Оценка безопасности системы информационного управления российской федерации. Понятие, виды и особенности информации Виды социальной информации их природа и свойства


Культура выступает как гуманизирующая основа , как сово-купность всех наследственных информации, способов их органи-зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради-ций, нуждается в постоянном информационном питании.

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион-ный процесс.

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по-коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура .

Средства массовой информации и учреждения досуга

СМИ - вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ-единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об-щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле-дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки!», «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты!»;

Театрализованные информационно-развлекательные про-граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

Интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли :

Традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

Фестивали: «Радуга», «Виктория»:

Праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна!»;

Клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за-ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

Встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

Всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж-ном досуге дискуссионный клуб;

практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по-мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу-га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

развитие новых форм досуга на основе современной ин-формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль-ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

создаваемые в системе общественного досуга мульти-медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе-ния современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользова-нию информационными источниками); воспитание культуры по-требления информации.

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин-формируют население о деятельности культурно-досуговых уч-реждений по организации содержательного досуга и дают рек-ламу ближайших массовых мероприятий.

Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).

Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства . Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина-ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы-ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи-зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи-вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио.

Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех-нологий являются автоматизированные базы (банки ) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин-ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней-шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про-грамму введения в Сеть полного объема информации о многове-ковой китайской культуре.

Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян-но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат-мосферу» Земли - инфосферу

Зарубежные информационно-просветительские техноло-гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве-дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст-вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом-ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель-ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи-низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой..

В США популярны психологические тренинги, культ здоро-вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле-чены все: от домохозяек до президента.

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об-раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики .

Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис-тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче-ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду-стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ-ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.

Реализация социальной политики немыслима без сбора и обработки большого количества информации об обществе и тех процессах, которые в нем протекают. Подобную информацию называют социальной информацией. Сам термин «соци­альная информация» и возник, чтобы оттенить проблемы информационного взаи­модействия в социальных (общественных) системах от информационных процес­сов, протекающих в физических и технических системах.

Социальная информация обладает новыми свойствами по сравнению с той ча­стью информации, которая циркулирует в физических и технических системах. К этим свойствам относятся: смысл, ценность, достоверность, оперативность. Смысл - это инвариант относительно средств передачи информации, выражающий содер­жание данной информации (т.е. то отраженное разнообразие, которое приходит к получателю). Ценность информации - это ее полезность для получателя (т.е. только то отраженное разнообразие, которое позволяет получателю решать какие-либо про­блемы, является полезным). Достоверность - это истинность информации. Опера­тивность - это включение информации в коммуникативную систему общества не­посредственно после возникновения данной информации.

Особенность социальной информации в том, что она никогда не теряет ценности. Потеряв актуальность, она становится носителем исторических фактов. Социальная информация имеет непо­средственное отношение к предметной деятельности людей, к социальной практике.

Социальная информация выполняет следующие функции: управленческую, ор­ганизационную, идеологическую, воспитательную, коммуникативную (т.е. по пе­редачи сведений другим индивидам во времени и в пространстве) и отражатель­ную (научно-познавательную). Все эти функции неразрывно связаны друг с другом и вместе с тем каждая из них имеет свою специфику. Управленческая функция не­разрывно связана с коммуникативной. Именно коммуникативность информации позволяет осуществлять управление. Задача субъекта управления обеспечить наи­большую степень коммуникативности своей информации для объекта управления. Научно-познавательная функция тесно связана и с коммуникативной, и с управ­ленческой функциями. С коммуникативной потому, что значительную часть науч­ной информации человек получает в процессе общения и обмена информации. С управленческой потому, что новые знания приобретаются, как правило, не ради самого знания, а ради управления природными и социальными процессами. С дру­гой стороны, отражательная функция отличается от коммуникативной тем, что процесс связи между объектом и субъектом познания, как правило, обходится без помощи знаков. Идеологическая и воспитательная переплетаются так тесно, что трудно отделить одну от другой. А все вместе функции способствуют выполнению организационной функции.



Существуют разные критерии деления социальной информации. Большинство из них основываются на роли информации, которую она играет в процессе приня­тия решения. В этом случае информация подразделяется на следующие попарно непересекающиеся множества:

На относящуюся к данному вопросу и не относящуюся (соответственно реле­вантная и нерелевантная);

На принятую во внимание и не принятую

Кроме этого, информацию подразделяют на следующие множества:

Входная и выходная;

Командная (с помощью которой субъект управляет системой);

Шумы (ненужная информация, влияющая на управления системой)

Социальную информацию классифицируют по функциям управления дующие типы:

Исходную;

Организационную;

Регулирующую;

Учетную;

Контрольную.

На современном этапе у социальной информация выявлено еще одно - структурообразующее. Данное свойство заключается во взаимном влиянии накопления информации и информационных процессов на структурные характеристики экономики и других ключевых социальных систем.

5. Практические вопросы информационного обеспечения социальной политики и основные её направления

Социальная информация - основа социального управления - включает в себя такие важные для социальной политики понятия, как показатели социального положения и социального развития.

Социальная информация, необходимая для реализации социальной политики, аккумулируется двумя способами:

Сбором статистических данных;

Проведением различных социологических опросов.

Статистические данные представляют собой объективную, независящую от сознания конкретных людей информацию. Данные социологических опросов - это субъективная информация, выражающая отношение конкретных людей к тому или иному явлению.

6. Социальная информация и ее свойства.

Социальная статистика - одна из важнейших сфер приложения статистиче­ского метода - дает количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, их взаимоотношений с государством и правом, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределе­нии благ между ними.

Понятие «социальная статистика» имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности.

Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе.

Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.

7. Функции социальной статистики.

Основные задачи социальной статистики:

Систематический анализ ситуации в социальной сфере;

Анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социаль­ной сферы;

Изучение состава и характеристик статистических и реальных социальныхгрупп;

Изучение уровня и условий жизни населения;

Оценка степени дифференциации всех характеристик уровня и условий жизни населения;

Прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу;

Исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация;

Оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значе­ниям;

Выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов;

Исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.

Социальная статистика разрабатывает специальную методологию получения информации: отбора, измерения, фиксации и агрегирования данных. В ней исполь­зуются различные инструментальные измерительные системы и показатели, кото­рые специализированы для соответствующих социальных структур.

В настоящее время ещё не сложилась общепринятая структура направлений социальной статистики. В одних источниках к наиболее важным относят следую­щие:

Статистика политической системы;

Моральная статистика (девиантного поведения);

Статистика населения и трудовых ресурсов;

Статистика уровня жизни населения;

Статистика здравоохранения и сферы обслуживания населения;

Статистика жилищно-коммунального хозяйства;

Пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения;

Статистика образования; культуры, спорта, досуга;

Статистика состояния окружающей среды и природных ресурсов.

В других источниках к подобным направлениям относят:

Статистику потребления населением материальных благ и услуг;

Статистику уровня жизни;

Статистику труда и заработной платы;

Статистику населения;

Статистику здравоохранения и социального страхования:

Статистику социального обеспечения;

Статистику физической культуры и спорта;

Статистику образования;

Статистику науки;

Статистику культуры;

Статистику средств массовой информации;

Статистику жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания на­селения;

Политическую статистику:

Статистику партийных и общественных организаций;

Судебную статистику;

Социальная статистика использует как количественные, так и неколичественные данные, которые либо можно упорядочивать (измеренные на порядковой шка­ле), либо нельзя упорядочивать (измеренные на номинальной шкале).

Социальная сфера развивается под воздействием множества факторов. Подоб­ные факторы можно разбить на группы факторов, к которым относятся:

Экономические, связанные с уровнем социально-экономического развития страны и каждого конкретного региона, особенностями развития социальной инфраструктуры, характеров и типов собственности на предприятиях, распре­делительных отношений;

Политические, характеризующие сущность и влияние социальной политики на повышение потенциала социальной сферы, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие:

Правовые, обусловливающие законодательные нормы правоотношения и области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населе­ния;

Культурные, определяющие воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их ре­гиональных особенностей на социальные отношения;

Природно-климатические, подчеркивающие особенности естественной среды обитания населения и экологическую ситуацию в регионе и влияющие на стандарты и образ жизни населения;

Социально-демографические, учитывающие численность населения по социальным группам и их половозрастной состав, рождаемость и смертность, ми­грацию, занятость, профессионально-квалификационную структуру:

Национально-этнические, определяющие воздействие на социальные процессы в обществе и регионе национального менталитета, интересов, традиций и обы­чаев;

Социально-психологические, представляющие особенности проявления в со­циальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок.

Показатели социального положения и социального развития являются сово­купностью объективных и субъективных показателей, отражающих эффектив­ность социального воспроизводства населения, социальные предпочтения, нрав­ственные ценности и установки людей, получаемые путем анализа социальной статистики и в ходе опроса жителей региона и экспертов, а также показателями, характеризующими стороны наиболее острых, нерешенных в регионе проблем. Особую группу показателей составляют нормативные показатели перспективно­го развития социальной сферы, добываемые в ходе экспертных опросов и из нормативных документов.

Вся система данных показателей может быть разбита на восемь разделов:

9. Социально-демографический (динамика численности населения, включая по­ловозрастную характеристику, рождаемости, смертности, средней продолжи­тельности жизни по различным половозрастным, профессиональным и регио­нальным группам, численности семей, их состава, брачностно разводимое миграции и характеристика мигрантов, пороговые значения социально-демографических показателей).

10. Социально-трудовой {характеристика трудовых ресурсов и их расстановки, потребностей общественного производства в рабочей силе, динамика занято­сти" и характеристика безработицы населения, условия труда, оплата труда, по­роговые значения безработицы, деградации трудового потенциала). Уровня и качества жизни населения (динамика денежных, реальных, средне­душевых доходов, потребления товаров, денежных сбережений, соотношения платежеспособного спроса и предложений товаров и услуг, с учетом диффе­ренциации по группам и типам семей, социальные пособия, пороговые значе­ния уровня и качества жизни населения).

11. Жилищного обеспечения населения (характеристика жилищного фонда по ти­пу, метражу, принадлежности, благоустройству, потребности улучшения усло­вий проживания, пороговые значения жилищных условий).

12. Здоровья населения и здравоохранения (динамика заболеваемости и ее харак­теристика, причин смертности, инвалидности, характеристика медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

13. Народного образования, культуры, информационных услуг (динамика количе­ства обучающихся, посещающих дошкольные и внешкольные учреждения, ха­рактеристика образовательной инфраструктуры и инфраструктуры культуры, кадрового потенциала, пороговые значения образовательных и культурных показателей).

14. Экологической и социальной безопасности (динамика показателей чистоты воды, воздуха, вредных выбросов, материальных затрат на обеспечение эколо­гической безопасности, преступности, пороговые значения экологических по­казателей и показателей криминогенности).

15. Социально-психологического самочувствия населения (социальные удовле­творенность, ущемленность, тревожность, напряженность, толерантность, конфликтность).

16. Система региональных социальных показателей хороший инструмент, позво­ляющим обеспечить потребности региональных органов управления в информа­ции, характеризующей различные стороны социальных условий.

1. Виды социальной информации и их характеристика

2. Формальные и неформальные коммуникации. Их достоинства и недостатки

4. Типообразующие признаки документов

5. Основные исторические этапы документирования информации

6. Определение понятия документ, основные свойства документов и их отличительные признаки.

7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации.

8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации. 10). Классификация электронных документов.

1 1. Типо-видовая структура документальных потоков. Типы литературы.

12. Основные виды научных документов

13. Основные виды производственно-практических документов

14. Основные виды справочных документов I 5. Основные виды учебных документов

16. Основные виды официальных документов 1 7. Основные виды патентной документации

18. Стандарты. Их классификация и особенности функционирования в системе технических коммуникаций.

19. Особенности научно-популярной литературы

20. Деловые документы и их разновидности

21. Артефактные документы, их виды и особенности

22. Ценностные свойства документов

23. Социально-экономические факторы, определяющие значимость ПД

24. Формирование документального шлейфа в процессе научной деятельности

25. Создание и распространение документов на этапе конструкторской деятельности

26. Документальный ноток, сопровождающий производственную деятельность

27. Рост объема документального потока

28. Старение информации и документов

29. Полупериод жизни документов (определение понятия, методика расчета) 30.Концентрация и рассеяние документов в документальном потоке

3 1. причины вызывающие рассеяние статей из периодических изданий.

32. Информационно активные и информационно пассивные области науки и отрасли

техники (определение и примеры)

33.Цели изучения документального потока

34. Библиографические исследования документального потока и сферы их применения

35. Индикаторы, используемые в ходе информационных исследований .

36. Информационная база информационных исследований

37. Информационные исследования документального потока и цели их применения в информационно-библиотечной сфере.

38. Информационные исследования документального потока и цели их проведения в социальных , гуманитарных и естественных науках.

39. Методы проведения библиографических исследований

40. Вторичный документальный поток и особенности его формирования.
1. Виды социальной информации и их характеристика

1) Биологическая

2) Машинная

3) Социальная

Данные – неупорядоченный массив

Информация – осмысленные данные

Знания – принадлежит только человеку .

2. Формальные и неформальные коммуникации . Их достоинства и недостатки

В зависимости от канала передачи инф - ции коммуникации делятся на :

Формальные (документальные ) – используют систему печатных изданий .

Не формальные (не док .) – устанавливаются между участниками путём личного контакта


Свойство коммуникации

Док

Не док

Доступность

+

-

Доказательность , доступность , точность сведений

+

-

Сохранность авт . права .

+

-

Сохранность во времени и передача в пространстве

+

-

Возм . многократного использования

+

-

Избирательность , адресность сообщения , выбор стратегии в соответствии с уровнем подготовленности пользователя

-

+

Возможность обратной связи

-

+

Оперативность передачи

-

+

Эмоц . окрашенность

-

+

3. Функции документа в обществе .

1) Функция памяти – закрепление , хранение и передача во времени и пространстве знаний , соц . опыта и культурных традиций

2) Коммуникативная функция – общение автора документа и его пользователя

3) Правовая – способность документа предоставить информацию необходимую для подтверждения каких - либо фактов или событий .

4. Типообразующие признаки документов

Широта или узость тематики док - та

1) макро док - ты

2) микро док - ты

3) средняя широта охвата тематики

Структура док - та

1) со свободной структурой

2) с жесткой структурой

3) полужесткая

Сложность языка

1) сложный

2) простой

3) средний

5. Основные исторические этапы документирования информации

1) Предметный этап – предметы окружающие первобытного человека символизировали окружающие понятия и даже выражали мысли .

2) Пиктографический этап – упрощение , систематизация рисунков и превращение их в орфографические знаки .

3) Иероглифическое документирование – сохраняется только отдаленное сходство с самим предметом

4) Фонетическое документирование – соответствие каждой фонеме или звука определённой графемы или знака .

6. Определение понятия документ , основные свойства документов и их отличительные признаки .

Документ (ИСО ) – любая записанная информация , которая может быть использована как единица в документальном процессе . В информационной сфере – документ – этосоц . информация , зафиксированная на любом носителе , в целях её хранения , преобразования распространения и использования .

Св - ва док - тов :

1) Атрибутивность – наличие неотъемлемых слогаемых , без которых документ существовать не может . Слогаемые – единство материального носителя и заключённой в нём информации .

2) – предназначенность для передачи информации во времени и пространстве .

3) Структурность – наличие в документе взаимосвязанных элементов .

7. Разновидности документов по особенностям знаковой формы закрепления информации .

1) Читаемые документы – произведения письменности на естесств . и искусств . языках

2) Иконические док - ты – документы несущие образы

3) Идеографические док - ты – документы использующие условные обозначения .

4) Символьные док - ты – существующие в 3 х измерениях

5) Аудиальные – аудио

6) Визуальные – фильмы

8. Разновидности документов по способу распространения в обществе

1) Опубликованные – прошли редакционно издательский цикл и изданы сравнительно большим тиражем .

2) Не опубликованные – не проходили ред . издательский цикл и изданы в небольшом кол - ве экземпляров .

3) Промежуточные – препринты – предварительные публикации рассылаемые специалистами тем коллегам , в мнении которых они заинтересованы . Репринты – копия публикации , которую учёный рассылает по просьбе своих коллег .

4) Непубликуемые – для узкого круга пользователей и как правило , имеющие распространение в рамках отдельных организаций и фирм .

9. Разновидности документов в зависимости от отношения к фиксируемой информации .

1) Первичные – непосредственно фиксируют результаты проф . деятельности в новые знания .

2) Вторичные – результат аналитико - синтетической переработки содержания первичных док - тов

3) Смешанные – аналитические обзоры – результат анализа и синтеза информации заимствованной из чужих первичных элементов и проф . деятельности его афтора .

10. Классификация электронных документов .

По наличию печатного эквивалента :

1) Эл . издание воспроизводящее соотв . печатное издание .

2) Не имеющее печатного эквивалента

По технологии распространения

1) Локальное эл издание , выпускающееся в виде определённого количества идентичных экземпляров на переносимых машиночитаемых носителях

2) Сетевое эл издание , доступное потенциально неограниченному кругу пользователей

(через коммуникационные сети )

По хар - ру взаимодействия пользователя и эл . издания

1) Детерминированное : параметры , содержание и способ взаимодействия определён издателем и не может быть изменён пользователем .

2) Недетерминированное (интерактивное ): параметры , содержание и способ взаимодействия прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами , целью , уровнем подготовки и тп . на основе информации и с помощью алгоритмов определённых издателем .

11. Типо - видовая структура документальных потоков . Типы литературы .

Тип лит - ры – исторически сложившаяся совокупность произведений , кот . отличаются от других по характеру материала , стилистическим особенностям языка и по композиции .

Каждому типу лит - ры соответствуют свои виды док - тов .

Вид док - та – это форма представления в нём информации .

6 основных типов литературы :

1) Официально - документальная

2) Научная

3) Производственно - практическая

4) Учебная

5) Справочная

6) Научно популярная

Введение...................................................................................................................2

1. Источники и виды социальной информации...................................................4

2. Методы и средства получения, обработки и хранения информации. Технические системы информационного обслуживания субъектов управления...............................................................................................................9

3. Социологические исследования как источник получения управлен-ческой информации............................................................................................................16

Заключение.............................................................................................................20

Список используемой литературы.......................................................................22

Введение

Цель настоящей работы состоит в исследовании информации в системе социального управления.

Актуальность темы обуславливается тем, что информация стала рассматриваться как универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и мнений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. 1

С развитием производства и ускорением темпов развития общества информация приобрела свойства товара и стала объектом рыночных отношений, значимость которых потребовала их правовой регламентации.

Термин «информация» уже более 50 лет используется в журналистике, где он выступает одной из центральных и наиболее общих категорий. Кроме того, математические методы теории информации используются в физике, химии, географии, геологии и ряде других наук о неживой природе. Информационные идеи применяются в биологии, где предполагается, что само появление жизни было связано с преобразованием генетической информации; в психологии, физиологии нервной высшей деятельности, педагогике. Особое место понятие «информация» заняло в длинном ряду социальных наук – теории управления, экономике, политике и т. д

Приступая к изучению курса, прежде всего нужно ознакомиться с важнейшими понятиями, для того, чтобы иметь представление о чем идет речь.

Социальная информация – ориентирующее знание о состоянии социальной системы, процесс обеспечения информационных потребностей общества на основе применения информационных технологий.

Информация – это ценнейший интеллектуальный ресурс в системе жизнеобеспечения общества, важнейшая часть его интеллектуальной собственности, доля которой постоянно возрастает. Можно сказать, что информация – это инфраструктура интеллектуальной собственности, ибо интеллектуальная собственность берет, начало с информации как фундаментальной базы.

Особенно велико значение информации (процессов ее сбора, хранения, переработки и использования) в управлении общественными делами, социальными процессами.

Достоверная информация необходима для всех этапов управления: постановки целей, оценки проблемной ситуации, принятия управленческих решений, для организации и регулирования управляющей системы.

Субъект управления также должен быть информирован о результатах выполнения принятых решений, на основе чего он корригирует прошлые решения и принимает новые, с учетом допущенных ранее просчетов и неоптимальных действий. Поэтому сбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

    Источники и виды социальной информации

Информация классифицируется по различным основаниям: 2

Сферам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная);

Источникам поступления (внутренняя и внешняя);

Материальным носителям (бумажная, электронная, электрическая);

Формам носителей (средства массовой информации – радио, телевидение, печатная – книги, газеты, журналы);

Периодам использования (условно-постоянная – справочная, нормативная и переменная – оперативные сведения);

Видам основных функций управления (прогнозная, организационная, контрольно-учебная, регулятивная);

Характеру представления (количественная и качественная).

Не всякое знание может рассматриваться как информация, для понимания ее сущности большое значение имеет ее смысловое содержание.

К информации и информационному обеспечению обычно предъявляются определенные требования:

1) полнота – отражение в полной мере управляемых процессов;

2) достоверность – формирование на основе объективных данных;

3) оперативность – поступление в сроки, достаточные для принятия своевременного решения;

4) недопустимость неиспользуемых сведений («шума»), осложняющих принятие решений;

5) прозрачность – невозможность различных толкований;

6) экономичность затрат при сборе информации, максимально возможная сохранность, наибольшее агрегирование (сжатие) при передаче на более высокий уровень управления.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной.

Для осуществления управленческих функций необходима научная информация, причем ее характер зависит прежде всего от специфики объекта управления, от задач, которые перед ним поставлены, а также от компетенции управляющего субъекта.

Если объектом управления выступает общество в целом, а решение предусматривает преобразование его существенных сторон, необходима комплексная информация о состоянии всех сфер общественной жизни: экономической, социально-политической, духовной, семейно-бытовой.

Если речь идет об управлении какой-то отдельной сферой жизни общества, то информация должна отражать, прежде всего, состояние этой сферы. Скажем, для управления экономикой преимущественно необходима производственно-экономическая информация, политической сферой – политическая информация и т. д.

Управление любой сферой общественной жизни, любым объектом есть и организация труда людей – непременных компонентов любой общественной системы. Поэтому управление обязательно предполагает сбор и переработку социальной информации, касающейся состояния отношений больших групп людей – классов, наций, производственных и иных коллективов, а также отдельных личностей.

Например, управляя производственно-технической деятельностью какого-либо предприятия, важно располагать данными о состоянии присущего ему «социального микроклимата», то есть о людях, которые работают на данном предприятии, о сложившихся между ними отношениях.

Специфическая, причем зачастую весьма сложная и разносторонняя, информация необходима в административно-правовом управлении, призванном регулировать организацию, полномочия и ответственность распорядительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц, а также определять права и обязанности граждан и организаций в различных областях исполнительно-распорядительской деятельности.

Информация, используемая в управлении общественными системами, являет собой сложную совокупность, взаимодействие различных информационных потоков:

Исходная информация, необходимая для выработки и принятия управленческих решений;

Сами решения, или управленческие команды, предопределяющие организацию управляющих и управляемых систем;

Регулирующая информация, представленная различного рода параметрами, нормативами, законами, инструкциями, технологическими картами и т. д.;

Оперативная информация, поступающая в процессе функционирования системы и характеризующая ее состояние;

Внешняя информация, поступающая от других систем, коммуникационно (функционально или структурно) связанных с данной системой; контрольно-учетная информация, характеризующая течение и результаты работы системы.

Отобрать из многообразия информации данные, имеющие для управления существенное значение, – важная и трудная задача.

Всю информацию можно подразделить: 3

1) на потоки внутри данной системы, между ее компонентами (внутренняя информация);

2) потоки информации, циркулирующей между данной системой и внешней средой, с которой она состоит в функциональных связях (внешняя информация).

Информация внутреннего порядка обеспечивает взаимодействие между звеньями системы, объединяет их в единое целое, обеспечивает их движение к стоящей перед системой общей цели. Информация внешнего порядка устанавливает коммуникации данной системы с другими системами, оказывающими на нее различного рода воздействие.

Особенно большое значение имеет циркуляция информации между объектом и субъектом управления. Информация этого рода включает два типа потоков: потоки, циркулирующие по каналам прямой связи – от субъекта к объекту (прямая информация); потоки, циркулирующие по каналам обратной связи – от объекта к субъекту (обратная информация).

Надлежащая организация прямой информации обеспечивает своевременное и качественное поступление на объект различного рода (исходных, корригирующих, контролирующих и т. д.) команд со стороны субъекта, а обратной информации - поступление в субъект данных о состоянии объекта и достижении (или недостижении) поставленной перед ним цели.

Оптимальным течение информационных потоков является в том случае, когда при минимуме первичной объективной информации достигается максимум полезной для управления информации, в результате чего обеспечивается эффективное функционирование системы.

Решить задачу оптимума информации весьма трудно, поскольку социальные системы вследствие их многокомпонентности и разнообразия внутренних и внешних взаимодействий являют собой широкую сеть альтернатив, причем не столько равновероятностных, сколько разновероятностных.

Естественно, что оптимальное количество информации об общественной системе представляется в натуральном выражении достаточно большим. К тому же часть информации, поступающей от объекта к субъекту, теряется, часть искажается в результате ряда помех не только технического порядка, но и психологического, поскольку выбор сообщений для передачи, а также прием сообщений человеком облекаются в субъективную форму и в определенной мере зависят от его личного опыта, компетентности, психических особенностей.источниках экономической и социальной информации . Данной теме посвящены статьи... Беларуси представлена тремя видами социальных программ: социального страхования; социальной помощи и социального обслуживания» со следующей...

  • Освещение социальной работы в СМИ

    Реферат >> Социология

    Интернета к массовой коммуникации, которая является видом социальной деятельности, имеющей субъект, объект, определенную... . – 2007. - № 5. – С. 18-22. Интернет-источники 44. Агентство социальной информации . www.asi.org.ru ...

  • Социально -культурная деятельность (2)

    Учебное пособие >> Социология

    Объединению людей, занимающихся конкретным видом социально -культурной деятельности. Источником и благоприятной средой для возникновения... необходимой информации , приобретение тех или иных умений и навыков; способствует имитации различных видов социальной ...

  • Реферат >> Социология

    Общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и... к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений...

  • Социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

    С позиций информационного подхода к социальной информации следует относить информационные модели, которые определяют хотение, опасение, намерения, информационные и реальные действия отдельных людей по отношению к человеческому (социальному) окружению; интеграция этих моделей в социальных системах различной величины и сложности; отражение интегрированной сложности общественной модели в индивидуальном сознании. Далее следует коррекция социальных моделей, как на нижнем, так и на верхнем, уровнях информации - люди меняют своё поведение в зависимости от смены идей, законов, правил, а смена идей, законов, правил происходит с учётом изменившегося поведения людей.

    Поскольку люди объединены в группы, то существует групповая социальная информация - социальная информация семьи, нации и общечеловеческая социальная информация. Соответственно существует хотение, опасение, намерение информационное и реальное действие семьи, нации, человечества в целом.

    Собственно хотение, опасение, намерение, информационное и реальное действие являются социальной информацией в описании с помощью тех или иных информационных средств. В своём реальном бытии эти феномены получают иной и различный статус как информационный акт вида: «модель - реальность - ответ (ДА или НЕТ)».

    Виды социальной информации

    Сфера социальной деятельности

    Вид социальной информации

    Промышленное и сельскохозяйственное производство

    Производственная, техническая

    Искусство и художественное творчество

    Эстетическая

    Спортивная

    Политика

    Политическая

    Массовое информирование и пропаганда

    Массовая, популярная, публицистическая

    Образование

    Педагогическая

    Управление

    Управленческая

    При этом для общества можно выделить некоторую информацию, имеющую для его членов наибольшее значение. Такая информация называется социально значимой .

    Социально значимая информация – это информация, включающая в себя помимо всего следующие сведения:

    О состоянии экономической сферы;

    Об интересующих значительное количество людей событиях общественной жизни внутри страны и за рубежом;

    О деятельности политических партий и движений, лидеров общества и государства;

    О рынке труда и капитала и т.д.

    В общем виде социально-психологическая информация – это преломленная в субъективном пространстве сознания социально значащая тема, ставшая социально-психологическим феноменом, объединяющим семантику, эстетику и энергетику. Социально-психологическая информация имеет свое собственное информационное пространство, сформированное из специфических информационных полей, коррелирующее с иными пространствами и полями (социальными и психологическими).

    «Информационный обмен в социальных системах основан на взаимодействии, т.е. на процессе взаимного (совместного) воздействия – непосредственного или опосредованного – объектов (субъектов) друг на друга, порождающего их взаимную обусловленность и связь».

    На уровне социальной информации психологическая информация трансформируется во взаимодействие многих, по крайней мере, - двух индивидов, и получает иные обозначения величин социального действия, иную размерность и иной язык описания, хотя «на стыке» этих разных наук возможно взаимопроникновение терминов. Большинство людей руководствуется в социальных взаимодействиях «здравым смыслом», в составе которого научная социальная информация занимает очень скромное место. Собственно «здравый смысл» и следует понимать как подлинную социальную информацию, поскольку всё течение жизни людей определяется ею, а не степенью приобщённости к научному знанию, даже там, где научное знание составляет значительную компоненту «здравого смысла».

    Внутри каждой группы социальная информация имеет различный потенциал «напряжённости» информационных процессов - члены семьи имеют различный статус и субординацию с разной мерой ответственности; нация делится на социальные слои со своей специфической информацией; общечеловеческая информация оказывается интегрированной, составленной из национальных информационных блоков; и вся эта конструкция пронизана индивидуальной человеческой информацией с индивидуальным потенциалом хотения, опасения, намерения и действия.

    Социальная информация , находящаяся в информационных центрах различных по уровням всеобщего, является «слепком» с интегрированной информации, включающей в себя все нижележащие уровни социальной информации, и одновременно подверженной воздействию общечеловеческого уровня социальной информации. Этот слепок может быть самой разной степени «чёткости».

    Отдельный человек обладает своим собственным социальным опытом, то есть индивидуальным массивом информации, и сведениями о социальном опыте группы, к которой он принадлежит, нации, к которой он принадлежит, сведения о социальном опыте всего человечества. Индивидуальный социальный опыт может быть оценен как энтропия, как культурный феномен, и измерен, то есть, оценен как количество информации большее или меньшее в сравнении с социальным опытом другого человека в группе, нации, во всём человечестве. Оценка культурного (информационная энтропия) потенциала отдельного человека происходит без детализации, интуитивно, - результат выражается в виде полярной оценки: «свой-чужой».