"Умываю руки": значение фразеологизма и его происхождение, примеры. История происхождения выражения «умывать руки»


Нередко в нашей речи встречается и выражение «умывать руки». Произнося это, подразумеваем устранение и отказ от ответственности за что-либо. Стоит отметить, что у этого словосочетания, пришедшего к нам также из Библии, довольно любопытная история. Согласно евангельской легенде эти слова были произнесены Понтий Пилатом. Римский наместник пытался спасти от казни Иисуса, в чью вину он не верил. Толпа требовала его смерти и была готова на бунт. Понтий Пилат, отдав решение о судьбе Иисуса на откуп врагам, умыл руки перед толпой и сказал: «не виновен я в крови праведника» (Евангелие от Матфея).

Умывание рук в то время было своеобразным обрядом. Такой ритуал свидетельствовал о непричастности человека к какому-нибудь неблаговидному событию и нежелании в нем принимать участие. Пилат призывал народ помиловать Иисуса. Но увидев, что все его мольбы бесполезны, умыл руки. Тем самым он показал свою непричастность к дальнейшей судьбе Мессии.

Однако, какое отношение отказ от ответственности имеет к мытью рук? В Библии, в книге Второзаконие, говорится о ритуальном омовении рук. Если в то время находили убитого человека, а убийца не был известен, то старейшины ближайшего города должны были принести в жертву корову, не носившую ярма и омыть руки над ее головой, произнося при этом слова: «Руки наши не пролили крови сей, и глаза наши не видели; Очисти народ Твой, Израиля, который Ты, Господи, освободил, и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови».

Однако широко известно выражение «умыть руки» стало благодаря событию, описанному уже не в Ветхом, в Новом Завете. Когда первосвященники и старейшины иудейские захотели казнить Иисуса Христа им пришлось привести Его к римскому наместнику.Иудея тогда находилась под властью Рима и смертный приговор мог вынести только римский прокуратор Понтий Пилат.

Пилат допросил Иисуса и выслушал обвинения, которые против Него выдвигали. Он понимал, что Иисус ни в чем не виновен, а казнить Его хотят из зависти. К тому же жена Пилата просила не причинять зла Иисусу.

В то время существовал обычай в праздник Пасхи отпускать на свободу одного заключенного. Понтий Пилат, не желая казнить Иисуса, предложил освободить Его. Но старейшины возбудили народ и требовали, чтобы был отпущен известный разбойник и убийца Варавва, а Иисус распят на кресте. «Какое же зло сделал Он»? – спрашивал Понтий Пилат. Но толпа, подстрекаемая старейшинами, кричала и требовала распять Христа. Пилат увидел, что все его доводы не имеют никакой силы. Тогда он публично решил снять с себя ответственность за осуждение Христа. Он умыл свои руки перед народом и сказал: «Невиновен я в крови праведника Сего; смотрите вы». На что народ иудейский ответил ему: «Кровь Его на нас и на детях наших». После этого, согласно требованию толпы, Пилат освободил Варавву, а Иисуса повелел распять на кресте.

Если человек не желает принимать участие в каком-либо деле, особенно если это дело неприятное и чревато для него, то он может воспользоваться фразой - "Я умываю руки". Что означает - я отстраняюсь, не желаю участвовать в этом, не хочу брать ответственность на себя за это. А если уж буквально, то - мои руки чисты.и я не запачкаю их.

Присхождение.


Начало этого выражения следует искать в Библии, где описываются попытки Понтия Пилата спасти жизнь Иисуса.

Особой вины он за ним не чувствовал, но толпа требовала и Пилат, вынужденный пойти ей навстречу, и все-таки, не желая быть причастным к его казни, так сказать, "умыл руки".

По старому ритуалу он перед народом обмыл свои руки водой, говоря тем самым: " Мои руки чисты, и к смерти этого человека я не имею никакого отношения".

Руки может быть и были у него чисты, а вот совесть свою не омоешь.

Что за ритуал омовения рук?

Это еврейский обряд, представляет собой своеобразную клятву о том, что ты чист и не участвовал в грязном деле. Например, когда находили жертву убийства и виновник не был установлен, то рекомендовалось совершить этот обряд над этой жертвой, показывая тем самым, что среди присутствующих нет убийцы.

Ритуал омовения есть во многих религиях.

  • У мусульман омовение рук перед намазом.
  • В православии перед Литургией священники омывают руки трижды.
  • В синтоизме(Япония) - ритуал омовения не только рук, но и рта.

Здесь можно узнать.

Когда человек говорит: «Я умываю руки», - значение фразеологизма предполагает, что он складывает с себя какие-то полномочия. Может быть и так, что он признает свою неспособность исправить ситуацию. Мы разберемся в тонкостях смысла выражения и рассмотрим его историю.

и Христос (происхождение)

Как и многие другие фразеологизмы, рассматриваемый нами родом из Библии. В Евангелии от Матфея есть такие слова: «Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом». Затем прокуратор произнес: «Невиновен я в крови праведника сего». Этот жест служит символом того, что в данной ситуации сделать уже ничего более нельзя и человек снимает с себя всю ответственность за последствия.

В фильме Бортко «Мастер и Маргарита» и кинокартине Мэла Гибсона «Страсти Христовы» эпизод с Понтием Пилатом присутствует. Режиссеры любят его, видимо, за драматизм.

Такова история выражения «умывать руки». Происхождение теперь не представляется тайной читателю.

Когда люди предпочитают умывать руки?

С происхождением ясно, а смысловые оттенки все еще остаются загадкой. Человек умывает руки и тем самым снимает с себя ответственность, бежит от нее? Не совсем. Для иллюстрации обратимся к примеру.

Незадачливый автомобилист приезжает к механику с извечной жалобой: «Стучит». Тот отвечает: «Посмотрим». И так продолжается несколько раз. После очередного визита механик честно говорит: «Знаете, я умываю руки. Значение фразеологизма приходит мне на ум, как только я вижу вашу машину. А еще я вспоминаю обо всех страстях Христовых разом. Вы уже десятый раз ко мне приходите. Я уже не знаю, что и думать».

Образ измученного неудачливым автомобилистом механика говорит нам: умелец совсем не бежит от ответственности, а наоборот, он делает все, что можно. Но человеческие силы и знания в любой области ограничены. И когда специалист обессилел, он честно сказал клиенту: «Я умываю руки». Значение фразеологизма рассмотрено чуть раньше.

Хорошо ли отказываться от дальнейшей борьбы? Мораль фразеологизма

Здесь могут быть разные ответы, все зависит от ситуации. Мы предлагаем пример, когда умыть руки целесообразно.

Человек сражается уже не первый год с тяжелой болезнью. Все это время его сопровождает один лечащий врач, и тут наступает момент, когда медик говорит родным, что надежды больше нет. Если у них есть другие клиники на примете, то им лучше обратиться туда. Он не знает, что еще можно сделать.

У родных, конечно, горе. Кажется, врач поступил жестоко с ними, отобрав надежду. А может быть, наоборот? Он, образно говоря, сказал им: «Я умываю руки» (значение фразеологизма многим известно) - и не стал вытягивать из них деньги и отбирать у людей время. Они могут распорядиться часами, месяцами, годами жизни больного, как захотят. Может быть, его определят в более дорогую клинику, а может, они всей семьей отправятся путешествовать и проведут отпущенное близкому человеку время с пользой.

Бывает и так, что умывать руки никак нельзя.

Школьник принес домой впервые «двойку» по математике. И родители (конечно, такого не может быть, но все же) сдались без боя и сказали: «Мы умываем руки, живи, как хочешь». Жестоко? О да. Отрадно, что такого не может случиться в реальности. Оценка, даже «двойка», - это не так страшно, поэтому люди не отступают и превращают (при должном усердии и старании ученика) гадкую «двойку» в прекрасную «пятерку».

Тональность выражения

В редких случаях устойчивые, крылатые выражения можно употреблять во время более или менее серьезных встреч. Обратите внимание, врач в примере с тяжелобольным не сказал родственникам напрямую: «Так, я умываю руки» (значение фразеологизма, а также его мораль и оттенки смысла рассмотрены нами уже). Почему он этого не сделал? Потому что если бы такая фраза прозвучала в трагический момент из уст медработника, то обнажила бы бессердечие эскулапа.

Выражение «умываю руки» пригодно к употреблению в кругу хорошо знакомых друг с другом людей (в семье). Отец много сил положил на то, чтобы чадо училось в вузе, но ребенок не желает получать высшее образование. И тогда родитель говорит сыну: «Не хочешь? Не надо! Я умываю руки».