По одной из версий, руководитель российской криминальной милиции слишком плотно интересовался "питерской дамбой". Россияне против вывода войск США из Афганистана


В конце 2006 года неожиданно (во всяком случае, для большинства сотрудников аппарата МВД и тем более для внешних наблюдателей) был отправлен в отставку влиятельный заместитель министра внутренних дел России генерал-полковник Андрей Новиков, который курировал криминальную милицию страны и вообще практически все важные дела министерства. Как считают специалисты, по уровню реального влияния Новиков превосходил даже министра Рашида Нургалиева . А с некоторых пор реально метил на министерский пост - благо имел таких серьезных покровителей, как руководитель Службы безопасности Президента РФ Виктор Золотов.

Однако повышения не произошло. Наоборот, 14 ноября 2006 г. как гром среди ясного неба грянула отставка Андрея Новикова. Правда, уволили генерал-полковника, что называется, «не до конца» - дали ему почетную, хотя и ничего не значащую (по сравнению с прежним ответственным постом) должность начальника антитеррористического центра СНГ. И тут же в различных средствах массовой информации появились спекуляции на тему, за что и почему был уволен человек, еще недавний решавший ключевые вопросы внутренних дел.

Свою версию выдали на-гора круги, близкие к покровителям Новикова. Согласно этой версии, кристально честный генерал-полковник пострадал … за борьбу с коррупцией. Дескать, замминистра внутренних дел во второй половине 2006 года активно занимался изучением строительства Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга - пресловутой «дамбы», и обнаружил там перерасход бюджетных средств. И тогда сразу несколько влиятельных людей - и министр финансов Алексей Кудрин, и министр экономразвития Герман Греф, и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко - объединились и убедили сначала Первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева, а затем и Президента РФ отправить Новикова в отставку. Читатель может представить себе такую картину: приходят Греф, Кудрин и Матвиенко вместе, забыв былые разногласия, к Владимиру Путину, да и говорят: тут один милиционер слишком ретиво с коррупцией борется, не убрать ли его, пока не поздно? А то ведь всех разоблачит? Правильно, отвечает Президент, нечего с хорошими коррупционерами бороться, они у нас наперечет. И тут же увольняет не в меру активного генерала. (Согласно той же версии, к Кудрину-Матвиенко-Грефу примкнул еще и директор ФСБ РФ Николай Патрушев, который защитил от Андрея Новикова своего друга, спонсора Федерации волейбола России Владимира Крупчака).

Понятно, что те люди, которые отвечали за Андрея Новикова перед Президентом или хлопотали в свое время за генерал-полковника, должны были предъявить обществу «красивую» версию, согласно которой офицер МВД пал в борьбе с коррупцией. Хотя в том же проекте КЗС формирование и исполнение бюджетной сметы настолько прозрачны, что, если бы нарушения были, то на дамбе уже сидели бы несколько следственных бригад различных правоохранительных органов. Да и представить себе, чтобы такие разные, но, вместе с тем, такие жесткие люди, как Матвиенко, Кудрин и Греф героически скрывали от руководства страны некое «завышение сметы дамбы», практически невозможно. Можно представить другое - что зарвавшийся замминистра, давно ощущавший свою безнаказанность (не в последнюю очередь, благодаря обширным возможностям Золотова), хотел «поковыряться» в дамбе по инициативе некоторых криминальных структур, которые никак не желают уводить с территории КЗС свой неоднозначный бизнес. Возможно. Во всяком случае, никаких реальных фактов за время увлечения тематикой дамбы Андрей Новиков предъявить стране и Президенту так и не смог. Только слухи и «утечки» якобы оперативной информации, которыми генерал, очевидно, щедро подкармливал Агентство журналистских расследований (АЖУР), давно известное своей близостью к тем же самым людям, что способствовали быстрой федеральной карьере Андрея Новикова.

А ведь в самом аппарате МВД, в «приватных» беседах практически не скрывают, что именно привели к увольнению Новикова. Да, действительно, нити ведут в Санкт-Петербург. Но вовсе не на дамбу. А к громкому убийству журналиста Максима Максимова, который трагически погиб еще 29 июня 2004 года. В 2005 году на базе показаний одного из свидетелей преступления возникла версия, что с Максимовым свели счеты три влиятельных питерских милиционера: замначальника 6-го отдела ГУ МВД подполковник Михаил Смирнов и два его подчиненных старшие уполномоченные по УВД майоры Лев Пятов и Андрей Бочуров. Эти люди пригласили журналиста в баню якобы для того, чтобы передать ему некую интересующую его оперативную информацию. После чего Максимова уже никто не видел. Не найден даже его труп, хотя есть свидетельства, что он был задушен и вывезен на милицейской машине с «правильными» номерами в область, а тело было зарыто вблизи одного из поворотов федеральной трассы «Скандинавия».

Сейчас упомянутых Смирнова, Пятова и Бочарова все-таки судят - но не за убийство Максимова, а за коррупцию. Дело об убийстве журналиста ушло в тину. И особо смелые сотрудники центрального аппарата МВД не скрывают, почему.

Первое. Подполковник Смирнов и его подручные считались людьми, которые замыкались непосредственно на Андрея Новикова и выполняли некоторые особо деликатные его поручения.

Второе. Незадолго до гибели Максим Максимов начал журналистское расследование некоторых особо серьезных дел и контактов Виктора Золотова и другого крупного «питерского силовика» - Романа Цепова (впоследствии отравленного). Этому расследованию и вызвались помочь те, кто пригласил Максимова в баню (с дальнейшими роковыми последствиями).

По версии, которую в МВД неофициально считают максимально близкой к истине, Смирнов, Пятов и Бочаров, прежде, чем войти в контакт с Максимом Максимовым , получили руководящий и направляющий сигнал от своего реального начальника, генерал-полковника Новикова. При этом Новиков намекнул, что «наверху» (очевидно, в Кремле) «все знают», и потому «можно действовать сколь угодно жестко».

Но «наверху» (наверное, в том самом Кремле) о специфических действиях людей Андрея Новикова узнали только осенью прошлого года. И пришли в ярость от того, что эти действия «прикрывались» именами высоких политических руководителей страны. Похоже, в Кремле пришли к выводу, что Андрей Новиков совсем потерял самоконтроль, если позволил себе отдавать некоторые более чем рискованные поручения, ссылаясь прямо на большое кремлевское начальство. А при такой потере самоконтроля чиновник с известным силовым ресурсом в руках способен вообще на все что угодно. Решение об увольнении замминистра созрело за несколько часов.

Правда, на расследовании дела об убийстве Максима Максимова это положительно не сказалось. Пока по-прежнему нет ни обвиняемых, ни даже тела журналиста. Мама покойного журналиста Римма Максимова встречалась со многими влиятельными людьми, обращалась с открытым письмом к самому Владимиру Путину. Но, судя по всему, хоть Новиков и ушел, влияния его покровителей все еще достаточно, чтобы не устраивающая их информация не выходила на поверхность.

Как ни странно, помалкивает и АЖУР, где Максимов прежде работал. Рыцари журналистских расследований почему-то не слишком озабочены заглохшим расследованием убийства своего коллеги. Их пока что больше интересуют мнимые скандалы на дамбе. Почему, тоже понятно. (Смотри выше).

Андрей Новиков удален с ключевой должности. Но покровители его - по-прежнему в строю. И пока они сильны и могущественны, дело об убийстве Максимова не будет расследовано до конца. К сожалению. Хотя Президент, уволив Новикова, свою позицию фактически сформулировал.

Образование:

В 1986 году окончил Ленинградский государственный университет им. А.А. Жданова по специальности «правоведение».

С 1980 года служил в уголовном розыске Главного управления внутренних дел Ленинграда на должностях от оперативника до начальника отдела;
в 1998 году стал начальником районного управления внутренних дел Красногвардейского района Санкт-Петербурга;
в 2001 году занял пост начальника управления делами Министерства внутренних дел РФ;
в 2003 году возглавил главное управление Министерства внутренних дел РФ по Северо-Западному федеральному округу;
с февраля 2005 по ноябрь 2006 года – заместитель министра внутренних дел РФ.

В ноябре 2006 года назначен руководителем Антитеррористического Центра государств-участников СНГ.

Награжден орденом «За личное мужество», орденом Почета.

Представитель Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств – участников СНГ. Генерал-полковник полиции. Кандидат юридических наук.

Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

Главврач Сургутского психдиспансера, где произошло массовое отравление, освобожден от должности. Как стало известно «УралПолит.Ru» из материалов к заседанию правительства, ...

ВЛАДИМИР, 14 июня. РИА ФедералПресс. Исполняющая обязанности губернатора Владимирской области Светалана Орлова произвела ряд кадровых назначений в областной администрации. ...

ТЮМЕНЬ, 19 ноября, ИА УралПолит.Ru. Лучших переговорщиков Газпром нефти выявил сбытовой блок компании на втором межрегиональном турнире, который прошел в Тюмени. Ранее лучших...

Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте будет продлена, объем ее финансирования сохранится и составит порядка 46 миллиардов рублей, сообщил...

ХАНТЫ-МАНСИЙСК, 24 марта, ИА УралПолит.Ru. В Югорском научно-исследовательском институте информационных технологий создана рабочая группа «Центр компьютерных компетенций» по...

В Сочи прошло XIII совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов, на котором выступил руководитель Антитеррористического центра...

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 25 июля, РИА ФедералПресс. Закончился прием документов от кандидатов на должность главы администрации Петропавловска-Камчатского. В число...

СУРГУТ, 1 октября, РИА ФедералПресс. В Сургуте появились новые данные о массовом отравлении наркотиками в городе. Главврач Сургутского психоневрологического диспансера...

СУРГУТ, 9 октября, РИА ФедералПресс. Глава Сургута Дмитрий Попов отчитался перед общественниками о своей поездке на заседание Госнаркоконтроля. Поводом для приглашения...

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 27 мая, РИА ФедералПресс. Большинство депутатов городской думы Петропавловска-Камчатского – 21 из 25 – проголосовало за отставку главы...

Генерал-полковник полиции Андрей Новиков рассказал об угрозах стабильности на южных границах Содружества со стороны Исламского государства

Андрей Новиков

Москва. 17 июня. сайт - Накануне 15-летия со дня создания Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ, его руководитель генерал-полковник полиции Андрей Петрович Новиков рассказал корреспонденту "Интерфакса" Михаилу Шевцову об основных итогах деятельности структуры, существующих и прогнозируемых угрозах безопасности, в особенности со стороны международной террористической организации "Исламское государство", а также о том, что к своему Юбилею АТЦ переедет в новое, технически оснащенное здание в центре Москвы.

Андрей Петрович, решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года был создан Антитеррористический центр государств - участников СНГ. С чего начинали, и что представляет собой АТЦ сегодня?

АТЦ был создан в условиях, когда государства Содружества подверглись мощной атаке международного терроризма, что стало реальной угрозой стабильности в регионе.

В Киеве на заседании Совета министров внутренних дел руководители правоохранительных органов 1 октября 1999 года выступили с обращением к главам государств и главам правительств государств СНГ, в котором было отмечено, что нарастание терроризма, бандитизма, похищения людей, незаконного оборота оружия и боеприпасов, других тяжких преступлений наносит серьезный ущерб безопасности государств СНГ. "Сегодня эскалация насилия происходит на Кавказе и в Средней Азии, а завтра это может распространиться на другие регионы. В этих условиях необходимо дать достойный отпор международному терроризму, вооруженному сепаратизму и другим проявлениям экстремизма, консолидировать усилия наших стран и, в первую очередь, их правоохранительных структур", - подчеркивалось в документе.

21 июня 2000 года Совет глав государств принял решение о создании АТЦ СНГ как постоянно действующего специализированного отраслевого органа Содружества.

Центр был ориентирован на обеспечение координации взаимодействия компетентных органов в области борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. 1 декабря того же года Совет глав государств СНГ определил правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы АТЦ, возложив общее руководство работой Центра на Совет руководителей органов безопасности и спецслужб государств СНГ.

Первым руководителем АТЦ СНГ стал опытный профессионал Борис Александрович Мыльников, который обеспечил "запуск" этого сложного межгосударственного проекта безопасности. В короткие сроки были предприняты усилия по формированию единого правового и организационного пространства борьбы с терроризмом, установлению контактов с уставными органами и органами отраслевого сотрудничества СНГ, международными структурами. Сейчас АТЦ СНГ активно взаимодействует со специализированными структурами ООН, ОБСЕ, ИНТЕРПОЛ, ШОС, ОДКБ, стал одной из авторитетных организаций не только на региональном, но и на международном уровне.

С учетом меняющихся угроз, в последние годы АТЦ усилил внимание проблемам предупреждения актов терроризма на объектах энергетики, при проведении массовых мероприятий, противодействия распространению экстремистских идей в киберпространстве. Особую тревогу вызывает активизация деятельности международных террористических и радикальных экстремистских организаций, особенно в Центрально-Азиатском регионе, разрастание террористического наемничества, приближение к южным рубежам СНГ стремительно разрастающегося "Исламского государства".

Центр активно участвует в формировании гармонизированного модельного законодательства на площадке Межпарламентской ассамблеи (МПА) СНГ по вопросам обороны и безопасности, Объединенной комиссии при МПА СНГ по гармонизации законодательства в сфере безопасности и противодействия новым вызовам и угрозам. В течение пятнадцати лет АТЦ инициировал или стал разработчиком целого ряда модельных законов, создающих базу национальных источников законодательства. Самое важное для нас в этой работе - обеспечивать согласованную матрицу стратегий и тактических решений в деле борьбы с терроризмом и экстремизмом, адекватную современным реалиям.

Как сказался на деятельности АТЦ уход Грузии и фактическое прекращение сотрудничества Украиной, несмотря на то, что именно в Киеве 1 октября 1999 года на заседании Совета министров внутренних дел руководителей правоохранительных органов родилась идея создания АТЦ?

Неучастие Украины и, тем более, Грузии, в АТЦ СНГ не так сильно отражается на деятельности антитеррористической структуры. Мы не почувствовали каких-либо потерь.

Совсем недавно, в 2012 году мы в Украине проводили большие учения "Донбасс - Антитеррор" совместно с ИНТЕРПОЛ, в которых принимали участие практически все государства СНГ. Учения еще раз показали, что безопасность любого государства может быть обеспечена только коллективными усилиями. Дело в том, что геополитическое положение Украины не располагает к локализации взаимодействия, сотрудничество в вопросах безопасности только с западными партнерами также резко снижает порог безопасности любого восточноевропейского государства.

Кроме того, на мой взгляд, отказавшись от сотрудничества, Украина много потеряла и в информационном плане. Геополитическая ситуация в мире стремительно меняется, особенно в регионах Ближнего Востока и Центральной Азии. Потерять надежный канал обмена информацией по этому направлению, по крайней мере, неосмотрительно. Ответственность государства перед своим народом заключается помимо прочего в создании и поддержании такой матрицы взаимодействия с соседними странами, которая обеспечит гибкую и всестороннюю систему реагирования на реальные, а не вымышленные террористические угрозы.

26 мая на 38-м заседании Совета руководителей органов безопасности государств СНГ в Душанбе Вы не исключили вероятности распространения влияния "Исламского государства" на территории стран Содружества, акцентировали внимание на усиливающуюся вербовочную деятельность ИГ. Буквально в этот же день стало известно, что командир ОМОН МВД Таджикистана полковник Гулмурод Халимов уехал воевать в Сирию на стороне ИГ. Есть данные о тысячах граждан из стран СНГ, воюющих в рядах ИГ.

- Какие меры должны предпринять государства СНГ по противодействию угрозе ИГ?

О резком возрастании рисков со стороны международной террористической организации "Исламское государство" мы предупреждали в октябре 2014 года на Второй международной конференции, проведенной Контртеррористическим центром ООН в Брюсселе. Я тогда сказал, что модернизированные по наемническому типу международные террористические организации в качестве среднесрочной цели преследуют изменение моделей управления в целых субрегионах, дробление государств, создание новых государственных образований. В прошлом году мы подготовили серьезные методические рекомендации по этой проблеме, в том числе большой обзорный документ по ИГ, где расписали технологию террористической деятельности, примерное количество участников, как пополняются ее ряды, какие действия возможны и куда будут направлены.

К сожалению, практически все наши прогнозы сбываются. Угроза экспансии "Исламского государства" вплотную приблизилась к южным рубежам Содружества, отмечены боестолкновения на южной границе Туркмении, в Горном Бадахшане. Наши аналитики считают, что перегруппировка сил международного терроризма к внешним границам СНГ с одновременными устремлениями на разворачивание вооруженных выступлений в государствах, граничащих со странами СНГ, может существенно осложнить оперативную обстановку в странах Содружества. Нас не может не тревожить усиливающаяся вербовочная деятельность "Исламского государства", в том числе на пространстве СНГ, переброска боевиков международных террористических организаций из государств Центрально-Азиатского региона в зону вооруженного конфликта на Ближнем Востоке. Переход Халимова на сторону "Исламского государства" - очень тревожный знак.

В этой ситуации государства СНГ уже предпринимают дополнительные совместные меры по недопущению переноса деятельности ИГ на территории государств СНГ. Эти меры связаны как с укреплением южных границ СНГ, так и с правовым преследованием в рамках действующего законодательства лиц, принимавших участие в боевых действиях террористических организаций за рубежом.

Отдельное направление - контрпропаганда.

Сейчас наблюдается серьезное обострение ситуации в Афганистане, особенно после вывода коалиционных сил. Если северная часть Афганистана до последнего времени была заселена представителями центрально-азиатских национальностей, то сейчас туда приходят пуштуны и идет вытеснение коренного населения на территорию государств Центральной Азии. Надо учитывать, что 90% пуштунов задействованы или находятся под влиянием террористической организации "Талибан". Не спокойнее и в Ираке. Американцы не принесли мир в эту страну. Сейчас они уходят, а силовые структуры не готовы дать отпор ИГ.

Для мониторинга ситуации в Афганистане АТЦ в 2014 году сформировал специальную группу, основная часть которой работает в отделении АТЦ в Бишкеке. Спецслужбы стран-партнеров выделили АТЦ офицеров связи.

- Насколько опасен возврат домой воюющих сейчас на стороне ИГ боевиков из стран СНГ в Сирии, Ираке, Йемене?

Пока сложно прогнозировать возможные сроки возврата боевиков и сказать когда ИГ завершит боевые действия в Сирии и Йемене. Однако, очевидно, что в Афганистане в ходе "обратного транзита" джихадистов интересы "фронтовой" молодежи ИГ неизбежно столкнутся с интересами лидеров афганского и пакистанского Талибана. По мнению экспертов, интенсивность обратной "боевой миграции" джихадистов ИГ из Сирии и Ирака в Афганистан, Пакистан и Центральную Азию будет зависеть от успехов сил международной коалиции, начавшей боевые действия против "Исламского государства". Коалиция могла бы заметно снизить угрозы экспансии ИГ, если были бы решены следующие задачи: разгром основных баз ИГ, лишение джихадистов прибыли от контрабандных продаж иракской и ливийской нефти, прекращение притока новых боевиков хотя бы из стран самой коалиции. Однако, по результатам совокупных и весьма дорогостоящих усилий коалиции, к настоящему времени удалось освободить не более 1% территории, захваченной ИГ. Факты "теневой" передачи оружия и вооружений подразделениям ИГ обошли мировые СМИ. Это уже не политика т.н. "двойных стандартов". Это прямое насаждение хаоса. И едва ли кто-нибудь сегодня решится сказать, что этот хаос является управляемым. Сможет ли сформированная коалиция добиться утраты ИГ статуса успешного военно-политического проекта? С учетом опыта Афганистана, Ирака, Ливии и Сирии, вопрос, полагаю, остается открытым.

Просто бомбежками ИГ не победить. Зеленое знамя "Газавата" - привлекательный лозунг, который практически никто не опровергает. Нам надо усилить оперативную и пропагандистскую работу, чтобы уменьшить резерв пополнения рядов ИГ за счет граждан стран СНГ. Нужна активная, в особенности с оперативной точки зрения, работа спецслужб и правоохранительных органов стран СНГ. Сейчас для всех стран СНГ важна проблема отслеживания выезда боевиков для участия в деятельности ИГ, их возвращения, вербовочная работа эмиссаров ИГ.

В ближайшее время нами будет подготовлен документальный фильм с участием коллег из Киргизии, который основан на показаниях конкретных лиц, которые воевали на стороне ИГ и вернулись домой. Будет показана технология вербовочной работы и отправки этих людей в Сирию для участия в боевых действиях. Полагаю, это отрезвит часть молодежи.

АТЦ готовит большой доклад по ИГ на ежегодное международное совещание спецслужб и органов безопасности иностранных государств - партнеров ФСБ России. Нам есть, что сказать через призму международных отношений, международного антитеррористического консорциума борьбы с этим злом.

Важным аспектом является усиление контрпропаганды через СМИ, интернет, мечети. Духовным лидерам, представителям мусульманской религии надо активизировать свою разъяснительную деятельность, особенно в молодежной среде, которая является сейчас главным источником пополнения рядов ИГ.

В некоторых странах СНГ приняты законы, запрещающие обучение в теологических заведениях других государств. Примерно 1200-1500 человек из стран СНГ ежегодно проходят обучение в этих заведениях на Ближнем Востоке, многие возвращаются оттуда убежденными исламистами, часть из них воюет в рядах ИГ. В странах СНГ достаточно своих религиозных учебных заведений, мусульманских университетов, где изучают ислам, который никогда не отличался враждебностью и насилием.

- Сколько граждан из стран СНГ могут принимать участие в деятельности ИГ?

В настоящее время, по данным спецслужб, в ИГ воюют около 2 тысяч граждан, имеющих паспорта Российской Федерации, по некоторым экспертным оценкам, их число приближается к 5 тысячам. Часть сведений по нашим гражданам подтверждена документально, какая-то часть - в стадии проверки. Этой работой сейчас заняты спецслужбы и правоохранительные органы всех стран СНГ. Надо использовать агентурную работу, средства технического контроля.

В Специализированном банке данных АТЦ СНГ на май 2015 года есть подтвержденная информация о лицах, принимающих или принимавших непосредственное участие в боевых действиях на территориях государств, не входящих в СНГ, в частности, в Сирии и Ираке, в составе террористических, экстремистских организаций и незаконных вооруженных формирований. В этих списках 567 человек, без учета России. Из них, по имеющейся информации, 61 человек погиб во время боевых действий.

- Насколько реально завладение ИГ компонентами ядерного оружия?

Мы об этом предупреждали давно. Лет пять назад я, как руководитель АТЦ, предупредил, что проблема не в том, что террористы смогут захватить ядерное оружие, а в том, что получив доступ к ядерным материалам, террористы могут сделать "грязную ядерную бомбу". Эффект от ее использования не так страшен по своим разрушительным последствиям, но паника будет всемирной.

Можно ли говорить, что на пространстве СНГ удалось сформировать антитеррористическую систему безопасности?

Система работает. Она достаточно гибкая, постоянно трансформируется с учетом меняющихся угроз безопасности как в целом на пространстве СНГ, так и в отдельных странах. Еще два года назад мы ничего не слышали об ИГ, а сегодня это одна из главных угроз безопасности в мире.

Мы осуществляем непрерывный мониторинг и анализ оперативной обстановки, складывающейся под влиянием деятельности террористических организаций, проводим специализированные аналитические исследования, обобщаем и распространяем опыт в сфере организации антитеррористической деятельности, наработанный компетентными органами государств СНГ и антитеррористическими органами государств, не входящих в СНГ.

Центром ежемесячно выпускаются информационно-аналитические и тематические справки, содержащие экспертные оценки состояния оперативной обстановки не только на территории государств СНГ, но и в различных "горячих точках" планеты. Дважды в год издается Информационный бюллетень АТЦ СНГ, ежегодно выпускается "Обзор о фактах терроризма и иных проявлениях экстремизма в государствах-участниках СНГ, их причинах и источниках финансирования".

В организационном плане общая система антитеррористической безопасности Содружества складывается из профильных советов ведомств силового блока, в том числе органов безопасности, спецслужб, министерств внутренних дел и обороны, пограничных ведомств государств - Совет руководителей органов безопасности государств-участников СНГ, советы министров внутренних дел, обороны, командующих пограничными войсками и других.

Особое место в этой системе занимает специализированный орган отраслевого сотрудничества, созданный специально для координации усилий наших государств в борьбе с терроризмом - Антитеррористический центр СНГ.

Кроме сбора информации и аналитики, важна практическая слаженность силовых структур для эффективного противодействия террористическим угрозам. Что делается в этом плане?

АТЦ СНГ ежегодно проводит масштабные антитеррористические учения, в сценарий которых закладываются те угрозы, которые возможны для каждого из государств-членов СНГ.

За 15 лет деятельности Центра проведено 12 совместных антитеррористических учений, в основу которых закладывался принцип максимального приближения сценариев к реальным условиям.

С 2010 года стали постоянными командно-штабные тренировки, в ходе которых проходит подготовка оперативных работников, отрабатывается слаженность и алгоритм действий в условиях конкретных угроз. В этих тренировках за последние годы принимали участие более 200 человек из состава спецслужб стран СНГ.

Большое внимание уделяется профессиональной подготовке сотрудников антитеррористических подразделений. С 2002 года при содействии АТЦ инструкторы Центра специального назначения ФСБ России проводят обучение специалистов по борьбе с терроризмом специальных антитеррористических подразделений государств СНГ. Обучение проводится два раза в год на учебных базах стран Содружества.

Тематика учебных курсов обусловлена спецификой задач, выполняемых спецподразделениями - тактико-специальная, снайперская, специальная инженерная подготовка, воздушно-десантная, водолазная, альпинистская подготовка, рукопашный бой и другие. Всего прошли обучение около 500 сотрудников.

С 2011 года на базе Межведомственного учебно-методического центра подготовки специалистов по обезвреживанию взрывных устройств ФСБ России подготовку проходят специалисты-взрывотехники. За пять лет сертификаты получили 106 специалистов.

С 2014 года на базе ФСБ России действуют курсы по экспертной специальности ситуационного анализа фото- и видеоизображений. В качестве перспективных направлений подготовки специалистов АТЦ СНГ рассматривает учебные программы по антитеррористической защите ядерных объектов, по информационной безопасности, по вопросам противодействия финансированию терроризма и экстремизма.

За 15 лет более 700 сотрудников антитеррористических и специальных подразделений органов безопасности и специальных служб государств Содружества прошли адресное обучение по программам подготовки и повышения квалификации, разработанных и реализуемых при участии АТЦ СНГ.

Переподготовка сотрудников спецслужб и правоохранительных органов стран СНГ проводится на базе спецфакультета Академии ФСБ России, Международного межведомственного центра подготовки и переподготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России, Института национальной безопасности КГБ Белоруссии, Академии КНБ Казахстана, Института ГКНБ Киргизии.

Довольно сложным для АТЦ на начальном этапе был вопрос о создании специализированного банка данных о лицах и организациях, причастных к террористической и экстремистской деятельности. Что удалось сделать?

Государства СНГ сформировали довольно большой массив информации по наемничеству в специализированном банке данных. Если в прошлом году в межгосударственном розыске за совершение террористических преступлений находилось 2.5 тысяч человек, то в этом - более 3 тысяч человек. Если более точно, то по состоянию на начало II квартала на учете было 3378 человек. Совместно с партнерами мы регулярно проводим спецоперации "Трал - антитеррор".

В общей сложности Центром, начиная с 2010 года, собраны сведения о вероятных местах укрытия более 800 разыскиваемых. По информации АТЦ, направляемой партнерам в рамках содействия в осуществлении межгосударственного розыска террористов и экстремистов, а также в результате проведения комплекса розыскных и иных мероприятий под эгидой АТЦ, в государствах СНГ задержано более 50 человек, объявленных в межгосударственный розыск по обвинению в совершении преступлений террористической и экстремистской направленности.

Информационный обмен осуществляется посредством межгосударственной, межведомственной информационной системы коллективного пользования - Специализированного банка данных (СБД) АТЦ СНГ, созданного для сбора, накопления, хранения, обработки и выдачи информации, отнесенной национальными законодательствами государств СНГ к компетенции подразделений по борьбе с терроризмом. СБД состоит из трех самостоятельных сегментов: центрального звена, тематических информационных массивов и открытого сегмента в глобальной сети Интернет. В нем накапливаются сведения в отношении конкретных объектов, событий и процессов, которые могут представлять угрозу безопасности странам Содружества.

Доступ к СБД обеспечивается компетентными органами государств СНГ в режиме реального времени.

Основным источником пополнения СБД являются сведения, поступающие в Центр из компетентных органов государств Содружества, органов СНГ, региональных и международных организаций.

Этот банк данных создан и активно используется благодаря новым информационным технологиям, позволяющим получать необходимую информацию в режиме реального времени о террористах, наемниках, и организациях, признанных террористическими.

Чрезвычайно важно для совместной деятельности то, что мы существенно продвинуться в гармонизации антитеррористического и антиэкстремистского законодательств стран СНГ. Юридическая группа АТЦ СНГ принимает участие в подготовке практически всех профильных модельных законов СНГ. Она задействована и на площадке Межпарламентской ассамблеи СНГ в Санкт-Петербурге.

- Не дублируют ли друг друга АТЦ СНГ и Региональная антитеррористическая структура (РАТС) ШОС?

Мы ни с кем ничего не делим. АТЦ СНГ уже в течение 15 лет решает задачи в рамках своих компетенций, которые определены решениями глав государств СНГ.

С РАТС ШОС подписано соглашение о сотрудничестве, налажен ежемесячный обмен оперативной информацией, аналитическими документами, списками разыскиваемых лиц. Для нас полезна информация РАТС ШОС, в том числе в связи с тем, что туда входит Китай. Несколько лет назад мы провели совместную конференцию в Ташкенте. Мы приглашаем друг друга на учения. Планируем проведение и совместных мероприятий.

Я считаю, что безопасности на пространстве СНГ и ШОС не может быть много. Каждой эффективной структуре в противодействии террористическим и экстремистским угрозам работы достаточно.

Как АТЦ взаимодействует с другими международными и региональными организациями в сфере борьбы с терроризмом?

Мы не можем работать в вакууме. АТЦ на постоянной основе поддерживает рабочие контакты с Контртеррористическим комитетом (КТК) ООН, Управлением ООН по наркотикам и преступности, Антитеррористическим подразделением ОБСЕ, Комитетом экспертов по борьбе с терроризмом Совета Европы (CODEXTER), Международной организацией уголовной полиции ИНТЕРПОЛ, ОДКБ, РАТС ШОС, Глобальной инициативой по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), Центральноазиатским региональным информационно-координационным центром (ЦАРИКЦ).

Сотрудники АТЦ СНГ выступают в качестве экспертов при подготовке важных контртеррористических резолюций СБ ООН.

АТЦ стал активным участником, проводимых под эгидой ИНТЕРПОЛ, ОБСЕ, КТК ООН, ГИБАЯТ, CODEXTER международных конференций, семинаров, симпозиумов и рабочих встреч, в ходе которых происходит обмен мнениями и опытом, прорабатываются эффективные механизмы взаимодействия и противодействия терроризму и экстремизму.

С 2012 года эксперты Центра задействованы в миссиях Исполнительного директората КТК ООН по поддержке выполнения государствами СНГ резолюций СБ 1373, 1624 и 1267. В информационных массивах Специализированного банка данных АТЦ СНГ концентрируется информация, поступающая из Совета Безопасности ООН, о лицах, причастных к деятельности международной террористической организации "Аль-Каида" и движения "Талибан" (резолюции СБ ООН 1267 и 1988). В 2013 году санкционные списки СБ ООН были переведены нами на русский язык и направлены в компетентные органы государств СНГ.

АТЦ имеет статус постоянного наблюдателя на ежегодных сессиях Комитета экспертов Совета Европы по борьбе с терроризмом (CODEXTER) и генассамблеях ИНТЕРПОЛа.

- Как будете отмечать 15-летие АТЦ?

Пройдет 8-е совещание руководителей антитеррористических центров стран СНГ, тех, кто непосредственно отвечает за антитеррористический трек.

16 июня в Москву приедут партнеры из стран СНГ. 17 июня будет открыто здание новой штаб-квартиры АТЦ СНГ в Хрущевском переулке в центре Москвы. В этот же день пройдут торжественные мероприятия на базе Культурного центра ФСБ России.

- Что пожелаете своим коллегам и партнерам?

Хотел бы искренне поблагодарить всех коллег и партнеров за внимание к работе Центра, большой вклад в его развитие, готовность к реализации совместных проектов по обеспечению контртеррористической защищенности СНГ. Центру желаю дальнейшей жизни и большей практической отдачи от работы.

Антитеррористический центр СНГ: Корейский кризис представляет непосредственную угрозу для России

Таким образом, после первой спокойной реакции российских военных на корейский кризис тон Москвы резко изменился. Версию о том, что кризис не представляет угрозы для РФ, опроверг вчера и глава Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков. «Для нас это все представляет непосредственную угрозу»,— заявил он.
ссылка: http://www.amic.ru/news/214659

Антитеррористические учения пройдут в Кыргызстане в сентябре

Антитеррористические учения пройдут в Кыргызстане в сентябре текущего года, сообщил руководитель антитеррористического центра (АТЦ) государств-участников СНГ, генерал-полковник полиции Андрей Новиков.

«Совместные антитеррористические учения будут на территории Кыргызской Республики в сентябре этого года», - сказал А. Новиков на пресс-конференции в понедельник.
ссылка: http://news.mail.ru/inworld/ kyrgyzstan/politics/12658986/

БЕЗОПАСНОСТЬ: АНТИТЕРРОР-АФГАНИСТАН-СИТУАЦИЯ

Выход сил НАТО из Афганистана в 2014 году может стать спусковым механизмом для дестабилизации обстановки в странах Центральной Азии, считает руководитель Антитеррористического центра /АТЦ/ СНГ Андрей Новиков.
ссылка: http://ru.euronews.com/ newswires/1885060-newswire/

Ситуация в ЦА после вывода войск из Афганистана может дестабилизироваться

Ситуация в Центральной Азии после вывода войск из Афганистана может дестабилизироваться. Об этом сегодня сообщил руководитель антитеррористического центра государств-участников СНГ, генерал-полковник полиции Андрей Новиков, передает корреспондент Tengrinews.kz.

«Фактически ситуация в Афганистане, и то как она будет развиваться в 2014 году и позже, является своего рода спусковым механизмом для возможной дестабилизации всей центральной Азии. Это вызывает понятную озабоченность и заставляет нас сформировать специальные меры, как на коллективном, так и на национальном уровнях государств СНГ», — считает Андрей Новиков.
ссылка: http://www.socdeistvie.info/ news

Биометрические документы помогут справиться с международной преступностью, — эксперт

Биометрические документы помогут в борьбе с терроризмом и международной преступностью. Об этом во время пресс-конференции заявил руководитель Антитеррористического центра государств-участников СНГ, генерал-полковник полиции РФ Андрей Новиков.

«Если на земле будет проживать 16 млрд. людей (на данный момент население планеты составляет 7 млрд, — ред.), только тогда возможно, что отпечатки одного человека совпадут с отпечатками другого, и то только на одном пальце. Если мы говорим про биометрию, то используя возможности сетчатки глаза и других биометрических показателей любого гражданина, скрыться за какими-то левыми документами, которые можно использовать при переезде и пересечении границы, будет практически невозможно», — отметил Новиков.
ссылка: http://www.bagnet.org/news/ society/212900

Антитеррористические учения стран СНГ проведут в Кыргызстане

Антитеррористические учения государств СНГ проведут в Кыргызстане, передает Tengrinews.kz со ссылкой на руководителя антитеррористического центра государств-участников Содружества, генерал-полковника полиции Андрея Новикова.
«Мы планируем проведение специальных антитеррористических оперативных учений и командно-штабной тренировки в Киргизии в сентябре 2013 года», — сообщил Новиков в ходе видео-моста в РИА Новости.
ссылка: http://tengrinews.kz/ kazakhstan

В течение последних двух лет представители РМ не участвовали в деятельности АТЦ — Новиков

В течение последних двух лет специалистов из Молдовы в силу объективных причин нет в представительстве Антитеррористического центра стран СНГ, заявил в понедельник директор этого ведомства Андрей Новиков в ходе состоявшегося в РАМИ РИА Новости видеомоста Москва-Астана-Ереван-Киев-Кишинев, передает агентство Новости-Молдова.

Спецслужбы контролируют россиян, желающих отправиться повоевать в Сирию

В боевых действиях на территории Сирии принимают участие десятки граждан России и других стран СНГ, заявил в понедельник руководитель Антитеррористического центра СНГ Андрей Новиков.

«Я думаю, что разговор идет о десятках», - сказал он Интерфаксу. Ранее в понедельник на пресс-конференции Новиков сообщил, что среди российских граждан в боевых действиях в Сирии участвуют выходцы с Северного Кавказа.
ссылка: http://www.specletter.com/ news/2013-04-08/69366.html

Россияне против вывода войск США из Афганистана

Вывод войск США в 2014 году из Афганистана может привести к дестабилизации ситуации во всей Средней Азии. Об этом сообщил сегодня журналистам глава Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ Андрей Новиков, передает РБК-Украина.
ссылка: http://minprom.ua/news/120571. html

Риск эскалации революций на территорию СНГ существует, но предотвратим — глава АТЦ

Глава антитеррористического центра государств-участников СНГ Андрей Новиков считает возможным риск эскалации арабских революций на территорию стран СНГ.
«Угрозы существуют, но я уверен в том, что каждое государство и все государства, входящие в СНГ, могут адекватно реагировать на эти угрозы, предотвращая их и проводя правильную профилактическую работу», — сказал он в ходе телемоста Астана-Москва в понедельник.
ссылка: http://www.interfax.by/news/ belarus/128221

Эксперт: Вывод войск НАТО из Афганистана дестабилизирует ситуацию в Средней Азии

Вывод войск НАТО из Афганистана дестабилизирует ситуацию во всей Средней Азии. Об этом, как передает корреспондент ForUm’a, сообщил руководитель Антитеррористического центра государств — участников СНГ Андрей Новиков.

«Ни для кого не секрет, что вывод войск иностранного контингента в 2014 году создаст стратегическую ситуацию в Средней Азии. Ведь государства Средней Азии имеют весьма протяженные границы с Афганистаном. Отсюда вопросы о трансферте ответственности США и коалиции.
ссылка: http://rus.for-ua.com/ukraine/ 2013/04/08/142152.html

В Москве не видят террористической угрозы для российских военных объектов на Украине

В Москве не видят террористической угрозы для российских военных объектов на Украине, заявил в ходе видеомоста с украинской столицей руководитель Антитеррористического центра государств-участников СНГ генерал-полковник полиции Андрей Новиков.
ссылка: http://www.nr2.ru/kiev/433139. html

Кыргызстан примет участие в заседании комиссии по информбезопасности СНГ

Представители Кыргызстана примут участие во 2-м заседании комиссии по информационной безопасности, действующей при Совете руководителей органов безопасности и специальных служб государств СНГ. Об этом «ВБ» сообщил руководитель Антитеррористического центра (АТЦ) Содружества генерал-полковник полиции Андрей Новиков. Заседание пройдет с 25 по 27 апреля в Баку, где соберутся эксперты и сотрудники органов безопасности и спецслужб стран СНГ.

«АТЦ активно участвует в работе комиссии, уделяет большое внимание этому направлению деятельности, — отметил Новиков. – Совсем недавно в штаб-квартире Содружества в Минске был рассмотрен проект программы сотрудничества государств СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014–2016 годы. Документ сейчас проходит согласование в каждой из стран, после чего будет приниматься Советом глав правительств. В этой программе целый раздел посвящен взаимодействию в упомянутой сфере».
ссылка:

Антитеррористический центр государств — участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ), созданный Решением Совета глав государств СНГ от 21 июня 2000 года , является постоянно действующим специализированным отраслевым органом Содружества Независимых Государств и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности АТЦ СНГ определяются Положением об Антитеррористическом центре государств — участников Содружества Независимых Государств , утвержденным Решением Совета глав государств СНГ от 1 декабря 2000 г.

Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ (СОРБ).

Руководитель Антитеррористического центра СНГ назначается решением Совета глав государств Содружества.

С ноября 2006 года в соответствии с решениями Совета глав государств Содружества Независимых Государств (2006, 2009, 2012, 2015, 2018 гг.) АТЦ СНГ возглавляет генерал-полковник полиции Новиков Андрей Петрович.

Положение об Антитеррористическом центре государств — участников Содружества Независимых Государств определяет основные задачи и функции Центра:

1. Выработка предложений Совету глав государств Содружества Независимых Государств и другим органам СНГ о направлениях развития сотрудничества государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

2. Обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств — участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма;

3. Анализ поступающей информации о состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах — участниках СНГ и других государствах;

4. Проведение аналитических исследований по актуальным вопросам международной антитеррористической деятельности. Подготовка и организация выпуска собственных печатных изданий;

5. Формирование и развитие Специализированного банка данных (СБД) Центра с использованием возможностей Объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб, банков данных других компетентных органов государств — участников СНГ. Предоставление информации на регулярной основе и по запросам компетентным органам государств — участников СНГ, участвующим в формировании СБД АТЦ СНГ:

О международных террористических и иных экстремистских организациях, их лидерах, а также причастных к ним лицах;

О состоянии, динамике и тенденциях распространения международного терроризма и иных проявлений экстремизма в государствах — участниках СНГ и других государствах;

О неправительственных структурах и лицах, оказывающих поддержку международным террористам.

6. Участие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений, организуемых по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств.

7. Содействие заинтересованным государствам — участникам СНГ в подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

8. Содействие заинтересованным государствам — участникам СНГ в осуществлении межгосударственного розыска лиц, совершивших преступления террористического характера и скрывающихся от уголовного преследования или исполнения судебного приговора.

9. Участие в подготовке модельных законодательных актов, нормативных документов, а также международных договоров, затрагивающих вопросы борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

10. Содействие в организации подготовки специалистов и инструкторов подразделений, участвующих в борьбе с терроризмом.

11. Разработка моделей согласованных антитеррористических операций и оказание содействия в их проведении.

Организация координации взаимодействия при проведении антитеррористических мероприятий по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств, а при необходимости — по поручению глав заинтересованных государств — участников СНГ в соответствии с установленным порядком.

12. Участие в разработке межгосударственных программ государств — участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

13. Участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров. Содействие обмену опытом в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

14. Установление и поддержание рабочих контактов, по поручению Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников СНГ, с международными центрами и организациями, занимающимися вопросами борьбы с международным терроризмом, а также соответствующими специализированными структурами других государств.

Основным документом, определяющим спектр задач для АТЦ СНГ, является Программа сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

Программа принимается решением Совета глав государств СНГ каждые три года. Это обусловлено необходимостью адекватного реагирования стран Содружества на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма.

В настоящее время действует Программа на 2017-2019 годы.

Ориентируясь на решение практических задач в борьбе с международным терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, АТЦ СНГ организовано тесное сотрудничество с органами СНГ: Исполнительным комитетом, профильными Советами: командующих Пограничными войсками, министров обороны, министров внутренних дел, руководителей таможенных служб, генеральных прокуроров, руководителей миграционных органов, подразделений финансовой разведки, пенитенциарных служб, Межпарламентской Ассамблее, Координационным транспортным совещанием, Межгосударственным авиационным комитетом, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и другими видами преступлений на территории СНГ.

На постоянной основе Центр поддерживает рабочие контакты с партнерами по международному антитеррористическому сообществу: Исполнительным директоратом Контртеррористического комитета Совета безопасности ООН (ИД КТК СБ ООН), Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), Международной организацией уголовной полиции ИНТЕРПОЛ, Департаментом транснациональных угроз Секретариата ОБСЕ, CODEXTER, Исполнительным комитетом Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (ИК РАТС ШОС), Глобальной инициативой по борьбе с актами ядерного терроризма (ГИБАЯТ), Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Центральноазиатским региональным информационным координационным центром (ЦАРИКЦ), Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва.

Комплектование Центра осуществляется на коалиционной основе из числа сотрудников компетентных органов стран Содружества - органов безопасности, специальных служб, органов внутренних дел, пограничных структур и военных ведомств.

Штаб-квартира АТЦ СНГ расположена в г. Москве (Российская Федерация). Место дислокации Отделения АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону - г. Бишкек (Кыргызская Республика).