то время, и позднее обсуждалось, был ли спонтанным этот необыкновенный всплеск восторгов в адрес Хильдебранда со стороны духовенства и народа или, возможно, он был результатом некоторых заранее согласованных договоренностей.


Первым облачившимся папой, в ставшие после этого традиционными бело-красные одежды - белые ряса и носки и красные колпак, моццетта и обувь - был именно Григорий VII (1076).

Облачение


Взаимные низложения папы и императора

Если Григорий присвоил папе право низводить императоров с трона, то Генрих использовал право императора низлагать пап. Высшие чины немецкого духовенства отказались от своей верности Григорию и заявили, что римляне обязаны выбрать нового папу. Император якобы лично написал папе послание, заканчивающееся словами: « Ступай вон! ».

На следующий день папа Григорий VII вынес решение об отлучении от Генриха IV с должной торжественностью, лишив его королевского достоинства и освободив его подданных от клятвы верности.

Император не смог заручиться поддержкой населения, и общественное мнение в Германии приняло сторону папы, а князья воспользовались возможностью осуществлять свою анти-императорскую политику под прикрытием уважения к папскому решению.

Папа победил, и эта победа ещё больше разрушила и без того плохо управляемую Священную Римскую империю. Авторитет папы достиг большой высоты.


  • Хождение в Каноссу
  • Хождение в Каноссу

Генрих, заявили князья, должен возместить ущерб Григорию VII и примириться с ним в течение года, иначе трон объявлялся вакантным. Генрих осознал, что примирение с папой ему жизненно необходимо, чтобы сохранить власть. Сначала он попытался достичь своих целей с помощью посольства, но когда Григорий отклонил его послов, он принял решение лично отправиться в Италию. Он принял неожиданное решение просить у Григория отпущения грехов и отправился в Каноссу, где он находился. .

Примирение было осуществлено после длительных переговоров и определенных обязательств со стороны Генриха. Папа отпустил грехи Генриху, и это устроило немецких князей. Однако снятие отлучения не означало подлинного примирения, поскольку истинная причина конфликта Генриха и Григория - спор об инвеституре - не была устранена


Повторное отлучение Генриха

Под давлением саксов Григорий снова произнес отлучение и низложение короля Генриха 7 марта 1080 года. Но папское порицание в этот раз даже помогло Генриху. По мнению многих, оно было несправедливым, и люди стали сомневаться в обоснованности действий Григория. В 1081 Генрих начал открытые боевые действия против Григория в Италии. Рим сдался немецкому королю в 1084 году, Григорий удалился в замок Святого Ангела и отказался принять послов Генриха.


Гробница Григория VII в кафедральном соборе Салерно. Под гробницей последние слова папы: «Я любил правду и ненавидел несправедливость, и оттого умираю в изгнании»

Изгнание из Рима

Папа был освобожден, но Роберт Гвискар во главе объединенного войска норманнов и арабов подверг город страшному разгрому. Римское население поднялось против папы, и он был вынужден бежать в аббатство Монте-Кассино, а позднее к норманнам в Салерно, где в 1085 году умер. За три дня до его смерти он снял все отлучения, что произнес, за исключением двух - в отношении Генриха и Гвиберта.


Григорианские реформы

Он распорядился, чтобы все важные церковные вопросы решались в Риме. Централизация церковной власти в Риме, естественно, означала свертывание полномочий епископов. Так как они отказались подчиниться добровольно и пытались отстаивать свою традиционную независимость, понтификат Григория оказался полон борьбы против высших чинов духовенства. Это противостояние выразилось в борьбе папы за целибат (обет безбрачия) духовенства и против симонии (продажа и покупка церковных должностей , духовного сана). Григорий VII не сумел ввести целибат, но вел борьбу за него с большей энергией, чем его предшественники. В 1074 году он опубликовал энциклику, освобождавшую население от послушания епископам, которые не наказывали женатых священников. В следующем году папа повелел им принять меры против женатых священников и лишить этих священнослужителей доходов.


Спасибо

Григорий VII

Святой Григорий VII

Григорий VII , папа римский

Gregorius Septimus (лат.) Мирское имя: Гильдебранд Происхождение: Сована (Тоскана, Италия) Годы жизни: 1020/1025 - 25 мая 1085 Годы понтификата: 22 апреля 1073 - 25 мая 1085 Отец: Бонизо


Григорий VII - один из величайших пап в истории римской церкви. Он родился в городке Сована в Тоскане в семье простолюдинов. При крещении ему дали имя Гильдебранд. В раннем возрасте родители отправили его в Рим к дяде Лаврентию, аббату монастыря Святой Марии на Авентине. Там Гильдебранд получил образование, после чего попал в число лиц, приближённых к папе . После низложения Гильдебранд вместе с патроном отправился в Германию. Там, в Кёльне, он продолжил своё образование, а после смерти перебрался в монастырь Клюни, знаменитый своими строгими нравами.

В январе 1049 года в Безансоне Гильдебранд встретился с Тульским епископом Бруно. После избрания папой (это имя взял себе Бруно) забрал способного священника с собой в Рим. Гильдебранд проявил себя талантливым администратором и сумел быстро наполнить опустевшую папскую казну. Вскоре назначил Гильдебранда "укрепителем веры" в монастыре Святого Павла. Аббатство находилось в крайнем запустении. Монахам в столовой прислуживали женщины, а скот мог свободно входить в церкви через сломанные двери. И здесь Гильдебранд проявил себя с самой лучшей стороны, восстановив строгий уклад монастырской жизни.

После смерти в 1054 году Гильдебранд выглядел наиболее вероятным претендентом на папскую тиару, однако он сам отказался от избрания и отправился в , чтобы ходатайствовать перед императором за кандидатуру Гебхарда Эйштадтского (). Авторитет Гильдебранда, уже имевшего сан кардинал-субдьякона, продолжал расти. В 1057 году он вновь поехал в , чтобы просить регентшу Агнессу де Пуатье утвердить выбор , но папа тем временем умер, завещав избрать своим преемником Гильдебранда.

После смерти партия графов Тусколо попыталась захватить власть в Риме и посадила на Святой Престол своего кандидата , однако благодаря энергии Гильдебранда законный папа сумел удержаться на троне. Во время его понтификата талант Гильдебранда как политика и реформатора церкви проявился в полной мере. Весной 1059 года на Латеранском соборе были приняты новые правила избрания папы, которые должны были положить конец бесконечным попыткам сильных мира сего вмешиваться в процесс выборов. Гильдебранд был ярым сторонником этой реформы. Затем Гильдебранд провёл переговоры с предводителями норманнов, занявших юг Италии, и в июне 1059 года в Мельфи был заключён союз, позволивший папству более уверенно чувствовать себя в спорах с императорским двором. В том же году Гильдебранд получил сан архидьякона Святой Римской церкви. При Гильдебранд возглавил папскую курию. Он поддержал движение патаров на севере Италии, получив тем самым ещё одного союзника в борьбе с немецким королём.

Во время похорон из толпы раздался крик "Хотим Гильдебранда папой!" Призыв был единодушно поддержан как простыми горожанами, так и кардиналами. Невзирая на протест архидьякона, возможно наигранный, его препроводили в церковь Святого Петра в Винколи, где кардиналы формально избрали его папой. Согласно постановлению Пасхального синода 1059 года результаты выборов должны были быть утверждены королём Германии. Гильдебранд демонстративно задержал своё посвящение, ожидая подтверждения от . Тем самым папа дал понять, что намерен прекратить противостояние с императорским двором. Несмотря на противодействие немецких епископов, утвердил избрание Гильдебранда. Церемония посвящения состоялась 29 июня 1073 года в соборе Святого Петра. Гильдебранд взял имя Григорий VII, подчеркнув тем самым законность избрания папой своего давнего патрона.

Первым делом для укрепления собственных позиций Григорий заручился поддержкой норманнских вельмож , и . Однако их предводителя , относившегося к папе с подозрением, в 1075 году он отлучил от церкви. В 1074 году Григорий активно разрабатывал проект крестового похода против турок-сельджуков. Одной из целей похода была возможность воссоединения западной и восточной церквей. Однако проект был встречен в штыки, и Григорий направил свою энергию на очищение церкви от двух давних пороков: продажности и прелюбодейства священников. На своём первом синоде в марте 1074 года Григорий издал короткое, но жёсткое постановление. Впредь запрещалось торговать церковными должностями. Священники, купившие свою должность, или живущие с женщиной, должны были покинуть службу. Верующим было запрещено принимать причастие от женатых либо корыстолюбивых священников. Подобные декреты не раз издавались предыдущими папами. Каждый раз они вызывали бурю негодования среди безнравственных священников и, фактически, игнорировались ими. Однако репутация Григория как человека энергичного и настойчивого говорила о том, что на этот раз к нарушителям действительно будут приняты суровые меры. Особенно сильно было негодование немецких епископов, которые даже приводили слова апостола Павла о том, что "лучше жениться, чем быть сожжённым". На своём соборе они проинформировали папский престол о том, что скорее откажутся от сана, чем от своих жён. Примас Германии Зигфрид Майнцкий дал епископам шесть месяцев на раздумья, но те остались непоколебимы. К требованиям папских легатов епископы относились с безразличием. Не менее серьёзные волнения были и среди священнослужителей во Франции. На Парижском соборе Римские постановления были осуждены, а сторонники папы подвергали свою жизнь серьёзной опасности. Однако рвение Григория отнюдь не уменьшилось, и он послал своих легатов во все страны Европы с правом низлагать безнравственных клириков.



Григорий VII и Генрих IV в Каноссе. 1077 год.
Картина Карло Эммануэле

Весной 1075 года Григорий сформулировал так называемый "Диктат папы", короткую программу, направленную на возвышение папы над всеми епископами и даже над светской властью. Ношение титула "папы" было сделано сугубой прерогативой римского епископа. Папа признавался неподсудным и получал исключительное право назначать и короновать императора. Светские власти были лишены инвеституры, то есть права назначать и смещать епископов, а духовенству было запрещено получать должности от светских владык. Всё это не могло не вызвать гнева . Он объявил Григория узурпатором и лжемонахом. В ответ папа отлучил от церкви, лишил королевского достоинства и освободил его подданных от присяги королю. Немецкие князья собрались в Трибуре, чтобы избрать себе нового короля, но лишь отсутствие согласия в их рядах позволило сохранить трон. Вместо того чтобы пойти на переговоры с князьями, неожиданно решил помириться с папой. Тайно бежав из Германии, он направился в Италию, где Григорий в замке Каносса ожидал посольства от князьёв. В конце января 1077 года король явился к папе как кающийся грешник и стал молить о прощении. Сменив королевские одежды на рубище, он три дня простоял у ворот замка, пока наконец папа не соблаговолил впустить его. 28 января вымолил у папы прощение при условии, что пойдёт на переговоры с князьями и согласится с решением съезда.

Однако непостоянство вызвало у части князей негативную реакцию, и 15 марта 1077 года они избрали королём . Другие же остались верны , тем более, что наказание с него было снято. Григорий демонстративно придерживался нейтралитета, однако после того как 27 января 1080 года одержал победу при Флархгейме, папа вновь отлучил . Однако повторное отлучение не произвело должного эффекта. Князья объявили, что отныне не считают Григория папой. В конце мая 1080 года созвал в Майнце собор немецких епископов, на котором Григорий VII был объявлен низложенным. К ним присоединился Бриксенский собор итальянских прелатов. В июне был избран папой бывший Равеннский архиепископ , низложенный Григорием за симонию. Он принял имя . 16 октября того же года и Рудольф столкнулись в сражении близ Мерзебурга. Войско было разбито и в панике бежало, однако его противник получил тяжёлое ранение и вскоре умер. Воодушевлённый

(ок. 1020, Тоскана - 25.05.1085, Салерно; до избрания папой - Гильдебранд), папа Римский (с 22 апр. 1073). По свидетельствам хронистов, род. в бедной семье плотника или крестьянина; позднее появилась легенда о происхождении Гильдебранда из знатного ломбардского рода Альдобрандини. Совсем юным был отдан в качестве облата в рим. клюнийский мон-рь cв. Марии на Авентине, аббатом к-рого был Лаврентий, брат его матери. Там Гильдебранд получил образование и впервые познакомился с идеями клюнийского движения (см. ст. Клюнийская реформа), представители к-рого осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, добивались освобождения мон-рей от власти сеньоров и епископов.

После вступления на престол духовного наставника Гильдебранда папы Григория VI (1045) был папским секретарем и сопровождал его во время ссылки в Германию. После смерти папы (в нояб. 1047 или в 1048) удалился в аббатство Клюни , где прожил ок. года. В янв. 1049 г. встретил в Безансоне направлявшегося в Рим еп. Бруно, назначенного имп. Генрихом III на Папский престол (папа Лев IX), к-рый пригласил Гильдебранда в Рим, что явилось началом его церковной и политической карьеры. Ок. 1050 г. стал препозитом рим. мон-ря при соборе св. Павла. Будучи одним из советников папы Льва IX, ок. 1055 г. был рукоположен в субдиакона и назначен проканцлером Римской Церкви. В это же время Гильдебранд вошел в группу объединенных папой Львом IX сторонников реформ Зап. Церкви, среди к-рых были еп. Сильва-Кандидский кард. Гумберт , льежский архидиак. Фридрих (впосл. папа Римский Стефан IX), Петр Дамиани , Лионский архиеп. Галинард, Безансонский архиеп. Гуго, канцлер Удо и Гуго Ремирмонский.

Весной 1054 г. в качестве легата Гильдебранд был направлен во Францию, где на Соборе в Туре участвовал в споре относительно учения о Евхаристии между Ланфранком , приором мон-ря Бек (впосл. архиепископ Кентерберийский), и Беренгаром Турским , пытаясь убедить последнего отказаться от заблуждений. Получив известие о смерти папы Льва IX, Гильдебранд направился в Рим, на его пути мн. клирики и миряне выражали желание, чтобы он взошел на Папский престол как ближайший советник умершего понтифика. Однако по указанию имп. Генриха III новым папой был избран еп. Айхштетта Гебхард, принявший имя Виктор II (сент. 1054). В течение его понтификата авторитет Гильдебранда как советника папы среди членов курии заметно возрос. С кончиной папы Виктора II и восшествием на престол папы Стефана IX Гильдебранд был направлен в Германию с целью добиться от имп. Агнессы признания нового папы (кон. 1057). Его миссия еще не закончилась, когда Стефан IX скончался во Флоренции. Хотя умиравший папа запретил выбирать себе преемника прежде, чем Гильдебранд вернется из Германии, клир и миряне Рима под давлением влиятельной партии, возглавляемой тускуланскими графами, избрали папой еп. Веллетри Иоанна Минция, взошедшего на Папский престол как Бенедикт Х . Реформаторская партия, во главе к-рой стояли Петр Дамиани, Гумберт и Гильдебранд, заручившись поддержкой окружения юного герм. кор. Генриха IV , в свою очередь провозгласила папой еп. Флоренции Герарда, принявшего имя Николай II . В 1059 г. Гильдебранд был направлен в Юж. Италию, где в это время утвердились норманны, и в Капуе от лица папы Николая II заключил союз с норманнским герц. Ричардом. Ричард и герц. Апулии Роберт Гвискар признали себя папскими вассалами, обязались платить папе ежегодную подать (аннаты) и оказывать военную помощь. Ок. 1059 г. папа Николай II возвел Гильдебранда в достоинство кардинала-диакона рим. диаконии св. Марии (S. Mariae in Domnica), а также назначил на должность архидиакона.

После смерти папы Николая II 30 сент. 1061 г. кардиналы под рук. Гильдебранда избрали папой Александра II . Выборы проходили в соответствии с принятым в 1059 г. декретом, без участия в них рим. знати и жителей Рима. Гильдебранд, ставший при Александре II кардиналом-перводиаконом и папским канцлером, а затем и кардиналом-камерленго Римской Церкви, обладал решающим влиянием в курии; к нему же перешла главная роль и в разработке идеологии реформы (кард. Гумберт ум. в 1061, а Петр Дамиани вернулся к отшельнической жизни). Большинство решений, принятых во время понтификата Александра II, в той или иной степени связаны с деятельностью Гильдебранда.

22 апр. 1073 г., на следующий день после смерти папы Александра II, присутствовавший во время папских похорон в Латеранской базилике народ начал восклицать: «Хотим папой Гильдебранда!» Несмотря на нарушение декрета 1059 г. о выборах папы, в тот же день выбор рим. духовенства и народа получил формальное утверждение на состоявшемся в ц. св. Петра (Сан-Пьетро ин Винколи) собрании кардиналов; Гильдебранд был провозглашен папой с принятием имени Григорий VII. Учитывая номинальное право императора на участие в папских выборах, Г. отсрочил церемонию интронизации до получения санкции от кор. Генриха IV. Нем. епископы, опасавшиеся реформаторской деятельности Г., советовали королю не соглашаться с признанием его папой, однако Генрих IV утвердил состоявшиеся выборы. 22 мая того же года Г. был рукоположен во пресвитера, 30 июня - во епископа, и в тот же день состоялась его папская интронизация.

В 1073 г. Г. попытался нормализовать отношения с К-польским Патриархатом и преодолеть состоявшееся в 1054 г. разделение Церквей , для чего направил в Византию посольство во главе с Венецианским патриархом Домиником, а в Риме принял послов визант. императора монахов Фому и Николая. Однако прошедшие переговоры оказались безрезультатными, в т. ч. по причине послания Г. к визант. имп. Михаилу VII Дуке , в к-ром папа отстаивал идею о подчинении Римскому престолу К-польского Патриархата.

В период понтификата Г. пытался осуществить программу утверждения универсальной, вселенской власти папы. Политической целью Г. стало претворение в жизнь теократического идеала, осуществление идеи Града Божия - создания такой христ. вселенской империи, где правление князьями и народами возложено на папу, гос-во сотрудничает с Церковью, а папа и император действуют вместе при главенстве папы. Т. о., Г. заложил основы автократической политики папства, последовательно проводимой позднее папами Иннокентием III и Бонифацием VIII . Г. считал себя главой христ. универсума. В концепции «григорианского папства» место имперской идеи имп. Карла Великого заняла вселенская (церковная и светская) верховная власть папы.

Одним из документов, наиболее полно отражающим программу понтификата Г., является приписываемое ему соч. «Dictatus рарае» (Диктат папы, букв.- установления, тезисы, слова папы), состоящее из 27 изречений, включенных в регистр сочинений Г. между письмами от 3 и 4 марта 1075 г. В несистематической, очень лаконичной и почти безапелляционной форме они утверждают исключительность Римской Церкви и положение в ней папы (эта исключительность подчеркивается частым использованием слова solus и его производных). Согласно «Dictatus papae», только Римская Церковь была основана Самим Господом (1), она никогда не заблуждалась и не будет заблуждаться, по свидетельству Свящ. Писания (22); только тот, кто пребывает в единстве с Римской Церковью, может называться католиком (26); наиболее важные дела др. Церквей должны предоставляться на рассмотрение папе, и тот, кто апеллирует к нему, не может быть судим кем-либо еще (20-21); никто не может судить папу (19); только Римский епископ может называться вселенским (universalis) (22); ни один местный (generalis) Собор не может быть созван без папской санкции (16); только папа может низлагать епископов, не дожидаясь решения Собора, а его легат может делать это в противовес мнению епископов на Соборе, на к-ром он председательствует (3, 4, 25); папа вправе низлагать императоров (12); по решению папы епископы могут переводиться с одной кафедры на другую (13), а архиеп-ства и еп-ства могут быть разделены или объединены (7); папа обладает исключительным правом использования имперских инсигний (8), его ступню должны целовать все государи мира (9); папа может освободить подданных от присяги лицу, впавшему во грех (27). 23-й пункт «Dictatus papae» гласит: «римский первосвященник, если он поставлен канонически, благодаря заслугам ап. Петра, несомненно становится святым».

Содержащиеся в «Dictatus papae» идеи восходят к многочисленным ранним источникам церковного права, в т. ч. к Лжеисидоровым декреталиям . «Dictatus papae» отличается от сводов церковного права периода григорианской реформы декларативностью; его идеи не отразились в правовых сводах того времени и последующих столетий. Тезис о папском примате, изложенный в «Dictatus papae», был развит в XII-XIV вв. и в период Соборного движения кон. XIV-XVI в., но на основании др. источников. Вероятно, в средневековье «Dictatus papae» был не известен, его открыли только в Новое время. Огромное значение, к-рое отводится этому сочинению в исторической лит-ре, рассматривающей его как классическое выражение концепции папского примата, является следствием историографического мифа, созданного в XIX в. Однако в «Dictatus papae» идеи Г. четко выражены в типичном для его сочинений тоне бескомпромиссности и убежденности. Так, он утверждает, что от беспрекословного подчинения Римскому папе зависит вечное спасение каждого верующего.

К началу понтификата Г. партия реформаторов окончательно сформулировала идеологию реформы католич. Церкви. Одной из главных ее целей стала борьба с симонией и повсеместное утверждение целибата духовенства, а также борьба против светской инвеституры (подробнее см. в ст. Григорианская реформа). При Г. получил развитие институт постоянных папских легатов, особых уполномоченных Папского престола, к-рые обладали неограниченными полномочиями в решении различных церковных вопросов и осуществляли указания и постановления папы на местах, а также выполняли дипломатические функции.

Идеи Г. и их осуществление были по-разному восприняты в странах Европы. Г. попытался установить папский суверенитет и обеспечить признание его прав на владение им. Так, на основании «незапамятного пользования» острова Корсика и Сардиния провозглашались вассалами Римской Церкви. Предпринимались усилия, чтобы поставить в вассальную зависимость властителей Тосканы. По замыслу Г. монархи должны были стать вассалами папы, однако ленной присяги удалось добиться только от норманнских герцогов Юж. Италии, хорват. и арагонского королей.

Г. предпринял попытку установить вассально-ленные отношения между Папским престолом и Данией: в обмен на папское разрешение создать архиеп-ство в Дании кор. Свен Эстридсен должен был признать папский сюзеренитет, но из-за смерти дат. короля этот план не осуществился. В Англии кор. Вильгельм I Завоеватель, стремившийся к авторитарному управлению Церковью и активно вмешивавшийся в ее внутренние дела, препятствовал деятельности папских легатов. Тем не менее Вильгельм I оказывал содействие Кентерберийскому архиеп. Ланфранку в осуществлении принципов григорианской реформы в Англии и Нормандии.

В письме к венг. кор. Гезе I Г. доказывал, что Венгерское королевство принадлежит Папскому престолу и кор. Стефан I (Иштван I) «отдал его блаженному Петру». Ранее папы в борьбе венг. королей с римско-герм. императорами стояли на стороне императоров. Выступление Г. против главенства имп. власти привело к тому, что папа и Генрих IV оказались по разные стороны в борьбе за венг. престол. Г. ссылался на свои сюзеренные права не только в отношении герм. короля, но и всех христ. государей. Сюзеренные права на Венгрию папа реализовать не смог, к тому же в противостоянии герм. королю он нуждался в поддержке Венгрии, поэтому не стал ограничивать права кор. Ласло I в назначении иерархов и оспаривать его право на инвеституру. В 1083 г. на Римском Соборе Г. канонизировал венг. кор. Стефана I, кн. Эмериха (Имре) и Чанадского еп. Герхарда .

Папа поддержал Реконкисту и благословил рыцарей на отвоевание захваченных арабами земель Пиренейского п-ова. В посланиях к испан. правителям и епископам Г. призывал к отказу от местной литургической испано-мосарабской практики (см. испано-мосарабский обряд) и требовал строгого соблюдения рим. обряда, отступление от к-рого он сравнивал с отступлением от веры. По этой же причине Г. требовал от чеш. кор. Вратислава I запретить совершение богослужений на слав. языке. Вмешавшись в конфликт между Пражским еп. Яромиром (Гебхардом) и Моравским еп. Яном, папа добился более тесного контроля над чеш. Церковью со стороны Рима.

Польск. кор. Болеслав II Смелый, стараясь ослабить герм. влияние в Польше, Венгрии и Чехии, использовал теократические амбиции Г. и вел враждебную Генриху IV политику. Направленные Г. в Польшу легаты осуществили реформу церковно-адм. управления (увеличение числа епископских кафедр, образование новых деканатов и др.). Непосредственные контакты папы с польск. королем были довольно редки и в основном связаны с делом киевского вел. кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича . Изгнанный из Киева своими братьями св. блг. кн. Святославом (Николаем) и Всеволодом (Андреем) Ярославичами (22 марта 1073), Изяслав вместе с семьей, дружиной и казной перебрался в Польшу, где просил военной помощи у своего тестя польск. кор. Болеслава. Однако польск. король заключил в Сутейске мирный договор с правившим в Киеве кн. Святославом и забрал часть вывезенной Изяславом из Киева казны, вынудив его удалиться из Польши. После безуспешных попыток Изяслава получить помощь от кор. Генриха IV он послал в Рим своего сына св. кн. мч. Ярополка (Гавриила) Изяславича для переговоров с Г. о содействии в возвращении киевского стола.

17 апр. 1075 г. Г. направил Изяславу буллу (Reg. Ep. II, 74), в к-рой сообщал, что Ярополк получил «Русское королевство» из папских рук как дар св. Петра (dono Sancti Petri per manus nostras vellet obtinere), после того как он принес присягу верности св. Петру, Главе Апостолов (eidem Beato Petro Apostolorum Principi debita fidelitate exhibita). Т. о., Г. «передал» Ярополку Изяславичу власть над Русской землей, опираясь на согласие его отца (вероятно, имея в виду совместное владение Русью Изяславом и Ярополком). В булле от 20 апр. 1075 г., направленной кор. Болеславу II Смелому, папа потребовал возвращения отнятого у Изяслава имущества.

Претворение в жизнь договора Г. и кн. Ярополка означало бы превращение Руси в лен, а киевских князей - в вассалов Римских пап; в то же время достоверных сведений о реальных планах Г. в отношении Руси не имеется. В 1076 г., после смерти кн. Святослава, Изяславу удалось вернуться на Русь с помощью войск кор. Болеслава II Смелого. 15 июля 1077 г. Изяслав в 3-й раз занял киевский стол, но 3 окт. 1078 г. он погиб в сражении при Нежатиной Ниве под Черниговом. Его сын Ярополк унаследовал Владимиро-Волынское княжество, но в правление своего дяди вел. кн. Всеволода Ярославича большой политической роли не играл.

В 1075 г. между Г. и франц. кор. Филиппом I разгорелся конфликт из-за назначения королем своего ставленника Манассии архиепископом Реймсским. Г. угрожал Филиппу I отлучением от Церкви, но отказался от своих намерений ввиду назревавшего конфликта с герм. королем. В 1080 г. Филипп I признал низложение Манассии, однако напряженные отношения с Римом сохранялись. В 1082 г. Г. объявил Лионского архиеп. Гебуина примасом Галлии (митрополии Лион, Санс, Тур, Руан) вопреки желанию Филиппа I, добивавшегося титула примаса для архиепископа Санса, к-рый был прямым вассалом короля.

Если во Франции светская и духовная знать не подчинилась верховной власти Рима и встала на сторону короля, то в Германии князья, противостоявшие усилению имп. власти, составили союз, направленный против Генриха IV. Т. о., королю пришлось сражаться с папой за власть над Церковью в Германии и с местной знатью за сохранение трона Германского королевства. Г. воспользовался стечением обстоятельств для реализации своих политических задач: Генрих IV еще не был коронован как император и мог получить корону лишь из рук папы, а папа старался использовать конфликты, возникшие у него с герм. князьями, норманнами и саксонцами.

Поначалу отношения Генриха IV и Г. носили мирный характер. Открытая борьба между папством и имп. властью началась в связи с опубликованием декретов Латеранского Собора 1075 г. Конфликт между папой и королем, предметом к-рого был спор об инвеституре, начался осенью 1075 г., после того как Генрих IV, являясь сеньором Милана, назначил 4 итал. епископов и отказался изменить свое решение, несмотря на протест Г. Папа потребовал от короля выказать должное послушание ему как главе католич. Церкви. Собор в Риме запретил осуществление церковной инвеституры светскими лицами, а король потребовал от Г. смещения ряда выступивших против него епископов (1075). В результате выполнения решений Римского Собора земли, принадлежавшие имперской Церкви , основа могущества королевской власти в Германии, должны были изыматься из распоряжения короны, а назначение высших церковных иерархов, главных фигур во внутреннем управлении, исключалось из юрисдикции короля. Нек-рые представители духовенства в Германии и Италии, назначенные на церковные должности королем, опасались смещения со стороны папы и поэтому заняли сторону Генриха IV. Собором герм. епископов в Вормсе (24 янв. 1076) под давлением Генриха IV было принято решение о низложении Г. Папа в ответ отлучил короля от Церкви (22 февр. 1076), и это стало сигналом для возобновления выступлений герцогов против короля внутри страны (договор в Трибуре, окт. 1076). По решению герцогов король должен был быть низложен, если в течение года и 1 дня не добьется от папы снятия отлучения. Генрих IV пошел на публичное покаяние, простояв 3 суток перед замком Каносса, где в то время находился папа (замок принадлежал маркграфине Матильде Тосканской). Король вымолил прощение у Г. (кон. янв. 1077) и обещал впредь сохранять послушание папе и содействовать в проведении реформы католич. Церкви. Договор в Каноссе был проигнорирован герм. герцогами: сепаратистские силы Германии сплотила идея выборной королевской власти, они выступили против Генриха IV и в марте 1077 г. избрали новым королем герц. Рудольфа Швабского. Генрих IV также не стремился соблюдать данную им в Каноссе клятву. Общество в Германии и Италии раскололось на 2 партии: папы и короля. Население городов в Германии поддерживало Генриха IV, ожидая, что он сможет обуздать феодалов, в Италии же в основном поддерживали сторону папы. Высшее герм. духовенство также разделилось на сторонников папы и короля. Светские князья меняли свои позиции, поддерживая того, от кого они могли получить больше владений и привилегий. Борьба между партиями проходила с переменным успехом. Вначале Г., заинтересованный в ослаблении королевской власти, не поддерживал ни одну из враждовавших в Германии сторон, но, когда в 1080 г. стало ясно, что Генрих IV взял верх над княжеской оппозицией, папа вновь вмешался в конфликт. Собор, созванный Г., окончательно запретил светскую инвеституру. После того как Генрих IV не утвердил это решение, король вновь был отлучен от Церкви. Г. признал Рудольфа законным королем и направил ему корону с надписью: «Petra dedit Petro, Petrus diadema Rudolfo» (Скала дала Петру, Петр - корону Рудольфу). В июне 1080 г. Генрих IV с приближенными к нему епископами созвал в Бриксене Собор, к-рый низложил Г. и объявил новым папой под именем Климент III Равеннского архиеп. Гвиберта, стоявшего во главе итал. епископов, выступавших против Г. Они, как и герм. епископы, опасались, что политика Г. низведет их до уровня рядовых исполнителей воли Рима. Главной опорой Г. и его преемников в Италии оставалась маркграфиня Матильда Тосканская, помогавшая Г. деньгами и войском. Принеся Г. вассальную присягу, она передала в дар Папскому гос-ву Тоскану, составлявшую тогда четверть территории всей Италии (Модена, Реджо, Феррара, Мантуя, Брешиа и Парма).

В 1081-1083 гг. Генрих IV предпринял неск. походов на Рим, но Г. успешно оборонялся, опираясь гл. обр. на вооруженные силы союзницы Матильды Тосканской. В 1084 г. Рим перешел в руки короля. Г. с неск. верными приверженцами скрылся в замке Св. ангела. В Риме Генрих IV принял имп. корону из рук антипапы Климента III, однако в кон. мая 1084 г. Роберт Гвискар разбил имперские войска, занял Рим и освободил папу. В ходе городских боев норманнские воины разграбили Рим. Гнев римлян обратился против призвавшего норманнов Г., к-рый вместе со своими спасителями бежал из города. Вскоре он скончался в Салерно и был погребен в кафедральном соборе св. Матфея.

В 1584 г., при папе Григории XIII , на основании местного почитания Г. в Салерно его имя было включено в Римский Мартиролог в качестве блаженного. В 1606 г. папа Павел V провозгласил Г. святым Римско-католической Церкви; при папе Бенедикте XIII установлено празднование дня его памяти (25 мая).

Соч.: PL. 148; Mansi . T. 20; MGH. Epp. T. 2.

Лит.: Вязигин А . С . Григорий VII, его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1891; Martens G . Gregor VII. Lpz., 1894; Mirbt C . Die Publizistik im Zeitalter Gregors VII. Lpz., 1894; Трубецкой Е . Н . Религиозно-общественный идеал зап. христианства в ХI в.: Идея божеского царства в творениях Григория VII и публицистов - его современников. К., 1897; St. Gregory VII, Pope. L.; St. Louis, 1921; Cavanagh A . B . Pope Gregory VII and the Theocratic State. Wash., 1934; Arquilli è re H .-X . St. Grégoire VII: Essai sur sa conception du pouvoir pontifical. P., 1934; idem . L"Augustinisme politique: Essai sur la formation des Théories politiques du Moyen Âge. P., 19552; Morghen R . Gregorio VII. Torino, 1942; idem . Gregorio VII e la riforma della chiesa. Palermo, 1974; Courtois Ch . Grégoire VII et l"Afrique du Nord // RH. 1945. Vol. 195. P. 97-122, 193-226; Studi Gregoriani: Per la storia di Gregorio VII e della riforma Gregoriana / Ed. G. B. Borino. R., 1947-1961. 7 vol.; Tabacco G . La relatione fra I concetti di potere temporale e di potere spirituale nella tradizione cristiana fino al secolo XIV. Torino, 1950; Ullmann W . The Growth of Papal Government in the Middle Ages. L., 1955; Miccoli G . Ecclesiae Primitivae Forma // Studii Medievali. 1960. Ser. 3. Vol. 1. P. 70-98. idem . Gregorio VII // BiblSS. Vol. 7. Col. 294-379; idem . Chiesa Gregoriana. Firenze, 1966; Ladner G . B . Theologie und Politik vor dem Investiturstreit. Darmstadt, 1968r; idem . Gregory the Great and Gregory VII // Viator. Turnhout, 1973. Vol. 4. P. 1-26; Deer J . Papsttum und Normannen. Köln, 1972; Док-ты о взаимоотношениях папской курии с вел. Киевским кн. Изяславом Ярославичем и польск. кн. Болеславом II Смелым в 1075 г. // Вестн. МГУ: История. 1975. № 5. С. 83-91; Vogel J . Gregor VII. und Heinrich IV. nach Canossa: Zeugnisse ihres Selbstverständnisses. B., 1983; Cowdrey H . E . J . Pope Gregory VII, 1073-1085. Oxf., 1998; Blumenthal U .-R . Gregor VII.: Papst zwischen Canossa und Kirchenreform. Darmstadt, 2001; Подаляк Н . Покатоличення Киïвськоï Русi в планах папи Григорiя VII // Украïнська iсторична наука на порозi ст.: Мiжнар. наук. конгр., Чернiвцi, 16-18 трав. 2000 р.: Доповiдi та повiдомлення. Чернiвцi, 2001. Т. 2. С. 77-80.