Проект на тему масленица в детском саду. Проекты на тему масленицы и масленичной недели


Масленица - один из самых любимых в детских садах и других образовательных учреждениях народных праздников. Всевозможные тематические проекты, посвящённые отмечанию Масленицы и масленичной недели вместе с детьми, собраны для Вас на страницах данного раздела.

Познавательные, игровые, творческие проекты о проводах русской зимы, изложенные в этих публикациях, станут Вам хорошим подспорьем в подготовке шумных, весёлых торжеств и забав на масленичную неделю, подскажут свежие идеи для организации яркого и запоминающегося праздника. Устройте для детей великолепные мероприятия, способствующие их приобщению к вековым народным традициям; развитию познавательного интереса к истории и культуре нашей Родины.

Полезный опыт проектной деятельности на тему «Масленица».

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 241 .
Все разделы | Проекты на тему Масленицы и масленичной недели

Проект «Масленица. В гости на блины» ГБУСО "Центр Помощи детям оставшимся без попечения Родителей "Малышок" ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЦА » Продолжительность проекта : краткосрочный. Тема проекта : «Масленица » . «В гости на блины» Дети младшей группы № 7 «Ладушки» приходят к старшим детям группе № 8 «Алые паруса» Воспитатели :...

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» Воспитатель : Трунина Наталья Александровна Туманова Татьяна Леонидовна Проект Тема : «Широкая масленица » . Вид проекта : познавательно-игровой, краткосрочный. Тип проекта : творческий. Участники проекта : дети подготовительной к школе...

Проекты на тему Масленицы и масленичной недели - Проект «Широкая Масленица»

ПРОЕКТ «Широкая Масленица» для детей старшей группы


Паспорт проекта.
Тип проекта : творческий.
Вид проекта: познавательно-игровой, краткосрочный.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.
Сроки реализации : одна неделя (с 12. 02. по 18. 02. 2018г)
Цель: знакомство с традицией проведения народного праздника- Масленица.
Задачи проекта:
Для детей:
1.Формировать у детей гражданскую принадлежность.
2.Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость и внимание друг к другу.
3. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях.
Для педагогов:
1.Профессиональное самосовершенствование.
2.Создание информационной базы.
Для родителей:
3.Привлечение семей воспитанников к участию в совместных мероприятиях.
Актуальность:
Масленица-один из самых любимых народных праздников, происходящих в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами и всегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В этом празднике переплетаются народные и православные корни. Мы отошли от этих традиций, тем самым лишили детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гуляния силами педагогов, родителей и детей.
Предполагаемый результат:
- продуктивное творчество педагогов, родителей и детей.
Для детей:
- приобщение детей к традиции проведения народного праздника- Масленица, через сопереживание и непосредственное в их общем действии;
- создание атмосферы радости, повышение познавательного интереса среди детей к родной истории;
- расширение кругозора детей.
Для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала.
Для родителей:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Продукт проектной деятельности:
- образовательная деятельность в группе;
- оформление книги рецептов масленичных блинов;
- оформление фото-выставки «Масленица».
Форма проведения итогового мероприятия:
Праздник «Широкая масленица».
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:(информационно-накопительная):
1) Определение темы проекта;
2) Формулировка цели и задач;
3) Создание творческой группы;
4) Мониторинг детей и родителей;
5) Подбор литературы;
6) Составление перспективного плана реализации основного плана проекта;
7) Разработка сценария мероприятия;
8) Подбор литературы, музыкальных произведений, презентаций;
9) Подготовка подвижных игр и соревнований.
2.Основной этап: (организационно-практический):
Перспективный план реализации проектной деятельности.
Содержание деятельности: Срок. Деятельность. Результат.
Для родителей.
Знакомство со значением и обычаями праздника.Презентация «Широкая масленица»
Понедельник-встреча . Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти.
Знакомство детей со значением слова «Заигрыш»
Вторник- Заигрыш. Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели. Помощь в организации. Создание элементов соревновательности.
Знакомство со значением и символикой блинов.
Среда- Лакомка. Соревнование между детьми 1 и 2 группами. «Прыжки в мешках», « Ловкие и смелые». Делаем книгу «Рецепты блинов». Развитие физических качеств. Беседа « Что мы узнали о масленице».
Четверг- Разгуляй. Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Рисуем с детьми. Выставка рисунков. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»
Пятница- тёщины вечера. Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения.
Алгоритм реализации проекта:
Образовательные области. Формы и методы работы.
Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.
Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.
Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.
Приобщение к художественной литературе: подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «Как мы масленицу праздновали»
Весёлая масленица.
Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк», « Гори, гори, ясно», хороводы.
Физическое развитие. Соревнования между группами: «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках».
Музыка. Разучивание песен. Праздник. Приезд артистов.
Заключительный этап:
1.Оформление паспорта проекта «Широкая масленица».
2.Фотоотчёт и видеозапись мероприятия.
3.Подготовка к презентации к защите проекта.
4.Защита проекта «Широкая Масленица»

Приложение

Конспект занятия на Масленицу для детей старшей группы «Госпожа Масленица.»

Цель : формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал : иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа : праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.
Ход занятия:
Воспитатель переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т.п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Воспитатель : Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.
- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, салома.
Воспитатель : Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель : Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель : Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.
Воспитатель : Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель : Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.

Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.
Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель : Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!
Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (Рисование сюжетное по замыслу) «Масленичные забавы»

Вид деятельности: Рисование сюжетное по замыслу.
Тема : Масленичные забавы.
Интеграция образовательных областей: Познание, социализация, коммуникация, художественное творчество, музыка, здоровье.
Программное содержание:
Закреплять представление о русских народных обычаях и обрядах; дать представление о том, что масленица - один из самых любимых народом и веселых праздников; воспитывать интерес и уважение к родной истории и народным традициям; учить рисовать по замыслу, проявляя творческую самостоятельность; закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», В.Сурикова «Взятие снежного городка», разучивание закличек и стихотворений о масленице.
Музыкальное сопровождение: Аудиозапись русских народных мелодий.
Материалы и оборудование: музыкальный центр, репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», рассматривание иллюстраций картин Б. Кустодиева «Масленица», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; масляная пастель, гуашь, кисти разного размера.
Содержание организационной деятельности:
В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних игр, послушать стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица – Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом – Всё покрыла серебром.
Как вы думаете, ребята, что это? (Зимние месяцы, зима). Правильно. Как вы догадались? На дворе зима. Зимой много праздников: Новый год, Рождество, Крещение. А последний праздник зимы - Масленица. Она бывает в конце февраля - начале марта и возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица - великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Масленичная неделя у наших предков была переполнена праздничными делами. В этот праздник проводились различные игры и многочисленные забавы.
Разминка. Упражнение «Весёлый хоровод»
Становись в хоровод, (Дети становятся в круг, берутся за руки и спокойным шагом идут по кругу.)
Будем веселиться.
Будем вместе все в кругу (Дети кружатся на месте в одну, потом в другую сторону)
Весело кружиться. Ля-ля-ля.
А мы сядем на коней, (Дети изображают скачущих коней)
По полю помчимся.
Маме с папой до земли (Дети выполняют поклон)
Низко поклонимся.
Педагог предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой. Рисунок должен передавать настроение.
Самостоятельная работа учащихся
Под аудиозапись русских народных мелодий дети приступают к работе.
Анализ работ
По окончанию работы проводится анализ рисунков. Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.

Сценарий развлечения на улице для всех детей ДОУ «Проводы Масленицы» «Здравствуй, Масленица дорогая!»

Скоморохи (хором с бубнами):
Внимание! Внимание!
Веселое гулянье!
1 скоморох: Здравствуйте, ребята дорогие,
Маленькие и большие!
2 скоморох: Здравствуйте, гости и гостюшки!
Молодцы веселые и молодушки!
1 скоморох: Подходите ближе, подходите,
Всем хорошее настроение предъявите!
2 скоморох: Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
Оба вместе: Все повеселимся!
В играх, плясках закружимся!
Играют на бубнах, пляшут и поют:
«Ах вы, сени»(ТАНЦУЕМ)
(Внезапно останавливаются и удивленно спрашивают друг друга)
Скоморохи: А где же наша Масленица?
(Обращаясь к детям) – Ребята, вы ее видели?
(Ответная реакция детей)
А давайте вместе ее позовем:
«Приезжай к нам, Масленица,
В гости на широкий двор!»
(Дети со Скоморохами зовут Масленицу):
«А мы Масленицу дожидаем!
Красавицу весну увидаем!
«Ой ты, Масленица дорогая!»
Наша гостьюшка годовая!
Приезжай на конях вороных,
Да на саночках расписных!
На улице появляется «свита» с чучелом Масленицы под звон бубенцов, ее везут Медведь, Снеговик, Зима.
Скоморохи (хором): Ура! К нам масленица пожаловала!
(нараспев) Едет Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая!
1 скоморох: Будем Масленицу величать,
Да блинами угощать.
2 скоморох: Будем Масленицу хвалить,
Да на саночках возить!
Ребята, поздороваемся с Масленицей!
(Дети здороваются)
Свита (все вместе): Здравствуйте и вы, люди добрые!
1 скоморох: В хоровод всех приглашаем,
Дружно песни запеваем!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь
И в два круга становитесь!
Свита (все вместе): Будем петь и плясать,
Масленицу величать!
Взрослые помогают детям встать в два круга, в центре – Масленица.
Все идут вокруг нее противоходом (кроме ясельных группы, наблюдающих со стороны) и поют:
Хоровод «Ой, бежит ручьем вода»
Зима: Звонко, весело вы Масленицу встречали.
А еще в старину В разные игры играли!
1 скоморох: А вы, ребята, поиграть хотите?
2 скоморох: Давайте и гостей наших спросим,
Может, и они с нами поиграть хотят?
Снеговик: Игры очень я люблю,
Да вот беда, боюсь, растаю…
Зима: А ты, дружок, не бойся,
Мы сейчас Метелицу подпустим.
С ребятами поиграешь и сам не растаешь.
Эй, детишки, калачиком друг друга под руку вы возьмите,
Игру «Метелица» скорее вы начните!
Русская народная игра «Метелица». /Дети встают лицом друг к другу, берутся под правую руку «калачиком» и кружатся под пение взрослых, сначала медленно, потом все быстрей, с ускорением движения. Задача устоять на ногах обоим./
«Метелица, метелица,
Снег по полю стелется,
Кто кружится, вертится,
Тот заметелится!»
/Звучит веселая музыка, все кружатся под руки/.
Снеговик: Ух! Как хорошо мне стало!
Теперь и поплясать бы не мешало!
Медведь: И мне плясать захотелось!
Хоть танцор я не умелый,
Но с ребятами – другое дело!
Под музыку все играют на муз.инструментах и танцуют по показу Снеговика и Медведя.
Русская пляска
Зима: Ну, как, ребята, не устали?
Вон как весело плясали!
А скажите-ка, друзья,
Хорошо ли было вам зимой?
(Ответы детей на вопросы Зимы)
- «Любите вы с гор кататься?»
- «На снежочке повалятся?»
- «А как еще вы любите играть зимой?»
Снеговик: Да, зима для сильных, смелых,
Веселых, ловких и умелых!
Любите снежки зимой?..
Тогда, кто меткий все за мной!
Снеговик ведет на площадку, где заготовлены снежки и мишени для метания. Взрослые помогают организовать группы детей, у каждой из которых, есть своя мишень.
Снеговик: В руки вы снежки возьмите
И в фигурку попадите!
Игра «Попади снежком в мишень»
/Можно разделить детей не 2 команды. Чья команда больше собьет мишеней – та и победила./
2 скоморох:
Поиграли….
Пора и силой помериться,
Чья команда победит,
Та, что за Весну стоит
Или та, что с Зимушкой расставаться не хочет?
Игра «Перетягивание каната », организуют игру 2 скомороха.
Медведь: Ребята, а про меня-то вы забыли!
Я, Мишка, люблю играть в «Ловишки».
Эй, малышки,
Хотите со мной поиграть в «Ловишки»?
Только, чур, далеко не разбегаться,
Прошу всех на площадке оставаться!
Игра «Ловишки»
/Дети (со Скоморохами): «Раз, два, три! Ну, скорее нас лови!»
Медведь пытается догнать детей, схватить их «лапами»)
1 скоморох: Весело играли с вами,
Пора и Масленицу величать,
Да на саночках катать.
Дорогая наша Масленица!
В детский сад ты к нам пришла
И веселье принесла!
2 скоморох: Крепче за руки беритесь,
Друг за другом становитесь,
Вокруг сада все пойдем,
Масленицу повезем!
Скоморохи (хором): Эх! Хорошо мы прогулялись!
Да, пожалуй, и проголодались!
Медведь: Блинчиков у Масленицы надо попросить…
Зима: А нам со Снеговичком
Пора на Север уходить.
Снеговик: Весна на пятки наступает,
Солнце сильно припекает.
1 Скоморох: - Ребята! Давайте позовем весну- красну!
«весна-красна появись!»
(появление весны)
- Здравствуйте, ребята!
Вы меня зазывали, закликали?
В гости ждали?
Вот я и пришла, три угодья принесла:
-первое угодье – в лугах половодье!
- второе угодье- солнце на подворье
- третье угодье- зеленое раздолье!

2 Скоморох -Здравствуй Весна-красна! Милости просим к нам.
Долго я к Вам добиралась
Весна-Красна : Ну,давайте играть, весну величать.
Загадки
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? весной
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет. весной
Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все...Солнце
Лежит передо мною,
Сметанкою полит!
Люблю его, не скрою!
Как солнышко блестит!
Скажу я только маме:
"Есть буду - не один!-
А поделю с друзьями
Я самый вкусный... ." (блин)
2 скоморох : А теперь пора прощаться с Масленицей. Проводим Масленицу, сожжём её, и сгорят вместе с ней все наши неприятности, болезни, плохие поступки, грубые слова.
Вместе: До свидания, друзья!
До встречи в будущем году!
Зима и Снеговик уходят.
Медведь: Ну, а мы блинков попросим:
Все хором: Масленица, не скупись!
Блинчиками поделись!
Звучит русская народная песня «Блины»
1 скоморох: Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго.
Погостила всего 7 деньков,
А мы думали – 7 годков.
2 скоморох: Прошла Масленица - кончилось гуляньице!
Прощай, зима, прощай, Масленица!
Приходи к нам, Весна Красная!

Тип проекта: творческий, игровой, интегрированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица и повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица»;
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
  • формировать любовь к Родине, ее традициям;
  • обогащать духовный мир детей;
  • создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».

Формы реализации:

  • Оформление газеты «Масленица», мастер-класс по изготовлению Масленичной куклы, создание презентации про Масленицу, беседы, игры, консультации для родителей, НОД, совместный маршрут выходного дня, выставка работ воспитанников, разгуляй «масленичные забавы» (катание на лошадях), угощение блинами.

Актуальность:

Тема проекта «Масленица» в наши дни звучит очень актуально. В связи с навязыванием американского образа жизни и мысли, наши дети совсем не знают русских традиций. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Взаимодействие с родителями:

  • сбор материалов и выпечка блинов;
  • обсуждение места для совместного выезда проведения «Масленицы» (поездка в Этномир);
  • обсуждение создания электронной презентации про Масленицу мамой воспитанника;
  • создание в группе выставки «Кукла-Масленица»;
  • изготовление стенгазеты «Масленица» детьми с родителями;
  • мастер-класс по изготовлению куклы-масленицы, проведенный мамой воспитанника группы;

  • совместная поездка детей, родителей и воспитателей ДОУ в Этномир на проводы Масленицы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Разработка проекта.

  • доведение до участников важности данной темы;
  • подбор методической литературы;
  • подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта;
  • выбор места совместной поездки.

Второй этап. Выполнение проекта.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область — социально-коммуникативное развитие.

  • беседы о праздниках, традициях русского народа. Что это за праздник, как его отмечают;


  • беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Образовательная область – познавательное развитие.

  • беседы о традициях и обрядах праздника;
  • просмотр электронной презентации «Широкая Масленица», подготовленной родителями;
  • просмотр видеофильма «Смешарики-Масленица».

Образовательная область — речевое развитие.

  • разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице;
  • отгадывание загадок по данной теме;
  • беседы о сезонных изменениях в природе;
  • чтение русского фольклора, стихотворений о масленице.

Образовательная область — художественно-эстетическое развитие.

  • рассматривание картины Б.М.Кустодиев «Масленица» и картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»;

  • рисование на тему проводу зимы;
  • изготовление кукол-мартиничек из ниток;

  • разучивание закличек;
  • разучивание русских народных песен, масленичных частушек, русских народных наигрышей.

Образовательная область — физическое развитие.

  • масленичные гуляния, катанье с горок на санях;

  • народные подвижные игры «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», масленичные кулачные бои;


  • игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле»;

  • подвижные игры на прогулке «Масленичные ворота», «Гори-гори ясно».

Третий этап. Итоги проекта.

  • выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;

  • украшение в группе масленичного дерева куклами-мартиничками, изготовленными детьми в группе;

  • стенгазета «Масленица», сделанная родителями и детьми;

Мини - проект « МАСЛЕНИЦА»

Воспитатель старшей разновозрастной группы Огнева Надежда Викторовна

Воспитатель старшей разновозрастной группы Романовская Елена Олеговна

Актуальность проблемы:

Как бывает трудно объяснить детям, что такое народный праздник и откуда он появился. Масленица - один из самых древних и любимых в народе праздников, который повсюду ожидали с большим нетерпением. Это был самый весёлый, шумный, разгульный, поистине всеобщий праздник. Не зря в народе говорили: «С себя хоть последнее продай, а Масленицу широко встречай! »

Проблема:

Актуально ли в наши дни празднование русского народного гуляния – Масленицы? Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Гипотеза:

Если в работе с детьми использовать различные виды пелагогических технологий по формированию ценностного отношения к окружающему миру, по развитию познавательной активности у детей через приобщение к традициям русского народного творчества, создавать специальные условия для этого, то это будет способствовать:

    Накопление представлений о ценности и важности знаний о традициях своей страны

    Формирование интереса к истории России

    Развитию речи у детей, активации словаря

    Развитию у них умения рассуждать, наблюдать

Ожидаемый результат

1. по составу участников - групповой;

2. по целевой установке - информационно-практико-ориентированные проект: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации – краткосрочный (2 недели) .

Установочные цели:

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной деятельности;

Развитие аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи;

Развитие эстетического восприятия, воображения.

Основная цель проекта - нравственное воспитание:

1. Приобщить детей к традициям русского народного творчества. Дать представление о важности и ценности знаний о традициях своей страны, вызывать чувство интереса к истории России;

2. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

3. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.

Cхема осуществления проекта «Широкая Масленица»

Развитие речи:

Беседа «История Масленицы». Цели: рассказать детям о традициях и обычаях русского народа, что Масленица – один из самых радостных и светлых праздников, вызывать чувство интереса к истории России (приложение №1)

Занятие «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу, заучивание масленичной хороводной песни «А мы масленку встречаем»

Цикл занятий «Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели, пение обрядовых песен, показ презентации «Масленица» (приложение № 6)

Игровая деятельность

Подвижная игра «Заря - заряница» (приложение №3)

Хороводная игра «Гори, гори ясно…» (приложение №3)

Игры на прогулке «Взятие снежной горы», «Водить козла», «Горелки», «Жмурки»

Игра малой подвижности «Летят – не летят»

Художественная литература:

    Разучивание русской народной песенки «Блины»

    Разучивание стихотворений о солнышке.

    Заучивание закличек на Масленицу: уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек. (приложение № 2)

    Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу: уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок. (Приложение № 4)

    Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»: углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы, формировать эстетическое восприятие картин природы, художественных текстов.

    Чтение и обсуждение сказки «Про масленицу»: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы. (приложение № 4)

ИЗО:

    «Ой, блины, блины, блины…» - дети делают поделку – блинчики. Вырезают круг, раскрашивают красками. Или просто на ярких кругах желтого, оранжевого цвета дорисовывают глаза, улыбку

Аппликация:

    « Солнышко – ведрышко…» - дети делают поделку – солнышко и наклеивают на общее блюдо.

Наглядная информация:

Оформление в приёмной выставки детских работ «Масленица Прасковейка»

Работа с родителями:

Заучивание с детьми масленичных песен, закличек,

Консультация для родителей: «Вот и Масленица!»

Презентация итогов работы по проекту:

1. «Широкая Масленица» концертно-развлекательная программа.

Используемая литература и другие источники.

1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб, 2004. 304с.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб, 2004. 400с.

Приложение №1.

///ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ

Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.

Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».

Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.

А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.

Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.

Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.

В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.

Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками.

Приложение №2.

Заклички.

1. Ой, Масленица – кривошейка

Встречаем тебя хорошенько

Сыром, маслом, калачами

И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали

Сыром гору поливали

На широкий двор зазывали

Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица

Мы тобой не нахвалимся

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

С детьми поиграть

На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся

В чисто небо выбирайся

Будешь по небу ходить

Песни петь и всем светить

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

Солнышко, Солнышко, покажись немножко

Тут твой любимчик – симпатичный

Приложение №3.

Хороводная игра «Гори,гори ясно»

Слова к игре:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят

Диги, диги, диги, дон – выходи из круга вон.

Игра «Масленица»

Слова к игре: А я - масленица

Я не падчерица

Со платочком хожу

К вам сейчас подойду

(между детьми) На плече платок лежит

Кто быстрее побежит?

Приложение №4

Пословицы и поговорки.

Блины брюхо не портят.

Не все коту масленица, будет и Великий пост.

Не житье-бытье, а Масленица.

Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.

Блин добр не один.

Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.

Сказка про Широкую Масленицу

Жили-были в некотором царстве, в тридесятом государстве Зима и Масленица. Зима напоминала Снежную королеву. Она была красивая, но холодная. Вместо добрых глаз у нее были колючие льдинки. Вместо алых губ - губы, покрытые инеем. У нее были длинные белые волосы. Ее наряд удивлял своей белизной. Были у нее и слуги: холодный ветер и злая вьюга.

А Масленица была добрая, красивая, приветливая. Глаза голубые, словно весеннее небо. Губки алые, щечки румяные. Она всегда ходила в длинном ярком сарафане. Ее верными друзьями были птицы и животные. Люди очень любили Масленицу. В конце февраля все с нетерпением ждали с ней встреч. Они знали, что как только придет Масленица, все проводят зиму и будут встречать весну.

Один раз рассердилась Зима на людей и решила не допустить встречи Масленицы с людьми. Уж очень все хотели поскорее проводить ее, а Зима задумала завладеть всем царством. Она мечтала, чтобы царство превратилось в ледяное королевство. Приказала тогда Зима своим слугам:

Ветер, вьюга, занесите снегом все дороги, закружите так, чтобы люди не смели выходить из дома. Если они не встретятся с Масленицей, то и Весна к ним не придет!

И задул ветер, и разыгралась вьюга. Сидят люди дома, на улицу боятся выйти. Видит Масленица - плохо дело. Что делать, как людям помочь? Солнышко не показывается, снега все больше и больше становится. Не растопить солнышку сугробы, не доберется Весна по такому снегу к людям.

Осталась одна неделя, и тут Масленица придумала вот что. Стала она ходить по дворам да говорить людям, чтобы они блины стряпали без устали всю неделю. Послушались ее люди. Пекли каждый день блины. Забирала Масленица блинчики и раскидывала их по дорогам. А блинчики горячие, круглые, румяные, словно солнышко. Куда блин падал, там и проталинка появлялась. Детишек Масленица заставила горки строить да громче смеяться, когда кататься с них будут. Пусть Зима позлится! От злости быстрее умирают. Мужикам подсказала атаковать снежную крепость Зимы. И обязательно всем есть каждый день блины, чтобы душа не смогла в льдышку превратиться, а иначе люди станут холодными, бездушными слугами Зимы.

Делали люди все, что им Масленица подсказала. Но этого оказалось мало. Нужно было больше тепла. Что делать?

Сожгите меня, - сказала Масленица. Жалко людям Масленицу, да ничего не поделаешь. Попросили они у нее прощение за все, у друг друга попросили прощение, и уже хотели поджечь Масленицу, как какой-то мальчик закричал:

Стойте! Давайте сделаем соломенное чучело!

Обрадовались люди, построили огромное чучело и сожгли его. Пламя такое было, что последний снег растаял. Теперь люди знали, что Весна обязательно до них доберется. А за доброту Масленицы, за ее открытую душу, стали ее называть Широкой Масленицей. Вот и сказки конец, кто слушал, тот молодец.

Приложение № 5

Консультация для родителей: «Вот и Масленица!»

Уважаемые родители!

Каждый год в нашем детском саду мы проводим праздник «Масленица». Веселый, добрый, удалой, а главное – вкусный праздник очень нравится детям! Разрешите пригласить Вас в небольшой исторический экскурс:

Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси, привязанный ко дню весеннего равноденствия. Отмечали Масленицу семь дней перед равноденствием и семь дней после него. Посвящался праздник поклонению Солнцу – Ярили, которое даёт жизнь всему живому. В честь солнца и пекли блины - маленькие солнышки. Так что все то, что мы привыкли делать на Масленицу – традиции и обряды, все имеет глубокий смысл и связанно с обновлением природы, с плодородием, с почитанием предков и родной земли. Как раз для того чтобы почтить умерших предков и принято было печь блины на Масленицу и по традиции блины являлись поминальным блюдом, первый выпеченный блин отдавался «на помин» или бедному человеку, или ложился на припечик - специальное место на печи. Во время Масленицы женщины не должны были шить, ткать, резать, так как считалось, что они могут случайно поранить души предков, спускающиеся с небес в эти дни.

Даже игры и забавы несли в себе смысловой подтекст: удаль молодецкая должна была пробудить землю от долгого зимнего сна.

Не забудьте и о куклах – Масленицах, их мастерили в понедельник: маленькую куколку дарили молодоженам для грядущего достатка и плодородия, а большое чучело Масленицы, сжигалось в субботу, а с ним сжигались беды, невзгоды и несчастья зимы и семьи…

С введением христианства масленицу стали праздновать в последнюю неделю перед Великим постом.

Напоминаем: внимательно следите за материалами уголка, ознакомьтесь с «приказом по группе», и дабы не гневить Масленицу, придерживайтесь всех её рекомендаций!

Счастья, достатка и благополучия Вашей семье.

И Вам, тоже дорогие читатели!

Цикл занятий «Ой, ты, Масленица!»

Понедельник – «Встреча»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, пробудить интерес к празднику:

Беседа «Что за праздник, Масленица? »

Презентация «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника)

Домашний мастер – класс: «Учитесь, дети! » (мамы показывают процесс приготовления блинов) .

Вторник - «Заигрыш»

Продолжить знакомить детей с особенностями празднования Масленицы:

Викторина «Веселая Масленица»;

Повторить знакомые игры: «Карусели», «Ручеек», «Гори, гори ясно»;

Разучить новые «Заря – заряница» «Сковорода»;

Среда – «Лакомка»

Познакомить со значением и символикой блинов;

Четверг – «Разгуляй»

Закрепляем новые игры;

Совместное творчество детей и воспитателя: «Масленичные частушки, да про нас!

За семейным столом: игра – дегустация: «Ох, блиночки мои! ».

Пятница - «Тёщины вечера»

Участие в общесадовском празднике «Широкая Масленица! »;

Групповое мероприятие: «Русское чаепитие с блинами»;

Беседа о двух последних днях Масленицы:

Суббота - «Золовкины посиделки»;

Воскресенье – «Прощёный день»;

Вечером с семьей «В гости к бабуле! ».

В данном проекте описывается план ознакомления детей с народным праздником Масленица.

Работа содержит три этапа проведения: подготовительный, основной и заключительный.

Приложение к проекту, в котором описывается каждый день празднования и его значения; беседа про Масленицу, стихи и поговорки; а также консультацию для родителей.

К текстовому документу прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Широкая Масленица»

(Краткосрочный)

Воспитатель: Нидилько Т.В.

Актуальность темы.

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокое нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Проблема.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Тип проекта.

Творческий

Краткосрочный

Групповой.


Сроки реализации проекта.

Одна неделя.

Методы.

Беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, подвижные игры, хороводные игры, художественная деятельность.

Участники проекта.

Дети, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Цель проекта:

формировать у детей представление о русском народном празднике Масленице.

Задачи проекта:

1. Обобщать и систематизировать представления детей о народных традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Приобщать к ценностям русской культуры.

3. Развивать творческие наклонности детей, желание заниматься интересным творческим делом (лепка, рисование)

4. Воспитывать чувство патриотизма основанного на русских традициях.

Ожидаемые результаты проекта:

1. Владеют знаниями о традициях, символах праздника, народных гуляньях, играх и забавах праздника Масленицы.

2. Знают и называют времена года, изменения, происходящие весной в жизни людей и в природе.

3. Умеют организовывать народные подвижные игры, выступать в роли организатора, водящего.

4. Знакомы с произведениями народного искусства (заклички, заигрыши, загадки, песни)

5. Создают свои художественные образы в изобразительной деятельности.

6. Выражают эстетические чувства, проявляют эмоции от участия в народных праздниках, прослушивании произведений музыкального фольклора.

Этапы проекта:

I. Этап - Подготовительный.

Определение проблемы;

Постановка цели, задач;

Обсуждение проекта с родителями;

Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

Составление перспективного плана работы.

Перспективный план.

Понедельник

«ВСТРЕЧА»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой.

Беседа «Что за праздник, Масленица?»
Рассматривание альбома «Масленица»
Разучивание закличек.
Лепка из соленого теста«Масленичное солнце»

Вторник

«ЗАИГРЫШ»

Знакомство детей с русскими народными играми – забавами.

П/и «Горелки».
«Ровным кругом»
«Заря»
Стихи про Масленицу

Среда

«ЛАКОМКА»

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

Слушание песни «Ой, блины!»
Тестопластика «Бублики, баранки».
Рисование «Нарисую солнышко»

Четверг

«РАЗГУЛЯЙ»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Хороводная игра «Карусель».
П/и «Ручеек», «Гори, гори, ясно…»
Оформление выставки для родителей.

Пятница

«ПОСИДЕЛКИ»

Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Развлечение «Широкая масленица».
Оформление выставки

II. Этап –Основной.

Понедельник «Встреча»
Рассказ воспитателя о русском традиционном празднике – Масленице – познакомить детей со значением и обычаями праздника.
Разучивание масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Пальчиковая гимнастика «На блины» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/И «Заря»- развивать внимание, реакцию, ловкость.
Изготовление чучела Масленицы – познакомить с символом праздника.
Д/и «Когда это бывает» - упражнять детей в различении и назывании времен года по характерным приметам.
Лепка из соленого теста «Масленичное солнце» - учить детей лепить из соленого теста.

Вторник «Заигрыш»
Д/и «Времена года» - обобщать и систематизировать знания детей о временах года, изменениях происходящих в жизни людей и в природе.
П/и «Ровным кругом» - упражнять детей в выполнении основных видов движений.
Чтение стихов про Масленицу
Наблюдение: птицы – учить рассматривать внешний вид птиц, особенности их поведения; активизировать понятия «зимующие», «перелетные» птицы.

П/и «Горелки» - развивать ориентировку в пространстве, умение играть дружно.

Среда «Лакомка»
Ритмическая гимнастика «Колобок» - развивать двигательную способность.
Художественное творчество: лепка из соленого теста «Бублики, баранки» - учить детей лепить из соленого теста.
Наблюдение: Весна, весна – иди сюда – учить наблюдать первые признаки весны.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность, интерес к народным играм.
Художественное творчество: рисование «Нарисую солнышко» .
Наблюдение: одежда людей – учить устанавливать причинно-следственные связи (погода на улице и одежда людей) .
П/и «Салки-догонялки» - развивать навык бега, ловкость.
Слушание русской народной песни «Ой, блины» - повышать интерес к русскому народному творчеству.

Четверг «Разгуляй»
Пальчиковая гимнастика «Оладушки» - развивать мелкую моторику рук, интерес к русскому народному фольклору.
П/и «Ручеек» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.
Слушание русских народных песен «Ах, вы сени, мои сени», «Барыня» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
Повторение масленичных закличек – развивать кругозор, память.
Хороводная игра «Карусель» - учить соблюдать правила игры.
П/и «Гори, гори ясно» - формировать интерес к народным подвижным играм, умение играть дружно.

Пятница «Посиделки»
Ритмическая гимнастика «Солнце»
Слушание русской народной песни «Вот уж зимушка проходит» - повышать интерес к русскому народному творчеству.
П/и «Заря» - развивать целеустремленность, дружелюбие.
Наблюдение: весеннее небо – солнце – учить детей наблюдать за явлениями неживой природы.
П/и «Русская метла» - развивать двигательную активность, основные виды движений.
III.
Этап – Заключительный.
- выставка к празднику силами детей и родителей;
- развлечение для детей «Широкая масленица»

Формы взаимодействия с родителями

Информационный стенд «Широкая Масленица».

Конкурс рисунков «Как на Масленичной неделе…» (семейное творчество), оформление мини-выставки.

Участие в совместном досуге детей, родителей и педагогов «Широкая Масленица».

Итоги, выводы.

В результате проектной деятельности была подтверждена актуальность темы и сформулированы следующие выводы:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности; все проводимые мероприятия повлияли на стремление изучить традиции родной страны. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, была поставлена цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Приложения к проекту.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

МАСЛЕНИЦА – это фольклорный праздник. Он всегда ярко отмечался на Руси ярмарочными гуляниями со скоморохами. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Праздник наполнен народными песнями и обычаями. Накануне Масленицы дети лепят из снега городки и крепости, строят снежные горки. В первые дни праздника с гор катаются ребята, к середине недели к ним присоединяются и взрослые. Гуляли все от мала до велика! Повсюду звучали озорные песни, смех, заливались задорные гармошки. Устраивались кулачные молодецкие бои, брали штурмом снежные городки. Очень любили катание на лошадях и санках. На Масленицу водили хороводы, играли в шумные игры.

А ещё существовал такой обычай. Из соломы, рогожи и тряпок мастерили огромную, в человеческий рост куклу. В руке она держала блин – главный символ Масленицы. Куклу наряжали в девичий наряд и всю неделю катали на санках с гор, мчались в обнимку с ней на тройках, «водили» по улицам.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую, весёлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название:

ПОНЕДЕЛЬНИК -

ВСТРЕЧА

ВТОРНИК -

ЗАИГРЫШ

СРЕДА -

ЛАКОМКА

ЧЕТВЕРГ -

ШИРОКИЙ

ПЯТНИЦА -

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

СУББОТА -

ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

ВОСКРЕСЕНЬЕ -

ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

ВСТРЕЧА

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.

Масленицу возили на санях с причитанием встречи:

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоё тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться!».

ЗАИГРЫШ

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися,

Ой, с сыром, маслом, хлебом, мёдом.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

ЛАКОМКА

Пекут булочки, пирожки, припевая:

На – бе - ру му-чи-цы,

Подо – лью во – ди – цы,

Для де-тей хо-ро-ших

На-пе-ку ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую.

Открывайся, заслон, вынимайся пирог,

Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.

Затем организуется сладкий стол.

ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмёт, да вдоль круга поведёт.

Да поклонимся, да поцелуемся».

Затем водящий меняется.

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом:

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь

Наступил на ножку, показал дорожку.

Царевну провожает царь, царь, царь».

Водящий меняется, «Царевна» становится «царём».

ИГРА 3. «Кошка и мышка». По считалке выбирают Кота и мышку. Кот ходит вне круга, мышка – внутри. Все поют:

« Кот усатый ходит, всё за мышкой бродит. Мышка, мышка, берегись, смотри коту не попадись». На последних словах кот ловит мышку, дети помогают ей убежать.

ИГРА 4. «Сковорода». На снегу рисуется круг. Дети, взявшись за руки, прыгают на одной ноге, толкают друг друга в круг. Кто попался в круг, тот «спёкся».

ИГРА 5. «Взятие снежной крепости». Заранее из снега строится крепость, дети разбиваются на две группы: одна внутри крепости, другая – снаружи, дети скачут на конях – палочках и снежками атакуют крепость. В конце игры появляются расписные саночки с наряженной Масленицей, дети поют песню:

«Едет Масленица дорогая, наша

гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живёт Масленица семь деньков,

Оставайся, Масленица, семь годков».

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.

ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

Пекутся блины, надевают русские народные костюмы, поют песню «Ой, блины, блины, блины», угощаются блинами и душистым сладким чаем из самовара. Играют в масленичные игры.

ИГРА «Прянична доска». Играющие сидят в ряд. Вдоль ходит водящий и поёт:

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька!»

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

В субботу – ПРОВОДЫ

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони,

Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел,

Зиму пролежал,

Ручьями пробежал.

До свиданья, Масленица!

До свиданья, Зима!

ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костёр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костёр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьёзно. Ведь потом эту развесёлую неделю опять нужно было ждать целый год.

«Ты прощай, прощай, наша Масленица,

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье.

Ты прощай, прощай, наша Масленица!».

Беседа про масленицу.

Задачи:

1.Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2.Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.

Ход беседы:

Ребята, сегодня я расскажу вам о самом веселом народном празднике - Масленице. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо - голубым, а солнце - ярким. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Назывался этот праздник - Масленица. Веселый и разгульный, длился он целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника - это блины, древний символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой. А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день - блинища, во второй - блины, в третий - блины, в четвертый - блинчики, в пятый- блинки, в шестой - блиночки, в седьмой - царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Главная участница Масленицы - большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, наголову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. В сани садился молодой парень, на него навешивали разные погремушки, колокольчики. Перед ним ставили сундук с пирогами, рыбой, яйцами, блинами. Поезд под смех и шутки односельчан проезжало всей деревне, а потом отправлялся в соседнее село. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей "провожают Масленицу" - сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Поговорки про Масленицу.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов - не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Стихи про Масленицу .

Широкая Масленица - Сырная неделя!
Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.
Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Пышные гуляния Ярмарка венчает.
До свиданья, Масленица, приходи опять!
Через год Красавицу снова повстречаем.
Снова будем праздновать, блинами угощать!

***
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!

Пальчиковая гимнастика

Наше творчество

Выставка работ

Подвижние игры

Развлечение

В результате проектной деятельности у детей были сформированы представления о русском народном празднике Масленице, символах праздника, народных гуляньях; повысился интерес к народным подвижным играм, забавам, развлечениям; проект способствовал развитию у детей кругозора, любознательности, творческих способностей, двигательной активности.

Спасибо за внимание!