Роль интернета в изучении английского языка. Научно-исследовательская работа "пути изучения английского языка с помощью интеренет"


Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Таксимовская Средняя Общеобразовательная Школа №1 имени А.А. Мезенцева «Пути изучения английского языка с помощью Интернет»

Выполнила

Кириленко Анастасия Сергеевна

Ученица 6 «Б» класса

МБОУ ТСОШ №1

Имени А. А. Мезенцева


Цель исследования : изучение и выявление доступных и эффективных путей изучения английского языка с помощью Интернет.

Актуальность : Определяется возрастающей значимостью английского языка в жизни современного общества.

Темой исследования стали вопросы, связанные с выяснением наиболее популярных путей изучения иностранного языка при помощи Интернет.

Объект исследования: способы изучения английского языка в Интернете.

Предмет исследования : видео уроки «Полиглот» и И. Шипиловой при изучении английского языка школьниками средней ступени обучения.


Пути изучения английского языка с помощью Интернет.

Способы изучения

Дистанционное обучение

Аудиокниги

Уроки по Skype

Видео уроки



Преимущества

Недостатки

  • Возможность создания гибкого и удобного графика занятий.
  • Экономия. Даже если видео уроки платные, они все равно дешевле индивидуальных уроков.
  • Обучение является интересным и позволяет применение разнообразного медийного материала, за счет чего усвоение материала идет лучше.
  • Исключение личного контакта с преподавателем и с другими учениками, что в некоторых случаях поможет избавиться от психологического дискомфорта.
  • Отсутствия влияния преподавателя на ученика, за счет чего теряется контроль и часто эффективность занятий.
  • Ухудшение усвоения материала из-за отсутствия физического взаимодействия. Мимика и жесты преподавателя, а также его голос, тоже задействуют на запоминание материала.
  • Необходимость качественной интернет связи, чтобы занятие не прерывалось и приносило максимальную пользу и эффективность.

Преимущества

Недостатки

  • Гибкость - студенты могут получать образование в подходящее им время и в удобном месте;
  • Дальнодействие - обучающиеся не ограничены расстоянием и могут учиться в независимости от места проживания
  • Экономичность - значительно сокращаются расходы на дальние поездки к месту обучения.
  • Отсутствие реального, «людского» общения между учениками и преподавателями.

Результат обучения напрямую зависит от самостоятельности студента.

  • Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.)
  • Отсутствие практических занятий, необходимых для закрепления теории и более качественного усвоения знаний.
  • Отсутствует регулярный контроль со стороны над обучающимся.
  • Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и удовлетворяют всем международным требованиям.
  • В дистанционном образовании обучение ведется в основном только в письменной форме. Для некоторых студентов отсутствие возможности и требований излагать свои знания в устной форме может повлечь за собой некачественное усвоение знаний и множество других проблем.


Преимущества

Недостатки

  • Занятия в свободном графике.
  • Меньше нагрузки на зрение.
  • Возможно параллельно, при прослушивании, заниматься другим делом, возможность слушать и изучать в различных местах и обстановках.
  • Отсутствие «обратной связи». При самостоятельной работе вам никто не подскажет, что вы делаете не так. Никто не исправит не правильное произношение. Никто не выслушает ваш рассказ.
  • Тяжело подобрать качественную книгу.
  • Придется прослушать несколько книг, чтоб понять понятно ли вам чтение «учителя», устраивает ли объяснения, голос и т.д.
  • Самообучение будет зависеть только от вас, качество может не оправдать старания.

Уроки по Skype - изучение материала с учителем с помощью программного обеспечения Skype.

Skype – бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами.


Преимущества

Недостатки

  • Экономия времени, т.к. занятия могут происходить в любом месте, где есть компьютер (ноутбук) и подключение к Интернету.
  • Занятия можно продолжать, находясь в командировке или отъезде.
  • Возможность практически мгновенно отправить необходимые материалы - текст, таблицу, аудио, видео, презентацию и т.д.
  • Возможность заниматься с преподавателем из любого уголка мира.
  • Экономя на проезде в общественном транспорте, метро и на автомобиле.
  • Обратная связь, возможность непосредственного общения с учителем.
  • Сложности с выполнением некоторых видов упражнений, которые могут потребовать дополнительного программного обеспечения.
  • Возможное наличие технических проблем с интернет- соединением, микрофоном, вебкамерой, самим компьютером и т.д.
  • Дополнительные занятия с компьютером могут негативно сказаться на его здоровье.
  • Дороговизна.


Преимущества

Недостатки

  • Возможность заниматься в любое время.
  • Сайт дает закрепление материала (повторение-мать учения).
  • Нет обратной связи.
  • Некому контролировать процесс обучения.
  • Трудно найти подходящий сайт для обучения.

Мною в школе был проведён опрос среди учащихся 6-7 классов. Им предлагалось ответить на вопрос: Какой по вашему мнению наиболее удобный способ изучения иностранных языков с помощью Интернет? Было опрошено 43 человека.

Результаты опроса:


Так же мною был проведен опрос среди пользователей Интернет. Им предлагалось ответить на вопрос: Какой по вашему мнению наиболее удобный способ изучения иностранных языков с помощью Интернет? Было опрошено 58 человека.

Результаты опроса:


Просмотрев все отзывы в нашей школе и в Интернете, я смогла выявить наиболее известные и распространенные видеокурсы.

  • Полиглот. Интеллектуальное реалити-шоу, интенсивный курс изучения английского языка. Преподаватель - Дмитрий Петров - полиглот (в его активе более 30 языков) психолингвист, синхронный переводчик, автор методики интенсивного обучения иностранным языкам, автор книги "Магия Слова".Метод Дмитрия Петрова - не приступать к языку, а проникать в него, почувствовать себя комфортно в новой языковой среде.
  • Ирина Шипилова. Немало известный видеоблогер. У Ирины есть свой канал на YouTube, на котором она преподает 4 языка: английский, испанский, итальянский, немецкий. У неё очень увлекательные и интересные уроки.

Исследование «Сравнительный анализ наиболее популярных способов изучения английского языка, видео уроках «Полиглот» и «Ирины Шипиловой, выявление наиболее эффективного.

Для проведения эксперимента было создано две группы: одна группа учащиеся 6а класса (5 чел), а вторая группа из 6б (5 чел). Были выбраны учащиеся, изучающие английский язык и имеющие некоторые проблемы в изучении. Первая группа учащихся занималась по курсу «Полиглот», вторая – по «Ирине Шипиловой» в течение двух недель. Результатом нашей работы стало, то, что наиболее эффективным курсом для учащихся 6 классов оказался курс «Ирины Шипиловой». Ребята, изучающие этот курс, справились с первым и со вторым тестом с минимальным количеством ошибок. Курс «Полиглот» оказался достаточно сложным для учеников данной возрастной категории.


Результаты теста

«И. Шипилова»

«Полиглот»


  • Среди огромного количества интернет ресурсов для изучения английского языка можно выбрать для себя тот, который нужен тебе, если знать его плюсы и минусы,
  • видео уроки наиболее удобный и приемлемый способ изучения английского языка, поскольку:
  • дает вам возможность самим подобрать себе преподавателя, установить график занятий и др.
  • Обучение проходит с помощью наглядных пособий.
  • Бесплатно.
  • Если будете прилагать максимум сил и интереса обучение будет быстрым и эффективным.

3. Видео уроки И. Шипиловой – наиболее популярный и эффективный способ изучения английского языка для учеников средней ступени обучения.

4. Мы составили перечень доступных и полезных, для изучения английского языка, образовательных сайтов Интернета (Приложение 2).

5. Интернет - технологии не заменят живого общения учителя и ученика.


Роль Internet в современной системе образования только начинает осознаваться широкой педагогической общественностью России. Это связано в первую очередь с дистанционным образованием, значимость которого для системы непрерывного образования, повышения квалификации стала очевидной не только на примере зарубежного опыта, но уже и собственного. Развитым в технологическом отношении странам необходимы образованные высококвалифицированные специалисты, владеющие иностранными языками, и особенно английским. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. И роль информационного обеспечения образовательного процесса, в том числе и средствами Internet становится более очевидной [Соловов, 1995] .

Дистанционная форма обучения все более востребована в последнее время. Она становится все более результативной благодаря развитию информационных технологий. К преимуществам дистанционного обучения относится индивидуальный, гибкий график работы, а следовательно, возможность изучать иностранный язык в любое удобное для студентов время (по аудиозаписям, текстам, с помощью лингвистических порталов), постоянный контроль успеваемости, который преподаватели осуществляют с помощью специальных компьютерных программ.

Основные функции Internet связаны с его вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны при изучении английского языка. В наше время вещательные услуги представлены следующими примерами:

  • * книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде на английском языке;
  • * обучающие английскому языку компьютерные программы;
  • * электронные библиотеки, базы данных по английскому языку, информационные системы;
  • * обучающие электронные книги, справочные файлы, словари, справочники по английскому языку.

Вот некоторые примеры интерактивных услуг:

  • * Электронная почта (e-mail) - это, без сомнения, самый распространенный в мире коммуникационный сервис. Люди из разных уголков мира отправляют друг другу письма, используя электронную почту вместо телефона и факса для работы, обмена новостями, слухами и файлами. Каждая система в Internet в той или иной степени поддерживает почтовый сервис; иными словами, независимо от того, какой компьютер вы используете, если он подключен к Internet, вы можете отправлять и получать почту.
  • * Беседы в реальном времени (chatting) . Люди из удаленных уголков нашей планеты ведут между собой беседы на разнообразные темы, причем зачастую собеседники живут в разных городах, странах, у них разные часовые пояса, национальности и цвет кожи. При этом используется IRC - Internet Relay Chat (трансляция разговоров в Internet) [Левин, Бароди, Левин-Янг, 2001: 24-25].

Для того, чтобы найти нужную информацию в Internet, существуют специальные поисковые системы (search engines), каталоги (directories) и указатели (indices).

Под Internet-общением (или электронной коммуникацией), таким образом, понимается вербальное взаимодействие в глобальной компьютерной сети Internet. В западной литературе для обозначения этого явления существует устоявшийся термин «коммуникация, опосредованная компьютером» (computer mediated communication) [Крюкова, 1998].

Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном Internet, что, однако, вовсе не исключает необходимости их дальнейшего развития, совершенствования и систематизации.

Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:

  • * курсы дистанционного обучения английскому языку, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для системы повышения квалификации, для вузов по отдельным дисциплинам, для школьников, для родителей);
  • * курсы английского языка, совмещаемые с системой очного базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;
  • * полностью сетевые курсы английского языка;
  • * курсы английского языка, совмещенные с использованием портативных технологий (печатные учебные пособия, видеокассеты, CD-ROM диски, пр.) [Соловов, 1995] .

В принципе почти все элементы указанной инфраструктуры в той или иной форме существуют в российском и зарубежном Internet. Определены роль и место Internet в гуманитарном образовании, разработана дидактическая система, отражающая личностно - ориентированный подход в современном образовании, которая может быть использована, как в очном, так и в дистанционном обучении (Эта форма обучения поощряется политикой нашего государства: в 2002 году Думой РФ был подписан приказ "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологии (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации").

Сейчас уже все понимают, что Internet обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Internet создает уникальную возможность для изучающих английский язык: он позволяет пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями английского языка, то есть создает естественную языковую среду. Специфика предмета "английский язык" заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения английскому языку являются не основы наук, а способы деятельности - обучение различным видам речевой деятельности - говорению, аудированию, чтению, письму на английском языке.

Следует иметь в виду и еще одну особенность при изучении английского языка. Система обучения должна быть построена таким образом, чтобы учащимся была предоставлена возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, традициями и обычаями, быть способными к межкультурному взаимодействию [Смирнов, 2006].

Internet по своим дидактическим возможностям, разумеется, с учетом программного обеспечения и конфигурации компьютера может с разной степенью эффективности решать все эти задачи. При изучении английского языка через Internet, его ресурсы используются:

  • * для включения аутентичных материалов сети (текстовых, звуковых) в программу обучения;
  • * для самостоятельного поиска информации учащимися в рамках работы над проектом;
  • * для самостоятельного изучения английского языка, ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках;
  • * для самостоятельной подготовки к сдаче квалификационного экзамена по английскому языку экстерном;
  • * для систематического изучения определенного курса английского языка дистанционно под руководством преподавателя.

Используя информационные ресурсы Internet, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:

  • * формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • * совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Internet и мультимедийных средств;
  • * совершенствовать умения поддерживать диалоги и дискуссии на основе проблемного обсуждения материалов урока английского языка;
  • * совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений на английском языке;
  • * пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка;
  • * формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов учебника, а "горячих" проблем, интересующих всех и каждого.

Таким образом, учащиеся могут успешно работать самостоятельно над совершенствованием своих знаний в области английского языка.

Выводы: Итак, по данным, изложенным в Главе I, можно сделать следующие выводы. За более чем тридцатилетнюю историю существования Internet развился в огромную по масштабам Сеть, большее количество ресурсов которой использует англоязычные материалы. Это обусловлено тем, что сегодня англоговорящее население является одним из самых больших по численности, а также страной возникновения Internet - США. Пользователи Сети постепенно трансформируют язык по своему усмотрению, изобретая новые формы слов, которые из виртуального пространства переходят в реальную жизнь людей. И хотя роль Internet в современной системе образования только начинает осознаваться, дистанционное обучение языкам уже получило развитие. Оно открывает новые грани и возможности для самосовершенствования, и возможно, в будущем станет неотъемлемой частью обучения иностранным языкам.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало издание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. International net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного - процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся, пишут авторы http://www.school.sbor.net/articles.php?catid=5.

Автор статьи Л.А. Подопригорова справедливо указывает, на то что, «использование Интернета на занятии не должно представлять собой самоцель. Для того чтобы правильно определить место и роль Интернета в обучении языку, прежде всего, необходимо найти для себя четкие ответы на вопросы: для кого, для чего, когда, в каком объеме он должен использоваться» .

Нельзя не согласиться с автором указанной статьи в том, что основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно .

По мнению зарубежных методистов, использование англоязычных Web-сайтов - это один из самых легких и менее напряженных способов применения технологий на уроках английского языка. Существует большое и постоянно расширяющееся собрание ресурсов в сети. Можно выбрать сайты,(созданные и для учителей) многоязыковые, сайты с мультимедиа, или только простой текст. Сеть-источник содержания, которое может использоваться как окно в мир вне класса, и конечно - с готовностью доступное собрание подлинного материала .

Сайты можно использовать в классе разными путями:

как напечатанные страницы;

одним компьютером, который имеет выход в Интернет;

в компьютерном классе с набором сетевых и связанных компьютеров.

Авторы данной книге «Ноw to teach English with technology» справедливо указывают на то, что важно, когда учащиеся видят использование Интернета как свойственную им часть процесса изучения, а не как случайную деятельность, которая не имеет никакого отношения к их учебной деятельности .

Известно, что возможности использования Интернета огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу ит.д. .

По мнению методиста Л.П. Владимирова, интернет - непревзойдённый и неисчерпаемый источник печатной информации: классические произведения и современная проза, стихи, тексты популярных песен, статьи и рецензии легко доступны в сети .

Знание иностранного языка позволяет увереннее чувствовать себя в современном мире. Можно не дожидаться пока отечественные издательства переведут книжку, а телекомпании сериал. В целом, например, англоязычный мир более богат на актуальную и полезную информацию. Может ли Интернет помочь в изучении иностранного языка?

Думаю, что да. Здесь нам на помощь приходят:

Информагентства

BBC . Уроки английского языка есть на русскоязычной версии BBC (на англоязычной версии есть уроки и других языков). Здесь вы сможете найти идиомы, аудио и видеокурсы, советы по ведению деловой переписки.

«Голос Америки» . На сайте «Голоса Америки» есть раздел для изучающих английский язык. Каких-то уроков и правил тут найти не удастся, но зато вы получите огромное количество аудиоматериала. Особенностью VOA является то, что все тексты читают аккуратно, с удобной для изучающих скоростью и снабжены транскрипцией. Можно сначала прослушать текст, а потом прочитать, чтобы узнать, «правильно» ли ты понял услышанное.

В зависимости от того, какой язык вы изучаете, стоит посмотреть сайты государственных медиа-компаний. Правительства часто пропагандируют изучение государственных языков.

Онлайновые курсы

Существует немало сайтов с языковыми курсами. В качестве примера приведу ресурс с неблагозвучным названием . Содержащиеся здесь курсы разбиты на несколько уровней. Новичкам начинать стоит с «101», дающим базовые данные. Для английского языка на LiveMocha создано 4 курса общей продолжительностью в 160 часов. Главное преимущество сервиса - активное сообщество пользователей.

Недавно открылся ресурс Mango . Здесь можно изучать французский, итальянский, немецкий, китайский, японский, греческий и др. языки. Для каждого курса предусмотрено около сотни уроков.

Подкасты, вебкасты и аудиокниги

Подкасты хороши тем, что позволяют «привыкнуть» к «чужой речи». Они еще и удобны - не надо ходить и регулярно проверять сайт в поисках обновлений, поскольку на подкаст можно подписаться. Подкасты лучше брать по интересующей вас тематике.

Скачать подкасты можно как в iTunes, так и на многочисленных сайтах. Мне нравятся подкасты New York Times. Они не часто, но регулярно выходят (большинство раз в неделю), удобны в прослушивании (дикторы не спешат, фоновая музыка звучит негромко).

Если вы студент, то стоит изучить сайты американских университетов. Они все чаще делают общедоступными аудиоверсии лекций. Взгляните, например, соответствующий раздел университета Беркли (Berkeley). Большое количество предметов, лекций и аудоматериала.

Бичом крупных городов являются пробки. Когда речь заходит о Москве проблема осложняется масштабом этого города, некоторые люди на дорогу на работу тратят 1,5 — 2 часа. Это довольно много, почему бы не провести время с пользой? Вы можете слушать аудиокниги на английском. Одним из крупнейших легальных хранилищ аудиокниг является AudioBooksForFree.com . Здесь очень большой набор книг - от Вудхауза до Джека Лондона, от классики до триллеров.

Интернет хоть и не заменит живое общение и тот опыт, который получишь, живя в стране, чей язык изучаешь, но дает все же немало. Фактически, нужно одно - желание учиться.

Обучение иностранному языку стало невероятно популярным занятием в последнее время. На современном рынке труда очень сложно найти хорошую вакансию или продвинуться по службе без хотя бы базовых знаний одного из иностранных языков. Способы изучения выбирают, как правило, разные: кто-то посещает курсы, кто-то нанимает личного репетитора, а кто-то покупает книги и пособия и занимается дома самостоятельно. Все эти способы хороши по-своему, однако, существует еще один, требующий минимум затрат. Не нужно ехать на другой конец города для посещения курсов, не нужно тратить деньги на дорогостоящие пособия. Все что вам нужно – это интернет, который со стремительным развитием технического прогресса есть под рукой почти всегда.

Как театр начинается с вешалки, так и любой иностранный язык начинается с грамматики, будь то английский, немецкий или суахили. В сети можно найти огромное множество пособий и учебников. Они представлены, в основном, в электронных или отсканированных форматах. Для пользования вторым, вам будет необходима любая программа, читающая формат pdf. Выберите оптимальное для вас пособие, скачайте и смело приступайте к изучению. Существуют, также, специальные сайты, которые онлайн в тестовом режиме обучают вас грамматике.

Еще одним незаменимым помощником в изучении иностранного языка являются иностранные телеканалы и радиостанции. Самые крупные из них, как правило, можно найти на просторах всемирной сети, они ведут вещание и в режиме онлайн. Смотрите как можно больше разных программ – от новостей до детских мультфильмов, чтобы ваш лексический запас расширялся не в каком-то одном направлении, а на любую тематику.

Слушайте иностранную музыку. Наверняка вы найдете для себя творчество одной из групп или исполнителей, благодаря которому у вас появится дополнительный стимул учить язык. Находите тексты песен, переводите, заучивайте наизусть – все это поможет вам быстрее достигнуть хорошего знания языка. Этот способ вообще наиболее приятный.

Еще одним не менее приятным способом изучения иностранного языка является просмотр фильмов на языке, который вы изучаете. Желательно смотреть фильмы без субтитров, однако, если вам пока тяжеловато, найдите фильм с субтитрами на русском языке, а потом переходите к просмотру различных кинолент с субтитрами на том языке, который изучаете. Это одно из самых приятных, а вместе с тем и самых эффективных средств.

Для практики устной речи прекрасно подойдет общение с одним из коренных носителей языка. В настоящее время нет ничего сложного в том, чтобы найти на просторах всемирной сети друга иностранца и время от времени поддерживать с ним общение. Общаться, кстати, полезно будет как устно, так и письменно. Это поспособствует практике языкового общения и очень быстро продвинет вас в изучении языка.